Содержание к диссертации
Введение 3
Глава 1. Литературное произведение как товар и объект регулирования.... 10
ГЛ. Специфика производства литературных объектов 11
1.2. Особенности мотивации участников процесса создания и
использования литературных произведений 36
1.3. Регулирование экономического! оборота литературных
произведений 54
Глава 2. Социально-экономические условия становления рынка ли
тературной собственности в России 67
2.1. Экономический оборот рукописной<книги и место в нем ав
торских произведений 67
2.2; Становление экономического оборота литературных про
изведений в связи с изобретением книгопечатания 74
2.3; Установление российского книжного рынка 97
Глава 3. Социально-экономические условия! становления рынка
драматургических произведений 103
Обособление драматургических произведений как самостоятельных объектов оборота 103
Становление экономического оборота драматургических произведений 110
Глава 4. Сопоставительный анализ и перспективы экономического оборота
литературных и драматургических произведений 134
Заключение 149
Библиографический список 160
Введение к работе
Актуальность темы исследования
Начиная со второй половины XX века, результаты творческого труда играют все более значимую роль в экономических отношениях. Деятельность писателей, драматургов, композиторов, художников и других творческих работников стала оказывать существенное влияние на формирование национального богатства — в экономике развитых стран неуклонно увеличивается доля совокупного продукта, производимого отраслями, связанными; с интеллектуальной собственностью в сфере культуры.. На современном этапе эффективная работа рынка интеллектуальных продуктов является условием для дальнейшего роста российской экономики и ее интеграции в мировое хозяйство. На сегодняшний день охрана интеллектуальной собственности определена как приоритетное направление культурной и экономической политики государства.
Наиболее эффективное действие рынка объектов интеллектуальной собственности в сфере культуры может быть обеспечено в том случае, если выявлены принципы его формирования: Поскольку для формирования рынков і результатов творческого труда принципиальное значение имело изобретение книгопечатания, наиболее характерные черты таких рынков могут быть обнаружены при исследовании становления: экономического оборота литературных произведений, рассмотренных напримере литературных текстов и пьес.
Попытки осветить экономические аспекты авторского права стали появляться в зару бежной; а затем ив отечественной литературе в конце XX века, однако, несмотря на их научно-практическую ценность, опубликованные работы далеко не исчерпывают всех проблем указанной тематики и не раскрывают организационно-экономического механизма становления: оборота результатов творческого труда. В" настоящее время очевиден узко специализированный подход к рассмотрению проблем вхождения литературных произведений в публичную область. Весьма подробно, но в рамках одного, узко отраслевого подхода исследованы проблемы издательского и театрального дела. В отечественной и особенно зарубежной литературе большое внимание уделено правовому аспекту оборота литературных произведений. Вопросам становления литературы и изучению фигуры автора посвящены серьезные
искусствоведческие исследования. Как.правило, в рамках более общих культурологических и исторических работ изучалось поведение читающей и зрительской публики. Фундаментальных экономических исследований, использующих междисциплинарный подход и-посвященных комплексному изучению столь специфической области, на сегодняшний день не опубликовано.
Все вышеизложенные обстоятельства послужили причиной выбора темы диссертационной работы, которая посвящена; исследованию организационно-экономического механизма становления оборота результатов творческого труда, проведенного на примере литературных произведений.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является разработка методологических основ организационно-экономического механизма создания' и использования литературных произведений. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
выявить экономическую сущность и специфику нематериального продукта в сфере культуры;
определить участников экономических отношений. по созданию и использованию литературных произведений и установить факторы, обуславливающие их участие в рассматриваемом процессе;
проанализировать мотивацию автора как участника экономических отношений;
изучить эволюцию развития и' формы регулирования; экономических отношений, связанных с литературными продуктами;
определить соотношение имущественного и; неимущественного аспектов в деятельности по созданию и і использованию'литературных произведений и его отражение в правовом механизме;
исследовать специфику вхождения в российский экономический оборот объектов авторского права* на- примере художественной литературы ш драмы;
выявить основные современные тенденции, связанные с оборотом результатов литературной деятельности.
