Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эколого-биологический анализ и история использования ресурсных растений, а также грибов и лишайников Удмуртии Сунцова Надежда Юрьевна

Эколого-биологический анализ и история использования ресурсных растений, а также грибов и лишайников Удмуртии
<
Эколого-биологический анализ и история использования ресурсных растений, а также грибов и лишайников Удмуртии Эколого-биологический анализ и история использования ресурсных растений, а также грибов и лишайников Удмуртии Эколого-биологический анализ и история использования ресурсных растений, а также грибов и лишайников Удмуртии Эколого-биологический анализ и история использования ресурсных растений, а также грибов и лишайников Удмуртии Эколого-биологический анализ и история использования ресурсных растений, а также грибов и лишайников Удмуртии Эколого-биологический анализ и история использования ресурсных растений, а также грибов и лишайников Удмуртии Эколого-биологический анализ и история использования ресурсных растений, а также грибов и лишайников Удмуртии Эколого-биологический анализ и история использования ресурсных растений, а также грибов и лишайников Удмуртии Эколого-биологический анализ и история использования ресурсных растений, а также грибов и лишайников Удмуртии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сунцова Надежда Юрьевна. Эколого-биологический анализ и история использования ресурсных растений, а также грибов и лишайников Удмуртии : Дис. ... канд. биол. наук : 03.00.05 : Ижевск, 2005 314 c. РГБ ОД, 61:05-3/1343

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Состояние вопроса 8

Глава 2. Природно-климатические условия района исследований. История населения Вятско-Камского Предуралья 50

2.1 Краткий физико-географический обзор 50

2.2 История развития удмуртского этноса 54

Глава 3. Объект, материалы и методы исследований 60

Глава 4. Эколого-ботанический анализ использования удмуртами ресурсных видов растений, грибов и лишайников 64

4.1. Растения и грибы, используемые в традиционных занятиях удмуртов 64

4.2 Использование пищевых видов растений и грибов 72

4.3 Использование древесных и травянистых видов растений и грибов в технических целях 84

4.4 Использование удмуртами волокнистых, красильных и дубильных видов растений 101

4.5 Грибы, лишайники и растения, используемые в народной медицине удмуртов 106

4.5.1 Грибы и лишайники 106

4.5.2 Высшие споровые растения 111

4.5.3 Дикорастущие голосеменные и покрытосеменные растения 111

4.5.4 Культивируемые виды растений 114

4.5.5 Заготовка и способы приготовления лекарственных препаратов из растений и грибов 119

4.6 Медико-гигиенические аспекты применения удмуртами растений в быту 123

4.7 Использование лекарственных растений в народной ветеринарии 134

4.6 Анализ состава ресурсной лихенобиоты, микобиоты и флоры сосудистых растений 143

4.7 Биоэкологическое обоснование использования растений в обрядности удмуртов 147

5. Сохранение генофонда дикорастущих и культивируемых растений в контексте этноботанических исследований 170

Заключение 182

Литература 186

Список гербариев, карточных каталогов и рукописей 214

Список сокращений 215

Приложения 216

Введение к работе

В число задач, принятых большинством европейских государств в 1996 г. на 6-й Конференции Сторон Глобальной стратегии сохранения растений в Лейпциге, включены следующие:

  1. сохранить генетическое разнообразие сельскохозяйственных культур и других видов растений, имеющих социально-экономическое значение, а также связанные с ними местные и народные традиции. Собрать в генетических банках разнообразие видов растений, близкородственных к культурным, а также видов, имеющих социально-экономическое и этноботаническое значение;

  2. остановить оскудение растительных ресурсов и утрату связанных с ними местных и аборигенных знаний, новшеств и опыта по обеспечению устойчивого жизнеобеспечения и здравоохранения (Европейская стратегия сохранения растений, 2003).

