Введение к работе
Актуальность темы исследования
Проблема познания времени представляет собой одну из фундаментальных тем философии. Богатый опыт познания времени, накопленный философией, воплотился в целом ряде подходов, важнейшими из которых являются философско-научный и эпистемологический способы осмысления и концептуализации времени. Философия науки и техники является динамично развивающимся в последние годы направлением философии. Это связано, во-первых, с возрастанием роли науки и техники в жизни современного общества, и, во-вторых, с приданием данному предмету особого статуса в области подготовки научных кадров. Проблематика, связанная с исследованием времени, традиционно представляет собой существенную часть предмета философии науки и техники. Проблема познания времени в области философии науки включает такие темы рассмотрения, как объективный статус времени, отношение времени к различным формам движения, анизотропия (направленность) времени, необратимость, размерность, универсальность, самостоятельность времени, а также становление или «течение» времени.
Актуальность темы исследования в области философии науки связана со становлением постнеклассической науки и постнеклассической рациональности. Классическая наука базировалась на онтологии, которая предполагала обратимость времени, а для ликвидации разрыва с эмпирическим восприятием времени вводила так называемые «стрелы времени». Неклассическая наука первой половины ХХ века сделала необратимость времени фундаментальным фактом. Неклассическая рациональность включила человека в орбиту своих рассуждений, феномен наблюдателя стал отправным пунктом нового понимания науки. Необратимость времени нашла свое выражение во всех областях знания, а например, в области экологии она проявилась в постановке проблемы выживания человечества. Постнеклассическая наука и постнеклассическая рациональность, основанные на иных онтологических подходах, вновь поставили вопрос о познании времени, о темпоральных аспектах человеческого существования, о темпоральности как таковой.
Проблема «время и познание» стала фундаментальной темой современной эпистемологии или общей теории познания. Традиционная теория познания, следовавшая в своем развитии критериям естествознания, по существу, вводила время в свой понятийный аппарат формально, имея в виду единство пространства и времени как форм существования материи. Время и его свойства не были объектом познания традиционной эпистемологии, их изучением занимались конкретные науки. Сама проблема «время в познании» рассматривалась за пределами эпистемологии, преимущественно в онтологии, истории философии и истории науки.
Современные философские тенденции в понимании познания изменили отношение ко времени, поставили перед современной эпистемологией задачу нового осмысления темпоральных понятий в контексте новых представлений о познании, его структуре и функциях. Эти новые тенденции придают актуальность проблеме познания времени. Именно поэтому можно утверждать, что «Наука вновь открывает для себя время», как написали в предисловии к своей книге И.Пригожин и И.Стенгерс. Конкретным шагом в этом направлении является создание и осмысление новых форм, способов и методов познания времени в различных областях естественного и гуманитарного знания. В качестве такого нового метода познания и осмысления времени предлагается эпистемология темпоральных программ, использующая понятийный аппарат, как эпистемологии, так и философии науки и техники.
Степень разработанности проблемы
Исследование проблемы времени имеет более чем две тысячи лет. В истории философии берут начало практически все современные дискуссии о концепциях времени. Значительным вкладом в разработку проблемы времени стали идеи Гераклита, Парменида, Зенона Элейского, Платона, Аристотеля, Тита Лукреция Кара, Аврелия Августина, Г. Галилея, Р. Декарта, И. Ньютона, Г. Лейбница, Дж. Беркли, Д. Юма, И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Энгельса, Э. Маха, и ряда других мыслителей. Время было концептуализировано как одно из условий или форм бытия, основой такого понимания являлась ньютоновская картина мира, в которой отсутствует различие прошлого, настоящего и будущего. Эта теоретическая позиция во многом определила дальнейшее развитие учений о времени и пространстве, о материи и движении.
Разработанность проблемы времени является результатом исследований в этой области, которые велись и ведутся на протяжении всего ХХ века и в начале века XXI. Представления о времени, сформированные классическим этапом развития науки, изображали время как линию, бесконечную в обе стороны. Представители материализма, включая сюда и диалектический материализм, считали время и пространство формами существования материи, а нашу Вселенную вечной во времени и бесконечной в пространстве.
