Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Состояние исследуемой проблемы 8
Глава II. Цель, задачи, методы исследования 32
Глава III Теория олимпизма в системе предметов изучаемых в спщальных учебных заведениях по физической культуре ... 37
3.1, Обоснование понятия "олимпизм" . 37
3.2 Формальные и содержательные признаки олимпизма 47
3.3. Аспекты олимпизма 58
3.4. Вопросы теории олимпизма в учебном процессе по подготовке тренерско-преподавательских кадров по физической культуре и спорту 61
ГЛАВА ІV. Особенности развития олимпизма в россии и в ссср до великой отечественной войны 70
4.1. Распространение идей олимпизма в дореволюционной России 70
4.2. Участие представителей России в работе Международного Олимпийского Комитета 91
4.3. Особенности взаимоотношений советских физкультурных организаций с Международным Олимпийским Комитетом в период до второй мировой войны 95
ГЛАВА V. Современный олимпизм и шзкультурное движение СССР ... 109
5.1. Тенденции развития международного олимпийско го движения после второй мировой войны 109
5.2. Роль представителей советских спортивных организаций в прогрессе международного олимпийского движения 119
5.3. Оценка показателей влияния олимпизма на развитие физкультурного движения в СССР... 134
5.3.1. Олимпизм и развитие массового физкультурного движения 134
5.3.2. Олимпизм и развитие спорта высших достижений. 138
5.3.3. Олимпизм и развитие детско-юношеского спорта 145
5.3.4. Влияние олимпизма на развитие международных спортивных связей и системы соревнований по спорту 151
5.3.5. Олимпизм в советской печати и практике физкультурных организаций 158
Выводы 166
Практические рекомендации 168
Библиография 169
Приложения. 195
- Обоснование понятия "олимпизм" .
- Формальные и содержательные признаки олимпизма
- Распространение идей олимпизма в дореволюционной России
- Тенденции развития международного олимпийско го движения после второй мировой войны
Введение к работе
Подготовка квалифицированных физкультурных кадров в системе высшего физкультурного образования - целенаправленный процесс, одним из элементов которого является преподавание будущим специалистам системы знаний, необходимых им для качественной педагогической, организационно-управленческой и воспитательной работы в сфере физической культуры. При этом воспитание физкультурных кадров происходит в значительной мере в процессе их обучения. Эффективность идейно-нравственного, патриотического воспитания непосредственно зависит от научной достоверности, убедительности и доходчивости преподаваемого материала.
На современном этапе развития социалистического государства и его международных отношений перед высшей школой стоит задача вооружить будущих специалистов глубокими знаниями изучаемых явлений и предметов во всем многообразии их сущностных аспектов. В.И.Ленин в статье "О смешении политики с педагогикой" указывал: "... если бы кто-нибудь вздумал отделываться от вопросов высшего знания ссылками на азбуку, если бы кто-нибудь стал противополагать непрочные, сомнительные, "узкие", результаты этого высшего знания (доступного во много раз меньшему кругу лиц сравнительно с кругом, проходящим азбуку) - прочным, глубоким, широким и солидным результатам начальной школы, тот обнаружил бы близорукость невероятную. Тот мог бы даже посодействовать полному извращению всего смысла большой школы, ибо игнорирование вопросов высшего знания лишь облегчило бы шарлатанам, демагогам и реакционерам сбить с толку прошедших одну только азбуку людей".
Важное место среди учебных материалов образовательного и воспитательного характера занимают вопросы теории олимпизма.
I В.И.Ленин. О смешении политики с педагогикой. Поли.собр. соч., т.10, с.358.
Современный олимпизм относится к числу таких международных явлений, которые имеют существенное значение в жизни современного общества. Развитие этого явления, в настоящее время, происходит в сложных условиях, вызванных участием в нем представителей разных идеологий, антагонистических классов, стран с различным общественным строем, разным уровнем экономического и культурного развития. Это обусловливает то обстоятельство, что развитие международного олимпийского движения на современном этапе непосредственно связано с острой борьбой за прогрессивный характер олимпизма, верность олимпийским идеалам, демократизм в отношении всех стран и участников.
