Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурная адаптация евреев Еврейской автономной области в Израиле и их реэмиграция на рубеже XX - XXI вв. Каштанюк, Валерия Александровна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каштанюк, Валерия Александровна. Социокультурная адаптация евреев Еврейской автономной области в Израиле и их реэмиграция на рубеже XX - XXI вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Каштанюк Валерия Александровна; [Место защиты: Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств].- Биробиджан, 2012.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/640

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Особенности этнической истории евреев

1.1. Исторические особенности формирования еврейского этноса 24

1.2. Спецификации истории евреев Еврейской автономной области 35

1.3. Социокультурные причины эмиграции евреев Еврейской автономной области в Израиль 57

Глава 2. Социокультурные проблемы адаптации евреев Еврейской автономной области в Израиле

2.1. Численность и статус еврейских переселенцев в Израиле 69

2.2. Адаптация к природно-климатическим условиям 79

2.3. Проблемы языка, ментальности и трудоустройства 85

Глава 3. Процесс еврейской реэмиграции в Еврейской автономной области

3.1. Основные причины реэмиграции евреев в Еврейской автономной области 107

3.2. Адаптация еврейских реэмигрантов в ЕАО 124

Заключение 142

Список источников и литературы 146

Список сокращений 173

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В силу политических и идеологических причин в течение многих десятилетий из научного обсуждения был исключен круг проблем, связанных с социокультурной адаптацией советских и российских евреев в других странах и их реэмиграцией. Региональные исследования на эту тему практически отсутствовали, в том числе не предпринималось попыток комплексного исследования особенностей эмиграции и реэмиграции евреев Еврейской автономной области (ЕАО). Между тем, восполнение этих пробелов в судьбе евреев автономии не только открывает не известные прежде пласты истории российских евреев, но и позволяет лучше понять проблемы национальных меньшинств, межэтнического взаимодействия и национальной политики в стране в целом. Кроме того, в настоящее время, когда в мире все чаще происходят межэтнические конфликты, судьбы малых народов России, отдельных этнографических групп и диаспор закономерно становятся предметом специальных научных исследований.

Снижение численности евреев в Еврейской автономной области, в основном, происходило за счет их эмиграции в Израиль. В связи с этим сегодня актуальным становится изучение особенностей миграционных процессов российских евреев, проблем, побудивших их к эмиграции и реэмиграции, механизмов адаптации эмигрантских потоков, вопросов диалога культур, особенностей самоидентификации представителей русскоязычной общины Израиля. Не менее важным становится и изучение обратной тенденции – возвращения евреев из Израиля в Россию (в том числе в ЕАО), анализ социокультурных причин этого процесса, исследование процесса адаптации евреев к изменившимся за время их эмиграции новым российским реалиям.

Последствия распада СССР, ощутимо сказавшиеся на судьбах представителей многих народов по ряду причин оказавшихся за пределами Российской Федерации в границах новых государственных образований, поставили их перед необходимостью адаптации к новым условиям. В связи с этими обстоятельствами анализ исторического опыта социокультурной адаптации к окружающему этническому большинству, характерный для евреев, приобретает особую значимость для нашей современности.

Степень разработанности темы. Анализ опубликованных работ по теме исследования показал, что историография по данному сюжету только складывается. Тем не менее, представляется возможным выделить основные этапы в изучении темы. Хотя эти этапы иногда и выходят за заданные в диссертации хронологические рамки, они позволяют в сравнительном аспекте наиболее емко выявить особенности этнической истории евреев.

Целесообразно выделить три историографических периода: дореволюционной (конец XIX – начало XX в.), советской (1917 – 1991 гг.) и постсоветской (1992 – 2000-е гг.) историографии этнической истории евреев.

Особую роль в группе историков дореволюционного периода следует отвести Ю. Гессену и С. Дубнову – сотруднику русско-еврейского журнала «Восход» и основателю журнала «Еврейская старина», изучавшему еврейскую истории России [1907].

Советский период в историографии (1917 – 1991 гг.) можно условно подразделить на два этапа: 1917 г. – начало 1920-х гг. и 1925 – 1991 гг.

Первый этап отличается существованием относительно слабо идеологизированной русско-еврейской историографии. Наблюдалась связь с дореволюционной традицией, возможность объективной характеристики круга проблем еврейской тематики, истории еврейского народа. В начале 1920-х гг. исследования по еврейской проблематике продолжались: были написаны работы В. С. Войтинского, А. Я. Горнштейна, переиздавались труды Ю. Гессена.

Второй этап, 1925 – 1991 гг., характеризуется значительным сужением тематического диапазона, идеологизированностью публикуемых работ, а также общим сокращением количества исследований. В научных трудах не было места проблемам внутренней жизни еврейских общин. Акцент в еврейской истории ставился на изучение еврейского рабочего и революционного движения.

Существенное сокращение литературы о евреях в советской историографии отчасти было компенсировано западными исследователями. Работы ученых из США, Германии и Израиля были направлены на изучение истории евреев в досоветской России. Известный вклад в изучение истории евреев России внес историк из ФРГ А. Каппелер, который на основании многочисленных источников выявил специфику национальной политики российского государства с XVI в. до 90-х гг. XX в. [2000].

На рубеже 80-х – 90-х гг. XX вв. в СССР началось возрождение еврейской историографии. Исследования вновь становятся разнообразными в тематическом, проблемном и хронологическом отношениях. В начале 1990-х гг. были изданы первые историографические работы, закладывавшие основу для будущих исследований.

В конце 1990-х гг. появляется ряд этнографических исследований Е. Э. Носенко, посвященных основам иудаизма, традициям, обрядовой практике: «Семантика некоторых еврейских обрядов в свете этнографических данных» [1996], «Представления евреев о демонах, злых духах и прочей нечистой силе» [1998], «Культ умерших и почитание предков: их место и роль в еврейской традиции» [1999]. Отдельно следует отметить монографическое исследование «…Вот праздник Бога» [2001], где автор изучает происхождение и первоначальный характер отдельных еврейских праздников, а также их эволюцию и особенности бытования в различных общинах мира на протяжении веков. Благодаря историко-антропологическому подходу и использованию широкого круга источников данная работа отличается новым взглядом на проблему происхождения ряда праздников и семантики отдельных обычаев и обрядов.

