Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 - Историография проблемы. 9
1.1- Литература по теории культуры ; 9
1.2 Литература по теории физической культуры, как виду культуры; 19
1.3 - Литературные источники по проблемам физической рекреации; 26
1.4 - Литературные источники об истории развития народных праздников и празднеств; 35
1.5- Литература о спортивных праздниках и выступлениях (виды, формы, особенности). 49
1.6 - Основы организации спортивного праздника с позиций теории спортивной режиссуры. 59
Глава 2 - Цель, задачи, методы и организация исследования ; 69
2.1 - Цель и задачи исследования ; 69
2.2 - Методы исследования; 69
2.3 - Организация исследования; 70
2.4 - Основные положения, выносимые на защиту. 73
Глава 3 - Потенциальные возможности спортивных праздников для формирования физической культуры личности ; 75
3.1- Спортивные праздники и выступления клубного уровня, как одна из форм организации физической рекреации ; 75
3.2 - Воспитание осознанных потребностей в занятиях физическими упражнениями - одна из задач подготовки и проведения спортивных праздников и выступлений клубного уровня; 81
3.3 - Реализация задач неспециального (непрофессионального) физкультурного образования в процессе подготовки и проведения спортивных праздников клубного уровня. 89
3.4 - Спортивные праздники клубного уровня как способ воспитания личностных качеств человека. 95
Глава 4 - Культурологический подход к организации спортивных праздников и выступлений клубного уровня . 101
4.1- Методика подготовки и проведения спортивного праздника клубного уровня 102
4.1.1. - Особенности драматургии и сценария спортивного праздника клубного уровня 104
4.1.2. - Особенности организации репетиционной части периода подготовки спортивного праздника клубного уровня 109
4.1.3. - Требования к материально-техническому обеспечению спортивного праздника клубного уровня 110
4.1.4. - Особенности периода проведения спортивного праздника клубного уровня 112
4.1.5. - Требования к работе режиссера спортивного праздника клубного уровня. 113
4.1.6. - Методы активизации деятельности участников спортивного праздника клубного уровня 114
4.2 - Результаты внедрения методики подготовки и проведения спортивного праздника клубного уровня в практическую работу физкультурно-оздоровительного учреждения 119
Выводы 124
Библиография 127
Приложения 142
- Литература по теории культуры
- Цель и задачи исследования
- Спортивные праздники и выступления клубного уровня, как одна из форм организации физической рекреации
- Методика подготовки и проведения спортивного праздника клубного уровня
Введение к работе
Современный этап в развитии общества характеризуется как начало перехода от индустриального общества к компьютерной цивилизации. Суть этого перехода усматривается в изменении структуры и содержания производства, которое ведет к изменению характера труда. В результате человек перейдет от непосредственного участия в производстве вещей к производству знаний и созданию, на их основе, автоматизированного производства. Уже сейчас возрастает роль и значение операций по управлению и регулированию механизмов и аппаратов что изменяет характер работы. Снижаются физические нагрузки, возникает потребность в тонких и точных движениях. Следствием этого становится существенное уменьшение развивающего воздействия на организм двигательных действий в процессе его трудовой и бытовой деятельности.
Вместе с тем растут потребности в высоком уровне развития психофизиологических качеств человека, что требует возникновения особых средств и способов для их формирования.
Переход от индустриального общества к постиндустриальному, сопровождается ослаблением свободных неформальных взаимосвязей людей. В результате возникает дефицит неформального общения, так как огромное количество людей в городах, в свободное от профессиональных обязанностей время, живут изолированно друг от друга, не знакомы друг с другом и лишены возможности общения между собой. Это обедняет жизнь людей, ибо духовное богатство личности зависит от широты возможностей общения.
В человеке, как в общественном существе, заложена потребность общения взаимной помощи и поддержки, ибо общение является одним из признаков культуры и видом человеческой деятельности формирующей активную личность.
Одним из приоритетных видов современной физической культуры является физическая рекреация. «Физическая рекреация представляет собой определенную систему, системообразующим признаком которой выступает конечный результат - создание определенного физического состояния, обеспечивающего нормальное функционирование человеческого организма. (ВыдринВ.М. 1989).
