Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стратегия управления предприятиями кинематографии Зернов Сергей Анатольевич

Стратегия управления предприятиями кинематографии
<
Стратегия управления предприятиями кинематографии Стратегия управления предприятиями кинематографии Стратегия управления предприятиями кинематографии Стратегия управления предприятиями кинематографии Стратегия управления предприятиями кинематографии Стратегия управления предприятиями кинематографии Стратегия управления предприятиями кинематографии Стратегия управления предприятиями кинематографии Стратегия управления предприятиями кинематографии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Зернов Сергей Анатольевич. Стратегия управления предприятиями кинематографии : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : СПб., 2002 151 c. РГБ ОД, 61:03-8/691-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические положения стратегии управления развитием предприятий, учреждений и организаций социальной сферы 13

1.1. Сущность, роль и целевая направленность стратегии управления развитием хозяйствующих субъектов социальной сферы 13

1.2. Особенности текущего, перспективного и стратегического управления предприятиями кинематографии 31

Глава 2. Анализ ретроспективной деятельности хозяйствующих субъектов и концептуальных положений развития кинематографии в перспективном и стратегическом периодах времени 50

2.1. Факторный и экономический анализ деятельности организационно-правовых структур кинематографического комплекса 50

2.2. Определение концептуальных положений стратегического развития предприятий кинематографии 70

Глава 3. Формирование системы стратегического управления развитием и прогнозирование деятельности предприятий кинематографии 89

3.1. Создание и рационализация взаимодействий элементов системы стратегического управления социально-экономическим развитием предприятий кинематографии 89

3.2. Прогнозирование социально-экономического развития предприятий региональной киносети 112

Заключение 129

Библиография 140

Введение к работе

Экономические и социальные результаты деятельности предприятий, учреждений и организаций кинематографического комплекса социальной сферы в значительной степени зависят не только от предпринимаемых мер воздействия субъектом управления кинематографии на текущее функционирование и перспективное развитие индивидуальных и комплексных объектов отрасли кинематографии в условиях развивающегося рынка и усиливающейся кошуренции на рынке киноуслуг, но и от реализуемых функциональных и базовой стратегий как взаимодействующих элементов системы стратегического управления социально-экономическим развитием хозяйствующих субъектов и структурных составляющих кинематографической отрасли, определяющих целевую ориентацию кинематографии на достижение необходимых результатов, повышения уровней эффективности использования трудовых и материально-технических ресурсов в стратегическом периоде времени.

Стратегия управления развитием кинематографии, ее составных частей посредством сформированного и своевременно осуществляемого комплекса мер и направленных действий призвана обеспечивать достижение необходимой экономический и социальной результативности в условиях значительных и внезапных изменений факторов внешней среды, влияющих на развитие объекта управления.

В этой связи результативное и рациональное развитие системы управления хозяйствующими субъектами кинематографии, зависящее от взаимодействия текущего, перспективного и стратегического управления, от принятия и последовательной реализации стратегий, осуществления стратегического ориентирования индивидуальной или комплексной составляющей кинематографической отрасли, выступающих в форме конкретных управленческих решений и направленных на предотвращение, ликвидацию и нейтрализацию, соответственно, возникающих и действующих негативных последствий от воздействия факторов внешней и внутренней сред, выступает одним из условий научной обоснованности создания системы стратегического управления социально-экономическим развитием оргагосационно-правовых структур кинематографической отрасли.

Актуальность решения проблем достижения необходимой экономической и социальной результативности текущей деятельности и перспективного, стратегического развития структурных составляющих и хозяйствующих субъектов кинематографии, характер деятельности которых выступает видом художественного сектора культуры, способствующего развитию аудиовизуальных коммуникаций, средством социальной политики государства, ориентированным на вовлечение всех слоев и представительных групп социума к потреблению духовных благ, культурных ценностей, возрастает в условиях активного влияния внешних факторов, связанных со значительным сокращением инвестиционных вложений в экономически и социально значимые проекты кинематографии, существенным уменьшением числа создаваемых кинофильмов, отставанием сервисных и технологических условий проката и кинопоказа от мировых стандартов, переходом хозяйствующих субъектов кинематографии на рыночные отношения.