Основные аспекты формирования этнической самоидентификации у потомков смешанных браков как важного фактора межэтнических и межкультурных взаимодействий в современном изменяющемся российском обществе рассматриваются в фундаментальном исследовании Е. Э. Штейн «Формирование этнической самоидентификации у потомков русско-еврейских браков в современной России». В исследовании на конкретном примере – формировании этнической самоидентификации у людей частично еврейского происхождения – выявляется ряд актуальных вопросов, стоящих перед многими современными обществами [2005]. Проблеме выбора современными евреями России конфессии и механизма этого выбора, который обусловливает формирование их культурной идентичности, посвящена работа Е. Э. Носенко-Штейн «Иудаизм, православие или «светская религия»? Наибольший интерес представляет тот факт, что исследование данной проблемы базируется, главным образом, на полевых материалах, собранных автором с 1999 по 2009 гг., и это обстоятельство позволяет определить разные направления личностной идентификации и коллективной идентичности среди российских евреев. Традиционный ее символ – иудаизм, по мнению автора, оказывается здесь менее всего «востребованным» [2009].

В последние годы все большее значение приобретают региональные исследования по истории евреев Сибири и Дальнего Востока. Данной проблематике посвящены ежегодные региональные научно-практические конференции «История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока», проводимые с 2000 г. Институтом социальных и общинных работников Сибири и Дальнего Востока при поддержке благотворительного фонда «Джойнт» [2001]. Результаты исследований публикуются в одноименных сборниках материалов конференций и сборниках научных статей. Отдельно можно отметить исследования экономического, правового положения еврейских общин Сибири, Забайкальского региона Л. В. Кальминой [1999, 2003], С. Л. Курас, рассматривающие переселение, состав, адаптацию к новым условиям евреев Сибири в дореволюционный период [2008].

В контексте проблемы взаимоотношений евреев и власти было осуществлено исследование В. В. Романовой «Власть и евреи на Дальнем Востоке России: история взаимоотношений (вторая половина XIX в. – 20-е годы XX в.)». Работа написана на основе многочисленных неопубликованных источников региональных, центральных российских и зарубежных архивов. Тем самым история взаимоотношений еврейского населения и государства в дальневосточном регионе впервые стала объектом самостоятельного изучения. Кроме того, В. В. Романова изучала также историю еврейской общины Харбина, основанной дальневосточными евреями, преимущественно выходцами из России [2003].

Исследованием, хотя и публицистического характера, является изданный незадолго до смерти автора обобщающий труд о российских евреях А.И. Солженицына «Двести лет вместе» [2002].

В начале 2000-х гг. появился ряд работ, тематически связанных не только с разработкой проблем, касающихся истории проживания евреев в отдельных регионах России-СССР, но и рассматривающих адаптационные процессы. Так, проблемой этнической адаптации, в том числе и евреев Приморского края, занимались ученые Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН А. С. Ващук и Е. Н. Чернолуцкая [2001]. Комплексное исследование, посвященное формированию, развитию и этнокультурному облику еврейских, немецких и корейских диаспорных общин на территории Приморского края во второй половине XIX–XX в. представлено в монографии И. О. Сагитовой «Диаспорные общины Приморского края: история и современность» [2007].

Что касается исследований истории евреев Еврейской автономной области, то в опубликованных трудах она представлена явно недостаточно. Отдельные аспекты истории образования области как административно-территориальной единицы рассматриваются в труде Д. И. Вайсермана «Как это было?» [1993], статье С. М. Шварца «Биробиджан» в «Книге о русском еврействе: 1917 – 1967 гг.» [2002]. Отдельные стороны социально-экономических процессов, развития еврейской культуры, системы национального образования первых десятилетий существования Еврейской автономной области, нашли отражение в работе Д. И. Вайсермана «Биробиджан: мечты и трагедия. История ЕАО в судьбах и документах» [1999].

Первой крупной работой, посвященной истории создания и развития Еврейской автономной области с 1928 по 1996 годы, стала монография американского ученого из Калифорнийского университета Роберта Вейнберга «Забытый сталинский Сион» [1998].

Современное состояние еврейской национальной культуры в ЕАО исследовано в монографии П.В. Примака «Этнокультурная адаптация евреев Еврейской автономной области к общественным трансформациям на рубеже ХХ – ХХI вв.». Ценность данной работы для нашего исследования обусловлена тем, что в ней предпринят комплексный подход к изучению процесса возрождения еврейской культуры в области [2011].

Проблема адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде до сих пор является одной из самых сложных и теоретически многозначных. В связи с этим особое значение для нашей работы имеют исследования, авторы которых предлагают новые подходы к изучению миграционных процессов с учетом накопленного международного опыта и особенностей миграционной политики, рассматривают пути интеграции иммигрантов в новом социуме. Подробно этому вопросу посвящено исследование Н.М. Лебедевой, опубликованное в 1993 г. [1993].

Причины, способствующие еврейской эмиграции в различные страны (Израиль, США, Германию, Австралию и др.); политика власти по отношению к еврейской эмиграции; проблемы и особенности адаптации иммигрантов в странах-реципиентах; тема эмиграции в художественной литературе рассматриваются в материалах научной конференции, организованной Международным исследовательским центром российского и восточноевропейского еврейства – «Еврейская эмиграция из России 1881-2005» [2008].

Анализ степени изученности темы настоящего исследования позволяет автору отметить явный недостаток работ, посвященных проблемам социокультурной адаптации евреев, многие из этих проблем в науке рассматриваются лишь фрагментарно. Этот вывод и предопределил выбор темы данного диссертационного исследования, его объект, предмет, цель и задачи.

Объект исследования: миграционные процессы в сообществе евреев Еврейской автономной области на рубеже конца XX – начала XXI вв.

Предмет исследования: социокультурная адаптация евреев, эмигрировавших в Израиль из Еврейской автономной области и их реэмиграция в ЕАО.

Цель исследования заключается в выявлении социокультурных причин миграций и анализе адаптационного опыта еврейских реэмигрантов.

Поставленная цель позволила сформулировать конкретные исследовательские задачи:

1) выделить основные аспекты адаптационного опыта еврейского этноса;

2) выявить особенности этнической истории евреев Еврейской автономной области;

3) рассмотреть специфику социокультурной адаптации евреев ЕАО в Израиле;

4) проанализировать механизмы социокультурной адаптации еврейских реэмигрантов в автономии.

Методологическая база исследования. Специфика объекта исследования, поставленные цели и задачи определили необходимость применения:

1) принципа системности и историзма в изучении механизма функционирования отдельных миграционных явлений этнокультурного комплекса евреев Еврейской автономной области РФ на протяжении конца XX – начала XXI вв., особенностей адаптационного опыта еврейской культуры в целом;

2) историко-антропологического принципа выявления этнокультурных особенностей этнической истории евреев;

3) принципа выявления общего и особенного в этнической истории, получившего развитие в теоретических трудах С. А. Арутюнова, Ю. В. Бромлея, В. А. Тишкова, С. А. Токарева.

