Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема человека в философии И. А. Ильина Дудина Ирина Анатольевна

Проблема человека в философии И. А. Ильина
<
Проблема человека в философии И. А. Ильина Проблема человека в философии И. А. Ильина Проблема человека в философии И. А. Ильина Проблема человека в философии И. А. Ильина Проблема человека в философии И. А. Ильина Проблема человека в философии И. А. Ильина Проблема человека в философии И. А. Ильина Проблема человека в философии И. А. Ильина Проблема человека в философии И. А. Ильина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дудина Ирина Анатольевна. Проблема человека в философии И. А. Ильина : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 : Мурманск, 2003 200 c. РГБ ОД, 61:04-9/242

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Общетеоретические и методологические основы философской антропологии И.А.Ильина 23

1.1. Отечественные истоки философского мировоззрения И. А. Ильина 23

1.2. Западноевропейские источники философии И. А. Ильина 50

1.3. Общеметодологические основы философской антропологии И.А.Ильина 84

Глава 2. Концепция человека в философии И.А.Ильина 106

2.1. Духовность как способ подлинного человеческого бытия в философии И. А. Ильина 106

2.2 Учение И. А. Ильина о тройственной природе человека 142

2.3. Трагизм и гармония человеческого бытия в мире 160

Заключение 180

Библиографический список

Использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема человека - одна из важнейших теоретических проблем в истории русской философии. Она выступает сквозной темой, проходящей в различных формах через все этапы отечественной философской мысли, начиная с X века. Каждая эпоха вносит новое видение этой проблемы, поскольку постоянно изменяется как сам человек, так и совокупность условий и содержание его жизни, ценности, идеалы, устремления. Но в любое время "тайна" человека сохраняла свое значение и, входя в содержание всех значительных философских систем, означала не просто продолжение определенной традиции, но прежде всего выявление меняющихся аспектов и исторических перспектив человеческого бытия.

Историками философии замечено, что проблема человека становилась предметом наиболее углубленных теоретических изысканий, философских исследований и раздумий в переломные эпохи истории человечества - эпохи глубоких кризисов и перемен миропорядков, социальных взрывов и научно-технических скачков. Именно тогда усиливался интерес к человеку, к поискам смысла жизни, истинных ценностей, Вечного и Абсолютного, всего того, что составляет основу жизни и из чего человек может черпать силы, утешение, надежду.

Российское общество в начале XXI века - на перепутье. Чтобы преодолеть глубинные кризисные явления, реформированию подвергаются все сферы общественной жизни: экономика, политика, государственность, политическая система, право, культура... Но никакие реформы не смогут автоматически преобразовать общество в сознательное, нравственное, духовное. Никакие "внешние реформы" не спасут общество сами по себе, независимо от внутреннего, духовного изменения человека. Отношение же к человеку в нашей стране на протяжении многих десятилетий можно образно выразить безнадежным возгласом старика, оставленного в покинутом, едва не

заколоченном доме, - "человека забыли!". Социологизаторская ориентация советского государства привела к тому, что человека рассматривали как резервуар групповых, классовых, профессиональных воплощений, который исчерпывается ролевыми функциями. Однако человек есть прежде всего личность с неповторимым внутренним миром, со своими ценностями, идеалами, с отношением к миру, к себе самому и к себе подобным. Без уважения к личности как таковой, без ее суверенитета, без приоритетности "отдельного" человека, без терпимости к человеческим склонностям, дарованиям и "слабостям", нормального, гуманитарного общества построить невозможно.

В этой ситуации общественной жизни все более настойчиво ощущается потребность в философской теории, осмысливающей человека во всей совокупности насущных аспектов его бытия. Человеку, а особенно нашему соотечественнику, сегодня необходимо глубже познать самого себя, найти прочные и верные социально-нравственные ориентиры в быстро меняющемся мире, яснее увидеть свои жизненные цели, осознать возможности и перспективы.

Со всей очевидностью напрашивается сравнение современной российской действительности и ситуации в России на рубеже XIX - XX веков. И тогда, и сегодня положение в стране определяется философами, социологами, политологами как излом культуры, духовный кризис. Поэтому не случайно начало XX века в философии характеризуется так называемым антропологическим поворотом, вызванным потребностью осмыслить ту катастрофическую ситуацию тотальной незащищенности человеческой жизни, которая ощущалась и во время первой мировой войны, и во время русских революций, и, особенно, после установления Советской власти в России.

Русские философы начала XX века глубоко исследовали проблему прав человека, свободы личности, смысла человеческого существования в условиях современной цивилизации, критически проанализировали утопические проекты "переустройства жизни", "изменения природы человека" и т.д. Именно поэтому некоторых из них, например, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, Л. Шестова, И.А. Ильина по праву считают предшественниками европейского экзистенциализма. Но если идеи таких известных мыслителей Русского зарубежья, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Г.Г. Шпет, П.Б. Струве уже прочно вошли в оборот отечественной историко-философской науки, то жизнь и творчество Ивана Александровича Ильина до недавнего времени были мало известны широкому читателю как у нас в стране, так и за рубежом. Сейчас И.А. Ильин уверенно входит в нашу жизнь, а его наследие прочно занимает свое достойное место.

Один из первых в нашей стране исследователей творческого наследия И.А. Ильина Ю.Т. Лисица убежден, что это "самый нужный, самый современный писатель и философ, потому что мы переживаем то историческое время, которое, к сожалению, очень точно и пророчески предсказал Ильин. В его трудах столько подлинного, глубоко и хорошо продуманного, столько верного и здорового, обнадеживающего и оптимистичного, что он служит нам сейчас несомненной поддержкой, его волевая философия - некоей твердыней ("огнями жизни"), а сам он... наша опорная величина"1.

Бесспорно, философия И.А. Ильина отличается такими ценными чертами, как конкретность, масштабность, широта, стилистическая отточенность, патриотичность, русскость, укорененность в православии. Действительно, Иван Александрович "по глубине и широте диапазона своих научных изысканий... напоминает титанов эпохи Возрождения"2. Но в этом кроется и значительная сложность при изучении его богатейшего наследия. В нашей историко-философской литературе отсутствует более или менее системное, комплексное, всестороннее исследование творчества И.А. Ильина, значительная часть его работ до сих пор не опубликована в России. Поэтому исследователи изучают

1 Лисица Ю.Т. Философия Ивана Ильина и проблема правосознания граждан в России // «Наши задачи» Ивана Ильина и... наши задачи. Материалы конференции, Москва, дек. 1994. М., 1995. С. 36.

2 Троицкий И.С. Властитель дум патриотической России // Ильин И.А. Родина. Русская философия. Православная культура. М., 1992. С. 6. работы, посвященные разным аспектам, отсюда и самые различные оценки И.А. Ильина как философа: кто считает его неогегельянцем, кто убежден, что таковым он никогда не был; кто - православным философом, кто - ярким представителем экзистенциальной философии и феноменализма. Еще больше разброс политических характеристик И.А. Ильина: представитель классического либерализма, консерватор, монархист, непредрешенец, шовинист и т.д.

Другая сложность при исследовании работ И.А. Ильина состоит в том, что характеристику его воззрений на ту или иную проблему необходимо соотнести с эволюцией взглядов мыслителя в различные периоды жизни. В развитии его философского мировоззрения выделяют два этапа, которые условно называют доэмигрантским ("московским") и эмигрантским.

В "московский" или доэмигрантский период, длившийся до высылки мыслителя из Советской России (сентябрь 1922 года), шло становление и формирование воззрений И.А. Ильина. Свою философскую работу он начинал с методичного и глубокого усвоения и переосмысления русской и западноевропейской философской традиции, разрабатывал учение о праве и государстве, о правосознании и активно откликался статьями на все исторические события эпохи, в которой ему довелось жить.

