Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Молодежная субкультура: феноменология. Хиппи, панки, готы 19
1. Хиппи 21
2. Панки 37
3. Готы 52
ГЛАВАII. Молодежная субкультура -анализ и синтез 73
1. Методологические подходы и принципы исследования молодежной субкультуры 73
1.1. Молодежная субкультура и контркультура 73
1.2. Проблема конфликта поколений 83
1.3. Структурализм как метод изучения молодежной субкультуры... 84
2. Молодежная субкультура: эстетика символа и мифа
2.1. Эстетическая составляющая молодежной субкультуры 94
2.2. Символ в молодежной субкультуре 103
2.3. Мифы молодежной субкультуры 108
2.4. Эстетика символа и мифа в молодежной субкультуре 118
2.5. Хиппи - миф о любви 125
2.6. Панки - манифестанты безграничной свободы 132
2.7. Готы — символическое преодоление смерти 140
Заключение 152
Библиография 1
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что эстетика молодежной субкультуры - феномен, возникший в современной культуре и прочно связанный с ней - до сих пор не находит достаточного отражения в научных трудах. Между тем, выявив сущность и истоки этой эстетики, мы смогли бы, наконец, лучше понять, какое место занимает в культурном контексте сама молодежная субкультура, что ищут (и находят) те, кто обращается к ней.
Основной проблемой, волновавшей автора данной работы, было происхождение и значение эстетической составляющей молодежной субкультуры. И чем дальше продвигалось исследование, тем яснее становилось, что на вопрос о возникновении эстетического аспекта молодёжной субкультуры нельзя ответить, не выяснив, каковы истоки самой этой субкультуры.
Для изучения эстетики молодежной субкультуры нами были выбраны конкретные субкультуры: хиппи, панков и готов, примерами из которых мы иллюстрируем свои выводы. К субкультуре хиппи мы обратились потому, что именно они были едва ли не самым массовым, и, бесспорно, одним из наиболее значимых молодежных движений XX века. Субкультура хиппи, помимо всего прочего, оказала огромное влияние на многие другие, более поздние направления, в частности, на панков и готов. Субкультуры хиппи, панков и готов возникли последовательно и очень тесно связаны между собой. Каждая последующая явилась реакцией на предыдущие, пытаясь преодолеть их, но одновременно сохраняя преемственность по отношению к ним. И чтобы проследить, как видоизменялась молодежная субкультура, как влияли друг на друга различные течения внутри нее, мы рассматриваем все три перечисленные субкультуры в их взаимосвязи, охватывая, таким образом, период более чем в полвека.
Изучение этих трех отдельных субкультур позволило нам увидеть, как менялись воззрения молодых людей на собственную субкультуру, на
4 современное общество и их место в нем, а также, что наиболее интересно нам, - как видоизменялась эстетика молодежной субкультуры.
Надо сказать, что эстетика молодежной субкультуры, с одной стороны, так или иначе фигурирует в работах очень многих ученых, но, с другой стороны, почти никогда не становится предметом самостоятельного исследования. Едва ли не единственной известной нам работой, целиком посвященной эстетике молодежной субкультуры, является диссертация Э. А. Раманаускайте1, защищенная в Москве в 1991 году. Это интересное исследование, к сожалению, прошло почти незамеченным, несмотря на то, что содержащиеся в нем идеи о взаимосвязи семантики и эстетики молодежной субкультуры нашли отражение во многих более поздних и более известных работах.
Яркая, многоликая и внешне противоречивая молодежная субкультура уже давно стала объектом пристального внимания исследователей. Однако философы ее, как правило, не изучают. Этим занимаются, в основном, этнографы, социологи и психологи. Причём из всех перечисленных, пожалуй, только этнографы изучают молодёжную субкультуру как самоценную реальность, поэтому их исследования отличаются добросовестностью и богатством собранного материала. Остальные же видят в ней прежде всего проблему - общества или личности. И относятся к субкультуре как к проблеме, которую надо изучить для того, чтобы эффективнее решить. Для субкультуры же «решение проблемы» будет означать скорое или постепенное исчезновение.
Мы придерживаемся мнения, что для того, чтобы понять сущность феномена молодежной субкультуры, важно иметь в виду следующее: она -не болезнь общества, которую надо лечить и можно вылечить. Это - его нормальное состояние. Появление современной молодежной субкультуры связано с социализацией молодежи в обществе, с экономическими
Раманаускайте Э.А. Молодежная субкультура как эстетический феномен. М., Московский государственный институт культуры, 1991.
5 подъемами и спадами - но не напрямую, а косвенно. Точно так же оно косвенно связано и с изменением роли семьи для подростков, и даже не в последнюю очередь с секуляризацией мировоззрения в XX веке.
