Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Фэйр Плэй как социальный феномен 12
1.1. Понятие и принципы Фэйр Плэй 12
1.2. Общественное социальное движение Фэйр Плэй 33
1.3. Глава II. Социально-педагогическая деятельность европейского движения Фэйр Плэй 45
2.1. Основные направления, формы и методы социально-педагогической деятельности Европейского движения Фэйр Плэй 45
2.2. Комплексные социально-педагогические программы Фэйр Плэй в странах-участницах движения 60
2.3. Значение социально-педагогической деятельности европейского движения Фэйр Плэй 77
Глава III. Российское движение Фэйр Плэй, как элемент европейского движения 83
3.1. К истории движения 83
3.2. Основные направления, формы и методы социально-педагогической деятельности российского движения Фэйр Плэй 85
3.3. Экспериментальная программа Фэйр Плэй 102
Выводы 139
Практические рекомендации 141
Библиография 142
Приложения 170
- Понятие и принципы Фэйр Плэй
- Общественное социальное движение Фэйр Плэй
- Основные направления, формы и методы социально-педагогической деятельности Европейского движения Фэйр Плэй
- К истории движения
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В силу ряда причин вопрос о Европейском движении Фэйр Плэй и его роли в повышении духовно-нравственной ценности спорта имеет важное значение и требует научного анализа.
Первая из них - ситуация в современном спорте. В настоящее время выявлен широкий круг негативных явлений, свидетельствующих о девальвации духовно-нравственных ценностей в современном спорте, особенно в спорте высших достижений. Многих людей он привлекает не как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, средство гармоничного развития, а прежде всего потому, что здесь можно заработать деньги, наблюдать и проявить жестокость, агрессивность, грубую физическую силу. Среди спортсменов, тренеров, спортивных руководителей возрастает стремление добиться победы любой ценой, даже за счет здоровья спортсменов, нарушения ими нравственных норм и принципов и т.д.
Предпринимаются многочисленные попытки противодействия и преодоления этих негативных явлений современного спорта. К числу таких попыток, безусловно, следует отнести социально-педагогическую деятельность Европейского движения Фэйр Плэй как определенного общественного социального движения. Оно сформировалось в 1994 году и с каждым годом становится все более широким и активным. Возникает необходимость научного осмысления - прежде всего в социально-педагогическом аспекте — всей деятельности этого движения.
Вторая причина актуальности темы диссертационного исследования - общая социокультурная ситуация в современном мире. Одна из ее важных особенностей — глубокий кризис нравственных начал (в результате резкого ос лабления общественных институтов, способствующих поддержанию нравственных начал - семьи, традиционных структур первичной социализации, церкви и других, усиления аморального воздействия на сознание и поведение людей средств массовых коммуникаций, растерянности части населения перед шквалом глубинных перемен, происходящих во всех областях жизни и т.д.) и потребность в поиске путей, новых форм, средств и методов преодоления этого кризиса [10, 44, 53, 73, 80, 81 и др.]. Многолетняя деятельность Европейского движения Фэйр Плэй с целью повышения ориентации субъектов современного спорта - спортсменов, тренеров, спортивных руководителей, зрителей - на духовно-нравственное поведение представляет в этом плане безусловный интерес.
Об актуальности темы диссертационного исследования свидетельствует и тот факт, что, как показал проведенный нами опрос, даже специалисты в области физической культуры и спорта слабо информированы о движении Фэйр Плэй, в том числе Европейском.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время имеется множество научных работ, посвященных анализу понятия и принципов Фэйр Плэй, их роли и значения в современном спорте, места в системе идеалов и ценностей олимпизма [181]. Первые работы по данной тематике появились еще в 20-30-х годах XX в [169, 174, 175].
К числу основных современных работ можно отнести монографии таких ученых, как К. Хейнила [166], Г. Ленк и Г. Пильц [182, 183], У. Люкевич [56], П. Макинтош [192], Э. Майнберг [193], Э. Нидерман [205], А. Пшилуш-ка-Фишер и Б. Мисьюна [222], Р. Симон [233], С. Стонкус [236], К. Топеску, В. Луду [242], Б. Вишман [252] и др.
