Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Вокально-исполнительское творчество в парадигме искусств .
1.1. Вокальное исполнительство как составляющее целостной динамической системы творчества 20
1.2. Специфика вокального творчества 43
1.3. Генезис и историческое развитие вокального исполнительства 60
ГЛАВА II. Специфика вокально-исполнительского творчества в современных условиях .
2.1. Общие стилевые тенденции современного вокального исполнительства 90
2.2. Влияние актуальных социокультурных факторов на вокально-исполнительскую практику 110
2.3. Сущность творческого взаимодействия «композитор - исполнитель - слушатель» 130
Заключение 159
Список использованной литературы
- Специфика вокального творчества
- Генезис и историческое развитие вокального исполнительства
- Влияние актуальных социокультурных факторов на вокально-исполнительскую практику
- Сущность творческого взаимодействия «композитор - исполнитель - слушатель»
Введение к работе
Вокальное искусство - один из наиболее популярных видов музыкального исполнительства - является важнейшей сферой духовного бытия человека, значимым пластом его культуры. Вплоть до начала XVII века вокальная музыка доминировала над инструментальной, а музыкальные инструменты выполняли скромную роль сопровождения голоса. Да и в современной культуре она превосходит по объему все иные жанровые сферы музыки.
Динамика развития того или иного вида искусства тесно связана с потребностями общества. Общеизвестен факт, что в воспитании гармонично развитой личности музыка занимала в Древней Греции одно из первых мест. Цицерон в « Трёх трактатах об ораторском искусстве»1 перечислил занятия, привычные для свободного и благородного человека, - грамоту, поэзию, гимнастику, математику и игру на лире. Афиней в «Пирующих софистах» пишет о музыкальном воспитании: «...в Аркадии закон предписывал детям с младенчества практиковаться в пении гимнов и пеанов. И в течение всей своей жизни, собираясь на обычные собрания, они развлекались не столько слушанием приведённых для них исполнителей, сколько посредством собственного исполнения, где от каждого требовалось петь поочерёдно. В других областях знаний не считалось зазорным, если кто-нибудь был в чём-нибудь несведущ. Однако, отказ петь они воспринимали как бесчестье»2. Эта цитата указывает как на существование профессиональных певцов, так и на широкий круг любителей пения, что свидетельствует об определённом уровне развития вокальных традиций. Другим, не менее важным доказательством значения певческого образования как наиважнейшей составляющей образования музыкального служит факт постепенного вытеснения авлоса лирой, «...игра на авлосе создаёт преграду в деле воспитания, ибо при нём исключена возможность пользоваться пением»3.
'Цицерон Три трактата об ораторском искусстве М , 1972 - С 253
2 Афиней Пирующие софисты М , 1908 -С 24
3Аристотель Политика В4-т М, 1983 Т4 -С642
Таким образом, музыкально-исполнительские проблемы занимали умы ученых еще со времен Античности, заставляя задаваться вопросом о сущности исполнительства как явления. Интерес к этой теме не угас и по сей день. Он приобретает все более четкие очертания, по мере того как современная философско-исследовательская мысль отходит от привычной склонности к рационализму и обращается к постижению иных, внерациональных способов бытия человека в мире, среди которых вокальному искусству принадлежит одно из главнейших мест. Изучение вокально-исполнительского творчества в этой связи становится актуальной проблемой современного философско-эстетического знания. Потребность в ее решении связана с необходимостью понимания и описания трудно поддающемуся непосредственному логическому анализу вокального исполнительства, специфика которого может быть сформулирована путем опосредованной реконструкции процесса зарождения и становления (генезиса) вокально-исполнительского творчества как эстетического явления, а также - выяснения перспектив развития в современных условиях.
Говоря о вокально-исполнительском творчестве, мы, в первую очередь, имеем в виду профессиональное классическое пение европейского типа, которое, в свою очередь, делится на звукообразование оперное и камерное. Все эти певческие типы подчинены общеэстетическому требованию возвышения, идеализации. Профессиональное пение - это «выражение отвлеченно-музыкальной красоты как красоты, однако, идеально-человеческой, почти всеобъемлющей, связанной с требованиями отражения широкого диапазона самых общих идей, эмоций, характеров»1. Вокальное искусство в высшем понимании, - это также и искусство актерского воплощения и перевоплощения, которое своих лучших проявлениях опирается на весь огромный опыт развития этого вида творчества. И тем самым являет собой гармоничное сочетание традиций и новаторства.
1 Назайкнкскии Е В Звуковой мир музыки М Музыка, 1988 -с 76
Исследуя вокально-исполнительское творчество, мы рассматриваем вокальное произведение в качестве художественного текста (в семиотической традиции, характерной для московско-тартуской эстетической школы), где текст - определенная заданная структура, изложенная на языке вокала.
Итак, вокальное искусство имеет свой особый вокальный язык и в этой связи для начала следует договориться о том, что мы будем называть языком. Для данного исследования наиболее подходящим нам представляется определение языка, которое дал Лотман: «Язык - упорядоченная коммуникативная (служащая для передачи информации) знаковая система...язык обеспечивает обмен, хранение и накопление информации в коллективе, который им пользуется»1. Вокальный язык имеет свою звуковую и зрительную (графическую, нотную) форму.
Вокальный язык совмещает в себе музыкальный текст («чистая» музыка) и литературный текст (изложенный на естественном языке2). При этом музыкальный доминирует над литературным. Таким образом, вокальное искусство, хотя и основывается на музыкальном и литературном тексте, но лишь для того, чтобы преобразовать их в свой - вторичный - язык вокального искусства. Это обстоятельство и является, по нашему мнению, основополагающим фактором в определении его специфики.