Молодёжную субкультуру можно рассматривать и с точки зрения её функций в современном обществе, и в исторической перспективе, а также как творчество, поиск, проявление той активности, которая совершенно сознательно противится всякой регламентации извне.
Степень разработанности проблемы
Что касается источников, посвященных молодежной субкультуре и позволяющих пролить свет на нее, то их условно можно разделить на две большие группы. Первая представляет собой исследования ученых, взгляд на субкультуру извне. Вторая - это мнения о субкультуре самих ее представителей. Работа с материалами второй группы определяется их спецификой. Они включают в себя фольклорные жанры: песни, стихи, анекдоты; руководства для новичков - историю и традиции субкультуры, принципы поведения в ней. Отдельно стоит выделить работы, написанные о субкультуре самими ее представителями и содержащие в себе ее критический анализ. Подобные материалы по жанру могут представлять собой эссе, литературные манифесты2, энциклопедии или даже полноценные научные труды. В последнем случае появляется уникальная возможность совместить взгляд «извне» и «изнутри», когда исследователь, долгое время сам связанный с субкультурой, предпринимает попытку теоретически осмыслить свой собственный, часто многолетний опыт .
Один из самых известных манифестов: Сталкер, Генерал, Воробей. Манифест (Москва, 1987) //Журнал «Вместе». 2005. № 3.
В пример можно привести следующие работы: Макнил Л., Маккейн Дж. Прошу, убей меня!: Подлинная история панк-рока в рассказах участников. М.: Альпина нонфикшн, 2012., Brill D. Subversion or Stereotype? The Gothic Subculture as a Case Study of Gendered Identities and Representations. Giessen, 2006. Matzke P. & Seeliger T. Das Gothic- und Dark Wave-Lexikon. Berlin, 2003.
Сами методы работы с молодежной субкультурой стали обсуждаться не сразу. Нужно было время, чтобы воспринять субкультуру молодых не как антикультурный феномен, а как полноправную часть культуры.
Молодёжные движения 1950 - 1960-х годов, с их резким и подчас вызывающим протестом против устоявшихся культурных норм, часто определялись учёными термином «контркультура», носившим выраженный оценочно-социальный характер (источники протестов - нежелание работать, служить в армии, употребление наркотиков и т. д.). Исследованию контркультурной составляющей молодежной субкультуры посвящен 1 (подпараграф 1.1.) Главы II нашего исследования. Мы опираемся на работы Теодора Роззака4, Чарльза Рейча5, Герберта Маркузе6, Эриха Фромма7, Зигмунда Фрейда , Дэниела Белла , а также советских и российских ученых: Ю. Н. Давыдова и И. Б. Роднянской10, А. Ю. Мельвиля и К. Э. Разлогова11, П. С. Гуревича12, С. И. Левиковой13.
Появление молодёжной субкультуры также заставило задуматься о проблеме конфликта поколений. Этому вопросу посвящено исследования американского культуролога М. Мид14.
4 Roszak Th. The Making of a Counter Culture: Reflections on the Technocratic Society and Its Youthful Opposition. Anchor Books, Doubleday & Company, Inc. Garden City, New York, 1969.
Reich Ch. A. The Greening of America. Penguin Books, Cox & Wyman Ltd, London, 1972.
Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М., Издательство ACT, 2003.
Фромм Э. Иметь или быть. М., ACT: Астрель, 2011.
Фрейд 3. Неудобства культуры // Художник и фантазирование. М., Республика, 1995. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., Academia, 2004.
Давыдов Ю. Н., РоднянскаяИ. Б. Социология контркультуры. (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М., Наука, 1980.
Мелъвшъ А. Ю., Разлогов К. Э. Контркультура и «новый» консерватизм. М., Искусство, 1981.
Гуревич П. С. Контркультура//Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская книга, 1998.
1 о
Левикова С. И. Молодёжная субкультура. М., 2004.
Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями. // Левикова С. И. Молодёжная субкультура. М., 2004.
7 Однако мы считаем, что этот фактор является не причиной, а скорее
предпосылкой возникновения молодёжной субкультуры. Чтобы выявить
непосредственные причины её появления, необходимо изучать её как
специфическую «культуру в культуре». Данный подход позволяет и требует,
с одной стороны, наблюдать субкультуру изнутри (использовать так
называемый метод включённого наблюдения), а с другой стороны, искать
связующие звенья между ней и основной культурой.
Так молодёжную субкультуру начали рассматривать в первую очередь этнографы. Им же принадлежат наиболее плодотворные разработки в сфере методологии - подход к изучению молодёжной субкультуры как коммуникативной системы с определёнными структурными характеристиками. Одним из примеров удачного использования данного метода в нашей стране стала монография Т. Б. Щепанской15. Вопрос метода интерпретации полученных данных о молодежной субкультуре рассмотрен в 1 (подпараграф 1.3) Главы II данной работы.
