Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, необходимостью развития новых научных подходов в сфере музыкальной эстетики. Во-вторых, культурная картина мира рубежа тысячелетий характеризуется заметным изменением художественного мышления. Ряд кризисных явлений в культуре, вызванных форсированным развитием техногенной цивилизации и неконтролируемым расширением информационного поля, обострил проблему выбора верных ценностных ориентиров современного индивида и общества. Осознание человеком окружающего мира и самого себя невозможно без обращения к музыке – аксиологически значимому феномену, осмысление которого с философской точки зрения особенно актуально, так как музыка наполняет собой все сферы жизнедеятельности человека, способствуя созданию универсальных ценностей. В поиске мировоззренческих ориентиров, входящих в круг задач, решаемых современной философией, особая роль отводится музыкальному искусству.
Данное исследование посвящено поиску и выявлению оснований процесса символизации в музыке. Проблема понимания языка музыки требует к себе внимания, так как это еще и проблема понимания культуры. Наблюдающийся процесс повышения внимания к знакам, знаковым системам и символам в различных областях научного знания диктует обращение к сложной и многоаспектной теме музыкального символизма. Исследование роли символов в музыке, процессов символизации в ней представляется необходимым для выявления новых семиотических ракурсов многогранного феномена музыкального символа, являющегося разновидностью символа художественного.
Кроме того, в последнее время приобретает актуальность взгляд на музыкальное творчество с позиций мифопоэтического мышления. Такой подход содержит новые возможности сравнительного анализа, открывает новые исследовательские перспективы в осмыслении целостности художественной культуры. Особенно ярко мифологический тип мышления проявился в музыке конца XX – начала XXI вв., для которой характерны концентрация сакральных начал, мистери-альность, полисемантизм, импровизационность, целенаправленно выраженные через символотворчество.
Изучение глубинных, сущностных символических оснований музыкального феномена в этой связи становится актуальнейшей проблемой современного философско-культурологического знания, потребность в разрешении которой связана с отходом от привычных па-
радигм и стереотипов в музыкальной области, а также с необходимостью развития музыкальной эстетики и семиотики, рассмотрения музыки с точки зрения языка. Такой подход рождает потребность в интеграционном взаимодействии музыки, философии и культурологии. При этом логика подобного интегративного познания требует одномоментного охвата совокупности музыки, культуры, природы, человека в качестве единого цельного предмета изучения.
Степень научной разработанности проблемы.
Традиционно сфера исследования музыкального символизма принадлежит музыковедению, оно же (иногда вместе с этнографией и фольклористикой) занимается вопросами изучения взаимодействия мифологии и музыки. В силу такого отраслевого подхода, несмотря на внушительный в целом объем библиографии по данной проблематике, тема мифопоэтических оснований формирования символизма в музыкальном творчестве в эстетическом и семиотическом аспектах во многом остается малоизученной.
Общую специфику работы определили труды по эстетике Т. Адор-но, В.В. Бычкова, Л.Н. Воеводиной, А.Ф. Лосева, Н.И. Неженца, М.Я. Сарафа, Т.Н. Суминовой, П.А. Флоренского, Ф. Шеллинга, М.М. Шибаевой, У. Эко.
Семиотический подход к тексту (в том числе и мифологическому) и особенностям его структурирования разрабатывался Г.В. Гриненко, Ю.М. Лотманом, Т.Н. Суминовой, В.Н. Топоровым, Б.А. Успенским.
Спектр работ, посвященных специфике знака и символа крайне разнообразен. Большое значение для выбранной темы представляют исследования ХХ века, посвященные теории символа: Среди них представляется необходимым выделить работы Ю.Б. Борева, Э. Кас-сирера, С. Лангер, Л. Леви-Брюля, Ю.М. Лотмана, А.Е. Махова, Г. Орлова, Э. Панофского, А.А. Пелипенко, Й. Хейзинги, К.Г. Юнга.