Хотелось бы сразу отметить, что в данном исследовании мы умышленно не рассматриваем оперетту, так как, являясь синтетическим видом искусства, где каждый из составляющих его компонентов - музыка, литература, хореография и т.д. - являются самодостаточными и равнозначными; то, соответственно, вокальное исполнительство является здесь лишь вспомогательным способом создания художественного образа. В отличие от оперного и камерного исполнительства, в качестве художественно-выразительного средства в оперетте может выступать, например, только драматическое искусство
110 М Лотман Об искусстве Изд «Искусство-СПБ», С -П , 1998 - С 288
2 Ьстествепный язык- это определение соответствует понятию языка в обычном употреблении этого слова
Примеры естественных языков - русский, английский, итальянский итд
(литературный текст без музыки). Исполнитель начинает петь лишь тогда, когда «градус кипения» страстей достигает такого предельного уровня, что становится невозможным выразить свои нахлынувшие чувства, используя только литературный текст. В этой связи оперетта принципиально отличается от оперного и камерного исполнительства.
Для того, чтобы осуществлять свою коммуникативную функцию, вокальный язык располагает системой знаков, где знак - это минимальная языковая единица, материально выраженная и чувственно воспринимаемая, служащая целям коммуникации (фонема).
На становление вокального языка влияют как объективные, так и субъективные факторы. В качестве объективных назовем уровень художественной культуры общества, национальные традиции, характер эпохи, климат и т.д.; субъективные - эстетический вкус, индивидуальные психофизические данные, уровень профессиональной подготовки, одаренность и т.д.
Несмотря на то, что проблема вокально-исполнительского творчества издавна привлекает к себе внимание исследователей, наши знания о природе и специфике этого сложнейшего феномена творческой деятельности часто ограничены лишь описаниями исполнительского творчества выдающихся вокалистов. Но при всех неоспоримых достоинствах отражаемого в них конкретного опыта, эти описания не имеют общезначимого характера. Это обстоятельство и выдвигает необходимость исследования данной проблемы в философско-эстетическом контексте.
Актуальность избранной темы исследования обусловлена как потребностями эстетической теории, так и необходимостью философско-эстетического осмысления и обобщения теории вокально-исполнительского искусства.
На протяжении всей своей истории вокально-исполнительская проблематика в том или ином ракурсе рассматривалась в трудах выдающихся деятелей
культуры, - как практиков, так и теоретиков. Проблемы выявления общих и специфических свойств музыки и ее места в системе основных видов искусства с разных философско-методологических позиций ставилась и решалась в трудах представителей западно-европейской и отечественной науки: Платона, Аристотеля, И.Канта, Г.В.Гегеля, Ф.В.Шеллинга, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, А.Ф.Лосева, Ю.Борева, О.А.Кривцуна, Е.В.Волковой, М.Ф.Овсянникова, А.А.Оганова, С.Х.Раппопорта, В.П.Шестакова, Е.Г.Гуренко, НЛ.Корыхаловой, Э.Гуссерля Р.Ингардена, Н.Гартмана, Ж.-П.Сартра, М.Мерло-Понти, Ж.Бреле и др. Музыковедческую интерпретацию эта проблема получила в трудах Б.В.Асафьева, БЛ.Яворского, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, А.Сохора, Л.А.Баренбойма, Л.С.Гинзбурга, Н.П. Корыхаловой, М.К.Михайлова, А.А.Николаева, Л.Н.Раабена, М.А.Смирнова и др. Изучению природы универсалий, психологии творчества и интерпретации художественных произведений посвятили свои труды Л.С.Выготский, П.МЛкобсон, Ю.Лотман, И.И.Силантьева, С.Рубинштейн, П.Симонов, М.Арнаудов, Е.Я.Басин, Н.А.Бердяев, М.К.Мамардашвили, Е.С.Громов, Д.Дидро, В.Л.Дранков, П.Ершов, Б.С.Мейлах, Н.В.Рождественская. Многие эстетические проблемы музыкально-исполнительского искусства рассматриваются также в критико-теоретических работах музыкантов: Г.М.Гинзбурга, А.Б.Гольденвейзера, Я.И.Зака, Г.Л.Когана, Я.И.Мильштейна, Г.Г.Нейгауза, Л.Н.Оборина, Д.Ф.Ойстраха, С.ЕФейнберга и др.
Тем не менее, в современной ситуации можно констатировать, что попытки перейти на более высокий уровень осмысления периодов становления, эволюции и перспектив развития вокального исполнительства пока лишь намечаются. Различные позиции в области методологических установок, разные аспекты и подходы в историко-эстетических и теоретических исследованиях неизбежно сталкиваются с распадом целого и вынужденным суммированием отдельных системных подходов вокально-эстетической проблематики. Именно это обстоятельство и выдвигает необходимость теоретического исследования проблемы и попытки поднять ее на уровень
общеэстетической проблематики.
Вокально-исполнительское творчество тесно соприкасается с процессом эстетического воспитания и образования и становится одной из актуальных тем современной культуры, заставляющей исследователей размышлять о природе исполнительской деятельности, ее закономерностях и специфических чертах.
Автор усматривает один из наиболее актуальных аспектов исследования в стремлении выявить общие для вокально-исполнительского творчества закономерности создания художественного образа исполнительскими, вокальными средствами. При этом вокальное искусство рассматривается как эстетический феномен, на который оказывают влияние социокультурные факторы, и где художественное освоение мира тесно связано с онтологическими процессами формирования мировоззрения. Это, с нашей точки зрения, придает исследованию особую актуальность, так как в художественном творчестве артист не просто стремится к самовыражению и самореализации, но и непременно выражает важнейшие типологические черты представителей социума, в который он погружен, становясь как бы глашатаем мировоззренческих позиций.
Актуальность исследования - также и в том, что творчество певца исследуется в неразрывной связи с поисками новых средств выразительности. Вокально-исполнительское творчество рассматривается как специфическая модель, которая по своей сути связана с общеэстетическими процессами.