Необходимость разработки и реализации стратегии управления кинематографией, ее структурными составляющими и хозяйствующими субъектами продиктована сложностью сложившихся взаимоотношений между участниками рынка киноуслуг и кинопродукции, существенно измененным представлением о равновесности между потреблением и спросом у отечественных производителей кинопродукции и кинозрительских услуг, столкнувшихся на рынке с конкурентами — зарубежными производителями кинопродукции.

В этих условиях система управления нуждается в решении возникающих проблем посредством ответа структурных составляющих кинематографии на гоменения внешней и внутренней сред, устранения действующих и предупреждения негативных возникающих тенденций в социально-экономическом развитии, реализации комплекса мер для достижения необходимых ориентиров результативности в отрасли кинематографии, в ее структурных составляющих и хозяйствующих субъектах.

Научное обоснование создания и рационализации взаимодействий элементов системы стратегического управления социально-экономическим развитием предприятий кинематографии, результаты экономического анализа деятельности хозяйствующих субъектов кинематографического комплекса, определение прогностических оценок и направлений социально-экономического развития предприятий региональной киносети в перспективном и стратегическом периодах времени соединяют решение текущих, перспективных и стратегических задач развития кинематографии в единой системе управления.

В условиях активно развивающихся отношений участников рынка кинематографических услуг все более актуальными становятся теоретические и методические положения по формированию и применению рациональной системы стратегического управления социально-экономическим развитием кинематографического комплекса на основе: превращения предприятий кинематографии в рыночные объекты социальной сферы, технологически и организационно объединяющие кинопроизводство, прокат фильмов и кинопоказ; достижения ими необходимых размеров экономического и социального роста; воспроизводства материально-технической базы кинематографической отрасли; внедрения технологических и экономико-организационных улучшающих технологий.

Теоретические и методические положения формирования стратегии управления, объединяемой с текущим и перспективным управлением предприятиями, структурными составляющими кинематографии в единой системе, определяющей целевую ориентацию кинематографической отрасли на достижение ею необходимых социально-экономических результатов, в экономической литературе разработаны недостаточно. В настоящее время существуют объективные условия для разработки концептуальных положений стратегического развития предприятий кинематографии, направленных на поэтапное достижение необходимого объема многоканального финансирования на основе реструктуризации и приватизации имущественного комплекса кинематографии, интенсивного использования всех видов используемых ресурсов, укрепления международных связей и совместного взаимодействия по продвижению кинофильмов на кинорынках.

Методологические и методические проблемы раскрытия сущности и целевой направленности стратегии управления развитием структурных составляющих и хозяйствующих субъектов социальной сферы и кинематографической отрасли, определение особенностей взаимодействия текущего, перспективного и стратегического управления предприятий кинематографии также ждут своего решения.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования вытекает из необходимости решения группы экономических и управленческих задач по устранению действующих и предупреждению возникающих негативных тенденций в деятельности кинематографической отрасли на основе рационализации взаимодействий элементов системы стратегического управления социально-экономическим развитием кинематографических хозяйствующих субъектов и структурных составляющих.

Актуальность темы диссертации, практическая потребность народного хозяйства, рынка кинематографических услуг в исследованиях по созданию системы стратегического управления предприятиями кинематографии определили цель, задачи, предмет и объект научного исследования.

Основная цель данного исследования состоит в формировании теоретических и методических положений создания эффективно функционирующей системы стратегического управления социально-экономическим развитием предприятий кинематографии.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании сформулированы и обоснованы следующие задачи:

• раскрыть сущностные представления о стратегии управления и теоретически обосновать реальность достижения необходимых ориентиров социальной и экономической результативности на основе формирования и реализации базовой и функциональных стратегий управления развитием социальной сферы и ее структурной составляющей — кинематографии;

• определить особенности текущего, перспективного и стратегического управления предприятиями кинематографии в условиях высокой степени вероятности внезапного влияния факторов внешней и внутренней сред, значительных инновационных изменений;

• установить на основе интегрального метода факторного анализа влияние на результат деятельности отрасли кинематографии отклонений фактических значений от плановых ресурсных составляющих кинематографического процесса, показателей эффективности использования ресурсов;

• сформировать концептуальные положения стратегического развития предприятий кинематографии исходя из поэтапного достижения необходимого объема многоканального финансирования на основе роста производства отечественных кинофильмов, эффективности использования всех видов ресурсов, создания межрегиональных прокатных сетей;

• предложить методические решения по созданию рациональной системы стратегического управления развитием предприятий кинематографии, позволяющей достигать необходимых экономических и социальных результатов;

• получить на среднесрочный период прогностические оценки экономического и социального развития региональной киносети.

