Введение к работе
Современная когнитивная научная парадигма охватывает целый комплекс дисциплин, в котором важную роль играет когнитивная лингвистика. Художественный текст и дискурс находятся в фокусе изучения когнитивной лингвистики. Изучение стратегии планирования и управления дискурсом в широком социальном контексте стоит в авангарде не только лингвистической, но и других социальных наук. В свою очередь, текст, созданный в дискурсе, является ключом к пониманию того, что стоит за текстом, какая модель социального взаимодействия может быть построена в результате его когнитивной обработки.
Настоящее диссертационное исследование посвящено проблеме лингвокогнитивного картирования социальных отношений героев современного английского детективного рассказа и выявлению средств языковой репрезентации данного типа отношений в произведениях изучаемого жанра.
Изучение английского художественного текста как жанра литературы ведется в лингвистике уже давно. Однако в рамках развивающейся когнитивно-дискурсивной парадигмы существует возможность новых способов его исследования и описания. Исходя из этого, предлагается такой способ интерпретации современного английского детективного рассказа, который дает возможность построить лингвокогнитивную модель социальных отношений его героев.
Такая лингвистическая категория как «художественный текст» и способы его анализа в рамках когнитивной лингвистики рассматривались в работах отечественных исследователей (Лотман Ю.М.,1992, 1998; Кубрякова Е.С., Александрова О.В., 1999; Лукин В.А, 1999; Кубрякова Е.С., 2001; Залевская А.А., 2001; Селиванова Е.А., 2002; Воробьева О.П., 2007 и др.), а также в работах зарубежных исследователей (Барт Р., 1987; Греймас А.Ж., 1996; Дейк ван Т.А., Кинч В., 1988; Р. де Богранд, 2004 и др.).
Характеристики детективного рассказа можно найти в работах (Ковалев Ю.В., 1984; Брехт Б., 1988; Вольский Н.Н., 2004 и др.).
В русле нашего исследования когнитивное моделирование базируется на двух типах когнитивного анализа художественного текста -пропозициональном (Кубрякова Е.С., Позднякова Е.М.) и актантном (Греймас А.-Ж., Курте Ж., Фонтаний Ж.). В данном исследовании мы исходим из того, что пропозициональные модели предложений детективного рассказа представляют структуры знания и опыта в отношении описываемой ситуации (Кубрякова Е.С., 1992, 1994). Пропозициональные модели в их функтивно-аргументативном наполнении являются одним из способов моделирования концептуального содержания текстов английских детективных рассказов. Актантный анализ текста в рамках нарративного подхода позволяет представить героев детективных рассказов и их социальные роли в качестве актантов определенного вида нарратива и выразить функциональную сущность каждого персонажа. В этом состоит второй способ моделирования
концептуального содержания английского детективного рассказа. Соединение двух способов моделирования позволило репрезентировать виды социального взаимодействия персонажей на когнитивных картах.
Описание отношений социального взаимодействия в английском детективном рассказе как особом жанре и типе текста в современном английском языке с когнитивных позиций объясняется необходимостью применения новых подходов, разрабатываемых в когнитивно-дискурсивной парадигме, что не было прослежено ни в одной из известных нам работ. Этим объясняется актуальность данного исследования.
Актуальность исследования также состоит в связи исследования с таким направлением исследования языка, как когнитивно-дискурсивное. Актуальным является применение когнитивного моделирования к такому типу англоязычного художественного текста, как детективный рассказ, поскольку детективный жанр является одним из наиболее читаемых в наше время.
Для современной англистики актуально исследование содержательной стороны англоязычного текста на основе моделирования структур знания, стоящих за текстом и опосредующих его понимание.
Объектом исследования является современный англоязычный детективный рассказ.
Предметом исследования является лингвокогнитивное моделирование отношений социального взаимодействия персонажей в английских детективных рассказах.
Теоретическую базу диссертационного исследования составили:
- работы по исследованию художественного текста и видам его анализа (Барт
Р., Бондарко А.В., Брудный А.А., Воробьева О.П., Гальперин И.Р., Залевская
А.А., Ковтунова И.И., Кубрякова Е.С., Лотман Ю.М., Лукин В.А., Позднякова
Е.М., Селиванова Е.А., Филиппов К.А, Чернявская Е.В., Чувакин А.А., де
Богранд Р.);
- работы, посвященные особенностям детективного жанра литературы
(Банникова И.А., Брехт Б., Вольский Н.Н., Ковалев Ю.В., Сысин Ю.);
работы по когнитивному моделированию внутритекстового пространства рассказа (Болдырев Н.Н., Бутова А.Ю., Греймас А.Ж., Фонтаний Ж., Гусева А.Е., Демьянков В.З., Киров Е.Ф., Колесов И.Ю., Кубрякова Е.С., Лакофф Дж., Позднякова Е.М., ван Дейк Т.А., Кинч В., Крофт В., Джонсон-Лэйрд П.Н.);
работы, посвященные когнитивному картированию (Величковский Б.М., Пахалюк В.Г., Петренко В.Ф., Солсо Р.Л., Херадствейт Д., Нарвесен У., Дауне P.M., Стеа Д., Фоконье Дж., Новак Дж.);
работы, связанные с нарратологическим анализом художественных текстов (Воробьева А.В., Гуцуляк О., Добрякова М.С., Кузнецов A.M., Можейко М.А., Санжарова И.Э., Сыров В.Н., Татару Л.В., Троцук И.В., Тюпа В.И., Янков И.В., Ярская-Смирнова Е.Р., Марей К.Д., Шмид Ю., ван Дейк Т.А.);
работы по социальной когниции (Клепикова Т.А., Позднякова Е.М., Эванс Г.В., Хатчинс Е., Тейфел X., Тагард П.).