Ведущую роль в прогрессе олимпизма играет физкультурное движение СССР, которое на протяжении более тридцати лет развивается во взаимосвязи с международным олимпийским движением. Для дальнейшего развития этих отношений на прогрессивной основе, с одной стороны, необходим научный анализ характера и сущности политического, социокультурного и педагогического влияния олимпизма на развитие физической культуры и спорта в СССР, с другой - освещение объективной роли социалистических физкультурных организаций в прогрессе олимпизма. Это необходимо для теоретического обоснования содержания, форм и методов идейно-политическиго воспитания советских спортсменов и широких кругов спортивной общественности.
Вышесказанное определяет актуальность исследования, которую следует рассматривать в свете решений ХХУІ съезда КПСС и июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, где подчеркивалась необходимость идейно-политического воспитания советских людей, формирования у них умений противостоять идеологическим диверсиям, вооружения доказательными, научно обоснованными фактами. Актуальность темы также определяется важностью объективной оценки характера и сте-
пени влияния олимпизма на физкультурное движение СССР, вооружения физкультурных кадров материалами, необходимыми для идейно-политического и патриотического воспитания учащихся специальных учебных заведений и спортсменов; уточнении тактики и содержания деятельности представителей советских спортивных организаций в международных спортивных объединениях и Международном Олимпийском Комитете.
Поскольку олимпиэм в современном спортивном движении представляется важным явлением, в значительной мере, определяющим содержание, принципы и цели физической культуры и спорта, подготовка квалифицированного специалиста немыслима без знаний им сущности современного олимпизма.
Б настоящей работе изучены теоретические вопросы олимпизма, исследовано взаимовлияние идей олимпизма и советского физкультурного движения, воздействие этого процесса на педагогический процесс в области физической культуры и спорта.
Получены данные об освещенности вопросов теоретических основ олимпизма в учебных программах системы высшего физкультурного образования. Бперыве выявлены показатели, характеризующие уровень знаний вопросов теории олимпизма студентов высших специальных учебных заведений. Разработана система их изучения как средства повышения воспитательной функции, и в частности, мировоззренческой направленности обучения. Новым в исследовании явилось изложение теоретической основы олимпизма в ретроспекции. В диссертации определены основополагающие дефиниции и осуществлен комплексный подход к определению содержания олимпизма. Б исследовании получены относительно новые данные об особенностях распространения олимпизма в России и СССР до начала второй мировой войны. Осуществлена систематизация материалов об участии советских представителей в работе МОК с 1952 по 1982 г.г. Новизна
7 исследования определяется и тем, что выявлен характер и дана обоснованная оценка степени влияния олимпизма на развитие физкультурного движения СССР, в частности, на такие показатели как массовость физкультурного движения, спорт высших достижений, детско-юношеский спорт и другие.
Практическая значимость результатов исследования заключается во внедрении материалов исследования в разделы учебных курсов истории физической культуры и спорта, управление физкультурным движением, теория физической культуры, теория видов спорта, педагогика, введение в специальность и другие; в разработке материалов для учебно-воспитательной, идейно-политической работы с физкультурными кадрами и спортсменами; в пропаганде прогрессивной сущности олимпизма и достижений советского физкультурного движения; в разработке материалов о перспективах развития олимпизма и возможностях их использования в практике физкультурного движения.
Итоги исследования позволяют в педагогическом аспекте осветить содержание теории олимпизма; выявить показатели использования теории олимпизма в учебно-воспитательном процессе по подготовке физкультурных кадров в системе высшего физкультурного образования; обосновать схему использования теории олимпизма в системе предметов, изучаемых в высших учебных заведениях физической культуры; определить характер и степень взаимовлияния олимпизма и физкультурного движения СССР. Вышесказанные положения представляются к защите.
Работа выполнена в соответствии со сводным планом научных исследований Спорткомитета СССР на I98I-I985 гг., направление I, проблема I, обобщающая тема 3. Номер гос.регистрации 01827016668.
Обоснование понятия "олимпизм" .
Поскольку в настоящее время единой целостной теории олимпизма еще не существует, хотя имеются условия для ее формирования, то говоря о теории олимпизма, мы подразумеваем синтез положений истории, философии, педагогики, теории физического воспитания, управления и других отраслей знания, раскрывающих генезис идей, содержания, организации и особенностей функционирования олимпийского движения.