В отечественной научной литературе проблемам Фэйр Плэй посвящен ряд публикаций [5, 7, 30, 111, 112, 113, 114, 122 и др.]. Особо следует отметить:
публикации по данной теме B.C. Родиченко и его Исследовательским центром Фэйр Плэй [78, 82, 83, 84, 85, 120]; диссертации М.А. Захарова (2002) и О.И. Самусенкова (2001).
Понятие и принципы Фэйр Плэй, их роль и значение в концепции олимпизма, в системе олимпийского образования в течение многих лет постоянно обсуждаются на сессиях Международной олимпийской академии [см.: 6, 133, 137, 141, 162, 187, 214, 215, 216, 221, 245, 254 и др.]. 23-я сессия МОА (6-21 июля 1983 г.) была специально посвящена обсуждению темы: «Олимпизм перед лицом насилия и Фэйр Плэй» [171].
Анализу и разъяснению принципов спортивной этики, Фэйр плэй посвящены не только научные труды, доклады и выступления, но и официальные документы различных международных организаций, связанных со спортом. В качестве примера таких документов можно указать «Манифест о спорте» (1971), «Манифест СИЕПС о Честной игре» (1977), Декларацию «Фэйр Плэй для всех» [158], Олимпийскую хартию (1996), Декларацию «Фэйр Плэй и спорт высших достижений» [149], Кодекс спортивной этики (1997), «Декларацию о поведении зрителей и идеалы Фэйр Плэй» (1998), Декларацию «Спорт, терпимость и честная игра» (1998) и др.
Что касается Европейского движения Фэйр Плэй, то отдельные его аспекты (например, хронология его возникновения, характеристика акций по разъяснению и пропаганде принципов Честной игры в той или иной стране и т.д.) обсуждаются в докладах и выступлениях на конгрессах и семинарах этого движения [см., например: 155]. Однако в доступных нам источниках мы не нашли ни одной работы (в том числе ни одной диссертации), в которых предпринималась бы попытка целостного анализа тех проблем, которым посвящено данное исследование.
Таким образом, анализ выявляет наличие противоречия между назревшей теоретической и практической потребностью в изучении, обобщении и определении значения социально-педагогической деятельности Европейского движения Фэйр Плэй и недостаточной научной разработкой этих проблем.
Осознание данного противоречия послужило основой для определения цели, объекта, предмета и задач диссертационного исследования.
Цель исследования - на основе анализа содержания и значения Европейского движения Фэйр Плэй содействовать внедрению в спортивную практику накопленного в рамках Движения опыта, инновационных форм и методов усиления ориентации спортсменов, тренеров, спортивных руководителей и других субъектов современного спорта на их духовно-нравственное поведение.
Объект исследования - Европейское движение Фэйр Плэй.
Предмет исследования - становление, содержание и значение социально-педагогической деятельности этого Движения. В связи с этим мы отвлекаемся от экономических, организационных, правовых и др. аспектов этого Движения.
Основная гипотеза исследования - предположение о том, что за длительный период функционирования и развития Европейского движения Фэйр Плэй страны-участницы накопили требующий изучения, обобщения и внедрения в практику богатый социально-педагогический опыт разъяснения и пропаганды принципов Фэйр Плэй, повышения ориентации на них всех субъектов современного спорта, а также о том, что требует значительного повышения уровня информированности будущих и действующих специалистов в области физической культуры и спорта относительно этого опыта. Это предположение основано на предварительном изучении литературы, посвя щенной принципам Фэйр Плэй и связанному с ними Европейскому движению, а также на предварительном опросе специалистов в области физической культуры и спорта.