Цель данной работы состояла в проведении комплексного пропозиционально-текстового и нарративного когнитивного анализа
современных англоязычных детективных рассказов, включающего отдельный анализ глаголов-предикатов, репрезентирующих социальные отношения, и построении когнитивных карт для английских детективных рассказов.
Для достижения обозначенной цели в работе поставлены следующие задачи:
-
Выявить подходы к когнитивному анализу художественного текста и рассмотреть, как изучается художественный текст в рамках когнитивной лингвистики.
-
Изучить, как можно применить метод когнитивного моделирования к английскому детективному рассказу.
3) Осуществить пропозициональный анализ предложений в текстах английских
детективных рассказов.
-
Описать актантные отношения персонажей в текстах английских детективных рассказов в рамках нарративного подхода к анализу художественного текста.
-
Построить когнитивные модели, объединяющие в себе результаты пропозиционального и актантного видов анализа.
6) Провести анализ глаголов-предикатов, на языковом уровне
репрезентирующих социальные отношения персонажей в тексте детективных
рассказов
7) Построить когнитивную карту такого вида художественного текста, как
английский детективный рассказ.
В соответствии с целью и задачами исследования в качестве основных методов анализа использовались: дедуктивный и индуктивный методы; метод когнитивного моделирования; метод концептуального анализа; метод когнитивного картирования; метод семантического структурирования художественного текста (детективного рассказа); методы нарратологического анализа.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые был применен метод когнитивного картирования, основанного на моделировании категории деятеля (разработанного Е.М. Поздняковой) к детективному рассказу.
Новизна состоит также в соединении методик когнитивно-дискурсивного и нарратологического анализа в исследовании текста англоязычного детективного рассказа.
Новым является также «челночный метод» анализа языковых и ментальных структур: от текста - к когнитивным структурам и построению когнитивных карт, от когнитивных карт - к анализу собственно лингвистических средств, репрезентирующих социальные отношения героев.
Также новым является то, что впервые на материале глаголов английского языка получено комплексное описание категории «социальные отношения» с выявлением конкретных групп глаголов, обозначающих различные социальные отношения, характерные для такой категории художественных текстов, как детективный рассказ.
Теоретическая значимость заключается в разработке методов когнитивного анализа и когнитивного картирования современного английского
детективного рассказа. Эти методы способствует дальнейшему развитию когнитивной теории англоязычного художественного текста, в общем, и развитию нарративного анализа на примере английского детективного рассказа в рамках когнитивного подхода, в частности. В более общем плане разработка методологии когнитивного моделирования отношений социального взаимодействия, репрезентированных в тексте английского детективного рассказа, вносит вклад в исследование социальной когниции.
Практическая ценность работы состоит в том, что основные теоретические и практические положения и выводы, изложенные в диссертационном исследовании, и собранный языковой материал могут быть использованы в рамках теоретических и практических курсов английского языка и английской литературы, в курсах по когнитивной лингвистике, лингвистике текста, нарратологии, в спецкурсах по когнитивному анализу художественного текста, в курсе лексикологии при характеристике семантических групп глаголов.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Художественный текст (в нашем случае - детективный рассказ) в
рамках когнитивной лингвистики является объектом когнитивного анализа, в
рамках которого изучаются типы, виды и способы организации в сознании
человека разных форматов знания, задействованных в процессе восприятия и
декодирования текста. Детективный рассказ, обладающий устойчивыми
жанрообразующими признаками (наличие загадки и стереотипность поведения
персонажей, рассматриваемых как социальные роли), заключает в себе
определенные форматы знания о социальных взаимоотношениях в рамках
детективной ситуации.
-
В данном исследовании понятие «когнитивное моделирование» необходимо рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, как непосредственное моделирование когнитивного пространства английского детективного рассказа через выявление пропозициональных моделей, которые в их функтивно-аргументативном наполнении соотнесены с деятельностью человека и выражены языковыми средствами в художественном тексте, и являются одним из способов моделирования его функционального содержания. Во-вторых, как моделирование событийного ментального пространства детективного рассказа, позволяющего репрезентировать отношения социального взаимодействия при помощи актантных ролей (как они трактуются в нарратологии) и соответствующих им социальных ролей (как они заложены в тексте рассказа). В-третьих, как когнитивное картирование английского детективного рассказа в виде графической репрезентации отношений социального взаимодействия, представленных в нем.