Цель диссертационного исследования - выявить значение, а также причины и способы возникновения эстетической составляющей молодежной субкультуры.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
дать определение объекту и предмету исследования;
дать феноменологическую характеристику объекта исследования;
определить методологические основы изучения молодежной субкультуры;
выявить сущность, причины и предпосылки возникновения эстетической составляющей молодежной субкультуры на примерах выбранных нами отдельных субкультур хиппи, панков и готов;
Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004.
- выяснить значение эстетической составляющей для молодежной
субкультуры, а также проследить взаимосвязи с более обширным культурно-историческим контекстом;
- попытаться прогнозировать дальнейшее видоизменение объекта и
предмета исследования.
Объектом исследования является сама молодежная субкультура, представленная здесь тремя отдельными субкультурами: хиппи, панков и готов.
Предметом исследования стала эстетическая составляющая молодежной субкультуры.
Теоретическая и методологическая основы исследования.
Многообразие проявлений молодежной субкультуры требует от исследователя выработки особого подхода к этому предмету. Понятие «молодежная субкультура» сформировалось постепенно, в процессе осмысления учеными этого феномена и его собственного развития и видоизменения. Употребляя термин «молодежная субкультура», мы тем самым заранее задаем как рамки, так и определенный ракурс рассмотрения проблемы. Обращаясь к происхождению употребляемой нами терминологии, мы получаем возможность намного глубже проникнуть в суть соотносимого с термином предмета.
Для начала проясним, что мы понимаем под субкультурой и кого относим к молодежи. Субкультуру в настоящее время чаще всего определяют следующим образом: как «особую сферу культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами»16. Как видим, данный термин охватывает достаточно широкий спектр объединений, общей чертой которых является обособленность внутри породившего их единого культурного пространства. Возможны и другие определения. В некоторых из них акцент
Гуревич П. С. Субкультура//Культурология. XX век: Энциклопедия. СПб., 1998. Т. 2. С. 236.
9 делается на динамическом аспекте субкультуры. Т. Б. Щепанская, например,
определяет субкультуру как «знаковую и нормативную систему,
воспроизводимую во времени»17.
Сейчас некоторые исследователи используют также термин «постсубкультура», на что указывает в своей книге Е. Н. Шапинская , хотя область применения этого понятия пока довольно размыта.
Что касается понятия «молодёжь» применительно к нашему исследованию, то здесь на первый план выступает скорее не биологический, а социальный возраст, связанный с получением образования и приобретением специальности. К молодёжи с социологической точки зрения можно отнести старшеклассников, студентов ВУЗов и техникумов, а также тех, кто лишь недавно приступил к трудовой деятельности, но ещё не достиг максимальной степени участия в ней19. На базе социальной группы с перечисленными выше характеристиками и появилась современная молодёжная субкультура.
Под молодежной субкультурой мы понимаем особую форму организации молодых людей в сообщество, обладающую своим языком, обычаями, нормами, созданную молодежью для удовлетворения своих собственных потребностей и не несущую выраженной политической или религиозной направленности.
Экономической предпосылкой её возникновения стал переход к постиндустриальному обществу. НТР середины XX века потребовала от специалистов более высокого уровня квалификации. Удлинившийся период обучения, сложность трудоустройства подростков сразу после школы, возросшая конкуренция на рынке труда - всё это затягивает период социализации молодёжи, благоприятствуя появлению субкультур. Способствует этому и развившаяся индустрия досуга, хотя, опять же, далеко
Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004. С. 15. Шапинская Е. Н. Образ Другого в текстах культуры. М.: КРАСАНД, 2012. С. 130. Левикова С. И. Молодёжная субкультура. М., 2004. С. 21.
10 не все исследователи молодёжной субкультуры склонны считать её
досуговым времяпровождением.
Прежде чем говорить об эстетической составляющей молодежной субкультуры, необходимо прояснить, что вообще мы понимаем под эстетическим. Здесь мы опираемся на труды Александра Баумгартена20, Иммануила Канта21, Серена Кьеркегора22, А. Ф. Лосева23. О них мы более подробно говорим в 2 (подпараграф 2.1.) Главы П.
На основании рассмотренных концепций мы сформулировали рабочее определение эстетической составляющей объекта нашего исследования.
Эстетическая составляющая молодежной субкультуры - это все чувственно воспринимаемые аспекты субкультуры, отношение к которым строится на основании эмоционального одобрения или отвержения, связанного с их формой, и осуществляет не утилитарную, но мировоззренческую функцию.
