Введение к работе
Актуальность темы исследования. Сложное, трудное земл, переживаемое наше-"; страной затрагивает все сферы гзни общества: экономику и политику, науку и культуру, іеологита и мораль. Серьезные изменения претерпевает сфе-i государственно-церковных отношение, в целом жизнь рели-юзных организаций и верующих людей. Долгие годы находив-іеся на периферии общественного признания, в полной мере .пытавшие десятилетия репрессий и гонений за свои убежде-ія, перемежавшиеся годами либерального полупризнания, они, 1К и их "гонители", сегодня оказались в принципиально но->Я для себя ситуации, осмысление которой сопряжено с серь-!ными теоретическими изысканиями и практическими решениями, іенно этим вызвана широкая дискуссия,ведущаяся в печати, , различных форумах, о формах и принципах реализации в но-Й ситуации государственно-церковных отношений по широкому угу проблем: философских, правовых, этических, историчес-х, социально-экономических, культурных и многих других, конная связь религиозного комплекса со многими сторонами знедеятельносги общества в целом и каждой"личности в от-льности создают трудности системного "включения" их в но-е исторические реалии. Сейчас, когда наша страна вступила период перехода к рыночным отношениям в экономике, влеку-го за собой коренное преобразование всей совокупности об-ственных отношения, религиозные организации объективно ока-лись втянутыми в эти новые процессы. "'
.. Вот почему одним, из необходимых условий успешной дея-льности, направленной на вывод нашей страны из кризиса, ляется объединение всех сил независимо от их отношения к лигии и конфессиональной принадлежности на платформе эф- . ктивного совершенствования реальное демократии, укрепле-э,конституционного порядка, развития конструктивных от-
ношений между государством и церковью.
Такая постановка вопроса необходимо предполагает поиск нового подхода к исторически извечной теме отношений государства и религиозных организаций. В этой связи на первое место выходит переосмысление отношения к традиционным для последних десятилетий оценкам религиозной идеологии как реакционного по своей сущности общественного явления, независимо от ее социально-классовой основы и конкретно-исторической формы функционирования. Одновременно такой подход обязывает нас четче осознать и то, что разделяет светскую и религиозную идеологию, в каких плоскостях между ними существуют противоречия и разногласия.
Исследование деятельности советского государства по отношению к религии, церкви и верующим в прошлом, а также современной деятельности государства по совершенствовании государственно-церковных отношений в духе диалога и сотрудничества, делает и сегодня, и в ближайшем будущем тему настоящего исследования весьма актуальной. Актуальность данного исследования определяется также потребностью исправления негативных явлений в отношениях между государством и церковью, приведением их в соответствие с современными нормами отечественного и международного права, формирование в нашей стране правового государства.
Состояние научной разработки проблемы. Комплекс вопросов, связанных с теоретическим исследованием государственно-церковных отношений: их классовой природы, истории их становления и развития в советский период, роли и значения этих отношений в формировании морально-нравственной обстановки в стране, всегда привлекали самое пристальное внимание советских ученых и государственно-партийных деятелей.
Важной вехой в изучении процесса становления новых отношений государства и церкви стали труды В.Д.Бонч-Бруевича,
I.А.Красикова., ф.М.Путинцева, И.И.Скворцова-Степанова, Ї.М.Ярославского и др. '
Опираясь на марксистскую концепцию социально-истори-іеского процесса, они заложили основы научного изучения троблеыы взаимоотношения между советским государством и религиозными организациями, социально-экономической и по-іитической обусловленности позиции церкви на важнейших эта-тах общественного развития страны.
К сожалению, их работа не получила развития в 30-50-е гады, в период расцвета культа личности Сталина. В эти года практически не вышло ни одной сколько-нибудь значитель-тай монографии или работы по проблемам государственно-цер-говных отношений. В общей борьбе с "чуждыми" марксизму взглядами по различным общественным проблемам подверглись разгрому и научные кадры в области религиоведения, питавшеся с научных позиций решать проблемы сущности религии, їсторических форм ее существования, деятельности религиоз-шх организаций.