Ботаническое ресурсоведение является одним из актуальных разделов современной ботаники. Его роль повышается по мере истощения растительных ресурсов и увеличения спроса на природное сырье. Большое значение для использования ресурсов играет традиционный опыт, в котором аккумулированы особенности практического применения растений в период доин-дустриального развития этносов. Состояние биоресурсов во многом зависит от отношения к ним со стороны местного населения, поэтому этноботаниче-ские исследования имеют особую актуальность.

Широкое использование растений природных сообществ как в период до развития земледелия, так и после его появления присуще этносу удмуртов, который формировался на протяжении более 2-х тысячелетий. Для выявления общих закономерностей становления ботанического ресурсоведения в

5 европейской части России исследования особенностей природопользования удмуртов имеет существенную значимость. Несмотря на то, что данный вопрос был объектом исследований ботаников, этнографов, историков и искусствоведов, все сведения об историческом и современном использовании растений удмуртами носят фрагментарный характер. Создание целостной картины отношения человека с природными ресурсами в настоящее время имеет большое научно-практическое значение. В связи с этим, необходимо выявить виды растений, грибов и лишайников, применяемых удмуртами в качестве лекарственного, пищевого и технического сырья и определить возможности применения этого опыта в современной практике природопользования. Эт-ноботанические данные могут стать основой планомерных заготовок естественных биологических ресурсов и определить перспективы введения в культуру наиболее важных в хозяйственном отношении видов.

Этноботанические исследования позволяют расширить сферу использования растений, а также грибов и лишайников Удмуртии в качестве пищевых, витаминоносных, декоративных ресурсов, целенаправленно вести поиск возможностей применения в селекции и генетике стародавних сельскохозяйственных культур.

Исследования проводились с целью анализа опыта использования растений, грибов и лишайников удмуртами и определения возможности приложения этого опыта к современному ботаническому ресурсоведению данного региона.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

  1. Выявить видовой состав растений, грибов и лишайников, применяемых удмуртами на протяжении последних 2-х столетий и дать анализ этого опыта с позиций современного ботанического ресурсоведения;

  2. Оценить перспективы использования дикорастущей флоры (а также грибов и лишайников) для обеспечения населения растительным сырьем естественного происхождения (лекарственных, технических, пищевых и т.д.);

  1. Разработать предложения по использованию уникальных народных знаний о биологических и экологических свойствах растений в быту, медицине и музейном деле;

  2. Определить основные направления сохранения и воспроизводства генофонда полезных дикорастущих и культивируемых растений.

На защиту выносятся следующие положения:

использование удмуртами растений, грибов и лишайников в качестве технического, пищевого и лекарственного сырья и влияние этого комплексного фактора на состояние биоресурсов;

основные направления сохранения и воспроизводства генофонда полезных дикорастущих и культивируемых растений, используемых удмуртами;

предложения и рекомендации для дальнейшего использования в медицине, ветеринарии и в бытовых отраслях ряда видов растений, лишайников и грибов, используемых удмуртами в различных отраслях жизнеобеспечения.

Научная новизна работы заключается в следующем: - впервые выполнен этноботанический анализ использования растений естественной флоры, грибов и лишайников удмуртским населением Вятско-Камского Предуралья, показана природосообразность традиционного использования растительных ресурсов;

создан банк данных о практическом применении удмуртами в прошлом и в настоящее время в быту, народной медицине и ветеринарии 352 видов растений, грибов и лишайников;

идентифицирован археологический материал древесных и травянистых видов, применявшихся удмуртами в средневековье (IV - XII вв.).

Диссертационная работа состоит из введения, 5 глав, заключения и приложения. Первая глава раскрывает состояние вопроса ( литературный обзор). Обзор литературы посвящен истории традиционного использования

7 населением Удмуртии ресурсных видов растений и грибов. Во второй главе дана характеристика природно-климатических условий района исследований и истории населения Вятско-Камского Предуралья. Третья глава посвящена объекту, материалам и методике исследований. В четвертой и пятой главах представлены результаты исследований. Результаты работы обобщены в выводах и практических рекомендациях.