Мы рассматриваем молодежную субкультуру в первую очередь как специфическую коммуникативную среду. Проследив процессы возникновения ее знаков, мы одновременно смогли бы приблизиться к пониманию того, что в действительности представляет собой ее эстетическая составляющая. Для изучения молодежной субкультуры и ее эстетической составляющей нами был выбран структурно-семиотический метод. Здесь мы опираемся на работы Яна Мукаржовского24, Ролана Барта25, Умберто
Баумгартен А. Г. Эстетика / А. Г. Баумгартен // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: в 5-ти томах.- М.: Искусство, 1964. Т. 2.
21 Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо, 2010; Кант И. Критика способности
суждения СПб.: Наука, 2006.
22 Киркегор С. Наслаждение и долг. Киев: АО «AirLand», 1994.
Лосев А. Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины // Эстетика и жизнь. М., 1979. Цит. по: Философия: Энциклопедический словарь /Под ред. А. А. Ивина. М., Гардарики, 2004.
Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994. 25 Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989.
Эко26, Т. Б. Щепанской27. В 1 (подпараграф 1.3.) Главы II дано описание структурализма как метода и его использования применительно к эстетике молодежной субкультуры.
Положения, выносимые на защиту:
исследование молодежной субкультуры должно быть одновременно теоретическим и феноменологическим; для изучения феноменологии субкультуры необходимо использование метода включенного наблюдения, а для ее теоретического анализа следует учитывать как точку зрения ученых -сторонних наблюдателей субкультуры, так и бытующие внутри нее воззрения;
молодежную субкультуру можно рассматривать как контркультуру только с рядом существенных оговорок, уяснив предварительно различные значения понятия «контркультура» (которое, по мнению отдельных авторов, может означать не только течения, привносящие в культуру новое, но и действия, направленные против культуры вообще);
молодежная субкультура представляет собой знаковое поле, специфическую коммуникативную среду;
эстетическая составляющая молодежной субкультуры напрямую связана с символикой и мифологией последней;
эстетика символа и эстетика мифа в молодежной субкультуре существенно различаются по происхождению и значению и должны рассматриваться отдельно;
присущее молодежной субкультуре мироощущение мифологично по своей природе, оказывает формообразующее влияние на возникновение знакового поля субкультуры и определяет значение ее эстетической составляющей;
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2004. Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004.
- между субкультурой и основной культурой возможен «перевод», а
также взаимопроникновение и разнообразные заимствования эстетических объектов, переходящих из одного контекста в другой;
- динамика молодежной субкультуры свидетельствует о возросшем
количестве заимствований эстетических объектов из массовой культуры,
проникающих в молодежную субкультуру, что может привести к
постепенному «размыванию» последней.
Научная новизна работы
Эстетическая составляющая молодежной субкультуры представлена полноправным объектом философско-эстетического анализа и исследована с применением структурно-семиотического метода и метода включенного наблюдения. Выявлены конкретные механизмы появления и изменения этой составляющей на структурном уровне, а также ее значение для молодежной субкультуры в целом. Установлена прямая взаимосвязь между коммуникативным, эстетическим и мировоззренческим аспектами молодежной субкультуры и то взаимное влияние, которое молодежная субкультура и основная культура оказывают друг на друга.
Научно-практическая значимость диссертации
Формы взаимного влияния молодежной субкультуры и основной культуры позволяют, с одной стороны, вписать молодежную субкультуру в общекультурный контекст, а с другой стороны, лучше понять роль субкультуры в культурных процессах XX - начала XXI веков. Также, анализируя знаковую и эстетическую составляющую отдельных субкультур, мы сможем увидеть лежащее в их основе мировоззрение, что позволит сказать, какая часть молодежи и с какими устремлениями приходит в ту или иную субкультуру, и что надеется там найти. Все это - хороший индикатор состояния общества в конкретный момент времени, так как молодежная субкультура все же во многом является ответом на те или иные не удовлетворенные обществом запросы. Кроме того, при появлении в молодежной среде новых идей и символов, пользуясь данной работой, можно
13 будет попытаться спрогнозировать, в какое субкультурное направление это выльется и какой будет его эстетическая составляющая.
Апробация исследования
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры эстетики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова 12 ноября 2012 года. Основные положения диссертации отражены в публикациях по теме диссертации.
Объем и структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем работы - 167 стр.
Панки
Интересующая нас эстетическая составляющая молодежной субкультуры может рассматриваться отдельно лишь в целях анализа. Целостным объектом нашего исследования является, без сомнения, сама молодёжная субкультура. Однако прежде чем говорить о ней, необходимо прояснить как значение этого термина, так и область его применения.
Определение по роду и видовому отличию мало что нам даст: молодёжная субкультура будет субкультурой молодёжи, и не более того. Можно рассмотреть отдельно, что такое молодёжь, и что такое субкультура, что мы и сделали. Но всё же, и этого было бы не достаточно, потому что в конце мы придём к тому же, с чего начали, объединив путём простой конъюнкции два определения в одно.
