Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религия и традиции абхазов : По материалам полевых исследований 1994 - 1999 гг. Крылов, Александр Борисович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крылов, Александр Борисович. Религия и традиции абхазов : По материалам полевых исследований 1994 - 1999 гг. : диссертация ... доктора исторических наук : 09.00.06.- Москва, 2000.- 350 с.: ил. РГБ ОД, 71 02-7/55-X

Введение к работе

Актуальность темы. Кавказ отличается особой сложностью этно-конфессиональной структуры населения. Широкое распространение в регионе получили мировые религии - ислам и христианство, однако в жизни абхазов и некоторых других кавказских народов традиционная религия и тесно связанные с нею фамильно-патронимические социальные институты продолжают сохранять сильное влияние.

После распада Советского Союза в кавказском регионе постоянно возрастает роль религии и традиций: под воздействием многочисленных внутренних и внешних причин они превратились в важный, иногда определяющий фактор формирования общественного сознания и поведенческих стереотипов, оказали существенное воздействие на ход политических событий. Во многом благодаря именно этому обстоятельству в последние годы Кавказ превратился в политически нестабильный регион, события в котором приобрели характер широкомасштабных военных конфликтов.

Исторически Кавказ всегда обладал высоким внутренним потенциалом конфликтности. Отношения между народами региона имели очень давнюю и сложную историю. В течение советского периода по идеологическим причинам были крайне затруднены исследования межэтнических отношений (особенно сохранявшихся в реальности противоречий и конфликтов). Длительное господство коммунистической идеологии и атеизма препятствовало объективному освещению этноконфессиональной ситуации, роли традиционных институтов в масштабах всего кавказского региона и в среде отдельных населяющих его народов.

Без понимания роли религии и традиций в жизни народов Кавказа невозможно адекватно осмыслить происходящие там процессы. Их незнание, недооценка, а часто и сознательное игнорирование властями постсоветских государств стало одной из важнейших причин превращения кавказского региона в конце XX в. в зону острого межэтнического противостояния и опасный очаг международной напряженности.

Исследование религии и традиций абхазов позволяет глубже вникнуть в духовный мир абхазского народа, показать особенности его этнопсихологии, под влиянием которых развиваются политические и социальные процессы, формируются межэтнические отношения в стратегически важном регионе Западного Кавказа, что делает это направление концептуально важным и актуальным.

Предмет исследования. Диссертация посвящена исследованию традиционной религии абхазов - автохтонной религии, которая сложилась у абхазов в процессе их длительного исторического развития без формообра-

зующего воздействия мировых религий. В работе изучается роль религш традиций в жизни современных абхазов, механизм их взаимодействия взаимовлияния, система религиозных представлений, обрядовая практиі фамильно-патронимические социальные институты (традиционное праї родовое землепользование, роль старейшин, кровная месть и т.п.).

Теоретической и методологической основой диссертационной г боты являются труды отечественных и зарубежных религиоведов и этног гов. Наряду известными религиоведческими трудами А.Ф.Анисимої Л.С.Васильева, А.Донини, Н.С.Капустина, С.А.Токарева, В.Шмидта. Д Фрэзера и др., и этнологическими работами Ю.В.Бромлея, З.Тайлої В.А.Тишкова, Д. Хоровитца, К.Янга и др., автором был использован шир кий круг литературы, появившейся в последние годы, когда после распа СССР резко возрос интерес российского общества к различным религия В работе были использованы появившиеся переводы трудов зарубежж религиоведов (М.Малерб, М.Элиаде, У.Смит, К.Тиле, М.Фишер и др.), также последние книги отечественных авторов по данной проблематик При разработке темы особенно ценной стала вышедшая в 1997 г. кни А.Б.Зубова1, посвященная доисторическим религиям.