Начало ХХ века ознаменовалось тремя событиями, которые существенно повлияли на понимание феномена времени и определили направления исследований в этой области. Первое – это создание А.Эйнштейном специальной, а затем и общей теории относительности. Второе – развитие философии абсолютного идеализма, в рамках которой английский философ Дж. Мак-Таггарт сформулировал рассуждение о нереальности времени. Третье - выделение в рамках философии неокантианства специфических «наук о духе». В результате познание времени и бытие времени стали объектами исследования онтологического, феноменологического, эпистемологического и антропологического подходов, такое различение подходов выступает исходным принципом изучения темпоральности в эпистемологии.
Онтологический подход в познании времени связан со специальной и общей теорией относительности, которые существенно изменили классические представления о пространстве и времени. Пространство и время стали связаны с материей посредством физических законов, что усилило позиции реляционного подхода ко времени. Пространственно-временной континуум Г. Минковского представил Вселенную как структуру, имеющую прошлое и будущее в виде горизонта событий. В 1924 г. Фридман А.А. закладывает основы теории «Большого взрыва». Осмысление теории относительности породило многочисленные исследования и публикации по проблеме времени, как самих ведущих физиков, так и философов, специализирующихся в области философии физики. Некоторые публикации того времени интересуют научную общественность и в настоящее время. Это касается, например, К. Геделя, создавшего так называемую метрику Геделя в ряду прочих метрик-интерпретаций ОТО. Отличительной чертой его модели является существование времени-подобных замкнутых кривых. В частности, если P и Q являются любыми двумя точками (мгновениями) на мировой линии фундаментальной частицы и если P предшествует на этой линии Q, то существует времени-подобная линия, соединяющая P и Q, на которой Q предшествует Р. Таким образом, в этой модели теоретически возможно путешествовать в любую область прошедшего, будущего и обратно и совершать замкнутые путешествия во времени. Большинство современных физиков считают это решение верным лишь математически и не имеющим физического смысла. В 1990 г. в США вышел II-й том избранных произведений К.Геделя, который стал поводом для дискуссий, как в нашей стране, так и за рубежом. Аналогичные ситуации возникали как следствия создания квантовой механики, авторы которой всерьез занимались исследованием пространственно-временной проблематики (Н.Бор, В.Гейзенберг, Э.Шредингер), и неравновесной термодинамики (И.Пригожин, И.Стенгерс, Г.Хакен). Наиболее значимым результатом концептуализации проблемы времени на материале физики стали три классических произведения, созданные А.Грюнбаумом, Г.Рейхенбахом и Дж.Уитроу. В 1929 г. А.Эддингтон в работе «Пространство, время и тяготение» сформулировал понятие физической «стрелы времени». Кроме того, в нашей стране опубликование в 1925 г. труда Энгельса «Диалектика природы» породило не прекращающуюся до сих пор дискуссию о существовании «дисциплинарных» видов времени, ее начало было положено В.И.Вернадским с его идеей геологического времени.
Реальное осмысление идей квантовой механики и теории относительности в нашей стране началась после Второй мировой войны, благодаря успехам американского и советского атомных проектов. Стали выходить обобщающие труды физиков, напрямую затрагивающие проблему времени (Александров А.Д., Зельдович Я.Б., Иваненко Д.Д., Марков М.А., Фок В.А., Фридман А.А.), а затем и философские исследования (Аскин Я.Ф., Мостепаненко А.М. и др.).