Чтобы наше определение было верным, оно должно с необходимостью содержать в себе причину возникновения и особый способ бытия молодёжной субкультуры. Критерии, которые мы выберем для определения, чрезвычайно важны, так как именно они помогут нам отсечь всё ненужное и определить дальнейший путь исследования.
Во второй главе пятой книги «Метафизики» Аристотель выделяет четыре причины бытия вещи: материю, форму, начало движения (собственно, причину) и цель24. Попробуем применить всё это по аналогии к нашему предмету. Первое: «субстратом» для молодёжной субкультуры должна быть, естественно, молодёжь. Второе: «формой» можно считать субкультуру как особый способ организации молодёжи в сообщество. Ведь субкультура - не просто конгломерат представлений, а особый тип структурной организации, обладающий собственным языком и нормами. Далее: непосредственной причиной возникновения молодёжной субкультуры тоже следует считать саму молодёжь. Здесь надо чётко разделить причины и предпосылки. В число последних может входить множество социальных, экономических, психологических и иных факторов.
И наконец, целью существования молодёжной субкультуры должно быть удовлетворение потребностей самой молодёжи; каких именно - об этом в Главе II нашего исследования.
В результате применения такого комплексного критерия мы отсекли: объединения, включающие не только молодёжь; объединения, не имеющие собственной субкультуры; объединения, созданные либо не самими молодыми людьми, либо не для их нужд. Это, например, блатная субкультура, разнообразные клубы по интересам, созданные поп-культурой досуговые формы времяпровождения, разнообразные политические и религиозные организации. Все они останутся за рамками данного исследования, так как не удовлетворяют по крайней мере одному из заданных критериев. Таким образом мы смогли сузить поле нашего исследования до вполне приемлемых рамок.
Молодежная субкультура — это особая форма организации молодых людей в сообщество, обладающая своим языком, обычаями, нормами; созданная молодежью для удовлетворения своих собственных потребностей и не несущая выраженной политической или религиозной направленности.
Экономической предпосылкой её возникновения стал переход к постиндустриальному обществу. НТР середины XX века потребовала от специалистов более высокого уровня квалификации. Удлинившийся период обучения, сложность трудоустройства подростков сразу после школы, возросшая конкуренция на рынке труда - всё это затягивает период социализации молодёжи, благоприятствуя появлению субкультур. Способствует этому и развившаяся индустрия досуга, хотя, опять же, далеко не все исследователи молодёжной субкультуры склонны считать её досуговым времяпровождением. Эстетическая составляющая молодежной субкультуры. Прежде чем говорить о ней, необходимо прояснить, что вообще мы понимаем под эстетическим. Здесь мы опираемся на труды Александра Баумгартена" , Иммануила Канта , Серена Кьеркегора" , А. Ф. Лосева" . О них мы более подробно говорим в 2 (подпараграф 2.1.) Главы II.
На основании рассмотренных концепций мы сформулировали рабочее определение эстетической составляющей объекта нашего исследования.
Эстетическая составляющая молодежной субкультуры - это все чувственно воспринимаемые аспекты субкультуры, отношение к которым строится на основании эмоционального одобрения или отвержения, связанного с их формой, и осуществляет не утилитарную, но мировоззренческую функцию.
Мы рассматриваем молодежную субкультуру в первую очередь как специфическую коммуникативную среду. Проследив процессы возникновения ее знаков, мы одновременно смогли бы приблизиться к пониманию того, что в действительности представляет собой ее эстетическая составляющая.
Одни и те же объекты субкультуры могут иметь и знаковую, и эстетическую функцию. Хотя в последней некоторые внешние наблюдатели могут им и отказать, для приверженцев субкультуры их музыка, одежда, рисунки и многое другое представляются действительно ценными именно с эстетической точки зрения.
Готы
К популярным у готов фильмам ужасов относятся снятые в начале двадцатого века «Носферату», «Кабинет Доктора Калигари», «Вампир», а также многочисленные экранизации «Дракулы», «Франкенштейна», произведений Энн Райе, «Голод» и другие фильмы о вампирах.
К фильмам, герои которых напоминают готов, принадлежат «Ворон», «Эдвард Руки-Ножницы», «Битлджус», «Семейка Аддамс»105. Наиболее популярным режиссёром является, без сомнения, Тим Бёртон. К культовым актёрам относятся Кристина Риччи, Джонни Депп и Брэндон Ли, сыгравший главную роль в фильме «Ворон» и погибший на его съёмках. Персонаж Брэндона Ли, Эрик Дрэйвен, породил настоящий культ среди готов. Его одежда, макияж и манера поведения копировались столь многими, что возникло понятие «стиль "Ворона"».