Объем диссертации: 215 страниц основного машинописного текста. Текст иллюстрирован 25 таблицами и приложениями. Список использованной литературы включает 316 наименований, в том числе 5 иностранных авторов.

Хочется выразить глубокую благодарность за помощь, оказанную в написании диссертации научному руководителю д.б.н., профессору Туганаеву В.В., сотрудникам кафедры «Ботаники и экологии растений» и «Общей экологии» УдГУ.

Краткий физико-географический обзор

По замечанию Г.Е. Верещагина (1895), некоторые из народных примет «...оказываются вернее всяких барометров, так что иной наблюдательный деревенский житель - простолюдин по ним безошибочно, даже за несколько дней, предсказывает будущее состояние погоды». И. Васильев (1906) также отмечал, что удмурты хорошо умеют сопоставлять зимние месяцы с летними, поэтому «...сроки сенокоса определяют еще зимой и, большей частью, удачно».

Многие из примет, отмеченные в литературе, основывались на наблюдениях за ростом и развитием дикорастущих растений. Подавляющее большинство примет, выявленных при этнографических лингвистических исследованиях, относятся к прогнозированию наиболее оптимальных сроков посева полевых культур и их урожайности. При этом приметы, связанные с возделыванием древнейших в крае культур, очевидно, также являются наиболее ранними по времени возникновения. И, наоборот, к более поздним и, по-видимому, заимствованным у других народов, относятся приметы, связанные с агротехникой большинства овощных культур.

Сроки прохождения конкретных фенологических фаз некоторыми видами растений служили индикаторами начало хозяйственных работ. По свидетельству М.П. Прокопьева (1926), сроки посева яровых удмурты устанавливали в зависимости от особенностей цветения осины, а время для начало посева ржи - с момента созревания плодов горца птичьего - Polygonum aviculare L., когда «...воробьи начинали на него садится стаями».

Удмуртам было известно, что по достижении листьев березы определенных размеров, можно было установить ранние и поздние сроки посева зерновых, а по интенсивности плодоношения рябины - урожайность ржи на следующий год (КПКВГ на 1897 год; Перевощикова, 1989). Посев льна начинали после опадения шишкоягод можжевельника обыкновенного (Христо-любова, 1993). В конкретных микроклиматических условиях проживания населения, указанные приметы, возможно, были вполне обоснованными. Специальных исследований по достоверности народных удмуртских примет не проводилось, между тем многие из них могут оказаться весьма ценными и использоваться в различных отраслях хозяйства. В частности, А.Е. Китиковым (1994) был проведен анализ марийских примет и выявлено, что в основе возникновения подавляющего большинства из них, лежат наблюдения за животными и растениями. Проанализировав при помощи гидрометеорологических данных и сельскохозяйственных сводок отдельные из наиболее распространенных примет, связанных с сельским хозяйством, исследователь вычислил коэффициент их достоверности, который составил 90-100 %. Данное обстоятельство свидетельствует о высоком уровне народных знаний в области агробиологии.

В настоящее время фенологические наблюдения, как один из основных методов дендроиндикации, широко используются в практике лесного и сельского хозяйства (Булыгин, Ярмишко, 2001). Изучение народных примет и их всесторонний анализ имеют не только теоретический, но и практический интерес.

Довольно большое внимание в литературных источниках уделяется особенностям использования удмуртами растительных материалов в технических целях.

В археологических работах представлена эволюция строений, существовавших на территории Удмуртии, начиная с мезолита и заканчивая средними веками нашей эры (Наговицин, Иванова, 1995). С древнейших времен лесные условия обитания предопределили материал для строительства жилищ и оборонительных сооружений. Древесина является идеальным материалом, т.к. характеризуется высокими теплотехническими и механическими свойствами. Поскольку исследований по определению древесных остатков жилищ, обнаруженных при археологических раскопках не проводилось, говорить о предпочтении удмуртами в древние времена конкретных пород для строительства не представляется возможным. Типы и размеры жилищ напрямую зависели от форм хозяйствования населения и уровня развития древообрабатывающих инструментов.