Объектом исследования является» экономический оборот результатов литературной деятельности.
Предметом исследования выступают социально-экономические отношения по поводу создания и использования литературных произведений.
Теоретическая основа и методологическая база исследования
Теоретической основой диссертационной работы послужили фундаментальные труды российских и зарубежных ученых по экономической теории, экономической истории, истории экономических учений: В.С.Автономова, М.НЛепурина, Е.А.Киселевой; А.Н.Козырева, К.Р.Макконнелла, С.ЛіБрю, П.Э.Самуэльсона, ВЩ.Нордхауса, Т.Веблена, М.Вебера, Ж. Ле Гоффа и др., работы по экономике культуры: Т.ВАбанкиной; Е.Н:Вороновой, А.И.Дымниковой, ГЛИванова, Е.Л.Игнатьевой, Е.П:Костиной; А.Я.Рубинштейна; Б.Ю.Сорочкина, Л;И;Якобсона, СХЯ:Новотного, Я.Фишера и др., по авторскому праву: Э.П.Гаврилова, ВА.Дозорцева, Я.А.Канторовича, А.П.Сергеева,; Д.Липцик и др., а также по истории культуры; книжному делу, театральному делу, философии, психологии и искусствоведению: С.С.Аверинцева, Л.А.Виноградовой; В.Всеволодского (Гернгросса), Е.Г.Дадамяна, Е.В!Дукова,. Д.С.Лихачева, Г.З.Мордисона, Е.Г.Холодова, Р.Барта; Дж.Х.Биллингтона; Х.Л:Борхеса, А.Маслоу, Х.Ортега-и-Гассета, М.И.Стеблин-Каменского, М.Фуко и др. При написании; диссертационной * работы были: использованы российские и зарубежные законодательные акты и нормативные документы; в области авторского права, интеллектуальной собственности; цензуры, культуры и др., а, также статистическая информация.
Методологически диссертационная! работа основывается-на использовании институционального подхода, подразумевающего комплексное, междисциплинарное изучение вхождения в экономический оборот объектов: авторских прав; с учетом влияния социокультурных институтов. Используемый? подход позволяет расширить рамки экономической теории, изучить проблему всесторонне и более точно раскрыть причинно-следственные связи в рамках рассматриваемого явления. В работе широко применялись методы научного абстрагирования, исторического и і сравнительного анализа, синтеза; классификации и другие.
Научная > новизна исследования
Основные научные результаты исследования; полученные автором; состоят в следующем:
1. Систематизирована и комплексно рассмотрена совокупность экономических и социокультурных факторов, оказывающих влияние на экономи-
ческий оборот результатов литературной деятельности; выявлена экономическая сущность нематериального продукта, его характеристики и специфические свойства.
2. Построена мотивационная модель, которая учитывает специфику та
кого экономического субъекта как автор, в том числе соотношение его иму
щественных и неимущественных притязаний. Предложенная теоретическая!
конструкция обосновывает наличие внеэкономических элементов в экономи
ческом обороте литературных произведений, а также: позволяет объяснять и -
прогнозировать действия< авторов как социальной группы.. Установление за
конодательной; регламентации авторского права?рассмотрено с учетом*эко
номического интереса и мотивации поведения всех категорий участников ав-
торско-правовых отношений;
3. Комплексно исследованы процессы становления экономического
оборота литературных текстов и драматургических произведений! в России,
установлена периодизация этих процессов, изучены задействованные: в них
национальные институты, их специфика, взаимовлияние и воздействие на
развитие рассматриваемых отношений: Установлены связи между законода
тельным закреплением авторского *. права на издание и завершением форми
рования рынка литературных произведений, а также между законодательным
закреплением авторского права на представление и завершением формирова
ния .рынка драматургических произведений, в России.. Выявлены сходства и
отличия экономических оборотов художественной литературы и драмы.
