Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Правовая природа хореографического произведения 14
1.1. Хореографическое произведение как вид сценического произведения. . 14
1.2. Генезис авторского права па хореографическое произведение во Франции и России. 19
Выводы из Главы I: 29
ГЛАВА II. Хореографическое произведение как объект авторского права 31
2.1. Особенности хореографического произведения как объекта авторского права
2.2. Правовая охрана части хореографического произведения 58
2.3. Редакция и переработка хореографического произведения 64
2.4. Хореографическое произведение в составе сложного объекта 77
Выводы из Главы II: 93
ГЛАВА III. Теоретические и практические аспекты фиксации хореографического произведения 96
3.1. Формы фиксации хореографического произведения 96
3.2. Условие фиксации в контексте предоставления правовой охраны хореографическому произведению 106
3.3. Видеограмма и видеозапись хореографического произведения 114
Выводы из Главы III: 124
ГЛАВА IV. Субъекты авторских прав на хореографическое произведение. .126
4.1. Автор хореографического произведения 126
4.2. Особенности идентификации автора хореографического произведения; «Авторский стиль» в хореографии 136
Выводы из Главы IV: 149
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 151
- Хореографическое произведение как вид сценического произведения. .
- Особенности хореографического произведения как объекта авторского права
- Формы фиксации хореографического произведения
Введение к работе
Актуальность исследования. В настоящее время в Российской Федерации проводится активная работа по формированию и совершенствованию законодательства в сфере охраны интеллектуальной собственности, включая авторское право, которое является одной из наиболее значимых и динамично развивающихся областей права. К числу произведений, являющихся объектами авторского права, относится и хореографическое произведение.
В Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»1 (далее - Закон РФ об авторском праве) Федеральным законом 2004г. был внесен ряд существенных изменений. Эти изменения затронули, в частности, вопрос продления сроков охраны российских произведений, что, в свою очередь, способствовало увеличению числа иностранных произведений, охраняемых в России, и отечественных произведений, охраняемых за рубежом. В декабре 2006г. принята IV часть Гражданского кодекса РФ, посвященная интеллектуальной собственности, которая вступает в силу 1 января 2008г. В новом законе, вносящем значительные коррективы в сложившиеся отношения и практику разрешения споров в области авторского права, даны понятия интеллектуальных прав, результата интеллектуальной деятельности, закреплены положения, касающиеся использования результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, и другие. Внесение указанных изменений в законодательство закономерно приведет к увеличению количества споров между правообладателями и пользователями
1 Закон РФ от 09.07.1993 № 5351 (в редакции Х 72-ФЗ от 20.07.2004) «Об авторском праве и смежных
правах» // Российская газета, Х 3536 от 28 июля 2004г.
2 Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2004г. N 72-ФЗ О внесении изменений в Закон
Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" // Российская газета, № 3536 от 28 июля
2004г.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006г. № 230-ФЗ Часть четвертая // Российская
газета (Центральный выпуск), № 4255 от 22 декабря 2006г.
4 объектов авторского права, в том числе и хореографических произведений,
правоприменительная практика в отношении использования которых в
настоящее время в России недостаточна.
В этой связи изучение западного опыта в части авторско-правового регулирования отношений, связанных с хореографическим произведением, представляется особо актуальным.
Отметим, что социально-экономическая ситуация в той или иной стране, специфика конкретной правовой системы, сложившаяся практика реализации авторских прав самым существенным образом влияют на регламентацию отношений, связанных с использованием хореографических произведений. В связи с этим представляет значительный интерес проведение сравнительно-правового анализа зарубежного законодательства, правоприменительной практики, а также предпосылок, направлений и тенденций развития законодательного регулирования отношений в области хореографии.
