Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ИСХОДШЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПОЛИСИНДЕТОН 12
1. Полисиндетон как прием экспрессивного синтаксиса 12
2. Полисиндетон в СЕЄТЄ теории текста 35
3. Полисиндетон как ритмическая структура 56
4. Полисиндетон и проблема вариативности языка ., 64
5. Лингвистическое обоснование классификаций полисиндетона 68
ГЛАВА П. МЕТОДИКА И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ 76
1. Отбор материала для' фонетического эксперимента 76
2. Подбор дикторов и запись материала на пленку 77
3. Аудиторский анализ 78
4. Электроакустический анализ 81
5. Сравнение данных аудиторского и электроакустического анализов и
лингвистическая интерпретация результатов исследования 84
ГЛАВА Ш. ЭКСПЕРЕМЕНТНО-КИНЕТИЧСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПОЛИСИНДЕТОН 89
1. Трехсегментный полисиндетон с логической взаимонезависимостью сегментов в изолированной позиции 94
2. Трехсегментный полисиндетон с логической взаимонезависимостью сегментов в интерпозиции 107
3. Многосегментный полисиндетон с логической взаимонезависимостью сегментов в изолированной позиции 123
4. Многосегментный полисиндетон с логической взаимонезависимостью
сегментов в интерпозиции 143
5. Полисиндетон с логической взаимозависимостью сегментов 159
ЗАКШОЧЕНИЕ 183
Список литературных источников 195
Библиография 196
- Полисиндетон как прием экспрессивного синтаксиса
- Отбор материала для' фонетического эксперимента
- Трехсегментный полисиндетон с логической взаимонезависимостью сегментов в изолированной позиции
Полисиндетон как прием экспрессивного синтаксиса
В традиционной стилистике полисиндетон определяется как стилистический прием, объединяющий предложения, различные части предложения и отдельные слова с помощью соединяющих элементов /в основном, союзов и предлогов/, перед каждым соединяемым компонентом /Гальперин, 1958/. Например:
Sometimes a westerly oily wind blew, and at other times an easterly oily wind, and sometimes it blew a northerly oily wind, and maybe a southerly oily wind.
All these lawyers have met and argued and discussed and criticized, in plenary sessions, in commisions, in small and informal groups, all these without lobbying or back-biting or vote-bargaining.
Этимология слова "полисиндетон" /от греч. оЛу- много, 6WS170V- соединяющий элемент, союз/ указывает на наиболее характерную особенность приема с точки зрения его формального выражения - многократное употребление одного и того же соединяющего элемента.
Полисиндетон как фигура речи был известен еще в древние времена. Упоминание о нем мы находім в "Риторике к Геррению",-где он противопоставляется асиндетону /фигуре речи, в которой отсутствуют связующие слота/ и рекомендуется для повторения либо однородных, либо различных понятий /Античные теории языка и стиля, 1936, с. 267/.
Анализ языка художественных произведений еще со времен античной риторики осуществляется с разделением стилистических средств на изобразительные и выразительные.
Изобразительными средствами языка, или тропами, называются все виды образного, переносного употребления речевых единиц. Изобразительные средства являются преимущественно, но не исключительно, лексическими, К тропам относятся такие стилистические средства, как метафора, метонимия, литота, ирония, эпитет и т.д.
Выразительные средства или фигуры речи повышают выразительность речи при помощи синтаксических построений. Они не создают образов, а усиливают эмоциональный или экспрессивный настрой речи. К ним относятся такие стилистические средства, как инверсия, риторические вопросы, параллельные конструкции и подобные.
Отбор материала для' фонетического эксперимента
В соответствии с предметом исследования настоящей работы, которым является просодическая организация полисиндетона, для эксперимента из художественной прозы английских и американских авторов XX века отбирались отрывки, которые либо полностью строились в полисиндетической манере, либо содержали полисинде-тон в своем составе.
Основываясь на определении, данном полисиндетону в стилистике, как комплексу повторяющихся синтаксических признаков /Гальперин, 1958; Гарузова, 1977/, первичный отбор текстов производился по структурному принципу, т.е. отобранные для чтения тексты строились на основе синтаксического параллелизма, повтора союза и сочинительного типа связи. Поскольку в задачи исследования входило также изучение просодических связей полисин-детона в тексте, то в экспериментальный материал были включены отрывки, фиксирующие однократно употребленный полисиндетон с окружающим контекстом.
Отбор материала проводился по методу сплошной выборки. Было обработано 3500 страниц художественного текста, для озвучивания было отобрано 170 отрывков из художественных произведений, которые были напечатаны на карточках сплошным текстом со ссылкой на источник.
Материал для фонетического эксперимента включал тексты, реализующие полисиндетон в зависимости: I/ от его локализации в тексте: а/ препозиция, б/ интерпозиция, в/ постпозиция и г/ изолированная позиция; 2/ от количества полисиндетических сегментов в составе полисиндетона: а/ трехсегментный и б/ много-сегментный; 3/ от логических связей между сегментами текста: а/ взашлонезависимость /временная последовательность/ и б/ взаимозависимость /причинно-следственная связь/.
Трехсегментный полисиндетон с логической взаимонезависимостью сегментов в изолированной позиции
Связность на уровне просодического оформления начала сегментов в данном типе полисиндетона демонстрирует градуальный характер, проявляющийся в двух тенденциях: а/ повторении показателей просодических параметров и б/ постепенном уменьшении показателей просодических параметров в сополагагащихся сегментах. Указанные тенденции градуального характера связности различаются степенью связности: повторяющаяся тенденция просодического оформления начала сегментов воспринимается как более тесная связь, чем понижение показателей. Решающую роль при оформлении начала сегментов играют тональные и динамические параметры. Временной компонент просодии не является релевантным при оформлении связности анафорического характера.
Тональный диапазон сополагающихся сегментов полисиндетона распределяется по рамочной схеме, увеличиваясь в маргинальных сегментах, выделяя тем самым их положение в тексте и обеспечивая более тесную связь сегментов.
Ядерные слоги сополагающихся сегментов имеют, одинаковое направление движения /в подавляющем большинстве случаев - нисходящее/ и скорость изменения основного тона /как правило, невысокую/. Объем же тонального интервала ядерного слога распре -деляется по рамочной схеме, увеличиваясь в маргинальных сегментах как и объем тонального диапазона.
Уровень громкости имеет постепенно понижающийся характер, не прийшлая особого участия в обеспечешш связности.
Что же касается временных показателей ядерных слогов сегментов, то мы наблюдаем значительное увеличение длительности произнесения ядерного слога в конечном полисиндетическом сегменте, что обеспечивает фиксированность конечной позиции и усиливает связь с предыдущим сегментом.
Просодическое оформление завершений во многом повторяет просодическое оформление ядерных слогов, однако временные показатели завершения выделяют не только конечный, но и начальный сегмент полисиндетона, что обеспечивает более тесную связь сегментов.