Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Анализ идейного противостояния между "правыми" и "левыми" в философской и общественной мысли Египта (1960-80 гг. ) Молла-Заде, Джеихун Назим оглы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Молла-Заде, Джеихун Назим оглы. Анализ идейного противостояния между "правыми" и "левыми" в философской и общественной мысли Египта (1960-80 гг. ) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Ин-т философии и права.- Баку, 1990.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-2/3407-6

Введение к работе

кШМШй01ЪЖ0&<ШШ\Ш- В странах "третьего мира" идеологическая оорьба между "дравши" и "левыми" протекает весьма остро и приоорелэ специфический характер. Поэтому идеологическое сознание пытается трансформировать и приспосо-Оить многие европейские филосоские модели, идеологемы, , понятия и термины к данным условиям. Осооо в этом плане повезло марксизму, ооциализму, оказавшимся в эпицентре идеологического противостояния. В то жэ время низкий уровень грамотности, аполи-тианооть, неинформированность создает благоприятную почву для распространения весьма вольных трактовок марксизма, дискредитирующих позиций "левых" сил. Нельзя, конечно, не учитыаать такаа организационную) и политическую сласюсть "левых" сил, не располагающих широкой социальной оазой во многих-регионах афро-азиатского мира.

Деятельность "правых" сил в развивающихся странах развертывается часто на почве националистических предрассудков, носителями 'и проводниками которых выступают празде всего сроднив, мелкооурчуазные слои'.

"Правые" аппелируют такпо к религиозным чувствам масс, получая поддержку оо стороны наиболее консервативних кругов религиозных деятелей развивающегося мира. В этой связи необходимо, однако, оговориться, что религия» и в особенности ислам, в арабских странах несет больвую нагрузку в идеологических и социальных процессах. Известно, что многие нациопально-освооо-дительные движения оыли направлены на осуществление прогрессивных преооразований под знаменем религии. 3 зависимости от то- го, каким социальным и политическим силам слушт данная рэли-гяя, мозшо определять в каддом конкретном случае ее реакционную или прогрессивную направленность. Научно-материалистическая и атеистическая основа марксизма, разумеется, в наясоль-шэй мере способствовала нападкам на него как ва учение,, враждебное духовным традициям народа.

В советской историко-философской и востоковедческой наука оорьба мевду оурвуазной а марксиотокой идеологией в развивают

щихся странах получила достаточное совещание. Но она рассматривалась почти исключительно о точки зрения оорьсы мастных марксистов с буржуазной идеологией, а критика буржуазными теоретикам.! марксистского учения оставлялась в тени и почти не затрагивалась.

Крайне важно, отказавшись от стереотипов прежней нашей пропаганда, от создававшихся ею фантомов революционных иллюзии, войти в Обновляющийся мир с открытой душой и с открытыми глазами. Речь идет ко о том, чтобы подвергнуться самобичеванию, а о том, чтооы трезво и самокритически оценить свой социальный и политический.опыт и его роль в идейной.жизни современного и, в частности, развивающегося мира.

Для анализа методов, используемых "правими" в борьсе против марксистского учения, выорана идеологическая ситуация в Египте 1960-х-1980-:Х годов, характеризующаяся осострениом положения после известных прогрессивных мероприятий, предпринятых президентом Насером и особонно в президенство Анвара Садата, при котором антимарксистская кампания в Египте достигла своего апогея.

В формулировку темы нашего исследования входят понятия "левых" в "правых", хотя, как это Судет явствовать из его со- . держания, речь у нас идет прежде всего о марксистах и антимарксистах. Выбор этих терминов не случаен. Дело в тон, что; во-первых, сами марксисты в силу специфических политических условий, господствующих в Египте на протяжении всего новейшего времени, воздерживаются от характеристики своего мировоззрения как марксистского (в тем Оолее ленинского). Во-вторых, марксистское учение оказало влияние на широкий круг демократической интеллигенции Египта, представителей которой называют "левыми" (ал-йасар) и конкретно-политический состав которой виоьма разнороден (сюда, в частности, входят и "исламские левые" , в часть насеристов). В-третьих, противники марксизма ("правые") очень часто рассматривают последний в качестве инструмента, используемого в нападках не только и, возможно, даже ве столько на его местных адептов, сколько на этот широкий круг демократической интеллигенции, независимо от привержен-вооти ее предотавихедей к кокмувистачеокому движению и марк—

сивму.