Эпистемологический подход в проблеме познания времени связан с развитием общей теории познания и становлением неклассической эпистемологии. Родоначальником эпистемологического темпорального подхода можно считать Джона Эллиса Мак-Таггарта, который в 1908 г. опубликовал рассуждение о нереальности времени, до сих пор не переведенное на русский язык. В 1927 г. была опубликована книга «Природа существования», 33-я глава из этой книги в виде отдельной статьи вошла в сборник «Философия времени» 1993 г. В результате парадокс Мак-Таггарта существует в трех сходных вариантах. Обсуждению парадокса посвящен целый ряд сборников в англоязычной литературе, который подвел итоги дискуссии, возникшей по его поводу. Сущность дискуссии есть спор о приоритете статической или динамической концепций времени. В результате обе концепции получили логическую интерпретацию. Формальная логика стала инструментом для анализа проблемы времени. Созданная для решения проблемы обоснования математики, математическая логика в 20-е годы ХХ века существенно расширила область своего применения. Многозначная и модальная логики исходным пунктом своих исследований сделали трактат Аристотеля «Об истолковании». Следствием этого стало появление временной логики А. Прайора и ее дальнейшее развитие в трудах зарубежных и отечественных логиков – В.А. Смирнова, Э.Ф. Караваева, А.С. Карпенко, А.М. Анисова и др. В рамках временной логики разрабатывалась динамическая концепция времени, логические представления о структуре временной оси, что и заложило основу теоретического обоснования необратимости времени, соответствующего реальным человеческим практикам.
Феноменологический подход к познанию времени связан с выделением неокантианцами «наук о духе», которое стимулировало исследование проблемы времени в гуманитарных науках и в иррационалистической философии. В гуманитарных науках основным объектом исследования стало формирование представления и понятия времени в рамках онтогенеза и филогенеза. Онтогенетические исследования в области психологии показали, что представление о времени являются «самостью» личности, а скорость восприятия событий определяет тип личности. Основным предметом исследований в филогенезе стала мифология в виде мифологического сознания и мифологических представлений о времени (Лосев А.Ф., Элиаде М.). Среди множества интересных фактов было установлено, что для мифологического сознания характерно циклическое представление о времени, которое во многом определяло замедленное развитие человечества на ранних исторических этапах. Иррационалистические философские системы - философия жизни, феноменология и экзистенциализм (Бергсон А., Шпенглер О., Гуссерль Э., Хайдеггер М., Бердяев Н.А., Аскольдов С.А., Сартр Ж.-П. и др.), а также современные философские построения неклассического типа рациональности в виде герменевтики и постмодернизма представили феномен времени как фундаментальную структуру человеческого существования. Неклассический тип рациональности стал основой для формирования новых подходов в области теории познания и создания эпистемологии науки.
Антропологический подход к познанию времени привел к созданию антропологической темпорологии, одного из необходимых элементов философской антропологии, без которого не может быть осуществлено адекватное исследование человека. Результатом такого подхода является разработка антропологической концепции времени, которая нашла свое выражение в трудах С. Кьеркегора, М. Шелера, М. Хайдеггера, Х.-Г. Гадамера, Р. Ингардена, А. Шюца, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, М. Бубера, Гарбузова Д.В. и др.
Широта и значимость исследований в области времени привели в 1966 г. к созданию Международного общества по изучению времени (МОИВ). Международное общество по изучению времени (МОИВ), основано доктором Джулиусом Фрейзером, ведущим мировым специалистом в области междисциплинарного изучения времени. Члены этого общества уделяют большое внимание гуманитарным аспектам проблемы времени. Раз в три года члены общества собираются на конференции. У МОИВ есть свой интернет-сайт с форумом, где члены общества обмениваются мнениями, обсуждают важные и интересные, на их взгляд, вопросы. Несколько лет назад МОИВ начало выпускать журнал KronoScope на английском языке.
В 1977 г. в нашей стране выходит книга Молчанова Юрия Борисовича «Четыре концепции времени в философии и физике». Именно Молчанов Ю.Б. сыграл существенную роль в опубликовании трудов А.Грюнбаума, Г.Рейхенбаха и Дж.Уитроу, будучи автором переводов с английского, комментатором и редактором этих текстов. Произведение Молчанова Ю.Б. становится в нашей стране классическим, оно повлекло за собой появление новых фундаментальных трудов в этой области и новых специалистов по проблеме времени, к числу которых относятся: Ахундов М.Д., Жаров А.М., Жог В.И., Канке В.А., Казарян В.П., Лолаев Т.П. и др. Молчанов Ю.Б. был научным руководителем автора настоящего исследования, первые публикации автора написаны под его руководством.