В качестве основного в работе использовался сравнительно-исторический метод, который позволил исследовать стадиальные явления и тип культуры, совокупность норм, правил и моделей поведения людей в рамках относительно замкнутых областей (в нашем случае - Еврейской АО), иудейские верования и ритуалы. С помощью историко-диффузного подхода решался комплекс проблем этнокультурного взаимовлияния. Историко-генетический подход применялся для решения вопросов трансляции этнокультурных ценностей в этнической истории евреев в периоды эмиграции и реэмиграции.

Для рассмотрения сущности социокультурной адаптации реэмигрантов представляется обоснованным применение концепции культурного шока А. Фэрнхема, в соответствии с которой культурный шок появляется от познания новой культуры и неожиданной негативной оценки собственной [1986].

В целом мигранты в иной культурной среде проходят три основных стадии: оптимизма, депрессии, удовлетворения.

Теоретической базой исследования являются разработки С. А. Токарева об этнических общностях, их признаках, значении для формирования культурного уклада, политических связей, религиозных признаков, а также языке и территории как ключевых факторах образования и сохранения этнических групп [1986].

В работах С. Е. Рыбакова рассматриваются проявления этнической ценностной специфики, особое место среди которых занимают язык [1998], этнические маркеры и этнические признаки. Принципиальной является предложенная ученым интерпретация категории этничности, включающая вопросы об этнических маргиналах и процессах ассимиляции. Оценки С. Е. Рыбакова, связанные с проблемами иммигрантов, окружающей среды, самоидентификации, можно использовать при анализе особенностей процесса адаптации евреев ЕАО в Израиле.

В качестве теоретической базы ценными для нашего исследования являются работы В. А. Тишкова об историческом феномене диаспоры. Ученый выделил два аспекта исторической ситуативности и личностной идентификации, которые не учитывает господствующий в отечественной науке традиционный подход к феномену диаспоры. Одна из отличительных черт диаспоры – романтическая (ностальгическая) вера в родину предков как в подлинный, настоящий, идеальный дом и место, куда представители диаспоры или их потомки непременно должны вернуться. Образование диаспоры, по его мнению, связано с психологической травмой в результате миграции [2000]. Чаще перемещение происходит из менее благополучной социальной среды в более благополучную и, в основном, по экономическим соображениям. В случае с иммиграцией евреев ЕАО в Израиль этот фактор является одним из важнейших.

В. А. Тишков разводит понятия «миграция» и «диаспора», считая, что диаспора – это явление, прежде всего, политическое, а миграция – социальное. Современные диаспоры пребывают во взаимодействии с государственными образованиями – странами исхода, странами проживания, и в большинстве случаев члены диаспоральных групп сталкиваются с проблемой отторжения.

Этническую общность В. А. Тишков рассматривает как группу людей, члены которой имеют общие названия, элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством солидарности.

В коллективной монографии «Трансформация миграционных процессов на постсоветском пространстве» миграция рассматривается как процесс территориального перемещения населения, приводящий к изменению демографической структуры. В исследовании подчеркивается, что различные виды миграции (постоянная, временная, маятниковая, эпизодическая) могут переходить друг в друга. В частности, эпизодическая и маятниковая миграции бывают предшественниками безвозвратной миграции, поскольку создают условия для выбора постоянного места жительства [2006].

Из-за потери своих «территориальных корней», утраты чувства хозяина, продолжателя рода и семьи, этнической принадлежности мигранты нередко приобретают черты маргиналов. Евреев, выехавших в Израиль из ЕАО, в зависимости от причин миграции можно в целом подразделить на следующие категории: экономические мигранты (желающие получить высокооплачиваемую работу или образование); социальные (тяготеющие к земле предков, исторической родине); мигранты, уехавшие по приглашению родственников.

Источниковая база по исследуемой проблеме включила: законодательные акты, статистические данные, архивные материалы, в том числе полевые отчеты диссертанта.

Данные статистики и переписей населения позволяют определить национальный состав ЕАО, проанализировать миграционные процессы. Статистические материалы – данные переписей населения 1989 и 2002 гг., статистика международной миграции по странам – позволили получить необходимую для диссертационного исследования официальную этническую информацию, установить общую этническую картину в ЕАО и определить динамику процесса миграций.

Первичными источниками послужили материалы, собранные в результате анкетирования, личных бесед, делегированного интервью в период с 2000 по 2008 гг.

Полевые исследования проводились в Ленинском, Октябрьском, Биробиджанском районах Еврейской автономной области, а также в основных населенных пунктах проживания реэмигрантов из Израиля – г. Биробиджане, селах Ленинское, Амурзет, Облучье, Кульдур, Головино, Валдгейм, Птичник и Пронькино.

Во время опроса информантов использовались тематическое интервью по специальной авторской программе и открытая беседа. Последняя проводилась с 46 информантами, проживавшими или проживающими на момент беседы на территории ЕАО и Израиля. В результате анкетирования было опрошено 104 человека, из них 41 человек, проживший в Израиле более пяти лет, 63 – менее пяти лет.

«Делегированное интервью» позволило предельно минимизировать искажения информации, которые априори задавались самой ситуацией. Данная методика была использована В. А. Тишковым при работе над монументальным трудом «Реквием по этносу» [2003].

Отечественные архивные документы достаточно достоверны и ценны своей фактологической стороной. К данной категории источников относятся материалы Государственного архива ЕАО, в частности, отчеты о полевых исследованиях отдельных ученых.

Отчеты по исследуемой проблеме представлены полевыми материалами, собранными диссертантом в 2005-2009 гг., которые внесены в фонд Государственного архива Еврейской автономной области; полевыми материалами кандидата исторических наук, доцента П. В. Примака.

При проведении диссертационного исследования также использовались личные архивы информантов, содержащие письма и фотодокументы, отражающие особенности адаптационного опыта иммигрантов в Израиле.

Анализ состояния источниковой базы показывает, что наиболее освещенным в источниках вопросом стал процесс возрождения и развития еврейской национальной культуры в ЕАО в 1990-е гг. В то же время практически отсутствуют материалы, отражающие процессы реэмиграции, за исключением данных статистики о численности выехавших из Израиля обратно в область. Не нашли достаточного отражения в источниках и особенности развития еврейской национальной культуры в советский период.

Научная новизна исследования обосновывается следующими положениями, ранее не привлекавшимися учеными для специального исследования истории и культуры евреев России и Еврейской автономной области:

– социальные причины миграции евреев ЕАО в Израиль;

– адаптационные механизмы еврейских мигрантов в Израиле;

– тенденции реэмиграции в Еврейской АО;

– особенности социокультурной адаптации еврейских реэмигрантов в Еврейской АО.

Положения, выносимые на защиту.

  1. В истории евреев ЕАО 1920-х – 1990-х гг. сформировались особые этнокультурные маркеры, присущие только данной группе.

  2. Особые этнические маркеры, характеризующие евреев Еврейской автономной области, создали определенные условия для процессов адаптации евреев ЕАО в Израиле.

  3. У эмигрантов из автономии присутствует идея о собственной земле обетованной, которая находится в ЕАО, что во многом обусловило процесс их реэмиграции.

Хронологические рамки исследования определяются началом 1990-х гг., когда начался массовый отъезд евреев в Израиль из СССР, и первым десятилетием XXI века, в течение которого происходили сложные и противоречивые процессы частичного возвращения евреев из Израиля, в том числе и в ЕАО.

Территориальные рамки исследования определены в соответствии с официальным государственным административно-территориальным делением: Еврейская автономная область как самостоятельный субъект Российской Федерации и государство Израиль (шесть административных округов: центральный, хайфский, северный, иерусалимский, южный, тель-авивский).

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что ее результаты могут быть использованы:

– в разработке и усовершенствовании специальных курсов «История Еврейской автономной области», спецкурсов «Международные связи ЕАО», «История и культура ЕАО»;

– при проведении курсов повышения квалификации учителей истории общеобразовательных школ Еврейской автономной области;

– выработке рекомендаций органам власти, которые могут найти применение в практической деятельности администрации ЕАО по усовершенствованию политики создания условий адаптации реэмигрантов.

Апробация работы. Различные аспекты диссертационного исследования были изложены в виде научных докладов:

В Оренбурге – на VIII конгрессе этнографов и антропологов России (2009); Хабаровске: на международной конференции «Россия и страны АТР» (2005), на международной научно-практической конференции «Шестые Гродековские чтения» (2009); Владивостоке: Международной конференции «Актуальные проблемы образования и культуры в контексте XXI века» (2007); региональных конференциях в Комсомольске-на-Амуре (2005, 2008); Биробиджане (2009,2010); Красноярске (2001); в рамках конкурса молодых ученых Губернатора ЕАО в Биробиджане (2009 и 2010).

Положения диссертации были использованы при подготовке учебника для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений ЕАО «История Еврейской автономной области».

Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.

Исторические особенности формирования еврейского этноса

Евреи - один из древнейших этносов, который, несмотря на этнокультурные различия составляющих его компонентов, сумел во многом сохранить свои традиции. В течение почти четырех тысячелетий евреи упорно боролись за свою веру и утверждение себя как этноса. В отличие от других народов, которые затерялись в истории, евреи, веками рассеянные, но не отказавшиеся от своей этнической религии - иудаизма, быстро ориентировались в любых социокультурных условиях, и смогли не только сохранить свою самобытную культуру, но и достичь устойчивости своего этноса44. Поэтому уникальность еврейского этноса во многом проявляется в этнокультурных особенностях его этнической истории, в феноменальном адаптационном опыте взаимодействия с окружающей культурной средой, возможностью выживать в экстремальных жизненных ситуациях.

За время развития еврейский этнос выработал специфические признаки: абсолютную лояльность к Израилю, высокую степень этнической идентификации («гиперэтноцентризм»), высокий уровень согласованности между еврейскими общинами, приоритет общинных интересов над индивидуальными, менталитет «избранности», постоянное чувство ожидания враждебных действий со стороны нееврейского мира45.

Для того чтобы показать становление этих этнокультурных особенностей евреев, необходимо в кратком виде представить самые основные этапы их этнической истории.

Начало израильского народа связывают со страной, которая в библейских источниках именуется Ханааном: южная ее часть именовалась Иудеей, а северная - Израилем. Ханаан занимал уникальное положение на Ближнем Востоке, так как играл роль своеобразного моста между Древним Египтом на юге и Малой Азией с Месопотамией на севере. В VI - начале IV тыс. до н.э. в этой местности проживали полукочевые семитские племена 46.

В начале II - го тыс. до н.э. начинаются миграции семитов на запад. Оседавшие в Египте западные семиты были известны как амореи. В XV -XIV вв. до н.э. шел процесс их консолидации в племенные союзы, враждовавшие между собой и с ханаанскими городами-государствами. Такое развитие событий в первой половине П-го тыс. до н.э. на огромной территории от Месопотамии до Египта, отразилось в библейских текстах в повествовании об Аврааме и его потомках, включая историю Иосефа, рассказ об Исходе из Египта во главе с Моисеем (Моше)47.

Примерно в середине XIII в. до н.э. один из аморейских племенных союзов Синая постепенно стал общностью Йисраэль (Израиль). Ее возникновение активизировало процессы этнической консолидации племенного союза Израиль. К этому племенному союзу, принимая израильский культ, присоединились другие племена иври, обитавшие в Ханаане. Под этнонимом «иври» у окружающего иноэтнического оседлого населения в Библии фигурирует Авраам (Аврахам), когда он поселяется в Ханаане48.

Наиболее распространенный вариант интерпретаций этимологии этнонима Йисраэль означает «...борющийся с Богом». Впервые он встречается в надписи на стеле египетского фараона Мернептаха в XIII в. до н.э. В Библии этноним Йисраэль связывается с патриархом Иаковом (Лаковом), приобретшим второе имя Израиль49.

Впоследствии земля Израиля делится между 12 коленами - племенами, родоначальниками которых стали сыновья Иакова. У них были общие почитаемые предки и предания. Принятие Иаковом имени Израиль знаменует момент, когда Единый Бог (Бог Авраама) укореняется в Ханаане и идентифицируется с израильтянами - потомками Иакова, после чего ему предстоит стать всемогущим Яхве, монотеистическим Богом50.

Постепенно израильские племена заселили регион Иудейского нагорья, Самарию и Галилею, изгоняя или ассимилируя местное население. Древние евреи, переходя от полукочевого образа жизни к оседлому, постепенно усваивали элементы языка, духовной и бытовой культуры завоеванного населения. Постепенно они обретали в общем самосознании «мы» в противовес «чужим». Это нашло внешнее отражение общего самоназвания бене-Йисраэль (сыны Израиля, Израильтяне). Активные этноинтеграционные процессы древних евреев привели в XI в. до н.э. к образованию государственности - Израильского царства \.

Таким образом, начало еврейскому этносу дали различные по культуре и генезису скотоводческие племена Среднего Востока. Центром государственности евреев стал Иерусалим52.

В конце IX в до н.э. был построен Первый Иерусалимский Храм, который, простояв 400 лет, был разрушен, а евреи угнаны в рабство. Начался период вавилонского плена. Через 70 лет после изгнания евреев из Эрец -Исраэля завоеватель Вавилона персидский царь Кир разрешил евреям вернуться на свою землю. Вернулось около 40 тыс. человек, которые стали восстанавливать Храм. Поэтому период его существования (350 г. до н.э. - 70 г. н.э.) назван «эпохой Второго Храма». Прибывший в Иерусалим после восстановления храма еврей Эзра, возобновил изучение Торы, создал Синедрион (Великое собрание) из 120 мудрецов, и еврейские суды стали решать спорные вопросы в согласии с Торой .

В 332 г. до н.э. Эрец-Исраэль был завоеван Александром Македонским и после его смерти евреи оказались под властью греко-египетской династии Птолемеев. В 167 г. до н.э. началась освободительная война, и страна получила автономию.

В 66 году н.э. в Иерусалиме вспыхнуло неудачное восстание против Рима. Значительная часть евреев погибла от рук римлян, голода и болезней, многие были угнаны в рабство.

В 70 г. полководец Тит сжег второй Иерусалимский Храм и в истории евреев начался римский период. Чтобы не допустить возрождения еврейского народа в Эрец-Исраэль Иерусалим был перепахан, леса сожжены, рощи вырублены, а поля засыпаны солью. Евреям было запрещено появляться на территории разрушенного Иерусалима, и даже название страны было изменено, чтобы стереть память о еврейской земле, ее стали называть: «Палестина», по имени исчезнувшего народа - филистимлян.

При императоре Константине христианство стало государственной религией Римской империи, а иудаизм был объявлен вне закона. Считается, что этот драматический период продолжается до наших дней, так как многие евреи живут вне Израиля, а Храм не восстановлен54.

Несмотря на длительное существование без своей страны, евреи не исчезли, а место государства заняли общины. Жизнью общин руководили люди, обладающие знаниями Торы и организационными способностями. Еврейская ученость продолжилась даже в странах, находившихся под властью ислама: в Испании и Северной Африке. Сменившие мусульман христиане Испании начали проводить антиеврейскую политику и принуждать евреев к переходу в христианство. В 1492 г. евреи были изгнаны из Испании, а затем и из других cтран55.

В средневековой Европе заниматься ремеслом разрешалось только христианам и членам гильдии. Но чтобы вступить в гильдию, нужна была клятва на Библии, что недопустимо для истинных иудеев. Кроме того, христианская церковь запрещала давать деньги в рост и получить ссуду под проценты, поэтому деньги можно было получать лишь у евреев, оттесненных в сферу ростовщичества56. Постепенно слово «еврей» стало ассоциироваться с понятиями «ростовщик», «мелочный торговец», сбывающий подержанный товар57.

Центром жизни евреев всегда была община. В средние века эти общины были небольшими и объединяли около десятка семей. Лишь в крупных городах они включали в себя нескольких тысяч человек. Евреи пользовались свободой в самоуправлении: общины собирали деньги для уплаты налогов за содержание кладбищ и синагог, на содержание раввинов и учителей, на помощь беднякам. Управлялась община старейшинами, избранными в результате голосования. Устав общины тоже утверждался всеми ее членами. Тюрем и полицейского аппарата в общинах не было, а различные преступления и споры рассматривал суд раввинов - людей, хорошо знакомых с еврейским религиозным каноном, который мог присудить виновному штраф или исключить из общины58.

Социокультурные причины эмиграции евреев Еврейской автономной области в Израиль

Причины и тенденции эмиграции из России в Израиль в настоящее время недостаточно исследованы и проанализированы, поэтому необходимо исследовать характер причин выезда из России. Во многом важными причинами являются реформы внутренней и внешней политики, начатые советским руководством в 1985 г. Начало преобразований было вызвано набором проблем, доставшимися новому руководству страны в «наследство» от предыдущей власти. Экономическая депрессия, в которой страна находилась уже долгое время, усугублялась целым рядом трудностей. В результате этих реформ в выигрыше оказалась лишь одна пятая часть населения, большинство же в основном проиграло131.

Основная причина, на которую указывает большинство выехавших из ЕАО евреев, - тяжелые условия проживания в России. При более детальном рассмотрении названная причина расслаивается на ряд обстоятельств: низкая заработная оплата труда, невозможность найти хорошо оплачиваемую, любимую, творческую работу, желание «заработать», найти «хорошую Жизнь» .

Проблемы связанные с уменьшением населения, характерны не только для ЕАО, но для всей Российской Федерации. Именно в 1990-е гг. наблюдается значительный рост показателей выехавших из страны.

Темп выезда оказался даже выше, чем у массовой эмиграции евреев из Российской империи на рубеже XIX и XX вв.133. За 1989-2006 гг. около 1,6 млн. евреев вместе со своими родственниками - не евреями покинули бывшее советское пространство. Это число в 5,5 раза превышает общее количество таких эмигрантов в предшествующий более длительный период 1970-1988 гг. Из общего количества выехавших в 1989-2006 гг. около 979 тысяч человек (61%) выехали в Израиль. Однако не все они окончательно обосновались там. Поданным официальной израильской статистики, к 2003 г. число тех, кто прибыл, начиная с 1990 г., а затем покинул Израиль на срок более одного года и не вернулся, составило 58,4 тыс. чел. или около 6% .

К концу 1991г. из нашей страны эмигрировали 195 тыс. человек, из них 147,8 тыс. (76%) направились в Израиль. В 1992 г. общее число евреев и членов их семей, выехавших за пределы бывшего СССР, снизилось до 123 тыс., а в 1993 г. составило 127 тыс. человек. Затем масштабы еврейской эмиграции постепенно сокращались до 1998 г., что во многом соответствовало снижению численности евреев вообще в бывшем СССР, а значит, и количества потенциальных эмигрантов. В этот период немногим более половины (52-59%) мигрантов направлялось в Израиль. Финансовый кризис 1998 г. в России привел к временному росту эмиграции в Израиль, и ее уровень вернулся к показателям 1990 г.135. При этом доля Израиля как принимающей страны во всей эмиграции евреев из бывшего СССР повысилась до 67%.

Начиная с 2000 гг., количество эмигрантов значительно сокращается. В условиях советского кризиса желание евреев эмигрировать реализовалось в основном благодаря израильскому закону о возвращении. В последующие годы в целом цифры постсоветской еврейской эмиграции постоянно снижались, что соответствовало, во-первых, резкому сокращению еврейского демографического потенциала, остающегося на территории бывшего СССР, во-вторых, начавшемуся экономическому росту в постсоветских странах. В 2006 г. только примерно 10 тыс. евреев и членов их семей покинули эти государства.

Таким образом, всего в 1970-2006 гг. выехало почти 1,9 млн. евреев и членов их семей. Большинство из них (около 1,15 млн., т.е. 60%) направились в Израиль.

Оценка общего числа евреев выехавших из бывшего Советского Союза, проблематична из-за того, что при переписях человек сам определял свою этническую принадлежность, и потому, что в миграционный поток входил часто тот, кто не идентифицировал себя евреем в советских переписях населения и не считался властями таковым . С другой стороны, часть исследователей, наоборот, убеждена, что данные советских переписей о численности евреев отражают этническую принадлежность, соответствующую официальной, записанной во внутренних паспортах137. Нередко в число евреев включали людей, если даже один из членов домохозяйства был евреем . Постепенно число таких людей увеличивалось: в конце 1970-х гг. соотношение между ними и «истинными» евреями было 1,5 к 1; в конце 1980-х-1,6 к 1, в 1994 г.-1,8 и 1,9 к 1, в 2002 г. - 1,9 к 1 139.

Еврейская автономная область, как и прочие субъекты Российской Федерации, тоже столкнулась с проблемой миграции населения. Миграция эта, как и в целом по России, имела отрицательную направленность, то есть являлась эмиграцией. Главным фактором данных процессов были происходящие в стране социально-экономические и политические преобразования. Социально-экономический кризис первой половины 1990-х гг. значительно ухудшил положение населения, резко снизил покупательскую способность. Усугублялось положение и без того не очень высокими показателями экономического развития области: небольшое количество промышленных предприятий, отдаленность от поставщиков сырья, узость рыков сбыта - все это только усиливало кризисные явления в экономике, способствовало закрытию и ликвидации предприятий, сокращению числа рабочих мест.

Сельскохозяйственный статус области тоже не способствовал высоким экономическим показателям. Сельское хозяйство, как и в целом по стране, все больше погружалось в системный кризис. Соответственно, примерно половина населения области, то есть жители сельской местности, оказались в наиболее затруднительном положении. В таких условиях сложно было развиваться и частному предпринимательству. В основном, оно сводилось к торговле импортными товарами широкого потребления, к так называемому челночному бизнесу140.

Политические преобразования 1990-х гг. сыграли свою роль в общем снижении доверия к власти и в утрате надежды на будущее в родной стране. К тому же географическая отдаленность от центра способствовала ослаблению и даже разрыву не только экономических связей, но и гражданственности, осознанию себя как части единой страны. Особенно остро «кризис гражданственности» ощущался в отдаленных от центра территориях с сильным этническим уклоном. Он привел к завоеванию максимально возможной самостоятельности, развитию, а кое-где и культивированию национальной обособленности. Граждане некогда великой страны с распадом СССР перестали быть его гражданами. Новая - российская - государственность еще не успела сформироваться, центробежные тенденции проникли не только в политическую среду, но и в частную жизнь рядовых граждан, в их умы. Миллионы россиян стали искать новую среду для приложения своих сил и способностей, для обретения новых возможностей, для воспитания и обучения детей. Пути миграции каждый определял сам, но были и некоторые общие факторы, например, этнический (некоторые страны объявили о готовности принять представителей собственной титульной нации), профессиональный и др.141.

Для ЕАО главным становится национальный фактор: он задал направление миграционных процессов. Статус области определялся как «еврейская автономная», то есть титульной была не коренная нация, а та, которая получила эту территорию как место своего компактного проживания. В условиях ослабления связей с центром - политических, экономических, социальных, гражданских, а также в условиях разочарования и утраты надежд на будущее у жителей ЕАО еврейского происхождения появилась возможность обрести новую жизнь на исторической родине либо в странах, заинтересованных в привлечении еврейского населения. Израиль, Германия и некоторые другие страны не только оплачивали проезд и помогали с оформлением документов на выезд, но и устраивали у себя новых репатриантов, разрабатывали специальные программы репатриации для разных категорий населения. Такие сравнительно комфортные условия и определили главные пути миграции, а также этническую базу мигрантов. Не следует забывать и о притоке населения. Он не восполнял потерь населения ни в численности, ни в этническом составе, ни в социальной структуре.

Проблемы языка, ментальности и трудоустройства

Известно, что овладение языком является одним из главных и важных условий социокультурной адаптации любого человека, приезжающего в другую страну, ибо без знания языка невозможна нормальная адаптация к новым социокультурным условиям. Государственным языком Израиля является иврит, существующий уже свыше III тыс. лет. Это язык семитского происхождения, наряду с арамейским, арабским, аккадским. В истории развития еврейского языка выделяется несколько основных периодов: библейский - XII - II вв. до н.э., послебиблейский - I в. до н.э. - 2 в. н.э., талмудический III-VII вв. н.э. Именно в последний период иврит стал языком религии и письменности. Иврит рассматривается в качестве важнейшей составной части духовной культуры евреев.

В настоящее время русский язык широко распространен в Израиле: существуют русскоязычные каналы, русские надписи на основных составляющих продуктовой корзины в магазинах и т.д. В Израиле дети не стесняются русскоговорящих родителей, сами они не стремятся изучать русский язык и вопрос о его будущем в Израиле остается спорным184.

Информанты придерживаются различного мнения по поводу необходимости знания и владения еврейским языком. Есть мнение, что в Израиле можно прожить и без знания государственного языка, пользуясь лишь азами английского. Однако большинство опрошенных евреев отмечают, что нельзя жить, не зная иврита, т.к. будешь деградировать, в магазине не сможешь обратиться, нормальную работу не получишь, а общаться придется только со своими соотечественниками, но этого явно не достаточно» (Розицкая И.М., Биробиджан, 2006).

Противоречивы оценки проживающих в Израиле достаточно длительный период. Так, Дехтерман СЕ. свидетельствует о том, что иврит не очень сложный язык, но существует необходимость в его правильном изучении и постоянной практике. Поскольку информантка не придерживалась этих несложных правил, она до сих пор знает его плохо, объясниться может, но не может поддержать простую беседу (Дехтерман С.Е., Телль - Авив, 2009). Осыкин В.В. говорит о простоте языка, его логике; он овладел приемлемым уровнем, по его словам - для работы, чтобы смотреть телевизор и читать газеты (Осыкин В.В., Беэр Шева, 2009).

Часть опрошенных считает, что трудности изучения языка связаны с возрастом: чем старше человек, тем сложнее воспринимать язык, образ жизни в чужой стране, у них больший процент не желания общаться с «израильтянами» (Кондратьев О., Амурзет, 2007).