Первая половина эмигрантского периода - с 1922 года до вынужденного побега И.А. Ильина, скрывающегося от преследований нацистов, из Германии в Швейцарию в 1938 году - характерна прежде всего его напряженной публицистической и политической деятельностью, направленной против идей коммунизма и большевизма (именно эта деятельность в значительной мере и определила известность философа как одного из главных идеологов белого движения) и постепенным возвращением к философии. Главным в это время был пересмотр мыслителем своих воззрений в соответствии с "древне-православной, русско-национальной" традицией.

Вторая половина эмигрантского периода - с 1938 года до смерти философа в 1954 году - отличается заметным влиянием на него православного богословия. И.А. Ильин в крупных работах последнего периода создал грандиозную постройку подлинно религиозной философии, провозгласил абсолютное превосходство церковного православия над философией. Как считает И.Н. Смирнов, именно в этот период "выкристаллизовалось мировоззрение И.А. Ильина. Завершилось оформление философских взглядов, утвердилась нравственная позиция"1.

Однако другой исследователь творческого наследия И.А. Ильина И.И. Евлампиев совершенно по-иному оценивает значение разных периодов творчества философа. Он указывает, что "мы сделаем плохую услугу выдающемуся русскому философу, если примем на веру его утверждение о том, что все самое главное было сделано им в последние годы жизни"2. "Истинно главными" работами И.А. Ильина, раскрывающими его понимание мира и человека, И.И. Евлампиев считает труды раннего периода творчества, которые показывают нам русского мыслителя как яркого представителя экзистенциальной философии и феноменализма.

В представленной диссертационной работе предпринята попытка исследовать философские воззрения И.А. Ильина по проблеме человека, выявить самое значительное, ценное в его наследии, что не потеряло своей актуальности с учетом сложности и неоднозначности творческой эволюции интереснейшего русского мыслителя.

Большинство исследователей акцентируют внимание на том, что И.А. Ильина изначально можно и следует рассматривать как религиозного философа. Однако, зачислению (или не зачислению) его в когорту религиозных философов должно предшествовать внимательное изучение взглядов на проблему человека и в его ранних работах. Такое изучение эволюции взглядов мыслителя по данной проблеме пока не производилось, а значит актуальная тема все настойчивее требует своего освещения. Этому, безусловно,

1 Смирнов И.Н. Жизненный и творческий путь И.А. Ильина // Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. С. 10. Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. М, 1998. С. 296.

способствует и сама наша кризисная эпоха, наполненная поиском смысла жизни человека и человечества, вновь обострившая потребность в ответах на предельные философские вопросы: о сущности человека, о высшей цели, смысле человеческого существования, об отношении человека к миру, к другим людям, об определении истинных ценностей и т.д. В этом поиске обращение к богатейшему наследию И.А. Ильина представляет несомненный интерес и жизненную потребность, и способно оказать плодотворное воздействие и на современную философию, и на общественное сознание в целом.

Степень разработанности проблемы. Попытки осмысления творчества И.А. Ильина были предприняты еще при жизни философа некоторыми мыслителями Русского зарубежья. В первую очередь они затрагивали ильинскую интерпретацию философии Г.В.Ф. Гегеля. Д.И. Чижевский одним их первых отметил существенный вклад И.А. Ильина в развитие отечественного гегелеведения. По его мнению, И.А. Ильин в своей диссертационной работе "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" (1918) дает такое истолкование философии немецкого мыслителя, которое "обозначает в общем и целом понимание Г.В.Ф. Гегеля как идеал-реалиста и интуитивиста"1. Н.О. Лосский, анализируя подходы русских мыслителей к немецкой классической философии, отмечает, что "наиболее правильное истолкование гегелевской системы дано в книге И.А. Ильина "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека", в которой "Ильин доказал ложность широко распространенного представления о философии Гегеля как о системе абстрактного панлогизма"2.

Отдельные моменты жизни и воззрения философа рассматривали также в своих статьях на страницах эмигрантских периодических изданий

1 Чижевский Д.И. Гегель в России. Париж, 1939. С. 340.

2 Лосский Н.О. История русской философии. М, 1991. С. 183. С.Н. Булгаков, М.В. Вишняк, И.В. Гессен, П.Б. Струве1.

Довольно обширной частью литературы об И.А. Ильине выступают материалы полемики, развернувшейся вокруг идей его книги "О сопротивлении злу силою" (1925). После выхода в свет этой книги современники И.А. Ильина, как и многие исследователи его творчества в наши дни, разделились на два лагеря: "pro" et "contra". Этические воззрения русского философа были подвергнуты критическому анализу со стороны ряда видных деятелей русского зарубежья, его непримиримых оппонентов: Н.А. Бердяева, З.Н. Гиппиус, Ю. Айхенвальда, Л. Добронравова, В.В. Зеньковского и Ф.А. Степуна. Те же аспекты, но уже с совершенно иных позиций, поддерживающих философа, рассматривались П.Б. Струве, Н.О. Лосским, А.Д. Билимовичем, В.Х. Даватцем, митрополитом Антонием . Книгу И.А. Ильина активно поддерживали идеологи Белого движения, сделав ее своим знаменем. Иван Александрович был близок ко многим его активным деятелям, сотрудничал в изданиях Русского Общевоинского союза, что долгое время было существенным препятствием не только для издания его трудов, но даже для упоминания его имени в СССР.

Фундаментальный труд В.В. Зеньковского "История русской философии"3 посвящен изложению взглядов большинства современников автора, однако многие его оценки достаточно ограниченны. Так, говоря об И.А. Ильине, В.В. Зеньковский анализирует только его учение о философском опыте, не затрагивая основных тем эмигрантских работ мыслителя - проблем человека, правосознания, патриотизма, национализма, темы будущего России.

1 См.: Булгаков С.Н. Трагедия философии (философия и догмат) // Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. М, 1993. Т. 1; Вишняк М.В. Оправдание равенства // Современные записки. Париж, 1924. Кн. 22; Гессен И.В. Годы изгнания. Жизненный отчет. Париж, 1979; Струве П.Б. Дневник политика: № 7 // Возрождение. Париж, 1925. № 24; Струве П.Б. Дневник политика: № 82. О брошюре И.А. Ильина и о нем самом // Возрождение. Париж, 1926. № 478; Струве П.Б. Дневник политика: № 108. Мужественная речь русского мыслителя (речь Ильина в Мюнхене) // Возрождение. Париж. 1926. № 572.

2 См.: Приложение "О сопротивлении злу силой: pro et contra. Полемика вокруг идей И.А. Ильина//Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1996. Т. 5. С. 287-556.

3 См.: Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Л., 1991. Необходимо отметить значительный вклад, который внес в изучение и популяризацию идей И.А. Ильина Н.П. Полторацкий - потомок русских белоэмигрантов, ученый, крупнейший исследователь творчества русского мыслителя и владелец его архива1. Благодаря его усилиям была опубликована часть материалов архива И.А. Ильина, хранящегося в Мичиганском университете (США). В его статьях и монографиях подробно разбираются основные темы философского творчества русского мыслителя, содержится богатый биографический и библиографический материал. Однако стоит отметить полную солидарность Н.П. Полторацкого с идеями русского философа и отсутствие каких бы то ни было попыток их критического осмысления, что явно снижает научную ценность его работ.

