Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов Голубева Елена Павловна

Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов
<
Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Голубева Елена Павловна. Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов : Дис. ... канд. архитектуры : 18.00.02 Н. Новгород, 2006 195 с. РГБ ОД, 61:06-18/13

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Эволюция многофункциональных досугово-зрелищных сооружений в XX веке (отечественный и зарубежный опыт)

1.1. Экскурс в историю возникновения досуговых сооружений 12

1.2. Досугово-зрелищные учреждения 1920-х годов в России 15

1.3. Досугово-зрелищные учреждения 1930-1950-х годов в России 20

1.4. Досугово-зрелищные сооружения 1960-1980-х годов в нашей стране и за рубежом 23

1.5. Досугово-зрелищные комплексы в России (ЦПКиО, ВСХВ, ВДНХ) и за рубежом (ЭКСПО) 27

1.6. Современные многофункциональные рекреащюнно-досуговые комплексы (РДК) конца XX начала XXI вв.. в России и за рубежом 35

Выводы по главе 1 40

Глава 2. Принципы функционально-планировочной организации и архитектуры современных рекреационно-досуговых комплексов РДК в отечественной и зарубежной практике

2.1. Факторы, влияющие на формирование РДК. Размещение РДК 42

2.2. Классификация, типы и состав РДК. Принципы функционального зонирования РДК 46

2.3. Анализ планировочной структуры РДК. Роль искусственных и природных элементов в планировочной организации РДК 81

2.4. Анализ объемно-пространственной композиции РДК. Особенности формирования архитектуры зданий и сооружений,

входящих в состав РДК 91

Выводы по главе 2 120

Глава 3. Особенности формирования РДК в Средней полосе России и рекомендации по их проектированию

3.1. Теоретические модели РДК 124

3.2. Принципы формирования РДК в Средней полосе России 127

3.3. Рекомендации по проектированию РДК в Средней полосе России 130

Выводы по главе 3 149

Заключение 151

Общие выводы по диссертации 155

Библиографический список

Введение к работе

Современные рекреационно-досуговые комплексы (в диссертационном исследовании они будут сокращенно называться РДК) являются новым специфическим типом досугово-зрелищных сооружений для проведения общественного досуга, получившие широкое распространение в мировой градостроительной практике в конце XX века. Возникновение РДК связано с развитием индустрии туризма и развлечений. Массовое строительство развлекательных комплексов различного характера объясняется целым рядом их преимуществ перед традиционными формами монофункциональной организации культурного обслуживания: прежде всего созданием на специальных территориях в рекреационных зонах комплексов и ансамблей из зданий различного функционального назначения, аттракционов (в теплом и жарком климате) и крытых водно-развлекательных сооружений (в холодных климатических зонах). Они образуют благоприятную среду для различных видов культурной деятельности и их активного взаимодействия и отличаются многомерным комплексным воздействием на воспринимающую личность (посетителя-зрителя, слушателя, участника и т.д.).

Традиционная роль крупных развлекательных комплексов - в создании уникальной возможности выбора различных видов общения, познания, отдыха, развлечения, творчества, что становится необходимым условием социального разнообразия в настоящее время.

В отечественной практике на протяжении XX века сформировался ряд достаточно устойчивых моделей культурно-досугового центра (клуб, дом культуры, дворец культуры, культурный центр), ориентированных преимущественно на клубные и зрелищные функции. Однако, как показывают социологические исследования и изучение деятельности современных культурно-развлекательных центров, они не оправдывают реалии новой социальной жизни XXI века и потребности различных групп населения. Новые социально-экономические процессы в обществе вызывают к жизни и соответствующие виды сооружений. Настоящий период характеризуется возникновением полифункциональных сооружений различного назначения: делового, зрелищного, культурно-досугового, учебного, оздоровительного и т.д., причем общей отличительной их чертой является комплексность и универсальность.

В конце XX века активно развивается, совершенствуется и тип досуговых рекреационных комплексов различной тематики. Растет их многообразие, РДК популярны сегодня во всем мире и в России. На Западе и в новых экономических условиях в России они приобретают существенную коммерческую привлекательность.

