Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Анализ специальной научно-методической литературы по проблеме исследования 10
1.1 .Особенности психологической подготовки юиых футболистов .10
1.2. Творческие способности юных футболистов и их развитие в процессе спортивной тренировки 20
1.3. Критерии оценивания игровых действий у юных футболистов 36
ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования 45
2.1 .Задачи исследования 45
2.2.Методы исследования 45
2.3.Организация исследования 48
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальное обоснование развития творческих способностей у юных футболистов 9-12 лет 50
3.1 . Характеристика состава количественных показателей игровых действий и их соотношение у юных футболистов 9-10 и 11-12 лет 50
3.2.Взаимосвязь между показателями сенсомоторных, психических процессов и свойств личности с ведущими типами соревновательных действий у юных футболистов 11-12 лет 61
3.3. Проектирование и экспериментальная оценка инновационной методики развития творческих способностей у юных футболистов 9-10 лет 76
3.4. Обсуждение результатов исследования 85
Выводы 93
Практические рекомендации 98
Список литературы 100
Приложения 112
- Творческие способности юных футболистов и их развитие в процессе спортивной тренировки
- Критерии оценивания игровых действий у юных футболистов
- Характеристика состава количественных показателей игровых действий и их соотношение у юных футболистов 9-10 и 11-12 лет
- Проектирование и экспериментальная оценка инновационной методики развития творческих способностей у юных футболистов 9-10 лет
Введение к работе
Актуальность исследования. Общеизвестно, что эффективная подготовка спортивного резерва должна рассматриваться как основополагающий фундамент, определяющий прогрессивное развитие отечественного футбола и его конкурентоспособность на крупнейших международных соревнованиях [А.П.Золотарев, 1997; Г.С.Лалаков,1998; М.С.Полишкис, 1999; С.Ю.Тюленьков, 1998; А.И.Шамардин,2000]. Это диктует острую необходимость творческого поиска путей и обоснования инновационных тренировочных технологий на разных этапах многолетней подготовки юных футболистов, в том числе, и на принципиально важном начальном этапе.
Футбол, как специфический вид спортивной деятельности, требует формирования и совершенствования технико-тактических действий в условиях жесткого прессинга, аритмичности и осмысленности перемещений игроков, реализации высокого уровня психомоторной и интенсивной умственной деятельности во всех фазах игры [А,И.ШамардинД999; С.В.Голомазов, Б.Г.Чирва, 2002, 2003].
Характерно, что для футбола принципиальной особенностью является непредсказуемость всех игровых и технико-тактических действий для любого спарринг-соперника. Однако широко практикуемое механическое «наигрывание» и повторение тактических схем в тренировочном процессе и в условиях соревновательной деятельности не создают объективных условий для мыслительной деятельности игроков и лишь в незначительной степени способствуют эффективному развитию их творческих способностей. В данном случае любой индивид усваивает лишь готовые методологизированные схемы и те или иные технико-тактические «установки», не развивая творческого мышления и рефлексивный компонент индивидуального «Я» в условиях специфической деятельности по футболу. Результаты ряда исследований свидетельствуют о исключительной важности для игроков умение своевременно и результативно принимать и реализовыватъ тактическое игровое творчество [И.А.Арбузов,2006; Е.Р.Яхонтов,1995].
Согласно современным концепциям педагогики и психологии, в основе творческой деятельности лежит понятие «креативности», которое рассматривается как совокупность особенностей психики, обеспечивающая продуктивные преобразования в деятельности личности [В.Н.Козленко,1990]. Было показано, что развитие креативного мышления свойственно детям от природы, но оно имеет тенденцию постепенного замедления под влиянием авторитарности учебного процесса, строго направленного на формирование стандартности обучения и упорядоченности его структуры [Д.Картер,2005].
Вместе с тем, в спортивной подготовке юных футболистов обнаружена противоречивая тенденция. С одной стороны, в действующей программе для ДЮСШ и СДЮШОР (2003 г.) по футболу указывается на важность развития творческих способностей в учебно-тренировочном процессе и формирование продуктивных способов решения тактических задач в условиях соревновательной деятельности. С другой стороны, полностью отсутствует в ее содержании психологическая подготовка юных футболистов. Можно констатировать, что данный раздел субъективно организуется, а средства в учебно-тренировочном процессе применяются бессистемно и эмпирически, без целевой направленности их содержательности [В.И.Езерский,2006].
