Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Французская историография русской духовности и философии Шмелева, Елена Анатольевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шмелева, Елена Анатольевна. Французская историография русской духовности и философии : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Санкт-Петербург. гос. ун-т.- Санкт-Петербург, 1996.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-2/2503-8

Введение к работе

Актуальность исследования. Запад всегда проявлял пристальный ерес к русской духовности и философии. Начиная с XV-XVI вв. вляется целая "литература путешествий", которая запечатлела ественко-политические и духовно-интеллектуальные реалии оте-твенного средневековья. Со времени петровской европеизации, да окончательно устраняются преграды, воздвигнутые между Рсс-й и Европой в результате церковного раскола 1054 г.. "русский рос" стал ключевой темой западноевропейской историографии, му вопросу посвящены многочисленные труды английских, немец-, итальянских, испанских историков, мемуаристов, путешествек-ов.

Выбор французской историографии русской духовности и филосо-: в качестве теш диссертационного исследования обусловлен ря-: обстоятельств. Французская историография является наиболее ічительньм направлением западноевропейской "Россики". Первые юты французских авторов о России появились еще в XVI в., и их :ичество прогрессивно возрастало с каждым новым десятилетием, омное число путешествий, записок, исследований позволяет ярос-;ить динамику восприятия русской духовности и философии во 1ЛЦИИ. Французская историография наиболее полно демонстрирует інейшие тенденции и направления европейской историографической ;ли, неотъемлемой частью которой она является. Немаловажное ічение приобретает то обстоятельство, что на протяжении всего і и большей части XIX вв. французская философия и социально-по-'ическая мысль играли в Европе первенствующую роль и тем самым [авали основной характер и тон восприятия русской духовности и юсофии, вырабатывая определенные константы и стереотипы.

В диссертации главное внимание уделяется прежде всего мето-югическим аспектам французской историографии. Мсториографичес-: мысль инокультуры развивается в контексте межгосударственных, іитичєских, идеологических связей. Взаимные отношения России и шцки всегда отличались остротой и радикальностью. На восприя-* русской духовности, философии, общественно-политической мысли изызали влияние Французская революция 1789 г., наполеоновские гаы 1812-1814 гг., русские революции 1905-190? и 191? гг. Эти «тия определяли оценки и суждения французских авторов, вносили

разнообразие ъ понимание общественной и интеллектуальной жиэ>; обеих стран.

В аспекте методологии существенно также то, что Французскг историография, как и любая другая национальная историография, не ходится в прямой зависимости от внутреннего состояния собственнс национальной духовной традиции. Этим определяется своего рог "избирательное" восприятие русской духовности и философии. Кс заметил й.В.Киреевский: "Чужие мысли полезны только для развит* собственных*'1. Русская духовность и философия рассматриваются ж определенным углом зрения, в соответствии с требованиями фрак цузского общественного мнения и мировоззренческими позициям французских авторов. Свой заметный отпечаток на методологию фраи цузской историографии наложили и просветительские ориентации XV в., и преобладание интереса к социальным и политическим теориям первой половине XIX в., и французский позитивизм, в разных форма господствовавший в науке и философии в течение XIX-XX вв.

Таким образом, состояние французской историографии русскс духовности и философии обусловливается соответствующими идей но-мировоззренческими тенденциями французской философии, социаль но-политическими реалиями французского общества, а также субъек тивно-научнши ориентавдями самих исследователей. Все это в сове купности и предает неповторимое своеобразие французской "Росси ке".

Изучение французской историографии русской духовности и фу. лософии позволяет осознать исторические формы диалога двух куль тур, двух самобытных философских традиций и их взаимное воздей ствие друг на друга.

Степень разработанности темы. Французская историография рус ской духовности и философии стала объектом изучения в XIX в. Осе бенно велика здесь роль представителей исторической науки. Л усилиями была выявлена и систематизирована "литература путешест вий" - сочинения французских авторов, побывавших в России. В 30-гг. XIX в., благодаря Н.Г.Устрялову, были изданы работы Ж.Марже рета, Невилля, Ж.де Ту. Позднее в исторических журналах: "Русска старина", "Русский архив", "Древняя и новая Россия", "Сборни Русского исторического общества" и журналах общественно-литера

'^ит.по: Бердяев К.А. А.С.Хомяков. СПб., 1912. С.116.

ного направления: "Былое". "Вестник Запалюй России", "Отечест-ные записки", "Журнал Министерства народного образования" по-яются переводы графа де ла Мессельера, Л.-Ф.Сегюра, м.де Бра-

й.-Ж.Шетарди и многих других. Зти публикации позволяли вос-дать духовную жизнь Московской Руси, ее религиозно-нравствен-

и социальные идеалы. В частности, на них опирался в своих ис-ических исследованиях В.О.Ключевский1. В советское время "ли-атурой путешествий" активно занимался Ю.А.Лимонов, который не ько переиздал многие текста, но и ввел их в контекст современ-

истсрической культурологии2.