В данной работе мы рассматриваем вокальное произведение как некую модель действительности, которая не является отражением существующей действительности, а в ней моделируется, рождается новая реальность, где расширяется само пространство возможного, то есть происходит «репрезентация действительности» (Гадамер).
Основываясь на теории Лотмана, о сущности художественного текста, мы
считаем, что вокальный текст, как разновидность художественного текста, характеризуется:
«выраженностью» (вокальное произведение зафиксировано, выражено в определенных графических, нотных знаках и знаках естественного языка);
«отграниченностью», (вокальный текст противостоит, с одной стороны, структурам музыкального и естественного языков, с другой, - безграничности, многозначности их текстов);
- структурностью («для того, чтобы некоторую совокупность фраз
естественного языка признать художественным текстом, следует убедиться,
что они образуют некую структуру вторичного типа на уровне художественной
организации»1). Таким образом, вокальный текст на уровне художественной
организации представляет собой структурное целое вторичного типа. Отметим,
что структурность и отграниченность текста связаны;
- единым значением (как концептуальность, выраженная совокупностью всего
вышеперечисленного).
Научная новизна исследования определяется тем, что в данной работе автор впервые проводит анализ особенностей и специфических сторон вокального творчества как уникального и самостоятельного эстетического феномена.
Научная новизна определяется также и следующими позициями:
- конкретизируется и обосновывается базовая дефиниция вокально-
исполнительского искусства как специфического, концептуального,
знакового явления, влияющего на развитие самосознания;
- выявлены эстетические аспекты вокального исполнительства, которые
роднят его с другими видами художественного творчества, такие как
эвристичность, вариантная множественность, нроцессуальность,
диалектическая связь традиций и новаторства, соотношение объективного и
1 Ю М Лотман Об искусстве /Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем» Изд «Искусство-СПБ»,С-П,1998 -С63
субъективного, артистизм, театрализация, синестезия и др.;
- обоснована принципиальная характеристика вокального исполнительства
как художественная интерпретация композиторского текста, который
совмещает в себе музыкальный и литературный тексты, при этом последний
определяется нами как вспомогательный (подчиненный музыке);
исследована общая модель генезиса и эволюции вокального исполнительства, выделившегося в самостоятельную область творчества в результате разделения композиторского и исполнительского видов творчества, чему в большей степени способствовало появление нотной записи;
на основе предложенного определения вокально-исполнительского стиля (как способа или метода преподнесения вокального искусства своеобразным, внутренне присущим ему образом, при помощи художественно-выразительных средств, свойственных голосу) определяются современные стилевые тенденции;
акцентируются факторы, влияющие на специфику функционирования вокального искусства в современных условиях, тем самым, выявляется детерминированная связь вокального исполнительства с общеэстетическими и социокультурными процессами;
охарактеризована сущность творческого взаимодействия между композитором, исполнителем и слушателем, в результате которого вокальное произведение обретает реальную, а не потенциальную художественно-эстетическую ценность.
Основная цель диссертации: раскрыть эстетическую сущность вокально-исполнительского творчества, проследить динамику его исторического развития и выявить современные тенденции и перспективы. Общая цель диссертации конкретизировалась в следующих задачах:
- проанализировать качественные характеристики вокального текста как
специфического, художественного текста и исследовать его знаковую
природу;
- определить роль и место вокально-исполнительского творчества в общей
системе искусств;
- изучить механизмы влияния вокального творчества на развитие
самосознания личности и формирование мировоззрения;
- выявить специфические черты, присущие вокальному исполнительству;
выявить социокультурные предпосылки возникновения и развития вокально-исполнительского искусства, а так же становления проблем исполнительства в музыкальной эстетике;
охарактеризовать стилевые особенности современного вокально-исполнительского творчества и дать им эстетическую интерпретацию;
- определить степень и характер влияния научно-технического прогресса на
вокальную практику;
- выявить характер творческого взаимодействия между композитором,
исполнителем и слушателем.
В соответствии с главной целью и выдвинутыми задачами диссертации на защиту выносятся следующие положения:
Вокальное исполнительство, являющееся одним из видов художественного творчества и составной частью искусства в целом, характеризуется структурно-функциональной двойственностью: подчиняясь общим законам функционирования различных видов искусств, вокальное творчество обладает относительной суверенностью (самостоятельностью), представляя собой особую специфическую разновидность художественно-творческой деятельности.
Сущность вокального исполнительства ~ в художественной интерпретации композиторского текста, который совмещает в себе музыкальный и литературный тексты. Таким образом, в вокальном творчестве органично сочетаются метафизические, нечетко концептуализированные качества музыки и чувственно-образная конкретность слова. Отсюда делается вывод, что специфика вокального исполнительства в диалектическом единстве чувственно-свободной и
образно-конкретной сфер.
В вокальном исполнительстве музыка доминирует над словом. Поэтическая основа вокального произведения, несомненно, является легитимной составной частью вокального произведения, но не обязательной. Мы считаем, что весь этот конгломерат слова выступает в тексте все-таки в качестве вспомогательных, выразительных средств и приемов.
Самостоятельная вокально-исполнительская деятельность сформировалась в результате разделения вокального искусства на композиторское и исполнительское творчество, что в большей степени связано с появлением нотной записи. В результате, у композиторов появилась возможность доверить исполнение своего вокального сочинения другому лицу, способному прочесть и воспроизвести в звучаниях нотные знаки, а отсюда и воссоздать более или менее точно - авторский замысел. В результате разделения вокального искусства на композиторское и исполнительское творчество, вокальное исполнительство обретает статус самостоятельного вида художественно-творческой деятельности, при этом исполнитель становится полноправным творцом.