Степень разработанности проолемы. Проблема антимарксизма в Египта и в других развивающихся странах разработана чрезвычайно слабо. Нет ни специального монографического, нп диссертационного исследования, в котором указанная проблема выступала оы в качестве самостоятельной. Отдельные мысли по этой теме можно найти лишь в трудах египетского марксиста М.А.аль-Алима, одного из главных участников "идейных боев" в Египте в защиту . марксистского мировоззрения и научного социализма, и других прогрессивных авторов Арабского Востока, в работах А.В.Сагаде-ева, посвященных философии и социологии современного арабского мира, в книгах А,Ахмвдова "ислам в современной идейно-политической борьбе" и А.В.Белова "Клерикальный чантикалмуниям", в трудах Р.Я.Алиева и А.М.Мамедова.

Цель, и, ,зада.зд и,с,сд,эдоваци^. Целью диссертационного исследования является раскрытие особенностей антимарксизма в Египте как стране, наиболее репрезентативней с точки зрения широты представленного в ней спектра идеологических направлений (от крайних фундаменталистов до марксистов-дапинцев). Указанная цель определила следующие основные задачи исследования:

показать место и роль марксизма в система идеологических течений современного Египта;

раскрыть социальный и политический контекст деятельности египетских противников марксизма;

дать социально-политическую характеристику "нравственной" критики международного коммунистического движения;

выявить исторические и социальные предпосылки противопоставления научному социализму антимарксиотоких концепций социализма;

дать анализ мировоззренческих аспектов современного египетского антимарксизма.

1еор^шар^ел1олол2Ш1айкаа.^ошша_дйаз21Ёаш1а. теоретической и методологической основой диссертации служат общая марксистская методология исследования общественной мысли. Диссертант опирался такаэ на работы советских авторов, посвященные идеологической обстановке в развивающихся странах Азии и Африка - Р.А.Ульявовского, Е.Ы.Примахова, Г.Ф.КВма, З.'ЛЛеви-на, А.Д.Литиана, Н.А.Симония, Б.СЕрассва, Г.И.Млрского, Г.Б. Старушэнко, А.В.Иалаивнко и т.д.

и^ЪШ&^ШШ%^0.&ШО&ШШх. Данная диссертация представляет собой одну из первых попыток комплексного изучения особенностей антимарксизма в современном арабском миро на примаро од:іой из цаиболоо в этом отношении идеологически активных его стран. Б научный ооорот впервыо вводится значительное количество первоисточников на арабском, английском и французском языках, характеризующих идеологическую обстановку в современном Египте.

Ш2ааі!Шііаа_а".ааа!і2схь_.айС.а2айВйа!іа*, Обобщенные в диссертации материалы и теоретические выводи могут помочь объективному освещении и анализу политической и идеологической обстановки в Египте, способствовать развитию исследований в области общественной мысли в современном арабском міро. Результаты проделанной работы могут быть испольэовани в лекционных курсах по истории философии и общественной мысли развивающихся стран Востока.

ДШ&аФІЯ-Еа&ШІ' Диссертация оосуждена в отделе теории научного социализма и в группе истории марксистско-ленинской и общественной мысли ХІХ-ХХ вв. Института философии и права АН Азорсайджанокой ССР.

Основные положения и выводы диссертационного исследования нашла отражение в опуоликованных раоотах автора, в докладах на республиканских, всесоюзних л международных конференциях: г.Баку, 1985 - Ш республиканская конференция молодых философов; г.Москва, 1985 - конференция аспирантов и стакеров "ХХУП съезд и актуальные проблеми философии"; г.Москва, 1987 - конференция "Актуальные проблемы философии"; г.Баку, 1988 - I советско-американская встреча молодых политологов; г.Принстон, США, 1989 - И советско-американская встреча молодых политологов.

Структура работы,. Диссартация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Анализ идейного противостояния между "правыми" и "левыми" в философской и общественной мысли Египта (1960-80 гг. )