Одним из основных вопросов теории олимпизма является обоснование самого понятия "олимпизм". Попытку определения олимпизма как понятия сделал в 1912 году П.Кубертен (1975, с.174): "Олимпизм объединяет как в одном пучке солнечных лучей все те принципы, которые способствуют совершенству человека... Базисом олимпизма являются культ усилия, соревнования на грани риска, любовь к Родине, контакты с живописью и литературой". К сожалению, это поэтическое определение недостаточно полно и четко раскрывает сущность олимпизма, поэтому сформулировать понятие этого термина позже пытались многие другие авторы. Это было необходимо и потому, что дальнейшее развитие олимпийского движения, повышение его социальной роли способствовало расширению понятия олимпизма как явления, синтезирующего идеи мира и дружбы между народами, пропаганды и использования спорта в социально необходимых гуманных целях (Ю.А.Талалаев, 1975, 1981, 1982; Н.Н.Бугров, 1981).
При определении понятия олимпизма с позиций конкретно исторического подхода был подвергнут анализу ряд дефиниций олимпизма, которые в трактовке буржуазных и советских авторов носят различный, а зачастую противоречивый характер. Так, одни зарубежные авторы, занимающиеся разработкой вопросов олимпизма, трактуют его как источник борьбы за существование,безопасность и свое будущее {$-epor of4/re. Te./i{h Seg&on of the J Oa at OtynpiAct /I96I-I980/, 1970).
Другие же, как некую универсальную модель. Так, президент Ассоциации Олимпийских Комитетов ЯЛ Ttoar-c o ЗЪ-ЗаиеЗ №а./та CI98I, с.96) в заключительном слове на XI Олимпийском конгрессе в І98Ї году утверждал от имени национальных олимпийских комитетов: "Олимпизм - это не просто спортивные соревнования, но философия жизни". Первая трактовка основана на одной из утилитарных сторон олимпизма и вряд ли ее целесообразно использовать в качестве общей основы, определяющей понятие олимпизма как явления. Другая трактовка определена с максималистских позиций, / нные определения, фактически, ничего не определяют.
Некоторыми авторами олимпизм рассматривается как "идеоло гия глубоко идеалистическая и индивидуалистическая, ее попу лярность основана скорее на традициях, нежели на фактах"С Тґ$&« ctei&ku ,1980, с.37) ; как совокупность мыслей, идей, цен ностей {3 ЪеУЛеМ , 1980). С первым мнением нельзя согласиться, так как идеология олимпизма, а также его популярность основывается именно на фактах, на практике, которая стала традиционной. Во втором случае определение олимпизма явно не полно.
Болгарский философ Н.Попов (1980, с.16) рассматривает олимпизм как социально историческое явление, "связанное со спортом, спортивной деятельностью и приложением широкого круга философских, этических, эстетических и правовых принципов,идей, идеалов, ценностей? С этим выводом, в целом, можно согласиться с той лишь поправкой, что олимпиэм, как социально-историческое явление, уже в древней Греции был связан не только со спортом и спортивной деятельностью, а с целым институтом разнообразных социальных явлений.
Этот автор далее делает попытку шире осветить понятие олимпизма как единую и глубоко противоречивую общественнцю подсистему, которая включает в себя общественно-исторические условия и духовные образования спорта и спортивного движения ; широкую сферу проявления спортивного движения в диапазоне от "спорта для всех" до олимпийских игр как проявления спортивной элиты ; единство процессов, овеществленных духовных образований в спортивном движении и идеализации практического спортивного движения в новых или обогащенных соответствующих духовных образованиях (I960). Предложенная Н.Поповым характеристика слишком пространна и, уже в силу этого, не может быть дефиницией.
Еще один болгарский автор Н.Петрова (I960, с.28) считает, что олимпизм "выступает в качестве подсистемы физической культуры в выполнении ее специфических функций как общественного явления". Олимпизм действительно может выступать в качестве подсистемы физической культуры, но только своей деятельной, результативной частью, также как, к примеру, высшее образование может быть подсистемой физкультурного движения, поскольку одним из элементов физкультурного образования является система подготовки квалифицированных физкультурных кадров.
Формальные и содержательные признаки олимпизма
Представляя олимпиэм совокупностью олимпийской теории и олимпийской практики, мы считаем возможным, освещая его форь/jy и содержание говорить о признаках, присущих как олимпизь у в целом, так и олимпийскому движению в частности.
Освещение формальных признаков олимпизма (программа, управление, структура, атрибутика, правила соревнования) не представляет проблемы и достаточно полно освещены в научно-методических, справочных и.учебных изданиях, а также оговорены Олимпийской хартией и международными правилами соревнований по спорту. Характеристика содержательных признаков требует специального изучения.