По данным археологических исследований, в каменный век жилища сооружали в виде углубленных в землю и покрытых крышей котлованов, стены которых состояли из тонких бревен. При помощи широко распространенных в эпоху неолита крупных и мелких каменных орудий для обработки древесины (топоры, тесла, долота) было довольно сложно рубить и обрабатывать крупные деревья.

С появлением металлических орудий труда в бронзовый век (II тыс. до н.э.) стало возможным использование для строительства крупных деревьев. В эпоху раннего железа (VIII в.до н.э. - VB. Н.Э.) появились наземные срубные дома с земляным полом. В этот период регион заселяли прямые потомки населения Прикамья культур бронзового века - ананьинские племена, послужившие основой для формирования народов пермской группы финно-угорской языковой семьи. На основе раскопок Поломского и Варнинского городищ (VIII - первая половина IX века) выявлено, что такие срубы устанавливали на грунт без дополнительного фундамента и подполья. Крыша, по всей вероятности, была двускатной и выполнялась из липового луба. Строение не имело окон и потолка, в центре жилища находился очаг, а в крыше имелось отверстие для выхода дыма. Описанный тип жилища был характерен для многих финно-угорских народов и близок к куале, являвшейся постоянным местом жилья удмуртов до XIV - XV вв. Куала функционировала в качестве летней кухни и места проведения семейных религиозных обрядов еще в XX столетии.

Историки предполагают, что в IX веке удмурты, кроме куалы, строили двухэтажные клети - кеносы, конструктивные и функциональные особенности которых очень близки к аналогичным постройкам древних финно-угорских народов (Никитина, Шкляев, 1995). На первом этаже клети хранили продукты, одежду и рабочий инвентарь, второй этаж служил летним жильем. Дальнейшее развитие земледелия в XIV - XV вв. в регионе послужило причиной появления удмуртских жилищ типа «изба» с хлебопекарной глинобитной печью. В археологических трудах содержится довольно много сведений о применении липового луба и бересты при облицовке специальных ям кладовых, которые строились рядом с домами (Иванова, 1994; Останина, 1999). Эти материалы легко идентифицируются без специальных микроскопических исследований. Возникновение ям-кладовых археологи связывают с развитием производящего типа хозяйствования и, в особенности, земледелия. Выбор материала для облицовки, вероятно, основывался на легкости и быстроте заготовки, а также хозяйственных качеств коры. Береста обладает отличными водоизолирующими, а луб липы гигроскопическими свойствами, что было чрезвычайно важным при хранении зерна в ямах.

Растения и грибы, используемые в традиционных занятиях удмуртов

В ходе исследований мы особое внимание уделяли данным, позволяющим выявить видовое разнообразие растений и грибов и роль, которую они играли в традиционных занятиях удмуртов - пчеловодстве, рыболовстве и охоте. На основе сравнения литературных источников и полученных материалов определялась степень сохранности знаний о применявшихся растениях.

Из всех древнейших промыслов охота стала занимать со временем в жизни удмуртов незначительное место из-за истощения ресурсов, причиной которых являлась вырубка лесов, поэтому знания об использовании растений при добыче животных в большей мере утеряны. Тем не менее, нами в результате исследований выявлена информация об использовании для изготовления и деодорации охотничьих инструментов 4 видов растений. По свидетельству респондентов (Шмелев Я.П, Юкаменский р-н.), луки изготавливались из ветвей можжевельника обыкновенного {Juniperus communis L.), древки стрел — из расщепленной древесины стволов березы повислой {Betula pendula Roth.) и б. пушистой (В. pubescens Erhrh.). Необходимо отметить, что луки не использовались при охоте уже в конце XIX в. и перешли в разряд детских игрушек, что отмечено большинством респондентов.

