Введение к работе
Актуальность темы.На современном этапе мирового развития, в нашу динамичную эпоху, которая характеризуется, с одной стороны, обострением глобальных проблем человечества и углублением социальных противоречий и конфликтов, а с другой - подъемом политической активности масс, все более возрастает роль общественного сознания. В немалой степени это касается и религии как одной из форм общественного сознания.
Сегодня большинство населения мира воспринимает действительность в рамках религиозного мировоззрения. Религиозные представления и ценности по-прежнему выступают как способ мотивации социальной активности многомиллионных масс верующих, как программы общественных движений. Христианская теология, естественно, не может быть в стороне от решения вопросов современности и прежде всего - вопросов об участии верующих в борьбе за социально-экономические и политические преобразова-' ния.
Исключительно ярко это проявляется в "третьем мире" -развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки - из-за остроты ожидающих там решения социальных, экономических и других проблем. Все это обуславливает интенсивный процесс политизации религии, который в 60-80-е годы нашел выражение и проявление не только в массовых религиозных движениях, но и в широком распространении различных направлений политических теологии:"Теологии революпии", "теологии надежды","теологии освобождения" и т.д. Политизация религии носит многоплановый характер. Политические лозунги, преподносимые в религиозной оболочке, используют представители различных социальных классов и политических сил. В религии нередко находят знамя освободительной борьбы, идейное оружие прогрессивные движения. Противоречия современности вызывают к жизни различные течения и идеологии, в том числе принадлежащие и христианской мысли. Находившиеся до недавнего времени на периферии мировой политической жизни, страны Латинской Америки ныне все более энергично в нее вовлекаются. Религия оказывает на этом конти-
центе существенное влияние на сознание народных масс; церковь сохраняет значение как социальный институт. Религия является ныне важным, активным -элементом общественной жизни. В Латинской Америке с ее достаточно отсталым сознанием населения, привести в действие больпие массы людей подчас оказывается возможным лишь на базе религии и ее средствами.
Борьба народных масс против несправедливости и нищеты получила свое идеологическое оформление в различных течениях леворадикальных теологии, из которых самой распространенной и популярной на латиноамериканском континенте является теология освобождения. Развившаяся в лоне католической церкви, теология ота представляет собой уникальное явление, которое по своим масштабам и социальной значимости не имеет прецедента за последние несколько веков.
Леворадикальными теологами была предложена новая интерпретация христианского учения. Согласно этой интерпретации, христиане не могут стоять в стороне от борьбы угнетенных против угнетателей, борьбы против нищеты и несправедливости. Теологии освобождения присуща резкая критика капитализма, здесь мы находим яркие обличения бесчеловечных общественных отношений, призывы к борьбе за ниспровержение антигуманной общественной системы и становление справедливых социальных структур. Эта теология пытается кардинально переосмыслить социальные функции религии, с тем чтобы она стала .духовным выражением стремления к революционному преобразованию действительности. Теологи освобождения сформулировали новые принци/ пы отношений между религией и обществом, эсхатологией и социальной практикой.
Быстрому и широкому распространению теологии освобождения на континенте способствовала деятельность христианских низовых общин - народных массовых организаций верующих. Они являют собой своеобразный феномен не только распространяющийся далеко за рамки истории латиноамериканского католицизма.Вобрав в себя и систематизировав опыт христианских низовых общин, теология освобождения связала веру в бога с борьбой за нацио-
нальноє и социальное освобождение. Своим отказом от доктри-нального догматизма и обращением к конкретным земным проблемам реального человека, теология освобождения снискала себе популярность во всем мире.
Когда в Латинской Америке теологи освобождения провозгласили борьбу против иерархического характера и догматизма церкви, в польских условиях ее иерархический характер и догматизм становились основой в борьбе религиозных кругов против коммунистической власти.
В послевоенное время Ватикан укрепил свои позиции в Польше, которая всегда являлась одной из самых "католических"стран Европы. Исторические и политические условия привели к тому, что католическая церковь почти всегда выступала как "защитница" польской нации, способствовала ее сохранению и развитию.
Проблемы теологии освобождения сразу наши отражение в польской публицистике. Опенки, данные католическими теологами менялись в зависимости от позиций, которые занимал Ватикан. В первых публикациях они с симпатией информировали о теологии освобождения как о явлении, которое развивается в лоне латиноамериканской католической церкви. По мере изменения отношения Ватикана к теологии освобождения происходит изменение и позиции польских католических исследователей этой темы.
Марксистские религиоведы заняли различные позиции. Одни видели в теологии освобождения диверсию против революционного движения, другие, наоборот, - союзника в освободительной борьбе.
Очевидна актуальность и научное значение анализа идейного содержания теологии освобождения, а такче раскрытия сущности и причин,сложившихся подходов к ее оценке в польской литературе для: а"1 понимания существа позиции и перспектив католической церкви в Польше, б) опенки влияния на происходящие в ней процессы изменений в католицизме на латиноамериканском континенте.
Наметившиеся процессы клерикализании общественной жизни в Польше будут идти противоречивым путем, который таит в себе
- 4 -опасность новых конфликтов и возможность перерастания их в кризисы .духовной жизни. Одним из элементов, влияющих на противоречивость и неустойчивость мировоззренческих позиттий различных слоев населения, является популярность теологии освобождения , с одной стороны, и поддерживаемая офиттиальным духовенством Польши позиция Ватикана - с другой.Глубокое понимание сущности этого противостояния является необходимым элементом поиска путей сотрудничества людей с различными идеологическими установками, достижения общественного согласия и консенсуса.
Состояние научной разработки проблемы
По проблемам латиноамериканского католицизма имеется обширная литература. Теология освобождения как своеобразный феномен с момента его возникновения сразу стала объектом исследования и анализа ученых различных направлений и мировоззрений.
Большое значение для разработки темы, по общим вопросам религии и церкви, западной философии, различным аспектам идеологии и практики всемирного католицизма, возрастающей роли религиозного фактора в развивающихся странах имели труды советских религиоведов и философов Л.Н. Великовича, В.И. Гарад-жи, Н.А. Ковальского, Ф.Г. Овсиенко и других . Эти проблемы нашли отражение в работах польских религиоведов и теологов: Т.Митка, В.Мыслэка, А.Сковронка, Т.М.Ярошевского и других ,
-
Гараджа В.И. Кризис религии и католический модернизм.М., І9Б9; он же. Кризис современного протестантизма и поиски новой теологии. М., Т973: Великович Л.М..Католицизм в современном мире. M..I98T; Ковальский Н.А. Империализм, религия, церковь.М.,1986.
-
Jarossewski Т.Н. Harksisci і katolicy W-wa 1986, Mitek Т.
Койсібі wobec cywllizacji naukowo-techn. W-wa 1936, Mysiek T. Spoleczna doktryna Ковсіоїа Rzymsko-Katolickiego wobec wspdiczesnodci W-иа 1988, Skowronek A. Odkrywanie Jednoaoi W-wa 1987.
- 5 -в переведенных на польский язык трудах западных теологов Р.Виллинга, В.Бюльманна и П.Роллета". Большое значение Для изучершя особенностей культуры и истории латиноамериканского континента, глубокого понимания его специфики имеют труды советских латиноамериканистов: В.В. Вольского, Б.И. Коваля, М.Ф. Кудачкина и других .
История и проблемы развития латиноамериканского католицизма, разработаны в книгах и научных статьях И.Р.Григулеви-ча, Н.А. Ковальского, С.И. Семенова . Для исследования истоков теологии освобождения и других проблем латиноамериканского католицизма большую ценность представляют работы И.Р. Гри-гулевича, в которых на основе широкого круга источников характеризуется зарождение и развитие леворадикальных течений в католицизме континента. При разработке данной темы была использована фундаментальная работа французского теолога Р.Лау-рентина "В Латинской Америке после собора" .
Проблемам, касающимся непосредственно теологии освобождения, посвящен целый ряд статей и научных публикаций в советской и польской печати0 и в средствах массовой информации мно-
Т. Buhl і-л 'w.Koscidi u progu XXI wieku Vv-wa 1985,
Rollet J. Spoleczne tio teologii wsp6iczesnej W-wa 1989, Willing R. Teologia wsp6iczesna Krak6w 1990.
2.Коваль В.И. Революция продолжается (Опыт 70-х годов''.М., 1984; Кудачкин М.Ф. Латинская Америка - революция XX века.
