Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вероисповедная политика временного правительства России (февраль-октябрь 1917 года) Редькина, Ольга Юрьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Редькина, Ольга Юрьевна. Вероисповедная политика временного правительства России (февраль-октябрь 1917 года) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 09.00.06 / Рос. академия гос. службы при Президенте Рос. Фед..- Москва, 1996.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-3/2019-7

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Политические события, развивавшиеся в Советском Союзе со второй половины 80-х гг. XX века,результатом которых стали коренные изменения в государственном и политическом строе России, существенным образом затронули и сферу государственно-церковных отношений, жизнь и деятельность религиозных организаций и верующих. Формирующаяся сегодня новая российская государственность стоит перед необходимостью выработать свою модель политики в сфере свободы совести. Потребность в ней как никогда остра, ибо по существу речь идет о расширении базы социальной поддержки политического курса российского государства на преобразование социально-экономической, политической и духовной сферы общества. Разработка новой модели государственно-церковных отношений не может быть осуществлена без учета богатейшего исторического опыта российского государства в данной области.

В связи с вышесказанным нельзя не отметить представляющую несомненный интерес вероисповедную политику Временного правительства в России в феврале-октябре 1917 г. Изучение данного периода крайне важно, на наш взгляд, потому, что он поразительно похож на современную общественно-политическую ситуацию. Тогда, также как и сейчас происходил переход or одного социально-политического строя к другому, и перед обществом наряду с экономическими проблемами встал и религиозный вопрос. Поэтому анализ реформаторской деятельности Временного правительства з вероисповедной области, имевшей целью создать новый тип от-юшений между государством и религиозными организациями, соответствующий, с одной стороны, требованиям демократической рес-іублики, а с другой - отвечающий российским традициям, без :омнения представляет большой как научный, так и практический ;нтерес. Он позволит учесть как положительный, так и отрица-ельный опыт вероисповедных реформ Временного правительства ри разработке современной модели государственно-церковных от-ошений.

Степень научной разработанности проблемы. Литературу по бозначенной диссертантом теме можно условно разделить на три

группы. Первая включает в себя работы, принадлежащие перу непосредственных участников и очевидцев деятельности Временного правительства в вероисповедной области. Во второй группе представлены труды советских историков и религиоведов.- Третью составляют немногочисленные исследования, опубликованные в конце 80-90-х годов.

Отметим сразу, что специальных работ, дающих целостное представление о вероисповедных реформах Временного правительства, нет. Имеющиеся исследования в основном рассматривают аспект взаимоотношения Временного правительства с Российской православной церковью. Вне внимания историков остались такие вопросы, как политика либерально-буржуазного правительства в отношении инославных и иноверных исповеданий, реформы в системе народного образования, пересмотр правовой основы государственной вероисповедной политики. Мало изученной осталась и практическая сторона .проведения вероисповедного курса Временного правительства в жизнь, а также оценка российской общественностью хода и результатов вероисповедной реформы.

Наиболее полно государственная церковная политика в феврале-октябре 1917 года освещена в работах А.В.Карташева1, А.И.Введенского2, Б.В.Титлинова3. Эти авторы принимали непосредственное участие в проведении реформ в сфере свободы совести в феврале-октябре 1917 года, что делает их работы, содержащие не только личные воспоминания, но и богатый документальный материал, необходимой основой, без которой невозможно изучение поставленной диссертантом проблемы. И, тем не менее, обращаясь к данным работам, следует указать на некоторую субъективность их авторов в оценках вероисповедного курса Временного прави-

1. См.:Карташев А.В. Революция и Собор 1917-1918 гг.//Богос
ловская мысль: труды православного богословского института
в Париже. - Париж, 1942.- С.75-100;Его же.Временное прави
тельство и Русская церковь // Из истории христианской церк
ви на родине и за рубежом в XX столетии. - М..' 1995. -

С. 9-27!

  1. См.:Введенский А.И. За что лишили сана бывшего патриарха Тихона.- М., 1923;Его же.Церковь и государство (очерк взаимоотношений церкви и государства в России 1918-1922 гг.)-М., 1923.

  2. См.; Титлинов Б.В.Церковь во время революции. - Пг., 1924.

тельства, объявляемую различием их политических взглядов.