Как известно, Франция является страной, внесшей наибольший вклад в формирование хореографического искусства и разработку правовых норм в этой сфере. Выбор авторского права Франции в качестве основного объекта исследования обусловлен, с одной стороны, схожестью правовых систем России и Франции и, с другой стороны, наличием во Франции значительных наработок в сфере законодательного и практического регулирования отношений, связанных с хореографическим произведением. Также имеется необходимость правового исследования законодательства Франции в контексте выявления особенностей разрешения споров, связанных с хореографией.
Сравнительный анализ представляет интерес, в частности, для выработки предложений по совершенствованию правового регулирования, авторских правоотношений в области хореографии в России и в целях формулирования рекомендаций для авторов и правообладателей. Поскольку
5 во Франции сформировалась устойчивая система правовых норм,
базирующаяся на Кодексе интеллектуальной собственности Франции 1992г., а
также имеется судебная практика в области хореографии, то изучение
французского опыта в этой области имеет самостоятельную научную
ценность, т.к. позволяет применить опыт Франции для выработки критериев
использования хореографических произведений на территории Российской
Федерации.
Это позволило обозначить одну из существующих в данной сфере проблем - терминологическую, т.е. необходимо устранить терминологические неопределенности в понятии самого объекта с целью облегчения рассмотрения споров, связанных с нарушением авторских прав на хореографическое произведение.
Диссертационная работа посвящена исследованию положений законодательства России и Франции в сфере авторско-правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием хореографических произведений, и анализу судебной практики в данной области. При написании настоящей работы был исследован теоретический и практический материал, в частности, изучен ряд судебных дел в области хореографии.
Хореографическое произведение как объект авторско-правовой охраны в России впервые был введен Постановлением ЦИК и СНК СССР 1925г. «Об основах авторского права»4. Следует отметить, что во Франции хореографическое произведение как объект авторского права впервые было закреплено законодательно только в Законе о литературной и художественной собственности 1957 года. Несмотря на более ранее, по сравнению с Францией, законодательное закрепление, в России норма, связанная с хореографическим
4 Постановление ЦИК и СНК СССР-от 30 января 1925 года «Об основах авторского права» // Собрание законодательства ССР 1925, № 7.
произведением, самостоятельного развития не получила в связи с тем, что исторически в России хореографические произведения приравнивались к литературным произведениям и пользовались охраной наряду с ними.
За последние 10-15 лет отношения в области хореографии в России динамично развиваются: создано большое количество частных трупп, частных хореографических образовательных учреждений и студий, ведется постоянный международный диалог в хореографической сфере.
Проблемы, возникающие в процессе практической реализации норм действующего в настоящее время Закона РФ об авторском праве и связанные с созданием и дальнейшим использованием хореографических произведений, обусловлены тем, что вопросы правоприменения норм данного закона к отношениям в сфере хореографии не разработаны. В первую очередь, это относится к вопросам, связанным с правовой природой и понятием самого объекта, его части, идентификацией хореографических произведений, установлением авторства, представлением доказательств в суде в случае возникновения споров.
Степень научной разработанности проблемы. Недостаточная изученность темы диссертации связана как со спецификой объекта, выражающейся в отсутствии однозначного понятия хореографического произведения, так и недостаточностью правоприменительной практики. Отечественная литература, посвященная хореографическим произведениям, представлена главным образом учеными-цивилистами и специалистами в области авторского права, теоретические взгляды которых и их обоснования оказались полезными при подготовке диссертации.
В частности, в дореволюционный период теоретические исследования в области авторского права отражены в работах Я.А.Канторовича, И.Г.Табашникова, Г.ФШершеневича и других ученых.
В советский период и в настоящее время данные вопросы освещены в
7 трудах Б.С.Антимонова, И.А.Близнеца, Э.П.Гаврилова, И.А.Грингольца,
ВА.Дозорцева, Б.Завидова, В.Я.Ионаса, Л.Г.Максимовой, Е.А.Моргуновой,
Л.И.Подшибихина, А.П.Сергеева, В.И.Серебровского, Е.А.Флейшиц и других.