Эта важнейшая проблема, связанная с развитием творческих способностей у юных футболистов, направлена на раскрытие интеллектуальных возможностей и творческого профессионального мышления для решения игровых задач остается мало изученной и научно не обоснованной [С.Д.Неверкович, 2004; Г.И.Хозяинов, Н.В.Кузьмина, ЛЕ.Варфоломеева, 2005]. Следовательно, высокая теоретическая и практическая актуальность данной проблемы послужили объективным основанием для проведения настоящего исследования.
Цель исследования. Теоретически разработать и экспериментально обосновать нетрадиционную методику развития творческих способностей у юных футболистов 9-12 лет на основе применения интеллектуальных и подвижных игр.
Объект исследования. Учебно-тренировочный и соревновательный процесс футболистов 9-12 лет.
Предмет исследования. Педагогические условия и содержание инновационной методики развития творческих способностей у юных футболистов 9-12 лет для повышения эффективности их игровых действий и соревновательной деятельности.
Гипотеза. Предполагалось, что развитие творческих способностей у юных футболистов может быть более эффективным, если будут:
- в учебно-тренировочном процессе использоваться специально интеллектуальные и подвижные игры;
для творческой познавательности и приобретения специального двигательного опыта применяться игры по мини-футболу с детьми старшего возраста;
- при обучении детей использоваться для оценки результативности
деятельности приемы рефлексивного анализа.
Методологической основой исследования явились: теория деятельности и ее субъекта [Б.С.Ананьев, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев]; теория индивидуальности человека и ее развитие в ведущей деятельности [Л.НБожович, Д.И.Фельдштейн]; концепция «зоны ближайшего развития» при обучении ребенка [Л.С.Выготский, Н.Ф.Талызина]; теория и методика спортивной тренировки [Ю.Ф.Курамшин, Л.П.Матвеев, В.Н.Платонов, Ф.П.Суслов]; концепция многолетней подготовки спортивного резерва по футболу [А.П.Золотарев, Г.С.Лалаков, А.А.Сучилин, С.Ю.Тюленьков, В.Н.Шамардин].
Научная новизна. Автором получены абсолютно новые данные о положительных влияниях на творческие способности юных футболистов актуальных направлений психологического сопровождения их подготовки, обеспечивающих полноценную реализацию развивающего потенциала в избранном виде деятельности. Конкретность научной новизны заключается в следующем:
- обоснована инновационная методика для формирования творческих способностей юных футболистов на основе реализации специфического влияния интеллектуальных и подвижных игр, приобретения опыта ранней профессионализации в играх по мини-футболу с ближайшим по возрасту контингентом за счет расширения Я-концепции, обучения элементам рефлексивного анализа результатов своей двигательной деятельности, что существенно повысило уровень творческого мышления и результативность игровых действий по футболу;
- выявленные показатели психомоторики, психических процессов и свойств личности способствуют формированию ранней профессиональной деятельности и обуславливают игровые действия двух различных направлений. У юных футболистов 9-10 лет формируется расширенная Я-концепция в приоритетных индивидуальных действиях с мячом, а у юных футболистов 11-12 лет происходит сужение Я-концепции на основе приоритетности коллективных действий с мячом. Это позволяет дифференцировать процесс обучения игровым действиям юных футболистов и качественно управлять его содержанием;
- разный уровень корреляционной взаимосвязи между показателями игровых действий и психологическими характеристиками у юных футболистов 9-Ю и 11-12 лет обеспечивает дифференцированную оценку усвояемости игровых технических приемов; - целенаправленное применение разработанной методики дает достоверный прирост показателей скоростных и скоростно-силовых качеств, двигательно-координационных способностей, общей выносливости и специальной физической подготовленности юных футболистов 9-10 лет. Достоверность и обоснованность полученных научных результатов, положений, выводов и практических рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечены надежной методологической обоснованностью исходных позиций о важной роли физического воспитания, в частности, занятий футболом, детей и подростков в целостном процессе развития человека, совокупностью методов, адекватных цели и задачам исследования, длительностью педагогического эксперимента, репрезентативной выборкой испытуемых и корректным применением методов математической статистики. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем реализован новый подход, рассматривающий процесс психологической подготовки как один из важнейших в системе спортивной тренировки юных футболистов, что позволило более полно представить круг действенных регуляторов эффективности развития творческих способностей индивидов.
