Введение к работе
Актуальность исследования. Предлагаемая работа посвящена исследованию пережитков домонотеистических верований и обрядов у аварцев-андалальцев Эта сфера духовной культуры андалальцев остается еще недостаточно изученной Между тем, исследование религиозных традиций народа имеет большое научное значение Изучение так называемого «народного ислама», в котором причудливо переплелись в одну синкретическую религию остатки домонотеистических верований и мусульманские религиозные установления представляет важный теоретический и практический интерес в плане воссоздания более полной картины духовной культуры этноса Это и тем более актуально в последние десятилетия, в условиях построения нового демократического и правового российского государства и в связи с ростом национального самосознания и национальной гордости, когда наблюдается повышение интереса к генезису и этнической истории народа, его историческому прошлому и настоящему, особенностям его культуры и быта Необходимость всестороннего ігзучения в наши дни того или другого этноса с учетом экологических, культурно-традиционных и этнокультурных факторов диктуется и объективными процессами1 вымыванием, забвением отдельных элементов бы^а и духовной культуры под натиском процессов урбанизации, стандартизации и глобализации Исследование традиционных религиозных верований, отражающих специфику духовной культуры отдельного этноса, в этой связи представляется актуальным и целесообразным, вытекающим из необходимости изучения закономерностей развития предшествовавших культурных форм в сравнении и во взаимосвязи с политическим и социально-экономическим состоянием современного общества Все это в совокупности свидетельствует об актуальности темы диссертации, значительно возросшем интересе народов Дагестана к собственной истории и предшествовавшим религиозным формам
Изучение народных верований позволяет знакомиться с исторической действительностью далекого прошлого, с древними формами хозяйства и быта Поэтому народные верования и обряды андалальцев, как и других народов мира, являются важным источником по истерии их самобытной культуры Они освещают также существовавшие в прошлом культурные связи андалальцев с соседями, что дает материал для исследования этногенеза и этнической истории не только аварцев, но и друпіх народов Дагестана Исследование верований любого народа невозможно без привлечения параллельного материала по соседним регионам и, прежде всего, Северного Кавказа, что и позволяет сделать целый ряд выводов общего характера по проблеме происхождения и развития религий мира
Цель и задачи исследования. Основная цель исследования -выявление и анализ сохранившихся в быту и культуре пережитков домонотеистических верований и обрядов у аварцев-андалальцев Реализация поставленной задачи предполагает решение ряда задач.
- реконструировать мифологические персонажи, входившие в
языческий пантеон и пандемониум андалальцев,
изучить и описать пережитки магии в различных сферах быта и культуры, и в частности такой ее вид, как метеорологическая магия в обрядах вызывания дождя и солнца,
выявить магические ритуалы в семейно-бытовых обрядах,
исследовать восходящие к зоолатрии, промысловому культу и тотемизму, верования, связанные с животными,
описать и интерпретировать, связанные с фетишизмом и магией, амулеты и талисманы андалальцев,
выявить истоки ранних форм религии, их эволюцию, влияние других религий,
провести широкие параллели и аналогии с выявлением общего и особенного в религиозных верованиях андалальцев с другими субэтносами и этническими группами аварцев, народами Дагестана, Северного Кавказа и мира
Хронологические рамки исследования охватывают
традиционный быт и культуру андалальцев, т е в основном XIX - начало XX в , хотя большинство описываемых верований и обрядов сохранялось и в советское время, а некоторые - бытуют и в наши дни.
