Введение к работе
Реферируемая диссертация посвящена изучению сюжетной перспективы в рассказах детективного жанра. Сюжетная перспектива в диссертации рассматривается в качестве структурно-смысловой единицы текста, отвечающей за расстановку основных смысловых, мировоззренческих и коммуникативно-психологических акцентов внутри произведения и играющей важную роль в процессе композиционного построения сюжета.
Вопросам структуры текста, поиска средств достижения адекватности передачи установки автора, заложенной в тексте, посвящены работы таких ученых, как Адмони В.Г., Арнольд И.В., Бархударов Л.С., Борисова Л.И., Гальперин И.Р., Гринев С.В., Кухаренко В.А., Солганик Г.Я., Тураева З.Я. и др. Однако для нас в первую очередь интересует структурно-смысловая иерархия текста как максимально объемной единицы речи.
В основе нашего исследования лежит научная концепция, разработанная профессором И.Г. Кошевой и такими представителями ее школы, как Е.В. Алексеевой, И.А. Бабкиной, С.Г. Геворкян, А.И. Герасимовой, Ю.А. Гущиной, Д.В. Драгайцева, А.Б. Емельяненой, Н.Ф. Жучковой, Е.Н. Кисловской, С.С. Ковальчук, В.С. Ларкина, Е.Ю. Луговской, В.А. Макаровой, В.А. Полуэктовой, О.А. Радзевиловой, Н.В. Родиной, В.В. Сарычева, Л.К. Свиридовой, П.В. Смородины, М.С. Филипповой, Е.А. Харламовой, А.С. Шелеповой, Е.В. Устиновой, Д.А. Шигонова и многих других.
Актуальность темы исследования обусловлена все возрастающим интересом к изучению текста в целом, и детективного текста в частности, в плане определения функций составляющих его компонентов как на поверхностном, так и на глубинном уровнях. В настоящей работе, затрагивающей эту актуальную для лингвистики область исследования, мы рассматриваем сюжетную перспективу с позиции целостного текста, в котором сюжетная перспектива предстает как одна из составляющих его смысловых и структурных единиц.
Научная новизна исследования определяется тем обстоятельством, что в нем:
-
Впервые сделана попытка доказать, что сюжетная перспектива устанавливается в рассказах детективного жанра именно через рекурентный центр.
-
Впервые на материале рассказов детективного жанра проводится сопоставление инвариантов на глубинном уровне текста и рекурентных центров на линии сюжетной перспективы на поверхностном уровне.
-
Впервые выявляется зависимость названия детективного рассказа от сюжетной перспективы при его завершающем переосмыслении.
-
Впервые определена роль сюжетной перспективы в рассказах детективного жанра через сопоставление ее с произведениями других жанров.
-
Впервые на материале детективного жанра сюжетная перспектива была представлена как своеобразный психолого-смысло-мировоззренческий комплекс, в основе которого лежит прямое или несобственно-прямое обращение к читателю.
-
Впервые сюжетная перспектива рассматривается через свое функционирование в трех типах сюжетной перспективы – начинательном, ключевом и заключительном.
-
Впервые показан способ применения ретроспективности через сюжетную перспективу в построении сюжета короткого рассказа детективного жанра. В результате исследования была рассмотрена роль сюжетной перспективы применительно к детективному дискурсу в целом.
Гипотеза данного исследования – предположение, что сюжетная перспектива в тексте рассказов детективного жанра, способствуя расстановке основных смысловых, мировоззренческих и коммуникативно-психологических акцентов в пределах целостного произведения, декодирует заложенную в тексте загадку криминального характера путем представления ее в четырех основных типах речевых ситуаций (микротематической, тематической, макротематической и текстологической) как единицах поверхностного уровня через декодирование соответствующих четырех ключевых форм авторского ракурса как единиц глубинного уровня.
Предметом исследования является сюжетная перспектива как единица структурной организации текста детективного жанра в раскрытии интриги, заложенной писателем в кодово-схематическом содержании сюжета.
Объектом исследования выступает раздел текстологии, связанный с особенностями построения детективного текста.
Материалом исследования послужили тексты детективных рассказов А. Кристи «The adventure of the cheap flat», «The herb of death», «The witness for the prosecution», «Tape-measure murder» и рассказа У. С. Моэма «A friend in need».
Цель диссертационной работы заключается в исследовании отличительных особенностей сюжетной перспективы как структурной константы текста детективного рассказа с точки зрения специфики данного вида литературного произведения.
Указанная цель потребовала решения следующих задач:
-
Определить отличительные признаки сюжетной перспективы в рассказах детективного жанра по сравнению с другими жанрами.
-
Раскрыть характер преломления сюжетной перспективы в четырех типах речевых ситуаций: микротематической, тематической, макротематической и текстологической.