В целях деодорации для маскировки запаха человека до настоящего времени используются побеги пихты сибирской {Abies sibirica Ledeb) (Попов С.А., Вавожский р-н). Известно, что хвоя пихты характеризуется довольно высоким содержанием сложного эфирного масла - до 2,5-3 % (Ботанико-фармакогностический словарь, 1990), следовательно, использование пихтовых ветвей с указанной целью вполне целесообразно. Рыболовство, по сравнению с охотой, является занятием, требующим меньших затрат в плане времени, используемых материалов и финансов. Результаты наших исследований свидетельствуют, что данные обстоятельства обеспечили сохранность большинства описанных в литературных источниках способов ловли рыбы и использования при этом видов растений. Установлено использование удмуртским населением в рыболовстве 12 . древесных пород (табл. 1). Данные наших исследований о применении древесины осины (Populus tremula L.) и ели (Picea obovata, P.xfennica) для изготовления лодок полно стью совпадает с указаниями Г.Е. Верещагина (2000), применительно к нача ь лу XX века. Скрепление деталей дощатых лодок осуществлялось при помощи пробок, выточенных из прочной и устойчивости к сжатию при высыхании древесины лодок древесины можжевельника (Junipems communis) или клена (Acer platanoides) (Сентемов В.В, Якшур-Бодьинский р-н). До настоящего времени повсеместно сохранился также способ ловли рыбы при помощи морд - «мурдо». Морды сплетали из побегов различных видов ивы, древесина которых отличается гибкостью и достаточной прочно стью. Отмеченные свойства характерны для произрастающих вдоль водоемов и образующих мощные молодые побеги ивы остролистной (Salix acatifolia Willd.), трехтычинковой (S. triandra L.), пятитычинковой (S. pentandra L.) и корзиночной (S. viminalis L.). По сообщению В.В. Туганаева, в 60-е годы XX столетия в д. Кутоншур Якшур-Бодьинского района для изготовления морд использовали побеги ольхи (Almis incana(L.) Moench.). Молодые ветви ольхи считаются пригодными для плетения (Давидов, 1985), но очевидно, вследствие хрупкости побегов, ольха широкого применения не имела. Большим разнообразием отличается материал, из которого изготавливали удилища. Наиболее распространенным являлось использование побегов березы и выше указанных видов ивы. В центральных районах для изготовле- ния удилищ использовали побеги можжевельника обыкновенного и лещины обыкновенной (Кравцов И.Ю., Завьяловский р-н; Фомин Д.А., Малопургин-ский р-н). Использование можжевельника в отдельных местностях обусловлено близким расположением к населенным пунктам можжевеловых зарослей на ксеротермных склонах. Применение лещины ограничено пределами хвойно-широколиственных лесов, расположенных в южном и частично в центральном ботанико-географическом районах. Побеги елей используются во многих районах, но из-за меньшей по сравнению с другими породами гиб кости, довольно редко. По свидетельству респондентов (Малопургинский, Алнашский р-ны), до настоящего времени в качестве поплавков используется пробковый слой » коры сосны обыкновенной и тополя черного (Populus nigra). Пробка дейст вительно имеет хорошую плавучесть за счет того, что в процессе опробкове ния стенки клеток феллемы пропитываются непроницаемыми для воды субе-риноми и клетки после отмирания заполняются воздухом. Повсеместно распространен оригинальный способ привлечения рыб в период нереста в морды и к берегу при помощи побегов Abies sibirica, Pimis sylvestris и Salix spp., которые помещали в воду. Очевидно, описанный способ применения растений в качестве неспецифичных аттрактивных средств, был выявлен в результате наблюдений за развитием и поведением рыб. Вследст вие медленного прогревания воды в весенние месяцы, виды водорослей, « имеющие крупный таллом и высшие водные растения начинают вегетиро вать, но не образуют хорошо развитую вегетативную массу, поэтому рыба скапливается рядом с ветвями.

Использование древесных и травянистых видов растений и грибов в технических целях

Одной из решаемых нами задач являлось изучение особенностей ис-пользования удмуртами материалов растительного происхождения в строительстве жилых, хозяйственных и культовых построек, а также обустройстве усадьбы, жилища, изготовления бытовой утвари и рабочих инструментов и применения древесины в качестве топлива.