В работах советских историков, опубликованных в 20-30-х годах, - М.В.Горева (Галкина),П.Зарина,В.Зеленцова.Б.П.Кандидова. Ф.Мегружана1, - основное внимание сосредоточивалось на характеристике и оценке политических позиций православной церкви в период перехода от Февраля к Октябрю. Остальные аспекты вероисповедной реформы рассматривались фрагментарно, без должного привлечения документальных материалов. Тем не менее, именно в этих работах были сформулированы основные принципы и подходы, на которые в дальнейшем опиралась советская историческая наука в оценке вероисповедных реформ Временного правительства. В первую очередь, относясь в целом негативно к внутренней и внешней политике Временного правительства, данные авторы, с одной стороны, стремились всячески умалить значение реформ правительства в вероисповедной области, подчеркивая их умеренный характер, а иногда прямо замалчивая или искажая факты. С другой, - они акцентировали внимание на просчетах и ошибках вероисповедной политики Временного правительства, сводили всю ее только ко взаимоотношениям новой власти с православной церковью, делая упор на их "союз" и обходя молчанием противостояние между ними по ряду принципиальных вопросов вероисповедной реформы.

В отечественной литературе 50-х-70-х гг. по-прежнему отсутствовали монографические исследования вероисповедной политики Временного правительства. Разрозненные сведения о ней содержались либо в общих работах по проблемам государствен-

1. См.:Горев М.Последняя святой. Последние дни романовской церкви. Канонизационный процесс Иоанна Тобольского 22 мая 1914 г. - 8 апреля 1917 г. - М.-Л., 1928; Зарин П. Февральская революция и церковь //Антирелигиозник. - 1937. - N 3. - С.58-66; Зеленцов В. Контрреволюционная деятельность церковников в бывшей Нижегородской губернии в 1917-1918 году // Антирелигиозник. - 1937. - N 9. - С.17-25; Кандидов Б.П. Церковь и Февральская революция. - М., 1934; Его же. Религиозные организации и антирелигиозное движение в эпоху подготовки Великой пролетарской революции// Антирелигиозник. -1937. - N 9. -С.13-24; Его же. Контрреволюционная деятельность церкви в дни Октябрьской социалистической революции // Антирелигиозник. - 1937. - К 10. - С. 26-34; Мегружан Ф. Двадцатилетие декрета об отделении церкви от государства // Антирелигиозник. - 1938.- N1. - С.20-33.

но-церковных отношений в дореволюционный период, либо в отдельных статьях, посвященных положению некоторых конфессий в начале XX века. Наиболее интересньми, на наш взгляд, являются работы Е.Ф.Грекулова, Г.С.Лялиной, Е.С.Осиповой, М.М.Персица, Э. А. Снегиревой, М.И.Шахновича1. В них налицо продвижение в исследовании положения религиозных организаций после Февральской революции, представлен значительный новый документальный материал. Однако, прежние подходы в оценке взаимоотношений государства и конфессий в феврале-октябре 1917 года остались господствующими. Новое поколение религиоведов и историков 50-х-70-х годов, также как их предшественники, уделяли первостепенное внимание взаимоотношениям Временного правительства и православной церкви, продолжали отстаивать утверждение, что церковь являлась "опорой буржуазного правительства", что было обусловлено, по их мнению, единством "классовых интересов" Временного правительства и православной церкви. В целом деятельность Временного правительства в вероисповедной области оценивалась негативно.

В 80-х годах появляются работы, в которых намечается отказ от традиционных подходов в оценке вероисповедных реформ Временного правительства. Изменяется сам тон рассуждений, исчезает агрессивность, однозначность, предвзятость. Появляется желание разобраться объективно в успехах и неудачах Временного правительства. Такие авторы, как В.В.Клочков, Н.П.Красников,

І.См. :Грекулов Е.Ф.Церковь, самодержавие, народ (вторая половина XIX - начало XX вв.) - М.,1969;Лялина Г.С. Либерально-буржуазное течение в баптизме {1905-1917 гг.) // Вопросы научного атеизма. - М.,1966. - Вып.1. - С.312-340; Осипова Е.С. Церковь и Временное правительство // Вопросы истории. - 1964. - Мб. - С. 65-76; Ее же. Поместный собор православной церкви 1917-1918 гг. // Вопросы научного атеизма. - М., 1967. - Вып. 3. - С.204-224; Персиц М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР. - М., 1958; Снегирева Э.А. От Февраля к Октябрю (церковь и политика) // Атеизм, религия, современность. - Л., 1973. - С.88-102; Шахнович м.И. Ленин и проблема атеизма. - М.-Л., 1961.

И.А.Крывелев1, уделяя, как и их предшественники, основное внимание взаимоотношениям Временного правительства и Российской православной церкви, вместе с тем, по-новому переосмысливая накопленный материал, отмечают наличие конфликтных ситуаций между ними по ряду вопросов вероисповедной реформы. Анализ происшедших изменений как в российском законодательстве, так и в жизнедеятельности религиозных организаций, позволил авторам отойти от традиционного представления о "контрреволюционном" характере вероисповедных реформ Временного правительства.