Обобщение практического опыта проектирования и строительства таких культурно-досуговых комплексов в мире позволяет представить перспективы развития РДК как нового типа общественных комплексов. Некоторые аспекты их формирования уже затронуты в отечественных исследованиях, в частности, в разработках ВНИИТЭ, ВНИИТАГ, ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений, ЦНИИЭП градостроительства, МАрхИ. Они свидетельствуют о становлении нового подхода к организации культурных центров, признающих социокультурную функцию важнейшим структурообразующим и пространственно организующим фактором.

Недостаточная изученность проблемы типологической и архитектурно-пространственной организации РДК обусловили необходимость рассмотрения новых тенденций в методике их проектирования, функциональном зонировании, планировке и архитектурно-композиционном моделировании.

Появление нового поколения «оазисов массовой городской и внегородской культуры», отражающих стремление к уникальным пространственным решениям, ярким образным решениям, особому единству с природным и искусственным окружением, наконец, внедрение новых ритуалов и моделей поведения - все это весомые аргументы в пользу актуальности изучения архитектурно-композиционной основы этого процесса, расширения и углубления принципов организации современного досугового центра как типа.

В условиях постоянного развития города в социальном, экономическом, демографическом и территориальном аспектах возникают дополнительные потребности населения в возможности самореализации в различных сферах и областях жизнедеятельности.

Актуальность исследования. Создание благоприятной среды для отдыха и развлечения человека и общества традиционно для архитектурной практики проектирования и строительства учреждений культуры. В начале XXI века отмечается дальнейшее стремление к гуманизации и эстетизации среды, ее духовной и эмоциональной насыщенности, приходит осознание необходимости расширения и кардинального пересмотра сети досугово-зрелищных зданий и комплексов в новых социально-экономических условиях.

Тенденция к преобразованию существующих типов досуговых учреждений в нашей стране стала очевидной в последние годы в связи с изменением потребностей населения и требований увеличения диапазона досуговых (развлекательно-познавательных) услуг путем их расширения и трансформации. В настоящее время в России наблюдается процесс формирования нового типа досуговых учреждений - рекреационно-досуговых комплексов (РДК). Этот новый прогрессивный тип многофункциональных комплексов - своего рода «панацея» в решении многих городских проблем. Развитие всех форм туризма также способствует возникновению РДК. Строительство крупных современных рекреационных досуговых комплексов развлекательного характера является неотъемлемым компонентом формирования среды любого современного города, где максимум внимания обращено на культурный отдых, развитие, просвещение, здоровый образ жизни, сближение человека с окружающей природой.

Знакомство с опытом проектирования и строительства рекреационно-досуговых центров в зарубежных странах, и первыми шагами в этом направлении в нашей стране, позволяет подойти к проблеме расширения сети подобных комплексов во всех крупных городах России, в том числе и в Нижнем Новгороде, третьем по величине городе Европейской части России.

РДК являются новыми центрами культурного досуга и получения различных знаний во многих областях человеческой деятельности. Идеи создания подобных развлекательных комплексов в последние годы начинают реализовываться в России в курортных городах Черноморского побережья, в столичных городах: Москве, Санкт-Петербурге, а также ряде городов: Ижевске, Самаре и др. Существует ряд и пока нереализованных проектов по строительству первых РДК на территории Средней полосы России. Сегодня количество РДК в России весьма незначительно по сравнению со странами Запада, и они носят единичный и штучный характер. В связи с этим возникает необходимость теоретической разработки вопросов, связанных с их проектированием и строительством, выявлением их специфики, обусловленной суровыми климатическими условиями, в частности, для Средней полосы России. Для этого требуется теоретическое обобщение отечественного и зарубежного опыта, разработка методических рекомендаций для проектировщиков, которые в настоящее время отсутствуют. Авторы проектов будущих РДК должны учитывать и четко представлять их архитектурно-композиционные особенности, структуру, функции, размеры площадей, пропускную способность, рентабельность, срок окупаемости проектов и т.д.

РДК — новый тип культурно-досуговых комплексов, возникший в конце XX века, который создает качественные изменения в этой области, что выражается, прежде всего, в пересмотре их программы и состава.

Объект исследования — рекреационно-досуговые комплексы (РДК).

Предмет исследования — принципы функционально-планировочной, объемно-пространственной и архитектурно-образной структуры рекреационно-досуговых комплексов.