Практическая значимость. Разработанная инновационная методика существенно повышает эффективность и результативность игровых соревновательных действий и может быть конкретно использована:
- при разработке содержания программ для ДЮСШ и СДЮШОР по
футболу;
- в профессионально-педагогической работе детских тренеров по
футболу;
- в учебном процессе по дисциплине «Теория и методика футбола» в средних и высших учебных заведениях по физической культуре и спорту;
- на курсах переподготовки и повышения квалификации тренеров по футболу. Положения, выносимые на зашиту:
1. Состав игровых действий в соревновательных условиях у юных футболистов основан на разных доминирующих принципах:
- в младшем возрасте (9-10 лет) приоритетными являются
индивидуальные действия с мятом и направленность личности «на себя»;
- в подростковом возрасте (11-12 лет) основополагающими являются
коллективные действия в игре и направленность личности на результат
деятельности «вне себя».
Это определяет необходимость их учета при организации учебно-тренировочного и соревновательного процесса с юными футболистами 9-12 лет.
2.. Показатели творческих способностей юных футболистов по-разному взаимосвязаны с показателями успешности игровых действий и в определенной степени зависят от психологических особенностей юных спортсменов.
3. Реализация инновационной методики, основанной на применении специальных интеллектуальных и подвижных игр, стимулирующем соревновательном опыте по мини-футболу с подростками старшего возраста и рефлексивном анализе результатов деятельности, существенно развивает творческие способности, и повышает эффективность коллективных игровых действий и результативность соревновательной деятельности юных футболистов.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования апробированы и внедрены на кафедре теории и методики спортивных игр ВЛГАФК, в образовательном процессе СДЮСШОР по футболу «Стрела» (г. Псков), ДЮКФП «Искра» (г. Псков), ДЮСШ (г. Порхов) и ДЮКФП (п. Дедовичи). Разработанные в ходе исследования практические рекомендации успешно использовались при подготовке сборных детских и юношеских команд Псковской области и сборной команды МРО ФФ «Северо-Запад). По результатам проведенного исследования опубликовано шесть работ, в том числе, в журнале «Теория и практика физической культуры» (2005, №9).
Структура диссертации. Диссертация изложена на 139 страницах компьютерной верстки, состоит из введения, трех глав, списка литературы (133 наименований) и приложений. Текст диссертации проиллюстрирован 6 таблицами и 6 рисунками.
Творческие способности юных футболистов и их развитие в процессе спортивной тренировки
Как известно, в детской спортивной школе по футболу ребенка учат играть «правильно», в соответствии с требованиями программы. Его учат тому, как надо поступать в той или иной игровой ситуации. Эти же правила усваивает и его будущий соперник в другой детской спортивной школе.
В тоже время, практика большого футбола показывает, что победу одерживает не тот, кто играет «правильно», а тот, кто выбирает оригинальное и интересное и, следовательно, неожиданное для противника решение. Такую деятельность принято называть творческой. Например, знаменитые «финт Месхи» или «пятка Стрельцова» - это и есть творчество. Что выходит за рамки усвоенных «правил», это всегда неожиданно для соперника [В.К.Чернов, 2000].
Известные специалисты А. Николич и В. Параносич [1984] под творческими качествами подразумевали формы поведения, основанные на воображении, на фантазии, т.е. на отвлечении от операций, определяющих обычный процесс мышления, понимания и принятия решений. Творческий игрок именно находит, так называемое, невозможное, невероятное, несуществующее решение и иногда сбивает с толку не только противника, но и товарищей по команде.
Л.С. Выготский [2005] дал такое определение творческой деятельности: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно различить два основных вида поступков. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивным; он бывает связан теснейшим образом с нашей памятью; его сущность заключается в том, что человек воспроизводит и повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений. ... Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией».