-
Найти точки соприкосновения сюжетной перспективы в анализируемых рассказах детективного жанра с художественным пространством и с художественным временем, как факторами, формирующими текст и превращающими его в законченное произведение.
4.Выявить закономерности взаимоотношения рекурентных центров с названием текста при определении роли сюжетной перспективы в реализации информативного и смыслового единства детективного произведения.
Теоретическое значение диссертационной работы – рассмотреть объект исследования с позиций грамматики языка и грамматики речи, показав, что сюжетная перспектива является базисной основой текстов детективного жанра. Полученные в ходе анализа параметры сюжетной перспективы могут быть использованы для декодирования рассказов детективного жанра и определения отличий от сюжетной перспективы в других жанрах.
Практическое значение проведенного исследования заключается в применении полученных сведений о роли и функциях сюжетной перспективы в тексте детективного рассказа при чтении лекционных курсов, проведении практических и семинарских занятий у студентов филологических факультетов и факультетов иностранных языков по теоретической грамматике английского языка, стилистике и интерпретации текста, в рамках спецкурса по теории текста. Материал диссертации также может быть использован для развития у студентов способности к самостоятельному анализу текстов детективного жанра, а также для написания курсовых и дипломных работ по вышеуказанным дисциплинам.
Положения, выносимые на защиту:
1.Основным структурно-образующим центром сюжетной перспективы является рекурентный центр, представляющий собой фрагментарно расширяющуюся загадку, декодирование которой определяет сюжетную целостность текста.
2.В детективном рассказе сюжетная перспектива характеризуется специфичной организацией речевой ситуации, выделяющий ее в особый феномен структурно-смысловой организации текста.
3.Система построения каждого типа речевой ситуации внутри сюжетной перспективы основана на принципе нарушения линии последовательного расположения текстовых компонентов.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
-
экстрагирования;
-
семантико-функционального анализа;
-
лингвистического описания;
-
сравнительного анализа;
-
схематического моделирования.
Апробация диссертации была осуществлена в выступлениях и отчетах на кафедре теории и практики преподавания иностранных языков факультета европейских языков/ иностранных языков и международных коммуникаций Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.
Результаты исследования были представлены на научных конференциях «Актуальные проблемы языкового образования в XXI веке» и «Язык и межкультурная коммуникация в образовании и современном мире», проходивших в МГГУ им. М.А. Шолохова в 2008 – 2009, 2009 – 2010 гг. По итогам конференций в сборниках «Актуальные проблемы языкового образования в XXI веке: Материалы научной конференции преподавателей, аспирантов и соискателей», «Язык и межкультурная коммуникация в образовании и современном мире: Сб. материалов межвузовской научно-практической конференции с международным участием», «Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова: Серия «Филологические науки», №2, были изданы статьи: «Сюжетная перспектива как базисная основа детективного текста», «Сюжетная перспектива и средства художественной выразительности», «Авторский ракурс в рассказах детективного жанра». В «Вестнике МГОУ», серия «Лингвистика», в 2010 году были опубликованы статьи: «Сюжетная перспектива в рассказе Агаты Кристи «Свидетель обвинения», «Рекурентный центр и сюжетная перспектива», «Рекурентный центр и название произведения».
Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, Выводов по каждой главе, Заключения и Списка использованной литературы.
Во Введении обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность и научная новизна; формулируется общая гипотеза, раскрывается цель и ставятся задачи исследования; кратко излагается теоретическое и практическое значение работы; перечисляются положения, выносимые на защиту; описываются объект и методы исследования.
Непосредственно корпус диссертации состоит из 3 глав.
В первой главе «Теоретические исследования в области структуры детективного текста» проводится анализ разнообразных подходов в изучении структуры текста, детально рассматривается текстовая структура рассказа детективного жанра, определяется роль сюжетной перспективы в композиционном развертывании действия детективного рассказа и произведений других жанров.
Во второй главе «Сюжетная перспектива как форма выражения функциональной смысловой зависимости в тексте детективного рассказа» сюжетная перспектива рассматривается как часть функциональной смысловой зависимости, действующая на поверхностном уровне текста, объясняются процессы кодирования и декодирования смысла рассказов детективного жанра;
В третьей главе «Речевая организация текста детективного жанра» проводится анализ сюжетной перспективы применительно к детективному дискурсу, дается история развития рассказов детективного жанра, рассматриваются присущие ему лингвистические особенности.
Каждая глава заканчивается выводами.
Диссертация общим объемом 201 страница завершается обобщающим заключением, которое подтверждает гипотезу исследования и является доказательством правильности положений, выносимых на защиту.
Для большей наглядности объяснение материала по ходу исследования сопровождается схемами и таблицами.
Список использованных в диссертации словарей, научных и литературных источников состоит из 325 наименований на русском и иностранных языках.