Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области, 1884-1917 гг. Басалаев Анатолий Егорович

Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области, 1884-1917 гг.
<
Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области, 1884-1917 гг. Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области, 1884-1917 гг. Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области, 1884-1917 гг. Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области, 1884-1917 гг. Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области, 1884-1917 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Басалаев Анатолий Егорович. Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области, 1884-1917 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Чита, 2000.- 232 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/2-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Русская православная церковь и начальное образование в России 31

1.1. Начальная школа ведомства православного исповедания в России до 80-х гг. XIX в 31

1.2. Правила и условия организации работы начальных школ ведомства православного исповедания 41

Глава 2. Школы Забайкальской области (1884 -1905 гг.) 67

2.1. Развитие школ области 67

2.2. Типы школ и учебный процесс в них 77

2.3. Преподавательский состав и его подготовка 117

Глава 3. Церковно-приходские школы в 1905 -1917 гг .

3.1. Деятельность школ в 1905 - 1917 гг. 146

3.2. Роль попечителей и населения в жизни школы 184

Заключение 207

Список источников и использованной литературы

Правила и условия организации работы начальных школ ведомства православного исповедания

Таким образом, за годы советской власти система начальных школ ведомства православного исповедания исследователями подвергалась огульной критике. Настоящих исследований не было. И тем не менее, некоторые из них признавали первенство православной церкви в деле народного образования, отмечали широкую сеть церковно-приходских школ и большое количество учащихся в них.

С начала 90-х гг. общественно-политическая обстановка в России изменилась, что дало возможность историкам более объективно подойти к оценке всех аспектов деятельности православной церкви в России, в том числе и в области образования. Защищаются диссертации, появляются монографии, публикуются труды ученых, изданные после 1917 г. в западных странах, в которых начальное церковное образование получает заслуженную оценку, рассматривается в контексте культурно-исторического развития российского государства. К таковым относится исследования М. Р. Зезиной, Л. В. Кошман, В. С. Шульгина, А. В. Карташева, П. Н. Милюкова, Д. В. Поспеловского, П. Сорокина, С. В. Римского.1

Следует отметить, что на региональном уровне эту проблему затрагивают некоторые сибирские исследователи - О. Е. Наумова, А. А. Ипатьева, Л. Н. Харченко, В. И. Косых. Так, в монографии О. Е. Наумовой, в главе "Культурно-просветительская деятельность Иркутской епархии", обозначено четыре направления, основным из которых названо создание и укрепление системы духовного образования. Достоинством работы остаётся то, что автор подчёркивает: в первой половине XIX в. церковные школы "основанные духовенством, являлись основным источником" приобщения населения к знаниям. Правда, автор предлагает не преувеличивать роли церковных школ, поскольку их работу сопровождало немало трудностей

К проблеме церковно-приходских школ обращалась в своей монографии Е.С. Митыпова.2 Можно согласиться с выводом автора о том, что они "не охватывали поголовным и обязательным обучением", однако давали "реальное право выбора для желающих учиться". Далее отмечалось, что сеть церковноприходских школ в России была признана одной из лучших, хотя позже все они будут расформированы советским правительством. Автор косвенно подчеркнув полезность вышеуказанных школ, не оценила их прямо, отметив, что история церковно-приходских школ Забайкалья ещё требует исследования.

К проблеме церковно-приходских школ обращается в своей кандидатской диссертации Л. Н. Харченко. В параграфе первом главы II "Духовная литература и духовное просвещение Прибайкалья в первой половине XIX в." указано на появление в 30-40-е гг. церковно-приходских школ, получивших широкое распространение в сельской местности. Автор отмечает организацию при указанных школах библиотек, состоящих в основном из учебной и нравоучительной литературы, доступной читателям. Для нас представляет интерес первый параграф третьей главы: - "Начальное духовное образование (1861-1917)" - целиком посвященный деятельности церковно-приходских, школ грамоты и миссионерских школ.