Об авторском праве Франции, в частности, писали Д.Липцик, Ж,-М.Понтье, Н.Топор, Б.Дебордье, Р.Дюма, Э.Пьерра, А.Бертран, К.Коломбе, П.-И.Готье и другие специалисты. Некоторые вопросы, связанные с охраной хореографических произведений, освещались в трудах Д.Бужероля, Р.Дюма.
В России теоретические исследования вопросов охраны авторских прав на хореографическое произведение, правовой природы хореографического произведения и связанных с ним отношений практически не проводились. По указанной проблематике известны работы И.А.Грингольца, Б.В.Кайтмазовой.
Предметом исследования является совокупность правовых норм законодательства об авторском праве Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с созданием и использованием хореографического произведения, а также норм законодательства Франции и международных соглашений в области авторского права и смежных прав, судебная практика по разрешению возникающих споров в области хореографии.
Цель исследования заключается в научно-теоретическом исследовании правовых основ регулирования отношений, связанных с созданием и использованием хореографических произведений, на основе анализа норм законодательства об авторском праве России и Франции, и выявлении основных тенденций и критериев с целью совершенствования законодательства в области хореографии.
В соответствии с целью диссертационного исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить эволюцию законодательства, касающегося правовых основ регулирования отношений, связанных с созданием и использованием хореографического произведения;
исследовать правовую природу хореографических произведений;
изучить вопросы, связанные с использованием хореографических произведений в составе сложного объекта - театрально-зрелищных представлений;
проанализировать российское законодательство, регламентирующее правовые отношения в области хореографии;
исследовать нормы законодательства Франции и международных соглашений, регламентирующих правовые отношения в области хореографии;
изучить правоприменительную практику во Франции в области хореографии;
изучить практику применения норм действующего законодательства Российской Федерации, связанных с правовым регулированием отношений, возникающих в связи с созданием и использованием хореографических произведений;
предложить рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере охраны хореографических произведений.
Для достижения поставленной цели проанализирован ряд конкретных норм, содержащихся в следующих законодательных и других нормативных актах:
I. Российской Федерации и СССР: Конституция Российской Федерации 1993г., Гражданский кодекс Российской Федерации (части I и II) 1995г., Гражданский кодекс Российской Федерации (часть IV) 2006г., Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» 1993г., Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991г., Гражданский кодекс РСФСР 1964г., Постановление ЦИК и СНК СССР «Об основах авторского права» 1925г., Постановление Правительства РФ
9 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды
использования произведений литературы и искусства» 1994г. и другие;
II. Франции: Кодекс интеллектуальной собственности Франции 1992г.,
Закон Франции «Об авторских правах и правах артистов-исполнителей,
производителей фонограмм и видеограмм и организаций вещания»
1985г., Закон Франции «О литературной и артистической собственности»
1957г., Закон «Об авторских и смежных правах в информационном
обществе» 2006г., а также ряд других.
В работе также проанализированы положения международно-правовых
актов, относящихся к исследуемой проблеме.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования
применялись общенаучные методы, частноправовые методы, в том числе
сравнительно-правовой, формально-юридический, методы толкования
правовых норм и комплексного анализа законодательства.
Теоретическая основа исследования. Обеспечению теоретических и
научно-практических положений, выводов и практических решений,
предложенных в диссертационном исследовании, служат системный подход к
исследованию норм российского и французского законодательств в сфере
авторского права, судебная практика, научные публикации, а также труды
ведущих специалистов в области авторского права и хореографии России и
Франции.
На получение результатов исследования повлияли работы известных
отечественных и зарубежных авторов, таких как Б.С.Антимонов,
С.А.Барышев, А.Бертран, И.А.Близнец, Д.Бужероль, Э.П.Гаврилов, Л.Гибо,
П.-И.Готье, И.А.Грингольц, В.А.Дозорцев, Р.Дюма, И.А.Ионас,
Б.В.Кайтмазова, К.Коломбе, Д.Липцик, Л.И.Подшибихин, Ж.-М.Понтье,
А.П.Сергеев, Л.А.Севастьянова, В.И.Серебровский, В.Э.Фридман и других.