В это же время появляются работы, в которых уделяется больше, чем раньше внимания положению неправославных конфессий и деноминаций в российском государстве после Февральской революции 191? года. Таковы исследования Б.Гальперина, В.Я.Лаверы-чева, А.А.Шамаро, а также коллективный труд "Русское православие: вехи истории"2.

Появившиеся в последние 5-6 лет работы дают основание предполагать, что начинается новый период в исследовании вероисповедной политики Временного правительства. Так. в книгах и статьях В. А. Алексеева, Д. А. Аманжоловой, М.И.Одинцова3, лишенных прежней идеологической и политической ангажированности, сделана попытка объективно оценить исторический опыт государственной церковной политики начала XX века. Этой же теме уделено внимание в курсе лекций, подготовленном на кафедре религиове-

1. См.: Клочков В.В. Закон и религия: от государственной рели-
. гии в России к свободе совести в СССР. - М., 1982; Красни
ков Н.П. Социально-политическая позиция Русской православной
церкви в 1905-1917 гг.// Вопросы научного атеизма., - М.,
1985. - Вып.32. - С.185-204: Крывелев И.А. Русская правос
лавная церковь в первой четверти XX века. - М., 1982.

2. См.:Гальперин Б. Баптизм и революция // Наука и религия. -
1987. - N 11. - С.55-56; Лаверычев В.Я. Крупная буржуазия и
старообрядческие организации в дореволюционной России //
Вопросы научного атеизма. - М., 1988. - Вып.37.

С.200-208; Русское православие: вехи истории. - М., 1989; Шамаро А. На переломе. Церковный собор 1917-1918 гг. // Наука и религия. - 1987. - N 11. - С.13-16. і. См.: Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. - М.,1991; Аманжолова Д. А. Мусульманское движение в России в начале XX века //Религия, церковь в России и за рубежом: Информационный бюллетень. - м.. 1995. - Н 6. - С.39-47; Одинцов М.й. Государство и церковь в России. XX век. - М., 1994.

дения РАГС "Государственно-церковные отношения в России"1.

Анализ научной литературы показывает, что содержание, ход и итоги вероисповедных реформ Временного правительства изучены явно недостаточно. До настоящего времени нет монографических исследований и диссертационных работ, посвященных этой проблеме.

Цели и задачи исследования. Автор считает своей основной целью исследование политики Временного правительства России (февраль - октябрь 1917 года) в сфере свободы совести и вероисповеданий.

Осуществление данной цели предполагает решение следующих задач:

охарактеризовать состояние государственно-церковных отношений в начале XX века;

исследовать деятельность царского правительства в вероисповедной области и борьбу в Государственной Думе (1906-1917 гг.) вокруг вероисповедных законопроектов;

проанализировать законодательную базу вероисповедных реформ Временного правительства;

показать деятельность органов власти и управления непосредственно осуществляющих государственную церковную политику Временного правительства;

рассмотреть отношение различных' конфессий и общественно-политических сил к вероисповедному курсу Временного правительства;

дать оценку итогам вероисповедных реформ Временного правительства.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XX века до Октябрьской революции 1917 года. В нем выделяются два этапа. Первый - с начала века до февраля 1917 года, когда царское правительство предпринимало попытки модернизировать существовавшую в России веками модель государственно-церковных отношений. Второй - с февраля по октябрь 1917 года, когда либерально-демократические партии попытались провести в

1. См.: Государственно-церковные отношения в России:Курс лекций: В 2 ч. - М.. 1995.

общественную и государственную жизнь намеченную еще в начале XX века Государственной Думой программу преобразований в вероисповедной области.

Методологической основой диссертации стали такие научные принципы и методы познания как историзм, объективность, системность, комплексность. Эта методологическая основа является ключом к пониманию реформаторской деятельности Временного правительства, имевшей целью установление в России новой модели государственно-церковных отношений, соответствовавшей принципам "светского государства".

Под "моделью" государственно-церковных отношений мы понимаем устойчивую сумму качеств и характеристик политики государства в отношении религиозных организаций.. В рамках "модели" выделяются три составные части. Первая - теоретико-идеологическая основа взаимоотношений государства и конфессий, в выработке которой могут участвовать представители властных структур, исповеданий и общественно-политических сил. Вторая - правовая база: законы и иные нормативные акты, регулирующие жизнедеятельность конфессий, права и обязанности верующих и неверующих граждан, характер взаимоотношений государства и церковных институтов. Третья - организационно-управленческие структуры, призванные непосредственно реализовывать политику государства в вопросах свободы совести и вероисповеданий.