Важнейшей основой данной диссертации стали работы отечестве ных и зарубежных религиоведов, которые в основном на африканском м териале разрабатывали теорию традиционных религий. Взрыв интереса традиционным африканским религиям в эпоху деколонизации континен был закономерным: в эти годы заново осмысливалось историческое пр шлое африканских народов, их самобытные традиции и культура В мши і университетах Африки традиционные религии были введены в paw ака.і мической дисциплины, крупнейшими центрами по их изучению стали \н верситеты Ганы, Заира, Кении, Нигерии, Уганды и других стран.

Специализировавшиеся на изучении африканских традиционных р лигий отечественные и зарубежные ученые (Э.Дамман, Дж.Данква, Б. Ид ву, А.Кагаме, Ю.М.Кобищанов, Д.Мбити, Ч.ММулаго, ДжЛэрринде Б.И.Шаревская, Г.А. Шпажников и др.) критически пересмотрели многие господствовавших прежде представлений2. В частности, они показали н приемлемость использования для научного анализа бытующих в религи ведении терминов религиозного происхождения (идолопоклонство, языч ство, примитивные религии и т.п.), так как эти термины не только униз тельны для человеческого достоинства, но и совершенно не отражают с

' А.Б.Зубов. История религия. Доисторические и внеисторкческие религии. М., 1997.

2 См.подробнее: К. А.Мелих-Симонян Африканские традиционные религии. Научно-аналитический об к

шествующей реальности3. По мнению одного из наиболее авторитетных ученых Африки кенийца Дж.Мбити, при изучении традиционных религий не пригодны и такие распространенные термины, как «анимизм», «тотемизм», «фетишизм» и т.п., ибо «эти и им подобные термины наглядно свидетельствуют о том, как превратно истолковывали африканские религии чужеземцы»4.

Учитывая, что вся использованная автором религиоведческая и этнологическая литература принадлежит к разным, часто отрицающим друг друга школам и направлениям, автор стремится использовать то ценное, что содержится в каждой из использованных им работ. Критика же тех или иных авторов и направлений современного религиоведения и этнологии являются отдельной и поистине безграничной темой, исследование которой не входит в задачи данной диссертации.

Разработанность темы. Историография. Изучение автором религии и традиций абхазов в их неразрывном единстве и взаимовлиянии предусматривает комплексный религиоведческий и этнологический подход. При написании диссертации были использованы работы отечественных и зарубежных ученых-кавказоведов (Ю.Д.Анчабадзе, СААрутюнов, Н.Г. Волкова, А.НХенко, Ж.Дюмезиль, М.О.Косвен, Л.И.Лавров, Г.ПЛежава, Т.Ф. Сиверцева, Я.С.Смирнова и др). В качестве источников для сравнительного анализа был привлечен широкий круг литературы, посвященной религиям и традициям разных народов мира с древних времен и до наших дней. Для выявления общего и особенного в традиционной религии абхазов и осетин наряду с данными полевых исследований в работе используется Широкий круг осетиноведческой литературы, в первую очередь работы В.И.Абаева, В.Н.Басилова; Ж.Дюмезиля, Б.А. Калоева, В;Й.Кобычева и др.

Важнейшей основой данной диссертации стали труды ученых-абхазоведов. Религия и традиции абхазов вызывали постоянный интерес исследователей и эта тема обширно представлена в абхазоведческой литературе. При разработке темы автор стремился опереться на достижения отечественного абхазоведения, превратившегося во второй половине XX в. в одно из основных направлений кавказоведения.

При написаний диссертации был использован разнообразный круг абхазоведческой литературы. Большой интерес с точки зрения исследуемой проблематики представляли путевые заметки, дневники и воспоминания посещавших Абхазию во второй половине XIX - начале XX вв. путешественников и очевидцев (Ф.Брун, Ф.Дюбуа, Н.Карлгоф, НЛ.Колюбакин,

3 В частности см.: Parringer G. African Traditional Religion. L., 1954; Idowu B. African Traditional Religion.
A Defenition. N.Y., 1975; Традиционные и синкретические религии Африки. М., 1986.