Автор отмечает, что церковно-приходские и школы грамоты были созданы в результате целенаправленной политики правительства после 13 июня 1884 г. Отмечается, что благодаря своей дешевизне, эти школы в определенной степени позволяли решить проблему всеобщего начального образования и преодолеть безграмотность. Важным в данной работе является то обстоятельство, что автор объективно оценила их деятельность.

В монографии В. И. Косых, вышедшей в 1999г., в главе "Православная церковь и начальное образование в Забайкальской епархии", рассматривается история открытия церковно-приходских школ на территории Забайкалья, их деятельность, отношение населения к ним и школам грамоты.2 Работа содержит ценный фактографический и статистический материал по интересующему нас предмету. Не претендуя на полноту исследования, В.И. Косых рассматривает их работу до первой Русской революции и в её период. Отметив недостатки, автор дает положительную оценку церковно-приходским и школам грамоты в составе Читинского духовного правления, а затем и самостоятельной Забайкальской епархии. По его мнению, вышеуказанные школы сыграли важную роль в развитии начального образования в крае.

Можно отметить, что тема нашего исследования, несмотря на попытки последних лет дать ей оценку, всё же является "белым пятном" в истории народного образования как в России в целом, так и в Забайкалье. Имеющиеся источники не раскрывают всей системы организации школьного дела в школах данного типа. Ни один из авторов не сделал попытки показать организацию учебного процесса, начиная с начала учебного года и завершая выпускными экзаменами. Нет и содержания преподаваемых предметов. Неоднозначное, противоречивое отношение к церковно-приходским школам и школам грамоты наблюдается и в целом. Особенно это проявляется в критике предметов религиозного цикла, которые были стержнем церковно-приходской школы и школ грамоты. (2279x3406x2 tiff) В настоящее время к роли православной церкви в организации школьного дела в России, да и к предметам религиозного плана, отношение изменилось. Стало понятно, что систему воспитания необходимо строить на православных заповедях, при отсутствии других нравственных ориентиров. Для этого в обществе предпринимаются некоторые попытки. Обращение в исследовании к истории церковно-приходских школ и школ грамоты явится одной из таких попыток. До настоящего времени история народного образования, в том числе и церковного на территории Забайкальской области, ни одним исследователем не раскрыта и нуждается в разработке.

Исходя из степени изученности темы, целью настоящего исследования является изучение истории создания и развития сети школ ведомства православного исповедания Забайкальской области с 80-х гг. XIX в. до 1917г. Выявлением всего того, что может пригодится в настоящее время для организации более продуктивного учебно-воспитательного процесса в современной школе.

Типы школ и учебный процесс в них

Синод так же решал трудные вопросы обустройства школ, обзаведения их собственными зданиями. Так, по России в 1885 г. только 14 процентов школ располагало своими зданиями, хотя и без положенных при них квартир для учителей. Еще 14 процентов школ размещалось в арендованных помещениях, 72 процента бесплатно располагалось в причтовых домах, в церковных сторожках, в частных домах благотворителей.

Забайкальская область продолжала обзаводиться церковно-приходскими школами: в 1886 г. их было открыто три в 1887, 1888 и 1889 - по шесть, в 1890 г. - семь (всего за шесть лет - двадцать восемь школ).

При открытии школ православное духовенство располагало рядом привилегий. Во-первых, если в населенном пункте начинала работать церковноприходская школа, министерская могла быть признана лишней. Если население выбирало для детей школу министерскую, то на это ему требовалось заручиться согласием приходского священника. Во-вторых, последний мог добиться закрытия министерской школы или преобразования ее в церковно-приходскую. Если в селении, не имевшем никакого учебного заведения, жители требовали открытия министерской школы, священник мог затянуть решение вопроса, на долгие месяцы и годы. Епархия боролась за существование своих школ, за преобладающее влияние православной церкви на просвещение и воспитание подрастающего поколения.