Рассмотрение вероисповедных реформ Временного правительства через призму "модели" позволит более объективно и полно изучить как положительный, так и отрицательный опыт первого буржуазно-демократического правительства России, крайне необходимый при разработке современной модели государственной церковной политики.

Источники. Исследование опирается в первую очередь на изученные автором материалы, хранящиеся в фондах Государственного Архива Российской Федерации (ГА РФ). Значительное число выявленных диссертантом документов впервые введены в научный оборот, опубликованы полностью или частично, прокомментированы.

К числу основных архивных источников относятся документы и материалы, характеризующие деятельность: высших органов го-

сударственной власти, в том числе - Кабинета министров. Канцелярии Временного правительства (ГА РФ ф/1779), Канцелярии министра-председателя Временного правительства (ГА РФ ф.1778); органов, разрабатывавших правовую базу проводимых реформ, к каковым, прежде всего, относятся Юридическое совещание при Временном правительстве (ГА РФ ф. 1792), Особое совещание по общим вероисповедным вопросам при МВД, Специальная комиссия по пересмотру действующих законоположений по делам римско-католической церкви в России при МВД, Совещание по старообрядческим делам при МВД (ГА РФ ф.1779); органов и ведомств, непосредственно проводивших в жизнь политику государства в отношении церквей и религиозных организаций, в том числе Обер-прокурату-ры Св.Синода, Департамента духовных дел иностранных исповеданий при МВД, министерства исповеданий, министерства внутренних дел (ГА РФ ф.1779, 1788, 1791).

Кроме архивных источников при подготовке диссертации использовались и опубликованные материалы. Прежде всего, это сборник указов и постановлений Временного правительства, в котором собраны законодательные акты за период марта-июня 1917 года1. Материалы, касающиеся различных аспектов государственно-церковных отношений и внутренней жизни конфессий, выявляющие характер личного участия в разрешении "религиозного вопроса" в России тех или иных государственных, общественных и церковных деятелей содержатся в собрании Деяний Поместного собора православной церкви2 и в стенографическом отчете заседаний Государственного Совещания, проходившего в августе 1917 года3.

Материалы, характеризующие общественно-политическую ситуацию в России 1917 года, на фоне которой осуществлялись веро-

  1. См. .-Сборник указов и постановлений Временного правительства.-Пг. 1917. - Вып.1.

  2. См.: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Предисловие.Документы и материалы к созыву и деятельности предсоборного Совета и Собора. - М., 1918. - Кн.1. Вып. 1; Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. - Пг., 1918. - Кн. IV. Вып. I.

  3. См.: Государственное Совещание: Стенографический отчет. М.-Л., 1930.

исповедные реформы Временного правительства, отношение различных слоев российского общества к вопросам положения церкви в государстве, к церковно-монастырскому землевладению и к реформе народного просвещения отражены в сборниках документов и материалов, посвященных революционному движению в России с апреля по октябрь 1917 года, в сборнике программ политических партий России конца XIX-XX веков^

Важным источником является мемуарная литература. Диссертантом были использованы дневники, письма и воспоминания государственных, общественных и церковных деятелей, в том числе: С.Ю.Витте, А.Ф.Керенского, П.Н.Милюкова, В.Д.Набокова, В.В.Шульгина, В.М.Чернова, Н.Бока, Н.Д.Жевахова, А.В.Карташе-ва, Г.И.Шавельского, А.И.Лысаковского, митрополитов Евлогия (Георгиевского), Вениамина (Федченкова), протопресвитеров Н.А.Любимова, В.Зеньковского, французского посла в России М.Палеолога, американского журналиста М.Ф.Прайса2.

  1. См.: Великая Октябрьская социалистическая революция. Революционное движение в России в апреле 1917 года. Апрельский кризис. Документы и материалы. - М., 1958; Великая Октябрьская социалистическая революция. Революционное движение в России в мае-июне 1917 г. Июньская демонстрация. Документы и материалы. - М.. 1959; Великая Октябрьская социалистическая революция. Революционное движение в июле 1917 г. Июльский кризис в 1917 г. Документы и материалы - М.. 1959; Великая Октябрьская социалистическая революция. Революционное движение в августе 1917г. Разгром корниловского мятежа.Документы и материалы.- М.,1959; Великая Октябрьская социалистическая революция. Революционное движение в России накануне Октябрьского вооруженного восстания (1-24 октября 1917 г.) Документы и материалы.-М.,1962;Программы политических партий России. Конец XIX-XX вв.- М., 1995.