4 Mbiti J.S. African Religions and Philosophy. N. Y., Wash., 1970, p. 10.

П.С.Уварова и др). Особенно ценными были работы тех дореволюционш авторов, которые долгое время проживали на Кавказе и оставили подро ные сведения о быте и нравах абхазов того времени (А.Н.Введенскн А.Н.Дьячков-Тарасов, ГАРыбинский, Ф.Ф.Торнау и др.).

В начале XX в. начинается систематическое описание и изучение р лигии и традиций абхазов отечественными учеными и просветителял (С.П.Басария, Д.ИХулия, КСДжанашиа, НЛадария, Н.Я.Марр, Г.Ф. Чу син и др). Однако вскоре их работа была прервана: в течение несколью десятилетий массовых репрессий и воинствующего атеизма данная теп находилась под запретом и фактически не разрабатывалась. Многочисле ные публикации 1930-1950-х гг. об изживании «реакционного наследі прошлого» в ходе социалистического преобразования общества имели і научный, а откровенно пропагандистский характер.

Во второй половине 1950-х гг. на фоне смягчения советского политі ческого режима научное изучение Абхазии возобновляется. В это вреи происходит формирование советской школы абхазоведения, признанным классиками которого стали такие выдающиеся ученые, как И.А. Аджин; жал, З.В.Анчабадзе, Г.А.Дзидзария, М.М.Трапш, Ш.Д.Инал-ипа и др. Н; ряду с трудами этих классиков советского абхазоведения наибольший иі терес с точки зрения рассматриваемой проблематики представляли работ Л.Х.Акаба, Г.В.Смыра, Г.З.Шакирбай, Т.П.Шакрыл и др.

Характерной чертой советской школы абхазоведения (как и для ъа общественных наук в Советском Союзе) было стремление четко разграні чить «прогрессивные» социальные явления и «реакционные», причем выр; ботка путей и способов скорейшего изживания последних считалась зад; чей ученых. В многих, если не в большинстве работ, посвященных религи и традициям абхазов, авторы не столько изучали окружающую их действі тельность, сколько опираясь на труды классиков марксизма-ленинизма указания местных партийных органов, разоблачали «реакционную» суй ность религии, тех или иных традиций и социальных явлений, объявляли и либо полностью изжитыми, либо доживающими свои последние дни.

Отпечаток подобного подхода в той или иной степени несут на себ практически все написанные в советский период работы, в том числе и тр) ды серьезных исследователей. Излишняя (часто вынужденная) заидеологк зированность советских абхазоведов служила помехой для объективног описания дохристианской религии и традиционных институтов абхазої Лишь в немногих работах содержались упоминания о традиционных моле ниях и обрядах (наибольшее внимание этой теме было уделено в труда Ш.Д.Инал-ипа, И.А.Аджинджала, Л.Х.Акаба, Г.В.Смыра и некоторых др) гих ученых). Характерно, что по идеологическим соображениям эти авторі

были вынуждены, постоянно подчеркивать факт совершения подобных молений до революции, либо «еще в недавнем прошлом». Это должно было свидетельствовать: ныне традиционная религия не существует, в советской Абхазии ей на смену пришла «массовая нерелигиозность, свободомыслие и атеизм»5.

Большинство посвященных религии абхазов работ базировалось на описаниях дореволюционных авторов. Несмотря на свою несомненную научную ценность этот круг источников никак не отражал всей полноты бытовавших религиозных представлений и ритуальной практики абхазов. Работы большинства дореволюционных авторов несут на себе явный отпечаток их православного мировосприятия и убеждения, что только их собственная вера является единственно истинной. Поэтому они упрощенно трактовали религии других народов как языческие, как идолопоклонство и т.п.