Высокоодаренной, духовно-сильной личностью и пророком назвал И.А. Ильина современный немецкий мыслитель Вольфганг Офферманс, выпустивший в 1979 году книгу под названием "Дело жизни русского религиозного философа Ивана Ильина - обновление духовных основ человечества". В ней он особо отмечает, что размышления И.А. Ильина о художественном творчестве опираются на его прекрасное знание многих шедевров во всех областях искусства: "Он был тонким и взыскательным знатоком искусства, для которого всегда самое главное заключалось в духовной глубине, в добротности и внутреннем содержании произведения, а творить художественно означало для него служить Богу и нести людям радость"2. Творчество русского философа привлекало внимание многих зарубежных мыслителей. X. Даам, Й. Флюге, Г. Арвайлер, X. Бек, В. Кауфман и другие

1 См.: Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин // Социальная философия Ивана Ильина: Материалы рос. семинара, Санкт-Петербург, 9-10 апр. 1993 г.: В 2 ч. СПб., 1993. Ч. I; И.А. Ильин // Русская религиозно-философская мысль XX века. Питтсбург, 1975; И.А. Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение. Тенефлай, Нью-Йорк, 1989; И.А. Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силой. Лондон (Канада), 1975; Монархия и республика в восприятии И.А. Ильина. Нью-Йорк, 1979; Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992. № 2. С. 126-140; Русские зарубежные писатели в литературно- философской критике И.А. Ильина // Русская литература в эмиграции. Питтсбург, 1972. С. 271-287.

2 Офферманс В. Человек, обрети значительность! // Московский журнал. 1993. № 7. С. 16-21. чрезвычайно высоко оценили оригинальную трактовку И.А. Ильиным философии Г.В.Ф. Гегеля.

В Советской России имя И.А. Ильина находилось под строжайшим запретом вплоть до 1989 года, поэтому в советской историографии встречаются лишь негативные оценки. Так, И. Баммель характеризовал его как "неогегельянца, с ярко выраженной идеологией черной сотни и поповщины", монархиста, реакционно-поповского идеалиста, полагая при этом, что некоторые его положения могут служить прообразом философских обоснований современного фашизма1. Несколько десятилетий спустя подобным же образом оценивал И.А. Ильина А.П. Поляков - как "объективного идеалиста с ярко выраженными чертами мистицизма", "монархиста" и "шовиниста"2.

Объективно попытался проанализировать творчество философа Ю.В. Попов, признав его "русским религиозным философом, представителем неогегельянства" и оценив его труд о Г.В.Ф. Гегеле как "наиболее значительный в истории русского идеализма"3. В.А. Малинин также признал, что "не только в русской, но и мировой философской литературе произведение Ильина является одним из фундаментальных и по-своему глубоких исследований гегелевского идеализма"4. В высшей степени показательно, что здесь, как и во многих других публикациях, русскому мыслителю отводится всего лишь роль "исследователя (и последователя) философии Гегеля". Однако в современной справочной литературе тон анализа, оценка творчества философа меняются. Например, Ю.И. Сохряков пишет о мыслителе как о "глубоком знатоке немецкой классической философии" и вместе с тем как о мыслителе, "внесшем значительный вклад в раскрытие сущности русской

1 Баммель И. Ильин И.А. // Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. 1-е изд. М, 1930. Т. 27. С. 778.

2 Поляков А.П. Ильин И.А. // Философская энциклопедия: В 4 т. М, 1962. Т. 2. С. 252.

3 Попов Ю.В. Ильин И.А. // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М, 1989. С. 209.

4 Малинин В.А. Рационализм и иррационализм в русском неокантианстве и неогегельянстве // История философии в СССР: В 4 т. М., 1971. Т. 2. С. 112. идеи"1. Чуть позже он же отмечает, что "в историю отечественной культуры Ильин вошел не только как видный мыслитель, но и как ученый-правовед, культуролог, оратор. Глубокий знаток немецкой классической философии, он никогда не замыкался в отвлеченных умозрительных абстракциях. Главной своей задачей он считал исследование проблем духа и духовности, порождаемой собственным опытом, который открывает человеку сущность Высшего божественного начала"2.

Подводя итог исследования проблем творчества И.А. Ильина, А.В. Гулыга утверждает: "В XX столетии в России не было более трезвого и глубокого политического мыслителя, чем Иван Александрович Ильин. Прах его в далекой Швейцарии, но идеи с нами"3.

Сейчас имя И.А. Ильина становится весьма популярным в России, к его работам стали обращаться многие авторы. С 1989 года в самых различных периодических изданиях начали публиковаться фрагменты из книг русского философа, происходит постепенное возвращение И.А. Ильина к читателю, введение в научный оборот его идей, а в связи с этим возрастает и количество работ, посвященных его творчеству. К настоящему времени насчитывается более ста различного рода публикаций на эту тему. Причем, разброс оценок Ильина-мыслителя достаточно широк. А.Г. Гузнов видит в нем представителя этико-нормативной теории права, последователя П.И. Новгородцева; он полагает, что в "категориальном противопоставлении реальности и ценности Ильин следует одному из направлений неокантианства (в частности Риккерта)"4. Б.Н. Любимов отзывается об И.А. Ильине как о "яркой, своеобразной и одинокой фигуре среди сверстников, выдающихся русских философов, несмотря на многие черты сходства"5. Продолжая сравнение,

1 Сохряков Ю.И. Ильин И.А. // Писатели русского зарубежья (1918-1940): В 2 ч. М, 1993. Ч. 1.С. 230-238.

2 Сохряков Ю.И. И.А. Ильин. Собрание сочинений: В 10 томах // Вопросы философии. 2000. № 10. С. 175-178.

3 Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М, 2002. С. 249.

4 Гузнов А.Г. И.А. Ильин - о государстве и демократии // Советское государство и право. 1991. №11. С. 131-134.

5 Любимов Б.Н. Поющее сердце //Театральная жизнь. 1989. № 19. С. 24-25. Б.Н. Любимов отмечает: "...Мысль Ильина более волевая, действенная и предметная, нежели, скажем, мысль Бердяева. Недаром его книга о Гегеле начинается с анализа категории конкретно-эмпирического. В его миросозерцании государство, родина, быт значат куда больше, чем не только для ненавистных Ильину Мережковского и Бердяева, но и для Булгакова и Франка"1.

Важнейшей вехой в развитии исследовательского интереса к наследию И.А. Ильина стало издание собрания его сочинений в десяти томах (17 книгах), которое, однако, является далеко не полным собранием его многочисленных трудов (составитель Ю.Т. Лисица).

Среди современных отечественных ильиноведов необходимо выделить Ю.Т. Лисицу, который в значительной мере способствовал "философскому возвращению" И.А. Ильина и внес существенный вклад в дело издания творческого наследия русского мыслителя на родине. С участием Ю.Т. Лисицы был подготовлен к печати двухтомник избранных работ философа, собрание сочинений в 10-ти томах, опубликованы статьи и брошюры "раннего" И.А. Ильина в сборнике "Родина и мы". Он же является составителем наиболее полной библиографии произведений философа и исследователей его творчества2.

Оригинальный, хотя далеко не бесспорный подход к изучению творчества И.А. Ильина защищает в своих статьях и монографиях

1 Любимов Б.Н. И.А. Ильин (Вступительная статья к публикации "О сопротивлении злу") // Новый мир. 1991. № 10. С. 205-209.