Цель, объект, предмет и гипотезы исследования определили необходимость постановки и решения следующих исследовательских задач:
уточнить содержание понятия Фэйр Плэй, которое следует использовать при анализе и оценке деятельности социального движения Фэйр Плэй;
дать анализ Европейского движения Фэйр Плэй: определить его место в структуре движения Фэйр Плэй; изучить основные направления деятельности, выявить и систематизировать социально—педагогические акции в различных странах; оценить социально-педагогическое значение;
изучить опыт развития российского движения Фэйр Плэй как элемента европейского движения;
разработать авторскую программу Фэйр Плэй, которая имеет своей целью диагностику и повышение уровня информированности субъектов спортивной деятельности о принципах и движении Фэйр Плэй, а также их ориентации на поведение в спорте, адекватное принципам Фэйр Плэй;
в ходе педагогического эксперимента оценить эффективность программы.
Теоретические и методологические основания исследования: • научно обоснованное представление о современном этапе социально-культурного развития человеческой цивилизации, о кризисных ситуациях данного этапа, связанных с проблемой нравственности и путях их преодоления в ходе дальнейшего развития, содержащееся в работах Н.А. Бердяева (1931), В.П. Казначеева (1997), Н.Н. Моисеева (1994), А. Печчеи (1980), Н.Ф. Раймерса (1992), Н.К. Рериха (1990), А. Швейцера (1973) и др.;
общая концепция педагогики и педагогической деятельности, изложенная в работах В.П. Беспалько (1989), Н.В. Бордовской и А.А. Реан (2000), Б.С. Гершунского (1998), В.В. Давыдова (1996), С.Д. Неверковича (2004), Н.Д. Никандрова (1996), Г.К. Селевко (1998), В.В. Серикова (1999);
основные положения теории нравственности и нравственного воспитания - работы А.А. Гусейнова (2002), О. Г. Дробницкого (1974, 1997), Е.В. Золотухиной-Аболиной Е.В. (1998), Канке В.А. (2003) и др.
основные положения теории социальной сущности и социальных функций спорта и олимпийского движения, путей повышения их гуманистического значения, изложенные в работах В.К. Бальсевича (2002), СИ. Гусь-кова (1996), А.А. Исаева (1998, 2002), Л.П. Матвеева (1997), B.C. Родиченко (1998, 2004), В.И. Столярова (1998, 2002) и др.;
официальные документы СИЕПС, МОК и ЮНЕСКО [58. 63, 158 и др.], а также материалы конгрессов и семинаров Европейского движения Фэйр Плэй [126, 155 и др.], в которых характеризуются принципы Фэйр Плэй и их значение в современном спорте и олимпийском движении.
Основные методы исследования: изучение и анализ литературных источников; теоретический анализ; сравнительный метод; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; социологический опрос (в форме анкеты и интервью), методы математической статистики.
Организация исследования. Исследование проводилось в период с 2001 по 2005 гг. и осуществлялось в несколько этапов: 1-й этап. Анализ состояния разработки проблемы на основе изучения литературных источников. 2-й этап. Изучение истории и содержания социально-педагогической деятельности Европейского движения Фэйр Плэй. 3-й этап. Разработка инструментария социологического опроса и его проведение. 4-й этап. Проведение педа готического эксперимента, обработка полученных результатов, написание и оформление диссертации.
Научная новизна результатов исследования. В диссертации впервые в научной литературе дана целостная характеристика социально-педагогической деятельности Европейского движения Фэйр Плэй (содержания, основных направлений этой деятельности, ее акций в различных странах, роли в повышении духовно-нравственной ценности спорта).
Наиболее существенные результаты, полученные лично автором: выявлены и систематизированы основные направления социально-педагогической деятельности Европейского движения Фэйр Плэй, показано ее значение для повышения уровня знаний субъектов спортивной деятельности о принципах Фэйр Плэй и для усиления их ориентации на эти принципы; разработана и реализована программа повышения уровня знаний субъектов спортивной деятельности о Европейском движении Фэйр Плэй, а также их ориентации на идеалы и ценности этого движения.