Предметом исследования являются теоретические и методические проблемы создания рационально функционирующих систем единого и стратегического управления социально-экономическим развитием гфедприятий кинематографии.

Объектом исследования выступают хозяйствующие субъекты, структурные составляющие и в целом кинематографическая отрасль, их деятельность и развитие в текущем, перспективном и стратегическом периодах времени.

Методологической основой диссертационной работы, поставленных в ней проблем явились новейшие российские и зарубежные научные работы в области текущего и стратегического управления, планирование деятельности участников рынка киноуслуг, законы Российской Федерации «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», «Об информации, информатизации и защите информации».

В диссертации нашли применение и такие общенаучные методы, как анализ и синтез, методы прогностического моделирования, факторного и сравнительного анализа, системного подхода. Выполненные в диссертации методические разработки, теоретические положения базируются на достигнутом уровне экономической науки, нашедшем свое отражение в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов.

В диссертации использованы результаты исследований и практической деятельности автора, данные ретроспективной деятельности кинематографической отрасли, ее отдельных структурных составляющих, региональных киносетей, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, официальные статистические материалы о деятельности киностудий игрового и неигрового кино, научных организаций кинематографии.

Научная новизна результатов исследования, выполненного автором, заключается в том, что:

• разработаны теоретические подходы, раскрыты сущностные основы управления развитием хозяйствующих субъектов социальной сферы,

кинематографической отрасли на основе формирования и реализации базовой и функциональных стратегий, своевременного осуществления комплекса мер, направленных на устранение текущих и предупреждение возникающих негативных тенденций социального и экономического характера, достижение необходимых ориентиров результативности кинематографии в стратегическом периоде времени;

• определены особенности индивидуального текущего, перспективного, стратегического и совместного (единого) управления предприятиями кинематографии, позволяющие в условиях значительных изменений макро- и микросреды расширить экономические возможности увеличения объемов кинопроизводства, оказания кинозрительских услуг, повышения эффективности ресурсопотребления в кинематографии;

• установлено интегральным методом факторного анализа количественное влияние на величину балансовой прибыли кинематографической отрасли отклонений фактических значений от плановых ресурсных составляющих кинематографического процесса, показателей эффективности деятельности отрасли кинематографии;

• сформированы концептуальные положения стратегического развития предприятий кинематографии, определяющие поэтапное достижение необходимого объема многоканального и разноуровневого финансирования на основе роста производства отечественных кинофильмов, модернизации и расширения материально-технической базы кинематографии, реструктуризации и приватизации государственного имущественного комплекса, эффективного использования всех видов ресурсов, стратегического ориентирования кинематографии на достижение необходимых социальных и экономических результатов;

• предложены для реализации методические положения по рационализации взаимодействия таких элементов системы стратегического управления развитием ііредприятий кинематографии, как функции, методы, стратегии, меры различной направленности, ориентирующих кинематографический комплекс социальной сферы на достижение необходимых экономических и социальных результатов; • получены прогностические экономические оценки развития региональной киносети, позволяющие разноуровневым субъектам управления на объективной основе планировать достижение результативных показателей, характеризующих экономическое, социальное, финансовое и инновационное развитие структурных составляющих, региональных киносетей и в целом кинематографии. Практическая и научная значимость диссертационной работы заключается в том, что предлагаемые в ней решения методологических проблем и методических задач имеют практическую и научную направленность в процессе создания и рационализации взаимодействий элементов системы стратегического управления социально-экономическим развитием кинематографии, определения влияния экономических факторов на результаты деятельности кинематографической отрасли.

Научная значимость концептуальных положений стратегического развития гфедприятий кинематографии состоит в ориентации индивидуальных объектов управления и структурных составляющих кинематографии на достижение необходимых экономических и социальных результатов в стратегическом периоде времени посредством роста объемов кинопроизводства, эффективного использования ресурсов, расширения круга участников многоканального финансирования хозяйствующих субъектов кинематографии.