Многие дореволюционные авторы зачастую подробно, но совершенно не критически фиксировали все сообщаемые им сведения о религиозных представлениях. В результате в опубликованных во второй половине XIX -начале XX вв. работах, посвященных описанию всех сторон жизни абхазов того времени (позднее составивших основу для советского абхазоведения) сложилось стойкое представление о бесчисленном количестве богов у абхазов. Это представление было подвергнуто резкой критике в начале 1920-х гг. абхазским просветителем и общественным деятелем С.П.Басария, подчеркивавшим, что «абхазы верят в единого Бога»6. Однако позднее - в период массовых репрессий 1930-х гг. С.П.Басария был вынужден отказаться от своих взглядов.

По сути у дореволюционных авторов речь шла не только и не столько о реальной религии абхазов, сколько об их мифологии, фольклоре и сказках. Удивительно, что многие из авторов, описывавших «религиозные верования» абхазов и упоминавшие, что в числе встречавшихся им людей были и жрецы традиционных святилищ, опрашивали кого угодно: князей, пастухов, местных православных священников, учителей, крестьян и т.п., но не жрецов (хотя, быть может, те и сами не слишком хотели общаться с ними на сакральные темы).

Применявшаяся дореволюционными авторами при описании религии абхазов терминология («язычество», «языческие верования» и т.п.) имела оценочный, а не научный характер, несла в себе явно негативный оттенок. Согласно определению, данному в недавно вышедшем Этнологическом

5 Некоторые из ученых до сих пор продолжают настаивать на этом. См.: Г.В.Смыр. Эволюция религиоз
ных верований у абхазов // Дясс. на соискание ученой степеня дин.. Институт этнологии и антропологии
им. Н.Н.Михлухо-Маклая РАН, М., 1997.

6 С.П.Басария. Абхазия в географическом и этнографическом отношениях. Сух.,1923, с. 57.

словаре, «язычество - богословский по своему происхождению термин русском языке, охватывающий все виды религиозных верований, не отн сящиеся к мировым религиям»7. Первоначально этот термин возник в иуд изме: язычниками называли всех людей нееврейского вероисповедания происхождения, что весьма близко по значению «варварам» у древних гр ков и римлян.

На недопустимость использования получившей столь широкое ра пространение богословской терминологии негативно-оценочного характе] справедливо указывало большинство ученых, занимавшихся изучение традиционных религий. Об этом же писал крупнейший советский религи вед С.А.Токарев: «Об употребляемых иногда обозначениях - «язычесю религии» «идолопоклонство» и т.п. - нечего и говорить: им место раз лишь в церковно-миссионерской литературе, а никак не в научной»8. Это полной мере относится к бытующим утверждениям о «языческой религиі абхазов.

Большинство авторов, использовавших заимствованный из богосл вия термин язычество, обозначали им политеизм, который противопоста лялся монотеизму, представленному иудаизмом, христианством и ислам< - этими по определению М.Малерба «тремя великими религиями открої ния»9. По мнению одного из основателей современного религиоведен голландского профессора К.Тиле, «основная религиозная мысль политеї ма есть признание во всех проявлениях божеств высшего истока; в моноп изме же она состоит не только в том, что «существует только один Бог», не в том, что «мой Бог - единственный», но предполагает утверждение, ч «Бог, который заявляет о себе во всех этих проявлениях, - Единственный Ему я поклоняюсь»10.

Собранные в течение нескольких лет полевых исследований в Аб> зии данные о религиозных представлениях абхазов никак не подтверждаї распространенного до сих пор мнения политеизме (язычестве) абхазов. V ходя из того, что религиозные представления меняются крайне медлеш есть все основания заключить, что господствовавшая в дореволюционной затем в советской науке богословская по своему происхождению трактов религии абхазов в качестве языческой не отвечала реальности.

Опора советских абхазоведов преимущественно на описания трал ционной религии абхазов, сделанные дореволюционными авторами, с г следующим анализом этих зачастую изначально не слишком достоверні

7 Этнологический словарь. Этнос. Нация. Общество. Выл 1., М.,1996, с.191.

' САЛЬкарев. Ранние формы религии. М., 1990, с.24.