Теоретическое значение исследования: на примере Европейского движения Фэйр Плэй показано важное значение институциональной формы, так называемых «цеховых» норм и процедур, социальных движений для этического контроля за поведением людей в определенной сфере жизни.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы для организации педагогической деятельности по разъяснению и пропаганде принципов Фэйр Плэй, их внедрению в практику спортивной деятельности. Кроме того, они имеют важное значение для подготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта. В диссертации представлен вариант программы повышения уровня знаний субъектов спортивной деятельности о Европейском движении Фэйр Плэй, а также их ориентации на идеалы и ценно сти этого движения. Эффективность программы подтверждена положительными результатами педагогического эксперимента. Результаты диссертационного исследования используются в учебных курсах и спецкурсах для студентов, магистрантов и аспирантов на кафедре философии, социологии и теории олимпийского воспитания РГУФК, а также на кафедре физического воспитания МТУ СИ. Положительный эффект от данных внедрений подтвержден актами, прилагаемыми в конце диссертации. Основные положения, выносимые на защиту:
При анализе и оценке деятельности Европейского движения Фэйр Плэй понятие Фэйр Плэй следует понимать не как простое следование официальным («писаным») правилам, а как добровольное соблюдение и так называемых «неписанных» правил и норм поведения, которые характеризуют определенный нравственный идеал, связанный с проявлением в спорте таких общечеловеческих моральных ценностей, как честность, справедливость, благородство.
Движение Фэйр Плэй прошло этап институционализации и сформировалось как важное общественное социально-педагогическое движение. Активную роль в рамках этого движения играют Международный комитет Фэйр Плэй, Совет Европы, Международная Олимпийская академия, Международные спортивные федерации, а также связанные с ними национальные организации. Важное место в структуре международного движения занимает Европейское движение Фэйр Плэй, которое конституировалось в 1994 г.
Многолетняя деятельность Европейского движения Фэйр Плэй, использование комплекса социально-педагогических форм и методов работы оказали существенное позитивное влияние на понимание всеми субъектами спортивной деятельности принципов Фэйр Плэй, их роли и значения в со временном спорте. Однако влияние этой деятельности на реальное поведение субъектов спортивной деятельности, незначительно.
4. В настоящее время требуется ( по крайней мере, в нашей стране) значительное повышение уровня информированности будущих и действующих специалистов в области физической культуры и спорта относительно Европейского движения Фэйр Плэй.
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены: адекватностью используемых методов проблеме, объекту, предмету и задачам исследования; теоретической аргументацией и всесторонним анализом фактического материала истории и современного состояния Европейского движения Фэйр Плэй; корректной организацией экспериментальной работы.
Реализация результатов исследования, внедрение их в практику проводились в следующих направлениях: публикация результатов исследования; доклады на научных и научно-практических конференциях: на VII Международном научном конгрессе «Современный олимпийский спорт и спорт для всех» (Москва, 2003 г.), на научной конференции профессорско-преподавательского, научного и инженерно-технического состава МТУСИ (Москва, 2004 г.), на IV Российском философском конгрессе (Москва, 2005 г.); обсуждение на заседаниях Совета по физической культуре и спорту РАО и Гуманитарного центра «СпАрт» РГУФК; внедрение в практику учебной работы кафедры физического воспитания МТУСИ и кафедры философии, социологии и теории олимпийского воспитания РГУФК.
Понятие и принципы Фэйр Плэй
Английское выражение "Фэйр плэй ("Fair Play") в настоящее время обычно используется для выражения набора определенных принципов, на которые должны ориентироваться спортсмены, тренеры, болельщики и другие субъекты спортивной деятельности.
При переводе этого выражения возникают определенные трудности, связанные с тем, что, английское слово «fair» означает, с одной стороны, справедливость и честность, а с другой - удовольствие и красоту; а для французов "fair" - действия такого спортсмена, который действует элегантно, не ставит под сомнение победу противника и удовольствие от самой игры считает выше победы в состязании [см. 136]. На русский язык указанное выражение обычно переводится как «честная (или справедливая, корректная) игра». Учитывая указанные трудности, в официальных документах английское выражение Фэйр Плэй не переводят на национальные языки.