Положения диссертации, связанные с развитием и особенностями применения музыкальной семиотики, опираются на труды К. Леви-Строса, Э. Лича, Ч.У. Морриса, Ж.-Ж. Наттье, Ч. Пирса, Ф. де Сос-сюра, отечественных исследователей М.Г. Арановского, Б.В. Асафьева, А.В. Денисова, М.С. Кагана, А.Ю. Кудряшова, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, Н.Б. Мечковской, В.Н. Холоповой.
Существующие в отечественной науке подходы к проблеме взаимодействия музыкального искусства и мифа, предложенные Л.О. Акопяном, Е. Алкон, М.Ш. Бонфельдом, В. Вальковой, Л.Н. Воеводиной, Б.М. Гаспаровым, Г.Д. Гачевым, Л. Гервер, И.И. Земцовским в
различной степени нашли отражение в диссертации. Научные концепции в области мифа А.Н. Афанасьева, П.Г. Богатырева, А.Н. Весе-ловского, Я.Э. Голосовкера, А.Ф. Лосева, К. Леви-Строса, Е.М. Меле-тинского, О.М. Фрейденберг, М. Элиаде, послужили отправной точкой для обоснования гипотезы автора.
Анализ специфики мифопоэтических оснований и конкретных форм музыкального символизма проводился на основании источников, таких как труды Августина Блаженного, Боэция, П. Булеза, Василия Великого, Григория Нисского, И. де Грохео, Исидора Севиль-ского, Дж. Кейджа, Климента Александрийского, В. Лютославского, В. Сильвестрова, Тертуллиана, Федора Крестьянина, Ж. Фруассара, Христофора, К. Штокхаузена, Ямвлиха и др., а также научных исследований С.С. Аверинцева, М.В. Бражникова, Е.В. Герцмана, Н. Дроз-децкой, Н.И. Ефимовой, М. Катунян, Х.Э. Керлота, Т.С. Кюрегян, В.И. Мартынова, М.Б. Мейлаха, В.М. Металлова, Дж. Монроу, Н.В. и Н.П. Парфентьевых, М.А. Сапонова, Н.С. Серегиной, Э.Р. Симоновой, Н.Д. Успенского, Д.Д. Фрезера, Н.С. Широковой, Дж. Холла, Ю.Н. Холопова, Т. Чередниченко и др.
Объект исследования – символизм в музыкальном творчестве.
Предмет исследования – мифопоэтика как эстетическое основание музыкального символизма.
Цель исследования – выявить эстетические основания музыкального символизма, пути и методы реализации мифопоэтического мировоззрения в музыкальном творчестве.
В связи с данной целью ставятся следующие задачи:
-
рассмотреть символическую парадигму музыкального творчества в семиотическом аспекте;
-
сопоставить структуру мифа и музыкального текста;
-
определить эстетическую специфику мифопоэтического мировосприятия;
-
выявить факторы, обусловившие формирование устойчивой мифологической основы музыкального символизма;
-
проанализировать символизм различных по времени существования музыкальных систем и направлений с точки зрения наличия определяющих его мифопоэтических оснований.
Теоретико-методологические основы исследования.
Методология исследования определяется спецификой предмета исследования, его целью и задачами, а также междисциплинарным подходом к изучаемой проблеме. Ведущими при этом являются методо-
логические принципы историзма, объективности, системного подхода и компаративистики, а также принцип единства гуманитарного знания.
Методологическая основа исследования сформировалась в соответствии с проблематикой. В области общих вопросов изучения мифа и мифологического мышления основой для диссертационного исследования послужили труды Э. Кассирера, К. Леви-Строса, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, Ф. Ницше,К.Г. Юнга.
Важную часть методологической базы диссертации составили труды, касающиеся проблемы функционирования символа в искусстве (А. Варбург, В.В. Бычков, Н. Герасимова-Персидская, С.А. Гудимова, И.П. Леонтьева, Э. Панофски, А.А. Пелипенко, А.А. Потебня).