Цель настоящего исследования состоит в выявлении научно обоснованных принципов формирования архитектуры современных рекреационно-досуговых комплексов, исходя из существующей отечественной и зарубежной практики проектирования и строительства подобных сооружений.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие основные задачи:

— проследить эволюцию формирования типов многофункциональных досугово-зрелищных учреждений, сооружений и их комплексов на протяжении XX века, повлиявших на возникновение современных РДК;

— провести анализ отечественного и зарубежного опыта строительства и проектирования современных РДК; на основе обобщения опыта выявить особенности РДК и составить их классификацию;

— сформулировать основные принципы проектирования РДК в результате анализа их функционально-планировочной структуры и архитектурно-пространственной композиции;

— определить номенклатуру помещений (или зданий и сооружений), входящих в состав РДК и дать рекомендации по формированию РДК в Средней полосе России.

Границы исследования. Географические границы охватывают страны Европы, Америки, Японию и Россию (обзор мирового опыта). Хронологические границы исследования: конец XX - начало XXI века.

Теоретическая база исследования. Проблемам создания многофункциональных культурно-зрелищных комплексов в нашей стране на разных исторических этапах уделяют внимание ряд российских ученых: А.В. Анисимов, А.Л. Гельфонд, Г.Ф. Горшкова, И.В. Дианова-Клокова, Б.С. Мезенцев, Д.А. Метаньев, Е.К. Милашевская, Н.Е. Прянишников, В.Э.

Хазанова и др. Вопросам расположения досуговых комплексов в структуре городов посвящены работы: Н.И. Жемчужниковой, И. Коробышой, А.В. Лебедева, В.З. Черняка и др. Вопросам ландшафтного аспекта при проектировании досуговых рекреационных комплексов — труды: И.Н. Барсовой, В.А. Нефедова, З.А. Николаевской, С.С. Ожегова, В.И. Горохова, О.В. Петровской, М.В. Посохина, В.П. Шильниковской, Б.О. Юртина и др. К анализу архитектурно-художественной структуры зрелищных комплексов обращались: В.Е. Быков, В.М. Виноградов, Ю.П. Гнедовский, Н.Н. Ерофеева, Ю.Д. Хрипунов, А.И.Урбах и др. Вопросы формирования архитектурно-планировочных структур зданий многофункционального назначения изучали: Я. Вуек, И.А. Кошева, Д. Либескинд, Д.А. Метаньев, А. В. Морозова, А.А. Светляков, Ю. А. Светляков и др.

В работах ученых рассматривается главным образом опыт проектирования конкретных объектов. Однако специальные исследования, посвященные складывающемуся в последнее время новому типу многофункционального рекреационно-досугового комплекса, практически отсутствуют, что делает данное диссертационное исследование особенно актуальным.

Методика исследования базируется на комплексном и системном подходах, которые включают:

— анализ исторического и современного отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации РДК;

— натурные обследования и фотофиксацию зарубежных и отечественных РДК с последующим составлением графоаналитических схем, таблиц;

— теоретическое моделирование и составление типологических схем РДК;

— проведение социологического опроса методом анкетирования;

— изучение и многоаспектный анализ функционально-планировочных, объемно-пространственных, композиционных параметров для выявления основных принципов и разработки рекомендаций по проектированию РДК в Средней полосе России.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые на основе обобщения мирового опыта проектирования и строительства РДК выявлены основные научно-обоснованные принципы их формирования: градостроительные, функциональные, планировочные, объемно пространственные, конструктивные, стилистические; составлена классификация РДК по разным параметрам и выявлен их состав; установлены особенности РДК; разработаны методические рекомендации по номенклатуре функциональных блоков, входящих в состав комплексов для Средней полосы России; разработана функционально-планировочная модель РДК.

На защиту выносятся следующие положения:

— научно-обоснованные принципы формирования архитектуры РДК;

— рекомендации по проектированию РДК в Средней полосе России. Практическое значение данного исследования. Результатами настоящего исследования являются научно обоснованные рекомендации по проектированию в нашей стране рекреационно-досуговых комплексов в рекреационных зонах крупных городов и их пригородных зонах.