К числу основных содержательных признаков олимпизма отнесены: олимпийская идея, принципы, цели, задачи и функции.
Основная олимпийская идея, которая объясняет необходимость и существование олимпийского движения, выражена П.Нубертеном (1931), Это "идея мировых состязаний спортсменов" (Там же, с,34), Кроме того, "олимпийские идеи означают дружбу, взаимопонимание и мир" (там же, с.34), Взгляды П.Вубертена на олимпийскую идею можно рассматривать как исходную теоретическую основу для установления качественных различий в трактовке понятия "олимпийская идея". В зависимости от своих идейных позиций, исследователи олимпизма по разному интерпретируют эту идею. Как отмечает Ю.Талалаев (1975), буржуазные авторы истолковывают идею олимпизма подчас в самых противоположных и проти воречивых аспектах. Для них характерно как ограничительное, так и слишком расширенное толкование идеи олимпизма. В первом случае принижается значение олимпизма как общественного явления, которое уже заняло достойное место в культурном движении человечества» в массовом движении сторонников мира. Задача представителей этого направления заключается в принижении роли олимпизма, ориентировав его цели в направлении менее значимых и абстрактных общественных ценностей. Так, западногерманский философ Г.Ленк (1964), анализируя идеи, на которых базируется современный олимпизм, приходит к выводу, что олимпийская идея включает в себя определенные ценности, среди которых центральное место занимает "религиозная связь". Другой западногерманский исследователь олимпизма В.Дауме (1975) представляет олимпийскую идею как культурную миссию спорта, заключающуюся в привлечении на свою сторону интеллигенции. Имеются и другие взгляды на олимпийскую идею. Так, американские историки (2 _/ Я)сі.яуЯк7?гііеЬе$9Є & пгіеІ% 1953) утверждают, что олимпийские идеи не представляют никакой ценности и не оправдывают себя на том основании, что не смогли предотвратить двух мировых войн.
В то же время другие буржуазные авторы утверждают, что се -годняшяя олимпийская идея - это добрая совесть мира и спорта, что она является выражением настоящего гуманистического идеала воспитания, аналог борьбы за права людей и т.д. (Мй гаАъ&е $ 1956; У.С а.ррєЄ f 1981).
Историк и теоретик олимпийского движения К.Дим (1967) утверждал, что олимпизм представляет средство сохранения человека как родового существа, что с помощью гаммы ценностей олимпийских игр можно овладеть будущим и поднять человека над судьбой.
Еще один буржуазный теоретик и практик олимпийского движения О.Шимичек (1071) пытается доказать, что только через осуществление принципов олимпийской идеологии можно обеспечить создание совершенного человеческого типа, что именно возвышенные и почти недостижимые принципы олимпийской идеологии будут решающими для благотворного развития общества через олимпийское влияние на отдельный индивид.
Бывший президент МОК, Э.Брендедж (1974) считал, что самой замечательной из всех идей является олимпийская, а олимпийский дух - вдохновитель мировой экономики и политики. Олимпийское движение, по его мнению, это надежда на более счастливый мир, это самая значительная социальная сила всех времеНф
Хотя, на первый взгляд, истолкование олимпийской идеи буржуазными авторами носит всего лишь идеалистическо-максималист-ский характер, классовая сущность этих высказываний заключается в отрицании объективно существующих социально-экономических законов развития человеческого общества.
Советские исследователи и их коллеги из социалистических стран, основываясь на позиции научного материализма, считают, что олимпийское движение, порожденное закономерным ходом обще- ственно-исторического развития, содержит прогрессивные тенденции современного общества и служит им, что основная идея олим-пиэма заключается в установлении мира, дружбы и взаимопонимания народов, гармонического развития человека, то есть социальным идеям, которые реализуются с помощью спорта, спортивных контак тов, а также целенаправленной деятельностью людей (Г.Деметер, 1932; Н.Пономарев, 1974 ; Ю-Талалаев, 1973,1980,1981,1982; ХГ.ЄісМ , 1970 ; -# Oehmigen , 1976 и др.).