Современные тенденции в вокальном искусстве во многом определяются ситуацией постмодерна, а именно:
тенденцией к новому пониманию феномена вокально-исполнительского творчества вообще и новой его интерпретации как результата распространения средств массовой коммуникации и синтеза художественных способов выражения, что дает основания прогнозировать дальнейшее развитие различных форм синтетических искусств, способствующих усилению синкретизма восприятия и отражения мира человеком;
своеобразным расслоением некогда единой в своей основе классической вокальной традиции. И если главной причиной подобных процессов необходимо признать общественно—эстетические изменения, то на практике они стали возможны благодаря техническому прогрессу с его
возможностями усиления и «усовершенствования» качеств певческого голоса.
В результате влияния научно-технического прогресса и массовой культуры на искусство классического пения возникает тип интерпретации, который отличается от интерпретации, созданной в концертных условиях. Прежде всего, данная интерпретация - результат со-творческой деятельности исполнителя и звукорежиссера. В условиях студии при монтировании записанного вокального произведения художественная целостность достигается путем анализа отдельных частей исполняемого произведения, вычленения наиболее существенных его компонентов и следующего за этим синтеза. Таким образом, в результате возникает целостная интерпретация. Этот процесс анализа и синтеза, имеющий место при монтировании, необходим, так как целостная система, которая в данном случае представляет собой художественное произведение, имеет сложную внутреннюю организацию, представляющую собой субординацию определенных уровней.
Вокальное исполнительство носит глубоко общественный характер. Процесс передачи сообщения исполнителем и декодирования его в сознании слушателями можно определить как составляющие целостного единого процесса коллективного мышления. Исполнитель ищет истину и выражает ее именно «вслух», то есть посредством языка, в данном случае, вокального, приобретая концептуальные формы лишь тогда, когда художественный язык обладает возможностью суггестивного воздействия (внушения), в результате чего вокальное произведение обретает реальную, а не потенциальную художественно-эстетическую ценность. Различие в процессах восприятия любителей и профессионалов не снимает общих закономерностей принципов восприятия, в процессе которого происходит и обратное воздействие - воздействие творчества художника на эволюцию эстетических вкусов и потребностей слушателей.
Указывая на методологические принципы, которые использованы в
данном исследовании, необходимо отметить, что такой многоаспектный феномен, как вокально-исполнительское творчество, не мог быть рассмотрен с позиции единственной методологии. Комплексный характер исследования обусловил обращение к целому ряду познавательных парадигм и научных подходов. В качестве основной методологии применялся философско-эстетический анализ, комплексный, конкретно-исторический, системный подходы.
Методологически значимыми для настоящего исследования стали концептуальные положения и идеи московско-тартуской эстетической школы о необходимости рассмотрения каждого конкретного культурного феномена, в частности вокального исполнительства, как знаковой системы, органически связанной с окружающими ее сферами культуры.
В диссертации применялись методы семиотики, герменевтики и структурного анализа.
Использовались также и традиционные методы исследования искусства -анализ литературы, прослушивание музыкальных произведений и т.п.
Предполагается, что именно такая установка на комплексное соединение различных подходов и методов способствует исследованию эстетического «поля проблем» вокально-исполнительского творчества.
В исследовании теории вокально-исполнительского творчества мы опирались на труды музыковедов, исследующих теорию исполнительства (Л.А.Баренбойм, Л.С.Гинзбург, Н.П.Корыхалова, М.К.Михайлов, А.А.Николаев, Л.Н.Раабен, М.А.Смирнов и др.), теоретиков, разрабатывающих проблемы музыкального искусства на стыке музыковедения и эстетики (В.В.Медушевский, Е.Е.Назайкинский, А.Сохор и др.), а также материалы серии выпусков «Вопросы музыкально-исполнительского искусства», издаваемых с 1958 г. (С 1970 г. данная серия печатается под названием «Музыкальное исполнительство»).
Эстетические проблемы вокально-исполнительского творчества исследуются в диссертации и сквозь призму теоретических воззрений
основоположников отечественной музыкальной эстетики - музыковедов 40-х годов прошлого столетия - Б.В.Асафьева и Б.Л.Яворского, хотя подробно на анализе их работ автор не останавливается, поскольку теоретическое наследие Б.Асафьева сравнительно всесторонне рассмотрено в нашей литературе, а наследие Б.Яворского - тема специальных работ.
В целях философско-эстетического осмысления и обобщения проблем вокально-исполнительского творчества, автор широко использует и опирается на философско-эстетическую литературу (В.В.Бычков, Ю.Борев, О.А.Кривцун, Е.В.Волкова, М.Ф.Овсянников, А.А.Оганов, С.Х.Раппопорт, В.П.Шестаков и др.).
Многие исследователи рассматривают эстетические проблемы исполнительского искусства с точки зрения специфики исполнительской деятельности как вида художественной интерпретации, изучения его вариативной природы, отношения музыкантов к нотному тексту, проблемы «композитор - исполнитель», соотношения объективного и субъективного в творческом процессе интерпретаторов (Е.Г.Гуренко, Г.В.Драговец, Ю.Л.Кочнев, И.Д.Кузнецова, И.В.Малышев, С.М.Хвошнянская и др.). Автор же данного исследования основное внимание сосредоточивает на других актуальных, но еще недостаточно решенных вопросах теории и практики исполнительства.
В диссертации выделяется проблема специфики вокального исполнительства, которая, по большей части, оставалась за пределами внимания эстетиков, а также проблема влияния широко распространенных в настоящее время средств массовой информации как на исполнительский стиль, на процесс творческой деятельности исполнителей, так и на восприятие слушателей.
Современный период развития вокально-исполнительского творчества проходит в условиях широкого распространения средств массовой коммуникации. Наряду с «вечными» проблемами перед теоретиками исполнительства встали вопросы, связанные с влиянием научно-
технического прогресса на художественное творчество, анализ которых на сегодняшний день имеет большое значение.