Как социальное явление, физическая рекреация способствует полноценном}' функіщонированию личности, для которой необходимо удовлетворение потребностей в общении и рациональном использовании свободного времени. Различные формы и виды занятий физической рекреацией в свободное или специально выделенное время приобретают все большую популярность и привлекательность для людей, независимо от пола, возраста, состояния здоровья, социального положения реального условия физического развития. Рекреационная деятельность имеет как массовый характер, который проявляется в виде праздников, состязаний, так и индивидуальных и групповых развлечений, сочетаний элементов игр и танцев.
Спортивные праздники таят в себе огромные возможности для телесного и духовного оздоровления людей, для активного отдыха. Благодаря своим функциональным возможностям они могут способствовать формированию потребностей в занятиях физическими упражнениями, в расширении и углублении процессов неспециального (непрофессионального) физкультурного образования участников праздника. Соблюдение принципов культурологического подхода к процессу организации спортивного праздника является необходимым условием, которое способствует переходу спортивного праздника из простого развлекательного массового зрелища, в одно из средств физической рекреации.
Актуальность темы исследования определяется ~ необходимостью разработки теории и методики организации спортивных праздников клубного уровня, с целью использования их в качестве одного из средств решения задач физической рекреации.
Актуальным является изучение роли спортивных праздников как одного из средств физической рекреации и выяснением их значения для формирования потребностей в занятиях физическими упражнениями, повышении уровня неспециального физкультурного образования и воспитания личностных качеств их участников.
Спортивные праздники обладают мощным пропагандистским, воспитательным, образовательным воздействием на людей, поскольку могут осуществить общекультурные и специфические функции физической рекреации и способствуют проявлению творческих сил человека. Поэтому спортивные праздники необходимо рассматривать как специфическую форму деятельности и самодеятельности людей по удовлетворению потребностей в занятиях физическими упражнениями и активном отдыхе на фоне положительных эмоций.
Несмотря на довольно значительный опыт организации крупных массовых спортивно-художественных представлений, спортивным праздникам клубного уровня, вопросам культурологического подхода при разработке содержания сценариев, способов подготовки и проведения достаточного внимания не уделялось. Практически пока еще нет исследований спортивных праздников с позиций современной теории культуры и теории физической культуры.
Гипотеза
В основе настоящего исследования лежит предположение о том, что использование культурологического подхода в процессе организации спортивных праздников клубного уровня, способствует выполнению
функций физической рекреации, формированию потребностей в занятиях физическими упражнениями и реализации задач неспециалъного физкультурного образования.
Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые представлена попытка осмысления сзтцности спортивных праздников как средства физической рекреации и исследование процесса организации спортивных праздников (подготовки и проведения) с учетом основных положеній: теории физической рекреации. Впервые спортивный праздник на основе теории культуры рассматривается не только как развлекательно-зрелищное мероприятие, но и как средство, влияющее на духовное, интеллектуальное эстетическое и физическое развитие человека.
Новым является использование культурологического подхода к процессу организации спортивных праздников клубного уровня. Впервые предпріпгята попытка использования спортивных праздников, как одного из средств формирования устойчивых потребностей в занятиях физическими упражнениями и неспециального физкультурного образования. Спортивные праздники с позиции современных концепций теории физической культуры, при культурологическом подходе к процессу их организации (при отражении рекреационных задач в содержании сценария), будут способствовать воспитанию, образованию и активизации деятельности человека в области физической культуры.
Объектом исследования являются спортивные праздники клубного уровня и процесс их организации.
Предмет исследования - культурологический подход к процессу организации спортивных праздников клубного уровня как к способу решения задач физической рекреации.
Теоретическое значение работы заключается в научном обосновании рожі и значения спортивных праздников и выступлений, в расширении представлешій о содержанші и формах физической рекреации, в решении задач не специального физкультурного образования участников спортивных праздников и выступлений, в формировании физической культуры личности и осознанных потребностей в двигательной деятельности у лиц молодежного возраста.