  2. См.: Витте СЮ.Воспоминания. 2 т. ~ М., 1960. - Т.2; Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте: Мемуары. - М., 1993; Милюков П.Н. Воспоминания (1859-1917).-М., 1990. -Т. 2; Набоков В.Д. Временное правительство: Воспоминания. -М. ,1991; Шульгин В. В. Годы. Дни. 1920-й. - М., 1990; Чернов В.М. Перед бурей. Воспоминания. -М., 1993; Бок Н. Россия и

Кроме того, соискателем проанализирована информация о.процессе проведения в жизнь вероисповедных реформ Временным правительством, содержащаяся в периодической светской и церковной печати марта - октября 1917 года.

Научная новизна исследования. В диссертации на основе систематизации разнообразного исторического, социально-политического, правового и религиоведческого материала дано обобщенное представление о сущности и эволюции государственно-церковных отношений и их роли в политической жизни России (начало XX века - октябрь 1917 года).

В исследовании новизной отличаются следующие положения:

проанализировано состояние государственно-церковных отношений в начале XX века и борьба в российском обществе и Государственной Думе вокруг вероисповедных реформ;

раскрыты содержание и направленность вероисповедной политики Временного правительства, сформированы ее основные ито-

Ватикан накануне революции. Воспоминания дипломата // Истина и жизнь. - 1993. - N 1/2. - С.45-55; Еевахов Н.Д. Воспоминания товарища обер-прокурора Св.Синода князя Н.Д.Жевахо-ва: В 2 Т. - М.. 1993. - Т. 2; Карташев А. В. Революция и собор 1917-1918 гг.// и Богословская мысль: труда православного богословского института в Париже. - Париж, 1942. -С.75-100; Его же. Временное правительство и Русская церковь // Из истории христианской церкви на родине и за рубежом в XX столетии.- М., 1995. - С.9-27;Шавельский Г.И. Воспоминания протопресвитера Шавельского Г.И. "Три года в Ставке Верховного главнокомандующего (1914-1917 гг.)": В 2 ч.ГА РФ ф. 1486. оп. 1. д. 5; "Доверительное сообщаю Вам ..'.". Письма российского посланника в Ватикане А.И.Лысаковско-го. 1919-1921/ Подгот. публ.М.И. Одинцов //Исторический архив. - 1994. - N 2. - С.137-167;Любимов Н.А. Дневник о заседаниях вновь сформированного Синода (12 апреля - 12 июня 1917 г.)// Российская церковь в годы революции /1917-1918 гг./ Сост.М.И.Одинцов. - М.,1995. - СС.3-120; Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. - М., 1994; Евлогий (Георгиевский) . Путь моей жизни. - М., 1994; Зеньковский В. Пять месяцев у власти (15 мая - 19 октября 1918 гг.). Воспоминания. - М., 1995; Палеолог М. Царская Россия накануне революции. - М., 1991; Прайс М.Ф. Русская революция. Воспоминания с 1917-1919 гг. // Вопросы истории. - 1967. - N 11. - С.134-144.

исследована деятельность по реформированию правовой основы политики государства в отношении религии, церкви и верующих;

охарактеризована деятельность органов власти и управления, непосредственно проводивших государственную церковную политику;

изучено отношение различных конфессий и социальных слоев российского общества к реформам Временного правительства в сфере свободы совести и вероисповеданий;

определены позиции политических партий в отношении характера разрешения "религиозного вопроса" в России и их отношение к церковной политике Временного правительства;

введен в научный оборот значительный объем ранее неизвестных архивных материалов и документов, позволяющих по-новому осветить вероисповедную политику Временного правительства.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть полезны при разработке современной модели

взаимоотношений государства и конфессий, формировании цивилизованных и гуманных форм их сосуществования, сотрудничества в решении целого ряда актуальных социальных, экономических, нравственных и других проблем российского общества.

Материалы диссертации и содержащиеся в них выводы могут быть использованы как в научной работе для дальнейшего осмысления исторического опыта взаимоотношений государства и религиозных организаций, так и в учебном продессе (в ВУЗах и школах) при чтении общих курсов истории Отечества и религиоведческих спецкурсов.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены соискателем в научных публикациях общим объемом 3,9 ші. освещались в докладах и сообщениях на семинарах и "круглых столах", проводимых''кафедрой религиоведения РАГС и посвященных проблемам истории, современного состояния и перспективам государственно-церковных отношений в России (1995 г.); обсуждению проекта федерального закона о свободе совести (1995 г.); российско-ватиканским отношениям в XX веке (1996 г.). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры религиоведе-

ния РАГС.

Похожие диссертации на Вероисповедная политика временного правительства России (февраль-октябрь 1917 года)