Введение к работе
Актуальность темы исследования. В настоящее время интерес к философским проблемам христианства вообще, и православия в частности, необычайно возрос. Особенно это относится к изучению философского и богословского наследия русских мыслителей второй половины XIX - начала XX века, так как именно этот период в жизни России сопоставим по сложности и противоречивости, по обострению внутренних и внешних противоречий, как в духовной, так и в экономической области, с нашим временем.
Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что для компетентного диалога верующих и неверующих, атеистов и приверженцев русской православной церкви, религиозного и светского мировоззрений необходимо углубленное знание предмета и возможной аргументации оппонентов. Между тем, в нашей литературе проблема формирования православной религиозной философии изучена явно недостаточно. Определенная замкнутость церковных учебных, богословских кругов привела к тому, что православное богословие и религиозная философия, изучавшаяся в церковных учебных заведениях, выпадает из общего единого процесса истории русской философии, ее не принято рассматривать как неотъемлемую часть культурного наследия, несущего на себе черты своего времени. Поэтому философская традиция, сформировавшаяся в духовных академиях во второй половине XIX века в России мало известна.
В то же время, современное православие сохраняет живую преемственную связь с православной философией XIX века. В современных православных курсах богословия, в диссертациях, статьях и проповедях широко используется творчество "академи-
ческих" православных философов. Кроме того, онтологические и гносеологические проблемы церковь и в наши дни решает так же, как они решались в XIX веке "академическими" философами.
Плодотворным в этой связи представляется исследование философского творчества Виктора Дмитриевича Кудрявцева-Платонова (1828- 1891), профессора философии Московской Духовной Академии, первым предпринявшего попытку создания системы философии, исходящей из основ христианского вероучения.
Степень научной разработанности проблемы. Литература о Кудрявцеве-Платонове немногочисленна, его учение не получило широкого освещения. Специальных работ, посвященных его философии практически нет ни в отечественной, ни в зарубежной историко-философской , богословской мысли. Современники Кудрявцева-Платонова проходили мимо его философских построений, будто не замечая их. Из работ современников Кудрявцева-Платонова можно выделить лишь большую статью о нем А. Введенского, его ученика.'
Авторы светских историко-философских работ в России начала XX века упоминали в своих трудах систему Кудрявцева-Платонова, но не уделяли ей много внимания, оценивая ее скорее негативно - как менее самостоятельную по сравнению с другими философами, скорее богословскую, чем философскую.2
1 См. Введенский А. О характере, составе и значении
философии В.Д.Кудрявцева-Платонова.//Вст. статья к Сочине
ниям В.Д.Кудрявцева-Платонова, Сергиев-Посад, 1892-94,
т. I.
2 См. Введенский А.И. Судьба философии в России.//Филосо
фские очерки., СПб. 1901, вып. 1.
Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии., 2-е доп. изд. Пб. 1920.
Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии., М., Правда, 1989.
. 3 .
Позитивное и даже восторженное мнение о философии Кудрявцева-Платонова можно найти в трудах Зеньковского В.В., Колубовского Я. Н., Левицкого С, Лосского И.О., Чуйко В.В., Флоровского IV, которые подчеркивают, что философский теизм Кудрявцева-Платонова принадлежит к росткам национального, самобытного в русской философии. Самобытность Кудрявцева-Платонова и его большое значение в истории русской философии В.В.Зеиьковский видит в стремлении построить систему, исходящую из основ христианства, раскрытие в области мысли, по законам разума то, чем живет христианская вера.
Для современного православного богословия характерно благосклонное отношение к творчеству Кудрявцева-Платонова.4 Философские труды профессоров духовних академий, Кудрявцева-Платонова в том числе, квалифицируются как сокровищница религиозного духа. По написанным ими учебникам по философии и сейчас обучаются поколения семинаристов. По мнению
Яковвнко В. Очерки истории русской философии., Берлин, 1922.
3 См. Зеньковский В.В. История русской философии., Л.,
Эго, 1991, т. ГГ, ч.1.