После описания разнообразных проявлений готической субкультуры необходимо упомянуть и о соответствующей индустрии. Коммерциализация с неизбежностью затронула готическую субкультуру, как только та стала вполне развитой, и появился контингент, способный в достаточном количестве потреблять производимую лишь для него продукцию. Л. Солнцева в коллективном труде «Очерки культурной жизни России на рубеже веков» пишет о молодёжных субкультурах: «Различные течения, как правило, формируют свой собственный стиль... Во второй половине 90-х формируется клубная система с элементами бюрократии, членством, казначейством, прессой, с веб-сайтами и кустарно-самодеятельными мастерскими по пошиву прикида и изготовлению деталей костюма и украшений (байкеры, готы, толкиенисты и т. д.)»106.
По мере развития готической субкультуры появлялись различные звукозаписывающие компании, ателье и магазины, обеспечивающие её «материальную» основу. Сюда можно отнести и организацию крупных готических фестивалей, а также клубных вечеринок и концертной деятельности различных групп. Крупные готические журналы тоже принадлежат к этой индустрии, так как связаны со звукозаписывающими компаниями и магазинами и обеспечивают им рекламу.
Стоит сказать несколько слов и о том, как степень включённости в готическую субкультуру и отношение к ней определяют статус того или иного гота.
Многие готы приходят в субкультуру, будучи подростками, и неизбежно сталкиваются с более старшими её представителями. Последние придумали для новичков специфические наименования: baby bat, batty goth, kindergoth и т. д. , считая, что те выглядят комично, пытаясь заявлять что-то о субкультуре, которой они ещё не знают. Но в целом отношение старших готов к новичкам довольно терпимое.
Помимо новичков и «настоящих» готов, существует ещё два основных «типа», на которые делятся представители этой субкультуры. Критерием деления выступает восприятие готики и отношение к ней. Существуют Mopey Goths и Perky Goths (или Perky Goff)108. Первые воспринимают субкультуру очень серьёзно, часто замкнуты, высокомерны, постоянно пребывают в тоске и депрессии. Вторые более общительны и жизнерадостны, любят проводить время в готических клубах, считая, что невозможно всё время грустить, даже если ты гот. Отношение готов к своей субкультуре — очень важная именно для неё тема. Среди готов не утихают споры по поводу «сути» их субкультуры. Каждый гот считает своим долгом высказать собственное мнение о том, что же такое готика на самом деле.
Многие из них считают, что «суть» субкультуры - в «готическом мировоззрении». Однако мировоззрение предполагает наличие некоторой системы взглядов. В готике же не существует какой-либо общепризнанной системы взглядов на окружающий мир. Нет ни собственно готической идеологии, ни религии, ни морали. Готическая субкультура выражает себя только в сфере эстетического.
Готы, говоря о своём мировоззрении (или, скорее, мироощущении), называют, как правило, такие его черты, как индивидуализм, пристрастие ко всему тёмному, мрачному, печальному, болезненному, увлечение романтизмом и декадансом, интерес к сверхъестественному, стремление к творческому самовыражению.
Несколько слов стоит сказать и о специфике отечественной готики. Первые готы появились у нас примерно в середине 90-х, когда зарубежная готическая субкультура переживала новую волну популярности. К началу 2000-х годов готика была уже довольно известной и распространенной у нас субкультурой. Появились первые крупные русскоязычные готические порталы в Интернете, вслед за ними возникли печатные издания, посвященные непосредственно готике, такие, как Gothland и RIP. Специфика подобных журналов в том, что они ставят своей целью рассказать о разных аспектах готической субкультуры, тогда как более крупные рок-журналы (например, московский журнал Dark City) пишут, в основном, только о музыке и иногда о крупных мероприятиях типа концертов и фестивалей.
Молодежная субкультура и контркультура
Рабочей гипотезой автора этого исследования стало положение о полисемантичности символа (восходящее к работам Ю. М. Лотмана). Щепанская выделяет четыре базовые социальные функции субкультурной символики, разграниченные по принципу её интерпретации: «антинорма» -зона появления внешней границы субкультуры; «группа» - ядерные структуры; «норма» - функциональная структура и специфическая модель взаимодействия с миром; «энергия» - субкультурная элита, хранящая традиции и отвечающая за самовоспроизводство сообщества .
Для пояснения первого члена этой схемы исследовательница приводит конкретный пример , где в роли символа хиппи выступают длинные волосы. Для большинства обывателей длинные волосы («хайр») хиппи были знаком пренебрежения правилами гигиены и общественным мнением, демонстрацией отказа от норм, принятых в базовой, «официальной» культуре, то есть воспринимались как «антинорма».