Исследования показали, что в строительстве жилых и хозяйственных построек удмурты использовали 6 видов древесных, 2 вида травянистых растений, зеленые и сфагновые мхи. Для установки ограды вокруг усадьбы ис » пользовали древесину 4 видов и побеги 2 видов древесных растений. Обобщенные данные об использовании растений в строительстве приведены в табл. 8. Основным строительным материалом повсеместно служила древесина основных лесообразующих пород УР - ели (Picea obovata, P. xfennica) и сосны (Pimis sylvestris). Выбор древесины указанных видов основывается, помимо доступности, на ряде хозяйственно-важных свойств: 1) средней (у ели) и высокой (у сосны) стойкости к гниению; 2) легкостью заготовки и обработки древесины (ель). Отмеченные свойства определили преобладание в использовании ело вой древесины для строительства жилых, хозяйственных и культовых по строек в большинстве исследованных районах. Немаловажным фактором, определяющим выбор древесных пород для строительных работ, являлась степень засмоленности древесины конкретных видов. Для изготовления матицы, дверных и оконных косяков, воротных столбов и фундамента жилых и хозяйственных построек, удмурты главным образом применяли древесину сосны обыкновенной, характеризующейся сильной степенью засмоленности, обеспечивающей высокую стойкость к гниению. Выпускником ГТПИ им. В. Короленко А.И. Сунцовым (2001) в северных районах республики был зафиксирован самобытный способ использования крупных сосновых пней (высотой 50-80 см) для установки фундамента дома. Специальную обработку пней смолой не производили, поскольку строителям было известно, что в нижней части ствола скапливается максимальное количество смолы. Четкого биологического обоснования неравномерного распределения смолы в различных зонах ствола в настоящее время не существует - многие вопросы транспорта органических веществ по стволу древесных растений решены на уровне гипотез. По предположению ряда исследователей (Крамер, Козловский, 1983), нисходящий транспорт органических веществ в корневую систему замедляется при наступлении сенилыюго этапа онтогенеза, что при водит к скоплению в припневой зоне ствола веществ вторичного происхож дения. Для изготовления кровельного и полового материала требовалась дре весина с небольшим содержанием смолы. В связи с этим повсеместно ис пользовали еловую древесину, засмоленность которой существенно ниже по сравнению с сосновой и древесину пихты, характеризующуюся полным от сутствием смолы. Народная характеристика стойкости древесины хвойных видов растений против грибковых поражений основана на наблюдениях за содержанием количества содержащейся смолы и полностью совпадает с научной класси-фикациеи, что может свидетельствовать о хорошем знании удмуртами свойств древесины местных пород. # Как было отмечено в табл. 8, при строительстве в качестве водоизоля ционного материала под оконные косяки и на фундамент помещали бересту (Betula pubescens) для предотвращения гниения бревен под ними. Благодаря биологической стойкости к гнилостным процессам, водонепроницаемости и эластичности, береста являлась единственным подходящим и дешевым материалом вплоть до середины XX в. В качестве теплоизоляционного материала применялись зеленые мхи и льняная пакля. По свидетельству респондентов, еще во второй половине XX в. местное население повсеместно предпочитало льняной пакле мох по причине его дешевизны и ряду хозяйственных свойств. Изучение собранных образцов показало, что основу мохового материала составляют плевроциум Шребера - Pleurozium schrcberi (Brid.) Mitt, и, в меньшей мере, политрих обыкновенный - Polytrichum commune Herw. - виды, характеризующиеся длинными стеблями (до 15-20 см) и образующие довольно крупные дерновинки, удобные для заготовки. Сфагновые мхи из-за хрупкости в сухом состоянии и чрезвычайно высокой гигроскопичности ис пользовали крайне редко. Мох обладает высокими теплоизоляционными свойствами и долговеч ностью. Отмеченные свойства мхов обусловлены содержанием в тканях ряда биохимических веществ и особым анатомо-морфологическим строением. Высокую стойкость мхов к гниению определяют содержащиеся в тканях фе нольные кислоты, флавоноиды и кумарины, обладающие антифунгалыюй и бактерицидной активностью (Бабешина, 1997). Благодаря разветвленности стеблей плевроциума, моховой материал имеет более рыхлую, по сравнению с льняной паклей, структуру даже в спрессованном состоянии, что, в конеч ном счете, способствует более равномерному заполнению пазов между брев нами. Данное обстоятельство обеспечивает также оптимальное соотношение между процессами сорбции и десорбции влаги не только изо мха, но и из « строения в целом. Известно, что при влажности древесины ниже 20 % грибы размножаться не могут (Уголев, 2001). Между тем, свойство пакли дольше удерживать влагу способствует излишнему увлажнению древесины, тем самым создает оптимальные условия для развития древоразрушающих грибов. Помимо вышеуказанного, мох (повсеместно), побеги Lycopodium clavatum Ь.(Увинский р-н) и соцветия Humulus lupulus Ь.(Малопургинский р-н) помещали на зиму между оконными рамами для впитывания стекающей со стекол воды, что было вполне обоснованным в связи с гигроскопичностью сухих побегов и соцветий. Колодцы в прошлом не были типичны для удмуртских населенных пунктов, поскольку наличие родников вблизи являлось одним из важнейших правил, которого строго придерживались при выборе места под новое поселение. В современных поселениях (Малопургинский, Увинский р-ны) колодцы присутствуют. По свидетельству респондентов, колодезные срубы изготавливают из дуба, ели и лиственницы, древесина которых мало изменяет вкус и запах воды. Использование древесины сосны (Pinus sylvestris) и пихты (Abies sibiricd) исключалось по причине сильной засмоленности первой и нестойкости к гниению второй.