Колубовский Я.Н. Материалы для истории философии в России.// Вопросы Философии и Психологии., 1890, № 4, 5.
Левицкий С. Очерки по истории русской философской и общественной мысли., Фр.-на-Майне. 1968.
Лосский И.О. История русской философии., М. , Советский писатель, 1991.
Чуйко В.В. Русская философия.//Приложение к кн. Ф. Кирхнера. История философии с древнейших времен до настоящего времени., СПб, 1895.
4 См. Иванов В., протоиерей. Становление богословской
масли в Московской Духовной Академии.//Богословские тру
да., Юб.сборник. М. , 1986.
Иванов М.С. Академическое богословие (исторический обзор).//Журнал Московской Патриархии., 1986, № 1.
Питирим, епископ. Основные проблемы современного богословия в их развитии с к. XIX века.// Богословские труда., Сб. 5, М., 1910.
православных богословов, Кудрявцевым-Платоновым успешно решается вопрос о соотношении богословия и философии, и в целом его творческие поиски во многом подготовили современную апологетическую аргументацию.
В отечественной религиоведческой литературе также неоднократно рассматривался вопрос о месте православной академической философии в общей культурной традиции, анализировалась академическая философия в целом и учения ее отдельных представителей. В трудах Борункова Ю.Ф., Воронковой Л.П., Гордиенко Н.С., Данильченко Р.Н., Дмитриевой Н.К., Калинина Ю.А., Красникова Н.П., Маслина М.А., Моисеевой А.П., Молокова В.А., Новикова М.П., Поляковой Л.П., Угриновича Д. М., Черткова А.Б., Шапошникова Л.Е., Яблокова И.Н., в учебных пособиях по истории и теории религии, основам религиоведения5
5 См. Ворунков Ю.Ф. Несовместимость научного и религиозного познания: критика православной концепции познания. М. 1982; его же. Особенности религиозного сознания. М. 1972/ его же. Структура религиозного сознания. М. 1971.
Воронкова Л. П. Критика философской догматики православия. М. 1984.
Гордиенко Н.С. Современное православие. М. 1968; его же. Современное русское православие. Л. 1988; его же. Эволюция русского православия (20-80 гг XX ст.). М. 1984.
Данильченко Р.Н. Проблема личности в современном христианстве. М. 1980.
Калинин Ю.А. Критика философско-идеалистических основ современного православия. Киев. 1987; его же. Модернизм русского православия. Киев. 1988.
Красников Н.П. Русское православие, государство и культура. М. 1989; его же. Русское православие: история и современность. М. 1988.
Маслин М.А. Современные буржуазные концепции истории русской философии: критический анализ. М. 1988.
Моисеева А. П. Идейные истоки .модернизма современного православия. Томск. 1984.
Новиков М.Л. Дмитриева Н.К. Богословская интерпретация общественных процессов и явлений. М. 1975.
Новиков М.Л. Православие и современность. М. 1965; его же. Современный религиозный модернизм. М. 1973; его
- s -
неоднократно подчеркивалась необходимость изучения взглядов представителей православной академической философии в контексте исторической ситуации, объективного подхода к анализу идей ее представителей
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является объективный философско-религиоведческнй анализ религиозно-философской системы Кудрявцева-Платонова. Объектом исследования, таким образом, выступает религиозно-философская система Кудрявцева, предметом исследования -особенности, специфика подхода Кудрявцева-Платонова к философским и богословским проблемам.
Задачи исследования определены целью и состоят в том, чтобы:
выявить истоки религиозно-философской системы Кудрявцева-Платонова;
сопоставить его учение с другими течениями богословской мысли;
же. Тупики православного модернизма. М. 1979; его яге. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект. М. 1991.
Полякова Л.П. Духовное развитие личности и современное православие. М. 1972.
Угринович Д.И. Введение в религиоведение. М. 1985; его же. Философские проблеми критики религии. М. 1965.