Практическое значение работы заключается в разработке методики организации спортивного праздника клубного уровня, на основе положений современной теории физической культуры и теории физической рекреации.
Литература по теории культуры
Культура включает в себя философский, социологический, исторический научный и другие компоненты. Все они связаны с проблемой развития человека, в которой отражается человекотворческая сущность культуры.
Понимание слова «культура» восходит к Античной философии, в которой культуру определяли как «вторую природу», а древнегреческий философ Демокрит (5 век до н.э.) определял культуру как «вторую натуру».
Впервые слово «культура», как теоретический термин встречается, в работе «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона. Он впервые использовал его в переносном смысле применительно к воздействию на человеческий ум, для характеристики человеческого духа. Широко известно его изречение - «Культура - это философия ума».
Изменение значения понятия «культура», прослеживается на протяжении веков. Этот процесс был изучен в работе И. Нидермана «Культура, становление и изменение понятий и заменяющие его понятия от Цицерона до Гбрдера» (1941), в которой излагаются взгляды различных ученых Германии на понятие «культура». Так С. Пуффендорф, в работе «О естественности» (1684), характеризует культуру как «...то, что содеяно человеком, за минусом природного». Я. Адерюнг «Опыт истории культуры человеческого рода» (1782) говорил, что культура - это «переход из более чувственного и животного состояния в тесно переплетенные связи общественной жизни» (цитаты по кн.: Проблемы философии и социологии» Л., 1968, с. 32).
В универсальной культурно-философской концепции И. Г ер дера, понятие «культура» характеризуется применительно к роду, виду человечества. Он рассматривает процесс становления культуры как «второе рождение человека» и говорит о том, что рост культуры представляет собой «закон истории», в котором элементы культуры, такие как язык, семейные отношения, искусство, наука, ремесла, государственное управление и религия, существуют как «единая во времени цепь».
И. Гердер считает, что основными чертами культуры, являются ее неразрывная связь с потребностями общества, прогрессивный, всеобъемлющий и глобальный характер. Он писал, что «...воспитание рода человеческого - это процесс и генетический, и организационный - благодаря усвоению и применению переданного. Можно, как угодно называть генезис человека во втором смысле, можно назвать его «культура», что есть возделыванием почвы, а можно вспомнить образ света и назвать его просвещением...» (И. Гердер «Идеи к философии человечества» 1977, - С. 230).
В русскую лексику понятие «культура» вошло в начале 19 века. Первая его фиксация была в 1846 - 48 гг. в книге Н. Кириллова «Карманный словарь иностранных слов». В «Толковом словаре» В. Даля (1865), оно характеризуется через понятия умай нравственного образования.
Несмотря на то, что слово «культура» амортизировалось на протяжении многих веков и даже тысячелетий, научной теории «культуры» не существовало, были только отдельные высказывания по этой проблеме. Только в 50-70 годах 20 века появляются научные исследования, формируются научные концепщш теории культуры в Германии, Канаде, СССР, США и других странах.
Существует много взглядов на формулирование определения понятия «культура». Происхождение и формирование термина «культура», с разных сторон проанализировано в работах ряда ученых. (А. Арнольдов, С. Артанович, Э. Баллер, К. Жигульский, А. Зворыкин, Н. Злобин, М. Иовчук, М. Каган, Л. Коган, Э. Маркарян, В. Меж)?ев, Э. Соколов и многие другие авторы).
Попытки разрешить проблему определения понятия «культуры» в социо - философском ключе были предггриняты С. Артановичем (1973), который, во-первых, определил социально-философские аспекты понятия «культуры»: условно - терминологический аспект, антрополого-археологический и этнографический. Во - вторых, он вывел основные исследовательские направления в определении понятия «культура»: 1. Структурно-функциональное направление. (Б. Малиновский). Малиновский Б. считает, что «культура - это способ получения некого результата, так как культура - творение человеческих рук, средство достижения его целей, позволяет человеку выжить и установить некие, нормальные условия безопасности, комфорта, дает человеку силу и позволяет создать продукты и ценности». Рассматривая культуру как «единое целое, состоящее из инструментов производства и процесса потребления, учредительных установок для разных общественных объединений, человеческой мысли и ремесел, верований и обычаев», он определял культуру как обширный аппарат, частью духовный, частью материальный, при помощи которого человек способен справиться с встающими перед ним специфическими проблемами. Каждая культура самодостаточна и целостна, так как служит удовлетворению всего спектра базовых, тшструментальных и интегративных потребностей. Базовые потребности и их культурное удовлетворение, могут быть связаны с возникновением новых культурных потребностей.