В данной работе дается попытка философско-эстетического осмысления проблем вокально-исполнительского искусства. Вычленяются группы проблем, касающиеся вокально-исполнительского искусства в современных условиях. Мы пытаемся проанализировать разработку проблем особенностей и специфики вокально-исполнительского творчества и соотнести их с художественной практикой, прояснить тенденции стилевого развития современного вокально-исполнительского искусства, а также рассмотреть влияние научно-технического прогресса на творческий процесс исполнителей и, соответственно, восприятие современным слушателем результатов данного процесса. В диссертации обобщаются наиболее значительные теоретические положения, многочисленные высказывания выдающихся представителей музыкально-исполнительской культуры, анализируются различные точки зрения.
В истории искусств (а шире в истории художественной культуры) вокально-исполнительское искусство не сразу сформировалось как эстетическое явление. Оно прошло определенную историю своего развития. По мере выделения музыки в самостоятельный вид искусства вокальное исполнительство постепенно формировалось как особая сфера самостоятельной художественной деятельности. В своем становлении оно прошло несколько периодов, каждый из которых характеризуется особенностями, детерминированными социально-исторической и художественно-эстетической ситуацией.
Важнейшим фактором, во многом определяющим вокальную эстетику в его исторической перспективе, следует признать проблему взаимодействия и взаимовлияния поэзии и музыки. «... Разве партитура лишь сумма текста и музыки? Ведь мысль, замкнутая в словах, от магического соприкосновения с музыкой переплавляется в новые семантические и эмоциональные ценности. Возникает своего рода сплав, и он-то и оказывается предметом творческого
истолкования» . Природа человеческого голоса дуалистична. С одной стороны певческий голос - это музыкальный инструмент, в котором распетое слово становится мелодией, и в то же время, - мелодическая линия, создание которой подвластно голосу и вне поэтической основы. Диалектику поэзии и, собственно, музыкального начала можно считать основополагающим фактором в определении специфики вокального искусства, которая влияет на методологию и эстетику пения.
Одним из существенных аспектов вокального искусства является его обусловленность творческим взаимодействием композиторов, исполнителей и слушателей. Но в современных научных исследованиях превалируют теории, основанные на разъятых частях этой художественно-целостной триады. Центральное место здесь в основном занимают работы технологического характера, исследующие музыкальное произведение, его элементы, связи между ними. В большей степени разработаны методы музыкально-теоретического изучения произведений, выявления логики развития звукового материала в музыкальной композиции, изучение и анализ композиторского творчества, и в меньшей степени - творчества исполнителей.
Все эти работы в той или иной мере выходят к эстетическим обобщениям, но часто выпускают из виду проблему слушательского восприятия. В историко-теоретических исследованиях редко ставятся вопросы относительно непосредственного восприятия музыкального звучания, его эстетической ценности, духовно-личностного осознания целостности музыки.
Характерной чертой современного вокального исполнительства можно назвать интеллектуализм, стремление исполнителей к насыщению интерпретаций глубоким философским содержанием. В этом русле содержательно интерпретируются музыкальные произведения, как современных композиторов, так и классиков, активное освоение наследия
'ротбаумЛ Опера и ее сценическое воплощение М , 1980 -С 70
которых - закономерная тенденция современного исполнительства. Анализируя доминирующие тенденции развития современного вокального исполнительства, мы пытаемся соотнести их с художественной практикой.
Современные стилевые тенденции в вокальном искусстве рассматриваются с учётом влияния научно-технического прогресса и массовой культуры на искусство классического пения (в данном случае мы рассматриваем лишь одно из следствий влияния научно-технического прогресса на исполнительство - звукозапись).
В диссертации мы акцентируем внимание на тех изменениях, которым подвергаются интерпретации под влиянием технических средств в современных условиях. Взаимодействие музыкального исполнительства с техническими средствами фиксации музыки рассматриваются в трудах Ю.Капустина, Г.Когана, Н.Корыхаловой, с учетом новейших научных достижений - в работах С.Мальцева, с позиции эстетических проблем - в исследованиях Е.Бодиной, Е.Гуренко, Н.Корыхаловой, М.Харлап.
Тем не менее, на наш взгляд, этот процесс еще недостаточно исследован. Мы сочли целесообразным рассмотреть изменение условий протекания творческого процесса, и изменение собственно художественно-выразительных средств и приемов. Это дало основание говорить о возникновении типа интерпретации, которая отличается от интерпретации, созданной в концертных условиях. Прежде всего, данная интерпретация -результат со-творческой деятельности исполнителя и звукорежиссера. Музыкальное произведение, которое исполняется специально для записи и впоследствии звучит с пленки, не есть результат творческой деятельности только исполнителя, многие художественно-выразительные характеристики интерпретации данного музыкального произведения возникли в результате использования технических средств.
Как отмечается в диссертации, изменению подвергаются не только результаты творческой деятельности интерпретаторов, но и процесс восприятия слушателей. В результате диалектического процесса
взаимодействия исполнителя и слушателя изменения в творческой деятельности интерпретаторов ведут к изменению характера художественного и эстетического воздействия результатов его творчества. Кроме того, вследствие широкого распространения средств массовой коммуникации изменяются условия восприятия слушателем художественного произведения.
Для наиболее оптимального восприятия слушателем записанного произведения необходима художественно-психологическая установка на звукозапись как на определенную разновидность исполнительского искусства, имеющую свои специфические особенности и характеристики.
Этот аспект работы - исследование влияния социокультурных факторов на современные тенденции вокально-исполнительского творчества - также должен быть отнесён к наиболее значимым и актуальным.
Таким образом, это исследование кажется и актуальным и логически обоснованным.
Практическая значимость диссертации состоит в выработке единого подхода к теории вокального творчества, вокальной педагогике и исполнительской практике. В исследовании не только обобщаются закономерности развития вокального исполнительства. На основе этих обобщений анализируются вопросы вокального мастерства, которые дают основания для выявления закономерностей и специфики этого вида исполнительства.