Практическое значение имеют полученные автором результаты факторного и экономического анализа ретроспективной деятельности хозяйствующих субъектов и в целом кинематографической отрасли, методические положения разработки и использования базовой и функциональных стратегий развития кинематографической отрасли, ее структурных составляющих,

оценки прогноза экономического развития кинематографии в среднесрочном периоде времени для планово-расчетных обоснований экономических, социальных, инновационных и финансовых изменений в перспективном периоде времени.

Структура диссертации сформирована таким образом, чтобы в наиболее доступной и рациональной форме отразить актуальные и малоисследованные проблемы по теме диссертации на основе соблюдения логической последовательности изложения материала, установления причинно-следственной взаимосвязи, взаимодействия факторов и элементов исследуемых проблем и объектов.

Цели и задачи диссертационной работы определили ее последовательность изложения и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

В первой главе «Методологические положения стратегии управления развитием предприятий, учреждений и организаций социальной сферы» раскрывается сущность, определяется роль и целевая направленность стратегии управления развитием хозяйствующих субъектов социальной сферы, определяются и анализируются особенности текущего, перспективного и стратегического управления предприятиями кинематографии, характеризующихся активным и существенным по степени воздействия влиянием внешних факторов.

Вторая глава «Анализ ретроспективной деятельности хозяйствующих субъектов и концептуальных положений развития кинематографии в перспективном и стратегическом периодах времени» включила факторный и экономический анализ деятельности организационно-правовых структур кинематографического комплекса, установление влияния внешних и внутренних факторов на изменение экономических, финансовых и социальных измерителей, направлений повышения эффективности использования ресурсов кинематографического комплекса, определение концептуальных положений стратегического развития предприятий, структурных составляющих кинематографии.

В третье главе «Формирование системы стратегического управления развитием и прогнозирование деятельности предприятий кинематографии» изложены методические положения по созданию и рационализации взаимодействий элементов системы стратегического управления социально-экономическим развитием предприятий кинематографической отрасли, прогностическое моделирование и оценки прогноза социально-экономического развития предприятий региональной киносети.

Сущность, роль и целевая направленность стратегии управления развитием хозяйствующих субъектов социальной сферы

Взаимодействие основных элементов функционирующей единой народнохозяйственной (крупной социально-экономической) системы в виде индивидуальных и корпоративных хозяйствующих субъектов (отдельных и интегрированных организационно-правовых структур) осуществляется как в рамках производственной, так и социальной сферы. При этом основная особенность деятельности значительной части предприятий, организаций и учреждений социальной сферы заключается в том, что они оказывают населению услуги в действующих условиях нормативно-правового регламентирования, конституционной гарантированности их оказания гражданам страны на безвозмездной основе (например, образовательные, медико-диагностические услуги).

Развитие соответствующих сегментов рынка данных видов услуг с точки зрения повышения уровня их конкурентоспособности должно осуществляться на основе цивилизованных, законодательно обеспечивающих соревновательный и конкурентный характер рыночных отношений как между непосредственными индивидуальными и корпоративными хозяйствующими субъектами, так и потребителями отдельных или комплексных видов услуг — участниками рынка услуг и его соответствующего сегмента.

Уровень конкурентоспособности услуг в процессе взаимодействия участников рынка в существенной мере зависит от форм собственности на средства производства (оказания услуг, выполнения работ), в соответствии с которыми структурные составляющие социальной сферы можно разделить на группы организационно-правовых структур с государственным и коллективно-долевым (частным) финансированием.

Так, например, хозяйствующие субъекты социальной сферы, входящие в ту или иную структурную составляющую, находящуюся на государственном финансовом обеспечении, в основном свою деятельность и перспективное развитие связывают не только с экономикой государственного нормирования потребления всех видов услуг и производимых в связи с этим затрат, но и с законодательно разрешенной предпринимательской деятельностью, своей финансовой результативностью направленной на воспроизводство основных фондов, пополнение оборотных средств, оплату труда персонала, создание улучшающих или кардинально новых инноваций [25, 26, 79].