Отметим, что в основе творческой деятельности, по Л.С. Выготскому, лежит комбинирующая способность мозга, дающая такие сочетания следов от прежних возбуждений, которые не встречались в его действительном опыте. И это, подчеркивает автор, важно для преподавателя-тренера по футболу, так как творческая деятельность зависит как от комбинаторной способности мозга, так и от упражнения в этой деятельности. Другими словами, она зависит не только от природы (наследственности), но и от внешней среды (упражнения).
Задачи, которые приходится решать игроку на футбольном поле, по определению являются творческими, основанными на комбинаторном мышлении. Способность их эффективного решения определяет творческий потенциал футболиста.
Термин «творческий потенциал», понимаемый как скрытые возможности решения творческих задач, используется в акмеологии физической культуры и спорта [Г.И.Хозяинов, Н.В.Кузьмина, Л.Е.Варфоломеева, 2005]. Авторы отмечают, что творческий потенциал сначала развивается, накапливается, а затем реализуется в созидательной деятельности: При этом самореализация творческого потенциала осуществляется посредством субъективных интегративных схем, систем, моделей. Субъективные интегративные системы и схемы формируются в результате систематического образования под руководством педагогов, а также собственных интеллектуальных, физических, волевых усилий человека в процессе его развития.
В футболе такая самореализация творческого потенциала осуществляется в процессе оперативного мышления: Важным фактором в механизме оперативного мышления является структурирование (организация элементов задачи в единое целое) и динамическое узнавание. Например, футболист, воспринимая положение и действия партнеров и соперников, оценивает их не в отдельности, а как единую структуру, определяющую тактическую ситуацию [А.В.Родионов, 2004].
Ю.М. Макаров [1993] отмечает, что обучение игре следует начинать с овладения техническими действиями, а изучение тактики относится на более поздний период. Налицо очевидный разрыв обучения и творчества обучаемого, деятельность которого не связывается с развитием оперативного мышления. Автор в работе с юными футболистами предлагает уделять специальное внимание развитию специальных качеств мышления и творческих способностей.
Критерии оценивания игровых действий у юных футболистов
Для того чтобы изучать взаимосвязь характеристик психического развития юных футболистов с показателями их спортивного мастерства, следует решить вопрос о квалиметрической оценке последнего. Авторы проводимых в этой области исследований констатируют, что в спортивных играх отсутствует единая методика оценки соревновательной деятельности. В результате трудно, а порой и невозможно сопоставлять между собой данные различных исследований, делать обобщения полученных результатов, внедрять их в практику спорта [М.Е.Амалин, О.С.Шилов, 1980].
Чаще всего в качестве такой оценки выступают статистические показатели различных игровых действий, преобразованные в коэффициенты эффективности, результативности и активности. Авторы указывают, что деятельность личности в коллективе должна, прежде всего, оцениваться по вкладу, который вносит спортсмен в общие усилия команды по данному компоненту игры. Деятельность отдельного участника в ходе спортивной встречи характеризуется количеством игровых компонентов и качеством их выполнения. Количественно деятельность спортсмена можно оценить числом различных технических приемов, выполняемых в соответствии с функциями, присущими его игровой специализации (нападающий, защитник, вратарь и т.п.).
В соответствии с этим изучается специфика такого оценивания. В частности, для защитников наиболее важными являются следующие приемы: отбор, перехват, игра головой, длинная передача. Для опорного полузащитника - длинная передача, отбор, перехват, передача вперед; для крайнего полузащитника - передача вперед, длинная передача, ведение и обводка соперника. Для центрального полузащитника - передача вперед, обводка соперника, удар по воротам и ведение мяча; для нападающего - удар по воротам, ведение и обводка соперника, игра головой [Г.А.Голденко, 1984].
Такое оценивание неприемлемо в группах начальной подготовки СДЮШОР и ДЮСШ, поскольку юные футболисты этих возрастных групп не специализируются по функциям.