Мы надеемся, что некоторые теоретические выводы могут быть использованы в практике преподавания эстетики, теории и истории культуры, в сфере художественно-музыкальной критики и найдут свое отражение в соответствующих разделах курса истории и теории вокально-исполнительского искусства, а также в специальных курсах по проблемам художественной интерпретации произведений искусства.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Специфика вокального творчества
Изучение вопроса об эстетической специфике вокально-исполнительского творчества, позволило обнаружить в научных трудах весьма противоречивую ситуацию. С одной стороны, разносторонне исследована история вокальной музыки, существуют фундаментальные труды по проблемам связи музыки и слова (В.Васина-Гроссман, О.Соколов), глубоко разработана методология анализа мелодики, гармонии, драматургии и композиции оперных произведений (Л.Мазель, Е.Ручьевская, В.Холопова), создана теория жанров вокальной музыки (О.Соколов), широко распространены исследования стиля вокальной музыки отдельных композиторов и школ. С другой стороны, не удалось обнаружить трудов, специально посвященных вокально-исполнительскому искусству как эстетическому феномену. То есть сложилась ситуация, когда вопрос «как это сделано?» опережает вопрос «что это такое?».
Начиная с трактатов итальянских теоретиков пения, в научно-методической литературе существует значительная часть трудов, в названии которых присутствуют слова «искусство пения», В вокальной литературе пение традиционно определяется как «искусство правильного голосообразования», «искусство правильного дыхания», «сложный психофизиологический процесс», «система верного использования резонаторов» и т.п. Соответственно, исследователи и авторы научных трудов по вокальному исполнительскому искусству сосредоточивают свое внимание на анализе различных методов и методик обучения пению, количество которых накоплено со времени старых итальянских мастеров XYII века чрезвычайное множество и которые возникают вновь и вновь.
Необходимость трудов по развитию и совершенствованию певческого голоса и верная направленность поисков большинства специалистов не вызывают никаких сомнений. И все же сделаем попытку более широкой постановки вопроса: об эстетических особенностях вокального исполнительства, отличающего его от других видов искусства, об исполнителе как художнике, особой силе его воздействия на личность и самосознание и его способности влиять на массовое сознание.
Главным средством художественной выразительности в вокальном творчестве, его эстетической доминантой является вокализация, которая первична по отношению к речитации певца. Человеческий голос - это музыка и поэзия, где распетое слово является главной частью вокального текста.
Важнейшим фактором, во многом определяющим эстетику вокального искусства в его исторической перспективе, следует признать проблему взаимодействия и взаимовлияния оперных реформ и вокального искусства. Здесь необходимо кратко остановиться и обозначить особенности певческой фонации, возникшие и существующие и вне рамок искусства оперы.
Первобытную музыку составляли ритм и интонированная речь. Ритуально-суггестивные функции, ритмизация совместной трудовой деятельности, обобщение речевых интонаций в народных мелодиях, - всё это создавалось и шлифовалось на протяжении многих тысячелетий. А вот рождение художественного пения хоть и происходило в глубокой древности, но этот процесс неразрывно связан с развитием цивилизации, и, как следствие, с морфологией культуры и социальными процессами в обществе.
Первым музыкальным инструментом был голос, и музыка, рождённая как закрепление функций звукового общения, связана с человеческой речью. Искусство кифаредов в Древней Греции, патетический жанр греческой трагедии требовал от исполнителя выразительности именно слова, «распетого» актёром. Жанр оперы рождается из обращения музыкантов Возрождения к эстетике древнегреческого театра. На протяжении всей своей истории оперный жанр не единожды обращался к «слову». В этом случае роль поэзии, её ритмическая основа, просодия и фонетика языка должны были определять эстетику пения.
Другим свойством, является мимезис, Его влияние на вокальную мелодию отлично от роли слова. Звукоподражание и эмоция играют важную роль в вокальном исполнительстве и пение как психофизиологический процесс тесно связано с эмоциональной природой человека.
Уровень эмоционального развития певца, его эмоциональный «диапазон» и мобильность, его способность к яркому чувственному переживанию является неотъемлемой составляющей вокального искусства.
Генезис и историческое развитие вокального исполнительства
История развития вокально-исполнительского искусства является частью художественной жизни в целом. История ее развития - история развития музыкального искусства. Исполнительское творчество - это самостоятельная область художественного творчества, которая имеет свою специфику. Однако, прежде чем вокальное исполнительство выделилось в самостоятельную сферу художественной деятельности, оно прошло ряд периодов, и эти периоды тесно связанны с социально-историческими процессами развития искусства вообще.
Обособление духовного производства от материального, духовной деятельности от материальной происходит в процессе исторического развития и является его результатом. Производство представлений, сознания, идей первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность людей, в язык реальной жизни. Со временем осуществляется специализация духовной деятельности, а непосредственное становление художественной жизни общества связывается с отделением художников от аудитории.
Для античности было характерно единство музыки, слова и танца. Ранние синтетические виды искусства имели «исполнительский» характер, таким образом, творчество художника и исполнителя долгое время не разделялось. Здесь необходимо отметить, что в мифологии Античности вокальное исполнительство представлено как магическое явление, имеющее обрядовый характер.
Постепенно из синкретного обрядового действия вычленяются речь, поэзия, музыка, танец. Вычленение речи соответствует наиболее раннему периоду его дифференциации.
Таким образом, анализ древнегреческих источников о возникновении речи и ремесел подтверждает неразрывную связанность социально-общественной и эстетической деятельности, как единого синкретного целого.
В то время деятельность певца-создателя или исполнителя словесных текстов была включена в систему ритуальных отношений, регулировавших связи между разными социальными группами. Ритуальное функционирование певцов имело место в разных традициях: древнегреческих, древнегерманских, славянских, а также и у других народов со сходной социальной организацией - индейцев новахо, полинезийцев и др.
Сила вокального искусства, магически воздействующего на людей и природу, нашло свое отражение в мифе об Орфее. Убеждение в космическом значении музыки является характерным для музыкальной эстетики древнего Запада. Вспомним в этой связи, специфически античное учение о небесной гармонии как вращении небесных тел, и понимание музыки как гармонии, как единство и взаимопроникновение противоположных космических сил.
Уже в наиболее ранних исследованиях античной музыки проводится попытка анализа эмоционального воздействия пения на человека. Исследуется, каким образом музыкальное звучание способно вызвать изменение психического процесса у слушателя. Причем, словесное и музыкальное звучание рассматриваются как различные аспекты или стадии реализации единой сущности, которая является не только чистой сознательностью, закрепляющей в себе все многообразие действительности, но и чистым блаженством. Если слово выражает осознание того или иного объекта, музыкальное произведение выражает эмоцию. Причем, оно не может выражать эмоцию иначе, как возбуждая ее.
Музыка в античной эстетике рассматривается в триединстве пения, инструментальной музыки и танца. Причем, большинством исследователей рассматривается именно вокальная музыка, которая определяется как форма чистого звучания, как первое и непосредственное проявление наполняющего мир звучания, вызывающего «отзвук» во всей природе. Этим объясняется непосредственность ее воздействия на слушателя. Звуки пения настолько заполняют сознание слушателя, что он оказывается не в силах воспринять свою отделенность от нее. В его сознании исчезает представление о себе, как субъекте, и о песне, как об объекте его восприятия. При этом субъект приобретает свободу и, следовательно, высшее блаженство. Даже чувства страха, печали, ревности, ненависти, доставляющие в обычных формах восприятия страдания, в эстетическом переживании становятся блаженством.
Древнегреческая музыкальная культура имела в качестве первичного феномена творческой деятельности человека - вокальное искусство. Однако в ней еще в так называемый мифологический период развития выступает чрезвычайно важная особенность - антропоморфизм. Аполлон убивает легендарного певца Лина, узнав, что он сравнялся с ним в искусстве пения. Таким образом, еще в мифологический период музыкальной культуры пение осознается, как «человеческое, земное искусство»1. Мифологические персонажи выступают в качестве непосредственных основоположников древнегреческой музыкальной культуры. К их числу необходимо отнести
Пифагора, разработавшего первые принципы музыкальной эстетики Запада, «опирающейся на законы естественно научного познания»1. Пифагором была разработана модель эстетического воспитания, учение о музыкальном катарсисе, о нравственном, воспитательном и даже терапевтическом значении вокальной музыки.
Значительный вклад в развитие античной музыкальной эстетики внесли Платон и Аристотель.
Учение Платона о музыке содержит концепции о космической гармонии, музыкальном этосе и музыкальном воспитании. Убеждение в числовой природе музыкальной гармонии Платон заимствует у пифагорейцев. Однако помимо измерений и исчислений он считает необходимым опираться на опыт и непосредственное чувство .
Влияние актуальных социокультурных факторов на вокально-исполнительскую практику
Современный период в развитии вокального исполнительского искусства проходит в условиях широкого распространения средств массовой коммуникации. В связи с этим перед теорией вокально-исполнительского искусства встали вопросы, являющиеся следствием осмысления того влияния, которое оказывают технико-коммуникативные средства на исполнительский процесс. «Старые» извечные проблемы исполнительства получают в этих условиях новое звучание, а подчас возникают и новые, связанные с развитием «технических» видов искусств.
Как известно, процесс интерпретации и конечный результат ее зависит с одной стороны, от субъективных факторов, с другой - от объективных. В комплексе объективных факторов определяющими являются художественно-эстетическая атмосфера, социально-исторические условия, в которых протекает творчество исполнителя и др. Каждый из этих моментов может оказаться источником вариантности исполнительских трактовок.
В настоящее время уровень научно-технического прогресса настолько высок, что его необходимо учитывать в числе объективных факторов, влияющих на развитие вокально-исполнительского искусства. В данном случае мы будем рассматривать одно из следствий научно-технической революции - звукозапись.
Появление в XX веке звукозаписи как одного из видов исполнительства, выявило новые аспекты исследования кардинальных проблем вокального исполнительства. Широкое распространение фонограмм, дисков, являющихся следствием НТР в XXI столетии, безусловно, никак не умаляет господствующей роли живого исполнения, не отменяет ни одну из главных закономерностей этой сферы творчества, тем не менее, нельзя не учитывать значение звукозаписи в процессе функционирования вокальных произведений в сфере художественной культуры, а также то влияние, которое оказывает данный вид исполнительства, с одной стороны, на творческий процесс музыканта, с другой, - на слуштельское восприятие.
Влияние научно-технического прогресса в XXI веке испытывают многие виды искусства. В результате возникают так называемые «технические» виды искусства, которые призваны, с одной стороны, стать средством удовлетворения эстетической потребности общества, с другой стороны, способствуют развитию массовости искусства.
Бурный рост средств массового распространения искусства, наблюдающийся во второй половине XX и XXI веке, привел к тому, что вокальное искусство не только получает огромную аудиторию, но и испытывает влияние технико-коммуникативных средств непосредственно на практику вокального искусства. Появление технических средств массового распространения музыки смело можно назвать революцией, сыгравшей в мировой культуре не меньшую роль, чем в свое время сыграло изобретение нотной письменности. Развитие их привело к возникновению одного из технических видов искусств - звукозаписи, которая явилась определенной вехой в истории искусства вообще и в истории вокально-исполнительского искусства в частности.