В дальнейшем результаты исследования и методические рекомендации могут быть использованы при разработке нормативных документов для проектирования РДК. Практическое значение заключается и в возможности использования материалов исследования для составления программ-заданий на проектирование РДК. Применение результатов настоящего исследования в практике проектирования позволит комплексно и системно с объективных позиций подойти к формированию архитектуры РДК.

Апробация и внедрение результатов работы. Работа над данной темой была начата автором при разработке дипломного проекта на тему: «Рекреационный выставочно-досуговый комплекс на территории Борской поймы в Нижнем Новгороде». Проект был отмечен дипломом 1 степени МООСАО на международном смотре-конкурсе лучших дипломных проектов (г. Ростов-на-Дону, 2001 г.).

Основные положения и результаты проведенного исследования вошли в методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных проектов на тему «Развлекательно-досуговый комплекс» для студентов ННГАСУ специальности 29.01. «Архитектура».

Материалы исследования использованы в проектной практике творческих мастерских: ТМА Чакрыгина, НЛП «Архитектоника» в Н.Новгороде.

На тему исследования опубликовано 10 статей: в сборниках аспирантов ННГАСУ (2002, 2003, 2004 г.г.), в сборнике РААСН (Самара, 2005 г.), в сборнике научно-технической конференции молодых ученых, докторантов и аспирантов ННГАСУ (2003 г.), в журнале «Нижегородский проект» (2003,2004 г.г.). Основные положения работы освещены в докладах на научно-практических конференциях, внедрены в дипломное проектирование при консультации дипломного проекта «Рекреационно-досуговый комплекс для детей на пл. Маслякова в Нижнем Новгороде», 2005 г. на кафедре архитектурного проектирования ННГАСУ. Результаты диссертации были доложены на кафедре архитектурного проектирования ННГАСУ.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из двух томов. Первый том содержит 158 страниц машинописного текста. Второй том иллюстративный - 36 графоаналитических таблиц (с иллюстрациями в виде фотографий, планов, чертежей, таблиц, схем). Текстовая часть включает: введение, три главы, заключение, общие выводы и библиографический список.

Досугово-зрелищные учреждения 1920-х годов в России

К этому времени пространство клуба обретает все большее разнообразие. Идет процесс идеологизации клубов, которые рассматриваются как центры пропаганды идей социализма. Этот этап характерен поиском единых программ и организованных форм клубов, которые стали называться Дворцами.. культуры, упорядочением их структуры, расширением их функций [33,37,35].

С начала 1930-х годов типология и архитектура зданий досугового профиля начали развиваться по пути создания комплексной универсальной и многофункциональной среды. Создаются новые типы сооружений - Дворцы культуры рабочей молодежи, Дома социокультуры, Дворцы труда. Клуб приобретает направление единого художественного кружка (ЕХК) [45,87,91]. Характерными объектами строительства этих лет являются Дворец культуры им. Горбунова в Филях (арх. Я.Корнфельд), Дворец культуры ЗИЛ в Москве (арх. братья Веснины) [37,40,42].

Для начала 1930-х годов оставалось характерным появление крупных проектов и построек культурно-зрелищного назначения. Возникли новые типы массовых театров (например в Ростове-на-Дону, арх. В.А. Щуко, В.Г.Гельфрейх, 1932-1935 г.г.). В это же время осуществляется строительство Международного Красного Стадиона в Москве для организации массовых зрелищ. На открытом воздухе 10-15 тысяч зрителей участвуют в массовых действиях: игры, шествия, народные празднества, все это и есть «Клубный театр». В этом проекте пространство для спорта, музыки, живописи и клуба являются равноценными [36, 37].

В функционально-планировочном решении досугового учреждения этого периода является обязательным наличие помещений с кинофункцией: кинозал, киноаппаратная, кинобудка, комнаты кинокружков, киностудии, кинолаборатории.

В этот период наряду с крупными Дворцами культуры строятся и клубы, которые, по-прежнему, остаются как встроенными в жилые здания, дома-коммуны (((клубы - столовые», «красные уголки», «помещения отдыха»), так и отдельно стоящими [35]. Происходит выявление в объеме пространства (главного и второстепенного), «личного» (кружки) и «общественного». Теперь клуб — это место политического образования, дополнительного профессионального обучения, «разумный отдых», развлечение. В 1930-е годы клуб - это коллективный, образцовый дом. Главными функциями клубов этого периода становятся: зрелищная, спортивная и клубная (табл.1) [82].

