Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема человека в философии Н. А. Бердяева : (Свобода и объективация) Халим Ханна Асмар

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Халим Ханна Асмар. Проблема человека в философии Н. А. Бердяева : (Свобода и объективация) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1993.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-3/910-1

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется прежде всего тем общекультурным обстоятельством, что современная эпоха, особенно события, происходящие в России, проходят под знаком раскрепощения человека, утверждения его прав и достоинств, под знаком демократизации и гуманизации человеческих сообществ. В этой связи творческое наследие выдающегося русского философа Н.А.Бердяева, получившего мировую известность и признание прежде всего благодаря защите человека, его высокого предназначения и ответственности перед самим собой, обществом и историей, представляется весьма значимым и необходимым для современного общественного сознания.

Степень разработанности проблемы. Тема человека была основной в философии Н.А.Бердяева: "Проблема человека, стала особенно неотложной и мучительной для нас потому, что мы чувствуем и сознаем, в опыте жизни и опыте мысли, недостаточность и неполноту антропологии патри-стической и схоластической, а также антропологии гуманистической, идущей от эпохи Ренессанса." 1

В настоящее время в России наблюдается повышенный интерес к философской культуре русского зарубежья первой половины XX века. Ее духовный опыт и своеобразие мысли переживаются заново. Тем не менее,

1 Бердяев Н.А. Проблема человека.// Путь. Апрель, 1936, No.50. С.4.

избранной нами теме не было уделено специального внимания со стороны ученых. Благоприятный для русской философии исторический поворот таит в себе и серьезные опасности. Это прежде всего возможность поверхностного или неосмысленного приятия всего, что говорили философы этой культуры. Действительное же включение их творчества в историю философии невозможно без трезвого и научного исследования и оценки возвращающегося в Россию духовного, наследия. Все это достаточно очевидные истины. По отношению к большинству русских философов-эмигрантов справедливым будет сказать, что их наследие рассматривается в современных научных исследованиях. До перестройки подобные исследования фиксировали некоторые общезначимые черты мысли и духовного облика соответствующего философа.1 Однако объективно, непредвзято и, возможно, даже сочувственно писать о Бердяеве было трудно, в условиях доминирования одной точки зрения и идеологии. Это была совершенно особая задача, требующая специального исследования и относительно высокой степени интеллектуальной свободы.

Неслучайно, широкое распространение получило сначала гиперкритическое, а затем (чаще всего) односторонне критическое отношение к фило-

См., в частности: БалакиняИ.Ф. Религиозно-экзистенциалистические искания в России начала XX века в книге: "Современный экзистенциализм." - М.; 1966; Кувакин В.А. Христианский экзистенциализм Н.Бердяева и гуманизм. В кн.: "Из истории русской философии XIX

начала XX века - М; 1969; Ермичев А.А. Критика бердяевского персонализма периода его зарождения.// Научн. зап. Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при ЛГУ.

1970; вып.1.

софской позиции Бердяева, что не способствует более глубокому и всестороннему осмыслению его воззрений.

И тем не менее, интерес, который проявляется к творчеству Бердяева, как за рубежом, так и в России, велик.1 Вместе с тем у ученых практически нет специального интереса к идее, которую сам Бердяев называл основной - к идее объективации. Об объективации писали в общей связи его идей только В.А.Кувакин, А.А.Ермичев, Р.Ресслер.

Попутно объективация упоминается в работах Р.Гейта и П.П.Гайден-ко. Специально же эта фундаментальная для философии Н.А.Бердяева концепция еще не изучена. Попытку восполнения этого пробела и предпринимает автор настоящей работы.

Цель исследования - систематическая и целостная историко-философская и текстологическая реконструкция учения Бердяева о свободе и объективации как двух наиважнейших реальностях аутентичного (свободного) и неподлинного (объективированного) существования человека.

. См., в частности: Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. -М:; 19.76; его же: Религиозная философия в России. Начало XX века - М.; 1980; Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева - М.; Знание, 1990. Lowrie D. Rebbellious Prophet: A Life of N.Berdyaev -N.Y., 1960; Coplestone, F. Philosophy in Russia. From Hertzen to Lenin and Berdyaev. L. 1986. Rossler, R.Das Weltbild Nikolai Berdjaews. Existenz und Objectivation. Gottingen, 1956, Cain, L. Berdjaev en Russie. Paris. 1962.