4. Выявлены принципы формирования механизма оборота интеллекту
ального продукта, обуславливающие современное состояние рынков литера
турных и драматургических произведений.;
Практическая значимость работы заключается в том,.что основные положения диссертационного исследования могут быть использованы:
при разработке и совершенствовании организационного и нормативно-правового механизма регулирования! отношений; связанных с созданием и; использованием результатов творческого труда в сфере культуры;:
для построения прогнозов в отношении дальнейших перспектив отраслей экономики, связанных с интеллектуальной собственностью;
в учебном процессе образовательных заведений в сфере культуры и искусства.
Апробация работы \ и внедрение. Основные положения, методологические выводы и практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, были изложены и обсуждены на научно-практических конференциях аспирантов РАТИ (ГИТИС), межвузовской аспирантской конференции, а также на семинарах, проводимых Союзом? театральных деятелей РФ, Всероссийской ярмаркой «Сцена России» и др. Основное: содержание и результаты проведенного исследования легли в основу курса по теме «Авторское право», который на протяжении нескольких лет читается диссертантом на Продюсер-ском факультете РАТИ (ГИТИС), Факультете предпринимательства в культуре Международного университета (в Москве), Высшей* школы деятелей сценического искусства.
Различные аспекты исследованных проблем нашли; свое отражение в следующих опубликованных работах автора:
Исполнитель и автор. Экономическая основа сотрудничества // Защита смежных прав и охраняемых законом интересов \ концертных деятелей России. Материалы Всероссийского семинара. — СПб.,.1998 (0,5 п.л.);
Экономические аспекты законодательства об охране: прав творческих работников: отечественный и зарубежный опыт // Экология культуры. — Архангельск, 1999: -№1(8) (0,2 п.л.).
Авторские и смежные права // Финансовая газета. - 1999. - № 25 (0,9 п.л.).
Взаимоотношения организаций культуры: и искусства с РАО: правовая5 норма и практика // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2002 №5 (0,8 п.л.).
Передача авторских правшої авторскому договору // Театральное дело. -2003. -№2-3 (23-24) (0,25 п.л.).
Бренд в сфере культуры и искусства: экономическая сущность и правовая регламентация // Справочник руководителя учреждения г культуры. — 20041 — №№10-11 (0,7 п.л.).
Логика и структура диссертационной работы определяются целью и задачами исследования. Логика исследования основана на раскрытии и изучении основных институтов, влияющих на экономический оборот литературных произведений, и выявлении специфики этого процесса в России: В соответствии с логикой исследования особое: внимание уделено формированию базовых для сегодняшней экономической системы понятий: индивидуально-
му авторству и произведению. Это позволяет перейти к анализу специфики нематериального объекта как товара и особенностей спроса на литературные произведения. Становление экономического оборота результатов литературного творчества рассматривается с точки зрения системного влияния четырех субъектов: авторов, читателей/зрителей, издателей/театров и власти. Изучается возникновение и: развитие специального регулирования указанной области; В работе поводится анализ вхождения в российский оборот двух видов литературных произведений: художественной> литературы и драмы, соответственно контексту обозначаемые как литературные произведения (в узком; смысле) и драматургические произведения. Подобный? выбор обусловлен различной степенью зависимости указанных видов произведений от научно-технического прогресса. На основании полученных результатов выявляются общие и частные характеристики оборотов двух видов литературных произведений и обозначаются их перспективы.
В соответствии с логикой исследования диссертация имеет следующую структуру:: Введение Глава 1. Литературное произведение как товар и объект регулирования
Специфика производства литературных объектов
Особенности мотивации участников процесса создания и использования литературных произведений:
Регулирование экономического оборота литературных произведений? Глава 2'. Социально-экономические условия становления рынка литературной
СОбсТВеННОСТИ В РОССИИ:
Экономический оборот рукописной книги і и место в нем авторских произведений
Становление экономического оборота литературных произведений в связи с изобретением книгопечатания
Установление российского книжного рынка