Введение к работе
Актуальность проблемы.
На изучение народной медицины внимание было обращено еще в прошлом веке. Особенный интерес к ней стал проявляться в последнее время. В наши дни этнография включает в число своих важнейших и актуальных задач изучение современной культуры и быта, таких явлений традиционной культуры, которые продолжают функционировать в современной, повседневной жизни К ним относится и народная медицина
Специфически «простонародные» черты этномедицинских традиций рассматривают, прежде всего, как составную часть данной культуры и породившего эти черты общественного уклада
В последнее десятилетие появились огромные разновидности магической и мистической деятельности Они основаны на инокуль-турных заимствованиях, таких как шаманизм, вуду, тантризм, дзэн, даосизм и др
С другой стороны, огромное влияние на развитие религиозно- магических элементов в традиционной медицине аварцев играл и тот факт, что традиционные сакральные практики выходят из полуподпольного состояния и стали свободно функционировать И по сей день проводятся ритуалы «собирания джиннов», получает распространение техника «вселения духа», являющаяся одним из основных вариантов сакральных практик
Возросший интерес к народной медицине в последнее время объясняется значительными практическими и теоретическими результатами, которое дает ее исследование В последние десятилетия, в связи с быстрым возрождением ислама, развиваются и магические и медиаторские практики, также обставленные внешними исламскими атрибутами как посещения «зияратов», «пения мавлидов», чтения заговоров вместе с текстами Корана Изучение эмпирического материала этнографических исследований позволяет расширить современной медицине арсенал лечебных средств и методов
Как известно, народная медицина « является непременной частью традиционно - бытовой культуры Последняя же составляет основное ядро предметной области этнографической науки Этим и определяется значение изучения народной медицины для этнографической характеристики народов мира»1.
1 Ю В Бромлей Вступительное слово к пленарному заседанию Всесоюзной научной конференции, посвященной этнографическим аспектам изучения народной медицины Л, 1973
Следует также отметить, что « традиционный опыт народов мира в области медицины широко изучается сейчас во многих странах. Значительный интерес проявляется к народной медицине и в СССР. Ее изучают в самых различных частях нашей страны (от Востока до Прибалтики), представители многих научных дисциплин, как естественных, так и общественных
Народная медицина является тем постоянным и неиссякаемым источником, в обилии содержащем жизненно необходимый и предназначающийся для сохранения человеческого здоровья эликсир, в котором медицина выявила много средств для излечения различных заболеваний, изучила их и применила на практике
Богатство и своеобразие природно - климатических условий жизни аварцев, как и других народов Дагестана, позволили накопить им богатый опыт в лечении болезней и сохранении здоровья. Однако формирование и накопление этого опыта связано не только с богатством природы, но и с образом мышления, особенностями миропонимания и характером социально — экономических отношений В связи со сказанным, мировоззренческий аспект исследования этномедици-ны для рассмотрения его как явления культуры Основной путь передачи опыта и знаний в области врачевания у аварцев устно - зрительный Исторический подход к изучению традиционной медицинской культуры дает нам возможность раскрыть культурное взаимодействие этнических общностей и определить место и роль народной медицины в этнической жизни Все достижения этномедицины в тесном сплаве материального и духовного предстает перед нами как явление культуры.
Актуальность исследуемой проблемы заключается и том, что изучение прогрессивных традиций с учетом указанных принципов приобретает особенное значение на сегодняшний день, когда в активизировавшемся процессе национального самосознания и самоопределения народов нашей страны культурное наследие прошлого превратилось в один из важнейших определяющих факторов
Именно поэтому рассматриваемый значительный феномен культурного наследия аварского народа представляется нам в конечном итоге ярким показателем его национальных своеобразий и превращается, естественно, в связи с этим в одну из важнейших сфер этнографического исследования
Ю В Бромлей, А А Воронов Народная медицина как предмет этнографических исследований « Советская этнография», № V, 1976, стр 3
Таким образом, актуальность настоящей диссертационной работы исходит из вышеуказанных теоретических и методологических принципов Она прямо и непосредственно подразумевает выявление культурного наследия аварцев и внедрения его в современную практику
Цели и задачи исследования.