Остальные способы интерпретации принадлежат непосредственно субкультуре. Истолкование связки «символ - группа» позволяет определить границы уже отдельных, более мелких субкультур. Например: пацифики у хиппи, прически-ирокезы и значки «анархии» у панков, слегка модифицированный египетский анх у готов и т. д. Здесь за символом, как отмечает Щепанская, стоит конкретное, в большей степени локализованное сообщество, «ядерная структура» внутри разнородного пространства молодёжной субкультуры.
Следующий принцип истолкования: «символ - норма» - отражает те модели поведения, ценности, нормы субкультуры, которые закодированы в этом символе. Тогда длинные волосы хиппи оказываются символом свободы и естественности, пацифик - символом миролюбия и ненасилия и т. д.
И, наконец, последний способ интерпретации, доступный лишь авторитетным старожилам субкультуры, относится к сфере своеобразной эзотерики. Всё те же длинные волосы могут пониматься мистически, как некий «энергетический купол», предохраняющий своего владельца от вредных влияний194.
В основе подхода Щепанской лежит стремление «пройти путь от символики сообщества к его социальной структуре»195, повторить процессы раскодирования символа в той последовательности, как это реально происходит в субкультуре. Эта исследовательская программа оказалась весьма успешной в применении к символам молодёжной субкультуры.
Но не все так просто. Даже при поверхностном взгляде на молодежную субкультуру вызывает удивление и недоумение само наличие среди всей мешанины образов небольшого числа настоящих символов, не всем даже в субкультуре до конца понятных, но почему-то всеми принимаемых.
Эти символы выделяются из общего контекста субкультуры, одновременно выделяя ее саму — и речь здесь не только о проведении границ, о которых пишет Щепанская.
Всей нашей культуре в той или иной степени свойственна игра с образами и значениями, создающая современную мифологию в том смысле, в каком понимал ее Ролан Барт. Однако символы в культуре встречаются значительно реже. Часто они бывают связаны с той или иной идеологией или религией: крест, полумесяц, серп и молот, свастика и т.д. Символы, как правило, живут в культуре долго, часто переживая своих создателей и их идеи. Молодежная субкультура интересна тем, что в ней как раз присутствуют подобные символы - как, например, анх в готике. Кстати, среди всего «готического» антуража он тоже выглядит на редкость чужеродно, как будто приоткрывая некую завесу и приглашая куда-то в глубины культуры.
Символы, как известно, не появляются на пустом месте. Они являются проявлением и квинтэссенцией особого синкретичного восприятия мира -мифологического восприятия.
Существует множество определений мифа. Некоторые из них мы здесь приведем.
Один из авторитетнейших исследователей, Мирча Элиаде, пишет, что «миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена... Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления»196.
Интересную точку зрения высказывает В. М. Пивоев. В работе «Мифологическое сознание как способ освоения мира» он анализирует и пытается примирить между собой различные трактовки мифа, находя в них общее. Он считает, что «миф сам по себе, будучи сложным явлением, не может быть адекватно зафиксирован в какой-либо из знаковых систем. Миф, выраженный в слове, уже не совсем миф. Подлинный миф - это субъективная реальность мифологического сознания... Адекватное представление о мифе (точнее, приближение к нему) даст лишь совокупность знаковых систем»197. Пивоев выделяет следующие трактовки мифа: «1) древнее представление о мире, результат его освоения; 2) сюжетно оформленную и персонифицированную догматическую основу религии; 3) используемые в искусстве древние мифы, которые функционально и идейно переосмыслены, превращены, по существу, в художественные образы; 4) относительно устойчивые стереотипы массового обыденного сознания, обусловленные недостаточным уровнем информированности и достаточно высокой степенью доверчивости; 5) пропагандистские и сознание» .
Миф можно трактовать чрезвычайно широко. Так, Кессиди называет миф «специфически чувственным представлением, своеобразным мироощущением, а не миропониманием»199, которое по своей природе синкретично и несет, по мнению ученого, не столько объясняющую, сколько социально-практическую функцию. Из этого утверждения вытекает, что миф - отнюдь не только наследие архаического сознания, а постоянно воспроизводящийся в культуре механизм или, если угодно, способ примирения человека с реальностью и придания ей смысла. И этот процесс «осмысления» существующего не зависит от накопленного багажа научных знаний, так как действует в той сфере, которая не имеет отношения к науке.
Миф как способ придания личностному бытию смысла рассматривает и А. Ф. Лосев в работе «Диалектика мифа». Лосев пишет, что миф - это «диалектически необходимая категория сознания и бытия вообще, ...жизненно ощущаемая и творимая вещественная реальность, ... живое субъект-объектное взаимообщение, содержащее в себе свою собственную, вненаучную, чисто мифическую же истинность, достоверность, принципиальную закономерность и структуру» .