Указанное деление структурных составляющих социальной сферы на группы соответствующих полному и частичному разноуровнему бюджетному обеспечению финансовыми средствами, а также определение группы самофинансирующихся структурных составляющих социальной сферы народного хозяйства России, в соответствии с представлениями автора, необходимо для установления места и взаимодействия кинематографии с другими комплексами социальной сферы. При этом в состав объектов управления социальной сферы вошли не все структурные части кинематографической отрасли, а только те, которые выступают объектами кинопоказа, кинопроизводства, образовательного и научно-инновационного обеспечения деятельности и перспективного развития кинематографии.

Так, например, кинотеатры (киноустановки) автор включил в состав культурно-досугового комплекса (блоки 2.5 и 2.5.4 , рис. 1.1). Студии игрового и неигрового кино, кинохроники также вошли в состав блока 2.5, рис. 1.1. Научные организации кинематографии (научно-исследовательский Кинофотоинститут, Московские конструкторское бюро киноаппаратуры, институт Гипрокино) вошли в состав блока 2.2 «Наука», рис. 1.1.

Факторный и экономический анализ деятельности организационно-правовых структур кинематографического комплекса

Для проведения факторного и экономического анализа деятельности структурных составляющих, а также отдельных индивидуальньгх и корпоративных хозяйствующих субъектов кинематографической отрасли автор считает необходимым рассмотреть кинематографию с системных позиций, не только установив участвующие в кинопроизводстве и кинопоказе, а также в организационном, образовательном и научном обслуживании отрасли все виды ресурсов (трудовые, основные и оборотные фонды, информационные и природные ресурсы), но и объемы, виды затрат на ресурсопотребление, экономические и социальные результаты, выступающие итогом целевой направленности взаимодействия таких элементов кинематографической системы, как функции (планирование, регулирование, программирование, контроль, учет и анализ) и виды управления (текущее, перспективное, стратегическое), его методы и способы, ресурсные составляющие данной системы, стратегии и предпринимаемые меры различной направленности для наполнения ими основных функций управления. При этом основными факторами, влияющими на результативность ретроспективного и стратегического развития кинематографической отрасли, на наш взгляд, могут выступать отклонения фактических от плановых значений среднесписочной численности персонала, стоимости основных и материальных оборотных средств, а также таких показателей эффективности ресурсопотребления, как производительность труда персонала, фондоотдача и материалоемкость.

Кинематографический комплекс представляет собой сложную социально-экономическую систему, взаимодействие элементов которой ориентировано на достижение необходимых для народного хозяйства социальных и экономических результатов. На входе системы кинематографии находятся трудовые, материально-технические, финансовые, природные и информационные ресурсы, необходимые для кинопроизводства, оказания услуг кинопоказа и сопутствующих им дополнительных услуг для потребителей кинорынка, реализации им аудио-, видеопродукции. Трудовые ресурсы кинематографической отрасли представляют собой все виды научно-технического, интеллектуально-творческого, производственного персонала, участвующего в деятельности киностудий игрового и неигрового кино, научно-исследовательских орпшшаций, промышленных предприятий, сети кинотеатров (киноустановок), а также различных учреждений и общественных орішшзаций, обеспечивающих общественные, внешнеэкономические, культурные связи хозяйствующих субъектов кинематографической отрасли, ее органов управления [28,35,42].

Персонал хозяйствующих субъектов кинематографии в целом в силу специфики деятельности групп предприятий, учреждений и организаций (рис. 2.1) можно в обобщающей форме подразделить на научно-исследовательский, работающий в научных организациях, промышленно-производст-венный, осуществляющий свою деятельность на кинокопировальных, ремонтных, по производству кинопленки кинотехники и других промышленных предприятиях, обслуживающих процесс создания, размножения и эксплуатации кинофильмов и кинотехники, творческо-художественный персонал, доминирующий в киностудиях игрового и неигрового кино и, наконец, персонал представительно-общественных учреждений.

Однако указанное обобщающее деление персонала кинематографической отрасли по группам хозяйствующих субъектов соответствующей направленности деятельности не исключает, а подразумевает самый детальный и разнообразный состав персонала каждой из групп организационно-правовых структур кинематографии, состоящий из инженерно-технических работников, обсуживающего и вспомогательного, управленческого персонала.