Заготовка и способы приготовления лекарственных препаратов из растений и грибов

Рябина обыкновенная, черемуха обыкновенная и бузина красная составляли первую группу. Эти растения высаживались рядом с домами и выполняли утилитарные и защитные цели. Иррациональные, на первый взгляд, мотивы защиты при помощи рябины и черемухи от вредоносного воздействия нечистых сил и колдунов, базируются на ярко выраженных лекарственных свойствах и фитонцидной активности. Как показали исследования, вторую группу растений, на выращивание которых накладывалось ограничение, составляют: 1) виды, связанные в удмуртской мифологии с триадой главных божеств (Инмаром, Куазем и Кылдысином) - это береза (Betula pendula, В. ри- bescens), сосна (Pinus sylvestris) и ель (Picea obovata, P. abies (L.) Karst.). Считалось, что человека, который пересадит перечисленные деревья из их естественного места обитания, ожидают несчастья. Как показали исследования, наиболее ярко выражены верования, связанные с березой. Среди удмуртского и бесермянского населения стойко бытует предубеждение о том, что дерево в момент достижения ствола толщины человеческой шеи, может привести посадившего дерево человека к гибели. Береза оставляли рядом с домом лишь в случае естественного прорастания семени или в результате проведения одного из магических обрядов, при котором молодое растение высаживали специально. Береза считалась связующим звеном между мирами и в одинаковой степени ассоциировалась с Кылдысином - богом плодородия и с миром мертвых. Очевидно, березу наделяли сверхъестественными свойствами благодаря ряду биологических свойств, из которых основными являются высокая энергия роста и стойкость коры к гниению. Исключительное отношение удмуртов к хвойным породам могло возникнуть в связи долговечностью, способностью вырастать до крупных размеров и большой хозяйственной значимостью; виды, экологически связанные с берегами водоемов - ольха {Almis glutinosa, A. incana) и ивы (Salix spp.). Установлено, до настоящего времени у удмуртов сохранились воззрения о реке как о дороге, проводящей души умерших в иной мир и способности душ вселяться в растущие по берегам растения, главным образом, в ольху. Опрос респондентов показал, что основную роль в мифологизации ольхи сыграли наблюдения за сезонными изменениями в развитии растений и качественными характеристиками древесины. Произрастающие на территории Удмуртии виды ольхи относятся к наиболее длительно вегети-рующим породам. Вегетационный период ольхи серой и о. черной в среднем составляет 160 и более дней. Большая продолжительность вегетации ольхи вызвана избыточным поступлением азота в результате симбиоза с азотфиксирующими бактериями. Опадение листьев часто происходит без изменения окраски. Данное обстоятельство способствовало возникновению представлений о том, что благодаря человеческой душе ольха растёт быстро и долго остаётся зеленой. Более значимым в увязке ольхи с душами умерших людей являются свойства её древесины. Поверхность срубленной древесины ольхи в результате окисления на воздухе фенольных соединений быстро приобретает красноватый оттенок, ассоциировавшийся