Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философские аспекты интегральной медицины Дарибазарон Энхэ Чимитдоржиевич

Социально-философские аспекты интегральной медицины
<
Социально-философские аспекты интегральной медицины Социально-философские аспекты интегральной медицины Социально-философские аспекты интегральной медицины Социально-философские аспекты интегральной медицины Социально-философские аспекты интегральной медицины Социально-философские аспекты интегральной медицины Социально-философские аспекты интегральной медицины Социально-философские аспекты интегральной медицины Социально-философские аспекты интегральной медицины Социально-философские аспекты интегральной медицины Социально-философские аспекты интегральной медицины Социально-философские аспекты интегральной медицины
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дарибазарон Энхэ Чимитдоржиевич. Социально-философские аспекты интегральной медицины : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Улан-Удэ, 2001.- 145 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/217-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1: Интегральная медицина: метафизический контекст 13

1.1 Проблема бытия Человека в интегральной медицине 13

1.2 Метафизическое обоснование современной медицины 26

1.3 Принцип голографии как методологическое основание интегральной медицины 62

Глава 2: Интегральная медицина: социально - философский контекст 75

2.1 Сравнительный анализ трех эталонов здоровья и их интеграция в философской перспективе 75

2.2 Неведение как болезнь (в контексте экологической этики и aпсихотерапии) 112

Заключение 133

Библиография 135

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Важнейшими задачами нашего общества в XXI веке будет обращение на новом мировоззренческом уровне к Человеку как к многомерному существу, переосмысление природы и социума, возвращение к первозданному пониманию мира как единого организма. Человек изначально существовал в мире, наполненном жизнью, в мире, который не разделялся на «живую» и «неживую» природу. Его Вселенная представляла собой гармонично устроенную систему, иерархию больших и малых, высших и низших существ, объединенных совместной деятельностью, в которой они сознательно или бессознательно участвуют, как клетки и органы тела участвуют в его работе. Он не страдал от чувства трагической пустоты внутри и вокруг себя, как страдает человек XX века, который в бесконечной вселенной, в окружении миллионов других существ остается одиноким. В идеале Человек должен чувствовать себя неотъемлемой частью Великого Целого, частью общества, природы, универсума. И он, как и все сущее, несет в себе Абсолютное начало.

Макрокосм и микрокосм суть две стороны одного целого, две формы проявления вездесущего Абсолюта. Все в мире имеет один источник -Первоначало, все построено и работает по единым законам - и Человек, и Вселенная. Они состоят из одних и тех же элементов, алхимических начал, выраженных в разных физических формах. Поэтому, зная законы Вселенной, мы можем понимать происходящее в Человеке, а изучив Человека, лучше поймем то, что происходит в Универсуме.

Интегральная медицина, утверждая взаимосвязь между Человеком и Вселенной, подразумевает, в первую очередь, не физическую связь, а всеобщую, универсальную связь с Бытием. Благодаря этой связи космос способен влиять на человека. В свою очередь, человек способен влиять на великий мир не только физически, но также своими мыслями и чувствами.

В интегральной медицине ставится вопрос об ответственности Человека перед Природой и возникающих в связи с этим этических требованиях к нему. Подобные вопросы ставили уже Платон и Парацельс. Согласно их взглядам, каждый Человек как часть Универсума имеет свое предназначение, свою эволюцию, являющуюся, в свою очередь, частью великой эволюции Вселенной. Если человек противодействует законам Вселенной, не соблюдает Закон, то он вносит разлад в мировую гармонию. Человек может наносить вред природе и самому себе, не только загрязняя окружающую среду и истощая ее ресурсы, но также отравляя окружающий мир эгоистическими делами и мыслями. Поэтому, когда множество людей из-за своего неведения (болезни в контексте буддийской философии) не знают основных этических законов, не понимают человеческой ответственности перед остальным миром, когда у них нет ничего святого, неумело управляют своими мыслями и эмоциями, легко впадают в состояние злобы и агрессивности, зависти и неконтролируемого желания, - такое разрушающее воздействие на природу становится значительным и влечет за собой непредвиденную реакцию со стороны окружающего мира в виде природных катаклизмов, заболеваний, массовых истерий и т.д. Преодоление болезни как неведения предполагает внутреннюю трансформацию человека, восхождение его к Абсолюту.