Во Дворцах культуры была увеличена номенклатура помещений, по сравнению с клубами, выявились просветительские функции - библиотеки, выставочные залы. Расширились и клубные функции с ориентацией на труд и творчество, появляются кружковые помещения в виде мастерских и лабораторий. Зал все более приобретает многофункциональное назначение. Это и зал собраний, и кинозал, и концертный зал, и зал театральный - это один универсальный зал. На этой стадии развития клубов отмечается переход от отдельного здания, от компактной композиции в объемах к развитым в пространстве. Клуб 1930-х годов становится частью социально-пространственной структуры города. В архитектуре клуба выявлен принцип секционности, отмечается парадность лестниц, торжественные масштабы. [82,40]

В нашей стране идею создания развитых досуговых центров многоцелевого назначения впервые выдвинул архитектор-новатор И. Леонидов, разработавший идею пространственного комплекса на территории целого района. В конкурсном проекте И. Леонидова — «Дворец культуры Пролетарского района Москвы» (1930 г.) впервые была предложена культурная организация в масштабе района — «место массовой культработы и отдыха». Композиция плана в форме вытянутого прямоугольника разделена на квадратные участки — секторы. В каждом секторе своя композиция и главное здание. Дворец культуры решен как культурно-общественный и спортивно-парковый комплекс, как некий зеленый оазис, занимающий обширную территорию, разделенную на секторы: научно-исследовательский, массовых действий, физкультурный, демонстрационный. В этом проекте продемонстрирован новый подход к созданию клуба. Он был ориентирован на будущее, его можно считать предвозвестником современных РДК. Это был проект досугового комплекса, где используются все достижения технической мысли: кино, телевидение, осуществляется связь между природой большой территории и размещенных на ней ряда сооружений, составляющих культурный центр. Идея И. Леонидова оказалась практически востребованной только в 1990-е годы в рекреационно - досуговых комплексах, как зарубежных, так и отечественных [85,86].

И. Леонидов предлагал создать крупные клубные комплексы, состоящие из отдельных, пространственно связанных между собой зданий как специального, так и универсального назначения. Клуб «нового социального ттта» (вместимостью 2500 чел.) включал в свой состав: зимний сад научного типа (2500 м2), универсальный зал (700 м2), библиотеку (200 м2), демонстрационное поле (авиация, планерное состязание), спортзал (400 м2), лаборатории (по 100 м2), детский павильон, парк [86] (табл.1).

В конце 1930-х годов в стилистическом плане Дворцы культуры решаются в духе освоения классического наследия.

Досугово-зрелищные сооружения 1960-1980-х годов в нашей стране и за рубежом

Параллельно с развитием отдельных досуговых зданий появились и досуговые комплексы, к которым можно отнести выставочные комплексы, представляющие развитое градостроительное образование. Так в довоенный период в СССР организовывались сельскохозяйственные промышленные выставки. Основная цель таких выставок — показать основные достижения в области восстановления, укрепления и развития сельского хозяйства, промышленности, преобразования деревень.

Первая Всероссийская сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) открылась в 1923 г. в Москве на территории, занимаемой в настоящее время Центральным парком культуры и отдыха им. МХорького. Это был первый самый большой архитектурный ансамбль послереволюционного времени. Авторами сооружений которого выступили арх.: П. Голосов, И. Жолтовский, В. Кокорин, К. Мельников и др. Композиционно-планировочное решение ВСХВ 1923 г. было характерно гармоничным вписыванием архитектуры павильонов в окружающий ландшафт (берег реки Москвы). Все выставочные павильоны носили временный характер и были из дерева [38] (табл.2).

Следующая ВСХВ 1939 года была представлена выразительным архитектурным ансамблем с главной демонстрационной, выставочной функцией. На территории выставки было представлено 52 павильона [38].

В 1954 г. в Москве на базе реконструкции довоенной ВСХВ открылась новая послевоенная выставка. Выставочный ансамбль демонстрировал успехи сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, рост индустрии стран [38].