Многие исследователи мифа подчеркивают ту роль, которую играют в нем символы. Лосев идет здесь, возможно, дальше всех, говоря, что сам по себе миф «не есть ни схема, ни аллегория, но символ; и, уже будучи символом, он может содержать в себе схематические, аллегорические и жизненно-символические слои»"
Символ в молодежной субкультуре
Сейчас для меня готика - это музыкальное направление, а готы - любители этого направления, не более того. Все остальное, вроде интереса к дарк-арту, стилю в одежде и т.д. - лишь сопутствующие и необязательные качества гота. Лишним наверное будет говорить, что религия и отношение к религиозности с готикой не связаны...
Конечно, для готики характерно освещение "темных" сторон человеческой жизни, прямой взгляд на то, что находится под табу для обычного обывателя. Но я бы не стал называть темным путем освещение вопросов, касающихся смерти, социальной несправедливости или личных проблем. Скорее даже наоборот263.
Однако то, что все обсуждение на указанной странице Интернет-сайта посвящено именно взглядам готов на религию и мистицизм, говорит, что эти стороны бытия имеют для данной субкультуры на самом деле большое значение.
Каково бы ни было отношение того или иного гота к религии, практически все они признают, что одна из центральных в готической субкультуре — это тема смерти. Смерть для готов - не только (и не столько) медицинский факт. Это единственное, что неминуемо случится с каждым, и к чему человек должен быть готов. С одной стороны, готы видят печаль и ужас смерти, с другой стороны, они находят в себе смелость спокойно воспринимать ее.
Проблема смерти в культуре появилась, вероятно, вместе с самой культурой как таковой. В подавляющем большинстве религиозных и философских систем смерти и возможности (или невозможности) загробной жизни уделяется важное, если не первостепенное значение. Не углубляясь в эту невероятно обширную тему, констатируем лишь, что попытки примириться со смертью и конечностью существования всегда носили фундаментальный характер для мировоззрения человека любой культуры.
Тем не менее, секуляризация мировоззрения в XX веке парадоксальным образом привела не только к появлению большого количества нетрадиционных культов и всплеску интереса к оккультизму, но и к тому, что тема смерти оказалась едва ли не под запретом. Как пишет Ф. Арьес в работе «Человек перед лицом смерти», в течение XX века сложилось особое отношение к смерти, отличное от предшествующих эпох. «...Общество изгоняет смерть, если только речь не идет о выдающихся деятелях государства... Смерть больше не вносит в ритм жизни общества паузу. Человек исчезает мгновенно. В городах все отныне происходит так, словно никто больше не умирает»"64.
О смерти лишний раз не говорят родители с детьми, педагоги с учениками. И когда подросток с не сформированным еще до конца мировоззрением сталкивается со смертью близких людей: родственников, друзей, возлюбленных - он оказывается в мировоззренческом вакууме, наедине со своей печалью, ужасом и отчаянием. За ним больше не стоит, поддерживая его, культурная традиция предшествующих поколений. Поэтому он вынужден сам искать выход из этого мировоззренческого тупика.
П. С. Гуревич пишет, что в определенные моменты «культура ... может ... войти в состояние разлада и сумятицы, разрушить присущее ей философско-гармоническое восприятие жизни и смерти. Когда возникает опасность для жизни отдельного человека или целого народа, образы символического бессмертия становятся более выраженными, интенсивными»" . Он напоминает, что культурные традиции человечества всегда помогали справиться со страхом смерти, обеспечивали это «символическое бессмертие».
Само использование анха - древнего осколка этих традиций, символа даруемой божествами жизни - это, возможно, еще одна попытка поиска символического бессмертия теми, кто уже не имеет готовых ответов на экзистенциальные вопросы.
Кому-то подобные трактовки субкультурной символики могут показаться надуманными и искусственно усложняющими данный феномен. Некоторые исследователи молодежной субкультуры склонны сводить ее в лучшем случае к досугу, а в худшем - к девиантному поведению. Ее считают некой «болезнью роста», которую надо по возможности свести к минимуму.
За субкультурой (или в глубине ее) не видят более общих, архетипических структур, которые вписывают ее в гораздо более обширный культурный контекст. Мы же настаиваем на том, что эти структуры в ней присутствуют, и, более того, без их понимания изучение молодежной субкультуры будет лишь описанием, которых сейчас более чем достаточно.
В готической субкультуре анх, напрямую связанный с тематикой смерти и одновременно символизирующий жизнь, ведет нас к стержневому мифу этой субкультуры - мифу о смерти и бессмертии. Для готов смерть одновременно является «фетишем» и тем, что переосмысляется и символически преодолевается.