Современный человек отличается чрезвычайной подозрительностью ко всему новому и необычному, обыкновенно превращающейся в отторжение любой незнакомой вещи по принципу «этого не может быть, потому что не может быть никогда». В достаточной степени это является следствием замкнутости человека, который, ограничиваясь своим маленьким, удобным для него мирком, не желает допускать в него никого и ничего, что могло бы угрожать его благополучию. Говоря языком современной науки, человек подобен замкнутой системе, которая не способна расти и изменяться, потому что практически не контактирует с окружающим миром. Говоря теми же

терминами, в представлении Парацельса человек должен быть «открытой системой», то есть взаимодействовать с Космосом и другими людьми, быть способным достойно отдавать и достойно получать.

Путь внутренней трансформации - важная часть всех традиционных учений Востока и Запада. В разных традициях путь этот назывался по-разному, но основной задачей человека, идущего по этому пути, было развертывание собственных внутренних потенциалов, поиск своей истинной сути, своего Закона и предназначения, для того чтобы наиболее полно участвовать во всеобщей эволюции. Раскрывая свою истинную сущность, узнавая свою истинную роль, человек учится сознательно участвовать во Вселенском действии, а не быть нездоровым балластом. Проблема здоровья человека кроется в самом человеке. Эти древние истины нуждаются в глубоком научном, социально-философском и духовно-нравственном осмыслении для того, чтобы разобраться в истинных причинах современной ситуации, свидетельствующий о неблагополучном здоровье Человека и Общества.

Актуальность темы данного исследования связана и с тем, что лечебная практика требует решения давно назревшей проблемы социально-философского обоснования синтеза двух парадигм медицины - западной и восточной. Интегральная медицина, объединяя ранее несовместимые модели западной и восточной медицины, которым соответствовали материалистические и идеалистические парадигмальные контексты, связывает свое будущее с пониманием единства Человека и Космоса, основанием которого может быть только целостное представление о связности человеческого духа и тела как новой мировоззренческой парадигмы.

Степень разработанности проблемы. Понятие «интегральная медицина» в научный оборот начал входить в 70-х годах XX века в связи с назревшей необходимостью пересмотра мировоззренческой парадигмы на нашу действительность. Духовно-нравственная деградация личности и

общества явилась одним из факторов, приведших к глобальному экологическому кризису на нашей планете. Эта серьезная проблема стала предметом исследования многих ученых, представляющих весь спектр современной науки.

В своем исследовании мы опирались на фундаментальные работы таких ученых как В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Э.Шредингер, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, П.К.Анохин, Л.Н.Гумилев, П.А.Бадмаев, Н.Н.Моисеев, Г.Селье, А.Д.Урсул, В.Франкл, Ф.Перлз, И.Р.Пригожий, В.С.Степин, Н.М.Амосов, Н.П.Бехтерева, К.Уилбер, Г.Бейтсон, А.Лоуэн, Ф.Капра, А.С.Залманов, Д.Чопра, В.В.Налимов, И.И.Юзвишин, В.В.Мантатов, С.Ю.Колчигин, Т.П.Григорьева, В.С.Поликарпов, Т.Г.Лешкевич и других.

Работы этих авторов стали теоретической и методологической базой для разработки нашей собственной концепции интегральной медицины и ее социально-философского основания.

Философской базой для исторической ретроспективы в нашем исследовании были классические труды Платона, Гиппократа, Парацельса, Р.Декарта, И.Канта, А.Бергсона, Э.Гуссерля, М.Хайдеггера, У. Джеймса, К.Ясперса, М.Фуко, З.Фрейда, К.Г.Юнга, Р.Ассаджоли, К.Р.Роджерса, В.Райха, Э.Фромма, И.С.Кона и других.

Для осмысления холистического мировоззрения мы обращались к работам по восточной философии таких авторов как Нагарджуна, Чандракирти, Васубандху, Чжуанцзы, Абу Али ибн Сина, Далай-Лама XIV, Д.Судзуки, Г.И.Гурджиев, П.Д.Успенский, Б.Д.Дандарон, Шри Ауробиндо, Раджниш Ошо, Дж. Кришнамурти, С.Радхакришнан, Ч.Трунгпа, Дж.Тинлей, Е.И.Рерих, А.Говинда, Г.Гюнтер, Э.Конзе, Ф.И.Щербатской, О.О.Розенберг, А.Уоттс, Р.Моаканин и другие.