В 1957 году на той же территории параллельно с ВСХВ начался процесс совершенствования промышленных экспозиций, который получил дальнейшее развитие на Выставке достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ) [38].

Организацией ВСХВ и ВДНХ была достигнута задача комплексного архитектурно-тематического решения выставки как единого целого. Найдено эстетическое единство, при котором многогранная выставка смотрелась целостным художественным ансамблем, выполненным в единой стилистике: сочетание классики с национальными традициями народов союзных республик.

Итак, параллельно с единичными зданиями Дворцами культуры, комплексами ВСХВ, ВДНХ в 1930-1940 годах в нашей стране формируются многочисленные Центральные Парки культуры и отдыха (ЦПКиО), задачей которых было не только предоставление разнообразного организованного времяпрепровождения, а также проведение воспитательной и информационно-агитационной работы. ЦПКиО были лишены какой либо определенной тематической направленности. По расположению в застройке они подразделялись на общегородские, районные, поселковые [48, 138]. Общегородские ЦПКиО занимали ведущее место в планировочной структуре города и были представлены большими зелеными массивами (несколько сот га). Они функционировали круглый год и имели самостоятельную планировочную композицию с доминированием паркового пейзажа. В планировочную композицию парка включены большие открытые партеры с цветниками и газонами, зеленые массивы деревьев, широкие аллеи, здания культурно-зрелищного назначения: летние кинотеатры и театры, парковые сооружения, водоемы различного использования. Убедительным примером служит планировка центральной части территории ЦПКиО им. Горького в Москве: грандиозный партер, объединяющий сооружения и устройства массового пользования, широкие распределительные и прогулочные аллеи. Регулярная массовая часть парка дополнялась небольшими уголками тихого отдыха с естественным пейзажем, а также был присоединен массив Нескучного сада [138] (табл.2).

Территория ЦПКиО разделялась на секторы (зоны), расположенные среди зеленых насаждений [138,48,64,77] (табл.2,3): 1. Культурно-массовый сектор (летний кинотеатр, зеленый театр, площадки для танцев и аттракционов) (28%). 2. Спортивный сектор (спортивные площадки, стадион) (22%). 3. Детский сектор (площадки для игр) (8%). 4. Сектор тихого отдыха и прогулок (беседки, павильоны) (34%). 5. Административно-хозяйственный сектор (8%).

В композицию парка включалась водная поверхность водоемов. Примеры ЦПКиО, в которых парковые территории примыкают к большим рекам и водоемам, находятся в Сталинграде, Одессе, Мариуполе, Калинине, Горьком. Обводнение парков, включение в их планировку водных зеркал для определенных видов отдыха (водный спорт, катанье на лодках) было очень популярным [138]. На парковых территориях наряду с малыми архитектурными формами, располагались крупные здания и сооружения. Например, зеленые театры на несколько тысяч человек (зеленый театр в ЦПКиО в Москве рассчитан на 20 000 чел.), стадионы, кинотеатральные и выставочные закрытые залы, рестораны и многие другие сооружения вплоть до аттракционов массового пользования (американские горки и др.), но при этом большинство парковых сооружений носили «временный» сезонный характер.

Анализ планировочной структуры РДК. Роль искусственных и природных элементов в планировочной организации РДК

Планировочная структура открытого типа РДК определяется не только схемой функционального зонирования, но и схемой транспорта и пешеходных связей [4]. В РДК все функциональные зоны соединены связями - «маршрутами», которые подчинены определенному сценарию. В ряде случаев внутренний транспорт осуществляет непосредственно ограниченное передвижение, охватывая одну или две зоны, а в других обзорную, круговую экскурсию по всей территории комплекса.

При планировке открытых РДК обычно тщательно организовывают сети прогулочных дорог. Для этой цели выделяется в проектируемом ландшафтном массиве кольцевой, живописный оздоровительно-прогулочный маршрут, который проходит либо через все зоны, либо через некоторые, вдоль наиболее значимых зданий или сооружений и привлекательных архитектурных пейзажей. Обзорная, живописная дорога вместе с основными объемно-пространственными элементами композиции способствует объединению в ансамбль всего многообразия планировочных и функциональных зон. При входной группе в комплекс всегда организуется площадь, либо парадный бульвар, аллея, основное назначение которых - распределить потоки посетителей по зонам и в то же время дать зрительное восприятие направлений, размеров и мест размещения основных объектов. Так планировочное построение РДК прослеживается в «Диснейлендах» (Франция, Япония, США), «Европа парке» (Германия) с главного бульвара.