В нашей стране с 1984 г. по настоящее время действует междисциплинарный семинар по изучению времени. Среди первых выступавших были философы Ю.Б. Молчанов, И.А. Акчурин, В.П. Казарян, ботаник А. Мауринс, биолог Т.А. Детлаф и др. Авторы уже прочитанных докладов представляют 35 разных областей наук и самые разные страны.
На базе семинара создан Web-Институт исследований природы времени (http://www.chronos.msu.ru). Основу Института составляют 16 лабораторий-кафедр, которые ведут научную, образовательную и просветительскую работу для русско- и англоязычных пользователей сети Интернет. Это кафедры «Развитие реляционных методов изучения времени» (руководитель д.ф.-м.н. В.В.Аристов); «Время и культура» (руководитель д. филос.н. В.П.Казарян); «Алгебраическая структура пространства-времени, алгебродинамика полей и частиц» (руководитель к. ф.-м.н. В.В.Кассандров); «Темпоральная топология» (руководитель к.ф.-м.н. А.В.Коганов); «Причинная механика» (руководитель д.ф.-м.н. С.М.Коротаев); «Моделирование природных референтов времени» (руководитель д.б.н. А.П.Левич); «Ритмы и флуктуации» (руководитель к.ф.-м.н. А.Г.Пархомов); «Системная темпорология» (руководитель к.ф.-м.н. В.М.Сарычев) и другие.
Российский междисциплинарный семинар по изучению времени и Веб-институт исследований природы времени отличаются по своему характеру от МОИВ. Главная задача семинара - создание модели времени как инструмента, который позволил бы решать прикладные задачи. В физике такой инструмент есть, потому что существуют математические формулировки основных законов движения, куда время входит как параметр. В других областях подобные формулировки имеют скорее качественный характер. Построение теории времени для каждой области науки неразрывно связано с пониманием природы и динамики основных процессов, которые в этой области изучаются. В современной научной парадигме время до сих пор выступает как исходное и неопределяемое понятие. Его использование опирается на интуицию и профессиональный опыт исследователя, элементы ненаучных, часто подсознательных представлений о мире. Для того, чтобы время стало предметом содержательного изучения, необходимо вывести его из неопределяемых представлений логического базиса науки, интуитивный и достаточно расплывчатый образ времени следует заменить другими базовыми представлениями, необходимо свойства времени из «аксиом» превратятся в «теоремы». Тогда и станет возможным научное обсуждение понятия времени. Такова в целом позиция участников семинара, она нашла свое выражение в четырех сборниках научных работ отечественных исследователей проблемы времени, два из которых вышли на английском языке и посвящены конструкциям времени в естествознании.
Подлинной причиной непрекращающегося интереса к проблеме времени является беспрецедентное ускорение темпов общественной жизни практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Современный человек устремлен в будущее и воплощает его в настоящем. Глобальные проблемы современности, в первую очередь, проблемы экологии, породили экологическую стрелу времени, иными словами, экология времени становится новой дисциплиной в изучении временных реальностей и перспектив современной эпохи. Экологическая проблематика, связанная с проблемой познания времени, нашла свое выражение в трудах Гирусова Э.В., Данилова-Данильяна В.И., Кацуры А.В., Лисеева И.К., Мазура И.И., Чумакова А.Н. и др.
При рассмотрении степени разработанности проблемы нельзя обойти вниманием личности двух исследователей проблемы времени, с которыми связано наибольшее количество загадок, слухов, тайн, и, вследствие этого, большое количество научных и околонаучных публикаций. Это Хью Эверетт и Н.А.Козырев. Хью Эверетт III, американский физик, ученик Дж.Уилера, в 1957 г. предложил «многомировую интерпретацию» квантовой механики. С названием «Формулировка квантовой механики в терминах соотнесенных состояний» и с послесловием Джона Уиллера она была опубликована в июле 1957 г., при этом свои нестандартные идеи о расщеплении и ветвлении миров Х.Эверетт вставил уже в гранках и, скорее всего, без ведома Дж.Уилера. Именно в примечании, добавленном при корректуре, появилось утверждение о том, что «с точки зрения теории все элементы суперпозиции (все «ветви») являются «действительными». На основании этого примечания делается вывод о реальности параллельных миров и о том, что многомирие с точки зрения физики является не просто «образным», но вполне физическим понятием и для выяснения степени его влияния на нашу реальность не только возможно, но и крайне целесообразно внимательно рассмотреть его проявления в окружающей действительности. Этим и занимается современная эвереттика.