В 1885 -1886 гг. на школы Иркутской епархии Синод отпускал лишь временные пособия, содержались они в основном на местные средства так, забайкальские сельские общества, начиная с 1887 г., выделяли на содержание цер-ковно-приходских школ 11260 руб., из которых 8280 руб. приговорами обязывались ежегодно выплачивать 38-и школам. Еще 2980 руб. единовременно были пожертвованы 11 школам на ремонт зданий, покупку учебных пособий и др. В последующие годы Забайкальцы будут оказывать школам существенную помощь (см. Приложение №3).

К примеру: в 1890 г. на 152 школы Читинского духовного правления израсходовано было 32384 руб.69 коп. (в среднем по 215 руб.89 коп. на школу и по 13 руб. 95 коп. на ученика).1 Указанные средства поступили из разных источников: 1000 руб. - пособие от Синода, 1047 руб. - из церковных сумм, 8710 руб. 70 коп. - из средств Православного Миссионерского Общества, 2607 руб. 13 коп. - кружечный сбор церквей г. Читы, 25085 руб. 75 коп. - из сметы земских повинностей по Иркутской губернии и Забайкальской области, 792 руб. 19 коп. - от приходских попечительств, 8554 руб. - на постройку школьных зданий и поощрение лучших преподавателей, 3013 руб. 35 коп. поступили от частных лиц, 6797 руб. 95 коп. составили плату родителей учащихся.2

Выделение средств на постройку школ благотворно сказалось на общей картине оснащения их. В 1890 г. уже 53 процента всех церковно-приходских школ обзавелось собственными зданиями, сократилось количество комнат, жилых помещений и сторожек (с 79 процентов до 30). Число арендованных поме 1 Забайкальские епархиальные ведомости. -1907, №№18,19, - с. 399.

Школы епархии охватывали к этому времени 71.53 процента всех детей школьного возраста (в области их насчитывалось 62 тыс. чел., в том числе 40 тыс. православных).

В министерских школах обучалось 7,52 процента всех детей школьного возраста или 50.5 процента от общего числа учащихся детей. Общее количество начальных школ в Сибири увеличивалось следующим образом: с 1854 по 1888 г.г. было построено 757 начальных училищ, в том числе в западной Сибири -409, Восточной - 315, в Приамурском крае - 33.

Материальное положение школ в 1895 г. было не лучше, чем в 1890: на их содержание выделялось 33345 руб. Таким образом, на одну школу епархии расходовалось в среднем 152 руб., причем на церковно-приходскую около 200 руб., один ученик обходился школе в 7 руб.

В 1895 г. собственные здания имели 57 школ (или 50 процентов от их общего числа). В причтовых домах, церковных сторожках или в бесплатно предоставляемых домах располагались еще 48 школ (или 41 процент от их общего числа), две размещались в наемных зданиях.

Церковно-приходскими, миссионерскими и школами грамоты Забайкальской области до 1894 г., формально заведовал Иркутский епархиальный училищный совет, руководство осуществляло Читинское церковное братство святых Кирилла, Мефодия и Иннокентия иркутского чудотворца.

Согласно примечанию к 22-му параграфу "Правил о церковно-приходских школах", в тех епархиях, где существовало епархиальное церковное братство, заведующее этими заведениями совету братства могли быть предоставлены, по усмотрению архиерея, права епархиального училищного совета.1

Возможность более оперативно руководить церковно-приходскими школами и привела к созданию Читинского церковного братства, начавшего свою деятельность 26 ноября 1885 г. Вдохновителем, организатором и первым его руководителем стал епископ Селенгинский Мелетий, которого сменил епископ Макарий, а 1893 г. братство возглавил епископ Селенгинский Георгий, будущий - с 1894 г. - епископ Забайкальский и Нерчинский.

