Введение к работе
Актуальность темы исследования. Созданная Соловьевым концепция взаимосвязи культуры и политики является закономерным итогом развития консервативного направления русской общественной мысли XIX века. Умеренно-консервативный идеал христианской политики, разработанный Соловьевым, хотя и не нашел до сих пор реального воплощения, в определенном отношении созвучен умонастроениям представителей некоторых религиозно ориентированных деятелей современной российской политики.
Соловьевым была оригинально рассмотрена тема культурного творчества, ценностей и идеалов. Он тонко поставил проблему взаимосвязи культуры и политики, культурного творчества и власти. Соловьев показал, что политика всегда окрашена в тона культуры определенного народа, политическая практика детерминируется цивилизационными установками. При этом наиболее значимым элементом культуры, с точки зрения Соловьева, является религиозно-нравственная сфера, поскольку именно она продуцирует основные культурные ценности. Поэтому наибольшее внимание Соловьев уделяет именно вопросу взаимоотношений религиозно-нравственной сферы со сферой власти и политики. Соловьев глубоко исследовал взаимосвязь религии и политики в контексте культуры, показал возможные аспекты их взаимодействия и опасности этого. Эволюция его воззрений на эту проблему заставляет задуматься о том, как религия может взаимодействовать с политикой так, чтобы не терять своего значения источника ценностного сознания, оставаясь обличителем власти с нравственных позиций. Соловьев ставил вопросы, насколько религия и ее институциональное воплощение – церковь – могут и должны быть нейтральны к власти, автономны по отношению к государству, дабы не дискредитироваться, но позитивно влиять на политическую практику. Он показывает, особенно в 1880-90-е гг., в запале полемики с официальной идеологией, а в конце 1890-х гг. – и в острейшей полемике с толстовством, насколько опасно использование государством религии и церкви в качестве прикрытия своих далеко не нравственных действий. Подобную практику он называет антихристианством. Урок Соловьева заключается в том, что церковь должна быть автономна, она должна изрекать свою позицию от имени религиозно-нравственных ценностей и с этих позиций критиковать политику. Актуальность концепции русского философа заключается в том, что он на определенном этапе творчества нашел и обосновал грань, позволяющую вмешательство религии в политику без ущерба для функций религии и без другой крайности – прямого диктата церкви. Этот синтез, баланс сил был назван Соловьевым христианской политикой.
Проблема взаимосвязи культуры и политики транскрибируется у Соловьева в проблему отношений религиозно-нравственной и политической сфер, что обнаруживает свою значимость в современную эпоху, когда культурно-цивилизационные различия оказывают большое влияние на политическую практику во всем мире, в частности – глобальная тенденция к конфликту секулярной и фундаментаменталистски ориентированной цивилизаций.
Диссертационное исследование имеет прикладное педагогическое значение, поскольку анализ проблемы взаимосвязи культуры и политики, проведенный самим Соловьевым, равно как и сформулированные собственно автором историко-философские выводы, могут найти применение в преподавании целого ряда социально-гуманитарных наук, таких как история философии, культурология, социология, политология, отечественная история и др.
Степень разработанности проблемы. Творчеству В.С. Соловьева посвящен большой объем литературы, в которой так или иначе затрагивается проблема взаимосвязи культуры и политики. Наиболее содержательными дореволюционными работами о Соловьеве являются труды С.М. Лукьянова, Е.Н. Трубецкого и ряд статей С.Н. Булгакова. Так, Лукьянов рассматривает указанную проблему с точки зрения творческой эволюции Соловьева. Булгаков и Трубецкой, почитавшие себя последователями Соловьева, затрагивают проблему взаимосвязи культуры и политики в контексте анализа общемировоззренческих установок философии всеединства Соловьева. Стоит отметить, что именно Булгакову принадлежит точка зрения, что концепция христианской политики есть самое ценное в философии Соловьева.
Эмигрантские авторы, сохранившие традиции дореволюционной критики - Н.О. Лосский, от. В. Зеньковский, К. Мочульский – видели грани проблемы взаимодействия социально-политической и культурной сфер, но не разрабатывали ее досконально. Такой же характер носит и труд С.М. Соловьева, племянника философа, поэта-символиста, оставшегося после 1917 г. на Родине.