-
Проведенный в рамках исследования пропозициональный анализ позволяет выделить когнитивные структуры пропозиционального типа и выстроить пропозициональные когнитивные модели на основе предложений текста детективного рассказа. Анализ отношений между падежными ролями в предложении, репрезентирующих взаимодействие героев рассказа, позволяет выявить концептуальные структуры, формирующие ментальные репрезентации
ситуаций, представленных в нем. В свою очередь, концептуальные структуры, формирующие структуры знания о ситуациях взаимодействия героев детективного рассказа, позволяют через падежно-ролевые отношения в пропозиции, то есть через представление падежных ролей как концептов, определить концептуально-ролевой характер деятельности каждого из участников детективного рассказа в той или иной ситуации.
-
Основываясь на актантной схеме анализа текста, предложенная А.Ж. Греймасом, в основе которой лежат три пары бинарных оппозиций «Отправитель - Помощник», «Объект - Субъект», «Получатель - Оппонент», мы установили, что эта схема может быть использована в рамках нарративного анализа английского детективного рассказа для выявления актантных ролей в нем. Актантный анализ детективного рассказа способствует выделению функций рассказа, объединяющих классы персонажей, специфических для детективного рассказа. Кроме того, актантный анализ позволяет исследовать все нарративное пространство детективного рассказа. В результате проведенного актантного анализа английских детективных рассказов были категоризированы актантные роли персонажей, типичные для такого типа рассказа.
-
На основании проведенного пропозиционального и актантного видов анализа были построены когнитивные модели, типа АКТОР - ДЕЙСТВИЕ -АКТОР, ядром которых является глагол-функция пропозициональной структуры, аргументами - выделенные актантные роли. Эти роли сводятся к гиперроли «ACTOR», которая является глобальной категорией текста и позволяет объединить между собой результаты пропозиционального и актантного видов анализа. Таким образом, была проведена проработка каждой структуры знания, соотносимой с пропозицией, о развертывании текста и действия, и репрезентировано взаимодействие актантных ролей. На основании данных моделей были смоделированы ментальные конфигурации (фрагменты общей когнитивной карты нарративного пространства детективного рассказа). Ментальные конфигурации, следуя друг за другом, репрезентируют определенный фрагмент детективного рассказа, количество героев, участвующих в развитии событий в этом фрагменте, и их взаимодействие.
-
«Челночный» метод анализа глаголов-предикатов на языковом уровне позволяет описать категорию «социальные отношения» с выявлением конкретных групп глаголов, обозначающих различные социальные отношения, характерные для такой категории художественных текстов, как детективный рассказ, и репрезентировать их на когнитивной карте.
7) Когнитивная карта нарративного пространства английского
детективного рассказа является ментальной репрезентацией социального
взаимодействия героев детективного рассказа. Она представляет собой
несколько ментальных конфигураций, построенных на основе гиперроли
«ACTOR», соответствующие актантам в их социальных ролях. Взаимодействие
между гиперролями показано графически в виде стрелок, над которыми
надписаны операциональные концепты, являющиеся ядрами когнитивных
моделей пропозиционального типа, которые на языковом уровне представлены глаголами социального взаимодействия.
Материал исследования составили одиннадцать англоязычных современных рассказов (общим объемом 191 страница, 135 610 словоупотреблений), представленные в диахроническом порядке - от классических до детективных рассказов наших дней: Е. А. Рое "The Purloined Letter", A. Conan Doyle "Silver Blaze", "The Black Doctor"; P. J. Brebner "The Kidnapping of Eva Wilkinson", W. Collins "Who killed Zebedee?", G. K. Chesterton "The White Pillars Murder", H. Prichard "The Murder at the Duck Club", D. S. Davies "The Curzon Street Conundrum", E. Wallace "Clues", K. Simmondz "Letter from the Understudy", F. Hughes "The Mistake".
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры английской филологии ТГУ им. Г.Р. Державина (2008 -2011 гг.), аспирантском семинаре кафедры английской филологии ТГУ им. Г.Р. Державина (ноябрь 2010 г.), кафедры теории и практики английского языка Липецкого государственного педагогического университета (2008 - 2012 гг.), кафедры английского языка №3 «Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации» (июнь 2012 г.).
Результаты исследования были представлены на различных научных конференциях: на региональной научной конференции «Актуальные проблемы прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации в современном научном контексте» (ЛГПУ, Липецк, 2009), на VII международной научной конференции (ТГУ им. Г.Р. Державина, Тамбов, 2009), на международном конгрессе по когнитивной лингвистике (ТГУ им. Г.Р. Державина, Тамбов, 2010), на VIII международной научной конференции (ТГУ им. Г.Р. Державина, Тамбов, 2011), и нашли отражение в 7 публикациях автора, три из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных Перечнем ВАК России.
Объем и структура работы. Содержание исследования изложено на 186 страницах машинописного текста. Диссертация состоит из вступления, трех глав и заключения. Библиографический список содержит 186 наименований научной литературы, из них 47 на английском языке, словари, энциклопедии и художественную прозу.