Методологической основой диссертации являются принципы научного историзма и объективизма, предполагающие изучение любого явления в его исторической перспективе, рассмотрение его в единстве прошлого, настоящего и будущего Кроме того, в работе использованы принцип исторігческого детерминизма, принцип хронологической последовательности описываемых феноменов, принцип взаимосвязи явлений материальной и духовной культуры с особенностями форм хозяйственных занятий и экономики в целом, а также метод исторической ретроспекции Методологической и теоретической базой при написании диссертации послужили труды российских и дагестанских этнографов Г Ф Чурсина, Е М Шиллинга, М О Косвена, С А Токарева, С Ш Гаджиевой, М А Агларова, С.А Лугуева, А Г Булатовой, А О Булатова, Г А Гаджиева, Сефербекова Р И и др
Научная новизна диссертации. Работа является первым опытом комплексного изучения домонотеистических верований и обрядов аварцев Андалала Разрабатываемый в работе комплекс вопросов позволит по-новому взглянуть на ряд не изученных или малоизученных проблем и значительно расширить сведения по этнографии аварцев Новым вкладом в этнологическую науку является и основной вывод автора диссертации о том, что несмотря на более чем пятисотлетнее исповедание аварцами-
андалальцами ислама, а ранее и христианства, в их традиционном быту и культуре продолжали устойчиво сохраняться пережитки языческих верований (магия, анимизм, тотемизм, фетишизм, полетеизм и т д) Эти верования органически вошли в идеологию и культуру практикуемого андалальцами ислама, образовав синкретическую форму так называемого «бытового» или «народного» ислама
Источники. Источниковую базу исследования составили 1) полевой этнографический материал, 2) материалы Рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (РФ ИИАЭ), 3) литературные источники, 4) фольклор Весь полевой материал и некоторые документы РФ ИИАЭ вводятся в научный оборот впервые Основой работы послужил полевой материал, собранный автором в 13 селениях Гунибского района Полевые исследования проводились по специально составленному вопроснику методами индивидуального и группового собеседования и іштервьюирования респондентов Всего опрошено 49 человек разного пола, возраста и профессий
Состояние изученности проблемы. Всю имеющуюся литературу, касающуюся домонотеистических верований и обрядов аварцев можно разделить на 1) дореволюционную, 2) советского периода и 3) наших дней
Наиболее ранее упоминание о языческих божествах аварцев и других народов Кавказа встречается в 70-х гг XVIII в в труде И А Гильденштедта 1 Ценность этого вполне достоверного источника состоит в том, что им зафиксированы теонимы, реконструировать которые, на основании имеющихся на сегодняшний день материалов, не представляется возможным (например, у даргинцев)
Много интересующих нас сведений имеется в периодической и непериодической печати того времени Среди них - Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ), Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК)2 и др
Особенно ценной и интересной для нас является статья О Каранаилова3, посвященная этнографическому описанию особенностей быта и культуры жителей андалальского селения Чох Очень ярко и красочно автором описывается обряд по вызыванию дождя у чохцев, который описан другими авторами у авариев-хунзахцев4, аварцсв-
1 См Гильденштедт И А Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг СПб
Петербургское востоковедение, 2002 С 335,350
2 См, например Из дагестанских нравов Мамедов А Ачпаб (лезгинское поверье),
Ханагов Л Отемишские пиры, Он же Некоторые поверья мюрагинцев //