Цель и задачи исследования
ЦЕЛЬ: теоретическое обоснование значения спортивных праздников клубного уровня как одного из средств решения воспитательно-образовательных задач физической рекреации. ЯЛТІ л тля- 1. Изучить процесс возникновения и становления массовых зрелищ и праздников, и процесс развития одного из их видов - спортивных праздников. 2. На основе современных концепций теории физической культуры в качестве средства формирования осознанных потребностей в занятиях физическими упражнениями, реализации не специального физкультурного образования и воспитания личностных качеств человека. праздников и выступлений клубного уровня с ориентацией на неспециальное физкультурное образование и формирование потребностей в занятиях физическими упражнениями. 1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников; 2. Исторический и логический методы; 3. Аналогия; 5. Опрос (анкетирование); 6. Метод математической статистики. литературных источников следующих областей: культурология и теория культуры, история развития праздников и празднеств, физическая культура как вид культуры, физическая рекреация и неспециальное (непрофессиональное физкультурное ооразовыние, спортивнал режиссура с использованием исторического и логического методов заботы с полеченной информацией. Метод аналогии представлял собой определение общего и выявление специфичного а процессе изучений литературы по випросим организации СПОРТИВНЫХ плазднігков. Педагогическое наблюдение проводилось за процессом организации спортивного ігоаздникав работе детского оздоровительного лагеря «ЛУЧ». Анкетирование проводилось в физкультурно-оздоровительных центрах «Фармаїгяя», «Антарес», «Грация» и детском оздоровительном лагере ТТОЛ «ЛУЧ». Математическая обработка результатов исследования использовалась для подтверждения достоверности теоретических положений, Формулирования выводов и практических предложений, с счетом рекомендаций Б. А. Ашмарина (1978). Исследование проводилось в период с 1998 г. по 2001 г., и включало в сеоя четыре этапа; На 1 этапе Г1998-99гг.5 - оппелелютисъ направление исслеяования источниковедческая база, проводиися теоретический анализ и обобщение литературных источников исторического и теоретического характера. Ц-л О зтотто / 1 QOO ОПЛПттЛ — ттгт ттсктт тоохггто глт-тттгч тготтпар ТТОТТІЛ хто выяснение реальной ситуации в отношении использования спортивных праздников и выступлений клубного уровня в работе физкультурно-оздоровительных организаций и анализ факторов, способствующих привлечению занимающихся к участию в спортивных праздниках. На базе детского оздоровительного лагеря ДОЛ «ЛУЧ» проводіпшсь педагогическое наблюдение, сбор и первичная обработка информации, полученной в результате анкетирования, и разработка на основании полученных данных Ha 3 этапе (июнь 2000 - август 2001) осуществлялось внедрение в практическую деятельность ДОЛ «ЛУЧ» разработанной методики подготовки и проведения спортивных праздников клубного уровня, путем подтверждения эффективности разработанной методики в отношении реализации задач физической рекреации было проведено вторичное анкетирование. обработку и интерпретацию исторических, теоретических, эмпирических материалов, установление аналогии основных ее направлений, использование методов математической статистики в процессе обработки данных, их оценки и формулирования теоретических выводов и практических: предложений и оформление диссертации.
Спортивные праздники и выступления клубного уровня, как одна из форм организации физической рекреации
Основой активного отдыха является осуществление специфической рекреационной деятельности, которая ориентирована на удовлетворение потребностей человека в двигательной деятельности, на интеграцию свободной активности людей, на установление межличностных взаимосвязей и взаимоотношений, на восстановление сил, развитие знаний и способностей, путем преобразования физических и духовных сил человека.