2 См.: Лисица Ю.Т. Иван Александрович Ильин. Историко-биографический очерк // Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. М, 1993. Т. 1. С. 5-36; И.А. Ильин // И.А. Ильин. Сочинения: В 2 т. М, 1993. Т. 1. С. 3-8; И.А. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. 1991. № 5. С. 146-158; Философия Ильина и проблема правосознания граждан в России // «Наши задачи» Ивана Ильина и... наши задачи. Материалы конференции, Москва, дек. 1994. М., 1995. С. 35-43. И.И. Евлампиев1. Он считает, что в отношении Ивана Ильина сложилась легенда о том, что всю свою жизнь мыслитель посвятил разработке исключительно "православной" философии, подчиненной авторитету богословия и церковной традиции, защите идеалов политического консерватизма, монархической государственности, национализма. В действительности же, по мнению И.И. Евлампиева, сами произведения исследуемого автора "однозначно разоблачают легенду об И.А. Ильине -православном философе, мыслителе почвеннического направления. За этой легендой мы видим очень богатую и сложную фигуру, видим яростного приверженца западной философской традиции, западной культуры, западного политического либерализма; видим человека, пережившего тяжелую жизненную трагедию, связанную с трагедией народа, с трагедией всей европейской цивилизации, и обретшего опору только в системе традиционных ценностей, потребовавших отречения от многого в своем творческом прошлом"2.

С ростом интереса к философскому наследию И.А. Ильина в 90-х годах XX века в нашей стране стали появляться отдельные небольшие работы, посвященные различным аспектам мировоззрения интересного русского мыслителя. Анализу религиозного и социально-политического учения философа посвящены статьи, Н.К. Гаврюшина, В.А. Гусева, М.Б. Золиной, Ю.С. Пивоварова, С.С. Хоружего, В.А. Цвыка3.

1 См.: Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб., 1998; Иван Ильин и его книга о Гегеле // Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994; Трагедия Божьих страданий: И. Ильин // История русской метафизики в ХГХ-ХХ веках. Русская философия в поисках абсолюта: В 2 ч. СПб., 2000. Ч. 2. С. 218-311; Философские и правовые взгляды И.А. Ильина // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1992. № 3. С. 81-93.

2 Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. М., 1998. С. 13.

3 См.: Гаврюшин Н.К. Антитезы "православного меча" // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 79-83; Гусев В.А. Проблемы государственного устройства в трудах И.А. Ильина // Социально-политические науки. 1992. № 2/3. С. 72-80; Золина М.Б. Философия власти И.А. Ильина // Социально-политический журнал. 1996. № 3. С. 169-179; Пивоваров Ю.С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия? (О чем думается после прочтения книги И. Ильина "О монархии и республике") // Вопросы философии. 1991. № б. С. 76-84; Хору- жий С.С. Путем зерна: русская религиозная философия сегодня // Вопросы философии. 1999. № 9. С. 139-147; Цвык В.А. Проблема борьбы со злом в философии И.А. Ильина. М., 1997. Этические воззрения И.А. Ильина в своих работах анализировали А.В. Гулыга, В.Ш. Сабиров, И.Н. Смирнов, Д.А. Сысуев, Е.С. Троицкий1.

Эстетические учения русского мыслителя, его теорию художественного творчества, литературную критику и основы философии культуры исследовали А.Г. Лавров, В.Э. Молодяков, П. Паламарчук2.

Необходимо также отметить, что за последнее десятилетие обзоры философских воззрений И.А. Ильина включают в свои теоретические и историко-философские исследования многие видные издания и современные мыслители3.

Творчество И.А. Ильина обсуждалось на российском семинаре в Санкт-Петербурге в 1993 году4 и конференции «"Наши задачи" Ивана Ильина и... наши задачи», состоявшейся в Москве в 1994 году. В докладах выступающие отмечали, что за полвека со времени творчества И.А. Ильина ни одна из обозначенных им задач не была решена. XX век разрушил иллюзии, связанные

1 См.: Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995; Сабиров В.Ш. Русская идея спасения: жизнь и смерть в русской философии. СПб., 1995; Смирнов И.Н. Духовный подвиг Ивана Ильина//Журнал Московской Патриархии. 1993. № 3. С. 18-26; Смирнов И.Н. Жизненный и творческий путь И.А. Ильина// Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. С. 3-33; Смирнов И.Н. Право и идеал власти // Ильин И.А. О сущности правосознания: В 2 т. М, 1993. Т. 1. С. 3-15; Сысуев Д.А. К проблеме равенства в нравственной философии русского зарубежья (И.А. Ильин, Н.А. Бердяев). Саранск, 1993; Троицкий Е.С. Властитель дум патриотической России // Ильин И.А. Родина. Русская философия. Православная культура. М, 1992. С. 2-15.

См.: Лавров А.Г. Философия культуры И.А. Ильина. Дис. ... канд. филос. наук. М, 1997; Молодяков В.Э. Свет во тьме // Ильин И.А. О тьме и просветлении. М., 1991. С. 200-207; Паламарчук П. Иван Ильин - критик // Московский Вестник. 1990. № 1. С. 246-256.

3 См.: Аринин А.Н., Михеев В.М. Прошлое. Настоящее. Будущее. (Историко-философская мысль России XIX-XX вв.). М., 1995; Волкогонова О.Д. Образ России в философии Русского Зарубежья. М., 1998; Гнатюк О.Л. Русская политическая мысль начала XX века: Н.И. Кареев, П.Б. Струве, И.А. Ильин. СПб., 1994; Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2002; Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. Изд. 2-е. СПб., 1999; Иванова А.А. Русская классическая философия: От Ф.М. Достоевского к И.А. Ильину. М., 1999; История русской философии / Редкол.: М.А. Маслин и др. М., 2001; Кларин В.М, Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX вв. М., 1996; Русская философская мысль: Очерк истории. / В.О. Гошевский и др. Мурманск, 1997; Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX в. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997 и др.

4 См.: Социальная философия Ивана Ильина: Материалы рос. семинара, Санкт-Петербург, 9-10 апр. 1993 г.: В 2 ч. СПб., 1993. с построением социалистического рая на земле. Жизнь подтверждает установку философа на то, что цель жизни в обществе - не государство и не рынок, а сама жизнь, творческая реализация личности. Это она обладает уникальной ценностью, а уж государство и рынок призваны ей служить. Участники конференции подчеркнули актуальность идей русского философа для наших дней, пришли к выводу, что в центре забот государства должен находиться человек, личность с его духовными и материальными потребностями, что Иван Ильин принадлежит к числу тех философов, которых по праву называют учителями, духовно-идейными вождями в точном смысле этих слов. У него есть чему поучиться и нынешним поколениям, и будущим .

В последние годы ильинская тема привлекает внимание многих соискателей ученых степеней. Защитили диссертации: И.Б. Булгак -Социальная философия И.А. Ильина; М.В. Загребин - Проблема насилия в философском наследии И.А. Ильина; М.Б. Золина - Политическая философия И.А. Ильина; В.А. Ковалев - Духовные и национальные основы государства в политико-правовой теории Ильина; А.Г. Лавров - Философия культуры И.А. Ильина; ДА. Сысуев - Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И.А. Ильина; Д.И. Шаронов - Концепция органической демократии И.А. Ильина; В.А. Цвык - Проблема борьбы со злом в философии И.А. Ильина. Наиболее близка теме данной диссертации работа А.А. Самохиной - Проблема человека в произведениях И.А. Ильина доэмигрантского периода, однако такое ограничение исследования временными рамками не позволило отразить творческую эволюция взглядов мыслителя на одну из важнейших философских проблем.

Таким образом, в отечественной философской литературе наследие И.А. Ильина все еще изучено недостаточно. В области политики, права, религиозной мысли в последние годы наметились положительные сдвиги, но в

1 См.: "Наши задачи" Ивана Ильина и... наши задачи: Материалы конференции, Москва, дек. 1994. М., 1995. философской антропологии они почти неощутимы. Несмотря на то, что все перечисленные исследования, безусловно, так или иначе касаются проблемы человека, однако не могут претендовать на целостный, системный анализ философской антропологии И.А. Ильина.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертации является исследование философской антропологии И.А. Ильина как развивающейся совокупности взглядов на проблемы человека, а также их интерпретация с учетом эволюционных изменений и выявление их исторической значимости и роли в современной философской мысли.