Методы исследования. В процессе исследования были использованы научные методы, адекватные комплексу исследовательских задач, обусловленные его предметом и целью:
метод структурного и структурно-функционального анализа, позволяющий выявить уровни целостной организации исследуемых систем и явлений;
сравнительно-исторический метод, применяемый как в диахроническом, так и в синхроническом планах;
формально-стилистический метод, способствующий выявлению специфики музыкальных стилей, направлений и средств выражения;
методы герменевтики, позволяющие рассмотреть явления искусства в смысловых контекстах;
семиотический анализ, предполагающий изучение объекта диссертации как комплекса знаковых систем;
метод системного анализа, учитывающий взаимозависимость и взаимодополнительность различных элементов культуры;
феноменологический подход, определяющий методические стратегии данного исследования в целом.
Гипотеза исследования. Концепция нашего диссертационного исследования определяется пониманием музыки как символотворчест-ва, обусловленного мифопоэтическим мировоззрением. В данном ключе «мифопоэтическое» предстает в виде общей эстетической категории, содержание которой выражает миф как особую форму духовной реальности и целостности, создающей на его основе уникальную поэтику художественного творчества, адекватно воплощаемую в музыке.
Научная новизна. Основные результаты могут быть сформулированы следующим образом.
-
Символическая парадигма музыкального творчества рассмотрена через призму семиотического анализа. В качестве объекта анализа выступает музыкальная интонация, понимаемая как семиотическая система, аккумулирующая и транслирующая социокультурный опыт.
-
В контексте символической парадигмы выявлены и изучены структурные аналогии между мифом и музыкой.
-
На основании изучения структурных аналогий проанализирована эстетическая специфика мифопоэтического мировосприятия и выявлено ее непрекращающееся влияние на музыкальное символотвор-чество.
-
Определены факторы, обусловившие формирование устойчивой мифологической основы музыкального символизма, исходя из них исследованы особенности мифопоэтического мышления и его воплощения в музыкальных произведениях.
-
Проанализирована мифопоэтическая специфика музыкального символизма в различных по времени существования музыкальных системах и направлениях.
-
Выявлено усиление и концентрация, основанного на мифопо-этике символотворчества, в современной академической музыке.
-
Введена в научный оборот категория «мифопоэтическое» по отношению к музыкальному творчеству.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении мифопоэтического базиса художественного творчества как устойчивого фактора развития музыкального искусства, проявляющегося в его символической парадигме.
Исследование символических проявлений и аспектов мифопоэти-ческого мировосприятия в музыкальном искусстве позволяет структурно выделить и определить методы исследования музыкального творчества, насколько в нем проявляется рост мифопоэтических составляющих.
Практическая значимость. Выводы и результаты данной работы внедрены и используются в курсах по эстетике, семиотике, истории музыки, истории культуры и могут быть использованы для разработки спецкурсов по музыкальному творчеству, а также в научных исследованиях, посвященных музыкальной культуре и символическим аспектам искусства.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Диссертационное исследование, посвященное рассмотрению эстетических оснований символизма в музыкальном творчестве, соответствует п.3. «Методы эстетического исследования. Эстетика как система законов, категорий и понятий. История становления эстетических категорий», п.4. «Эстетическое отношение человека к действительности: эстетическое познание мира человеком и эстетическое содержание всех видов деятельности и способов жизнедеятельности человека», п.10. «Эстетика как философия искусства», п.11. «Виды искусства», п.16. «Эстетическое и художественное творчество», п.17. «Эстетическая и художественная культура», п.27. «Эстетические аспекты истории искусства» паспорта научной специальности 09.00.04 – эстетика.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Музыкальная культура как «локальная» семиотическая система
является частью общей семиотической системы культуры. В ее соста
ве наиболее эстетически перспективной можно назвать символиче
скую парадигму, нацеленную на поиск общих метафизических осно
ваний музыкального и мифологического феноменов.
2. Существует универсальный устойчивый тип музыкального
мышления, который можно определить как мифологический, он от
личается специфическими символическими формами выражения и
особой значимостью континуальности, проявляющейся на всех уров
нях. Структурный код этого типа складывается на основе следующих
функциональных признаков мифологической модели: системность
(иерархическая соподчиненность уровней, данная как органическое
единство); симультанность (синхронно-диахронное единство мифо
логического хронотопа); повторяемость (бесконечная репродуцируе-
мость, связанная с идеей циклизма); инвариантность, каноничность;
классификация, типология; бинарность и амбивалентность; медиа-
тивность.