Козырев Н.А., отечественный ученый-астроном, разрабатывал и пытался подтвердить экспериментальными данными собственную теорию, описывающую поведение физического времени, так называемую «Причинную механику». Исходя из неверного предположения о чисто водородном составе звёздных недр, он пришел к выводу, что выделение энергии в звездах не может объясняться термоядерными реакциями и пытался применить для объяснения этого процесса «Причинную механику». Некоторые источники приписывают Н.А.Козыреву изобретение зеркала Козырева. Это специальные зеркала с алюминиевым покрытием, которые, якобы, способны отражать и фокусировать «потоки времени». При зеркальном отображении ход времени изменяет знак, поэтому мир с обратным течением времени существует и является равноценным нашему миру, как отражение в зеркале. У самого Козырева подобный текст отсутствует. Подлинными трудами Н.А.Козырева считаются его «Избранные труды» (Изд-во ЛГУ, 1991 г.). «Причинная механика» не была признана научным сообществом, однако многие современные исследователи широко используют ее для своих теорий. В последнее время появилось большое число статей и трудов, приписываемых Н. А. Козыреву. Появилось много ссылок на несуществующие работы или несуществующие утверждения Козырева, что частично связано с наличием у него незаконченных произведений. Часто в этих материалах, выполненных в мистическом духе, содержатся «доказательства» существования таких явлений как «сверхсветовые сигналы», «торсионные поля», «разум вселенной». Подобных работ Н. А. Козырев никогда не издавал.
В последние годы появился целый ряд работ видных современных физиков (Блохинцев Д.И., Вайнберг С., Девис П., Новиков И.Д., Пенроуз Р., Хокинг С.), посвященные пространственно-временной проблематике. Темами подобных произведений стали: пространство и время в микромире, сингулярность и асимметрия времени, течение времени в космологии.
Рассмотрение различных подходов в области философии познания времени позволяют сделать вывод о том, что познание времени представляет собой философскую проблему, «вечную тему» философии, которая позиционируется в соответствии с философским направлением, стилем мышления и точкой зрения автора. Эпистемология времени, представляющая собой конкретизацию эпистемологического подхода к науке и научному знанию, экология времени как возможное практическое решение глобальных проблем современности, культурологическая программа постижения времени представляют собой новые направления в области познания времени, разработанные диссертантом.
Объект исследования
Познание времени и выявление способа бытия времени в познавательной и практической деятельности.
Предмет исследования
Познание времени методом эпистемологии времени (темпоральные программы и шкалы времени) и представление времени как ресурса экологии.
Цель исследования
Построение эпистемологии темпоральных программ и «материализация» (придание знаковой формы) времени в форме временных шкал, имеющих специфику в различных типах научного и обыденного знания с целью представления времени в качестве фундаментальной характеристики человеческого бытия.
В соответствии с этим формулируются исследовательские задачи:
1.Систематизировать основные подходы к анализу проблемы познания времени в истории философии с точки зрения современных концептуальных оппозиций, выявить основные концепции времени в естественных науках и специфику гуманитарного познания времени, определить соотношение общих и специфических концепций времени, основных тенденций его исследования. С этой целью рассмотреть традиционные темпоральные эпистемологии и показать их недостаточность. Представить время в качестве объекта исследования как проблематичный и парадоксальный феномен.
2. Построить эпистемологическую темпоральную программу общего типа и представить время в качестве объекта изучения методом эпистемологических темпоральных программ. Построить темпоральные программы классических и неклассических областей исследования и применения времени и объединить их в эпистемологию темпоральных программ.
3. Проанализировать темпоральные программы классической и неклассической физики и геометрические модели физического времени, основанные на применении метода геометризации времени.