Имея в виду, что специальных трудов по философской антропологии у мыслителя нет, а основные идеи по проблемам человека рассредоточены практически по всему его наследию, предварительную задачу эмпирического уровня исследования составляет выявление материалов по философской антропологии из различных работ русского философа и систематизация таким образом полученных данных.

Для достижения конечной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить отечественные и западноевропейские истоки философской антропологии И.А. Ильина;

- детально проанализировать весь доступный массив источников - как совокупность печатных произведений И.А. Ильина, так и его многочисленные статьи в различных зарубежных периодических изданиях, материалы публичных лекций, а также богатые по идейному содержанию письма мыслителя к различным адресатам;

- рассмотреть историко-философские произведения И.А. Ильина как способ его теоретического самоопределения и становления собственных воззрений на человека, его сущность, бытие и смысл существования;

- выявить общеметодологические основы философской антропологии мыслителя: особенности его понимания философии и ее связи с жизнью, а также взаимообусловленность метафизики, онтологии и антропологии; - проанализировать представления И.А. Ильина о духовности как способе подлинного бытия человека и общества и раскрыть учение И.А. Ильина о тройственной природе человека;

- рассмотреть представления И.А. Ильина о диалектике личной индивидуальности и духовного единства человечества;

- выявить понимание русским философом неразрешимых противоречий человеческого бытия и возможности его гармонизации;

- раскрыть понимание И.А. Ильиным сущности современного ему духовного кризиса и проанализировать предлагаемые философом пути его преодоления.

Методологические основы и теоретические источники исследования. Методологически диссертация основана на идеях, выработанных отечественной и зарубежной историко-философской наукой. Последовательно применен метод историзма, предполагающий рассмотрение всех персональных философских учений в контексте общего движения мировой и национальной философской мысли и их оценку по критериям, соответствующим эпохе их формирования, а также метод социального детерминизма, ориентирующий исследование философской мысли в ее соотнесении с тенденциями общественно-исторического и культурного развития.

Исторический метод на основе принципа противоречивого единства сочетался с логическим методом. При этом по мере работы над философской антропологией И.А. Ильина акцент сознательно переносился с исторического исследования конкретного эмпирического материала, прежде всего текстов философа в их хронологической последовательности (методы анализа и описания), на теоретическое осмысление и интерпретацию данных текстов.

Важным приемом анализа материала выступал метод реконструкции философских воззрений мыслителя, взятых в их системе и синтезе. При этом невозможно было обойтись без метода интерпретации как особой операции при истолковании текста. Он использовался и в узком смысле - как установление значения философских категорий, выявляющихся в текстах И.А. Ильина, и в широком смысле - как необходимое восстановление содержания идей философа по проблемам человека, ведь тексты философа иногда приходится читать между строк, формулируя то, о чем он умалчивает. Руководящее указание по этому поводу содержится в работах самого философа, где он утверждал, что недостаточно просто описывать изучаемый предмет (в представленной работе предметом являются воззрения мыслителя на человеческое бытие), необходимо «вскрывать пути, ведущие к его постижению: понимающий не только понимает, но умеет понимать и объяснять. И только предметное овладение и владеющее умение творит по праву критическое отвержение»1. Использовались также методы сравнительного и структурного анализа.

Кроме того, к исследованию творчества И.А. Ильина применен им же самим сформулированный метод, основное требование которого сводится к овладению изучаемым предметом изнутри. По своему содержанию этот метод является феноменологическим: для его реализации необходимо, согласно утверждению мыслителя, принять рассматриваемый предмет в себя, потерять себя в нем и усвоить его стиль, акт и содержание. Применительно к философии И.А. Ильина это будет выражаться в посильном концептуальном воспроизведении его философской рефлексии и попытке увидеть тот предмет, который он видел и которым он жил. Всякой критике и всякому научению должно предшествовать понимание отвергаемого и принимаемого, приемлемого.

Необходимо также учитывать, что любое историко-философское исследование должно базироваться на методологическом принципе конкретности, который во многом и определяет выбор рассматриваемых автором источников. Для данной диссертации в качестве источниковой базы послужили: во-первых, печатные произведения философа, его многочисленные статьи в различных зарубежных периодических изданиях, материалы

1 Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994. С. 115. публичных лекций, а также письма мыслителя к различным адресатам; во- • вторых, рецензии, оценки и отклики на его работы; в-третьих, исследования философских воззрений И.А. Ильина его современниками; в-четвертых, труды русских и зарубежных философов, его предшественников и современников; в-пятых, современные историко-философские работы, анализирующие творчество И.А. Ильина. Автор диссертации стремился в максимально возможной степени реализовать в работе принцип научной объективности.

Научная новизна работы. Новизна данной работы определяется тем, что она обращена к малоисследованной области истории русской философии -философской антропологии И.А. Ильина и призвана в какой-то мере восполнить существующий пробел.

Важной представляется попытка выявления автором философских истоков формирования воззрений И.А. Ильина на проблему человека. Впервые осуществлена реконструкция взглядов мыслителя по философской антропологии. В представленной работе термин «философская антропология» употребляется не в узком смысле как одно из течений западноевропейской философии XX века, а в широком - как часть философии, в которой изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы человеческого существования, выявляется потенциал антропоцентрической картины мира.

Детально раскрыто представление И.А. Ильина о конкретности, цельности и, вместе с тем, структурности человека, как в плане соотношения тела, души и духа, так и с точки зрения взаимосвязи метафизических и онтологических оснований человеческой духовности.

Антропологические воззрения И.А. Ильина способны оказать значительное влияние на современную философско-историческую и социальную мысль. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Своеобразная антропологическая философия И.А. Ильина сформировалась под влиянием воззрений как русских, так и западноевропейских мыслителей.

2. Творчеству религиозного мыслителя И.А. Ильина присущи элементы экзистенциальной философии.

3. Духовность в концепции И.А. Ильина - единственный способ подлинного бытия человека, сущность которого определяется диалектическим единством тела, души и духа.

4. Духовное развитие личности, по И.А. Ильину, предопределяет духовное развитие социально-политической сферы.

5. Философия И.А. Ильина наряду с творчеством других русских мыслителей занимает важное место в отечественной философской мысли.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение работы определяется тем, что она обращена к малоисследованной области истории русской философии и призвана по возможности восполнить существующий в ней пробел. Полученные результаты позволяют утверждать, что антропологическая концепция И.А. Ильина является достаточно самостоятельной и оригинальной. Положения и выводы диссертации могут послужить основой для дальнейших исследований по истории русской философии. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курса истории философии, в спецкурсах по , истории русской философии и по отдельным проблемам социальной философии и философской антропологии.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации излагались автором на вузовских, межвузовских и всероссийских научно-технических конференциях. Материалы работы использовались при чтении лекций, проведении практических занятий по курсу "История русской философии" и в руководстве научно-исследовательской работой студентов и курсантов Мурманского государственного технического университета. По теме диссертации опубликованы следующие статьи: "И.А. Ильин об основах духовного опыта человека", "Концепция сущности человека в философии И.А. Ильина", "К вопросу о соотношении морали и права в философии Ивана Ильина", "О предпосылках духовного обновления человека в философии И.А. Ильина", "К проблеме духовности в творчестве И.А. Ильина", "И.А. Ильин: метафизические основания человеческого бытия", «Ильин И.А.: трагизм и гармония человеческого бытия в мире».