Следствием развития и распространения звукозаписи явилось изменение способа материально-коммуникативного функционирования произведений музыкального искусства в системе художественной культуры современности: появилась возможность повторного, абсолютно точного воспроизведения отзвучавшего музыкального произведения. О необходимости воспроизведения музыки писал еще Гегель: «Поскольку звуки не обладают сами по себе длительным объективным существованием, как постройки, статуи и картины, а вновь исчезают, мимолетно промелькнув, то музыкальное произведение уже в силу этого моментального существования постоянно нуждается в повторном воспроизведении». Такую возможность вокальному искусству предоставила звукозапись, с развитием которой появилась новая форма бытия музыкального произведения.
Звукозапись внесла определенные изменения в вокально-исполнительское искусство: изменились условия творческого процесса интерпретаторов, исполняющих произведение специально на запись, нельзя не учитывать влияния технико-коммуникативных средств непосредственно на процесс исполнения, а также на общие тенденции развития современного вокального исполнительства.
В связи с воздействием технико-коммуникативных средств на музыкально-исполнительское искусство в литературе появились работы, посвященные исследованию данной проблемы. Авторы некоторых работ ставят в центре своего внимания вопрос «звукозапись - исполнитель»1, другие рассматривают его в общем комплексе вопросов, касающихся музыкального исполнительства . В последние годы появились также статьи и звукорежиссеров (помимо музыкантов и теоретиков). Высказываются различные точки зрения, которые вместе с тем отличаются исходными предпосылками.
Сущность творческого взаимодействия «композитор - исполнитель - слушатель»
Исследование вокального исполнительства в целостной системе творчества позволило нам сделать несколько общих выводов о характере исследуемой проблемы.
Исключительная сила воздействия вокального искусства на человека побудила нас рассматривать это явление как уникальный эстетический феномен, сама природа которого позволяет многократно, комплексно, воздействовать как на эмоциональную, так и на интеллектуальную сферы личности. Широкий спектр поля воздействия, высокая степень его интенсивности во многом обусловлены спецификой вокального языка, составляющими которого являются музыкальный текст (как основополагающий) и литературный (изложенный на естественном языке).
Таким образом, специфика вокального исполнителя в том, что мысли, чувства и переживания он выражает при помощи вокальной языка. Вокально-исполнительское творчество невозможно без очень важного, решающего компонента - актерского мастерства.
На современном этапе вокально-исполнительское творчество представляет собой ценнейший материал для теоретических обобщений. На основании их мы попытались исследовать вокальное исполнительство с точки зрения фундаментальной эстетической теории.
В диссертации предпринята попытка освещения вокального исполнительства в двух аспектах музыкальной науки - историческом и теоретическом. Исторический обзор призван подтвердить теоретические рассуждения и выводы работы, так как «история искусства служит основанием теории искусства» (Н.ГЛернышевский). Подобный подход в исследовании обусловлен задачами изучения развития вокального исполнительства в его связях и взаимодействии с общественной жизнью, с новыми культурными процессами и имманентной спецификой.
История развития вокального искусства, являющегося частью художественной культуры в целом, представляет собой историю развития эстетических возможностей вокального искусства, выделения вокально-исполнительского творчества в самостоятельную область художественной деятельности. Опираясь на историю эстетики и вокального искусства, мы выделяем несколько периодов в истории развития вокального исполнительства, каждый из которых характеризуется определенными особенностями и соответствующими эстетическими положениями и принципами.
Таким образом, краткий исторический анализ становления и развития вокального исполнительства дал возможность сделать следующий вывод. В процессе эволюции музыкальной культуры общества вокальное исполнительство оформилось в самостоятельный вид художественно-творческой деятельности. К началу XXI века, на новом витке своего развития, в нем появляется тенденция к слиянию с другими видами деятельности, как проявление качественно новой формы синтезирования художественного и технического творчества.
Разделение композиторского и исполнительского творчества, появление в этой связи новых задач и функций исполнителя, обусловило различия образовавшихся типов вокальных исполнителей: исполнителя-репродуцента, и художника-интерпретатора.
Процесс объективации художественного содержания вокального произведения протекает в индивидуально-неповторимой форме, который не подчиняется сложившимся стереотипам традиции исполнения, но и не жертвует произведением в угоду злободневной актуальности его прочтения. План творческих намерений композитора выявляется непосредственно только в деятельном акте перевоплощения вокального произведения в формах его исполнительских осмыслений (конкретизации).
Необходимо отметить, что проблема изучения форм существования произведений музыкального творчества до сих пор достаточно остро стоит в современной музыкальной эстетике.
Суть творчества исполнителя заключена в художественной интерпретации, которая понимается нами как творческое истолкование исполнителем композиторского замысла, представленного нотными знаками. Это исполнение-истолкование - есть диалектическое единство объективного и субъективного, выраженное в виде личностного отношения к исполняемому произведению.
В ходе осмысления процесса вокального исполнения в обобщенном виде, в работе показаны характерные и необходимые слагаемые вокального творчества. В работе обобщаются специфические особенности вокального исполнительства: творчески-процессуальный характер, вариантная множественность, неповторимость и оригинальность, эвристичность, артистизм исполнения, а также появление новых характерных качеств, связанных с использованием различных технических средств фиксации музыки.
По сравнению с другими видами художественного творчества вокальное исполнительство обладает особой силой воздействия. Специфические особенности его как творческого акта выводят вокальное исполнительство в ранг особого вида творческой деятельности, в которой слушатель становится соучастником сложного и интересного вокально-творческого процесса.
Сопричастность вокальному творчеству вызывает у слушателя «побуждение к потреблению» (К.Маркс) вокальных и других художественных ценностей, развивает его эстетический вкус и духовные потребности, оказывая особое воздействие на его внутренний мир, на самосознание, так как в языке художественного творчества обычный человек встречает самого себя, «узнает самого себя, свои состояния, свои проблемы и свои испытания» (М.К.Мамардашвили).