В исследовании СЮ. Тюленькова [1996], выполненном с участием высококвалифицированных футболистов, было предложено в качестве показателя такого оценивания использовать надежность выполнения технических приемов. Автором было показано, что результаты анализа технико-тактических показателей соревновательной деятельности ведущих сборных команд мира и отечественных команд мастеров высшей лиги позволили заключить, что одним из важнейших факторов, обуславливающих победу в матче, является надежность выполнения технических приемов. Так, суммарные количественные показатели выполнения технических приемов у призеров первенства страны и призеров чемпионата мира (1990 г.) не имели достоверных различий, в то время как процент технического брака у наших футболистов был существенно выше. Крупнейшие международные турниры последнего десятилетия убедительно доказали, что интенсификация игровой деятельности является определяющей тенденцией развития футбола. В таких условиях, при относительно однозначном уровне технико-тактического мастерства ведущих команд результат выступлений в соревнованиях во многом определяется уровнем физической подготовленности игроков команды.
Ранее, В.И. Козловский, B.C. Левин и Г.В. Шинкарев [1978] при разработке модельных характеристик футболистов выделили в качестве главных показателей оценивания их спортивного мастерства показатели атакующих действий. По их мнению, они являются главными, характерными для конечной цели самой игры. Нисколько не умаляя значения защиты, признавая единство как атакующих, так и защитных действий, авторы полагали, что исследование атакующих действий, их организации, эффективности поможет вскрыть дополнительные резервы повышения мастерства.
В.И. Козловским и В.Л. Енютиным [1984] была выявлена определенная последовательность выполнения технических действий с мячом, характерная для каждого отдельного футболиста. На основании этого было предложено рассчитывать вероятность применения тех или иных технических действий, определяющих манеру ведения игры каждого игрока. Для повышения технического мастерства футболистов, было предложено совершенствовать в тренировке выявленную последовательность выполнения технических приемов в игре.
Затем В.И. Козловский предложил целую серию статистических показателей оценивания спортивного мастерства футболистов. В частности автор указывает, что технико-тактическое мастерство футболистов характеризуется совершенством выполнения определенных действий (приемов) в игре. Но различные действия в соревнованиях выполняются не одинаково часто и в разной степени влияют на исход игры. Отсюда вытекает, что необходимо учитывать не только качество выполнения отдельных действий, но и частоту их повторения в игре (вероятность выполнения). Поэтому за меру технического мастерства можно принять математическое ожидание, или (что то же самое) среднюю оценку, за технику выполнения, рассчитываемого по формуле условного математического ожидания. Средняя оценка за выполнение технико-тактического приема определяется по методике, разработанной на кафедре футбола-хоккея МОГИФКа (B.C. Левин, 1983), и является математическим ожиданием следующей случайной величины, называемой оценкой выполнения приема. Эта случайная величина зависит от условий, в которых выполняется прием, и от качества его выполнения.
Характеристика состава количественных показателей игровых действий и их соотношение у юных футболистов 9-10 и 11-12 лет
Обнаружены существенные различия в показателях почти всех изучаемых игровых действий юных футболистов 9-10 и 11-12 лет. Исключение составляет качество (% брака) при передачах мяча вперед, при обводке соперника, при отборе и количестве ударов по воротам. По этим показателям не было выявлено статистически значимых различий у юных футболистов 9-10 и 11-12 лет.
Установлены следующие важные особенности. Первая - юные футболисты 9-10 лет используют в игре, от общего количества действий, ведение мяча 24,8%, передачи мяча вперед - 14,0%, обводку соперника - 17,8% и отбор мяча у соперника - 16,6%. На данные четыре ведущих технических действий приходится 73,2% от общего числа наблюдаемых приемов в игре. На долю использования остальных приемов зарегистрировано всего 26,8%. Можно полагать, что юные футболисты 9-10 лет стремятся активно самореализоваться в игре только за счет индивидуальных действий. Это убедительно подтверждает, что игра для них является ведущей деятельностью с целенаправленной углубленностью личности «на себя».
Вторая особенность. В возрастной группе 11-12 лет общий состав игровых действий юных футболистов претерпевает изменения. Так, ведение и передачи мяча вперед меняются позициями по частоте использования в игре. В частности, на долю передач мяча вперед приходится 20,6%, ведения мяча -14,5%, перехват мяча - 13,1%, отбор мяча - 12,4%. На использование этих приемов приходится 60,1%..
Этот важный факт свидетельствует о приоритетном использовании в игре футболистами в возрасте 11-12 лет в большей степени коллективных технико-тактических действий.
Однако динамика возрастных изменений анализируемых соревновательных игровых действий не во всех случаях однонаправлена. Так, установлен факт увеличения с возрастом количества коротких и средних передач мяча назад и поперек, с одновременным снижением числа ошибок при выполнении этого приема.