3. Эти признаки позволяют представить мифологическую структу
ру в качестве порождающей модели музыкального образа мира, бла
годаря которой звуковая среда хаос обретает упорядоченность и про
являет себя как мифопоэтически организованная структура. Таким
образом, в качестве основы музыкального творчества выступает осо
бое мифопоэтическое мировоззрение, которое задаёт видение мира и
художественные способы должного взаимодействия с ним.
-
Мифопоэтическое мировоззрение обладает своими неповторимыми характеристиками для каждой культуры, имплицитно сохраняясь всегда. При этом оно многократно углубляется и становится доминирующим в нестабильные периоды жизни человека и общества, выполняя кроме прочих адаптационную функцию и усиливая творческую в плане смыслопорождения, смыслосохранения и трансляции культуры. Поиски эстетических идеалов предстают в мифопоэтиче-ски ориентированном творчестве как стремление вернуть музыкальному искусству утраченную гармонию, которая дала бы ему возможность противостоять хаосу.
-
Основная структурообразующая роль в мифопоэтически ориентированном музыкальном творчестве принадлежит символам, представляющим собой сложную эстетическую категорию, обладающую собственными средствами для обеспечения психологической устойчивости в кризисные периоды. Различные интерпретации мира в музыкальном искусстве опираются на различные системы символов, потому что символ это уникальный способ указать на скрывающийся за ним смысл.
-
Такое положение требует особого развития художественной памяти и языка. Следовательно, необходимо акцентировать еще одно понятие, важное для творчества, имеющего мифопоэтическую интен-циональность. Это понятие – импровизация. Импровизация в рамках устойчивых конструкций представляет собой более или менее устойчивую комбинацию элементов традиции, реализующуюся в каждом акте исполнения. Однако при этом практически всегда происходит определенное видоизменение повторяющихся элементов, причины которого всегда уникальны. То есть, импровизация является специфической формой художественной коммуникации, гармонически соединяющей начала стабильности и подвижности, константности и пластичности, что характерно для мифопоэтического мировосприятия.
-
В наше время, в ситуации культурного кризиса потребность в символическом, восходящем к мифологическому абсолюту, континууме музыкального искусства становится особенно высока, в том числе и в его импровизационном аспекте. Многие музыкальные направления современности базируются именно на восходящих к ми-фопоэтической целостности мировоззрения символотворческих основаниях, объединяя исторически сложившиеся коды, и каждый раз приспосабливая их к новым условиям так, что они, в свою очередь,
порождают новые формы и способы музыкального высказывания и музыкальной коммуникации. В результате складывается некое «музыкально-семиотическое поле», в котором отражаются основные эстетические тенденции эпохи, находя выражение в музыкальных произведениях.
Апробация и внедрение результатов исследования.
По теме диссертационного исследования опубликованы 6 статей (в том числе – 3 в журнале, входящем в перечень изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для кандидатских и докторских диссертаций).
Основные положения диссертационного исследования были представлены в виде докладов: «Использование новых технологий в процессе обучения эстрадному вокалу» на международном конкурсе-фестивале «Озорная весна» (28 марта 2010 г., Нижний Новгород); «Символизм в музыкальном искусстве» на международном конкурсе-фестивале «Урал собирает друзей» (15 октября 2011, Пермь); «Музыкальная импровизация: эстетический аспект» на международном конкурсе-фестивале «На крыльях таланта» (28 января 2012 г., Ижевск); «Искусство музыкальной импровизации в средневековой Франции» на международной научной конференции «Россия – Франция: Диалоги “на границах” культурных миров» (МГУКИ, 2011); «Символизм музыкальных инструментов» на международной научной конференции «“Семиосфера” Ю.М. Лотмана: Рецепции в современном социально-гуманитарном знании» (МГУКИ, 2012).
Результаты диссертационного исследования внедрены в учебные курсы по музыкальным дисциплинам в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств 24 февраля 2012 г. (протокол № 10).
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и раскрытия темы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.