' М.Малерб. Религии человечества. Миф. Религия. Культура. М., СПБ, 1997, с.65.

10 К.Тйле. Основные принципы науки и религии // Классики мирового религиоведения. М., 1996, с.174

сведений на основании цитат из классиков марксизма-ленинизма, превратило многие работы по данной теме в продукт искусственных умственных построений, весьма далекий от реальной действительности. В результате представление о том, что религия абхазов является языческой, что в ней имеется множество богов и т.п. продолжает господствовать до сих пор11.

Особенно прискорбным было то обстоятельство, что в имевших место исторических условиях советские абхазоведы были лишены возможности сопоставить данные письменных источников с реальной действительностью. В результате в настоящее время в науке не имеется объективного и целостного представления о роли и месте религии и традиций в социальной жизни абхазов в XX в. В частности, совершенно отсутствуют сколько-нибудь полные и объективные описания совершавшихся молений, церемоний и ритуалов (проклятие, очистительная присяга в святилище и т.п.), многих сохранявшихся в советский период традиционных социальных институтов.

Уже в первые постсоветские годы было опубликовано несколько работ, которые положили начало процессу переосмысления роли и места религии и традиций в жизни современных абхазов. К ним относятся прежде всего объемная книга Л.Л.Регельсона и Й.И.Хварцкия, в которой авторы на основании сопоставления библейских текстов с абхазской мифологией попытались доказать, что Абхазия является колыбелью человеческого рода, что дохристианская религия абхазов представляет собой реликт добиблей-ского монотеизма и что православие и эта религия «по сути составляют одну и ту же веру»12. Главным недостатком данной работы является ее оторванность от реальной действительности. Несмотря на это она сыграла положительную роль уже хотя бы тем, что способствовала росту интереса к поднятой теме в среде абхазских ученых и интеллигенции.

Книга «Земля Адама» была подвергнута разгромной критике со стороны представителя современного православного абхазского духовенства Д.Дбара, который утверждал, что Л.Л.Регельсон (по мнению данного автора только он может рассматриваться как истинный автор «Земли Адама») своей книгой «только усугубил и без того существующий хаос в религиозном сознании современных абхазов». Д.Дбар сделал Попытку проанализировать традиционную религию абхазов с точки зрения ортодоксального православия в качестве «современной народной или натуралистической религии», которая появилась «в силу падшести человеческой природы» и та-

" См.: История Абхазии. Гудаута, 1993, с.149; Г.В.Смыр. Эволюция религиозных верований у абхазов. Дисс.на соискание ученой степени д.и.н., Ия-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Михлухо-Маклая РАН, М, 1997. 12 Л.Л.Регельсон., И.И.Хварцкия. Земля Адама. Сух., 1997, с.555.

ким образом отражает то мировоззрение абхазов, которое сформировал в «период помрачения религиозного сознания с вытекающими отсюда т дициями и обрядами». Согласно концепции Д.Дбара, возникшая путем имствования из иудаизма, развитой персидской ангеологии и т.п. древі религия абхазов была изжита «совершенно естественным образом» по принятия абхазами христианства. В XVII в., как утверждает этот авт «абхазы испытали возрождение неоязычества в связи с ослаблением х стианства»13.

Теория «неоязычества» не является новой: в середине XIX в. с ее зиций рассматривал современную ему религию адыгов ТЛапинский'4, концепцию разделял выдающийся французский ученый Ж.Дюмезильи русле теории неоязычества рассматривается традиционная религия абха Г.В.Смыром, который считает ее «примитивным конгломератом язычест православного христианства и суннитского мусульманства»16.