Распространение идей олимпизма в дореволюционной России
Есть основание предполагать, что сведения об олимпизме проникли в Россию на рубеже ХУЛ-ХУШ вв. с созданием Киево-Моги-левской коллегии и Славяно«греко-латинской академии, где изучались греческий язык, философия» литература- Попытка практического осуществления идей олимпизма была предпринята во 2-ой половине ХУШ века. Так в частности, в архивах М.В.Ломоносова найден документ, где наряду с проблемами развития страны, ее экономики, улучшения жизни Hapoflaf просвещения, разрабатывалась тема "Олимпийские игры". Доктор исторических наук, профессор МГУ им.Ломоносова М.Белявский пишет (I9B0), что в условиях малограмотной крепостной России М.В.Ломоносов не просто упоминает Олимпийские игры, а ставит их в один ряд с задачами "сохранения и размножения российского народа" (там же, с.62), развития мощной отечественной промышленности, правильного использования природных ресурсов, создания в стране новых школ и университетов. Возрождение Олимпийских игр М.В.Ломоносов считал важнейшей и неотложной задачей. Далее автор статьи предполагает, что "Олимпийские игры" мыслились Ломоносовым не просто как красивое праздничное зрелище, а в первую очередь как школа стойкости, мужества, сохранение традиций подвига во славу Родины.
Вероятно идеи М.В.Ломоносова послужили толчком для устроения Екатериной П "Петербургских олимпийских игр" в 1765 году своеобразного празднества, в программе которого, помимо аттрак ционов и разнообразных развлечений» были состязания всадников, борцов, кулачных бойцов и др. Сохранились выдававшиеся участникам состязаний золотые медали с надписью "С Алфеевых на невские брега", которые находятся в экспозиции Государственного Эрмитажа. Несомненно, что для проведения такой "олимпиады" устроители и участники должны были обладать достаточными знаниями об истории античных Игр,
Идеи, принципы и содержание Олимпийских игр древности были хорошо известны в России. Об этом свидетельствуют произведения русских поэтов и писателей (А.Радищев, В,Лыковский, А.Пушкин, В.Кюхельбекер, К.Батюшков, А.Баратынский и др«) В работах революционных демократов, посвященных проблемам воспитания, тема олимпийских состязаний также нашла свое отражение. Так, критикуя чрезмерное увлечение некоторая русских педагогов немецкой гимнастикой, Н.А.Добролюбов (1848, с.238) советовал им съездить в киргизские степи и Башкирию, где "гимнастика процветает" и "своего рода Олимпийские игры с борьбой, лазанием на шесты и бегом взапуски повторяются периодически ; подвиги отличившихся воспеваются степными Пиндарами, во славу их звучат туземные барбитоны и флейты, чебызги и кураи".
В первой половине XIX в. сведения об олимпизме получает распространение в разных регионах Российской империи. Например, журнал записей армянского училища "Нерсисян" (Тбилиси) сообщает, что в 1836 г. известный просветитель и общественный деятель С.Нарзаян читал для учащихся доклад на тему "Олимпийские игры и физическое воспитание у древних греков" (Г.Бутаев, 1965). В журнале Министерства Народного просвещения за 1856 г. опубликованы "Очерки гимнастических игр у древних греков" П.Тиханови-ча, которые позже были изданы отдельным оттиском. Эта работа примечательна не только тем, что это первое по времени издание в России по истории физической культуры» но и тем, что они посвящены Олимпийским играм (А.Суник, 1975).
Олимпийская тематика нашла свое отражение не только в уст» ном народном творчестве, но и русском искусстве. В I860 г. на выставке Академии художеств выставлялись работы, темой которых были Олимпийские игры. Три художника» В.Верещагин, К.Гун и Н.Дмитриев за работы на эту тецу были удостоены золотых медалей. А в Ї87І г. скульптор И.Панфилов получил золотую награду за барельеф "Олимпийские игры дискоболов".
Эти факты свидетельствовали о растущем интересе к идеям олимпизма у просвещенной части русского общества Утверждение в России капиталистических отношений и вступление в стадию империализма одновременно с передовыми странами мира создало условия для расширения международных свнзей в области науки и культуры. "Монополия, раз она сложилась и ворочает миллиардамиf с абсолютной неизбежностью пронизывает все стороны общественной жизни! независимо от политического устройства и от каких бы то ни было других "частностей". Новые экономические отношения оказали влияние на развитие спортивно-гимнастического движения в России и расширили рамки распространения идей олимпизма среди привилегированной части русского общества.