В 60-х годах появились отдельные работы, в которых 5ыли предприняты попытки вернуться к научному анализу ре-шгии, ее социально-исторических форы, месту и роли релита-эзных организаций в общественной жизни. Среди них можно назвать книги Ю.А.Левады, Л.Н.Митрохина, В.Д.Тимофеева,
[. Бонч-Еруевич В.Д. Роль духовенства в первые дни Октября. -М.-Л. :1930; Красиков ГГ.А. На церковном фронте. -М.: 1923; Путиннев Ф.М. Современное сектантство // Антирелигиозник. - 1926. - №э; Он же. О свободе совести.-М.:ГАИЗ; Скворцов-Степанов И.И. Мысли о религии.-М.-Л.: 1925; Он же. из истории русской православной церкви //Екегодник музея истории религии и атеизма. - Л.:I960; Ярославский Ем. Религия и РКП. - М.: 1926: Он же.Октябрьская революция, религия и церковь. -М.:1923; Он же. О религии. -М.: Политиздат, 1957.
- о
Д.М.Угриновича и др. ' В этих трудах на основе конкретно-социологических исследований определенного эмпирического материала были подвергнуты критике упрощенные взгляды на роль и место религии и церкви в советском обществе.
В конце 70-х - начале 80-х годов в связи с подготовкой новой Конституции СССР произошла известная активизация в разработке проблем свободы совести, государственно-церковных отношений,,их освещения в новом законодательстве '.
Начавшийся в середине, 80-х годов процесс перестройки всех сторон нашей жизни коснулся и государственнот-церковных отношений. Появилась возможность, опираясь на ранее известные и особенно на вновь открывшиеся источники и материалы, по-новому,взглянуть на эволюцию государственно-церковных отношений в условиях социалистического общества. Именно этими причинами были продиктованы многочисленные публикации, в которых на первых порах преобладали резко критический пафос , стремление разрушить все былые принципы отношений, социалистического государства и церкви. Одновременно предпринимались попытки взглянуть на эти вопросы в общем контексте,
, Левада Ю.А. Социальная природа религии. - М.: 1965; Митрохин Л.Н. Баптизм. - М., 1966; Тимофеев В.Д. Социаль--ные принципы коммунизма и религии.-М.\ I960; Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии. - М., 1965.
, Барменков А.И.-'Свобода совести в СССР.- М., 1979; Браж--ник И.М. Право.Религия.Атеизм.-Киев, 1983; Воронцов Г.В. Конституция СССР о'свободе совести. -Л., 1979: Ни-
;Кишов С.И.. Маслов А.Г. О свободе совести. - Ш., 1979; Клочков В.В. Религия, государство, право. - М.,'і%сль,
1978: Куроедов.В.А. Советское государство и, церковь. Л., 1976, Он же. Религия и церковь в советском государстве. Л., 1981; Вопросы научного атеизма. .- Ы.<, 198Ту вып.27.
эотношения мировоззренческой конфронтации материалисти-зского и религиозно-идеалистического понимания истории '.