Всевозможные виды дорожек и площадок являются каркасом основной планировочной структуры РДК. Дорожки служат для прогулок, на площадках посетители отдыхают, проводятся театральные представления.

Виды дорог в РДК подразделяются: 1. главные дороги - пешеходные бульвары, по которым распределяются основные потоки посетителей. Их ширина может составлять 15-20 м. и более. («Главная улица» в Диснейленде Парижа, «Немецкий бульвар» в Европа парке Германии); 2. второстепенные, предназначенные для более равномерного распределения посетителей. Их ширина 4,5-15 м. Такие пути соединяют функциональные зоны между собой, по ним проходят массовые парады и шоу («Мирабиландия» Италия); 3. дополнительные дорожки шириной 2,5-5 м. служат для подхода к остановочным площадкам экскурсионного транспорта, либо направлены к аттракционам; 4. тропы для одиночного движения посетителей имеют ширину 1,0-2,0 м.. В основном это живописные прогулочные дорожки; 5. хозяйственные дороги (3,5 м), для пожарных, поливных, уборочных машин, по которым осуществляются транспортные движения с целью подвоза материала, продуктов питания, оборудования для ремонта насаждений или сооружений. Эти дороги всегда скрыты от глаз посетителей. Они организуются либо под землей («Мир Диснея» США), либо проходят по буферной зоне РДК, под крупными аттракционами («Мирабиландия» Италия). Эти дороги не пересекаются с экскурсионными.

Большое значение в планировочной структуре РДК имеют внешние и внутренние транспортные связи. На территории открытого РДК в большинстве случаев сосредоточенны различные виды внутреннего транспорта, которые разделены по маршрутам и двигаются с небольшой скоростью (15-40 км/час), на разных уровнях, с целью детального осмотра комплекса. Остановки транспорта на территории РДК размещаются в радиусе минимальной пешеходной доступности не более 100 м. Особенности расположения мини-транспорта в РДК в максимальной изоляции от прямого попадания детей на пути его движения » (поднимают его в виде монорельса, фуникулера). Он имеет сознательно уменьшенные размеры, по сравнению с городским.

К различным видам внутреннего транспорта относятся (табл.20): сухопутные: мини-поезд («Фьябиландия» в Италия), карета с упряжкой лошадей («Диснейленд» во Франции), электромобили; воздушные: монорельс («Италия в миниатюре» в Италии, «Европа парк» в Германии), фуникулер; водные: теплоход («Фьябиландия» в Италии), джонка, катамаран, шхуна, каньон («Порт Авентура» в Испании), лодки, рафтинг, байдарки.

Основные аллеи, дороги РДК отвечают главным, наиболее массовым направлениям потоков передвижения людей, ведущих к определенным центрам и доминантам. Сеть улиц РДК выполняется в органической связи с зонированием территории комплекса, которое определяет размещение площадей, мостов, мини железной дороги, туннелей, монорельсовой дороги и т.д.

В крупнейших и крупных городах при проектировании РДК открытого типа \ активно используются подземное пространство для размещения в нем сооружений транспорта, коммунально-бытового обслуживания, отдельных зрелищных и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных и коммунально-складских помещений, административных, систем инженерного оборудования («Мир Диснея» США) [34].

Площади РДК являются основными композиционными узлами планировочного каркаса РДК. Площади автором классифицируются: главные площади всего комплекса, где проходят праздничные торжества; площади перед крупными общественными зданиями и сооружениями; торговые площади (туристические базары); транспортные площади (остановки); фестивальные площади для представлений на открытом воздухе, игр и гуляний; мини-площади на пересечении пешеходных путей.

Принципы формирования РДК в Средней полосе России

Выявленные автором принципы формирования современного РДК позволяют полностью применить их при проектировании РДК в России согласно выбранной теоретической модели («закрытая», «открытая» или «комбинированная»). Каждая модель имеет свои особенности формирования, в результате чего некоторые общепринятые принципы могут быть лишь только частично характерны для какой-то модели, могут трансформироваться или вообще отсутствовать.