Основные положения и отдельные вопросы диссертации заслушивались и обсуждались на заседаниях кафедры философии МГТУ.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Отечественные истоки философского мировоззрения И. А. Ильина

Творческое наследие Ивана Александровича Ильина огромно. Во всех своих работах И.А. Ильин, с одной стороны, проявляет себя как оригинальный, самостоятельно мыслящий философ, который по всем философским проблемам имеет свое личное суждение, свои открытия доказывает собственными аргументами и приходит к собственным мировоззренческим обобщениям. И.А. Ильин - философ Идеи. Он постигал ее всю свою творческую жизнь, сквозь призму ее оценивал действительность. Мыслитель понимал ее всеобъемлющий характер, важность и нужность людям; он осознавал бесконечность ее содержательного обогащения. Отсюда его неутомимость и одержимость в творчестве, практически нет такого философского предмета, на который бы не проистек свет этой Идеи И.А. Ильина. Его Идея - это совокупность философских суждений, выражающих Идеал мыслителя - бытие как духовную жизнь, воплощающую единство истины и добра. И.А. Ильин - мыслитель удивительной целостности взглядов, и может быть понят адекватно только в этой целостности.

С другой стороны, есть все основания считать И.А. Ильина последовательным продолжателем идей отечественной философии. При всем своеобразии своего пути он - наследник давней традиции русской мысли. Если не уходить в глубь веков, от А.С. Хомякова и И.В. Киреевского до Н.Ф. Федорова и Вл. Соловьева, С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского, русская философия жила в категориях долженствования - каким быть человеку, какой быть России.

Проблема человека с особой глубиной и масштабностью зазвучала у русских мыслителей с начала XIX века, и прежде всего - в сочинениях П.Я. Чаадаева (1794-1856), который опирался в своих размышлениях на идеи А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина, декабристов и западноевропейских мыслителей. У П.Я. Чаадаева человек оказался загадочным существом, пребывающим на стыке двух противоположных полюсов реальности -божественного духовного бытия (это так называемая им «высшая сила», «всеобщее сознание», «Великое ВСЁ») и материального мира, подчиненного формам пространства и времени, раздробленного на множество элементов, оказывающего пассивное сопротивление действующей на него высшей силе. Сущность же человека мыслитель определял путем рассмотрения двух антиномий: «единство - обособленность» и «подчиненность - свобода». Анализируя человеческое бытие, П.Я. Чаадаев подчеркивал, что, хотя феноменально человек является существом изолированным и самостоятельным, сущность его можно понять только через постижение духовного единства всех людей. Причем он утверждал первичное субстанциальное единство всех людей в некоем мировом сознании: «...всякий отдельный человек и всякая мысль людей связаны со всеми людьми и со всеми человеческими мыслями, предшествующими и последующими: и как едина природа, так, по образному выражению Паскаля, и вся последовательная смена людей есть один человек, пребывающий вечно, и каждый из нас - участок работы сознания, которая совершается на протяжении веков... и если я постигаю всю осязаемую материю как одно целое, то я должен одинаково воспринимать и всю совокупность сознаний как единое и единственное сознание»1. Таким образом, внутреннее состояние каждого человека, по П.Я. Чаадаеву, целиком определяется мировым сознанием, а значит, идеи, мысли, порожденные конкретным человеком, не являются его собственным достоянием, т.к. они вызываются непосредственным действием единого сознания.

Пытаясь разрешить вопрос о причинах обособления отдельной человеческой личности, причинах ее «отпадения» от единого сознания, от божественной духовности, П.Я. Чаадаев пришел к выводу, что в мире, кроме объединяющей «силы» всеобщего сознания, действует разъединяющая «сила» индивидуальной человеческой свободы, человеческого произвола. Именно духовная свобода человека - свобода, понимаемая как самостоятельность и независимость, как самостоятельная деятельность, является самым глубоким и непреодолимым источником зла и хаоса в мире.

По П.Я. Чаадаеву, свобода в позитивном смысле сводится лишь к добровольному подчинению внешней, божественной силе, всеобщему сознанию. Однако человек активными, произвольными, самостоятельными действиями пытается преодолеть силы Провидения. Мыслитель писал: «Мы только и делаем, что вовлекаемся в произвольные действия и всякий раз потрясаем все мироздание. И эти ужасные опустошения в недрах творения мы производим не только внешними действиями, но каждым душевным движением, каждой из сокровеннейших наших мыслей»1. Согласно его воззрениям свободу, данную Богом для того, чтобы человек стал таким же совершенным, как сам Бог, человек произвольно использует во зло и себе, и миру ради противостояния Творцу. Даже феноменальная, внешняя обособленность человека в пространстве и времени, по мнению И.И. Евлампиева, объяснялась философом как реализация произвольной человеческой свободы2.

Западноевропейские источники философии И. А. Ильина

Своеобразными отличительными чертами развития русской философии являются внеуниверситетская форма философствования, позднее развитие профессиональной философии в России и отсутствие длительной академической традиции (по сравнению с Западной Европой). В силу этого почти все русские мыслители в поисках оснований для своих философских построений обращались к западной философии и по-своему интерпретировали ее наследие. Как правило, ранние периоды их творчества посвящались критическому анализу развития западной философии; такие периоды можно определить в жизни Вл. Соловьева, С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева и др. Однако, несмотря на значительность этого периода для творческого развития мыслителей, он обычно рассматривается как частный эпизод их биографии. Главные же философские достижения русских мыслителей связывают с трудами, уже не имевшими в качестве основы воззрений какого-либо западного философа.

Совершенно по-другому следует оценить соответствующий "критический" период в творчестве И.А. Ильина. Для него вхождение в круг идей немецкой классической философии, в первую очередь, в системы И.Г. Фихте и Г.В.Ф. Гегеля, оказалось, как справедливо замечает И.И. Евлампиев, "решающим событием в процессе формирования собственного мировоззрения; влияние этих идей и систем проходит красной нитью через всю последующую научную деятельность Ильина, а работы, посвященные оригинальной интерпретации классических систем, стали истинно вершинными в его философском творчестве"1.

Конечно, новая эпоха ставит перед человечеством новые проблемы, требует новой философии. В первых же своих историко-философских работах И.А. Ильин последовательно и оригинально развивает новое философское понимание человека, однако, сохраняя при этом глубокую преемственность в развитии человеческой мысли.

Студенческие годы И.А. Ильин посвятил штудированию классиков философии: Платона, Аристотеля, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, М. Штирнера, Ф. Шлейермахера. По его словам, это имело для него большую практическую ценность, именно в трудах классиков он искал "основания для решения широких общественных вопросов"1. Кроме того, он много работал над вопросами государства и права, над теорией познания, логикой, психологией. Уже в эти годы явно заметен интерес молодого мыслителя к проблеме индивидуального. В 1907 году 24-летний мыслитель писал Л.Я. Гуревич (двоюродной сестре): "Нет на свете ничего прекраснее - индивидуального, тем более прекраснее - прекрасного индивидуального... Я оторвался от служения не-индивидуальному... Индивидуальное единственно и невосстановимо в своей прекрасности, ибо -неповторимость конкретного всегда наполняет ужасом человека (в этом тайна "прошлого", тайна смерти), неповторяемость же прекрасного, дорогого мне прекрасного - наполняет меня страданием"2.

Безусловно, заметное влияние оказала на И.А. Ильина философия М. Штирнера (1806-1856), который пытался последовательно отстаивать идеи эгоцентризма, индивидуализма и анархизма, возникшие как реакция на засилье гегелевской философии. Однако русский мыслитель совершенно не мог согласиться с солипсизмом М. Штирнера в антропологии, гносеологии, этике и праве, когда немецкий философ установление истинности какого-либо положения сводил к произволу индивида ("Я - критерий истины"), отрицал всякие нормы поведения, объявляя силу и могущество отдельной личности первоисточником права и морали. И.А. Ильин же стремился рассматривать право как естественную и важную часть всей системы отношений между ЛЮДЬМИ.