Эмпирическая база исследования. При проведении исследования
10 использовалась практика применения российскими судами
законодательства в сфере правовых отношений, возникающих в связи с
созданием и использованием хореографических произведений, судебная
практика Франции, а также личный профессиональный опыт автора,
накопленный в ходе деятельности в качестве юрисконсульта Некоммерческой
организации Фонда «Имперский Русский Балет».
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней после вступления в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993г. проведен комплексный анализ вопросов, возникающих при применении положений законодательства в области авторского права на хореографические произведения.
В работе рассмотрены правовые истоки хореографических произведений, дается характеристика хореографического произведения как объекта авторского права, приводится анализ возможности предоставления правовой охраны части хореографического произведения, рассматриваются вопросы, связанные с переработкой хореографического произведения. Предметом специального анализа стали вопросы юридической природы хореографических произведений.
Изучение и анализ практики решения споров подтвердила сложность применения правообладателями, пользователями, юристами действующего законодательства в области авторско-правового регулирования отношений, связанных с хореографическими произведениями, на всех этапах процесса их создания и использования.
В связи с чем чрезвычайно важно было обозначить проблему определения видообразующих признаков хореографических произведений, выделив признаки, при наличии которых можно говорить о том, что созданный объект является хореографическим произведением.
Сравнительно-правовая характеристика механизма авторско-правовой
охраны в России и Франции с учетом сходства правовых систем позволила выявить общие тенденции регулирования и определить основные пробелы в законодательстве, нуждающиеся в регулировании, предложить подходы для разрешения обозначенных проблем.
Научная новизна работы заключается в выводах и положениях, выносимых на защиту.
Практическая значимость работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы и рекомендации могут использоваться;
при совершенствовании законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах;
при создании информационных и нормативных основ для пресечения и предотвращения нарушений авторских прав;
при подготовке методических материалов по правовой защите хореографических произведений как объектов авторского права;
при подготовке комментариев к законодательству в области авторского права;
в учебной и научной литературе по вопросам авторского права
в учебном процессе, при подготовке специальных курсов, лекций, семинаров по вопросам авторского права в хореографии в высших учебных заведениях, в системе повышения квалификации;
а также при проведении дальнейших научных исследований по теме.
Результаты работы могут представлять интерес для специалистов в области охраны интеллектуальной собственности, хореографии, использоваться в деятельности правообладателей хореографических произведений, юристов.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре гражданского права
и правовой охраны интеллектуальной собственности Российского государственного института интеллектуальной собственности (РГИИС).
Основные положения диссертации получили отражение в опубликованных автором статьях.
Доклады по затронутым в диссертации проблемам делались автором на Третьей научно-практической конференции работников системы Роспатента (аспирантов, соискателей ученых степеней, молодых специалистов) (16 декабря 2005г., Москва), Первой Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы интеллектуальной собственности» (19-20 октября 2006г., Москва).
Полученные результаты нашли отражение в профессиональной деятельности диссертанта в качестве юриста, специализирующегося в области авторского права.
Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, четырех глав и библиографического списка.
По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы:
Месяшная Е.А. Правовая охрана хореографических произведений во Франции // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права,№4,2007.-С. 72-82
Месяшная Е. А.. Балет как совместное произведение по законодательству Франции / Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы интеллектуальной собственности». В трех томах. Дополнительные материалы конференции. М., РГИИС, 19-20 октября 2006 года. /М., РГИИС, 2006.- С. 154-158
Месяшная Е.А. Особенности охраны произведения в области хореографии: хореография и конфиденциальная информация. /
13 Материалы третьей научно-практической конференции работников
системы Роспатента (аспирантов, соискателей ученых степеней, молодых
специалистов) 16 декабря 2005 года. - М.: Российский государственный
институт интеллектуальной собственности (РГИИС), 2006, 82 с. - С. 28-
33.
