Введение к работе
Актуальность темы обусловлена важностью изучения различнее аспектов речевой .деятельности,в тон числе особенностей речевого взаимодействия основных партнеров по комуни-кааии в липе адресанта и адресата. В предшествующих исследованиях обращение рассматривалось,как правило,в структурном, семантическом и социолингвистическом аспектах.Стилистические и кошукикативше особенности обращений не получили системного упорядоченного описания. Сбрашеп.те еше не трактовалось как компонент художественного текста,средство достижения экспрессивности повествования.
Целью исследования является выявление и описание специфики функционирования обращении в ууложественном тексте,что предполагает изучение их экспрессивных возможностей,места и Рли в организации диалогического обления персонаже:-}.
Е соответствии с поставленной целью конкретные задачи исследования полно сформулировать стедугаиг! образом:
- г -
1/ выявить особенности актуализации в позиции обращения различных стилистических приемов;
2/определить факторы,способствующие возникновению и усилению экспрессивности в обращениях;
3/установить функции.присущие обращениям в художественном тексте;
4/проанализировать структурный и семантический состав микродиалогов с обрашением-стммулом;
5/выяснить типичные реакции алресата и ввделить тактики его реагирования на обрэл.ение-стк?.:ул;
Є/охарактеризовать факторы,обуславливакшие определенную реакцию адресата на обрашение-стимул.
Научная новизна диссертации заключается в том,что впервые в англистике проводится комплексное исследование стилистического потенциала обращений и их участия/роли/ в коммуникативном процессе. Обращение трактуется не только как номинативно-коммуникативная единица;но и как элемент системи выразительных средств художественного текста. Б работе выявляются особенности актуализации в позиции обращения различных стилистических приемов; устанавливаются факторы,влкяшие на расширение экспрессивного потенциала обрашеии!!;характеризуются спешфгшские функции обращений в художественном тексте; выделяется особый тіш микродиалога с обрашенчем-стимулом, определяются тчпкчные реакции и конкретные тактики реагирования адресата на обрашение-стимул.
Теоретическая значимость, работа заключается в том,что она утлуоляет знания о номинативно-коммуникативной сушнос-ти/природе/ обращений и особенностях ее проявления в художественном тексте.пополняет сушестЕукиме исследования новыми данными о широких эксрессивних и стимулирующих возможностях обращений,вносит определенный вклад в разработку лингвистических аспектов теории литературной коммуникации.
Практическая ценность диссертации состоит в том,что по-лученные результаты могут быть использованы в теоретических '.курсах стилистики и прагматики английского языка,в спецкурсах по этим предметам,а также на практических занятиях по аналитическому чтению и развитию навыков разгоЕорной речи.
Апробация заботы.По основним полокениям работы были сделаны сообщения на ежегодной научной конференции молодых ученых и специалистов Киевского государственного ушшерси-тета им,Т.Г.Шевченко в 1988-1989 годах,на. всесоюзной конференции "Функциональные я семантические корреляции языковых єдиний" /апрель 1S90 г.,г.Киев/,
Результата исследования обсуждались на научных семинарах асппрантов /198?-1988гг./,а тагсхе ка засэлаииях кафедры английской филологии /1983-1990гг./.Они отражены в двух статьях, тезисах выше упомянутой всесоюзной конференции и учебно-г.етодкческоіі разработка.
Методологической основой диссертации послужили ОСНОВНЫЙ положения марксистско-ленинской философии о неразрывном единстве языка, т/ышления л объективной овальности,взаимосвязи формы и содержания,обтекли как способе бытия человека во взаимоотношениях с другими лвдьми,о необходимости использования системного подхода при исследовании сложных объектов и явлений и некоторые другие.
Задачи,поставленные в данной работе,предопределили применение следусших методов: анализа струхтурно-семантиче-ского,контекстуального,комбинаторного,трансформационного.
Иатетмалог,'. исследования послужила картотека,состоящая из 2500 примерев обращений'и.т микродиалогов с сбрашением-стимулом,полученных методом сплоеной выборки из 57 прозаических я драматических произведении англоязычных авторов XX века.обшкм объемом свыше 20000 страниц.
На заігкту выносятся следующие поло:?.ецх;я:
1.0орашек::е является 'ке только комкнативно-коммуника-тивной единицей,но и одним из элементов системы выразительных средств художественного текста/произведения/. ГІ03КЛИЯ обращения открыта для актуализации различных типов стилистических приемов.'
2.Возникновение и усиление экспрессивности обращений непосредственно связаны с взаимодействием различных компонентов и видов коннотации,особенностями референции и отклонениями^ 'от норм сочетаемости/как внутри обращения,так и ?ри его сочетании с высказыванием/.На актуализацию экспрессивности з обращениях татае оказывает влияние ситуация об-
шенпя и ее составляющие.
З.Б художественном тексте,помимо выполнения сбоях традиционных функций,обращения употребляются для создания иро-" нической или юмористической тональности повестЕования,речевой характеристики персонакей и в целях стилизации.
4.(Крашение явтлется стимулирующим коитонентом Особого типа 'микродиалога,имевшего определенную структуру,состав участников, специфически характер взаимосвязи мекау репликами к корреляцию их модальностей, Варьирование се;.:античе-скогс состава обранений не ограничивает их стта.улирусшкх возможностей.
5.Е Еыделяешл типе цкхродиалога эксплицируется,как правило,отрицательная реакция адресата на обоашение-стимул, которая находит выракенле в конкретных тактиках реагирования.Отрицательная реакция адресата на обрашение-сткмул обусловлена целым рядом взаимодействующих факторов/лингвистических и экстралингвистичзских/.
Структура работы. Диссертация состоит из введения,двух глаЕ,заключения,библиографии,списков художественных произведений и лексикографических источ>:щ:ов.