СМОМПК 1892 Вып 13 С 145-155
3См КаранаитовО Аул Чох//СМОМПК 1884 Вып 4 С 1-24 4 См Атханов М В горах Дагестана Путевые впечатления и рассказы горцев /Сост иавт коммент РН Иванов Махачкала, 2005 С 217-218
хваршин1, даргинцев2, лакцев3, лезгин4, агулов5, вайнахов6 и других народов Северного Кавказа7 и Кавказа8, а также у славян9
В советское время в конце 20-х гг первое этнографическое исследование быта и культуры аварцев, в том числе и андалальцев, было предпринято известным этнографом-кавказоведом Г Ф Чурсин В его этнографическом очерке «Авары»10 довольно обстоятельно описаны реликты демонотеистических верований и обрядов у аварцев Представлены они и в других его трудах"
В 1940-х гг по результатам этнографических экспедиций в районы расселения народностей андо-цезской группы Л Б Панек и Е М Шиллингом были написаны краткие историко-этнографические очерки12, где имеются сведения и по религиозным верованиям
1 См Мусаева М К Обряды вызывания дождя и солнца у хваршин в XIX - нач
XX в // Календарь и календарные обряды народов Дагестана Махачкала, 1987
С 99-104
2 См Магомедова М А Обряды вызывания дождя у даргинцев //Календарь и
календарные обряды народов Дагестана Махачкала, 1987 С 89-98
3См Омаров А Воспоминания муталима // ССКГ 1869 Вып 2 С 7 См Трофимова А Г Из истории религиозных обрядов вызывания дождя и солнца у народов Южного Дагестана //Азербайджанский этнографический сборник Баку, 1966 Вып 2 С 97-111
См Тарланов 3 К Заметки по сельскохозяйственной магии агулов//СЭ 1981 № 2 С 123-132
См Мадаева 3 А Обряды вызывания дождя и солнца у вайнахов в XIX — начале XX в //СЭ 1983 № 4 С 87-93
7 См Калоев Б А Земледелие народов Северного Кавказа М , 1981 С 197
8 См, например Брегадзе М А Рациональные основы некоторых обычаев
грузинских земледельцев//СЭ 1967 №2 С 144
9 См Толстые НИ и СМ Заметки по славянскому язычеству //Обряды и
обрядовый фольклор Л, 1982 С 61
10 См Чурсин ГФ Авары Этнографический очерк 1928 г /Науч ред
РИСефербеков Махачкала, 1995
11 См Чурсин Г Ф Очерки по этнологии Кавказа Тифлис, 1913, Он же Праздник
«выхода плуга» у горских народов Дагестана //Известия Кавказского историко-
археологического института Тифлис, 1927 Т5 С 43-60, Он же Культ железа у
кавказских народов //Известия Кавказского историко-археологического
института Тифлис, 1927 Т6 С 67-106, Он же Амулеты и талисманы Кавказских
народов //СМОМПК Махачкала, 1929 Вып 46 С 197-240, Он же Магия в
борьбе с засухой у кавказских народов //Бюллетень Кавказского историко-
археологического института Тифлис, 1930 №6
12 См Панек Л Б , Шиллинг Е М Сборник очерков по этнографии Дагестана /
Науч ред РИСефербеков Махачкала, 1996 С 21-38
Очень важной и ценной для нас является статья 3 А Никольской1, которая помимо описания традиционных религиозных представлений и обрядов аварцев, впервые указывает на синкретический характер их древних верований
В 70-90-е гг XX в исследованием домонотеистических верований у народов Дагестана, в том числе и аварцев, занимался Г А Гаджиев Плодами его деятельности стали многочисленные монографии, статьи, тезисы докладов и рукописные материалы2 Особого внимания заслуживает его фундаментальное научное исследование по доисламским верованиям и обрядам дагестанцев3, в котором имеются и материалы по аварцам-андалальцам
Большой вклад в исследование духовной культуры аварцев, и в частности их языческих религиозных верований, внесли известные дагестанские этнографы и фольклористы — М А Агларов ,
См Никольская 3 А Религиозные представления и земледельческие обряды аварцев (К вопросу о синкретизме религиозных верований аварцев) // Вопросы истории религии и атеизма М , 1959 Вып 7