Чертков А.В. Критики философских основ православия. М. 1978; его же. Православная философия и современность. Критический анализ метафизики "всеединства" и ее роли в идеологии современного православия. Рига. 1989.
Шапошников Л.Е. Православие и философский идеализм. Несостоятельность философской апологетики православия. Горький. 1986; его же. Православное богословие и философская апология религии.//Философские науки. 1989. № 5; его же. Русская религиозная философия ХІХ-ХХ в. Н.Новгород. 1992.
Яблоков И.Н. Основи теоретического религиоведения. М. 1994; его же. Религия: сущность и явление. И. 1982; его же. Социология религии. М. 1979.
Основа религиоведения. Под ред. И.Н.Яблокова. М.1994.
- определить основные задачи, решаемые религиозно-фило
софской концепцией Кудрявцева-Платонова в контексте истори
ческой ситуации;
выявить специфику философии Кудрявцева-Платонова, проистекающую из его религиозной мировоззренической установки и своеобразия исторической ситуации второй половины XIX века;
определить место Кудрявцева-Платонова в историко-философской традиции и его роль в развитии православной философии.
Научная новизна диссертации. Новизна данной работы заключается в следующем:
- Реконструирована религиозно-философская концепция
Кудрявцева-Платонова по его трудам, раскрыто содержание
основных понятий в системе Кудрявцева-Платонова - "трансцен
дентальный монизм", "эмпирическое познание", "рациональное
познание", "идеальное познание", "гносеологический реализм",
"Абсолютное бытие";
- Обосновано положение о том, что В.Д.Кудрявцев-Плато
нов одним из первых предпринял попытку создания в недрах
православия философской системы по законам рациональности.
Основной целью Кудрявцева-Платонова, вытекающей из задач
времени, было рационально обосновать истинность православно
го вероучения, возможность и необходимость рационального
богопознания. Этой целью определялась его двуединая задача: с
одной стороны, критика нетеистических философских воззрений
и систем, с другой стороны, обоснование религиозных истин
философскими методами.
- Вскрыта противоречивость философской системы Кудря-
вцева-Платонова; пытаясь углубить и развить традиции рационализма в богословии, он остается на позициях православного ортодоксального христианства, что определяет непоследовательность его рационализма: Кудрявцев- Платонов, несмотря на многочисленные ратования за "рассуждающую веру", провозглашает в своей системе примат веры над разумом, приоритет внера-ционалыюго идеального познания над рациональным.
- Показано, что влияние взглядов Кудрявцева-Платонова на формирование философского стиля и общей проблематики русской религиозной философии было незначительным. Учение Кудрявцева-Платонова имело мало сторонников вследствие как противоречивости и непоследовательности его философского рационализма, так и общей замкнутости академической философии, ее стремления "отгородиться" от светских философских течений.
Источники исследования. При написании данной работы использована богословская и философская литература как современная, так и достаточно мало изученная в научном религиоведении богословская литература конца XIX - начала XX века; современная религиоведческая и историко-философская литература; философская и богословская периодическая печать.
Методологическая основа исследования. Методология исследования определяется в соответствии с утвердившимися в последние годы в отечественном религиоведении принципами научного исследования проблем религии: строгая объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета, научная обоснованность положений, как можно более точное воспроизведение истории. Автор настоящего исследования стремится с наибольшей возможностью реализовать эти принципы в своей работе.
Основным методом выступает теоретический анализ религиозно-философской концепции Кудрявцева-Платонова, с использованием принципов объективности, историзма, системности подхода.
В связи с этим, исследование может быть практически использовано в преподавании истории русской философии, в научно-исследовательской работе.
Структура диссертации подчинена целям исследования: в работе выделяются введение, две главы и заключение, список использованной литературы.
Апробация работы состоялась в ходе обсуждения концепции диссертации на кафедре философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Рукопись диссертации была обсуждена на заседании кафедры и рекомендована к защите. Основные идеи диссертации изложены автором на международной научно-теоретической конференции на тему: "Религия и теология на пороге XXI века", состоявшейся в октябре 1994 года.