4. Представительно-общественные, учебные и прочие учреждения кинематографии

4.1. Всероссийский институт подготовки и переподготовки кадров, Высшие курсы сценаристов и режиссеров, Театр киноактера, Дирекция культурных и внешнеэкономических связей, Интерфест, Ин-формкино, Кинокомплекст, МЦ «Союзкинорынок», редакция журнала «Киносценарии», Симфонический оркестр, «Союзэкслортфильм», Союзкиносервис, Управление зданиями, Федеральный фонд, Республиканский фильмоком-бинат «Киноведческие записки», Журнал «Искусство кино», Эйзенштейн центр

Схема взаимодействий структурных составляющих кинематографии и их хозяйствующих субъектов В качестве материально-технических ресурсов системы кинематографии выступают все элементы основных фондов (здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, регулирующие приборы, кинотехника, транспортные средства, электронно-вычислительные машины, производственно-хозяйственный инвентарь и прочие основные фонды), оборотные средства, включая все виды потребляемых материалов и энергии.

Информационные ресурсы на входе системы кинематографии представляют собой ретроспективные сведения, отчетные данные, результаты анализа о деятельности органов управления и хозяйствующих субъектов кинематографической отрасли, научно-техническая, научно-инновационная, сценарно-жанровая и иная информация, обеспечивающие успешное осуществление непосредственно самого процесса кинопроизводства, его научного, вспомогательного, учебного, представительного и маркетингового обслуживания.

Процессор отраслевой социально-экономической системы кинематографии должен быть направлен на рациональную организацию, регулирование, объективное планирование, оперативный и постоянный контроль и учет взаимодействий ресурсных составляющих для реализации основной цели системы — достижения социально и экономически наиболее приемлемых результатов в виде объемов кинопроизводства, стоимостных и натуральных объемов оказанных услуг кинопоказа, соггутствующих с ними услуг, видов работ, высокого качества, удовлетворяющих потребителей гфодукции, работ, услуг хозяйствующих субъектов кинематографической отрасли.

Наряду с этим, на рациональное соединение и рост эффективности использования всех видов ресурсов, участвующих в кинопроизводстве, кинопоказе, в научном, управленческом, учебном, представительском обслуживании данных процессов, должно быть направлено индивидуальное или комплексное применение администратавно аспорядителъньгх, социально-психологических и экономических методов, базовой и функциональных стратегий управления, оптимальных, прогностических, имитационных, аналитических, нормативных способов обоснования принимаемых управленческих решений, достижения намечаемых ориентиров результативности, ре-сурсообеспеченных мероприятий экономического, социального, инновационного, маркетингового, финансового, структурно-организационного и иного характера, наполняющих конкретным содержанием и определяющих направленность функций управления, их значимость и адекватность ответной реакции на изменения внутренней и внешней сред.

Достижение необходимой экономической и социальной результативности функционирования системы кинематографической отрасли, как нам представляется, возможно на базе мониторинга взаимодействия вышеприведенных элементов системы, рационализирующих потребление всех видов ресурсов, участвующих в кинопроизводстве, оказании услуг кинопоказа, кинопроката, а также во вспомогательных и обслуживающих кинопроизводство процессах.

Определение концептуальных положений стратегического развития предприятий кинематографии

Формирование концептуальных положений стратегического развития хозяйствующих субъектов и структурных составляющих кинематографии, по мнению автора, вызвано необходимостью проведения комплексного анализа и включения как его результатов в действующую «Концепцию развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года», в основном определяющую текущее и среднесрочное развитие кинематографической отрасли, так и элементов общей и пскл-адийной (поэтапной) стратегической ориентации на достижение основных социальных и экономических результатов в своем развитии посредством реализации комплекса мер экономической, инвестиционной, маркетинговой, инновационной, структурно-организационной направленности. Это связано с тем, что в настоящее время значительно возросло влияние внешних факторов на развитие кинематографической отрасли, определивших новый комплекс взаимоотношений участников рынка кинозрительских услуг и кинопродукции.

Сложность возникших взаимоотношений между участниками на рынке киноуслуг и кинопродукции определяется нарушившимся и к тому же существенно измененным представлением о равновесности между потреблением и спросом у отечественных производителей кинопродукции и кинозрительских услуг, столкнувшихся на рынке с конкурентами — зарубежными производителями кинопродукции, невысокие художественные качества которой и жанровое разнообразие оказались востребованными и приемлемыми для потребителей кинопродукции, кинозрительских услуг.