В возрасте 9-10 лет не зафиксировано случаев использования передач мяча «на ход» и длинных передач (свыше 30 метров), а 11-12-летних футболистов такие передачи зарегистрированы. Данная важная особенность, надо полагать, связана с положительными изменениями в тактическом мышлении юных футболистов и увеличением их физической силы, что согласуется с исследованиями В.В.Суворова [2000] и М.М. Шестакова [1993]. Характерно, что использование передач мяча «на ход» и длинных передач в 11-12 лет сопровождается высоким процентом брака (41,3 и 33,3% соответственно). Использование длинных передач в 11-12-летнем возрасте весьма ограничено, всего в среднем три приема за игру.
Установлено, что с возрастом зафиксировано существенное увеличение количества передач мяча вперед (с 66,6 до 81,1). Однако при выполнении этих передач отмечается высокий процент брака, а более половины случаев этих передач приводит к потерям мяча. В частности, у юных футболистов 9-10 лет- 51,8% , а у юных футболистов 11-12 лет- 51,0%.
Вместе с тем вдвое увеличивается количество «прострелов» мяча в игре юных футболистов: с шести в 9-10-летнем возрасте до одиннадцати - в 11-12-летием. При этом уменьшается число ошибок при выполнении этого приема (с 65% до 53%), Тем не менее, процент ошибок при выполнении данного приема остается самым высоким из всех зарегистрированных видов передач.
Выявлено, что с возрастом вдвое увеличивается количество попыток выполнения передач мяча головой (с 5,3 до 12,1 в среднем за игру). Одновременно снижается процент брака при выполнении этого приема (с 57,8% до 48,8%).
Таким образом, анализ игровых приемов показал, что увеличивается количество передач мяча «на ход» и качество выполнения «прострелов» мяча, что требует от юных футболистов творческих способностей для результативности проявления игровых действий.
Показательно, что с возрастом снижается количество случаев использования в игре таких действий, как ведение мяча (с 78,1 до 68,3 в среднем за игру) и обводка мячом соперника (с 53,0 до 45,5 в среднем за игру). При этом число допускаемых ошибок в случаях использования ведения мяча снижается (с 28,3 до 18,5%), а при обводке мячом-возрастает (с 35,5 до 39,6%).
Эти данные можно объяснить фактом начинающегося усвоения коллективной тактики игровых действий по футболу. Рассматривая эффективность защитных действий - отбора и перехвата мяча, то их количество с возрастом повышается, соответственно, с 46,5 до 51,1 попыток отбора и с 36,1 до 54,3 попыток перехвата. При этом качество выполнения отбора мяча остается невысоким (процент брака равен 50,2% у футболистов 9-Ю лет и 52,1% у 11-12-летних футболистов). Возрастное снижение процента брака при попытках перехвата мяча (с 28,1 до 19,2%) можно объяснить опытом предвидения игроками характера групповых тактических взаимодействий соперника. Установлено, что у футболистов 11-12 лет число попыток перехвата мяча (54,3) становится больше, чем число попыток отбора (51,1). У 9-10-летних футболистов наблюдалась иная картина, - 46,5 попыток отбора и 36,1 попыток перехвата мяча. Это убедительно свидетельствует о повышении качества предвидения и расчета в действиях юных футболистов,
Зафиксировано, что действия за свободный мяч на земле и в воздухе претерпевает схожие изменения. Количество единоборств «внизу» увеличивается с 16,5 до 19,2 попыток при одновременном снижении процента брака с 63,1 до 58,3%. Количество единоборств «вверху» повышается более существенно (с 3,9 до 7,1 попыток), но сопровождается повышением процента брака (с 40,2 до 45,8%).
У 9-10-летних футболистов ие зафиксировано ударов головой мяча по воротам. Незначительное число таких ударов наблюдается лишь в возрасте 11-12 лет (1,8 в среднем за игру, при проценте брака, равном 30,1%).
Показатель количества ударов ногой мяча по воротам статистически незначительно снижается (с 16,9 до 13,3 попыток в среднем за игру), с одновременным повышением их качества (процент брака снижается с 58,1 до 54,1%, продолжая оставаться весьма существенным).