4. Рассмотреть неклассические области исследования времени, связанные с человеческим существованием. Представить ветвление миров и пространственно-временного континуума и дублирование миров как способы постижения и использования времени в человеческой культуре.
5. Интерпретировать проблему времени на материале биологии и экологии с целью выявления ее специфики в качестве ресурса и включения проблемы времени в актуальную экологическую проблематику.
6. Сформулировать проблему остенсивного определения времени и представить ее как «материализацию» (придание знаковой формы) временного параметра в виде шкалы. Построить временные шкалы с онтологическим различением прошлого, настоящего и будущего для различных типов научного знания.
Методологические и теоретические основы исследования
Время, являясь содержательно сложной категорией, требует комплексного применения различных методов. В диссертационном исследовании используются следующие методологические подходы – это системный, сравнительно-исторический, эпистемологический методы. Помимо них применяются также общенаучные методы исследования - анализ, синтез, сравнение, систематизация, моделирование, абстрагирование и описание изучаемых категорий.
Теоретической основой диссертационного исследования послужили как идеи мыслителей прошлого, закладывающие основы концепций времени, так и работы современных авторов, развивающих эти идеи (М.Д.Ахундов, П.П.Гайденко, В.П.Казарян, Т.П.Лолаев, Ю.Б.Молчанов, А.М.Мостепаненко, И.Р.Пригожин, И.Стенгерс и др.).
Большую роль в разработке методологических и теоретических подходов, которые использованы в диссертационном исследовании, сыграли результаты, полученные современными отечественными исследователями актуальных проблем философии, логики, методологии и эпистемологии науки (А.М.Анисов, А.С.Карпенко, В.Г.Кузнецов, С.А.Лебедев, В.А.Лекторский, С.П.Курдюмов, Е.Н.Князева, Л.А.Микешина, В.В.Миронов, А.Л.Никифоров, В.С.Степин и др.).
Существенную роль в разработке методологии диссертационного исследования сыграли исследования исторической школы философии науки (Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд), в которых впервые было сформулировано понятие научной программы, получившее развитие в трудах отечественных ученых (П.П. Гайденко, А.П.Огурцов и др.).
Научная новизна диссертационного исследования
- предложен вариант создания иерархии проблем и парадоксов времени, указывающих как на сложность объекта, так и на недостаточность средств классической эпистемологии для исследования проблемы времени;
- введено новое понятие темпоральной программы, на основе которой построена и применена новая методология изучения времени в конкретных областях научного знания – физике, культурологии, экологии;
- разработано понятие темпоральной шкалы, на основе чего построена общая теория временных шкал, являющихся эпистемологической конкретизацией феномена времени и его моделью;
- построена типология темпоральных физических программ классического и неклассического типа, включающая в себя субстанциальную и реляционную, статическую и динамическую, дискретную и континуальную темпоральные программы. Проанализированы реальные свойства времени, которые лежат в основаниях существующих концепций времени и которые моделируются при помощи временной шкалы различных типов;
- обоснована неклассическая культурологическая программа постижения времени, как одна из возможных, включающих в себя анализ различных сфер человеческой культуры – мира церковного, мира воинского, мира художественного творчества и Интернета. В результате исследования этих сфер человеческой культуры предложен вариант шкалы исторического времени со свойством необратимости;
- разработаны эволюционная и экологическая шкалы времени, представляющие аналог шкалы исторического времени, на основе сформулированной эколого-биологической программы познания времени; введены понятия эволюционной стрелы времени и экологической стрелы времени. Экология времени понимается в исследовании как существование человечества в соразмерных для него временных структурах прошлого, настоящего и будущего.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту
1. Время в качестве объекта исследования может быть представлен как проблематичный и парадоксальный феномен, который, как показывают проведенные автором исследования, указывает как на сложность объекта, так и на недостаточность средств классической эпистемологии для исследования проблемы времени.
2. Эпистемологическая темпоральная программа общего типа может быть представлена как современный метод изучения времени в различных областях знания. Темпоральные программы классических и неклассических областей исследования и применения времени должны быть объединены в эпистемологию темпоральных программ как единый подход к изучению и применению времени в человеческой практике различных типов.