2 См Гаджиев Г А Доисламские верования и обряды лезгин (по материалам
Самурской долины) Дис канд ист наук Махачкала, 1977//РФ ИИАЭ ФЗ
Оп З Д 565, Он же Культ природы и обряды, связанные с производственно-
хозяйственной деятельностью у лезгин в прошіом // Хозяйство, материальная
культу рай быт народов Даіестаиа в ХІХ-ХХ вв Махачкала, 1977 С 118-134, Он
же Религиозные верования и обряды народов Дагестана 1977-1985 гг // РФ
ИИАЭ Ф5 Оп 1 Д 104, 176, 185, 201, 293, 294, 313, 327, Он же Пережитки
древних представлений в похоронно-погребальных обрядах лезгин //Семейный
быт народов Дагестана в ХІХ-ХХ вв Махачкала, 1980 С 29-46, Он же
Доисламские религиозные верования у народов Нагорного Дагестана в XIX -
начале XX в (аварцы) 1982 г //РФ ИИАЭ Ф 3 Оп З Д 525, Он же Мифические
персонажи и их названия у лезгин //Отраслевая лексика дагестанских языков
Материалы и исследования Махачкала, 1984 С 82-93, Он же Магия в свадебной
обрядности народов Нагорного Дагестана //Брак и свадебные обычаи у народов
Дагестана в XIX - нач XX в Махачкала, 1986 С 96-111, Он же Рудименты
магических представлений в непроизводственной сфере лезгин //Вопросы
общественною быта народов Дагестана в XIX - нач XX в Махачкала, 1987
С 141-154, Он же Домонотеистические верования и обряды народов Дагестана
рудименты язычества в традиционной духовной культуре дагестанцев 1991 г //
РФ ИИАЭ Ф 3 Оп З Д 726, Он же Духовная культура народов Южного
Дагестана (XVIII - нач XX в) 1992-1995 гг //РФ ИИАЭ ФЗ ОпЗ Д 751,773,
Он же Верования и обряды доисламский период Махачкала, 1993
3 См Гаджиев Г А Доисламские верования и обряды народов Горного Дагестана
М Наука, 1991
4 См Агларов М А Языческое святилище на вершине горы Бахарган (К изучению
общинных и региональных культов в Дагестане) // Мифология народов
А Г Булатова1, А О Булатов2, М А Дибиров3, М Р Халидова4 и др
Значителен вклад в историко-этнографическое исследование аварцев в 1980-2000-е гг известного дагестанского этнографа (андалальца по происхождению) А И Исламмагомедова5 В 1990-е гг он занимался изучением традиционной истории, хозяйства, общественного и семейного быта андалальцев6 Однако религиозные верования андалальцев остались вне рамок его исследования
Особого интереса заслуживают и защищенные в последние годы кандидатские диссертации 3 А Исрапиловой и М Г Алиева по браку и семейно-бытовым обрядам, хозяйству и материальной культуре аварцев-андалальцев7
Дагестана. Махачкала, 1984, Он же Духовная культура андийцев в XIX - начале XX в 1987 г // РФ ИИАЭ Ф 3 Оп З Д 657, Он же Из верований народов Западного Дагестана (божество Щоб) // Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала, 1988
См Булатова АГО некоторых семейных и общесельских обрядах народов горного Дагестана в XIX - начале XX в, связанных с весеннес-лстнич календарным циклом // Семейный быт народов Дагестана в ХІХ-ХХ вв Махачкала, 1980 С 89-106, Она же Традиционные праздники и обряды народов Горного Дагестана в XIX - начале XX в Л Наука, 1988, Она же Сельскохозяйственный календарь и календарные обычаи и обряды народов Дагестана. СПб, 1999
2 Булатов АО Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в
XIX - начале XX в Махачкала, 1990, Он же Формы шаманско-магической
практики у народов Дагестана в конце ХІХ-ХХ в Пущино, 2004
3 Дибиров М А Духовная культура народов Дагестана и ислам (ХІХ-ХХ вв )
2000-2001 гг //РФИИАЭ ФЗ ОпЗ Д892,901
4 См Халидова М Р Мифологические образы в устной прозе народов Дагестана
//Мифология народов Дагестана Махачкала, 1984 С 99-118, Она же