Грузинская историческая школа дает собственное объяснение по лению «вторичного язычества». Большинство ее представителей отверг преобладающее в науке мнение о том, что культура дольменов, возники в эпоху ранней бронзы была связана с древнейшим абхазо-адыгским эт сом17 и, таким образом, абхазы населяли Западный Кавказ со времен глу кой древности. В грузинской науке возобладало мнение, что современі абхазы появились на территории Абхазии совсем недавно в XVI-XVII і и произошло это вследствие «дезинтеграции Грузии, начавшейся в > в.»18. Согласно данной теории, отсталые племена с северного Кавк (адыги, дагестанцы, осетины и другие) заняли «исторические земли [ зии» и пришли на смену проживавшему на них до этого нивилиіованіи христианскому картвельскому населению. Теория об имевшем место в X в. переселении населения с севера к югу от Кавказского хребта появнл лишь в середине XX в. (П.Ингороква и его последователи) и на ее полн научную несостоятельность указывали многие ученые".

Концепции «привнесения язычества дикими горцами» противоре религиоведческие изыскания многих грузинских историков, свидетеле вующие о сохранении большого влияния дохристианской религии в ср

13 ДДбар. религиозные тенденции в современной Абхазии. М.,1999, с.94,95,131-146. 4 ТЛапинский. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Нальчик. 1995, с.81-82. " Ж.Дюмезиль. Осетинский эпос и мифология. М. 1976, с. 12.

16 Г.В.Смыр. Эволюция религиозных верований у абхазов. Автореферат дисс. на соискание ученой сі ни Д.И.Н., Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН, М., 1997, с.49-51. " См., в частности: История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М.. I с.52-54.

18 М.Лордкиланидае. Неотъемлемая часть Грузии // Распятая Грузия. СПБ, 1995, с.9. " См., в частности: Ш.Д.Инал-нпа. Вопросы этно-культурной истории абхазов. Сух., 1976; З.В.Анчаб; Из истории средневековой Абхазии (VI-XVII вв.). Сух., 1959.

1)

картвелов. Например, Ж.Г.Эриашвили на основании проведенных полевых исследований подробно описывает функционирование традиционных святилищ в Хевсуретии и прямо указывает, что «указанные обычаи сегодня действуют»20. О том, насколько сильное сопротивление еще в конце XIX в. встречало христианство со стороны приверженного традиционной религии грузинского населения горной части Грузии пишет В-МЛиковани21.

Таким образом, как показывают изыскания части грузинских ученых, теория о цивилизованных христианах-картвелах в окружении «варваров-язычников» не получает подтверждения и есть все основания утверждать, что как и у многих других народов Кавказа в среде современных грузин, прежде всего в горных районах, традиционная религия продолжает сохранять сильное влияние.

Полученные в ходе многолетних полевых исследований в Абхазии материалы свидетельствуют о том, что имеющиеся теории и взгляды на традиционную религию абхазов (неоязычество, «смесь» нескольких религий, полное исчезновение традиционной религии после принятия абхазами христианства и ислама, а затем торжества в их среде свободомыслия и атеизма) не отвечают реальной действительности и не могут служить сколько-нибудь удовлетворительным объяснением этого исторического феномена.

Источниковая база. Наряду с использованным автором широким кругом кавказоведческой и абхазоведческой литературы диссертация базируется на данных, полученных в ходе полевых исследований в Абхазии 1994-1999 гг., в том числе на материалах проведенного автором в 1997 г. анкетирования населения Абхазии, в ходе которого было опрошено 1448 человек. Важным источником стали документы, полученные в государственных органах Абхазии (Администрация Президента РА, Комитет Госстатистики РА и др.), в органах местной власти и от частных лиц.

Важнейшей основой данной диссертации стали материалы проведенных автором видеосъемок традиционных абхазских молений, его повседневные наблюдения, многочисленные беседы с крестьянами и горожанами. Особенно ценные сведения были сообщены автору абхазскими жрецами З.Чичба, Ф.Гочуа, К.Шакрыл и З.Цымцба^ председателем Совета старейшин Абхазии П.Адзинба, проживающими в разных районах страны старейшинами С.Айба, К.Авидзба, ШАмйар, В.Ахба* МБарцыц, В.Зантария, М.Кварчелия, П.Квициния, Й.Хагба, Л.Хагба* Х.Хагба, С.Шакрыл и др. Ценные сведения о традиционной религии осетйй были получены автором

20 Ж.Г.Эриашвили .Древнейшие сбшшьно-релягиозные йнепгіУНі 6 Горных районах Грузии. (По этно
графическим материалам ХГХ - нач. XX вв.). Автореферат дисс. к;и.н. Ин-т истории, археологии и этно
графии им. И.А.Джавахишвили. Тб., 1983, с. 13.