Проблема интегральной медицины в мировой науке в разной степени и различных аспектах разрабатывались в трудах таких крупных западных ученых как Д.Бом, К.Прибрам, А.Маслоу, С.Гроф, Дж.Чу, Р.Гербер, Дж.

Катчмер, Б.Э.Бреннан, Р.Лэнг. Их экспериментальные данные служат основой для оптимистических результатов в дальнейших исследованиях. Например, в работе доктора философии и медицины Р. Гербера «Вибрационная медицина» приводятся примеры уникальных, объективно и достоверно проверяемых экспериментов при исследовании человека, базирующихся на естественнонаучных открытиях А.Эйнштейна, Н.Бора, М.Планка, В.Гейзенберга, С.Кирлиан, что послужило весомым аргументом в выдвижении своих идей диссертанту. В работе «Дао биоэнергетики» Дж.Катчмер, проводя сравнительный анализ китайской медицины и психоаналитических разработок В.Райха, приходит к выводу о многомерности человека как такового. Важную роль для авторских методологических построений имели научные разработки таких выдающихся ученых как Д.Бом и К.Прибрам. Они совместными усилиями выдвинули безупречную научно-философскую теорию, где Человек и Вселенная есть взаимоотражающиеся голограммы, то есть подтверждая глубокие выводы восточной мудрости: все в Едином и Одно во всем. Эти выводы стали для нашей работы показателем правильности выбранного нами направления исследования, где мы настаиваем на необходимости перехода от классической к современной интегральной медицине.

Для построения общей картины интегральной медицины очень важную роль сыграли такие классические произведения как трактат «Чжуд-ши» и Атлас тибетской медицины, индийская Аюрведа, трактат китайской медицины «Наньцзин» и «Канон врачебной науки» А.А.ибн Сины.

В отечественной науке необходимо отметить работы в этом направлении таких авторов как В.П.Казначеев, Л.Г.Пучко, П.П.Гаряев, Е.А.Спирин, Г.Лувсан, Э.Г.Базарон, Л.Л.Хунданов, В.Н.Пупышев, С.М.Николаев, Н.Ц.Жамбалдагбаев, И.Ю.Микляев, Н.И.Моисеева, Ю.Г.Мизун, В.Т.Куприй, АЛ.Катин, Э.Ю.Кушниренко, В.П.Петленко, Ю.П.Лисицын, Е.Н.Молодцова, В.И.Гарбузов, В.М.Дильман, Э.М.Каструбин, Е.С.Вельховер, К.В.Сельченок. Научные разработки этих ученых для

дальнейшего развития мировой медицины трудно переоценить. В диссертационном исследовании при анализе человека в контексте нашей темы автор опирался на оригинальную работу «Многомерная медицина». Автор этого исследования Л.Г.Пучко на основе обширного практического и теоретического материала сумела доказать наличие энергоинформационных полей вокруг человека и их патологического состояния (т.е. заболевания) при определенных жизненных ситуациях. В своем исследовании Л.Г.Пучко опирается на фундаментальное открытие (теория физического вакуума и торсионных полей) российского физика Г.И.Шипова и на учения религиозно-философских школ Запада и Востока. Важно отметить, что метод Л.Г.Пучко дает удивительный эффект, излечивая безнадежно больных людей. Остается лишь констатировать что, конечный результат говорит сам за себя, факт -упрямая вещь.

Российскими учеными под руководством акад. В.П.Казначеева было сделано открытие, состоящее в том, что в белково-нуклеиновом пространстве живых клеток нашего организма сосуществует солитоны (полевая, волновая организация жизни), могущая мигрировать из организма в организм и передвигаться внутри организма. Это так называемые голографические солитоны, имеющие форму вихревых структур, которые могут перемещаться в любых жидких средах организма, перекрывая каналы управления и обмена энергией, информацией, веществом, вызывая многочисленные функциональные расстройства в организме человека.

Полученные экспериментальные материалы, по свидетельству В.П.Казначеева, настолько серьезны, что касаются всего современного естествознания и всех современных религий. Это открытие может объяснить многие данные, полученные из религиозного опыта.

Неоценимую помощь в выявлении социально-философского аспекта понятий «здоровье» и «болезнь» диссертанту оказала монография О.С.Васильевой и Ф.Р.Филатова «Психология здоровья человека», где

рассмотрены античная, адаптационная и антропоцентрическая модели здоровья. Авторы данного исследования провели глубокий сравнительный и критический анализ этих трех моделей с современных позиций, что послужило отправным пунктом и подтверждением замыслов и выводов диссертанта.