Существуют определенные трудности и в содержательной трактовке принципов Фэйр Плэй, того комплекса норм, на которые должны ориентироваться спортсмены, тренеры, болельщики и другие лица, связанные со спортом.
Нам представляется ошибочным такое широко распространенное представление об этих нормах, согласно которому речь идет лишь о соблюдении правил спортивного соперничества. Такая «минималистская, формальная» (по выражению И. Липеца) концепция Фэйр Плэй довольно часто встречается в средствах массовой информации, в интервью спортсменов, тренеров, организаторов соревнований и даже при определении тех спортсменов, которые заслуживают поощрения за поведение в духе Фэйр Плэй. Полагают, к примеру, что те или иные футбольные или хоккейные команды играют «справедливо», «честно», так как они имеют меньше жёлтых карточек или проводят меньше времени на штрафной скамейке, чем их соперники. Такой подход характерен для присуждения наград Фэйр Плэй в командных играх, которое направлено преимущественно на премирование за минимум нарушения правил, связанных с грубостью и насилием. Аналогичным образом признают, что некий спортсмен является образцом поведения в духе Фэйр Плэй, поскольку он никогда не принимал анаболики, не участвовал ни в каком громком скандале, и, кроме того, приятен и дружелюбен. Й. Липец для иллюстрации такого подхода к пониманию Фэйр Плэй, ссылается на то, что случилось с турецким защитником в европейском футбольном первенстве 1996 года. Он мог остановить грубым приёмом хорватского нападающего, но не сделал этого, способствовав, тем самым поражению своей команды. И были такие люди, которые хотели представить этого турецкого спортсмена к награде Фэйр Плэй, но тот отказался, сославшись на то, что все обычно так поступают в подобных ситуациях.
Вместе с тем иногда в понятие Фэйр Плэй (Честной игры) вообще не включают соблюдение спортивных правил. Так, например, Б. Вишман не рассматривает соблюдение правил как проявление честности: «Мы должны сделать что-то за пределами правил, чтобы достичь уровня честности» [252, р. 42].
Мы считаем более обоснованной позицию известного немецкого философа и бывшего олимпийского чемпиона (Рим, 1960 год) Ганса Ленка, который при характеристике Фэйр Плэй опирался на социологическое разграничение между принудительно соблюдаемыми нормами, нарушение которых наказывается санкциями (штрафы, контроль), и рекомендуемыми нормами, соблюдение которых ценится высоко, но против нарушения которых не вводятся санкции, во всяком случае, строгие. В связи с этим он провел различие между «формальной» Фэйр Плэй как принудительно предписанным нормативным требованием соблюдать правила игры, и «неформальной» Фэйр Плэй как не обусловленного санкциями ожиданием уважения и рыцарского духа по отношению к соперникам и судьям.