Месяшная Е.А. Особенности хореографического произведения / Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы интеллектуальной собственности». В трех томах. Т.2. М, РГИИС, 19-20 октября 2006 года. / М, РГИИС, 2006. - С.221-235.
Месяшная Е.А. Смежные права исполнителей: международное регулирование, законодательство России и Франции /Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы интеллектуальной собственности». В трех томах. Т.2. М., РГИИС, 19-20 октября 2006 года. / М., РГИИС, 2006. - С.205-221
Месяшная Е.А. Хореофафическое произведение: оригинальность и авторство. // Интеллектуальная собственность: правовые, экономические и социальные проблемы. Сборник трудов аспирантов РГИИС в_ двух частях. Часть 1. / М.: РГИИС, 2005. - С. 170-184
Хореографическое произведение как вид сценического произведения
Танцевальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Первобытный танец больше представлял собой гимнастическое упражнение в беге, ловкости, гибкости, состоял из разнообразных движений, связанных с трудовыми процессами, эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Он отличался необыкновенной энергией движений, первоначально, очень незамысловатых, определяемых такой же незамысловатой музыкой -стуком, позвякиванием оружия, громыханием трещоток, хлопками в ладоши. Именно эти эмоции заставляли группу совместно выполнять различного рода движения и композиции - круговые, рядовые и т.п. Но танцевального искусства здесь еще нет: танец начинается там, где эти неизобразительные танцы становятся мимическими, изобразительными, то есть направленными на создание художественных образов.
Все танцы, связанные с обрядами шаманов, культами мистических, религиозных сект, и другие - с одной стороны, и с другой - народные танцы и большинство так называемых «салонных» (бальных) - ведут свое начало именно с первобытных времен. Эти танцы, дожившие в измененном и усложненном виде до нашего времени, принято называть неизобразительными. Они имели первоначально религиозно-магическое значение и были неотделимы от обрядов.
В результате постепенного изменения движений, их художественного обобщения возникло самостоятельное искусство танца. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, хореографический язык и пластическая выразительность, свои приемы соотношения движений с музыкой.
Танец (от польского Taniec, немецкого Tanz) - вид искусства, в котором средствами создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела (лексики).5 Главным элементом, составляющим основу танца, являются пластически выразительные положения тела - позиции и позы. Переход из одного положения тела в другое и их смена образуют движение. В результате сочетания движений и поз создается пространственный рисунок танца, при этом организация танца во времени подчинена законам определенной музыкальной системы, так как танец измеряется теми же длительностями, что и музыка. Развитие европейского танца - длительный и сложный процесс, который происходил по двум основным направлениям: 1) бытовые, т.е. бальные и народные (фольклорные), танцы; 2) профессиональный (сценический) танец.
Бальные и народные танцы часто называют бытовыми, так как в отличие от сценического танца они исполнялись в быту для собственного удовольствия и развлечения, Одновременно с развитием общества и его социальным расслоением шел и процесс разделения бытового танца на бальный (городской и придворный) и народный (крестьянский и городской) с одновременным выделением самостоятельного направления - сценического танца.
Сценический танец отличается от танца бытового именно тем, что разновидности бытового танца существуют в самой жизни и исполняются в первую очередь «для себя», то есть для удовольствия самих танцующих, не нуждаясь в зрительской аудитории, которая необходима в сценическом танце.
Особенности хореографического произведения как объекта авторского права
Действующее законодательство России и Франции не содержит легального определения понятия произведения, хотя указывает на признаки, которыми произведение должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной.
Бернская конвенция (ст. 2 (1)) предоставляет охрану хореографическим произведениям, однако при этом также не раскрывает понятие хореографического произведения,
Франция трактовала хореографическое произведение как комбинацию танцевальных движений (па) . Представляется, что в Бернской конвенции имелась в виду такая трактовка понятия хореографического произведения. В России хореографическое произведение рассматривалось как драматическое литературное произведение в качестве составляющей музыкально-драматического произведения.