Несмотря на то, что в имеющихся работах освещены определенные
аспекты проблемы интегральной медицины, а в некоторых они глубоко
разработаны, тем не менее необходимо отметить отсутствие

диссертационных работ, в которых специально рассматривались бы социально-философская проблематика интегральной медицины. Уровень развития современной науки и медицины позволяет целостное рассмотрение данной проблемы с позиции единого методологического подхода, что и определило цель нашего исследования.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы определить социально-философский аспект современного понимания интегральной медицины на основе новейших открытий постнеклассической науки и духовных учений Востока, раскрыть понятие «духовное здоровье» в контексте экологической этики.

Реализация цели предполагает решение ряда задач, основными из которых являются:

  1. Анализ исторических предпосылок интегральной медицины.

  2. Осмысление современного состояния западной медицины.

  3. Компаративистский подход к западной и восточной традиции в определении здоровья человека.

  4. Сравнительная анализ эталонов здоровья (саморегуляция, социальная адаптация и самоактуализация).

  5. Критический анализ эгоцентризма в контексте буддийской этики через призму медитации и психотерапии.

  6. Раскрытие понятия «интегральная медицина» в социально-

философском контексте. Объект исследования. В соответствии с указанными целью и задачами в диссертации объектом исследования является интегральная медицина с позиции новейших достижений современной науки и традиций буддийской философии.

Предметом исследования является анализ сущности и концептуально-мировоззренческих оснований интегральной медицины в контексте социальной философии.

Методологическим основанием диссертационного исследования явилась система диалектических принципов (связи, развития и др.) и различных методологических подходов, включающих в себя системный, синергетический, компаративистский, информационный и статистический (вероятностный), углубляющих и развивающих диалектическую методологию осмысления проблемы интегральной медицины.

Методология философской компаративистики позволила преодолеть изолированность, замкнутость философских культур Востока и Запада. Она дает возможность аналитического сопоставления традиционных типов философского дискурса с современными с целью экспликации их универсального содержания.

Стержневым направлением в нашем исследовании стал голографический принцип, так как он целиком отвечает методологическим требованиям осмысления интегральной медицины. Он гармонично сочетается с принципами восточной медицины, утверждающими целостность Человека и Универсума.

Научная новизна результатов исследования:

1. В результате изучения состояния западной медицины выявлено, что субъектно-объектный подход носит ограниченный характер в лечении человека и не имеет исторической перспективы. Преодоление этой ограниченности и, соответственно, обретение

исторического оптимизма возможно при применении голографической модели как фундаментального метода к оздоровлению больного.

  1. На основании сравнительного анализа трех типов здоровья (саморегуляция, социальная адаптация и самоактуализация) сделан вывод, что раздельная интерпретация этих моделей, потеряв целостного человека, приводит к отрицательным результатам в лечении больного. Диссертантом предлагается интегральный подход к проблеме здоровья человека, который синтезирует три вышеназванных эталона здоровья, на основе постнеклассической науки и эвристических принципов буддийской философии.

  2. В результате рассмотрения болезни как неведения в контексте буддийской философии сделан вывод: причина разрушения здоровой природы человека - в его фантомах ложных самоидентификаций (деньги, власть, потребительская «лихорадка» и т.д.), осознание и освобождение от которых имеет важное значение в оздоровлении человека и общества.

  3. С позиции социальной философии выявлены духовно-нравственные основания интегральной медицины; показаны необходимость формирования аксиологического мышления (здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии) и эколого-этического, гуманистического императива в методологии современной медицины.

Научно-практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут иметь методологическое значение при изучении интегральной медицины, для дальнейшего компаративистского исследования восточной и западной

медицины, а также при составлении базовых и специальных курсов по философии, медицине, антропологии и этике.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались автором на конференциях:

- ежегодная межвузовская конференция Бурятского государственного
университета. Улан-Удэ. 1999.

научная конференция «Научная рациональность и структуры повседневности». СПб., 1999.

2-я Международная научная конференция «Человек в современных философских концепциях». Волгоград. 2000.

3-я Международная конференция "Интеллигенция в судьбах России на рубеже XX и XXI веков". Москва - Улан-Удэ. 2000.

Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии БГУ при ежегодных отчетах о проделанной научной работе.