Общественное социальное движение Фэйр Плэй
Как было отмечено выше, в последние десятилетия предпринимаются многочисленные попытки противодействия девальвации духовно-нравственных ценностей в современном спорте. Важное значение в этом плане придается пропаганде, разъяснению и внедрению в практику спортивной деятельности принципов Фэйр Плэй, которые ориентируют субъектов этой деятельности - спортсменов, тренеров, спортивных руководителей, зрителей - на духовно-нравственное поведение. В настоящее время в этой работе принимают участие не только национальные, но и международные организации. На основе их деятельности возникает и становится все более широким движение Фэйр Плэй как определенное общественное социальное движение. Под социальным движением принято понимать «достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности» [1, с. 183; 52, с. 8]. Основные положения «идеологии» этого движения, связанные с охарактеризованным выше идеалом Фэйр Плэй, достаточно четко изложены в Манифесте, который выпустил Международный комитет Фэйр Плэй. Укажем эти положения. С самого начала концепция Фэйр Плэй является неотъемлемой частью спорта; мы можем даже утверждать, что без нее спорт не существует. Принципы Фэйр Плэй являются необходимым и доминирующим свойством олимпийской идеи Пьера де Кубертена (олимпизма). Они означают не только и не столько совокупность письменных правил, а скорее описывают правильные убеждения спортсмена и спортсменки, правильный дух, которого они придерживаются, соблюдая и демонстрируя уважение к другим. Эти принципы призваны обеспечивать защиту спортсмена от телесного или психологического вреда. Принципы Фэйр Плэй прежде всего являются принципами индивидуального поведения личности. Но нельзя недооценивать и условия спортивных структур и организации в целом, также, как и условия конкретных видов спорта. Спортивные федерации на региональном, национальном или меж дународном уровне вносят свой вклад в развитие движения Фэйр Плэй через правила соревновании, инструкции, подготовку тренеров, судей, врачей и других официальных лиц. Правительства и особенно государственные и частные образовательные институты отвечают за образование и воспитание в духе Фэйр Плэй. Образо вательные процессы должны касаться не только действующих участников спортивных соревнований, но и зрителей. Эта расширительная концепция Фэйр Плэй должна отражаться в соответствующих учебных планах. Широкое обсуждение природы честной игры в мировой системе спорта, среди спортсменов и спортивных руководителей призвано убеждать в необходимости честности в спорте. Но моральное осуждение спортсменов не должно становиться самоцелью; в гораздо большей степени необходимо внедрять меры предупреждения. Примеры нечестности формируют отношение и поведение детей и молодежи и дают им негативное представление о спорте, даже если плохой пример подают всего несколько спортсменов. Не следует забывать, что не только хороший, но и плохой пример в спорте обладает сильным влиянием на процессы социализации в обществе. На национальном, а тем более на международном уровне, давление, вызванное ожиданием спортивного успеха, может возрастать так существенно, что спортсмены, тренеры и врачи - иногда даже по рекомендациям их федераций - для достижения победы могут обращаться к использованию допингов или идти на риск получения тяжелых травм, пренебрегая наносимым при этом ущербом здоровью. Вот почему важнейшей задачей необходимо считать защиту спортсменов от вызванных нацеленностью на достижение успеха любой ценой чрезмерных требований, предъявляемых к ним на тренировках и соревнованиях. Международный комитет Фэйр Плэй, как и миллионы спортсменов и спортсменок, полагает, что можно достичь высоких и даже наивысших результатов в спорте без нарушения принципов Фэйр Плэй. Если же в некоторых случаях результаты наивысшего уровня не могут быть достигнуты без нарушения принципов Фэйр Плэй, единственным решением может быть отказ от таких достижений. Ибо главной заботой, как провозглашено в Декларации Объединенных Наций, должно быть человеческое достоинство.
Основные направления, формы и методы социально-педагогической деятельности Европейского движения Фэйр Плэй
Как отметил президент Европейского движения Фэйр Плэй Фриц Вайк, в начале 80-х годов возникла потребность «пересмотреть общечеловеческие стандарты и ценности, особенно в спорте». Этому содействовали две важные причины: «профессионализация спорта, особенно в командных видах спорта, и падение "Берлинской стены", которое изменило спорт в Восточной и Юго-Восточной Европе в том смысле, что националистические мотивы стали играть менее важную роль, чем ранее». В связи с этим в нескольких странах появились национальные организации Фэйр Плэй. Стали возникать и контакты между ними. Например, начались рабочие контакты между Голландской Ассоциацией Фэйр Плэй, которая работала в тесном сотрудничестве с Федерацией гандбола Голландии, и Фламандской католической спортивной организацией из Бельгии. Они установили контакты и с НОК Германии. В 1989 году голландское правительство выделило деньги на организацию совместно с подобными организациями в других странах симпозиума по Фэйр Плэй, участниками которого стали Бельгия, Дания, Германия, Люксембург, Швейцария и Голландия [249, с. 344].