Организация этой деятельности происходит в учреждениях физкультурно-оздоровительной направленности (школах здоровья, физкультурно-оздоровительных комплексах, центрах, клубах, детских оздоровительных лагерях). Она представляет собой проведение тренировочных занятий, работу по пропаганде физической культуры, обучение занимающихся основам самоконтроля и личной гигиены, рационального питания, осуществление методической помощи, регулярного медицинского и педагогического наблюдений, проведение спортивных соревнований и состязаний и организацию спортивно-массовых мероприятий (Г.В. Дивина 1987).
Одним из вариантов проведения спортивно-массовых мероприятий в физкультурно-оздоровительных учреждениях являются спортивные праздники и выступления клубного уровня.
Организация спортивного праздника клубного уровня представляет педагогический процесс, в основе которого лежит взаимосвязь психолого-педагогической, творческой, организационной и пропагандистской видов деятельности. Осуществление этих видов деятельности определяет возможность оказывать рекреационное воздействие на всех участников спортивного праздника во все периоды процесса его организации. В зависимости от роли (организатор, участник, зритель), выполняемой человеком в процессе подготовки и проведения спортивного праздника, доминирующее воздействие на него оказывают те или иные стороны педагогического процесса.
Для активных участников спортивного праздника клубного уровня наиболее значительными являются оздоровительная, образовательная, воспитательная направленность, а для зрителей - развлекательная, пропагандистская, коммуникативная и эмоциональная. Участник празднігка занимает активную позицию по отношению к форме и содержанию спортивного праздника, поэтому на них оказывается большее рекреативное воздействие. Зритель является в известной мере пассивным участником, для которого спортивный праздник должен быть стимулом, активизирующим его последующую, жизненную позицию по отношению к физической культуре и способствующим его переходу в активное состояние по отношению к самому спортивному празднику.
Можно выделить пять специфических аспектов рекреационного воздействия на всех участников спортивного праздника клубного уровня.
Первый аспект относится к процессам проведения и подготовки праздника, так как для формирования фгоігческой культуры личности важно не только собственно праздничное действо (зрелище), но и весь процесс подготовки к нем}. .
Рекреативный характер спортивного празднігка клубного уровня выражается, во-первых, в возможности создания условий для снятия физического и психического утомления и восстановлении сил человека, а во-вторых, непосредственное участие в проведении способствует приобщению человека к двигательной деятельности, то есть к регулярным занятиям физическими упражнениями и возможности телесного и духовного совершенствования человека.
Второй аспект проявляется в осуществлении гедонистической функции физической рекреации, которая выражается возможности возникновения у человека особенного ііраздничного настроения. Умелая организация празднггчного действа и активное включение человека в праздничную атмосферу, становятся источником жизнерадостного настроения, повышения общего психргческого тонуса .личности и возникновения положительного психологического эффекта (возникновение положительных эмоций, чувства сопереживания и сопричастности человека к событию).
Третий аспект представляет собой возможность интеллектуального развития, форьшрования мировоззрения, нравственного обогащения личности, эстетического становления, воспитания эстетического вкуса, приобретения навыков культурного поведения и самоуправления, развитию инициативы, тренировки сообразительности, находчивости, изобретательности. Это обз словлено наличием у спортивных праздников клубного уровня образовательного потенциала, который создает возможности для пропаганды знаний и обмене информацией в области физической культуры.
Четвертый аспект заключается в возможности осуществления особенного типа межличностного общения, когда в результате систематического проведения праздников возникает духовное единение людей, чувство радости и удовольствия от причастности к общественной коллективной деятельности. Массовый характер спортивных праздников способствует повышению коммуникативности людей, организационному укреплению коллектива, способствует воспитанию организованности, дисциплины, единодушия, коллективизма, формированию опыта общественного поведения и проявлению сознательной практической деятельности участников.