Материалы диссертационной работы апробированы на методологических семинарах, при чтении учебных курсов для студентов БГУ. По теме диссертации опубликовано шесть работ. Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Проблема бытия Человека в интегральной медицине

Современная цивилизация развивается и функционирует в особую историческую эпоху, общекультурный смысл которой определяется включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска им нового метафизического контекста бытия. Весь XX век, по мнению М. Хайдеггера, был эпохой неподлинного бытия («забвения бытия»)1. Между тем вопрос о подлинном бытии наиболее остро стоит перед человеком в кризисные времена. Основываясь на мировоззренческой парадигме Нового времени, люди, по сути, «отказались» от бытия, ушли в мир приобретения, обладания, в то время как сущностное измерение человека -«быть», а не «иметь». Парадигма обладания, покорения природы и привела к системному кризису, в том числе антропологическому, означающему тот факт, что человек становится другим, другим становится его сознание, мировоззрение2.

Проблема антропологического кризиса имеет многофункциональное выражение и связана с системой взглядов, которую принято называть общим термином - «экология человека». Очевидно, что в такой трактовке понятие «экология» расширяется до границ бытия человека.

Бытие человека связано с его здоровьем, имеющим, по крайней мере, три аспекта, напрямую связанных с его экологией в нынешнюю эпоху. Это прежде всего физическое здоровье. Во-вторых, это психическое здоровье. Наконец, это здоровье духовное, под которым имеются в виду отсутствие эгоизма, терпимость, сострадание, стремление к единению с природой, к вселенской любви. Можно сказать, что духовное здоровье - это гармония между отдельным человеком и Космосом, Универсумом. В неразрывной связи с духовным находится психическое здоровье, т.е. гармоничное сочетание сознательного и подсознательного, которое и обеспечивает устойчивость человеческого организма и унаследованных им видовых механизмов приспособления к среде. Физическое здоровье - это интегральный показатель, которое бессмысленно без здоровья психического и духовного.

Сегодня необходимо возродить личную ответственность каждого за сохранность собственного здоровья, а также переориентировать науку на изучение законов природы, обеспечивающих развитие системы «природа -человек». Чтобы устранить причины массовых хронических заболеваний, отрицательно влияющих на генофонд народа, необходимо обогатить общественную мысль, современную медицину идеями В.И.Вернадского, В.М.Бехтерева, И.П.Павлова, А.Л.Чижевского, Л.Н.Гумилева, А.Швейцера, Н.П.Бехтеревой и многих других, обосновавших необходимость соблюдать мудрые законы Природы. Необходимо также возродить на новой качественной основе идеи древних мыслителей Востока, которые утверждали единство человека и космоса.

Современное развитие человека, полагающее универсализацию всех компонентов способа его бытия, а стало быть, всех измерений его здоровья, требует учета дальнего и ближнего Космоса, космической природы на сферу предметной деятельности человека и, следовательно, сама космическая "деятельность" находит свое выражение в глубинных процессах, наполняющих не только и не столько социально-экономические и производственные, сколько духовные сферы человеческого существования. Дело в том, что именно духовная сфера, сознание человека являются важнейшими факторами, определяющими развитие общества.

Неразделимость Человека и Универсума, влияние Космоса на здоровье человека - неотъемлемая черта восточной медицины. В соответствии с принципом единства микрокосма и макрокосма индо-тибетская медицина, например, признает влияние «космических сил» на тело, ум и сознание человека. Ценность индо-тибетской медицины заключается в том, что она дает оригинальное целостно-экологическое видение проблемы человека, раскрывает синергетический механизм его самоисцеления. Индо-тибетская медицина рассматривает организм человека, во-первых, как самоорганизующуюся и самоподдерживающуюся систему, обеспечиваемую внутренней жизненной энергией. Во-вторых, рассматривает организм человека как целостную систему, как гармоническое единство трех функциональных регулирующих систем («ветер», «желчь», «слизь»). Все части и элементы организма человека взаимосвязаны, и связь между ними осуществляется бесчисленным множеством энергетических каналов. Характерно, что сочинения по индо-тибетской медицине называются тантрами (санскритский корень этого слова означает «ткать»). Само название указывает на взаимопереплетенность всех элементов в организме. В-третьих, рассматривает организм человека как открытую систему, находящуюся в непрерывном и постоянном взаимодействии с окружающей средой.