21 ВМЧиховани. Борьба против вредных пережитков по материалам грузинской периодики второй поло
вины XIX в. Автореферат дисс. к.и.в. Ин-т археологии и этнографии АН Арм. ССР. Ереван, 1988, с. 18-19.

от жреца расположенного в окрестностях Пицунды осетинского святилиц Ирон дзуар Ш.Плиева.

Использованный метод сбора и обобщения устной и жизненной исп рии позволил в рамках данной диссертации сделать попытку хотя бы чаї тично восполнить те большие пробелы, которые имеют место в истори «письменной». Это стало особенно насущной и актуальной задачей ввил уничтожения во время грузино-абхазской войны государственного архив Абхазии и гибели громадного количества исторических документов22, чт крайне сузило источниковедческую базу для современных и будущих уче ных. Осуществленная автором фиксация устной истории была тем боле актуальной, что людей преклонного возраста, т.е. ее главных носителе? становится в Абхазии все меньше. Крах привычной картины мира, трагиче ские события грузино-абхазской войны и ее последствия стали для старше го поколения подлинным психологическим шоком, пережить которьи смогли немногие; знаменитые на весь мир абхазские долгожители нын стали редкостью.

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования являет ся систематизация собранных в ходе полевых исследований в Абхазии дан ных о религии и традициях абхазов и их теоретическое осмысление. Дл достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

проанализировать особенности социальной, религиозной и этнической си туации в современной Абхазии

показать роль традиционной религии и фамильно-патронимических струк тур в жизни абхазского социума, их тесное взаимодействие и неразрывно! единство

выявить механизм воздействия фамильно-патронимических структур і социального деления абхазского общества XVI1I-X1X вв. на социально экономические процессы в Абхазии в XX в.

- систематизировать имеющиеся в традиционной религии абхазов религн
озные представления

дать научное описание сохранившейся обрядовой практики у абхазов і местных осетин

показать типологическое сходство традиционной религии абхазов и мест ных осетин

выявить имеющиеся параллели между традиционной религией абхазов і религиями других народов

Научная новизна и практическая значимость исследования определяется тем, что в ней впервые делается попытка на основе материалов

22 22 октября 1992 г. в контролируемом грузинскими властями Сухуме были одновременно сожжены Го сударственный архив и Абхазский научно-исследовательский институт.

полевых исследований, на конкретных примерах показать тесную взаимосвязь и неразрывное единство религии и традиций в жизни абхазов. Опираясь на итоги своей многолетней работы в Абхазии автор впервые в отечественной и зарубежной науке показывает место традиционной религии абхазов в системе мировых религий, дает теоретический анализ системы религиозных представлений и современной обрядовой практики. Впервые в науке показан механизм функционирования традиционных социальных институтов абхазов в XX в. и резкое возрастание их значения в жизни абхазского этноса после распада СССР.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в монографиях и обобщающих исследованиях, при чтении лекционных курсов по истории, религиоведению и этнологии, в спецкурсах и семинарских занятиях по Всеобщей и Отечественной истории, а также истории Кавказа на гуманитарных факультетах ВУЗов страны. Материалы диссертации могут быть использованы государственными органами РФ, в сферу деятельности которых входят проблемы межэтнических и межконфессиональных отношений, выработка политики РФ по отношению к государствам СНГ, защита прав человека, национальных и религиозных меньшинств.

Похожие диссертации на Религия и традиции абхазов : По материалам полевых исследований 1994 - 1999 гг.