9 декабря 1887 г. братство выделило из своей среды Читинское уездное отделение Иркутского епархиального училищного совета. Его председателем стал настоятель Читинского Михаило-Архангельского собора протоиерей И. Титов, членами: священник И. Корелин, иеромонах Антоний, директор народных училищ Забайкальской области А. Н. Ситкин, учитель Читинской гимназии И. В. Лебедев, коллежский советники. Л. Беломестнов.

С 1891 г. данное уездное отделение было переименовано в училищный совет. 25 апреля 1894 г. братство утвердило новый устав. В параграфе 8-м устава отмечалось, что отныне заведование церковно-приходскими школами и школами грамоты юной Забайкальской епархии (учреждена 12 марта 1894 г.) возлагается на епархиальный училищный совет. Училищный совет братства просуществовал до января 1895 г.3

Преподавательский состав и его подготовка

В 1905 г. 52 учителя церковно-приходских школ (или 26 процентов от общего числа) имели полное среднее или специальное педагогическое образование. Еще 64 чел. (или 32 процента) получило свидетельство на звание начального учителя или учителя одноклассной церковно-приходской школы "по экзамену". Преподавало в школах 77 чел., "не имеющих свидетельства на звание учителя", семеро определялись как лица, "неудовлетворительно подготовленные к школьному делу", имевшие лишь домашнее образование.3 Уменьшение контингента с полным средним и специальным педагогическим образованием можно объяснить их востребованностью в связи с увеличением количества школ Министерства народного просвещения, в которых материальное положение учителей, условия их труда и быта были более удовлетворительными.

Епархиальный училищный совет волновал невысокий образовательный уровень учителей, недостаточная подготовленность их к педагогической деятельности. В качестве меры, призванной повысить образовательный уровень учителей, расширить их методико-педагогический кругозор и приемы обучения, назывались краткосрочные педагогические курсы, проходившие в летнее время, после окончания учебного года. Их программа вырабатывалась заранее, приглашались на курсы сильные учителя - предметники. Благочинным предписывалось направлять на переподготовку учителей, чей образовательный уровень оставлял желать лучшего. Финансировались курсы духовными консисториями.

В Забайкальской епархии подобные мероприятия прошли в г. Нерчинске 15 июня - 15 августа 1898 г. Подготовка их началась в мае; поначалу епархия выделила на проведение курсов 1250 руб., затем, с увеличением количества учителей - курсантов, сумму пришлось увеличить до 2500 руб. Занятия курсов проходили в здании Нерчинского духовного училища, начались они 16 июня, когда собрались 30 (16 учителей и 14 учительниц) из 44 приглашенных курсантов.

Работали курсанты в следующих учебных заведениях: в воскресной цер-ковно-приходской школе - один, во второклассной церковно-приходской школе - одна учительница, в двухклассной - одна учительница, в одноклассных цер-ковно-приходских школах - 19 учителей и учительниц, шестеро преподавали в школах грамоты, две женщины явились кандидатками на учительские должности.1

Их образовательный уровень был следующим: окончили Иркутское епархиальное женское училище - две учительницы; женскую гимназию - две; женские прогимназии - пятеро (одна имела свидетельство на звание учительницы); двухклассную церковно-приходскую школу - один; двухклассное горное Нер-чинско-Заводское училище - двое; учительскую семинарию - один; духовное мужское училище - трое; Троицкосавское городское училище - один, со свидетельством на звание учителя; четырехклассное горное училище - один; Читинское центральное миссионерское училище - один; школу МНИ - один (имел звание учителя начальной школы). Среди курсантов находились учителя, не сумевшие окончить: женскую гимназию - одна; духовную семинарию - один, от числен с первого курса; мужское духовное училище - двое (оба отчислены из третьего класса); уездное училище - один; мужскую гимназию - один (отчислен из второго класса). Кроме того, присутствовали по одному учителю и учительницы с домашним образованием. Всего свидетельство на учительское звание имели 9 курсантов из 30 собравшихся.