Принцип голографии как методологическое основание интегральной медицины

В 70-80-х годах XX в. была разработана концепция головерсума. В соответствии с этой концепцией информация из Вселенной, в основе строения которой лежит голографический принцип, отражается в мозговых структурах также голографическим способом. Согласно концепции универсальной космической голограммы Вселенная представляет собой единую, неделимую целостность, составные элементы которой имеют смысл только в их отношении к целому.

Каждое тело живет по своим законам - законам Микрокосма и в то же время, будучи голографическим отражением Вселенной (Макрокосма), отражением семи уровней (планов) Вселенной, подчиняется космическим законам, которые подтверждены современной наукой.

Голограмма раскрывая взаимоотношение частей и целого, и представляя уникальное концептуальное средство для понимания принципа целостности, является сущностной характеристикой разнообразных философских течений. У современного голографического подхода к Вселенной есть исторические предшественники в древней индийской и китайской духовной философии, в монадологии немецкого философа и математика Г.Лейбница. Например, прекрасной иллюстрацией указанного принципа служит поэтический образ ожерелья ведического бога Индры. В них содержится голографический принцип отражения Вселенной в многомерном строении человека.

Основной принцип голографии - каждая частица содержит в себе всю информацию о целом. В организме человека мы находим много доказательств голографического отображения. Это прежде всего сама клетка, где в отцовской ДНК хранится достаточно информации для воссоздания всего человеческого организма. Это отображение органов и систем в малых объемах поверхности тела: ушная раковина, радужная оболочка, глаза, нос, зубы и т.д. Голографичен и сам мозг. Все записи, которые происходят в мозге как на биологическом экране, голографичны. Идея голографирования в организме на уровне памяти коры головного мозга учеными высказана достаточно давно, затем обоснована теоретически и экспериментально доказана. В 1947 году математик, Нобелевский лауреат Деннис Габор вывел уравнение, согласно которому стала возможной трехмерная фотография, которую Д.Габор назвал голографией. Первую голограмму создали с помощью лазера в 1965 году Эмметт Лейт и Юрис Упатиникс. В 1969 году доктор Карл Прибрам, всемирно известный специалист по физиологии мозга из Стэнфордского университета, предположил, что голография может послужить прекрасной моделью процессов, происходящих в головном мозге. В 1971 году доктор Дэвид Бом, известный физик, работавший вместе с А.Эйнштейном, высказал гипотезу о том, что, возможно, Вселенная построена на голографических принципах. Работы Д.Бома отражают новые представления физики о природе сознания. Они складывались в рамках голографической модели. В чем ее сущность? К.Прибрам поставил перед собой вопрос: в какой части мозга закрепляется память? Последовательно отсекая в экспериментах разные участки мозга, он пришел к выводу, что накопленная информация фокусируется везде, в любой клетке, по принципу голограммы: по любой части можно воспроизвести все исходное изображение .

Д.Бом воспринял идею К.Прибрама о том, что материальная структура Вселенной вообще подобна гигантской голограмме. Это слово стало паролем новой научной парадигмы. Если каждая часть Вселенной отражает всю ее структуру, стало быть, можно вывести некий универсальный архетип всеобщей связи. Но это, по Д.Бому, вовсе не закостеневший, внутренне сцепленный миропорядок. Вселенная подобна гераклитову потоку. Движение этого потока он назвал «голокинезом». В понимании Д.Бома, голодвижение представляет собой динамическое явление, на основе которого образуются все формы материальной Вселенной. Цель такого подхода заключается в рассмотрении порядка, вложенного в это голодвижение, путем описания не структуры объектов, а структуры движения, что позволяет принять во внимание как принципиальное единство вселенной, так и ее динамическую природу32.

Итак, новая картина Вселенной. Возникшая в психологии и закрепившаяся в физике. Рожденная естественнонаучным поиском, она тянется к философским образам: Гераклитов поток, трансцендентное проявление. Да она и не может обойтись без философии, потому что актуализирует древнейшие воззрения, архаические сюжеты. Тайны мироздания, даже когда они обнаруживаются в пробирке или в тончайшем приборе, оживляют традиционные мировоззренческие клише.

К.Прибрама весьма воодушевили идеи Д.Бома, поскольку они поддержали его собственную идею о том, что голографический мозг собирает и считывает информацию голографической Вселенной.