По таблице «Принципы формирования РДК в России трех теоретических моделей» (табл.29) выделены общие (для всех типов РДК) и специфические принципы (для конкретных типов РДК).

К общим принципам относятся: «тематический» принцип (наличие тематики, определяющей архитектурное формирование комплекса); принцип многослойной информативности (архитектурный образ адресован к различным категориям населения и в нем заложено «двойное» кодирование); принцип «сценарности» (при восприятии существует смена срежиссированных «картин» - архитектурных пейзажей); принцип «оазиса» (самостоятельное архитектурное образование, контрастирующее с окружением); принцип «мини-города» (отражает наличие коммуникационного каркаса и архитектурно-ландшафтной ткани); принцип агломерирования (наличие тенденции к срастанию нескольких самостоятельно развивающихся зон в единое целое); принцип перетекающего пространства; принцип «синтетичности» организма (взаимодействие архитектуры, дизайна и ландшафта); принцип использования архитектурных символов и метафор (использование эстетических знаков и перенесения значений художественных образов в архитектурную форму, узнаваемую в массовом восприятии); принцип «познание через развлечения»; принцип аттрактивности (максимальное притяжение к архитектурному комплексу).

Специфические принципы также характеризуются согласно теоретическим моделям. К специфическим принципам для каждого из трех типов РДК относятся: принцип вертикального зонирования (для РДК закрытого типа); принцип горизонтального зонирования (для РДК открытого типа); принцип горизонтального и вертикального зонирования (для РДК смешанного типа). Также выявлены следующие специфические принципы: полистилизма -множественности стилистических направлений (для РДК открытого типа); принцип «растущего организма» (для РДК открытого типа); принцип гибкой и трансформируемой структуры (для РДК закрытого типа); принцип изменчивости образа во времени и пространстве (для РДК открытого и смешанного типов).

Рассмотрим наличие некоторых общих и специфических принципов на конкретном примере - ВРК «Трансвааль парк» в Ясенево Московской области.

1. Принцип вертикального зонирования: первый уровень — открытая стоянка, входная группа; второй уровень - салон красоты; третий уровень -водный комплекс с аттракционами; четвертый уровень - ресторан с ночным клубом.

2. Принцип тематический: тематика — приключенческая (по путешествиям Индиана Джонса и Леопольда Блума).

3. Принцип «синтетичности» организма - природа, «заключенная» в искусственный объем (замкнутое пространство - в единый крытый комплекс), является связующим элементом с искусственной природой (различные функционально-планировочные зоны). При создании искусственной акватории, пляжных зон архитекторы использовали экзотические пальмы, каменные глыбы, песчаное покрытие.

4. График движения внутри организованного пространства осуществляется по принципу сценария: под действием тематического приключенческого сюжета посетители с помощью различных водных аттракционов преодолевают препятствия, которые сопровождаются театрализованным зрелищем.

5. Принцип «мини-города»: планировочная структура следует схеме аналогично каркасу города (улицы, площади) — коридоры, лестнично-лифтовые холлы, театрализованные и торговые площадки.

6. Принцип перетекающего пространства: все функциональные зоны расположены по уровням, которые плавно переходят из одной в другую, над главным композиционным ядром в виде атриума.

7. Принцип использования архитектурных символов и метафор: архитектура внутренней части комплекса впрямую подражает природе. Например, спиральная лестница может напоминать воронку, которая увлекает посетителей на нижний уровень — в зону воды и водных аттракционов. Некоторые аттракционы имитируют морские волны, горные реки и водопады. Пиратский корабль ассоциируется с пастью «Пещеры дракона». Ирландский ресторан, посвященный дублинской одиссее Леопольда Блума оформлен в виде стеклянной крыши, которая заполнена осколками бутылочного стекла [95].

8. Принцип «атграктивности» - выявлен в яркой образной выразительности всего комплекса. Архитектурный образ ВРК напоминает перевернутую «ракушку» со стеклянными стенами по которым струится вода. Такой прием вызывает повышенный интерес у посетителей.

Похожие диссертации на Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов