Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сотериологические и философские аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме Жамбаева, Ульяна Баировна

Сотериологические и философские аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме
<
Сотериологические и философские аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме Сотериологические и философские аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме Сотериологические и философские аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме Сотериологические и философские аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме Сотериологические и философские аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жамбаева, Ульяна Баировна. Сотериологические и философские аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Жамбаева Ульяна Баировна; [Место защиты: Чит. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2010.- 135 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/469

Введение к работе

Актуальность исследования. Учение о бодхичитте является важнейшей философско-мировоззренческой доктриной буддизма Махаяны, основополагающим принципом его сотериологии. Наиболее глубокую разработку учение о бодхичитте получило в тибетском буддизме, где наблюдается его тесная связь с теоретическими принципами философии буддизма, и с практическими аспектами религиозного спасения. Учение о бодхичитте составляет основное содержание этической концепции тибетского буддизма и направлено на совершенствование личности на пути его просветления, характеризуя главную суть содержания медитации, составляющей необходимый компонент буддийской сотериологии.

В теоретическом плане учение о бодхичитте во многом восполняет и раскрывает сущностные характеристики таких ключевых понятий буддизма, как бодхи, дхарма, читта, шунья, праджня. В практическом отношении оно определяет образ жизни верующего тибетца. Исключительная значимость учения о бодхичитте такова, что сегодня ни одна теоретическая и практическая концепция тибетского буддизма связана с понятием бодхичитты.

Между тем, до сих пор само учение и его понятие бодхичитта исследовано в научной литературе недостаточно, без чего нельзя в полной мере понять сущностные характеристики буддийской философии и сотериологии, особенно в тибетском буддизме. Особый интерес к учению о бодхичитте обусловлен ее сотериологической направленностью. Сотериология является одним из доминантных учений в буддизме, ее принципы, составляющие содержание четырех благородных истин, изложенных в первой проповеди Будды, восходят к самой ранней истории буддизма.

В тибетском буддизме сотериология является доминантой нравственной деятельности его последователей: стремление человека к спасению рассматривается как своеобразный образ жизни, норма поведения каждого отдельного человека и как следствие всего общества. С одной стороны, следование пути нравственного совершенствования формирует человека как личность, дает возможность контролировать свои желания и достичь конечной цели, с другой стороны, обеспечивает общественный порядок, поэтому исследование учения о бодхичитте как важнейшей составной тибетского буддизма представляет собой не только научную, но и социальную значимость. Таким образом, анализ сотериологических и философских аспектов учения о бодхичитте позволит более содержательно понять сущность и особенности тибетского буддизма.

Степень научной разработанности. Учение о бодхичитте в научной литературе представлено работами, раскрывающими лишь отдельные ее аспекты, связанные с абхидхармической и праджняпарамитской философией. Исследование Абхидхармы представлено работами Ф.И. Щербатского, О.О. Розенберга, Б.В. Семичова, М.Г. Брянского, Е.П. Островского, В.И. Рудого, А.К. Хабдаевой. Большую значимость для понимания бодхичитты работы этих исследователей имеют в связи с тем, что в них дается подробный анализ понятия читта, представляющего собой вторую часть понятия бодхичитта, а также понятия виджняна, раскрывающего философскую суть учения о бодхичитте.

Исследованию Праджняпарамиты посвящены работы Б.Д. Дандарона, Л. Мялля, Л.Е. Янгутова, Н.В. Абаева, И.М. Кутасовой, С.П. Нестеркина, С.Ю. Лепехова, В.П. Васильева, А.М. Донца, Е.А. Торчинова, Е.Ж. Баяртуевой, А.И. Бадмацыренова и др. В числе западных исследователей данной буддийской концепции следует упомянуть имена Р. Робинсона, Д.С. Руегга, Э. Ламмота, Т. Мурти, Э. Конзе.

Несомненный интерес для нашего исследования представляет работа Б.Д. Дандарона «Мысли буддиста», в которой излагаются концепции буддизма, лежащие в основе теории шуньи, праджни, татхаты, а также обстоятельно рассматривается понятие бодхичитта.

Непосредственно бодхичитте посвящены работы И.С. Урбанаевой, среди которых, прежде всего, следует указать ее переводы, предисловия и комментарии к произведениям Шантидевы «Bodhicaryavatara: Вступление в практику Бодхисаттв», Геше Джампа Тинлея «Бодхичитта и шесть парамит» и др. В первой работе И.С. Урбанаева подробно рассмотрела метод Шантидевы, предлагаемый им для преобразования обычного ума в ум Бодхисаттвы, базирующийся на онтологии Пустоты, в традициях школы Мадхьямика Прасангика. В работе Намкха Пела «Лучи Солнца»: Тренировка ума, подобная лучам солнца» рассматривается семичленная практика и учение о бодхичитте. С.П. Нестеркин составил перевод книги Еше Лодой Ринпоче «Комментарий к тексту Дхармаракшиты Боевая Чакра», в которой также исследуется понятие бодхичитта. Западноевропейские источники по бодхичитте на сегодняшний день отсутствуют.

Значительный вклад в исследование учения о бодхичитте внес Шантидева, описавший в сочинении «Драгоценный Венец Нагарджуны и Вступление на путь Бодхисаттв» метод достижения бодхичитты. Также известен труд одного из наставников Далай-ламы Куну-ламы Тензин Гьялцена под названием «Трактат о просветленном сознании», в котором наряду с изложением устных наставлений о бодхичитте использованы тексты «Лам-рим-ченмо», «Путь Бодхисаттвы» Шантидевы, «Светоч на Пути Пробуждения» Атиши.

Стремление на путь бодхичитты рассматривается в книге Его Святейшества Далай-ламы XIV «Мир тибетского буддизма». В другой его работе «Комментарий на «37 практик бодхисаттвы» рассматривается поэма известного тибетского монаха, йогина и мыслителя Нгульчу Гьялсэ Тогме Сангпо (1295-1369), описывающая различные аспекты духовной практики буддизма Махаяны, которая, входя в свод писаний традиции Ло Чжонг, также может быть истолкована в контексте традиции поэтапного пути ламрим. Итак, несмотря на определенный уровень изученности понятия бодхичитты в российском востоковедении, сотериологические и философские аспекты учения о бодхичитте нуждаются в более содержательном исследовании.

Объект исследования – учение о бодхичитте.

Предмет исследования – философское и сотериологическое содержание учения о бодхичитте в тибетском буддизме.

Целью диссертационной работы является анализ учения о бодхичитте в тибетском буддизме, в философском и сотериологическом аспектах.

Задачи исследования:

– выявить сотериологическое и философское содержание понятия бодхичитты в контексте праджняпарамитских и абхидхармических концепций;

– исследовать концепцию абсолютной и относительной бодхичитты в философском и сотерилогическом контексте;

– исследовать этические аспекты учения о бодхичитте тибетского буддизма;

– выявить медитативные аспекты учения о бодхичитте тибетского буддизма;

– дать анализ философским аспектам учения о бодхичитте в тибетском буддизме.

Источниковедческую базу исследования составило произведение Гьялсэ Тогме Сангпо «Комментарии к словам из устной передачи по практике преображения сознания, состоящее из семи пунктов» (rgyal sras togs med bzang po dpal gyis mzad pa’i blo sbyong don bdun ma’i snyan brgyud kyi tsig rnams bkral ba bzhugs so), переведенное нами с тибетского языка на русский.

В ходе исследования совершена поездка в тибетский монастырь Джудо в Северной Индии, городе Дхарамсала, где были собраны полевые материалы, которые использовались в данной диссертационной работе, в частности интервью с монахами монастыря Джудо.

Теоретико-методологическая база. При анализе понятия бодхичитта исследование конкретного текстологического и исторического материала опиралось на общенаучный принцип системности, метод сравнительно-исторического анализа и др. При работе над диссертацией использовались источниковедческие методы исследования, философско-культурный и компаративистский подходы. Используемые подходы к анализируемому материалу в значительной мере определялись методом философской реконструкции взглядов Гьялсэ Тогме Сангпо на проблему преображения мышления. Предпринята попытка дискурсивного анализа построений мыслителя, основанных на сочетании знания рационального и полученного, благодаря мистической интуиции, потребовавшей обращения к буддийской феноменологии сознания.

Научная новизна работы заключается в следующем:

– выявлено сотериологическое и философское содержание учения о бодхичитте; установлено, что понятие бодхичитта тесно привязано к категориям Абхидхармы – читте и виджняне, а также к категориям Праджняпарамиты – праджне и шунье; показано единство Абхидхармических и Праджняпарамитских принципов в понимании бодхичитты;

– исследована концепция относительной и абсолютной бодхичитты; выявлены ее теоретические истоки, восходящие к теории двух истин; установлено, что относительная бодхичитта отражает суть религиозных принципов тибетского буддизма, а абсолютная бодхичитта - суть теоретических принципов;

– проанализировано этическое содержание учения о бодхичитте, установлено, что оно органически вплетено в сотериологическое содержание буддизма и характеризует относительную бодхичитту;

– выявлено, что медитативные аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме тесно привязаны к этическим принципам, а также органически вплетены в сотериологическое содержание буддизма и характеризуют относительную бодхичитту;

– определено, что философское содержание учения о бодхичитте выражено в представлениях о пустоте и праджне и характеризует абсолютную бодхичитту;

– переведен, проанализирован и введен в научный оборот, текст Гьялсэ Тогме Сангпо под названием «Комментарии к словам из устной передачи по практике преображения мышления, состоящей из семи пунктов» (rgyal sras togs med bzang po dpal gyis mzad pa’i blo sbyong don bdun ma’i snyan brgyud kyi tsig rnams bkral ba bzhugs so).

Основные положения, выносимые на защиту

1.Понятие бодхичитты отражает единство сотериологических и философских принципов буддизма, которые выражены в Абхидхармических и Праджняпарамитских построениях.

2. Понятие бодхичитта тесно связано с категориями Абхидхармы – читта и виджняна, выражающими их философскую суть, а также с категориями Праджняпарамиты – праджня, пустота; так как праджня и бодхичитта являются наиболее значимыми понятиями в буддийской философии, то именно они являются основополагающими принципами для сотериологической теории.

3. Сотериологическое содержание понятия бодхичитта раскрывается в учении об относительной бодхичитте, главную суть которой составляют этические и медитативные аспекты; философское содержание раскрывается в абсолютной истине, отражением которой является понятие праджни.

4. Понятие бодхичитта получило наиболее глубокую разработку в тибетском буддизме, где оно раскрывается в трех аспектах: этическом (тришикша ‘мораль’), практическом (самадхи ‘медитация’) и теоретическом (праджня ‘мудрость’).

5. Этические и практические аспекты учения о бодхичитте отражают относительную бодхичитту, теоретический аспект отражает абсолютную бодхичитту, которые в свою очередь восходят к теории двух истин: парамартха-сатья и самврити-сатья – являющихся основой пути спасения в буддизме.

Теоретическая значимость данного диссертационного исследования состоит в том, что его результаты восполняют наше представление о бодхичитте и могут быть использованы для исследования философии тибетского буддизма. Выполненные переводы вносят вклад в разработку методологии и методики перевода тибетских текстов.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использовать содержащиеся в работе положения и выводы при составлении обобщающих трудов по истории и философии буддизма, в разработке курсов лекций по специальностям «религиоведение», «всеобщая история», «культурология». Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе вузов и средних учебных заведений при чтении курсов лекций, в подготовке методических пособий, спецкурсов и семинаров.

Апробация результатов исследования. Данные исследования апробированы в рамках работы в международных научно-практических конференций «Батуевские чтения-3: История и культура народов Сибири, стран Центральной и Восточной Азии» (Улан-Удэ, 2007), «Буддизм и вызовы третьего тысячелетия» (Улан-Удэ, 2009). Результаты исследования опубликованы в шести научных работах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, заключения, библиографического списка (114 наименование). К работе представлено приложение 16 с.

Похожие диссертации на Сотериологические и философские аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме