Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Динамика численности, формирование составов и целевых ориентиров НПО Гагаузии
1.1. Этапы становления, типология, численность НПО Гагаузии
1.2. Создание и совершенствование правовой основы НПО 35
1.3. Цели и функции неправительственых объединений Гагаузии
1.4. Лидеры неправительственных объединений
Глава 2. Векторы гражданской мобилизации в современных условиях
2.1 Национально-культурные объединения постсоветского периода. Роль этнокультурных организации Гагаузии в межэтническом диалоге
2.2. Молодёжь и будущее третьего сектора 04
2.3. Развитие женского движения - индикатор преодоления угнетённого положения в прошлом. Женские НПО как составная часть гражданского общества
2.4. Социальное партнерство как механизм адаптации к демократическим принципам в процессе движения к гражданскому обществу
Глава 3. Неправительственные объединения в зеркале общественного мнения
3.1. Осведомлённость граждан о деятельности неправительственных объединении
3.2. Участие граждан в работе неправительственных объединений
3. 3. Формирование гражданской и региональной идентичности
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
- Этапы становления, типология, численность НПО Гагаузии
- Создание и совершенствование правовой основы НПО
- Национально-культурные объединения постсоветского периода. Роль этнокультурных организации Гагаузии в межэтническом диалоге
- Осведомлённость граждан о деятельности неправительственных объединении
Введение к работе
Актуальность темы. Анализ и характеристика процессов, в ходе которых в странах постсоветского периода формировались институты или прообразы институтов гражданского общества, а также личностей, наделённых пониманием своей принадлежности к гражданскому обществу и государству, представляют несомненный интерес и общественную значимость как в теоретическом, так и в прагматическом аспектах. Главный смысл наполнения независимости Республики Молдова реальным содержанием состоит в том, что происходит преодоление наследия тоталитарного государственного устройства путем преобразования его в государство правовое и демократическое с рыночной экономикой и гражданским обществом. При этом особо важной теоретической и практической проблемой первых десятилетий постсоветского периода выступает становление и развитие институтов гражданского общества с учётом сохранения и обновления этнокультурных достижений различных групп населения. Попыткам выявления связи между культурным и общественным прогрессом были посвящены многие труды второй половины XX века. Одна из популярных концепций - концепция модернизации - состояла в том, что в процессе перехода ранее отсталой страны на путь рыночной экономики и гражданского общества, эта страна неизбежно освоит необходимые ей стандарты и ценности современного общества и станет в один ряд со странами, принадлежащими к цивилизованному Западному обществу.
Исходной предпосылкой этой концепции послужила идея о том, что весь мир рано или поздно станет приверженным единым ценностям, присущим странам с развитой демократией и гражданским обществом.
В молдавской и российской литературе принято деление социума на три сектора. В число «акторов» «первого сектора» входят государственные органы, включая правительство и органы местного самоуправления, во «второй сектор» - неправительственные прибыльные организации, занимающиеся бизнесом, в «третий сектор» — неправительственные объединения (далее НПО), что создаются не государством, а гражданами не ради извлечения прибыли, а для решения ряда социальных проблем.1
Опыт модернизации ряда стран на закате XX века показал, что стратегии и технологии движения к гражданскому обществу далеки от единой модели, и общественный прогресс гарантирован отнюдь не каждой стране. Так родилась новая проблема, суть которой состоит в том, способствует или препятствует традиционная культура, в том числе этнокультурные особенности и ценности, общественному прогрессу и движению к гражданскому обществу.
Актуальность изучения деятельности современных неправительственных организаций Гагаузии (Гагауз Ери) обусловлена необходимостью выявить инструментальную роль и степень их влияния на ход трансформационных процессов и на успешную адаптацию к ним различных групп населения, на усложнение жизненных стратегий, в том числе на раскрепощение деятельности людей от былого государственного патернализма и социального иждивенчества и на принятие гражданами важных решений по самоорганизации своей производственной и бытовой деятельности. Продуктивное уяснение преобразовательной роли НПО позволяет обеспечивать гражданское самоуправление необходимым опытом и знанием методов воздействия на систему взаимоотношений между властью и обществом, между личностью и властью.
С. Арионеску. Третий сектор и перспективы его развития в Молдове.// Публичные интересы и права человека. Бюллетень правозащитника. Вып 1. Кишинёв, 1997.
Актуальность изучения проблем, возникающих в треугольнике: государство — гражданское общество - личность, с особой наглядностью проявляются в тех случаях, когда от характера взаимоотношений между ними оказывается зависимой судьба государства. Согласно одной из точек зрения, асимметрия, имевшая место между Чехией и её исторически сильными институтами гражданского общества, Словакией, не имевшей иммунитета к соблазнам коммунизма и элементам авторитаризма, способствовала разделению единого Чехословацкого государства.
Объект и предмет исследования.
Объект исследования — общественные организации Гагаузии как институты гражданского общества в полиэтничном регионе.
Предмет исследования — деятельность институтов гражданского общества (общественных объединений) по реализации национально-культурных, социально-экономических интересов и потребностей этнических групп, консолидации межнациональных отношений в регионе и их роль в формировании гражданского общества. Охватывает широкий спектр социально-этнополитических, этнокультурных и социально-психологических проблемных явлений, составляющих причины и мотивации, содержание и следствие самоорганизации НПО и их взаимодействия с государственными и общественно-политическими формированиями в различных сферах жизнедеятельности молдавского социума - этного-сударственной, социально-экономической и семейно-бытовой.
Цель и задачи исследования.
Главная цель исследования состоит в анализе состава, содержания, структуры, особенностей формирования и деятельности институтов гражданского общества в полиэтничной Гагаузии, в выявлении факторов и мотивов, побуждающих социальных акторов искать новые стратегии и практики в производственной и социокультурной деятельности для адаптации к новой социально-экономической и этнополитической ситуации.
Важно определить степень взаимосвязанности процесса становления новых общественных институтов, как элементов гражданского общества, с повышением социально-производственной активности различных групп населения с устоявшимися этнокультурными традициями. В принципиальном плане речь идёт о количественно-качественном определении реформаторского потенциала региона, зависящего от качества деятельности правящей элиты, лидеров НПО, о выявлении социально-инновационного потенциала, определяемого масштабами и мощностью деятельности тех слоев населения, которые располагают определёнными ресурсами в этно-политической, политической и культурной сферах жизнедеятельности, и, наконец, о проявлении в реальной жизни адаптационного потенциала, зависящего от этнокультурных традиций, например, навыков трудолюбия, деятельности значительного большинства взрослого населения.
Комплексный анализ трёх указанных концепций, по замыслу диссертационного исследования, призван дать ответ на итоги реформ, происходящих на уровне изменения повседневных социальных практик и представлений о том, в каком направлении идут дела в Республике Молдова.
Задачи исследования. В силу теоретической и общественно-практической актуальности и значимости объекта, предмета и целей исследования были сформулированы следующие задачи:
Определить особенности становления и развития институтов гражданского общества в полиэничном регионе, связанные с выражением этнокультурных интересов лиц, принадлежащих к той или иной национальности.
На основе данных текущей статистики и ведомственных регистрации выявить число неправительственных объединений и определить круг граждан, включённых в орбиту их деятельности.
Подвергнуть анализу программные документы НПО и определить их соответствие той правовой базе, которая создана с помощью законодательных и нормативных актов Республики Молдова и АТО Га-гаузия.
Раскрыть влияние этнокультурного фактора на деятельность неправительственных организаций и формирование гражданского общества в поликультурном регионе.
Выявить интересы, ценности, установки, а также способы социального партнерства общественных формирований в качестве институтов гражданского общества, участвующих в трансформационных преобразованиях, в реализации Концепции национальной политики Республики Молдова и консолидации межнациональных отношений в полиэт-ничном регионе.
На основе данных специализированных социологических опросов выделить «активные» и «пассивные» слои населения, определить масштабы их участия в социально-экономической и политической деятельности НПО и меры их приверженности демократическим принципам.
7. Проследить соотношение становления институтов гражданского
общества и формирования гражданской и региональной идентичностей.
Состояние научной разработанности проблемы.
Становлению гражданского общества и его институтов за последние два десятилетия посвящено немало литературы, проведено множество конференций, симпозиумов, круглых столов, в том числе международных. Однако специальных работ, посвященных теме региональных особенностей формирования гражданского общества, недостаточно. До сих пор нет конкретных исследований, в которых ставилась бы цель получить убедительный ответ на вопрос: насколько Молдова или Россия оказались продвинутыми в достижении этой цели. Между тем ещё накануне развала Советского Союза конструирование гражданского общества
«отцами-перестроечниками» выдвигалась на повестку дня едва ли не одной из главных целей трансформации советского общества.
Не будет преувеличением сказать, что едва ли не в каждой публикации, посвященной тем или иным аспектам гражданского общества, делается попытка определения самого этого понятия. Более того, некоторые авторы, например, О.Ю. Тодыка1 и Василий Игнатьев2, специально акцентируют внимание на понятийно-терминологической стороне дела.
Сегодня, как в Республике Молдова, так и в России, атрибуты, признаки, институты гражданского общества вроде бы имеются в наличии. Тем не менее, за прошедшие десятилетия дистанция между государством и обществом, государством и личностью не сократилась.
В самом деле, в каждом из государств приняты Конституции, типологически сходные законы, в России работает Федеральное Собрание, в Республике Молдова - Парламент, зарегистрировано немало политических партий, имеется свободная пресса, борются, хотя и в более чем вялой форме, профсоюзы, в основном за повышение зарплаты, предпринимательские объединения лоббируют в своих интересах необходимые решения. В то же время никто ещё окончательно и отчётливо не смог сказать, существует ли в Молдове и России гражданское общество в его классическом понимании?
Несмотря на то, что идея гражданского общества, как теоретическая концепция, стала одной из центральных проблем политической мысли и гражданских (освободительных) движений Запада, к самому понятию, весьма расплывчатому, до сих пор не спадает критическое отношение со стороны специалистов. В самом деле, трудно что-либо опреде-
Тодыка О.Ю. Понятие гражданского общества: концептуально-правовой аспект.// Правовые аспекты гражданского общества: реальность и перспективы. Chisinau, 2003. С. 277-280.
2 Игнатьев В. К вопросу об определении понятия «гражданское общество». // Правовые аспекты гражданского общества: реальность и перспективы. Chiinau, 2003. С. 235-240.
ленно и четко уловить из дефиниции, приведенной в философских и политологических энциклопедиях. Так, например, в одной из них читаем: «Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающее совместно с государством развитые правовые отношения»1. О чем идет речь? Как видно, обо всем и ни о чем конкретно. Ни один из критериев не поддается количественно-качественному измерению, что, безусловно, не способствует анализу и прояснению того, что есть гражданское общество и где оно существует: в реальности или только в головах людей?
В связи с этим, не пытаясь предложить собственную дефиницию, мы, вслед за Г.Г. Дилигенским и академиком Т.И. Заславской, будем исходить из определения, согласно которому «гражданское общество представляет собой совокупность отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на неё воздействовать».2
При таком подходе, ещё раз согласимся с Т.И. Заславской в том, что необходимым условием становления и функционирования гражданского общества служит существование, во-первых, некое совокупности относительно автономно действующих акторов (личностей), и, во-вторых, наличие некоторой численности личностей, наделённых такими характеристиками, как достаточная автономность от государства, способность и возможность конструктивно взаимодействовать с другими личностями во имя достижения общих целей, а также подчинять частные
Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 75. 2 См.: Дилигенский Г.Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе?// Pro et Contra. Гражданское общество. М., 1997. С.5; Т.И. Заславская Социетальная трансформация российского общества, М. 2002. С. 495.
(индивидуальные) интересы общему благу, выраженному в правовых нормах.1 Не случайно С.А. Токарев с энтузиазмом цитировал основоположника «американской школы исторической этнологии» Франца Боаса о необходимости прислушиваться к голосу народных масс, чем к мнению «интеллектуалов».
В современном дискурсе до сих пор нет ясности, каковы отношения в триаде: человек — общество - государство. В одних случаях говорится, что государство — это часть гражданского общества, в других, напротив, утверждается, что гражданское общество функционирует в составе конкретного государства. Несмотря на длительные дискуссии, до сих пор нет чёткого понимания относительно баланса интересов между «минимальным государством» и «максимальным гражданским обществом».
Не вдаваясь в историографический анализ многочисленных понятий гражданского общества, который допускает целый ряд определений и может употребляться в разных значениях, доверимся известным исследователям в этой области и остановимся на определении, предложенном двумя профессорами Колумбийского университета - политологом Джин Л. Коэн и социологом Эндрю Арато. Под «гражданским обществом» они понимают «сферу социальной интеграции между экономикой и государством, состоящую, в первую очередь, из сфер наиболее близкого общения (в частности, семьи), объединений (прежде всего, добровольных), социальных движений и различных форм публичной коммуникации. Современное гражданское общество, - продолжают свою дефиницию американские ученые, - создается с помощью определенных форм самоконструирования и самомобилизации. Оно институционализируется и генерализуется посредством законов и, в особенности, субъективных прав, ста-
Тамже. 2 С.А. Токарев. История зарубежной этнографии. М., 1978. С. 257.
билизирующих социальную дифференциацию» . Анализ уставных и программных документов всех 236 неправительственных организаций Гагаузии, а также их социального происхождения вполне удовлетворяет критериям и первой, и второй части приведенной дефиниции.
Если к этому добавить, что самосозидание и осуществление независимой деятельности, а также институциализация НПО, не обязательно подразумевают друг друга, так как они могут реализовываться независимо друг от друга, вполне можно согласиться с тем, что деятельность нынешних НПО Гагаузии составляют если не характерные компоненты, то во всяком случае — условие воспроизводства и функционирования гражданского общества.
Таким образом, если акцентировать внимание на пассивной стороне дела, то гражданское общество можно понимать как сеть институтов прежде всего в лице НПО, в активном плане гражданское общество представляет собой, во-первых, контекст самоконструирования коллективных акторов и, во-вторых, продукт их самоконституирования.
В диссертационном исследовании, не претендующем на логико-философское осмысление явления и понятий гражданского общества, ставится более простая и узкая задача. В ней речь идет о новом для постсоветского времени явлении - становлении и деятельности неправительственных объединений в Гагаузии, как одном из наиболее крупных регионов Республики Молдова2.
Вовлечение граждан в решение культурных, социальных и политических проблем является одним из немаловажных индикаторов демокра-
Джин Л. Коэн, Эндрю Арато. Гражданское общество политическая теория. М, 2003. С.7.
2 По данным переписи населения 2004 года, Автономное образование Гагаузия, насчитывающее 155646 чел., занимало первое место по численности среди остальных 32 регионов Республики Молдова, уступая лишь Кишиневу (712218 чел.).
См.: Recensamiutul Populajiei. Перепись населения. Chiinau, 2006. Р. 39.
тической системы, отражающих намерение руководства идти путём построения демократии и гражданского сообщества.
К сожалению, указанная проблематика, плотно ассоциированная с вопросами становления гражданского общества в Республике Молдова, в том числе в Гагаузии, не получила обстоятельного освещения в литературе, ей в основном посвящены газетно-журнальные публикации. Едва ли не единственная работа Аникина В. И.1 в этой области также не утоляет интереса политиков и практиков к данной тематике. В ней дано панорамное изображение процессов становления и функционирования неправительственных объединений в Республике Молдова, но перед ученым не стояла специальная задача детального анализа опыта Гагаузии.
Несколько международных конференций и симпозиумов, посвященных становлению институтов гражданского общества, в том числе проведённых в Республике Молдова и в Российской Федерации, также подтвердили чрезвычайную актуальность этой темы, но, одновременно, выявили крайне неудовлетворительную степень её разработанности." Резкие трансформации в социально-экономической, политической, духовной сферах общественной жизни народов Молдовы и Гагаузии, на наш взгляд, требуют тщательного исследования и дальнейшего осмысления существующих проблем формирования основ гражданского общества в поликультурном регионе. В связи с этим целесообразно рассмотрение влияния специфики социально-экономического уклада, традиционных социальных институтов и политических структур, морально-
Аникин В. И. Гражданское общество в Республике Молдова: состояние, проблемы, перспективы. Кишинев, 1999.
2 См., например: Становление институтов гражданского общества: Россия и международный опыт. Материалы международного симпозиума 31 марта - 1 апреля 1995 г., М., 1995; Правовые аспекты гражданского общества: реальность и перспективы. Материалы Международной научно-теоретической конференции 26-27 апреля 2003 г. Cisinau, 2003; Функционирование демократических институтов в правовом государстве. Материалы Международной научно-практической конференции 25-26 января 2003 г. Кишинёв, 2003.
этического наследия на формирование гражданского общества в многонациональном регионе.
Источниковая база исследования формировалась на комплексной основе. Преобладающая часть информации впервые вводится в научный оборот.
Первую группу источников составили программные, уставные и отчётные материалы гражданских, национально-культурных, молодёжных, феминистских и некоторых других общественных и неправительственных организаций и объединений. Сюда же относятся материалы периодики, освещающие их идеологию и деятельность, а также материалы, полученные в ходе фокус-групп, проведённых с лидерами и активистами неправительственных объединений.
Вторая группа источников представлена основополагающими нормативно-правовыми документами и актами центральных и региональных органов государственной власти, на основе которых создаётся и совершенствуется правовая база деятельности неправительственных объединений. Часть этих документов в систематизированном виде включена в «Приложение» диссертационной работы.
Третья группа источников укомплектована уже из опубликованных данных переписи населения Республики Молдова 2004 года, а также из ведомственной статистики, извлечённой из республиканских и региональных текущих архивов.
Четвёртая группа источников, имеющая принципиальное значение для характеристики личностного фактора в деятельности НПО, состоит из итогов этносоциологических опросов, проведённых при участии автора в 1998 году по российско-американскому проекту «Национальные процессы, языковые отличия и идентичность» (автор и руководители проекта Дэвид Лейтин (США) и М.Н. Губогло (Россия) и в 2006 г. по проекту «Электрокардиограмма (ЭКГ) выживания. Этнорегиональный
опыт» (автор и руководитель М.Н. Губогло), реализованного в трёх городах и семи сёлах Гагаузии, в ходе которого было опрошено 1088 человек по выборке, представленной для всего взрослого населения Гагаузии.
Кроме того, с целью синхронного и диахронного сопоставления, были изучены и частично использованы в диссертации материалы проекта «Электрокардиограмма (ЭКГ) современных трансформаций» (авторы М.Н. Губогло и С.К. Смирнова), по программе которого в 2002 году были проведены предварительные для взрослого населения исследования, опросы в четырёх республиках Приволжского федеративного округа, в том числе в Башкортостане — 1229 человек, Мари Эл — 1119 человек, Татарстане - 1092 человека и Удмуртии — 1110 человек.
Важными источниками послужили полевые наблюдения и непосредственные впечатления, полученные в ходе заполнения анкет и интервьюирования граждан в городах и сёлах Гагаузии.
Ответы респондентов, а также дискурсивные соображения, прозвучавшие в ходе фокус-групп, представленные взгляды и суждения о деятельности НПО, меняющейся жизни, происходящих трансформационных процессах, позволили уяснить неоднозначную картину общественного мнения с точки зрения предуготованности граждан к восприятию принципов, условий и норм в условиях демократии и нарождающегося гражданского общества.
Территориальные рамки, хотя и ограничены пределами автономного образования Гагаузии (Гагауз Ери), но в ряде случаев приводятся сведения по всей Республике Молдова, в том числе по материалам представительного российско-американского исследования «Национальные процессы, языковые отношения и идентичность», проведённого в 1998 году в Республике Молдова при участии автора.
Хронологические рамки исследования охватывают постсоветский период (1996-2007 г.г.).
Методология и методы исследования.
В методологическую основу исследования наряду с достижениями российской этнологии и таких в её лоне новых междисциплинарных направлений, как этносоциология и этнополитология в деле изучения современных процессов постсоветского периода, были положены принципы историзма, социологизма и плюрализма.
Междисциплинарный характер исследования и комплексного подхода обусловлены неоднозначным проявлением этнокультурного фактора в политической, экономической жизни, а также в представлениях граждан. С одной стороны, перед исследователем стояла задача учесть влияние этнокультурного фактора на деятельность государственных ведомств и неправительственных организаций и учреждений, а другой - политического и демократического факторов на формирование и функционирование широкого спектра этнически окрашенных явлений и процессов - от роста этнического самосознания, до укрепления гражданской позиции и утверждения гражданской идентичности.
Понятно, что решение указанной задачи предполагало, во-первых, учёт причинно-следственной взаимообусловленности (принцип историзма) применить в сферах экономики, политики и культуры с изменениями в социально-психологической сфере, там, где происходила психологическая адаптация (приспособление) к новым, непривычным условиям жизни; во-вторых, следуя принципам социологизма, выявление и анализ происходящих изменений не только на личностном, но и на групповом уровне, опираясь на данные массовых опросов и имея выраженность экстраполяции полученных выводов на значительные контингенты населения, и, наконец; в-третьих, опору на принцип плюрализма, привносимый в российскую этнологию из зарубежных учений и предполагающий наличие в многоэтническом обществе, регионе или ареале многовариантности этнокультурных технологий и практик.
Методика диссертационного исследования, разработанная в соответствии с его программными задачами, включала сбор и анализ официальных документов органов законодательной и исполнительной власти Республики Молдова и АТО Гагаузия, систематизацию впечатлений и итогов этносоциологических исследований и фронтальное знакомство с региональной периодикой и, прежде всего, с материалами еженедельного издания «Вести Гагаузии», издающегося Народным Собранием (Парламентом) Гагаузии, а также с материалами оппозиционной газеты «Единая Гагаузия».
Междисциплинарным характером исследования были предопределены и соответствующие подходы, в том числе этнополитический, позволяющий выявить как государство воздействует на процессы включения НПО и отдельных граждан в политико-правовую жизнедеятельность общества и в какой мере создаваемая правовая основа политизирует или деполитизирует деятельность институтов, в которых заметны ростки демократии и гражданского общества; этносоциологический, дающий возможность сравнить, как импульсы и императивы, идущие от политики и от управленческих структур, находят отражение в формирующихся представлениях граждан о состоянии дел в обществе; социально-психологический подход, при реализации которого сопоставляются ментальные, поведенческие и отношенческие акции граждан в связи с происходящими изменениями в переходном от социализма к рыночной экономике периоде.
Научная новизна.
В диссертации представлены итоги одной из первых попыток комплексного анализа этнокультурного фактора в контексте неправительственных объединений и организаций, как институтов формирующегося гражданского общества, одновременно, с проявлением понимания становления институтов гражданского общества, в т.ч. в представлениях и установочных оценках постсоветских граждан, на примере всего взрослого населения Гагаузии.
В исследовании даны характеристика и обоснование ключевой проблемы - становления институтов гражданского общества в полиэт-ничном регионе. Вывод состоит в том, что на фоне вялотекущих социально-экономических и общественно-политических трансформаций происходит расширение и укрепление правового поля проявления инициатив и стремления граждан к мобильности, вследствие чего возникает объективная потребность в трёх аспектах: в усилении прозрачности в деятельности государственных органов и НПО, координации их совместной деятельности, следовательно, в оптимизации управленческих технологий. Впервые дан реферативный обзор международных, российских, молдавских и региональных (на примере Гагаузии) нормативных и правовых актов, на основе которых осуществляется деятельность НПО и личные практики граждан, а также производится управление трансформационными процессами на основе взаимодействия правительственных инстанций и неправительственных объединений.
Новизну представляет концептуальный подход к определению места, роли и функций национально-культурных общественных формирований как институтов гражданского общества, анализ правовых аспектов взаимодействия государства с этими институтами. В работе впервые систематизирован банк данных, составленный из программно-уставных документов НПО, отражающих целевые установки их лидеров и идеологов, проведен анализ многолетней деятельности национально-культурных общественных объединений, предпринят сопоставительный анализ (приспособительных практик) специфики адаптации НПО и различных половозрастных групп населения к меняющимся условиям жизни. Представлена типология общественных объединений и дана оценка характера и перспектив их деятельности в области межнационального сотрудничества, этнокультурного развития, консолидации межнациональных отношений.
Диссертант впервые вводит в научный оборот источники, материалы и документы, содержащиеся в текущих архивах Управления юстиции Гагаузии и общественных организаций региона.
Оптимизм автора, вынесенный из полевых наблюдений и корреспондирующий с оптимизмом опрошенного населения, несмотря на далеко нелёгкие условия его современной жизни и вопреки объективному мнению, основывается на этнокультурном факторе, в том числе на вековом «трудоголизме» гагаузов и болгар, своим трудом превративших за два столетия дикую Буджакскую степь в цветущий край.
Практическое значение диссертационного исследования оценивается, во-первых, тем, что, имея теоретическое обоснование и прикладное применение, его выводы могут послужить более глубокому пониманию позитивных и негативных факторов в деле построения гражданского общества в полиэтничном регионе, отражающем ситуацию полиэтнической страны; во-вторых, могут быть использованы при совершенствовании и осуществлении этнокультурной политики и при разработке конкретных мероприятий с целью, как оптимизации деятельности институтов гражданского общества, так и целью предупреждения конфликтных ситуаций; в-третьих, использованы в учебно-воспитательной работе при подготовке лекционных курсов и методических пособий по теории, политике и практике формирования гражданского общества, самосознания, толерантности, доверительности и ответственности в этногосударственной сфере межэтнических отношений; и, наконец, в-четвёртых, материалы и результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти, ответственными перед регионом, страной и народом Республики Молдова.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и выводы, полученные в ходе исследования, а также сделанные на их основе предложения и рекомендации, обсуждены и прошли апробацию на региональных (Гагаузия) молдавских и российских, в т.ч. международных научных и научно-практических конференциях, симпозиумах, круглых столах (Международная научно-практическая конференция «О развитии научных исследований в области истории гагаузского народа и проблем экономического становления со-
временной Гагаузии», (Комрат, 2001); VI конгресс этнологов и антропологов России «Российская наука о человеке: вчера, сегодня, завтра», (Санкт-Петербург, 2005); Международная научно-практическая конференция, посвященная 15-и летию Комратского государственного университета «Наука. Культура. Образование» (Комрат, февраль 2006 г.); I Российско-Молдавский симпозиум «Трансформационные процессы в Республике Молдова. Постсоветский период» (Комрат, 2006); II Российско-Молдавский симпозиум «Адаптация Культур и культура адаптации» (Комрат, 2007); Международная конференция «Актуальные проблемы современного образования и науки» (Комрат, 2007); Республиканская научно-теоретическая конференция, посвященная 16-ти летию Комратского государственного университета «Наука. Культура. Образование» (Комрат, 2007); VII Конгресс этнологов и антропологов России «Многоэтнич-ные общества и государства» (Саранск, 2007), использовались при проведении консультаций с руководителями и лидерами национально-культурных объединений, неправительственных организаций, при осуществлении методической и практической помощи этнокультурным центрам, в разработке текстов учредительных и иных документов и материалов, при подготовке методических рекомендаций в учебной и воспитательной работе Комратского государственного университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений.
Этапы становления, типология, численность НПО Гагаузии
Глубокие трансформационные процессы, происходящие на рубеже тысячелетий на всем постсоветском пространстве, в полной мере затронули и Республику Молдова. Под воздействием процессов модернизации, трансформации и глобализации происходят высокоскоростные изменения в социальной среде, в обществе в целом. В связи с вышеизложенным, перед Гагаузией, как неотъемлемой частью Республики Молдова, на повестку дня встает задача по освоению, адаптации населения к новым реалиям социальной действительности.
Общепризнано, что глобализация и модернизация активизируют адаптационные процессы в разных культурах, национальных образованиях, государствах, мировой системе в целом и, в этой связи, адаптационная нагрузка на социум как бы удваивается: идет адаптация к новым рыночным и либеральным ценностям и реалиям и, одновременно, к новым информационным технологиям и стандартам жизни.1
Сложившая ситуация вынуждает отдельные социальные и этнические группы искать специфические рычаги приспособления, проверять их Корель Л.В. Социология адаптации. Новосибирск, 2005. С. 30. эффективность и отбирать, в конце концов, наиболее совершенные социальные технологии разрешения данной адаптивной проблемы.
Возникшие в начале 90-х годов в силу известных политических, социально-экономических изменений, в регионе действуют и с каждым годом набирают силу общественные объединения. На наш взгляд, именно неправительственные организации Гагаузии, как форма самоорганизации граждан, являясь по существу посредником между государством и обществом, сегодня выступают в качестве социальных адаптеров, позволяющих акцентировать общественное внимание на той или иной проблеме и, соответственно, объединять усилия отдельных граждан на определенных направлениях общественной жизни. Будучи носителями нового демократического мировоззрения и мышления, неправительственные организации представляют собой авангард гражданского общества, его инициативную и организационно оформленную часть, активно влияющую на развитие позитивных элементов гражданского общества.
Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Последнее возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его к относительно самостоятельной сфере общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений. Таким образом, гражданское общество в широком смысле представляет собой совокупность общественных институтов, непосредственно не включенных в структуры государства и позволяющих гражданам, их объединениям реализовывать свои интересы и инициативы.
Формирование и развитие гражданского общества, - как подчеркнул в своем выступлении на Международной научно-теоретической конференции «Правовые аспекты гражданского общества: реальность и перспективы» В. Мишин, — длительный процесс. Можно сказать, что этот процесс еще в активной фазе и не завершен ни в нашей стране, ни, наверное, в мировом масштабе.1
Гражданское общество носит открытый характер и представляет собой прозрачную сферу внегосударственных институтов и отношений, сферу самоопределения свободных индивидов и их объединений, огражденную от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти. Независимость субъектов гражданского общества обеспечивается при этом наличием системы развитых отношений собственности.
Важнейшими структурными элементами гражданского общества являются: - добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся, общности людей (семья, различные ассоциации, хозяйственные корпорации, благотворительные фонды и другие общественные объединения); -совокупность негосударственных общественных объединений и организаций; -сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, защищенная от вмешательства государственной власти, союзы предпринимателей, ассоциации потребителей; -система негосударственных средств массовой информации; -культурные, общественные организации.2 Становление гражданского общества — это непрерывный процесс, в котором одновременно цивилизуются гражданин, государство и общест во в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные и менее конфликтные отношения.
Как показывает опыт передовых зарубежных стран, процесс формирования личности полноправного гражданина осуществляется параллельно с развитием государственных, экономических и общественных структур, адекватных новому социально-экономическому строю.
Гражданское общество создает необходимые условия и атмосферу для беспрепятственной реализации основных прав и свобод личности, принципов демократии, равноправия, нравственных и культурных ценностей, идеалов справедливости. Таким образом, можно сделать вывод, что основная черта нынешнего периода развития гражданского общества -активное освоение возможности свободной самоорганизации.
В этой связи одним из факторов, способствующих развитию этого процесса, являются общественные объединения или неправительственные организации. На Западе данная сфера называется третьим сектором.
К первому сектору относят государственные организации, включая правительство и органы местного самоуправления, а также все виды государственных предприятий и организаций, действующих в любой сфере деятельности, в том числе и социальной.
Второй сектор составляют неправительственные прибыльные организации, т.е. бизнес. В третьем секторе концентрируются общественные объединения или неправительственные объединения. Деление общества на три сектора позволило отделить государственные структуры от бизнеса, бизнес или прибыльные организации от неправительственных неприбыльных организаций, число которых в последние десятилетия в мире неуклонно растет.
Создание и совершенствование правовой основы НПО
В становлении неправительственного сектора важное значение имеет создание политико-правовых основ его развития. Особенность процесса становления неправительственных организаций в республике заключается в том, что этот процесс происходит на принципиально новой законодательной основе, в абсолютно новых политических условиях и имеет совершенно новые формы.
Законодательная база некоммерческих организаций в Молдове начала формироваться с 1990 года, когда было принято Положение об общественных объединениях граждан, утвержденное Постановлением Правительства Республики Молдова №593 от 8 сентября 1992 года. Этот документ и явился основной юридической базой для регистрации постсоветских общественных объединений, преимущественно в форме общественных организаций (фиксированное членство) и общественных движений (участники с нефиксированным членством).
Следует отметить, что и в тот период, и в последующем, законодательство для некоммерческого сектора находилось в основном вне внимания и интереса власти, что имело как негативные, так и позитивные последствия. К негативным можно отнести то, что власть, как правило, не выступала инициатором создания специального законодательства для некоммерческих организаций (это заключение не касается политических партий, религиозных организаций и профсоюзов). Однако этот факт можно квалифицировать и как позитив, позволивший самому «третьему сектору» создавать законопроекты, вкладывая в них то, что действительно требуется для его успешного развития.
Существование общественных объединений, естественно, изначально выдвигало перед законодательными органами задачи по определению основы их статуса и деятельности в интересах обеспечения целостности конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина. Право на объединение закреплено в статьях 41 и 42 Конституции Республики Молдова.1
Отсутствие законодательного акта для регулирования одного из фундаментальных прав человека в Молдове подтолкнуло неправительственную организацию «Экологическое общество «ВІОТІСА» к разработке закона «Об общественных объединениях». Хотя на тот момент мы не обладали существенным опытом в этой области, — отмечает в этой связи Исполнительный директор Международной ассоциации Илья Тромбиц-кий2, - изучение зарубежных аналогов позволило создать весьма либеральный закон, принятый в мае 1996 года и с тех пор не претерпевший существенных изменений. Либерализм закона в дальнейшем периодически вызывал желание властей как-то ужесточить некоторые его положения, но этого сделано не было.3
Базовым законом, регулирующим деятельность общественных объединений в Республике Молдова, является «Закон об общественных объединениях» № 837 от 17.05.96 г. В законе об общественных объединениях Республики Молдова, впервые в Восточной Европе, была предусмотрена процедура сертификации общественных объединений на общественную полезность. Это добровольная процедура, в соответствии с которой каждое общественное объединение, работающее в общественно-полезной сфере, может обратиться в созданную при Министерстве юстиции Сертификационную комиссию (она представлена как государственными служащими, так и представителями общественных объединений) для подтверждения расходования средств только на цели, признанные общественно полезными, неучастия в политических кампаниях и нераспределения дохода между членами, участниками и учредителями.
Благодаря содержащемуся в законе «Об общественных объединениях» положению, что сертифицированные общественные объединения не должны поддерживать партии и кандидатов на выборах, в Молдове до недавнего времени было широко распространено мнение, что общественные объединения не должны заниматься политикой. Это в определенной мере спасло «третий сектор» Молдовы от ситуации, наблюдающейся, к примеру, на Украине, когда большинство общественных объединений «разобраны» политическими партиями и занимаются не столько своим прямым делом, сколько «дружат» против других, таких же общественных объединений от других партий. Отметим, что в Молдове этот феномен развит слабее, однако предвыборные искушения велики.
Развитие «третьего сектора» в дальнейшем вызвало необходимость законодательного разделения некоммерческих ассоциаций и фондов, в связи с этим был создан, опять же по инициативе «третьего сектора», самостоятельный Закон «О фондах»1 (1999), обеспечивающий возможность развития местной благотворительности в стране. Хотя, как и предыдущий документ, проект вызвал массу непонимания и предубеждения, закон все же был принят и положительно оценен международными экспертами некоммерческого права.
Национально-культурные объединения постсоветского периода. Роль этнокультурных организации Гагаузии в межэтническом диалоге
Республика Молдова, как суверенное и независимое государство, в начале ХХ-го века переживает сложный переход от советского и постсоветского к гражданскому обществу, успешность которого в немалой степени зависит от социальной активности молодого поколения. Под воздействием процессов модернизации, трансформации и глобализации происходит переоценка социальных ценностей, что требует, в первую очередь от молодежи, иного уровня сознания, иных моделей поведения.
Молодежь Гагаузии, составляющая четверть населения автономии, столкнувшаяся сегодня, как и многие молодые люди на всем постсоветском пространстве, с невостребованностью опыта старшего поколения, жившего в иной эпохе, в абсолютно чуждой им системе социально-экономических, политических отношений, духовных и ценностных ориентиров и вынуждена приспосабливаться к инновациям в условиях быстрой, радикальной перемены сложившихся устоев жизни. Но, к сожалению, процессам социализации молодого поколения сегодня уделяется еще недостаточно внимания.
Обращаясь к понятию «социализация», следует подчеркнуть, что оно характеризует процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.1
Социализация также подразумевает многообразие взаимопроникающих процессов усвоения, накопления и обогащения опыта предыдущих поколений с целью передачи его потомкам, осуществляемых индивидом и социальной группой в ходе их материальной и духовной деятельности в сложной системе межличностных и коллективных отношений.2
Цель социализации — интеграция личности в социальную систему. Основные институты, осуществляющие процесс социализации новых поколений - это семья, гражданское общество и государство. Для общества успех социализации является своеобразной гарантией того, что представители новой генерации сумеют занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения ценности, т.е. гарантией самовозобновляемости социума. Неполадки в системе социализации порождают не только конфликты поколений, но и дезорганизацию социальной жизни, распад общества, его социальных институтов.
Содержание социализации определяет ряд элементов: 1) профессиональная социализация, позволяющая молодому человеку приобрести знания, освоить трудовые навыки и опыт в одной или ряде профессий; 2) правовая социализация, направленная на устранение среди молодежи правового нигилизма, уяснение каждым молодым гражданином своих прав и обязанностей; 3) политическая социализация, способствующая повышению активности каждого индивида в защите своих прав и свобод, в управлении государственными и общественными делами.
В данной главе мы акцентируем внимание на гражданской социализации молодежи и роли различных неправительственных организаций, действующих на территории Гагауз Ери.
Постановка вопроса о гражданской социализации молодежи, ее содержании и актуальности объясняется рядом обстоятельств.
Во-первых, мировое сообщество в лице наиболее развитых стран вступает в информационную цивилизацию, другие государства находятся на пороге к ней. В этих условиях особую власть приобретают знания в различных видах: информация, наука, этика, искусство, формирующие нравственные качества молодого человека, его гражданская позиция.