3. Временная шкала может быть представлена как конкретизация феномена времени и его модель, как вариант решения проблемы остенсивного определения времени. Различные типы временных шкал образуют типологию. Типы временных шкал имеют различный порядок и меняются в зависимости от предметной области и применяемых методов изучения времени. Основой типологии временных шкал являются три предметные области: физические дисциплины, логико-философские исследования и исторические науки.
4. Темпоральные программы классической и неклассической физики и геометрические модели физического времени, построенные с помощью метода геометризации времени, подтверждают недостаточность методов, средств и способов традиционной темпоральной эпистемологии и предполагают использование неклассической эпистемологии для познания времени в физических науках.
5. Неклассические области исследования времени, связанные с человеческим существованием, могут быть представлены как способы постижения и использования времени в человеческой культуре в виде методов ветвления пространственно-временного континуума и дублирования миров. Использование человеком различных шкал времени может быть предложено как одно из решений проблемы познания времени в человеческой практике.
6. Темпоральность различных концептуальных систем экологии находит свое выражение в существовании «стрелы» экологического времени, скорость которой непосредственно связана с остротой экологических проблем. Время может быть рассмотрено в качестве ресурса человеческого бытия. Экология времени означает существование человечества в соразмерных для него временных структурах прошлого, настоящего и будущего. Экология времени может быть определена как существенная часть экологии человека.
Теоретическая значимость
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что предложен вариант подхода к анализу категории времени в философском, естественнонаучном и гуманитарном познании. В диссертации обосновывается возможность выработки синтетического целостного представления о времени на основе построения эпистемологии темпоральных программ и «материализации» времени в виде шкалы, позволяющей выразить бесконечный процесс становления и включающей модусы прошлого, настоящего и будущего, а также конкретных форм проявления временных шкал в различных видах знания. В диссертационном исследовании сформулирован ряд методологических подходов к анализу проблемы познания времени и его концепций, которые могут быть использованы при дальнейшем исследовании философско-эпистемологических проблем познания времени.
Практическая значимость
Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что предлагаемый в ней подход к изучению категории времени может быть применен при изучении других философских категорий. Результаты работы могут быть использованы в практике преподавания дисциплин «Философия», «Философии науки и техники», а также спецкурсов по философским проблемам времени. Основные положения диссертации нашли применение при разработке учебных и учебно-методических пособий по общему курсу философии и курсу философии науки и техники для аспирантов.
Апробация результатов исследования
Теоретические положения и результаты исследования представлены в диссертации и автореферате, публикациях автора (в количестве 37), апробировались в выступлениях и публикациях материалов на 14 научных конференциях, в том числе, на трех Всемирных философских конгрессах: в Бостоне (1998 г.), Стамбуле (2003 г.) и Сеуле (2008 г.), и пяти Всероссийских философских конгрессах: в Санкт-Петербурге (1997 г.), Екатеринбурге (1999 г.), Ростове-на-Дону (2002 г.), Москве (2005 г.) и Новосибирске (2009 г.) и др.
Основные результаты диссертационного исследования использованы в лекциях по философии для студентов и по истории и философии науки для аспирантов Московского государственного университета инженерной экологии. Предварительная экспертиза диссертационного исследования проведена на кафедре истории и философии Московского государственного университета инженерной экологии 27 января 2011 г.
В изданиях, входящих в Перечень журналов ВАК РФ для публикации результатов докторских исследований по философии, опубликовано 10 статей. Среди них наиболее значимыми являются: Малюкова О.В. Культурологическая программа освоения времени// Вестник МГОУ. Серия «Философские науки» № 4, 2010, с. 18-26; Малюкова О.В. Эпистемология времени// Философия и культура, № 1(37), 2011, с.35-40; Малюкова О.В. Логическая программа исследования свойств времени // Научные ведомости БелГУ серия Философия Социология Право №2(97) 2011, с. 52-59; Малюкова О.В. Экология времени и концептуальные системы экологии // Философия и культура, № 5(41), 2011, с. 25-34.
Структура и объем диссертации