Развивающийся рынок услуг со всеми его основными сегментами, в том числе и киноуслуг, потребовал от отечественного производителя решения ряда конкретных задач, поставленных потребителями и покупателями кинопродукции и кинозрелищных услуг об удовлетворении потребительского спроса на значительно изменившиеся по объемам и уровню качества кинозрительские услуги и кинопродукцию [19, 24, 59].

В решение сложной проблемы рынка, а также задач социально-экономического и структурно-организационного характера по изменению организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, а вместе с этим — структуры собственности в имущественном государственном кинематографическом комплексе, по снижению все еще высокого уровня монопольное со стороны государства на производство и прокат кинофильмов, повышению уровня зрительской привлекательности и экономической доступности кинофильмов, степени проявления интереса к ним вошли задачи определения источников многоканального и многоуровнего финансирования, а также задачи нормативно-правового характера по созданию более обширной законодательной базы, регламентирующей (разрешающей и запрещающей) осуществление внешних и внутренних мер, ограничивающих влияния негативно влияющих факторов на экономическое и социальное развитие кинематографии, ее отдельных структурных составляющих и хозяйствующих субъектов.

Основой нормативно-правового обеспечения производства кинофильмов и удовлетворения потребностей населения в оказании кинозрелшцных услуг явились указы президента Российской Федерации «О протекционистской политике Российской Федерации в области отечественной кинематографии и мероприятиях в связи со 100-летнем мирового и российского кинематографа» (1999 г.), «Об акционировании государственных киностудий» (2001 г.), постановления правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации протекционистской политики Российской Федерации в области отечественной кинематографии» (1994 г.), «О мерах по сохранению и развитию проката отечественных фильмов и повышению уровня кинообслуживания населения» (1995 г.), закон Российской Федерации «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (1997 г.) [39, 99, 88, 89].

Однако конкретная реализация ряда необходимых для кинематографа структурно-организационньїх, экономических, финансовых и инновационных мер была осуществлена на федеральном уровне в целевой социально-экономической программе «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 годы), в межрегиональных программах развития кинотеатров. Программная направленность мер по развитию кинопроизводства, учреждений кинопоказа тем не менее не достигла необходимых экономических и социальных результатов по причине ограниченности финансовых средств [80].

В создавшихся условиях рыночного развития кинематографии и национальной экономики, как нам представляется, разработанная органами управления кинематографической отраслью и одобренная правительством Российской Федерации в 1997 году, «Концепция1 развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года» явилась одним из необходимых документов, обобщающим и концентрирующим на повышение социально-экономического уровня всех структурных составляющих и хозяйствующих субъектов кинематографической отрасли все виды ресурсов, а также имеющейся возможности посредством адаптации к рыночным условиям перейти на поэтапное собственное финансовое обеспечение с привлечением инвестиционных средств из внебюджетных источников.

Основное целевое направление выхода кинематографической отрасли из сложного экономического положения «Концепцией развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года» определяется в поэтапном (до 2005 года) достижении необходимого объема многоканального финансирования на базе роста производства отечественных кинофильмов, окупаемости

1 Концепция (от латинского слава conceptio — понимание) — определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководяшая идея для их освещения, ведущий замысел, главная мысль. созданных кинофильмов в процессе их проката и показа, реконструкции и модернизации региональных сетей и учреждений кинопоказа, материально-технической базы кинематографии, развития международной и внешнеэкономической деятельности кинематографии, преобразований структурно-организационного характера с учетом дифференцированных схем разгосударствления и приватизации имущественного комплекса кинематографа

Важно при этом отметить то, что вероятность реализации комплексных мер и достижения намеченных ориентиров текущего и перспективного развития кинематографической отрасли в каждом из этапов преобразований кинематографии до 2005 года, на наш взгляд, в значительной мере обеспечивают: сложившаяся в период 2000-2001 годов положительная тенденция социально-экономического развития кинематографической отрасли в условиях активно проявляющегося в социуме интереса к киноискусству; повышающийся уровень потребления кинозрительских услуг; создание и постоянная рационализация взаимодействия основных элементов механизма обеспечения нормативно-правового регламентирования и содействия деятельности структурных составляющих, отдельных хозяйствующих субъектов и в целом кинематографии, регулирования взаимоотношений профессиональных участников рынка кино-, телеуслуг.