Их преподавательский стаж выглядел так: кандидаты в учителя - двое, работали первый год - двое, отработали один год - 10, два года - 3, три года - 2, четыре года - 2, пять лет - 2, восемь лет - 2, девять лет - 2, десять лет - 1, тринадцать лет -1 чел.1

Подобные курсы повышения квалификации учителей в епархии проходили нечасто: все осложнялось нехваткой средств. В г. Чите курсы прошли в июне - июле 1902 г., руководил ими епархиальный наблюдатель - священник (позже -протоиерей) А. Попов. Занятия начались в здании центрального миссионерского училища, затем, в связи с наплывом курсантов, с 24 июня по приглашению директора мужской гимназии, их перенесли в актовый зал гимназии.2

В 1903 г. курсов не было, однако в отчете за 1902 - 1903 учебный год подчеркивалась их полезность, поскольку учителя, занимавшиеся на летних курсах 1902 г., "ведут дело правильнее и успешнее, чем до курсов".3

Естественно, что такая переподготовка учителей в известной мере положительно воздействовала на их образовательный уровень, обогащала новыми приемами преподавания. С этой целью на курсах работали лучшие учителя -предметники, давались показательные уроки со специально подобранными классами, курсанты готовили рефераты, защищали их. Курсы давали много хорошего, однако переломить ситуацию с преподаванием в церковно-приходских школах они не сумели. Так, в 1903 г. в Забайкальской епархии вновь ощущалась "недостаточная педагогическая подготовка учащих в школах, иногда отсутствие всякого знакомства с общей дидактикой и методиками преподаваниятов" Вероятно, такое определение эффективности преподавательского состава церковно-приходских школ утрировано, однако в целом соответствует положению, сложившемуся с учительскими кадрами.

Синод, определением 15-24 февраля 1896 г. № 179 установил экзамены на звание учителя, надеясь на приход в школы "лучших людей". Претенденту на звание учителя одноклассной церковно-приходской школы нужно было сдавать по полной программе экзамен по истории России. К участию в конкурсе допускались учащиеся первого и второго курса духовных семинарий, третьего класса духовных училищ, имеющих "по предмету отечественная история неудовлетворительные отметки".2

Страдали церковно-приходские школы Забайкальской епархии, от текучки учительских кадров. Более подготовленные из них устраивались на работу в школы Министерства народного просвещения, подыскивали места писарей, письмоводителей, уходили в духовное ведомство и др. Естественно, Забайкальский епархиальный училищный совет пытался каким-то образом заполнить учительские вакансии в школах.

Не лучше была ситуация с учительскими кадрами в школах грамоты. Отметим, что их подбором обычно занимались учредители и приходское духовенство. В идеале учитель виделся православным, знакомым с предметами начальной школы, благочестивым в жизни, быту человеком.

В действительности многое оказалось далеким от идеала. По годовым отчетам Забайкальского епархиального училищного совета видно, что вместе с представителями православных причтов (в основном - псаломщиками) в школах грамоты работали отставные чиновники, военные и даже ссыльные; последнее являлось невозможным для епархий центра России.

Роль попечителей и населения в жизни школы

Инн. Томилин, старо-чиндантцы "не хотят понять значение для успеха дела и здоровья их детей специального здания и мирятся с положением своей школы, 11 лет кочующей по неудобным квартирам, лишь бы избежать расходов на постройку и в той части, какая может упасть на общество при пособии от казны". Судя по всему, церковно-приходские школы испытывали трудности материального характера, общество, и без того задавленное нуждой, ничем не могло им помочь. Открывались новые школы, школы грамоты преобразовались в однокласс-ные церковно-приходские, последние становились двухклассными и др. Однако фактически положение мало изменилось: школы в основной своей массе испытывали нужду во всем - от письменных принадлежностей до собственного здания.

Епархии не удалось отстоять школы грамоты в с.с. Кудея (перестала существовать по причине закрытия прииска), Верхний Жирим (общество отказалось поддерживать ее). Правда, епархии удалось оставить школы грамоты в с.с. Зубарево, Кадахта, Гадымбой, преобразовав их в церковно-приходские.