-
Григулевич И.Р. Мятежная церковь в Латинской Америке.М., 1972; он же. Церковь и олигархия в Латинской Америке.М., 198I; он же. Латинская Америка: церковь и революционное движение. М.,1988: Ковальский Н.А. Католицизм в Латинской Америке.М.,1986; Семенов С.И.Христианская демократия и революционный процесс в Латинской Америке. М., 197I.
-
laurentin R.W Ашегусе Laeinskiejj ро Soborze 1/7-т/а 1974.
-
Подробнее об этом во второй главе диссертации.
- б -
гих других стран. В советской литературе проблемы теологии освобождения рассматривались в статьях В.П. Андроновой, В.М. Гаврилова, СВ. Дерогина, В.М. Пассика, Н.Н. Потагаинской и других.1.
Из монографических работ, посвященных теологии освобождения, следует отметить книги итальянского священника Батисты Мондина и немецкого теолога Ганса Вальденфельса
В то же время недостаточно проанализировано то, как проблемы теологии освобождения отражены в польской публицистике, насколько оно соответствует сущности этого учения, а такие чем детерминированы те или другие позиции публицистов. Цель и задачи исследования.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить основные подходы к пониманию и оценке теологии освобождения сложившиеся у польских исследователей различных направлений и мировоззренческих ориентации, их преломление в публицистике.
Для достижения указанной цели в ходе диссертационного исследования решаются следующие задачи:
выявляются идейно-теоретпческие источники теологии освобождения;
анализируется роль и значение низовых общин в генезисе и развитии новой теологии;
рассматриваются причины негативной оценки теологии освобождения Ватиканом;
выявляется связь между подходом Ватикана и оценками
< теологии освобождения в польском религиоведении и публицистиТ. Андронова В.П. Христианские низовые общины/Латинская Америка. - Т984. - № 9; Гаврилов В.М. Тайна сострадающей теологии //Латинская Америка. - 1989. - № 5; Дерюгин СВ. Ватикан и теология освобождения. Папство в современном мире. М., Т989; Пессика В.М. Теология освобождения - латиноамериканский вариант// Вопросы философии. - 1985. - № Т; Поташинская Н.Н. Перед судом инквизиции// Наука и религия. - 19 . - J5 4. l.londin В. Teologowie wyzwolenia, W-vya 1988. Waldenfels H. Teologowie trseciego s\viata, W-wa 1987.
Научиш новизна исследования.
Диссертация является первым исследованием, в котором дается целостный обзор и анализ динамики позиций, занятых польскими религиоведами различных направлений в отношении теологии освобождения за 1968-90 г.г. и отражение этих позиций в публицистике. Впервые автор показал решающее значение позиции Ватикана для изменения точек зрения польских католических публицистов и теологов. Представлена периодизация подходов к теологии освобождения в польской публицистике.
Показаны попытки восприятия польской религиозной мыслью отдельных элементов теологии освобождения.
Вскрыты причины различного отношения к теологии освобождения в период понтификата Павла УІ и Ионна Павла П.
Выявлена связь теологии освобождения с другими социальными теориями христианства.
Методологической основой диссертаттии является диалекти-ко-материалистический подход к анализу общественных явлений, в том числе религии.
При решении поставленных задач были изучены соответствующие работы советских, польских и других ученых, критически проанализированы с материалистических позиций энциклики, инструкции и другие документы церковной власти, касающиеся тєо.-j логии освобождения.
Источниковедческую базу исследования составили главным образом работы, выступления и интервью видных представителей теологии освобождения: Р.Альвеса, Г.Ассмана, Л.Боффа, К.А. Либано Кристо (брат Бетту) и других.
Критически проанализированы опубликованные в польской печати выступления польских теологов и религиоведов, касающиеся проблем теологии освобождения.
С марксистских позиций много выступали В.Мыслэк.М. Новачик, Е.Вайорек, М. Горотевич, Э.Енджевский, Е.5.Годлевский и другие. Католический подход к проблеме представляли
теологи: Ч.Кудронь, О.Танальский, Л.Вольтер, Ч.Рыхлиц-кий, Б.Видла, Т. Сикорский и другие.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее основные положения могут быть использованы в научно-исследовательской работе по данной т^ме.
Структура работы
Структуру диссертапии определили цели и запдчи исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных: источников и литературы.
Апробация работы
Диссертация обсуждалась на группе рецензентов и Ученом совете Института религиоведения и атеизма АОН ЦК КПСС