Во-вторых, актуальность социализации молодежи обусловливается проблемами формирования гражданского общества, основополагающим фактором жизнедеятельности которого выступает многообразие форм собственности, являющихся фундаментом свободы личности, удовлетворения ее интересов и потребностей. Политическая сфера гражданского общества включает общественно-политические организации и движения, различные формы общественной активности граждан: митинги, собрания, демонстрации, забастовки, а также органы общественного самоуправления по месту жительства и в трудовых коллективах, негосударственные средства массовой информации. Они способствуют защите естественных прав и свобод граждан, соблюдению демократических принципов жизнедеятельности общества, существующих в нем традиций, правил поведения и норм морали. В духовной сфере — содействуют плюрализму мнений, возможности публично выказывать свои суждения по тем или иным общественным проблемам.
Если первые два обстоятельства, объясняющие важность проблемы гражданской социализации, характерны для многих государств мирового сообщества, то третье — связано с особенностями нашего государства. С одной стороны, в советский период были разрушены и деформированы немногочисленные структуры гражданского общества. Лишь в 90-е годы XX в. в процессе реформирования общества наметились первые тенденции к формированию в нашей стране гражданского общества, что в первую очередь связано с переоценкой людьми социальных ценностей, их стремлением построить светское правовое государство. С другой стороны, системный кризис, поразивший современное общество в связи с переходом к рыночным отношениям, требует от каждого гражданина, в первую очередь молодого человека, иного уровня сознания, иных моделей поведения, что достигается в процессе обучения, воспитания, социализации личности.
Осведомлённость граждан о деятельности неправительственных объединении
Есть так называемые «вечные вопросы», которые не сходят со страниц научных трактатов и популярных журналов, служат предметом острых дискуссий и темой произведений искусства. К ним относится и женский вопрос — о месте и роли женщины в семье и обществе. Интерес к нему порождён объективными процессами объективного развития и резко увеличившимся участием женщин в профессиональной сфере.
Статус и роль женщины в любой стране принято сегодня считать своеобразным индикатором демократизации общества.1
Если оправдаются предсказания футурологов и XXI век действительно станет «веком женщин», когда на смену «мужским» ценностям, таким, как основанный на конкуренции личный успех, силовой подход в решении проблем, готовность к риску и стремление к авантюрам, придут «женские», состоящие из заботы об общем благе, мире и процветании, то можно будет надеяться, что исчезнут многие беды человечества (войны, конфликты, катастрофы, социальные эксперименты), инициированные, главным образом, мужчинами.
В условиях, когда переход к демократической системе не обеспечивает достижения равноправия мужчин и женщин, женщины прибегают к другим методам участия в гражданском обществе посредством: добровольной, или как сейчас принято говорить, волонтёрской работы в общественных неправительственных организациях; своей профессиональной деятельности на рабочем месте; участия в политической жизни, несмотря на все препятствия.
В настоящее время в Гагаузии по данным Управлением юстиции зарегистрировано 12 женских неправительственных организаций, действующих в целях утверждения социальной роли женщин в регионе: Движение многодетных матерей и женщин предпринимателей, Союз женщин Гагаузии (Гагуз Ери), Ассоциация женщин Гагаузии, Федерация женских организаций Гагаузии, Бизнес и женщины Гагаузии, Женский клуб «COMARION», Надежда и добро детям Гагаузии, Женская общественная организация «Монистос», Центр «Женская инициатива», Общественная ассоциация женщин «Надежда», Союз женщин предпринимателей Гагаузии «Z Etoi Ze», Ассоциация деловых женщин Вулканешского района.
Знакомство с программами и заявленными задачами позволяет обнаружить широкий диапазон их интересов, связанных, в частности, с возрастающей ролью женщин во многих сферах жизнедеятельности от самозащиты до бизнеса, от культивирования государственной лояльности до спасения детей, от женской солидарности в сфере профессиональной занятости до солидарности всех женщин в борьбе за мир.
Неправительственные женские организации, в отличие от некоторых других, не собираются кардинально изменять мир, они только обеспечивают возможность услышать приглушённые голоса, а также задуматься о проблемах скрытых от общественного мнения2.
Работа в НПО помогает женщинам развивать навыки лидерства, утверждаться в своей способности выступать сплоченными рядами и отстаивать свои интересы. Такие организации становятся местом, где женщины обретают друзей, поддержку и новые умения. Лидерство женщин не является самоцелью — это катализатор новых идей в общественных процессах.
Примером может служить проект «Информированное общество», разработанный Ассоциацией женщин с высшим образованием «Императив» и поддержанный ПРООН в Молдове. В его реализации участвовали представители неправительственных организаций и масс-медиа с обоих берегов Днестра и Гагаузии. В ходе работы проекта определилась динамика движения участников от простого общения и ознакомления с ситуацией во всех регионах Молдовы к выработке партнёрской стратегии по совместной деятельности. В Основном Законе нашей страны провозглашено, что Республика Молдова - это демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются.2
По инициативе женских организаций организуются различные мероприятия под общим названием «Роль женщины в развитии общества», в партнерстве со многими организациями региона проводятся благотворительные марафоны. В настоящее время в регионе реализуются проекты, названия которых говорят сами за себя: «Консолидация сообщества в решении социальных проблем», «Развитие социальных услуг в АТО Га-гаузия», «Укрепление НПО - укрепление местного сообщества», «Равные возможности», «Женщина - семь ступеней к успеху», «Предупреждения трафика женщин Гагаузии», «Объединение в разнообразии».