В 1915-1916 учебном году епархиальный училищный совет то открывал, то закрывал школы своего ведомства. Так, в 1915 г. открылась школа грамоты в с. Калинино Троицкосавского отделения, в Чите открылись одноклассные Иннокен-тьевская церковно-приходская школа и две аналогичные школы для детей беженцев.

В 1915 г. Епархия потеряла 2 одноклассные церковно-приходские школы в с.с. Алгачи и Дешулан, из-за отсутствия поддержки их со стороны прихожан. Судя по всему, они не вошли в систему начальных школ и не финансировались из казны.

Число двухклассных и второклассных школ Забайкальской епархии в 1915 -1916 гг. не изменилось, лишь в Тохторской двухклассной школе был введен шестилетний курс обучения.1

Общее число школ ведомства православного исповедания в епархии в 1914 -1916 гг. держалось на уровне 283 (в 1913 г. - 286), уменьшилось число школ грамоты на 3 . Обучалось 11580 чел. (7903 мальчика и 3777 девочки). В 1915 г. на содержание школ казна отпустила 179395 руб., епархия - 65040 руб. (всего -244435 руб.).2

Материальное положение школ епархии в 1914-1916 гг., особенно в связи с началом первой мировой войны, было незавидным. Трудности чувствовались буквально во всем и, в первую очередь, в снабжении школ учебниками и учебными пособиями, а также и дровами.

Синод и обер-прокурор неоднократно рассылали по епархиям и училищным советам циркуляры, отношения и положения, чтобы каким-то образом поддержать церковную школу. Так, 22 июня 1916 г. Синод объяснил затруднения в снабжении школ в учебниках и учебных пособиях: по его словам, это вызывалось неправильной постановкой дела снабжения и хранения книг на местах. Следующей причиной он назвал небрежное отношение к учебной литературе со стороны учеников, расхищение учебников из классных шкафов.

Циркуляр потребовал от заведующих школами и учителей навести порядок в хранении учебных пособий и учебников.

Другой циркуляр, от 28 июня 1916 г., сообщал, что в связи с резким повышением цен на топливо (дрова), министр земледелия России разрешал на время войны отпускать церковно-приходским школам на эти цели сырой лес за 25 про центов продажной цены.1 Новый циркуляр, от 29 ноября 1916 г., разрешал использовать для отопления вышеуказанных школ деньги из кредита, отпущенного на бесплатное снабжение их письменными принадлежностями.2 Как видно, Синод разными способами старался помочь нуждающимся учебным заведениям своего ведомства.

Даже во время первой мировой войны учителям церковно-приходских школ была предоставлена отсрочка от призыва в армию. Подтверждает это циркуляр Синода от 28 июня 1916 г., разъяснявший, что военный министр сделал распоряжение отсрочить призыв в армию тех учителей, кто сможет предоставить удостоверение епархиального начальства о работе в церковно-приходекой школе.3

Поскольку учителя и учительницы обладали определенным образованием, власти старались задействовать их в различных мероприятиях общегосударственного и местного уровня. Так, в 1916 г. проводилась общероссийская перепись наличия посевов, различного рода запасов (продовольствия, фуража), количества скота. Чтобы эти сведения фиксировались с наибольшей точностью, циркуляр Синода от 21 апреля 1916 г. обязал учителей церковно-приходских школ принимать участие в переписи.

Школа ведомства православного исповедания продолжала свою многотрудную жизнь. Так, на 8 съезде наблюдателей церковно-приходских школ и представителей уездных отделений в сентябре 1916 г. в Чите были разработаны руково-дственные указания по учебно-воспитательной работе священникам - заведующим, законоучителям и учителям церковно-приходских школ и школ грамоты Забайкальской епархии. 16 сентября этот документ утвердил новый епископ Забайкальский и Нерчинский Мелетий.

Похожие диссертации на Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области, 1884-1917 гг.