Незнание и нежелание учить иврит связано с широким распространением русского языка в качестве разговорного (Александров И.Н., Биробиджан, 2008). Зафиксированы суждения о том, что на предприятиях, где все сотрудники русскоговорящие, вообще нет необходимости осваивать иврит. Информанты возраста старше 40 говорят о проблемах с памятью и отсутствием склонности к изучению не только иврита, но и других языков, например, английского, с которым и в школе было тяжело справляться (Кашкаров Е.Я., Юделевич И.Б., Лесков П.В., Биробиджан, 2008).

На освоение иврита как языка разговорного и получение возможности читать и писать, уходит около двух-трех лет, но после возвращения обратно в Россию, он быстро забывается из-за отсутствия практики (Бахтигоридцева О. М., Биробиджан, 2007; Печкина СБ., Еоловино, 2008).

Некоторые информанты называют иврит сложным, непонятным языком, этим и объясняют нежелание его учить и осваивать185. Лишь в самых редких случаях, буквально единичных, язык дается достаточно легко, буквально за несколько месяцев (Макарова Н.С., Биробиджан, 2006).

Некоторые реэмигранты отмечают отсутствие изначально конкретной цели учить язык. Например, Севашкина Н.Н. в Израиле хорошо читала и понимала, часто применяла язык на практике. В группу по изучению языка она попала совершенно случайно: ее попросили решить какой-то вопрос, требующий знания языка. В группе ее хорошо встретили, все были очень дружными, всегда праздновали все дни рождения, ходили друг к другу в гости, вместе ездили на экскурсии, несмотря на то, что люди были с Украины, из Молдавии, из Узбекистана. Сейчас в России и СНГ они до сих пор перезваниваются, пишут друг другу письма (Севашкина Н.Н., Биробиджан, 2008).

Детям, в отличие от взрослых, по сведениям опрошенных, гораздо легче осваивать язык, присутствует даже возможность изучить его в совершенстве, а не только овладеть разговорной речью (Пищец Е.Б., Биробиджан, 2006; Лиснянская Е.В., Биробиджан, 2007).

По высказываниям отдельных информантов, можно сделать вывод, что есть ряд профессий, в которых знание иврита не всегда необходимо, что связано с основными профессиями, где в знании языка нет потребности. В то же время опрошенные отмечают сложности в изучении, связанные с особенностями языковых норм, сложности, непривычности самого языка.

На наш взгляд, отсутствие необходимых языковых знаний является одной из определяющих причин обратного выезда евреев из Израиля в ЕАО. Так как без знания языка невозможно устроится на хорошую, престижную, высокооплачиваемую работу, незнание языка лишает возможности найти себя и самореализоваться. Тем не менее, большинство эмигрантов выезжали из ЕАО по специальным программам, через СОХНУТ, неотъемлемой частью которых являлось обязательное изучение языка и помощь в устройстве на работу, обучение. Каждый по своему возрасту, в зависимости от целей и интересов мог выбрать свое направление.

Наряду с языковыми проблемами, многие аспекты адаптации переселенцев из ЕАО в Израиле связаны с особенностями ментальности. Известно, что общим основанием в каждой культуре является совокупность наиболее значимых условий внеисторического характера, к которым относятся такие факторы, как геополитическое положение, ландшафт, биосфера, фундаментальные свойства этноса и его ближайшего окружения. Они дают представление о духовном и поведенческом своеобразии народа и его культуры, о характере и исторической судьбе, образе мира, формах мироощущения, миросозерцания, самоосуществления этноса, проявляющихся в языке, типовых формулах поведения, в мифологии, фольклоре, обычаях и обрядах186.

По мнению отечественных и зарубежных ученых, понятие «менталитет» достаточно сложное и противоречивое, и почти невозможно дать ему четкого определения187. А.Я. Гуревич считает, что менталитет - это внеличностные аспекты сознания, которые присутствуют во всех сферах человеческой жизнедеятельности, в быту, хозяйстве, групповых связей, в религии и литературе188.

Понятие «менталитета» И.В. Кондакова шире, объемнее. Менталитет понимается им как совокупность глубинных, смысловых и поведенческих структур, включающих в себя жизненные установки, принципы, модели поведения, эмоции и настроения, имеющих системообразующий характер для этнической культуры. И.В. Кондаков подчеркивает, что, ментальность не фиксируется и не определяется сознанием, но в большей степени переживается и спонтанно реализуется. Как правило, тот или иной человек не способен ответить на вопрос, какова его картина мира или объяснить свое мироощущение. Но именно ментальная картина мира включает в себя мало изменяемые в поколениях представления: о пространстве и времени, добре и зле, свободе и равенстве, праве и норме, труде и досуге, семье и сексуальных отношениях, этническом своеобразии, соотношении нового и старого, жизни и смерти, бессмертии и Боге, об отношении личности к социуму и этносу. Этнический менталитет - это глубинные структуры культуры, складывающиеся на протяжении длительного времени .

В данной работе не стоит задача раскрытия глубинных отличий ментальных структур культуры России и Израиля. Но, опираясь на основные категории, предложенные И.В. Кондаковым и другими учеными, нами предпринимается попытка применить их при раскрытии основных проблем этнокультурной адаптации евреев ЕАО в Израиле.

Адаптация еврейских реэмигрантов в ЕАО

В истории России 1990-е годы характеризуются экономической депрессией, в результате которой значительно снизился жизненный уровень населения. Предчувствие катастрофы породило естественное, связанное с мечтой о лучшей жизни, желание людей переехать в другое место, другой регион. Идеализация Израиля для евреев автономии стала своеобразным выходом из кризиса 1990-х гг. Политическая и экономическая нестабильность, падение жизненного уровня подтолкнули часть евреев к выезду из ЕАО на поиск лучшей жизни.

С началом 2000-х гг. ситуация в стране меняется: стабилизируется российская экономика, народу постепенно возвращаетея национальная гордость, внутри страны уменьшается социальный хаос, вызванный распадом СССР, восстанавливается престиж России на мировой арене. Процесс укрепления государственной власти предполагает постепенное формирование базовых ценностей общественной жизни226. Эти изменения в России повлияли на миграционные потоки из Израиля : с 2000 г. наблюдается рост количества прибывших из Израиля в ЕАО (Прилож. 3, Табл. 1).

В 2006 г. вышел указ Президента РФ № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» (Собрание законодательства РФ 2006, №26 ст. 2820). Действие указа касается всех участников госпрограммы и членов их семей, перебравшихся в нашу страну с 1 января 2007 года. С начала действия программы в страну переехало 6 тысяч семей, (более 9800 чел). Интерес к программе содействия переселению соотечественников проявило более 71 тысячи сегодняшних иностранцев228.