Проектирование и экспериментальная оценка инновационной методики развития творческих способностей у юных футболистов 9-10 лет
Полноценную профессиональную деятельность можно сформировать лишь на основе игровой и учебно-познавательной, поскольку учение направлено на овладение такими абстракциями и обобщениями, которые предполагают наличие у обучаемого воображения и символической функции, как раз и формирующейся в игре (В.В.Давыдов, 1986).
Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа ее осуществления, которая основывается на рефлексии и активных поисковых решений по способам содержания ролей и игровых функций. Формирование же творческого мышления в процессе обучения и тренировки юных футболистов предполагает целенаправленное воспитание специальных способностей, важнейшей из которых является продуктивное воображение. Согласно концепции С.Д.Неверковича (1988, 2004), воображение является системообразующим фактором творческого потенциала личности и формируется под влиянием специальных средств, среди которых ведущими являются интеллектуальные (эвристические) и подвижные игры. Более того, рефлексивный, поисковый, мыслительный компоненты игровой деятельности формируют у человека исследовательский поиск и творческие способности в условиях профессиональной деятельности (В.В.Давыдов,1996).
Следовательно, особенно важным становится неукоснительность обучения юных футболистов приемам и всему комплексу технико-тактических действий на основе трех приоритетных направлений; игра - обучение, игра -тренинги и игра - исследование (С,Д.Неверкович,2004).
На следующем этапе был осуществлен формирующий педагогический эксперимент, направленный на изучение развития творческих способностей у юных футболистов на основе применения интеллектуальных и подвижных игр.
Были сформированы и ранжированы равноценные по физическому развитию и общей и специальной физической подготовленности две группы испытуемых: экспериментальная (п=ч6 чел.) и контрольная (п=20 чел.). При разработке проекта экспериментальной методики для развития творческих способностей у юных футболистов 9-Ю лет мы руководствовались следующими основополагающими предпосылками: - любая двигательная деятельность задается психомоторными качествами и, следовательно, каждый двигательный акт следует рассматривать как психомоторный; - успех обучения различным техническим приемам тесно связан с умственными и познавательными способностями индивида; -сознательное овладение приемами или двигательным действием обусловлено проявлением ощущений, восприятий, осмысливанием, творческим воображением; - качественное выполнение двигательных действий должно сопряжено обеспечиваться самоконтролем. Для объективной оценки разработанной инновационной методики был проведен формирующий педагогический эксперимент. Экспериментальный цикл включал 204 учебно-тренировочных занятий. Для объективной оценки эффективности разработанной методики были использованы следующие критерии: дивергентное мышление, психомоторные качества, концентрация и распределении внимания, контрольные испытания по ОФП и СФП, результаты соревновательной деятельности. Принципиальной основой экспериментальной методики являлись структурированные в занятиях целевые три группы средств для развития творческого мышления юных футболистов. Первая группа - интеллектуальные и подвижные игры, системно выполняемые в течение 10-15 мин в каждом занятии. Вторая - фик- сированные и ранжированные по времени игры по мини-футболу с детьми старшего возраста. Третья - продуктивное обучение детей приемам рефлексивного анализа результатов их деятельности. Сопряженность их применения была взаимосвязана с выполнением всего нормативного учебного материала действующей программы для ДЮСШ и СДЮШОР по футболу (табл.5). В тоже время, весь поурочный материал испытуемые контрольной группы выполняли точно по регламентированной выше указанной программе. Фиксируя главные результаты проведенного комплексного исследования, выделим показатели, позволяющие аргументировано и объективно оценить достоверность изменений, вызванных различными по целеиолаганию экспериментальной и действующей программами по развития творческих способностей у юных футболистов 9-10 лет. Полученные данные исследований дают основание утверждать, что по 20 характеристикам психомоторики, психических процессов (сенсорных, перцептивных, аттеционных, мнемических), свойств личности, показателям креативного мышления у юных футболистов 9-10 лет экспериментальной группы получены высокие приросты, которые существенно выражены, чем у испытуемых контрольной группы. Обнаружено, что показатели креативного мышления и творческого поведения детей в игровой деятельности имеют особенно высокую положительную динамику в экспериментальной группе (рис.3).