Мифологический и исторический эпос народов Дагестана Махачкала, 1992, Она
же Устное народное творчество аварцев /Под ред Г Г Гамзатова Махачкала,
2004
5 См Исламмагомедов А И Общественный быт аварцев в ХІХ-ХХ вв 1982 г//РФ
ИИАЭ ФЗ ОпЗ Д524, Он же Аварцы XVIII - начало XX в Историко-
этнографическое исследование Махачкала, 2002, Он же Традиционный быт и
культура аварцев в фольклоре и документах 2003 г // РФ ИИАЭ Ф 3 Оп 3
Д944
6 См Исламмагомедов А И Андалалцы (аварцы) Исторический очерк, хозяйство
1991 г //РФ ИИАЭ Ф 3 Оп 3 Д 734, Он же Общественный быт андалалцев XIX
- нач XX в Брак и свадебная обрядность андалалцев XIX - нач XX в 1994 г
//РФ ИИАЭ Ф 3 Оп З Д 779
7 См Исрапилова 3 А Брак и семейно-бытовые обряды аварцев Андалала
(традиции и инновации) Дис канд ист наук Махачкала, 2002, Атиев М Г
Хозяйство и материальная культура аварцев-анадальцев во второй половине ХІХ-
ХХ в Дис канд ист наук Махачкала, 2005
Большой вклад в изучение языческих верований у народов Дагестана (табасаранцы, даргинцы, аварцы, дагестанские азербайджанцы, горские евреи) в последние 15 лет внес РИСефербеков1 Им опубликовано более 100 научных трудов по этой проблематике Основной его заслугой является разработка проблем типологической классификации мифологических персонажей народов Дагестана2 Из аварских этнических групп он исследовал мифологические персонажи койсубулинцев, гидатлинцев, анадалальцев и хунзахцев3
См СефербековРИ Аграрные культы табасаранцев Махачкала, 1995, Омаров И И, Сефербеков Р И Луї Куппа Историко-этнографичесхие очерки ХІХ-ХХ вв Махачкала, 1996, Они же Брак и свадебные обряды дарпшцев-цудахарцев сел Куппа. Махачкала, 1999, Сефербеков РИ Праздник первой борозды у даргинцев-цудахарцев сет Куппа Махачкала, 1998, Он же Традиционные религиозные представления табасаранцев (бот и демоны, верования, связанные с животными) Махачкала, 2000, Он же К характеристике некоторых мифо югических персонажей даргинцев-мегебцев //Научное обозрение Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана. Махачкала, 2004 Вып 7 С 119-121, Он же Мифологические персонажи традиционных религиозных представлений азербайджанцев Табасарана //Вестник Института истории, археологии и этнографии Махачкала, 2005 № 1 С 95-104, Он же Верховные бої и народов Северного Кавказа (сравнительно-сопоставительный анализ общего и особенного) //Научная мысль Кавказа Ростов-на-Дону, 2006 № 1 С 72-76 Он же Мифологические персонажи дагестанцев и вайнахов //Тезисы докладов научно-практической конференции «Исторические связи народов Дагестана и Чечни» Махачкала, 2006 С 19-21 и др
2 См Сефербеков Р И Проблемы типологической классификации мифологических
персонажей народов Дагестана //Тезисы докладов научной сессии «Историческая
наука Дагестана сегодня и завтра» Махачкала, 2003 С 62-63, Он же К вопросу
о критериях классификации мифологических персонажей народов Дагестана
//Тезисы докладов VI Конгресса этнографов и антропологов России СПб, 2005
С 207
3 См Сефербеков РИК характеристике некоторых мифологических персонажей
аварцев-койсубулинцев //Государство и религия в Дагестане Информационно-
аналитический бюллетень Комитета Правительства РД по делам религий Махачкала,
2002 № 3 С 63-69, Он же К характеристике некоторых мифологических персонажей
аварцев-гидатлинцев //Вестник Дагестанского научного центра Махачкала, 2004 №
17 С 69-76, Алигаджиева 3 А, Сефербеков Р И К характеристике некоторых
мифочопіческігх персонажей аварцев-андалальцев //Вестник Дагестанского научного
цеіггра Махачкала, 2004 № 19 С 103-110, Сефербеков РИ, Шигабудинов ДМ
Мифологические персонажи традиционных верований аварцев-хугаахцев