Особую роль в формировании философского мировоззрения И.А. Ильина сыграла его научная командировка в Германию и Францию в 1910-1912 годах, во время которой он побывал в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина, Геттингена и участвовал в семинарах таких известных философов, как Г. Зиммель, Э. Гуссерль. Они в то время представляли новейшие направления в европейской философии - "философию жизни" и феноменологию - и оказали значительное воздействие на молодого русского мыслителя. Во многих работах, выполненных И.А. Ильиным в 1910-1920-х годах, заметно очевидное влияние указанных течений.

Необходимо заметить, что в раннем периоде творчества И.А. Ильина работы историко-философского характера чередуются с собственно творческими, оригинальными работами молодого мыслителя. Однако, по мнению автора, рассматривать их следует в хронологическом порядке, по , времени написания, т. к. в них философ последовательно рассматривает разные аспекты одной, самой важной для него проблемы - проблемы человека.

Уже первые самостоятельные работы молодого мыслителя, опубликованные в 1910-1914 годах, содержат истоки его своеобразной философской и правовой концепции и показывают, что в центре его внимания - проблема сущности и смысла человеческого существования, судьбы человека в мире. При этом И.А. Ильин строит свою концепцию человека на убежденности в глубокой и неразрешимой противоречивости человеческого бытия. С одной стороны, фундаментальной характеристикой каждого человека . является его абсолютная индивидуальность, уникальность, неповторимость, что обусловливает его отъединенность от других людей, его "одинокость". Но, с другой стороны, все люди едины в некоей сверхчувственной духовной целостности, в своей высшей духовной сущности. Вот к этому указанному противоречию И.А. Ильин первоначально и возводит все важные явления индивидуальной и общественной жизни.

Наиболее остро оно проявляется в области права. В первой крупной оригинальной работе - "Понятие права и силы. Опыт методологического анализа" (1910) - И.А. Ильин подвергает критике распространенное отождествление понятий права и силы, которое рассматривает право как форму внешнего воздействия на людей, имеющего целью гарантировать стабильность государства. Он доказывает, что право - сложное явление общественной жизни, которое можно понять только соблюдая принцип методологического плюрализма. Право в его сущностном (юридическом) понимании не есть "реальность" в обычном смысле этого слова. Право есть внешнее выражение некоторых глубинных отношений между людьми, выходящих за пределы их реального существования в физическом и психическом пространстве. И.А. Ильин фактически трактует право как выражение сверхэмпирических отношений сосуществующих правовых индивидов, которые в реальности эмпирического мира проявляются лишь опосредованно. Таким образом, в данной работе русский философ делает акцент на духовном единстве людей.

Следующая большая работа, статья "Идея личности в учении Штирнера. Опыт по истории индивидуализма" (1911), посвящена противоположному "полюсу" человеческого бытия - понятию личностной свободы - и утверждает исключительную ценность конкретного, индивидуального, единичного. В статье И.А. Ильин тщательно анализирует книгу М. Штирнера "Единственный и его собственность" и пытается разобраться с "больными" для обоих мыслителей вопросами: Что есть человек? Каков смысл человеческого существования? В чем сущность человека?

Духовность как способ подлинного человеческого бытия в философии И. А. Ильина

Общие теоретико-методологические установки философии И.А. Ильина утверждают органическую связь человека и мира. По И.А. Ильину, именно человек во всех своих проявлениях является главной движущей силой исторического, а следовательно, и социально-политического развития. Столь важная миссия человека предопределена его духовной сущностью. Философ рассматривал человека в единстве его внешнего опыта и внутреннего духа, однако признавал, что самым существенным, глубинным и определяющим основанием в человеке является дух. Его мыслитель определял многократно и по-разному, фундаментальным же определением является следующее: «Дух есть сила самоопределения к лучшему»1. Эта сила объективно значима в душе человека как потребность священного начала, как наивысшая радость, как жилище совести, как источник правосознания и истинного патриотизма, как основа здоровой государственности и великой культуры, как место нахождения художества и искусства. Кроме того, дух выступал у философа как живое чувство ответственности, сила личного самоутверждения, «самое главное в человеке»2.

И.А. Ильин смотрел на мир как Божественное творение в его способности двигаться к свету, а не к тьме. Он пришел к идее Бога не только силой разума, но и движением собственного сердца. Мыслитель признавал, что чрезвычайно трудно дать определение Бога и ответить на нелепый и духовно безграмотный вопрос безбожников: «Где Бог?» У каждого человека свое представление о Боге и оно зависит от самого человека. Действительно, «для одних бог - некое всемогущее существо, у которого можно вымолить в качестве милостыни здоровье и богатство. Для других он - строгий судья... Третьи прибегают к идее бога для объяснения мироздания и для обоснования исходных принципов человеческого познания...»1. Споры о вере, о религии, о Боге велись вечно и продолжаются в настоящее время. Это свидетельствует о том, что поиски Бога не остановились.

И.А. Ильин на протяжении всей своей жизни пытался найти это важное определение. Еще в ранний период своего творчества, анализируя философию И.Г. Фихте, русский мыслитель присоединился к его религиозной концепции. И.Г. Фихте, по мнению И.А. Ильина, восстановил истинный смысл христианства: «Божественное раскрывается в пределах самого человека; оно не вне субъекта, но внутри субъекта: оно есть сверхчувственный корень человеческого духа»2. Не Бог открывается человеку, но сам человек открывает в себе Бога, и это открытие требует предельного напряжения всех духовных сил личности.

Но, провозглашая свободное, личностно-творческое отношение к Богу, И.А. Ильин одновременно указывал и на опасность, которая подстерегает человека на этом пути. Она заключается в возможности эмоционально-психологического самообмана, когда человек принимает за божественное откровение свои эмпирически обусловленные душевные проявления. Чтобы избежать этой опасности, необходимо, несмотря на личностную, иррациональную форму единения с Богом (сфера религии), все время помнить о его сверхличном рациональном содержании. Постичь рациональную сферу духа, по его мнению, призвана философия. Вот почему наряду с утверждением «Бог есть жизнь» И.А. Ильин высказывал и другое суждение: «Бог есть само знание; сама знающая мысль: ибо знание насыщено Богом, а Бог растворен в знании»1.

В более поздних работах И.А. Ильин утверждал, что формирование личности в ее неповторимой индивидуальности возможно только в акте соединения с подлинной реальностью, с духовным Предметом, Богом. В процессе воссоздания в себе Бога, человек только и способен обрести "центр", основу своего уникального личностного бытия. В единении с духовным Предметом человек «приобретает уверенное чувство своей объективной правоты в главном... упрочивает в себе чувство собственного духовного достоинства... в его душе возникает о/сивой центр духовных содерэюаний, как бы алтарь или храм личного духа, от которого и к которому движется вся его жизнь» . Без контакта с духовным Предметом жизнь человека является "пошлой", распыленной на множество самых различных поверхностных устремлений, и лишь обретая его, человек постигает жизнь во всей ее полноте и целостности.

Для "зрелого" И.А. Ильина Бог есть добро и совершенство, дух и любовь, "величайшее и чистейшее Средоточие вселенского бытия"3. Понимая, что далеко не у всех такое восприятие, он писал: «Бог не есть материальная вещь, находящаяся в пространстве; и человек, который не может или не хочет воспринять что-нибудь другое, который не понимает, что есть непротяженные реальности, непространственное бытие, нематериальные предметы; человек, который на все замахивается вопросом - «где это находится?», который желает все видеть телесным глазом, осязать пинцетом или определять химической формулой, который желает - "все похерити, что не можно ни взвесить, ни смерити", - этот человек подобен тому существу, которое не знало, откуда берутся желуди, и не знало именно потому, что не умело поднять вверх своей головы - или, по нашей терминологии, не умело изменить свой восприемлющий акт»1. Философ подчеркивал, что люди восходят к Богу разными путями, и Бог открывает Себя каждому человеку иначе. Отсюда религия есть живая связь Бога и человека, которая пребывает прежде всего внутри верующего.