В Глоссарии Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее - Глоссарий ВОИС) раскрывается понятие хореографического произведения как композиции движений для танца на сцене или любой другой объединенной одной мыслью системы жестов, созданной для исполнения под музыку.33
Действующее авторское право Франции и России распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от жанра, способа выражения, достоинства и предназначения произведения. Однако не всякое произведение как результат человеческой мысли охраняется нормами авторского права.
В российской и французской юридической литературе немало внимания уделялось анализу понятия самого произведения, в частности, этому вопросу посвящены труды Г.Ф.Шершеневича, Я.А.Канторовича, В.И.Серебровского, И.Я.Ионаса, И.А.Грингольца, А.П.Сергеева, Э.П.Гаврилова, Ж.-М.Понтье, Р.Дюма, К.Коломбе, П.-И.Готье и других. При этом большинство специалистов считают необходимыми признаками охраноспособности произведения наличие творческого характера и объективной форма выражения.
Из содержания п. 1 и 2 ст. 6 Закона РФ об авторском праве, а также CT.L. 112-1 Кодекса Франции, следует вывод о том, что произведение - это результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме. Таким образом, российское и французское законодательство устанавливает два критерия охраноспособности объектов авторского права:
1) творческий характер;
2) объективная форма выражения.
Отсутствие одного из названных критериев не позволяет отнести произведение к объектам авторского права.
1. Творческий характер.
Творчество представляет собой субъективный критерий: одни лица достигают результата путем большого творческого напряжения, а для других результат является обыкновенным итогом труда квалифицированного специалиста. При этом каждый автор создает новое произведение, несущее отпечаток его личности и индивидуальности.
Формы фиксации хореографического произведения
Признавая обычно хореографическое произведение в качестве произведения, подлежащего охране авторским правом, в некоторых законодательствах по авторскому праву не предусмотрена охрана хореографического произведения, если оно не зафиксировано должным образом (например, запись по системе Лабана).149 Иными словами, фиксация хореографического произведения на материальном носителе, позволяющая произвести неоднократное его воспроизведение, является одним из условий охраны хореографического произведения.
Следует отметить, что подобное требование в отношении хореографических произведений содержалось в ст. 2 Постановления ЦИК и СНК СССР 1925г. «Об основах авторского права», ст. 475 Гражданского Кодекса РСФСР 1964г. и ст. 134 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991г.
В настоящее время фиксация хореографического произведения при необходимости может быть произведена двумя способами - посредством нотации и видеозаписи.
Существование двух указанных способов фиксации хореографического произведения отмечал балетмейстер В.Варковицкий: «Мы позволим себе надеяться, что будут найдены какие-то научные средства фиксирования произведений хореографии... Мне кажется, что система фиксации танца при помощи киносъемки, несомненно, может явиться очень большим и важным моментом. Но это не есть окончательная и единственная система фиксации, т.к. сочинитель-балетмейстер не всегда может располагать труппой, которую можно заснять, а он должен иметь возможность записывать свое сочинение».
Неизвестно, когда возникла первая система записи танца. Считается, что уже древние египтяне пытались записывать танцевальные движения с помощью иероглифов.151 Но более или менее достоверные сведения о записи танца относятся к нашей эре.
В Западной Европе попытки описания и записи танцев сохранились в рукописях XV века, например, анонимная, так называемая «золотая» рукопись бас-дансов Маргариты Австрийской, в которой так же, как и в одном из первых печатных трудов о танце, приписываемом М.Тулузу (около 1499 г.), использован буквенный способ обозначения па (первая буква танцевального термина обычно служила обозначением движения). Этот способ, дополненный рисунками и описаниями, получил наибольшее распространение благодаря Туано Арбо, который описал эту систему в своей книге «Орхесография» в 1588 году. Таким образом, в XVI веке вырабатывается стереотипная хореографическая схема бас-данса.153