Однако Еврейская автономная область в настоящее время не входит в число тех субъектов Федерации, которые в 2007 г. должны были начать реализовывать государственную программу переселения на территорию России бывших соотечественников, хотя руководство области готово заявить, что скоро включится в этот масштабный социальный проект. Началась разработка документов, которые лягут в основу региональной программы - анализ социально-экономической ситуации, прогнозы на рынке труда, сведения о миграционных потоках и другие данные, необходимые для того, чтобы область была включена в очередной этап реализации общегосударственного проекта. Для области важно попасть в федеральную Программу, потому что она сильно пострадала от эмиграции229.

Три-четыре года назад стало совершенно ясно, что люди начали возвращаться в ЕАО. Сальдо отъезда-приезда стало положительным и составило восемнадцать человек. С каждым годом число реэмигрантов растет. В 2003 г. положительный показатель приближался уже к полусотне человек, в 2004 г. достиг почти ста. Отъезд в Израиль перестал даже серьезно влиять на миграционные процессы в области. Автономия, как национальное образование, безусловно, сохранилась. Возвращение бывших соотечественников можно рассматривать как политическую и экономическую задачу

В 2007 г. в ЕАО было принято несколько документов в соответствии с Указом президента; Постановление губернатора Еврейской автономной области от 6 июля 2007 г. 139 «О создании общественно-консультативного совета еврейской автономной области по реализации областной целевой программы оказания содействия добровольному переселению в Еврейскую автономную область соотечественников, проживающих за рубежом» (в ред. постановления губернатора ЕАО от 03.10. 2008 № 177), Положение об общественно-консультативном Совете Еврейской автономной области по реализации областной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Еврейскую автономную область соотечественников, проживающих за рубежом.

В настоящее время, несмотря на вышедшее положение, программа содействия возвращающимся соотечественникам в области отсутствует. Реэмигранты в ЕАО могут рассчитывать только на свои силы и помощь друзей и родственников. Отсутствие действующей законодательной базы влияет и на этническую идентичность. Так, на наш взгляд, определяющим в процессе этнокультурной адаптации реэмигрантов ЕАО является такой этнокультурный маркер еврейской идентичности, как «диаспорное сознание»231.

В целом, в Еврейской автономной области созданы положительные условия для национально-культурной идентификации. Евреи, проживающие здесь, благодаря развитию национальной культуры (возможность соблюдения религиозных и бытовых обрядов и обычаев, празднование национальных праздников, деятельность религиозных общин, проведение фестивалей национальной культуры и т.п.) могут чувствовать себя комфортно.

Позитивная еврейская идентичность сохранилась у евреев ЕАО вследствие того, что территориальное образование, основанное на национальном признаке, способствовало укреплению осознания единства и диаспорного сознания, которое под воздействием возрождения этнической культуры, обращения к традиционным ценностям также проявило себя в 1990-е гг. Эти же годы стали периодом утраты «смысла жизни», разрушения ценностей советского человека, утраты авторитета власти, кризиса государственности, идеологии, что привело к обретению нового смысла, к отождествлению себя с мировым еврейством, с возможностью новой жизни на территории своей новой Родины - земли обетованной. Евреи области, несмотря на мизерный процент, сформировали определенные черты, существующие только в рамках данной группы. Будучи определенный период изолированными от мирового еврейства, но при сохранении собственной территориальной целостности, при присутствии всех характеристик национальной идентичности - особые традиции, религиозные установки, наличие особых черт характера (находчивость, ум, изобретательность, хитрость, выживаемость) - они смогли сформировать свое собственное «ЕАО-диаспорное» сознание. Это подтверждается, во-первых, фактом возвращения в область (при наличии достаточных средств для проживания в любой части России, если отсутствует возможность отъезда в Европейские страны, США), во-вторых, особыми отношениями между соотечественниками из ЕАО в Израиле, в-третьих, фактом постоянной связи евреев Израиля и ЕАО (переписка, телефонные переговоры и т.д.)232.

Во второй главе исследования были определены основные проблемы адаптации евреев в Израиле, для многих из которых не произошло отождествления себя с той культурной средой, что фактически свидетельствует об отсутствии процесса адаптации к новой действительности.

Анализ высказываний большинства опрошенных показал, что приезд в ЕАО они восприняли как возвращение в свою среду, в собственную целостную, самостоятельную социальную общность.

Большинство опрошенных первые впечатления по возвращении в Россию характеризуют как приезд домой: «Наконец я дома, город расстроился, похорошел, про остальное не помню, прошло шесть лет, встретил сын, племянница, отец, сестра. К отъезду из Израиля готовились с первого дня приезда туда. Сложностей не было никаких, ни с жильем ни с работой, только повидать друзей, но не более, плюс в Израиле - это не нужно зимней одежды, доступны многие виды отдыха, но ностальгия по дому!! В России богатая и красивая природа по сравнению с Израилем, минус -малодоступные виды отдыха» (Бахтигоридцева О. М., Биробиджан, 2007).

«Я дома!! Биробиджан стал более благоустроенным, встречали друзья, мама», - эмоционально рассказывает Е.В. Лиснянская Заранее не готовилась, сложностей не было, сняла квартиру, устроилась на прежнее место работы в школу, желания вернуться в Израиль нет никакого, чужая для меня страна. Если только в отпуск. Есть плюсы - дешевое питание, море практически в каждом городе, широко отмечаются еврейские национальные праздники, хорошо организуются мероприятия. Но и много минусов - сложно устроиться на хорошую работу, платное образование (очень дорогое), недоброжелательный еврейский народ, нет декретных отпусков (максимум 2 недели). В России народ добрый, гостеприимный, но тяжело приобрести жилье, низкая зарплата, сложно устроить ребенка в дошкольное учреждение» (Лиснянская Е.В., Биробиджан, 2007).

Опрошенные старше 25 лет, среднего и старшего возраста констатируют тот факт, что долгое время получали огромное удовольствие от дождей, снежной зимы, морозов (Паранчер О.М., Биробиджан, 2004; Коган Е.Л., Амурзет, 2007). Информанты младшего поколения, уехавшие детьми, наоборот, свидетельствуют о привычке к израильскому климату. Во-первых, возвращение было осенью, и для того, кто привык к жарким температурам, октябрь в ЕАО является очень холодным (Пищец Е..Б., Биробиджан, 2006).

Похожие диссертации на Социокультурная адаптация евреев Еврейской автономной области в Израиле и их реэмиграция на рубеже XX - XXI вв.