Русский мыслитель убежден, что успешность в любой сфере человеческой деятельности, в том числе плодотворность философских изысканий, определяются способностью людей к одухотворенности. Духовность - это то идеальное начало, которое объединяет людей между собой и тем самым позволяет быть источником и двигателем исторического развития.

Не случайно одним из центральных понятий философии И.А. Ильина является понятие "духовное созерцание", которое философ наделял и онтологическим, и гносеологическим смыслом. В гносеологическом аспекте духовное созерцание - это способ познания человеком мира, природы, общества и самого себя; это одухотворенное познание, направляемое силой единства разума и нравственности, осуществляемое с осознанной приверженностью добру. Духовное созерцание необходимо человеку во всех сферах общественной жизни: политике, творчестве, искусстве, философии, воспитании. И.А. Ильин писал: «Духовное созерцание ведет и науку. Напрасно думать, будто наука создается чувственным наблюдением и отвлеченной мыслью: это лишь азбука научной методологии, это ее внешне-поверхностные приемы.

Учение И. А. Ильина о тройственной природе человека

В творчестве И.А. Ильина нет работ, специально посвященных проблеме человека, его духовного развития, формированию личности. Но в общем контексте его философской концепции вопросы природы человека, его сущности и назначения, места и роли в мире занимают ведущее положение. Это связано с тем, что, как считал философ, духовное развитие человека предопределяет духовное развитие социально-политической сферы, поскольку именно те качества духа, которые "становятся" в личности, впоследствии объективируются в социально-политическую область.

Понятие "человек" у И.А. Ильина обычно отображает общие черты, свойственные человеческому роду. Оно включает и биологическую, и психическую, и социальную характеристики. Философ, с одной стороны, представляет человека естественным, органическим существом, с другой -активным субъектом истории. Но каждое человеческое существо философ признавал самобытным, оригинальным, индивидуальным; считал, что никакие повторения невозможны: «Все люди своеобразны и единственны в своем роде и в своей субъективности, несмотря на кажущееся обилие отдельных сходных черт...»1. Понятие же "личность" вбирает в себя все многообразие социальных качеств, связей, отношений человека и акцентирует внимание на целостности его внутреннего, духовного мира. Кроме того, возможно, стремясь подчеркнуть взаимосвязь этих понятий, в своих работах И.А. Ильин часто использует сочетание «человеческая личность», которая, по его мнению, является носителем основных атрибутов духовности.

Уже в статье "Идея личности в учении Штирнера" (1911) философ подчеркивал неповторимость, уникальность каждого человека, абсолютную самостоятельность личности внутри общественной системы. В ранний период творчества он проявлял себя как типичный представитель западнического направления русской мысли; ориентировался в своем мировоззрении на уважение к свободе и самостоятельности индивида, на приоритет личностного начала по отношению к общественному. В вопросах правовых и политических И.А. Ильин ратовал за представительную демократию, придерживался концепции западного умеренного либерализма, рассматривал государство в качестве гаранта прав и свобод личности. По его мнению, государство - это не учреждение, не власть, имеющая меры принуждения; оно имеет не только материально-телесный характер, но и духовно-душевный, ибо «...государство есть организованное единение духовно-солидарных людей, понимающих мыслью свою духовную солидарность, приемлющих ее патриотическою любовью и поддерживающих ее самоотверженною волею"1. В своих многочисленных статьях позднего периода творчества философ убедительно доказывал, что государство - это «не какая-то отвлеченность, носящаяся над гражданами», оно находится не «там где-то, вне нас (правительство, полиция, армия, налоговое ведомство, чиновничий аппарат); нет, оно живет в нас, в виде нас самих, ибо мы, живые человеческие личности, мы есьмы его "части", или "члены", или "органы"... В государство включаются (строят его, укрепляют , его, колеблют его, совершенствуют его или, наоборот, разрушают его) - все свободные, частно-инициативные, духовно-творческие, внутренние настроения и внешние деяния граждан»1.

И.А. Ильин убежден, что государство есть явление "духовно-правое" и "духовно-необходимое", служащее высшей ценности. Главная цель и единое неизменное высшее назначение государства заключаются в следующем: «осуществить на земле жизнь духовно-значительную и нравственно-совершенную»3.

Политическая деятельность граждан должна определяться их , солидарностью и правосознанием, на которых и держится государство. Поэтому оно считается средством реализации свободы личности, и приоритет , отдается личности, а не государству.

Исходной основой философской антропологии И.А. Ильина является понимание им человека как телесно-душевно-духовного органического единства. Это означает, что жизнь человека представляет собой функционирование и органическое сочетание сразу трех систем: чисто физической, психофизической и чисто духовной. Таким образом, существо человека не исчерпывается ни тем, что он, с одной стороны, есть природно-биологический организм, ни тем, что, с другой стороны, он является субъектом, наделенным духовностью. Материя, душа и дух изначально врождены » человеку, сплетены в нем таинственным образом и взаимообусловлены. Однако философ все же разделял людей на разные виды, проистекающие из двойственности души и тела. Он указывал, что люди преимущественно телесные, или соматические, сводят все к своему телесному составу и игнорируют духовность. Преимущественно духовные, или пневматические, люди тяготятся своим телом и ищут возможность свести его потребности к минимуму.

Русский мыслитель подчеркивал, что тело, душа и дух человека связаны в таинственное неразложимое личное единство. Он утверждал: "От Бога и от природы человеку дано жить на земле в виде душевно замкнутой ("чужая душа потемки") и телесно самостоятельной особи. Такая особь всегда и всюду, во все времена и у всех народов была и будет о/сивым самостоятельным организмом, инстинктивно строящим себя и свою жизнь. Этот инстинкт таинственно и бессознательно зиждет человека: его здоровье, его обмен веществ, его тепловое и двигательное равновесие, его трудовую силу, его размножение и все его жизненные отправления и умения"1.

Инстинкт И.А. Ильин считал началом родовым, безличным или доличным. На уровне инстинкта человек является существом "стадно- мыслящим, стадно-страстным и стадно-действующим". Этот родовой слой инстинкта всецело владел нашими доисторическими предками, когда человек был элементарным по уровню своей жизни, наивным в мышлении и имел скудное жизненное содержание и бессознательное внутреннее бытие. Поэтому первобытные люди душевно мало отличались друг от друга и находили свою настоящую силу именно в стадной совместности.

В ходе исторического развития человек постепенно выходит из потока первобытности путем индивидуализации. Родовой примитив инстинкта не отмирает в человеке, но лишь отходит на задний план. По мнению философа, периодический возврат к родовому примитиву бывает нужен, и полезен, и спасителен (например, во время народных бедствий, национальных войн, государственного распада и т.п.) Индивидуализированный человек уже не является стадным существом, он требует самостоятельности в жизни и творчестве, он имеет более сложную душу, более богатые жизненные содержания, он осознает свою отдельность, непохожесть на других людей и стремится развить и утвердить свою "особливость", свою индивидуальность. Индивидуализация инстинкта, по мнению И.А. Ильина, явление неизбежное, соответствующее законам человеческой природы и очень важное, поскольку индивидуализированный инстинкт свидетельствует о стремлении человека самостоятельно строить свою жизнь, иметь свои собственные мнения, вкусы, самостоятельно любить, работать, приобретать вещи, утверждать свои права и отстаивать их. Тем самым он создает в своей душе как бы "почву для своего духа" или как бы "жилище для своей личности".

Похожие диссертации на Проблема человека в философии И. А. Ильина