с кровью. Представления о реинкарнации послужили основой для использования ольховых ветвей в земледельческой магии удмуртов. Так, для стимуляции плодоношения молодых саженцев черемухи, рябины или яблони, в почву у основания стволов втыкали ольховый кол (Юкаменский р-н). Не исключено, что этот обычай возник на основе наблюдений за обильностью плодоношения дикорастущих ягодных растений, произрастающих в оль шанниках. Ольха является сильным эдификатором. Даже молодые древостой приводят к изменению экотопических условий, в результате создается особый температурный режим, а за счет богатого азотом и кальцием листового опада увеличивается богатство почвы и улучшает-ся ее структура (Дегтева, Ипатов, 1987). Создавшиеся условия являются оптимальными для развития таких мегатрофных видов, типичных для сероольшанников, как смородина черная и колосистая, малина обыкнрвенная; 3) виды, отличающиеся высокой требовательностью к определенным экологическим факторам - калина (Viburnum opulus L.) и тополь (Populus nigrum и др. виды). Калина обыкновенная является ярко выраженным мегатрофом и при посадке рядом с домами без должного ухода плодоносит слабо. Причина этого в прошлом не могла быть объяснена ра ционально и перешла в разряд суеверий. Отрицательная символика то поля возникла не ранее конца XIX - начала XX вв., при широком внедрении интродуцентов в озеленение населенных пунктов. При небольших размерах приусадебных участков, тополя в силу своих биоэкологических особенностей (быстрый рост, развитие мощной корневой сиетемы и кроны, высокая требовательность к почвенной влаге) ухудшали условия произрастания овощей. Помимо этого, крупные деревья могут представлять реальную угрозу жизни человека, так как из-за хрупкой древесины в сильной степени подвержены буреломам; 4) виды, имеющие колючие побеги, связывались с христианским сюжетом распятия и ассоциировались с материалом для изготовления тернового венца - можжевельник обыкновенный (Juniperus communis L.) и шиповник (Rosa spp.). Очевидно, что воззрения, связанные с этими видами, имеют наиболее позднее происхождение.

Таким образом, немаловажную роль в выборе древесных видов растений для посадки возле домов играло религиозное мировоззрение, а большинство мифических представлений о деревьях возникло на основе наблюдений за развитием растений.

В ходе исследований была выявлена информация об использовании удмуртами для приготовления ритуальных блюд плодов 4 издревле культивируемых травянистых видов растений - полбы двузернянки, пшеницы мягкой, проса обыкновенного и конопли посевной. В связи с определенными социально-экономическими факторами культивирование полбы прекратилось в середине, а конопли - в конце XX века. Просо на территории Удмуртии не выращивается с XIX века, но в настоящее время местным населением в ритуальных целях продолжает использоваться покупная крупа. Данное обстоятельство свидетельствует об устойчивости традиций использования древних злаковых и масличных культур.

Похожие диссертации на Эколого-биологический анализ и история использования ресурсных растений, а также грибов и лишайников Удмуртии