Так, К.Прибрам утверждает, что основная реальность - это энергетические символы, которые наш мозг улавливает с помощью органов чувств. Головной мозг интерпретирует энергетические сигналы в цвете и форме, скажем, яблока. То есть имеется в виду, что истинная реальность подобна лазерному лучу, который переносит информацию в пространстве. То, что мы воспринимаем как реальность, есть не что иное как трехмерная проекция яблока в голографическом изображении. Истинную реальность надо искать в энергии, которую воспринимают наши органы чувств, а не в объектах, которые мы описываем, как реальные.

Сравнительный анализ трех эталонов здоровья и их интеграция в философской перспективе

Необходимо определить социокультурный контекст таких эталонов здоровья как саморегуляция, социальная адаптация и самоактуализация, что означает постижение здоровья не только как философской категории и обобщенной характеристики человеческого бытия, но и как сложного, многообразного феномена культуры, как одной из функциональных предпосылок устойчивости социальной системы . Здесь диссертант будет придерживаться концепции трех моделей здоровья (античный, адаптационный и антропоцентрический), предложенный О.С.Васильевой и Ф.Р.Филатовым40.

Медицинским работникам необходимо научиться различать, дифференцировать разнообразные социальные представления о здоровье, которых его клиенты придерживаются как представители определенных социальных групп. Психотерапию можно рассматривать как особую систему практик и технологий, направленных на преобразование устойчивых представлений клиента о мире и о себе самом, в частности о собственных ресурсах и здоровье. Только понимание природы и специфики этих представлений может обеспечить их успешную трансформацию, расширение или углубление. Следовательно, практикующему врачу необходимо уверенно ориентироваться не только в поле научных идей, концепций и теорий, но также в семантическом и образном пространстве обыденного сознания, так называемого здравого смысла. Теоретическая искушенность и понимание социокультурного контекста в рамках психологической практики должны сочетаться с ясным и непредвзятым видением социально-психологических закономерностей, с тонким и глубинным анализом социальных представлений клиента о здоровье и здоровой личности. Все это соответствует основополагающим философско-методологическим подходам к здоровью, обозначенным в главе №1.

Следует отметить, что только нормоцентрированный подход в научном отношении мало эффективен и ограничен, поскольку выявляет в качестве показателей здоровья лишь те черты и свойства личности, которые могут содействовать выполнению определенных социальных функций, но не охватывают весь диапазон психических явлений. Поэтому идентичные феномены душевной жизни трактуются по-разному в контексте различных социально-исторических условий. Например, то, что представляется современному врачу-психиатру системой бреда или паранойяльным расстройством, на более ранних исторических этапах развития общества могло расцениваться как проявление божественного дара, харизмы или гениальности. Едва ли корректно, например, рассматривать феномен шаманизма с психиатрических позиций, ведь шаманизм подчиняется совершенно иным историческим закономерностям и социальным нормам, нежели западная культура, породившая такую медицинскую систему воззрений, интерпретаций и оценок, как психиатрия. Экстатические состояния и галлюцинации шамана, в которых нетрудно усмотреть, казалось бы, очевидные признаки патологии, гармонично включаются в единую систему мифологических и космологических представлений архаического человека и составляют необходимый, естественный компонент шаманской практики целительства. Там, где западный специалист-психиатр безошибочно определит состояние кататонического ступора, человек Востока увидит состояние глубокой медитации, ведущей к Просветлению. Подчас трудно провести четкое разграничение между творческой продукцией субъекта и продуктивными психическими расстройствами, ибо духовные озарения и гениальные открытия могут по форме своей манифестации напоминать бредовые, сверхценные или навязчивые идеи. Все это доказывает, что никакая норма не может служить универсальным, надежным и устойчивым критерием оценки таких явлений, как здоровье и болезнь, что для их научного постижения требуется историческое и культурологическое исследование, расширяющее контекст и преодолевающее влияние внушенных нам социальных стереотипов. Ориентация на определенную норму имеет следствием то, что явления, которые неизбежно попадают в разряд «ненормальных» (т.е. не вписываются в рамки, установленные данной нормой), расцениваются как «неполноценные» и «злокачественные». Подобная оценка мешает их углубленному исследованию и осмыслению, в них видят ошибку природы, бессмыслицу или зло, которое следует устранить, не вникая в его сущность. Такая позиция едва ли конструктивна, ибо предполагает страх и агрессию по отношению к тому, что не укладывается в построенную нами картину мира.