Тенденции развития международного олимпийско го движения после второй мировой войны
В советской и зарубежной литературе имеются разные мнения о периодизации современного олимпиэма, но несмотря на различия во мнениях, авторы сходятся в одном - вступление спортивных организаций СССР в международное спортивное движение положило начало новому качественному талу в его развитии (Н.Бугров, 1971;Л.Цун, 1982;Г.Пааль, 1975 ; Л.Финогенова, 1982; В.Цонков, 1980 и др.).
Рассматривая развитие международного олимпийского движения в послевоенный период» Г.Пааль (1975) выделил 3 этапа; 1-й - с 1951 г. до середины 60-х гг., характеризующийся формированием и обострением противоречий в международном олимпийском движении. Они были вызваны появлением в нем государств, принадлежащих к двум противоположным общественным системам - социалистической и капиталистической ; 2-й - с 1965 г. по 1970 г., определенный возникновением организованной оппозиции против деятельности руководства МОК ; 3-й - с 1970 г., характеризующийся началом консолидации прогрессивных сил в борьбе за руководство международным олимпийским движением. Во все указанные Г.Паалем периода, международное олимпийской движение явилось объектом политической и идеологической борьбы двух противоположных направлений: прогрессивного, возглавляемого СССР и социалистическими странами, и реакционного, представленного антикома унистическими кругами империалистических государств. Это положение отмечают многие авторы (Н.Бугров, 1954,1964,1971 ; Р.Киселев, 1975,1980 ; ВХтолбов, 1965,1971, 1973,1981 ; Ю.Филатов, 1981 и др.). Все они также считают, что после второй мировой войны олимпийское движение, в целом, развивается успешно, а Олимпийские игры, как крупнейшие международные спортивные форумы спортсменов все в большей степени превращаются в важное прогрессивное явление современной жизни. Это мнение в корне противоречит мрачным прогнозам буржуазных теоретиков. В качестве образца можно привести прогноз, сделанный в 1961 г. канцлером МОК О.Майером (1961). Он предсказывал следующее: в 1964 г. на Олимпийских играх в Токио выступит лишь некоторое число любителей ; Игры 1968 г. будут собранием псевдолюбителей ; в 1972 г. будет сделана первая официальная попытка провести полупрофессиональную, полулюбительскую Олимпиаду ; в 1976 г. к Играм будут допущены профессионалы во всех видах спорта ; в I960 г. Олимпиада не состоится, так как вследствие больших финансовых затрат, необходимых для ее проведения, не найдется кандидатуры на организатора проведения Игр ; с 1984 г. Олимпийские игры будут полностью заменены первенствами мира по отдельным видам спорта.
Нет необходимости опровергать вздорность этих прогнозов. Современное олимпийское движение успешно развивается как в количественных, так и в качественных параметрах и тенденции его развития носят совершенно иной характер.
В период после второй мировой войны, в связи с распадом колониальной системы и образованием новых государств, международное олимпийское движение значительно расширилось. От Олимпиады к Олимпиаде увеличивается количество национальных спортивных организаций, признанных МОК. Если с 1924 по 1948 гг. число НОК, признанных МОК увеличилось всего лишь на II, то за 12 лет, с 1948 по I960 год, МОК признал уже 34 национальных олимпийских комитета. И в последующем темпы увеличения числа национальных олимпийских комитетов оставались значительньши (Рис.3),
Постоянно повышается престижность олимпизма. До первой мировой войны нередким было создание национальных олимпийских комитетов лишь после выступления спортсменов страны на Олимпийских играх. В настоящее время развивающиеся страны, даже не имея еще возможности участвовать в Олимпийских играх, обращаются в МОК с просьбой о признании, сразу же после провозглашения независимости своего государства.
В связи с выходом на международную олимпийскую арену значительного числа новых молодых государств, идущих по социалистическому пути развитияі постепенно меняется социальный состав и соотношение сил в руководстве международным олимпийским движением.
В начале 80-х гг было покончено с таким аспектом олимпийского консерватизма как дискршлинация женщин. Они в настоящее время привлекаются к руководству международным олимпийским движением. На 84-й сессии МОК в 1981 г. и 85-й сессии в 1982 г, в состав МОК были избраны три женщины - П.Хегган (Финляндия), Ф.Инсава ЗЗонсека (Венесуэла) и М.Глен-Хейг (Великобритания). Однако следует отметить, что участие женщин в руководству олимпийским ДВИХЇЄНИЄМ (в том числе в составах ІЮК) все еще остается незначительным.