Переосмысление исторического опыта и уроков политики эсударетва в религиозном вопросе содержится в трудах В.А. тексеева, М.Е.Добрускина, В.Н.Калинина, А.Н.Лещинского, .И.Одинцова, С.Н.Савельева Л Различным аспектам исследу-лой проблемы посвящены коллективные монографии, среди
. Ипатов А.Н. Православие и русская культура.-М.:Сов. Россия, 1985; Кучинский С.А. 00 общекульгурном и нравственном содержании диалога // Религия и атеизм в истории культуры: материалы теоретической конференции.-Л., 1989; Клиоанов А.Н., Митрохин Л.Н. Крещение Руси: история и современность.-М.: Знание, 1988; Митрохин Л.Н.Мистицизм как историко-культурный феномен // Вопросы научного атеизма. Вып.37. Редкол.:Гараджа В.И. (отв.ред.) и др. - М.: Мысль, 1989: Он же: Религия и перестройка // Журналист. - 1989. - И> 4; Он же: Марксисты и христиане, к проблеме диалога // Коммунист. - 1989. - ДО 7; Он же: Религия и мы// Квинтессенция. Философский альманах (Сосот. В.И.МудрогеЗ, В.И.Усанов). - М.: Политиздат, 1990; Он же: Социалистическая действительность и религия// Наука и религия. - 1989. - ff» II; Тимофеев В.Д. Ленинские принципы политики в отношении религии, церкви и верующих.-М., 1987; Филимонов Э.Г.Социальная политика КПСС и атеистическое воспитание.-М.: Знание,1988; Фурман Д.З.Религия, атеизм и перестройка// На пути к свободе созести...М.:Прогресс,1989; Он же: "Общество массового атеизма глазами социолога'У/Наука и религия.-1990.-WL.
, Алексеев В.И. Иллюзии и догмы.-М.:Политиздат,199I; Доб-рускин. М.Е. Религия и атеизм в европейских социалистических странах. -М.:Наука,1986; Калинин В.Н. Советское законодательство о свободе совести и религиозных организаций. -М.:Знание,1989; Круглов А.А. Развитие атеизма в Белоруссии (І9І7-1987'.-Минск:Беларусь,1989; Лещинский А.Н. Время новых подходов.-М.:3нание,1990; Одинцов М.И.Еще одна попытка/ К истории союзного законодательства о культах/ История государственно-церковных отношений в СССР // Наука и религия.-1990.-Рб; Он же: Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству /Государственно-церковные отношения в истории советского общества// На пути к свободе совести... -М.:Прогресс, 1989;Розенбаум Ю.А.Советское государство и церковь.-М.,1985; Савельев С.Н. Какая дорога вела к храму// Социологические исследования. 1990. - Ш; Он же:"Хранить наравне с шифром" Протоколы безбожных мудрецов// Московские новости.-199I.-Г 32. - II августа.
которых следует особенно отметить сборник "На пути к свободе совести" (М.: Прогресс, 1989).
Вводя в научный оборот целый ряд ранее не публиковавшихся материалов, указанные авторы показывают отрицательное влияние сращивания партийного и государственного аппарата на все сферы жизни общества, в том числе и на государственно-церковные отношения. В их трудах последовательно раскрывается целостная картина становления и развития политики Советского государства по отношению к религии, церкви и верующим, сложная диалектика взаимоотношений церкви и государства, экономические, политические и идеологические основы сотрудничества верующих и неверующих.
Следует отметить, что не все указанные работы имеют одинаковую теоретическую и практическую значимость. В некоторых из них еще встречаются недостаточно точные оценки процессов секуляризации советского общества, религия рассматривается исключительно как "пережиток прошлого", ее воспроизводство не связывается с современными социальными деформациями и противоречиями. С другой стороны, процесс секуляризации предстает как исключительно навязанное сверху "упразднение" религии, недооценивается его исторически объе-тивный характер, уходящий корнями в социально-экономические и духовные изменения XX века. Тем не менее, указанные работы содержат богатый эмпирический материал. Многие положения и выводы этих исследований представляют значительный интерес для тех, кто занимается данной проблемой.
Вместе с тем при относительно широкой и разносторонней разработке вопрооов, связанных с историей становления и развития государственно-церковных отношений в советский период, сохраняется необходимость обобщенного социально-философского рассмотрения данной проблемы, особенно современного ее состояния и перспектив развития.
Учитывая это обстоятельство, автор и предпринял исследование данной темы.
Цели и задачи исследования. Исходя из диалектико-ма-териалистического понимания истории, автор поставил перед собой цель дать теоретический, социально-философский анализ развития государственно-церковных отношений в условиях демократизации советского общества, начавшейся с середины 80-х годов, их современного состояния и перспектив.