Новейшая библиография работ о Н.Бердяеве представлена в работе Вишняковой О.В. Этика Н.А.Бердяева. (Автореферат дисс. канд. философских наук) М., 1993. С.6.

В соответствии с этой целевой установкой автор ставит перед собой следующие научные задачи:

1. Определить круг основных текстов, в которых разрабатывается Бердяевым указанная проблема.

2. Каталогизировать в содержательной форме главные интуиции и категории, в которых обсуждается Бердяевым проблема свободы и объективации в существовании человека.

  1. Выявить, как в философии Бердяева понимается характер отношений, взаимосвязей, смыслов и перспектив дуализма фундаментальной человеческой свободы и объективации.

  2. Дать авторскую оценку и интерпретацию тем выводам, к которым приходит Бердяев при решении вопросов о судьбе человека, его свободы и объективации, как в метафизическом, так и в историческом аспектах сущес—ювания личности.

Методологические основания. В работе были использованы некоторые существенные приемы и принципы, характерные для историко-философского общенаучного, феноменологического, структурно-системного и текстологического методов исследования.

Апробация работы. Основные положения исследования изложены в сообщении на тему: "Смысл объективации в философии Н.А.Бердяева" на Ломоносовских чтениях в Москве, в 1992 г. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории русской философии философского факультета Московского государственного университета им.Ломоносова 28 июня 1993г. и рекомендована к защите.

Научная новизна работы. К наиболее значимым результам, полученным в ходе исследования и обладающими научной новизной, относятся следующие:

- в диссертации впервые в историко-философской литературе дан
столь специальный, детальный и всесторонний анализ возрений Н.Бердяева
на человеческую свободу и объективацию;

- в диссертации оригинальным образом обобщены положения Бердяе
ва об основных "экзистенциалах" существования личности и дана ре
конструкция понимания им путей и судеб .человеческой свободы, ее мета
физических истоков и качеств;

на основе тщательного анализа текстов сочинений Н.Бердяева в диссертации представлена не имеющая в научной литературе аналогов систематизация сущностных качеств объективации, ее формы и уровней (ступеней);

в исследовании дана самостоятельная и оригинальная интерпретация рассматриваемых проблем, которая обогащает представление о философии Н.Бердяева;

диссертация отличается творческим характером; в ней содержатся собственные соображения автора относительно таких фундаментальных философских проблем, как свобода, объективация, отчуждение, опредмечивание, деобъективация и т.д.; философский и научный интерес представляет его вывод о том, что объективация как универсальный феномен человеческой деятельность не просто двухступенчат и (по преимуществу) негативен, но и позитивен и конструктивен, поскольку может и должен включать в себя третий акт - деобъективацию, возможность для личности распознать себя в объективном посредством творчества, "возвращение" мира и объекта в дух, к подлинности.

Практическая значимость исследования. Материалы и выводы дис-сертации могут быть использованы в научных изысканиях по истории рус-

ской философии, в лекционных курсах по истории философии, русской культуре, в спецкурсах по проблемам философской атропологии.

Положения, выносимые на защиту. Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие обоснованные и аргументированные в диссертации положения:

- в христианском экзистенциализме Бердяева центральным является
вопрос о человеке; при этом основопологающее значение для понимания
всей совокупности проблем философской антрологии имеют идеи свободы,
творчества и объективации;

несмотря на принципиально асистемный, антисциентистский, иррационалистический, интуитивный и экспрессионистский характер философии Бердяева, в ней объективно заложена целостная, глубоко продуманная и поддающаяся текстологической, историко-философской и общенаучной реконструкции концепция человека;

- проблема человека, а также связанные с ней учения о свободе,
творчестве и объективации разработаны Бердяевым на основе глубокого и
творческого усвоения наиболее выдающихся достижений древнегреческой и
христианской мысли, западноевропейской и русской историко-философской
традиции. Это усвоение было столь оригинальным и плодотворным, что вы
двинуло русскую философию на мировой уровень.

Вместе с тем открытый, творческий, яркий и смелый поиск Бердяевым решения фундаментальных философских вопросов позволяет столь же безбоязненно и творчески переосмысливать выдвинутые им положения, развивать его интуиции, которыми столь богато духовное наследие этого выдающегося русского философа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, в которой указаны издания, прямым или косвенным образом использованные при написании работы.

Похожие диссертации на Проблема человека в философии Н. А. Бердяева : (Свобода и объективация)