Изучение народной медицины аварцев, народа, проживающего в горных районах Дагестана, выявление ее рациональных и иррациональных сторон, региональных особенностей, ее специфики отношений с традиционной письменной медициной других народов Дагестана и Кавказа, выявление факторов, способствующих консервации этих традиций в быту горцев - таковы основные цели, поставленные перед нами в диссертации. Этим же определяются основные задачи исследования
-
Изучение основных компонентов народной медицины в историке - этнографическом плане
-
Установление взаимосвязи народной медицины с другими элементами традиционно - бытовой культуры горцев Дагестана
3 Выявление иррациональных лечебных средств народной ме
дицины аварцев
4 Выявление рациональных средств народной медицины горцев
Используя исторический и этнографический материал, показать,
как иррациональный опыт врачевания при действии силы обратных связей через образ жизни, обычаи и обряды, входил и закреплялся в этническую жизнь Иррациональность лечения выявлена путем сравнения с данными современной научной медицины.
Теоретические и методологические основы.
В своих исследованиях мы исходили из утвердившихся в отечественной этнографической науке сравнительно — исторического и ретроспективно - реконструктивного методов При рассмотрении этнокультурных явлений в области медицины мы придерживались диалектического метода и соблюдение принципа историзма в анализе и оценке событий Опирались на теорию всеединства, отраженную в трудах В С.Соловьева, Н.А.Бердяева, А А Флоринского, и на труды В И Казначеева и Е.А Спирина, где человек рассматривается как фундаментальная социоприродная целостность
В работе мы также руководствовались некоторыми идеями и положениями выдающегося английского ученого Д Д Фрэзера Его типология магии в свете медицины взята автором в основу систематизации религиозно-магических верований исследуемого этноса.
При рассмотрении приемов лечебной магии автор учитывает классификацию, предложенную отечественным ученым С А Токаревым
Научная новизна и теоретическая значимость работы.
Научным достоинством работы может считаться то, что она представляет собой первую попытку монографического изучения народной медицины аварцев в свете рационального и иррационального методик лечения
-
Впервые комплексно и всесторонне раскрыты представления аварцев о причинах заболеваний. В случаях, когда причина заболевания была очевидна, горцы прибегали к рационально - эмпирическим способам лечения. Заболевания, вызванные неясными для них причинами и не поддающиеся лечению обычными домашними средствами, аварцы связывали со сверхъестественными силами и лечили исключительно религиозно - магическими средствами
-
Выявлены; и проанализированы основные методы диагностики, от чего зависела эффективность лечения.
3. Систематизированы виды заболеваний и методы их исцеления Как правило, целительством занимались старые опытные женщины (знахарки) и муллы, из которых одни врачевали исключительно домашними снадобьями, другие только заговорами и заклинаниями, некоторые и тем и другим, и, наконец, прорицательницы и гадалки, которые участвовали в религиозно - лечебных ритуалах
4 Существенно расширен круг источников изучения традицион
ной медицины, на основе уже привлекавшихся данных по теме про
веден сравнительный анализ, раскрывающий эволюцию и динамику
ее развития
5 Проведен сравнительный анализ традиций и инноваций в ре
лигиозно - магической форме целительства горцев - аварцев
Источниковедческая база исследования.
Имеющиеся в специальной литературе скудные сведения о народной медицине аварцев, мы восполнили новыми полевыми этнографическими материалами Отдельные вопросы этой темы были исследованы в социально - экономических аспектах старого быта горцев - аварцев, с учетом экологических особенностей среды их обитания, с привлечением сравнительных данных как из древней литературы по целительству, так и современной медицины.
Работа опирается на полевой этнографический материал, собранный автором в период командировок по районам проживания
аварцев в 2002 - 2006 гг., на этнографические материалы, хранящиеся в архиве ИИАЭ ДНЦ РАН. Использованы материалы, имеющиеся в музеях культуры Гунибского, Хунзахского и Чародинского районов, данные периодической прессы XIX века, а также древние медицинские рукописные книги, написанные на «аджаме», и хранящиеся в личных архивах; изучена специальная и общая литература.
Апробация работы.
Работа была апробирована на заседании отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, с обзором источников и литературы, трех глав и заключения, библиографии, списка информаторов и приложений, куда входят таблицы, рисунки знаков и иллюстрации.