Так постепенно начало складываться Европейское движение Фэйр Плэй. Оно конституировалось в 1994 году и в настоящее время включает в свой состав организации (преимущественно Национальные олимпийские комитеты) 32 европейских стран, в том числе России. Число членов движения постоянно возрастает. Из наиболее крупных европейских стран только Англия до сих пор не значится в членах этой организации. Отсутствуют и все скандинавские страны, хотя среди основателей движения была Дания. Штаб-квартира движения находится во Франкфурте (Германия). Движение тесно контактирует с Международным комитетом Фэйр Плэй, с Советом Европы, УЕФА и другими международными и национальными организациями, которые, как было отмечено выше, активно участвуют в движении Фэйр Плэй.
Анализируя разнообразные акции, предпринимаемые в рамках социально-педагогической деятельности этого движения, можно выделить ряд ее основных направлений.
1. Пробуждение интереса всех субъектов спортивной деятельности (спортсменов, тренеров, организаторов спортивной деятельности, зрителей и т.д.), а также общественности в целом, к Фэйр Плэй, используя газеты, журналы, телевидение и другие средства массовой информации, издание брошюр, плакатов и т.д. для разъяснения и пропаганды Фэйр Плэй как важного социального феномена, призванного содействовать преодолению девальвации духовно-нравственных ценностей и других негативных явлений современного спорта.
С 1997 г. движение выпускает (по три номера в год) информационный бюллетень «Играй честно». На международных спортивных соревнованиях тренерам, судьям, спортсменам, должностным лицам раздаются материалы, вывешиваются лозунги.
Важное значение движение придает разработке и пропаганде Деклараций, касающихся Фэйр Плэй. Иллюстрацией могут служить Декларация «Фэйр Плэй и спорт высших достижений», принятая в 1997 г. 3-й Генеральной ассамблеей европейского движения Фэйр Плэй [см. 149] и Декларация о поведении зрителей и идеалы Фэйр Плэй, принятая в 1998 г. 4-й Генеральной ассамблеей европейского движения Фэйр Плэй [см. 25, 150].
В разных странах для пропаганды Фэйр Плэй используются самые различные средства. Например, в Словакии Комитет Фэйр Плэй этой страны организовал конкурс детских рисунков на тему Фэйр Плэй. Для того, чтобы поднять интерес к деятельности Комитета были выпущены красочные календари с коротким рассказом об этой деятельности в национальном и международном аспекте, а также тетради для детей с эмблемой Комитета и правилами Честной игры. Юные спортсмены Словакии носили футболки с эмблемами Честной игры на Всемирных юношеских играх в Москве [см. 225].
Национальный Олимпийский Комитет Германии в августе 1987 г. принял решение о том, что спортсмены-олимпийцы страны, начиная с Калгари и Сеула, должны иметь на своей спортивной одежде эмблему Фэйр Плэй [129, с. 165]. И это решение реализуется [см. 176, с. 81].
В Албании перед началом Национального футбольного первенства Комитет Честной игры Республики выступил с Обращением к болельщикам, официальным лицам, общественному порядку и средствам массовой информации о Мире, Уважении, Толерантности и Честной игре. Это Обращение прошло по телевидению, и было издано во всех спортивных газетах, чтобы каждый мог его прочитать. На заключительном финальном матче Кубка Республики 6 июня 1998 г. комментатор перед началом матча рассказал многочисленным болельщикам об идеях Фэйр Плэй. Важное значение для пропаганды Фэйр Плэй в стране имел и тот факт, что в первых рядах мирных демонстраций, которые в связи с все более усугубляющейся политической обстановкой и вооруженными столкновениями имели место в различных регионах страны, были спортсмены.