Махачкала 2006, Сефербеков Р И, Алиев М О Мифологические персонажи аварцев-
койс\булинцев //Обозреватель- Observer М, 2007 № 12 С 111-115, Сефербеков Р И,
Алигаджиева 3 А. Мифологические персонажи пантеона и пандемониума аварцев //
VII Конгресс этнографов и антропологов России доклады и выступления Саранск,
2007 С 366
Многие интересующие нас сведения по реликтам ранних форм религий содержатся в статьях и разделах «Религиозные верования» историко-этнографических исследований по субэтносам и этническим группам аварцев1, используемых нами в качестве сравнительно-сопоставительного материала
В качестве теоретической и методологической базы и как сравнительный материал нами использованы труды отечественных2 и
1 См Лугуев С А Ахвахцы XIX - начало XX в Историко-этнографическое
исследование 1985 г //РФ ИИАЭ Ф 3 Оп 3 Д 618, Алимова БМ, Магомедов
Д М Ботлихцы XIX - начато XX в Историко-этнографическое исследование
Махачкала, 1993, Лугуев С А, Магомедов ДМ Бежтинцы XIX - начало XX в
Историко-этнографическое исследование Махачкала, 1994, Гаджиев ГА
Багулалы //Народы России Энциклопедия М, 1994 С 101-102, Мусаева МК
Хваршины XIX - начало XX в Историко-этнографическое исследование
Махачкала, 1995, Алимова Б М , Лугуев С А Годоберинцы XIX - начало XX в
Историко-этнографическое исстедование Махачкала, 1997, Лугуев С А,
Магомедов ДМ Дидойцы (цезы) XIX - начало XX в Историко-
этнографическое исследование Махачкала, 2000, Ризаханова МШ Гунзибцы
ХГХ - начало XX в Историко-этнографическое исследование Махачкала, 2001,
Она же Генухцы XIX - начало XX в Историко-этнографическое исследование
Махачкала, 2006, Агларов МА Андийцы Историко-этнографическое
исследование Махачкала, 2002, Магомедханов М М , Лугуев С А Тиндинцы
//Народы Дагестана /Отв ред С А Арутюнов, А И Османов, Г А Сергеева М
Наука, 2002 С 213-222, Гаджиев Г А Чамалалы//Там же С 222-231
2 См Золотарев А Пережитки тотемизма у народов Сибири Л, 1934, Штернберг
ЛЯ Первобытная религия в свете этнографии Л, 1936, Токарев С А
Религиозные верования восточнославянских народов XIX - нач XX в М , Л,
1957, Он же Религия в истории народов мира 4-е изд, испр и доп М, 1986,
Пропп В Я Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического
исследования) Л, 1963, Анисимов АФ Этапы развития первобытной религии
М , Л, 1967, Снесарсв Г П Реликты домусульманских верований и обрядов у
узбеков Хорезма М Наука, 1969, Соколова 3 П Культ животных в речигиях
М Наука, 1972, Померанцева ЭВ Мифологические персонажи в русском
фольклоре М Наука, 1975, Велецкая Н Н Языческая символика счавянских
архаических ритуалов М, 1978, Соколова В К Заклинания и приговоры в
календарных обрядах//Обряды и обрядовый фольклор М Наука, 1982 С 11-24,
Афанасьев АН Древо жизни Избранные статьи М, 1983, Он же Живая вода и
вещее слово М, 1988, Рыбаков Б А Язычество древней Руси М Наука, 1987,
Максимов С В Нечистая, неведомая и крестная сила М, 1996, Зеленин ДК
Восточносчавянская этнография М, 1997, Капица ФС Славянские
традиционные верования, праздники и ритуалы Справочник 3-е изд М, 2001,
Киреевский И Р Мифы древних славян Боги, духи, растения, животные
Харьков, 2006 и др
зарубежных этнографов1 и кавказоведов2, а также тематические сборники статей3 по интересующей нас проблеме и энциклопедии4 Определенная информация по традиционным религиозным верованиям содержится в статьях тданных в последние десятилетия в периодических изданиях5 и сборниках статей6 Таким образом, как это видно из представленного
1 См Фрэзер ДД Золотая ветвь Исследование магии и ретигии М, 1980, Тайлор
Э Б Первобытная культура / Пер с англ Д А Коропчевского Предмет и прим