Создание и рационализация взаимодействий элементов системы стратегического управления социально-экономическим развитием предприятий кинематографии

Процесс создания системы стратегического управления социально-экономическим развитием кинематографической отрасли, в соответствии с представлениями автора, должен быть тесно увязан с текущим и перспективным управлением (см. рис. 1.2), так как действенность и результативность каждого из видов управления может найти свое подтверждение как в текущем времени, так и по итогам завершения установленных периодов управления.

Однако, находясь в единстве и во взаимодействии со всеми видами управления, стратегическое управление может выступать объектом системного анализа не только в связи с необходимостью определения состава и взаимодействия элементов формируемой системы стратегического управления, связанной, например, с постановкой в Концепции развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года стратегических задач повышения конкурентоспособности отечественных фильмов в условиях широкого проката на экранах страны западных кинофильмов, сохранения и развития материально-технической базы для производства фильмов, но и установления целевой стратегической ориентации развития кинематографии, обобщающей и функциональных стратегий, направленных на достижение необходимой (желаемой) социальной и экономической результативности, а также уровней эффективности использования располагаемых ресурсов.

Представление стратегического управления кинематографическим комплексом в виде системы с ее составом взаимодействующих элементов для достижения поставленной цели, ориентирами для которой являются высокие социальные и экономические результаты, требует формирования и анализа всех составляющих ее частей, определения их направленности действия, результативности функционирования системы [28, 42].

Так, например, создание системы стратегического управления должно быть неразрывно связано с необходимым ресурсообеспечением ее запуска и функционирования. Трудовыми, матфиатано-техничеекими, информационными ресурсами для организации стратегического управления структурными составляющими и в целом кинематографии данную систему управления должно обеспечивать то подразделение управляющего органа кинематографии, которое определяет социально-экономическое развитие отрасли на средне-, долговременную перспективу в составе Министерства культуры Российской Федерации. При этом соединение всех видов ресурсов в данной системе может быть осуществлено в рамках как одного функционального подразделения (отдела, департамента) органа управления кинематографией, так и в совокупности подразделений планово-экономических обоснований развития отрасли.

В то же время, автор считает, что наиболее рациональным может быть управленческое решение о создании единого функционального органа перспективного и стратегического развития кинематографии Российской Федерации, объединяющего формирование, обоснование, принятие и реализацию базовых и функциональных стратегий всех структурных акггавляющих, включая такие основные из них, как киностудии игрового и неигрового кино, кинокопировальные, ремонтные, по производству кинотехники хозяйствующие субъекты, научно-исследовательские организации, представительно-общественные, учебные и прочие учреждения кинематографии (см. рис. 2.1).

Таким образом, на входе системы стратегического управления (рис. 3.1) находятся такие ресурсные элементы, как квалифицированные трудовые ресурсы, обеспечивающие разработку стратегических планов развития структурных составляющих и в целом кинематографической отрасли, устанавливающих и корректирующих целевую ориентацию на достижение необ -91 ходимых (поставленных, желаемых) стратегических ориентиров социальной и экономической результативности, обеспечивающих и ксюрдинирукшщх выполнение комплекса отдельных, программных и проектных мероприятий, их ресурсообеспечение, своевременность и направленность воздействий, содействующих достижению основной цели и реализации принятых стратегий.

В состав частично участвующих трудовых ресурсов в системе стратегического управления социально-экономическим развитием кинематографии, по нашему мнению, необходимо включать участие руководителей высшего звена кинематографии, Министерства культуры в формировании перспективных и стратегических целей, обобщающих (базовых) стратегий развития как отдельных структурных составляющих отрасли, так и в целом кинематографии.

Наряду с этим в состав трудовых ресурсов, полностью или частично занятых в системе стратегического управления, должны входить управленцы структурных составляющих и хозяйствующих субъектов кинематографии. В этом случае каждая из групп управленческого персонала на своем уровне определяет цели стратегического развития, стратегии, обосновывает реальность достижения каждой из них, осуществляет мониторинг результативности и эффективности стратегического управления развитием отдельных структурных составляющих кинематографии.

Похожие диссертации на Стратегия управления предприятиями кинематографии