Реализация этой цели видится через рассмотрение конкретных вопросов, которые группируются в диссертации в трех узловых проблемах:
научно-критическом анализе диалектики взаимоотношений между государством и религиозными организациями;
рассмотрении становления и развития законодательства о свободе совести как условии нормализации государственно-церковных отношении;
определении воздействия изменения государственно-церковных отношении на морально-политическое сознание общества в современных условиях.
В задачу данного исследования входит также выработка конкретных рекомендаций, направленных на развитие сотрудничества верующих и неверующих и на дальнейшее совершенствование государственно-церковных отношений.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней:
- обосновывается необходимость переоценки политики госу
дарства в религиозное вопросе в советский период;
- дается определение государственно-церковных отноше
ний как совокупности юридических, политических, экономичес
ких и социальных отношений между государственными структу
рами и религиозными организациями в соответствии с консти
туционными нормами, регламентирующими свободу религиозного
волеизъявления и деятельности, раскрывается механизм фор
мирования нового законодательства о свободе совести;
прослеживается динамика складывания религиозной ситуации в стране в конце 80-х - начале 90-х годов, взаимоотношений различных конфессии;
проблемы свободы совести рассматриваются в контексте реализации общедемократических свобод как их неотъемлемая составная часть;
указывается на возможные негативные последствия реализации принципов свободы совести в условиях одновременного осуществления совокупности гражданских прав и свобод: появление тенденций к клерикализации общественно-государственных институтов, межрелигиозным и внутриконфессиональным распрям; сращивание религиозности и национализма; ущемление прав неверующих; гиберполизация роли религии в социальном, культурном и нравственном развитии общества;
утверждается необходимость сохранения или воссоздан? на новой основе государственного органа по регулированию государственно-церковных отношений;
прогнозируется спад ныне носящзго ажиотажный характер общественного интереса к религии и церкви по мере развития демократических свобод, преодоления экономического
и социального кризиса, укрепления законности и правопорядка.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования является следование диалектико-материа-листическому методу анализа общественных явлений и процессов. Важное теоретическое значение для разработки темы имели труды советских и зарубежных ученых, касающиеся проблем духовной жизни общества, истории религии и атеизма, взаимодействия государства и религиозных организаций.
В ходе исследования автором использованы разнообразные по характеру и содержании источники. Это прежде всего документы и материалы партийных и государственных органов, опубликованных в последнее время, работы советских ученых-
религиоведов, публикации в периодической печати, связанные с исследуемой проблемой. Особое внимание было уделено осмыслении ранее изданных документов, содержание которых замалчивалось или извращалось в угоду политической конъюнктуре.
Практическая значимость исследования. Выводы диссертации, теоретические положения, документы и материалы, на которых они основаны, в определенной мере способствуют более реалистическому пониманию проблемы государственно-церковных отношений. Основные теоретические положения и выводы диссертационное работы могут быть использованы для нейтрализации наметившейся тенденции преувеличения религиозного фактора в истории нашего государства, игнорирования исходных принципов материалистического понимания истории, субъективизма и вкусовщины, произвола в интерпретации социальных функций религии в современном мире. Предложенные автором выводы и результаты могу быть использованы в научных исследованиях, в общих и специальных курсах по истории атеизма и религии, при подготовке курсовых и дипломных работ, в лекционно-пропагандистской деятельности.
Апробация работы.Основные положения и выводы диссертации легли в основу выступлений автора на областном семинаре лекторов на тему "Религия и атеизм в духовной жизни общества" в г.Абакане в феврале 1989 г., на краевом семинаре-совещании пропагандистов в г.Красноярске в мае 1989 г., в г.Абакане в мае-итоне 1989 г., на краевом семинаре преподавателей кафедр общественных наук высших учебных заведений в г.Красноярске в августе-сентябре 1990 г. Содержащиеся в исследовании материалы использовались автором в лекционно-пропагандистской работе, опубликованы в статьях.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите Институтом религиоведения Российской академии управления.
Структура работы определяется целью и задачами иссле-