В творчестве А.Ф. Лосева, крупнейшего советского исследователя наследия Соловьева, проблема взаимосвязи культуры и политики в творчестве этого автора так же была частично исследована. Лосев ставит важную проблему тщательного исследования феномена Соловьева-политика, который сочетал отношение к царскому правительству как к «шайке шарлатанов» с глубокой православной религиозностью. При этом следует отметить, что Лосев предлагает критику политической ориентации Соловьева: он ни западник, ни славянофил, ни либерал, ни консерватор, ни реакционер, ни революционер. Соответственно Лосеву представлялось, что положительное решение вопроса об общественно-политическом положении Соловьева преждевременно. В современных условиях представляется, что поставленные Лосевым проблемы должны найти свое разрешение.
В постсоветский период интерес к творчеству Соловьева резко возрос. Многие авторы стали исследовать такие проблемы, как национальный вопрос и христианская политика у Вл. Соловьева (В.В. Сербиненко, Г.Л. Репко), политические и нравственные искания на пути формирования гражданского общества (Е.Б. Рашковский, И.В. Днепровская), нравственность и государственная политика в контексте философии Всеединства (Л.А. Попов, Р.А. Гатауллин), предприняты попытки типологизации политической позиции Соловьева (И.Д. Осипов, Ю.П. Ивонин) и т.д.
Однако, представляется, что проблема взаимосвязи культуры и политики в философии Соловьева не получила целостного освещения в отечественной философской литературе. Несмотря на большое число общих работ о Соловьеве, их авторы, хотя и уделяли внимание политическим взглядам Соловьева, но не исследовали их специально, связывая с его общефилософскими воззрениями на культуру и историю.
В зарубежной философской литературе так же превалируют общие работы о Соловьеве и исследования, касающиеся его религиозного миропонимания. Определенные характеристики понимания политической проблематики и происхождения его воззрений на феномен культуры нашли отражение в трудах Р. Чамберса, Г. Гота, Х. Глейкснера, М. Косталевского и др.
Таким образом, проблема взаимосвязи культуры и политики в философии Владимира Соловьева не получила пока достаточной теоретической разработки. Это, а так же практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого является философия Вл. Соловьева, а предметом - взаимосвязь культуры и политики в творческом наследии философа.
Цель и задачи исследования. Целью диссертации является историко-философский анализ проблемы взаимосвязи культуры и политики в философии В.С.Соловьева. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
- выявить историко-философские и политические корни концепции взаимосвязи культуры и политики Вл.Соловьева;
- проанализировать теоретические воззрения Соловьева на феномен культуры;
- рассмотреть Соловьевский проект христианской политики;
- выявить ранние представления Соловьева о политических путях развития мировой цивилизации и культуры;
- показать сущностные основания и противоречия идеала вселенской теократии, который Соловьев отстаивал на протяжении большей части своей творческой жизни;
- понять причины резкого изменения Соловьевым в конце жизни своих представлений по проблеме взаимосвязи культуры и политики.
Источниками исследования являются произведения В.С. Соловьева, важнейшими из которых следует признать: «Три силы»(1878), «Критика отвлеченных начал»(1877-80), «Философские начала цельного знания»(1877), «Духовные основы жизни»(1882-84), «Об упадке средневекового миросозерцания»(1891), «Китай и Европа»(1890), «Оправдание добра»(1895-97) и «Три разговора с включением Краткой повести об антихристе»(1899). К числу источников следует также отнести произведения философов Нового времени, чьи теоретические достижения широко использовались В.С. Соловьевым – Гегеля, Канта, Руссо, Шеллинга, Шопенгауэра, равно как и труды отечественных мыслителей, оказавших влияние на Соловьева – славянофилов Хомякова, Киреевского и Аксакова, Достоевского, Данилевского, Чичерина, Толстого. Помимо теоретических философских работ, для проведения исследования были привлечены также источники личного происхождения – письма и воспоминания самого Соловьева и знавших его людей (Аксаков, Победоносцев, Стасюлевич, Кони, Леонтьев, Витте), позволяющие воссоздать историческую атмосферу, в которой протекало творчество Соловьева и формировались его взгляды.
Методологические основы исследования определяются целью и задачами диссертации, спецификой объекта исследования. Ведущим был герменевтический подход к изучению материала. В процессе работы использовались так же структурный, сравнительно-исторический и генетический и другие методы исследования.
Структура диссертации и ее основное содержание. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей 295 наименований. Общий объем диссертации - 215 страниц.