К истории движения
Идеи Фэйр Плэй стали проникать в спорт уже в бывшем СССР. Советские спортсмены трижды были удостоены наград Международного комитета Фэйр Плэй. В 1976 году это была сборная СССР по хоккею на Олимпийских зимних играх в Инсбруке, в 1983 году - многократный олимпийский чемпион и чемпион мира по борьбе Александр Медведь, в 1988 году - совместная советско-канадская трансарктическая экспедиция. Международный комитет Фэйр Плэй направил также два письма спортсменам нашей страны с благодарностью за гуманные поступки - выдающемуся яхтсмену Валентину Ман-кину и отважному пловцу Шаваршу Карапетяну, а также присудил диплом настойчивому пропагандисту Фэйр Плэй журналисту газеты «Комсомольская правда» Николаю Михайловичу Долгополову [85, с. 236].
Однако, как отмечает B.C. Родиченко, до 1990 г. в нашей стране не предпринималось даже попыток создать стабильное и активное движение Фэйр Плэй. Ни одна организация или лицо не входили в состав Международного комитета Фэйр Плэй.
Только в 1990 г. было решено объявить конкурсы «Спортивная честь» (это название предложил проф. Ю.А. Фомин) - аналоги конкурсов Фэйр Плэй. Один конкурс был объявлен от имени Госкомспорта и Олимпийского комитета СССР, второй - от имени Госкомспорта России и Всероссийского олимпийского комитета. Но обе попытки потерпели неудачу - было получено лишь одно, причем не мотивированное, представление.
В 1991 году был объявлен новый конкурс: в различные федеральные и территориальные спортивные организации была направлена просьба представить предложения о награждении призами и дипломами Фэйр Плэй. Были разработаны условия присуждения таких наград (эти условия сохраняются и до сих пор). Согласно им, должны были награждаться спортсмен и спортсменка, женская и мужская команды, продемонстрировавшие высокую степень благородства в спортивной борьбе, товарищества и взаимопомощи, уважения к сопернику, внесшие своими поступками реальный вклад в укрепление мира и дружбы между народами, в борьбу с антиобщественными проявлениями в жизни и в спорте. Конкурс был подкреплен определенной организаторской работой и деятельностью средств массовой информации. Был изучен также зарубежный опыт такой работы - в частности, в Чехословакии. Все это «позволило впервые в спортивном движении России сформировать систему представления и обобщения материалов о примерах проявления российскими спортсменами благородства в спорте и, что не менее важно, о вкладе в движение Фэйр Плэй тренеров, организаторов, судей, ученых и преподавателей» [85, с. 237].
С 1992 г. Олимпийский комитет России стал входить в Международный комитет Фэйр Плэй, а с созданием Европейского движения - и в него.
В 1992 году при Олимпийском комитете России был создан Российский комитет Фэйр Плэй, который с момента образования и по настоящее время возглавляет B.C. Родиченко.
Вот нынешний состав Комитета: председатель - B.C. Родиченко, вице-президент ОКР, член Административного совета Международного комитета Фэйр Плэй, д.п.н., профессор; ответственный секретарь - А.Т. Контанистов, начальник Управления олимпийского образования ОКР, к.п.н., доцент; члены Комитета: В.В. Балахничев, президент Всероссийской федерации легкой атлетики, заслуженный тренер России, д.п.н.; Н.М. Долгополов, ответственный секретарь редакции газеты «Труд», президент Федерации спортивных журналистов России; А.П. Зотов, председатель Российского физкультурно-спортивного общества «Юность России; А.А. Карелин, трехкратный олимпийский чемпион, Герой Российской Федерации, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, д.п.н.; А.И. Королев, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации; Л.Б. Кофман, директор Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры, д.п.н., профессор; И.Б. Масленников, главный редактор журнала «Спортивная жизнь России»; Н.В. Маслов, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации; В.И. Столяров, зав. кафедрой философии, социологии и теории олимпийского воспитания РГУФК, д.ф.н., профессор; В.В.Тихонов, заслуженный тренер СССР.
С 1995 года Комитет активно участвует в Европейском движении Фэйр Плэй. В 1997 году в Исполком этого движения был избран председатель Российского комитета Фэйр Плэй - B.C. Родиченко. В 2002 г. за свою деятельность Комитет награжден высшей европейской наградой Фэйр Плэй.