С конца XIX в. появляются библиографические труды по фран-ской "Россике". Систематизация оригинального и переводного ма~ «ала была осуществлена Ф.П.Аделунгом и С.Р.Минцловым, работы орых явились серьезным фундаментом позднейших историю-георе-еских исследований. Продолжением этого дела стал био-библио-фический справочник "История дореволюционной России в дневни-: и воспоминаниях" (1976-1988), значительно расширивший диапа-! французской "Россики".

В этом же контексте заслуживают упоминания труды Е.Е.Тарле, пнейшего специалиста по истории русско-французских отношений, гаый материал для осмысления французской историографии русской штуры содержится в трудах М.А.Алпатова, раскрывающих ззладно-юпейские, в том числе и французские, концептуализации "образа !сш" нескольких столетий3. Близко к ним примыкают работы Д.М. !ского и М.Н.Соколовой, в которых обобщается эволюция методоло-іеских установок исторических школ во Франции с XVI в. до 80-х

1 Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государ-se (Вступит.статья и комментарии А.Н.Медушевского). М., 1991.

2Россия XV-ХУП вв. глазами иностранцев (Подготовка текстов, ^упит.статья и комментарии Ю.А.Лимонова).Л. ,1986; Россия XVffi в. ізами иностранцев (Подготовка текстов, вступит.статья и кеммен-жи Ю.А.Лимонова). Л., 1989; Россия первой половины XIX в. гла-т иностранцев (Подготовка текстов и вступит.статья Ю.А.Лимоно-і. Л., 1991.

3Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа Щ - первая половина XIX вв.). М.. 1985; Алпатов М.А. Русская горическая мысль и Западная Европа ХП-ХУП вв. м., 1973.

гг. XX в.1

Богатый материал по части французской историографии русскоі духовности и философии содержится в историко-литературных исследованиях (П. Н.Берков, С.А.Макашн)2. В частности, три тома "Литературного наследства" за 1937-1939 гг. полностью посвящены теш "Россия и Франция". М.Б.Алексеев изучал влияние на русскую культуру XVIII в. французских просветителей (Дидро, Вольтера и др.)13. Ю.М.Лотман исследовал отношекие русского общества ХУШ-ХІХ вв. і Руссо4. Н.Я.Верковский анализирован взаимовлияние русской и французской литератур, распространение русской литературы во Франции, акцентируя внимание на творчестве Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевско-го-\

Начиная с 50-60-х гг. разработка проблемы французской "Рос-сики" предпринимается в советской историко-философской науке. Изучение французской историографии русской философии намечается і общем русле исследований по западноевропейской историографа русской философской мысли, где акцент делается на англо- и немецкоязычных авторах (работы В.А.Малинина, й.Я.Щипанова, С.А.Покровского и др.)6. Среди современных исследователей в данном направ-

1Шанский Д.М. Французская историография феодальной России. U., 1991; Соколова М.Н. Современная французская историография. М. 1979.

Веркоз Б. Изучение русской литературы во Франции /У Литературное наследство. М., 1939. Т.33-34. С.721-768; Макашин С. Литературные взаимоотношения России и Франции XVIIi-XIX вв. // Литературное наследство. М., 1937. Т.29-30. C.V-ХХХП.

3Алексеев М. П. Вольтер и русская культура XVIII века // Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение. Л., 1983. С.198-239.

4Лотман Ю..М. Руссо и русская культура XVIII века // Эпоха Просвещения. Ив истории международных связей русской литературы. Л., 1967. С.208-281.

^рковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975.

Калинин В.А. Русская философская мысль начала XIX в. и ее современные идеалистические толкования // Против современных фальсификаторов истории русской философии. М., 1960. С.144-172; Щипанов И.Я. Идейные истоки современных буржуазных извращений ис-

- I ~

ний продолжает работать M.А.МаслинЧ Некоторые аспекты фран-'зской историографии русской философии рассмотрены в публикациях В.Антохиной, П.П.Апрышко, К.И.Власенко, Э.И.Каленовой, Е.С.Оси-іва, И.Я.Поповой и других, в которых внимание обращалось на крику "буржуазных" авторов, занимавшихся историей русского матери-іизма и радикализма, "разоблачение" их методологических и миро-іззренческих "установок"'1. Тем не менее, несмотря на преоблада-se критического тока, е научный оборот вводились новые идеи и следования, расширявшие горизонт восприятия отечественной ду-івности и философии.

В целом можно констатировать, что до настоящего времени от-тствует целостное изучение французской историографии русской ховвости и философии. Между тем опыт анализа инонациональной порнографии позволяет оценить достоинства и недостатки взгляда о стороны", наметить значимые тенденции развития отечественной 'ховно-интеллектуальной традиции.

рии русской философии // Критика современных буржуазных фальси-каций истории философии народов СССР.- М., 1974. С.5-28; Псковский С.А. Фальсификация истории русской политической мысли в временной реакционной буржуазной литературе. М., 1957 и др.

'Маслин М.А. Современные буржуазные концепции истории русой философии. М., 1988; Маслин М.А. От конфронтации к диалогу, тория русской философии: состояние и перспективы изучения // лес.науки. 1989. N 8. С.79-81.