Методика подготовки и проведения спортивного праздника клубного уровня
полеченных в пезультате педагогического наблюдения, были определены и выделены основные этапы процесса подготовки и проведения спортивного праздника клубного уровня как средства физической рекреации (рис 4). Организация спортивного праздника представляет собой художественно-организованную педагогическую программу, состоящую из последовательно связанных меж собой этапов. Птюцесс о ганкзятттги спортивного праздника клубного уровня состоит из двух периодов: период подготовки и период проведения, которые находятся во взаимосвязи и Период подготовки представляет собой взаимосвязь идущих последовательно двух частей: информационной и репетиционной. Основой задачей информационной части периода подготовки является разработка драматургии и составление сценария спортивного праздника клубного Особенности драматургии зависят от особенностей характера и выбора способов организации документального и художественного материала (В.М. Волькенпггейн, 1969), где сценарий является одновременно источником информации и средством ее передачи. Общие для любого массового мероприятия, законы драматургии -идейность, логичность и последовательность построения сюжета, ассоциативность сопоставления реальных фактов и художественных эпизодов, внутреннюю ритмическую конкретность и обязательный учет особенностей агитационно-воспитательной работы (Д. Аль, А. Чечетин, ИГ. Шароев и др.), лежат в основе драматургии спортивного праздника клубного уровня. Изучение литературы по проблемам организации художественно-педагогической работы клубных объединений (Г.П. Блинова, Л.В. Волкова, Л.С. Жаркова и др.), дало возможность определить специфические черты разработки драматургии спортивного праздника клубного уровня. Отличительными чертами драматургии спортивных праздников клубного уровня являются, во-первых, переработка литературно-художественных материалов и создание сюжета, максимально отражающего цели, задачи и актуальные жизненные проблемы конкретного физкультурно-оздоровительного клуба и его предполагаемых участников. Во-вторых, обязательное включение в содержание сценария информации из области теории физической культуры, которое способствует решению задач образовательно-воспитательного характера в аспекте неспециального (непрофессионального) физкультурного образования. Главной задачей процесса разработки сценария спортивного праздника клубного уровня, является ориентация его содержания на осмысление физической культуры как вида культуры, как рационального и культурного способа организации свободного времени, способствующего решению задач физической рекреации. Для эффективного решения задач физической рекреации, в содержании сценария спортивного праздника клубного уровня должно быть выдержано соотношение степени сложности ее задач и специфических особенностей аудитории (возраст участников и зрителей, их интересов, уровень общения, исходный уровень физической подготовки и неспециального физкультурного образования, наличие опыта в проведении и подготовке спортивного праздника). Кроме того, обязательно наличие информационного акцента, направленного на популяризацию доступных видов спорта и физической рекреации, на сообщение научно-методических знаний о физической культуре, на пропаганду нормальных, с точки зрения морали и этики, отношений между людьми в сфере физической культуры, слособствз тощнх нравственному воспитанию личности. Для этого в содержание сценария спортивного праздника клубного уровня включаются методы активизации деятельности участников и зрителей и используются все возможные средства воздействия, способствующие проявлению инициативы в занятиях физическими упражнениями и привлекающие к участию в проведении спортивного праздника в будущем. Работа по составлению сценария спортивного праздника клубного уровня, кроме специальных знаний в области теории и методики физического воспитания, знаний основ учебно-тренировочного процесса, требует от организатора спортивного праздника знаний педагогики, психологии и основ спортивной режиссуры, драматургии, сценарного мастерства. Важно также налігчие таких личностных качеств, как творческий потенциал, широкий кругозор, организаторские способности, коммуникабельность (О.И. Марков, 1988). Так как процесс разработки сценария предполагает наличие знаний и практических умений для предварительного ознакомления, дифференциации и определения исходного уровня потребностей в занятиях физическими упражнениями и программирование результатов педагогического воздействия у предполагаемой аудитории участников и зрителей в ходе процессов подготовки и проведения праздника. Таким образом, для того чтобы спортивные праздники клубного уровня являлись полноценным средством физической рекреации и неспециального (непрофессионального) физкультурного образования, их подготовку и проведение целесообразно осуществлять, используя, разработанную на основе спортивной режиссуры при организации массовых спортивно-художественных представлений (Б.Н. Петров, 2001), методику разработки сценариев спортивных праздников клубного уровня.