АИПершица М, 1989
2 См Ахриев Ч Ингуши (нх предания, верования и поверья) // ССКГ Тифлис,
1875 Вып 8, Чибиров Л А Народный земледельческий календарь осетин
Цхинвали, 1976, Он же Аграрные истоки культа животных у осетин //СЭ 1983
№ 1 С 94-101, Он же Традиционная духовная культура осетин /Под ред
Ю Ю Карпова М, 2008, Харатян З В Традиционные демонологические
представления армян (по материалам семейного быта XIX - начала XX в) //СЭ
1980 № 2, Керейтов РХ Мифологические персонажи традиционных верований
ногайцев //Там же, Алимова Б М Обряды и обычаи, связанные с рождением
ребенка у кайтагских кумыков (конец XIX - нач XX в) //Быт сельского
населения Дагестана (XIX - начало XX в ) Махачкала, 1981 С 55-72, Она же
Брак и свадебные обычаи сельского населения Дагестана //Брак и свадебные
обычаи народов современного Дагестана Махачкала, 1988 С 46-55, Мужухоев
М Б Из истории язычества вайнахов (пантеон божеств в позднем средневековье)
// СЭ 1985 № 2 С101-105, Гаджиева 33, Абакарова ФО Отражение
ритуально-мифологических представлений в причитаниях (на материале
фольклора аварцев и даргинцев) //Проблемы мифологии и верований народов
Дагестана Махачкала, 1988 С 136-141, Зухба С Л Типология абхазской
несказочной прозы Майкоп, 1995, Бадалов ФА Язычество лезгин Дербент,
2000, Он же Астральная религия лезгин Космогонические и антропогонические
предствления, пантеон божеств М, 2006, Халилов X М Устное народное
творчество лакцев /Под ред Г Г Гамзатова Махачкала, 2004, Далгат Б К
Первобытная религия чеченцев и ингушей М Наука, 2004 и др
3 См Религиозные верования народов СССР В 2-х т М, Л, 1931 Т2,
Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов М, 1940, Религия и мифология
народов Восточной и Южной Азии М, 1970, Домусульманские верования и
обряды в Средней Азии М, 1975, Мифологии древнего мира /Пер с англ,
предисл И М Дьяконова М , 1977, Мифы, культы, обряды народов зарубежной
Азии М,1986 и др
4 См Мифы народов мира Энциклопедия В 2-х т /Отв ред С А Токарев М
Российская энциклопедия, 1994, Мифология Большой энциклопедический
словарь /Гл ред Е М Мелетинский 4-е изд М Большая Российская
энциклопедия, 1998
5 См УЗ ИИЯЛ, ВИД, СЭ, ЭО, Вестник Дагестанского научного центра, Вестник
Института истории, археологии и этнографии и др
6 См Хозяйство, материальная культура и быт народов Дагестана в XIX - XX вв
Махачкала, 1977, Семейный быт народов Дагестана в XIX - XX вв Махачкала,
1980, Быт сельского населения Дагестана (XIX - нач XX в) Махачкала, 1981,
материала, нашими предшественниками проделана большая работа по изучению отдельных аспектов традиционных религиозных верований аварцев и других народов Дагестана и Северного Кавказа Однако ни в одном исследовании домонотеистические верования и обряды андалальцев не стали предметом специального и комплексного изучения Оно предпринимается нами впервые
Практическая значимость работы заключается в том, что она существенно обогащает историографию проблемы изучения домонотеистических верований и обрядов народов Дагестана Ее основные выводы и положения могут быть использованы при составлении обобщающих трудов по истории и этнографии, по изучению реликтов язычества в духовной культуре народов Дагестана и Северного Кавказа, а также при написании учебных пособий и спецкурсов, дипломных и курсовых работ на гуманитарных факультетах вузов
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН и получила положительную оценку Основные положения диссертации опубликованы в статьях периодических научных изданий, а также материалах Конгресса этнографов и антропологов России