2Антохина Н.В. Ломоносов и французская научнс-филссофская льтура ХУЛ века // Актуальные проблемы истории философии наро-в СССР. и., 1977. Вып.4. С.13-28; Апрышко П.П. Критика совранных буржуазных фальсификаций идейного наследия В.Г.Белинского Критика современных фальсификаций истерии философии народов СР. М., 1974. С.115-138; Власенко К.И. Идеология декабристов в вещении французской буржуазной историографии // Вестн.Моск. -та. Сер.УШ. Философия. 1976. N 2. С.51-57; Власенко К.И. Исто-я русской философии в современном западном сознании // Вестн. ск.ун-та. Сер.VII. Философия. 1988. С.85-86; Попова И.Я. Против ржуазной фальсификации идейного наследия А.Н.Радищева // Против временных фальсификаторов истории русской философии. М., 1960. 120-143 и др.

Общая цель и основные задачи исследования. Общая цель иссл< дования состоит в том, чтобы проследить изменение методологичес ких позиций францувской историографии русской духовности и филе софии, выявить ее ключевые тенденции и константы.

Цель исследования предполагает реализацию следующих задач:

осмыслить пути формирования методологических позиций фра цузских авторов ХУШ-ХХ вв., писавших о русской духовности и филе софии;

проанализировать наиболее характерные для францувской ис ториографии тенденции анализа сущности и направлений отечестве* ной .мысли;

определить значение французской исторической и филолог* ческой школ в изучении русской духовности конца ХУШ - начала > вв.;

выделить основные направления французской историограф» русской философии, систематизировать методологические ориентащ. и установки французских исследователей русской философии;

рассмотреть наиболее характерные тексты французской истс рико-философской литературы, которые в большей своей части впер вые вводятся в научный оборот;

наметить общую периодизацию французской историографии рус ской духовности и философии.

Методология и источники исследования. Методологической осне вой исследования является диалектика преемственности духовны традиций, позволяющая выявить взаимосвязи между основными направ лениями французской историографии русской духовности и философии их оригинальное своеобразие и специфику. При исследовании учтен методологические и аксиологические установки французской истори ографии, дан их квалификационный анализ.

Б качестве методологических ориентиров в диссертации принят теоретические разработки отечественных историков русской филосо фии (А.А.Галактйонова, А.Ф.Замадеева, П.Ф.Никандрова, М.Н.Тихоми рова). а также и видных историков отечественной мысли русског зарубежья (В.В.Зеньковского, Н.О.Лосского, Н.А.Бердяева, 'Л.И.Ра ева ), оказавших определенное влияние на становление французско историографии русской духовности и философии.

Источниками диссертационного исследования послужили текст: французской "Россики" и научные издания исторического, филологи

гкого и историко-философского направлений. Необходимо отметить, ) б данной работе, говоря о "Россике", имеются в виду сочинения «^следования о России, написанные только французскими авторами. \ наличии переводов в диссертационной работе используются рус-?е издания французских текстов.

Новизна работы состоит в попытке систематизации и обобщения згинального материала французской историографии русской духовой и философии. В процессе исследования сформулировались слезшие основополагающие идеи.

Восприятие русской духовности и философии во всех ее фор-< и аспектах по сути "франкоцентрично". Это значит, что осмыс-те инокультуры (в данном случае, русской духовности и филосо-л) всецело обусловливается национальной традицией. Соответст-йко, во французской историографии внимание обращается преиму-зтвенно на те факты и реалии русской интеллектуальной жизни, горые соотнесены (положительно или отрицательно) с французской адищей, французской историей, французской культурой.

Во французской историографии первостепенное внимание уде-ется компаративистской методологии, т. е. сравнению и сопоставимо ценностных элементов русской и французской традиций.

Существенной чертой французской историографии русской ду-вности и философии является ее "погруженность" в контекст фило-гических и исторических изысканий, вследствие чего анализ ду-вности превалирует над осмыслением собственно философии.

Основными чертами русской философии французская историо-афия признает историософскую и социологическую проблематик, анцузская историография выводит начало формирования историо-фского вопроса из чувства "ущемленного" национального сознания, вства русского патриотизма. Социологический характер, в свою ередь, представлен как результат практической ориентации фило-фской мысли в России.

Для Французской историографии русской философии характерно общеяное восприятие русской философии, выделение преимуществен-х школ и направлений, вследствие чего остается на втором плане дивидуальная специфика воззрений того или другого русского мыс-теля.

Предлагается общая периодизация французской историографии сской духовности и философии.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации, разработанные в ней методологические подходы і полученные результаты позволяют дополнить понимание своеобразия і специфичности русской духовности и философии и тем самым расширить тематику изучения историко-философского и культурологического процессов Б России.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории русской философии, культурологии; в спецкурсах по историко-философским, историографическим и источниковедческим отделам, а также по сравнительному анализу русской и западноевропейской мысли.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре исторж русской философии Санкт-Петербургского государственного университета. Основные идеи исследования излагались на конференциях і симпозиумах, а также на лекционных и семинарских занятиях на философском факультете СЛОГУ. Содержание диссертации представлено і трех публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит ив введения, дву> глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы (на русском и французском языках).