Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Медиа-объекты в информационном поле .
1.1 Информационный обмен как форма развития социальных коммуникаций. 11
1.2 Научные и технические предпосылки зарождения информационного общества . 17
1.3 Медиа-объекты на различных фазах информационного обмена. 24
1.4 Медиа-объекты электронной фазы информационного обмена . 33
Выводы. 43
Глава 2. Функционально-планировочная организация медиа-центров.
2.1. Основные типы медиа-центров. 44
2.2. Функциональные структуры медиа-центров . 54
2.3. Объемно-планировочные решения медиа-центров. 60
Выводы. 75
Глава 3. Размещение и архитектурно-образное решение медиа-центров .
3.1. Размещение медиа-центров в структуре городской застройки. 77
3.2. Архитектурно-образное решение медиа-центров . 86
Выводы. 100
Заключение. 102
Выводы и предложения. 112
Литература 114
- Научные и технические предпосылки зарождения информационного общества
- Медиа-объекты электронной фазы информационного обмена
- Функциональные структуры медиа-центров
- Архитектурно-образное решение медиа-центров
Введение к работе
Рубеж третьего тысячелетия отмечен феноменом внедрения медийного (информационного) фактора во все области жизнедеятельности человека. Информационная среда стала одной из сред обитания человека. Современный человек постоянно находится в процессе информационного обмена, т.е. производит, получает, накапливает и передаёт информацию. При этом резко изменилось социальное значение информации. Информационный обмен стал не только необходимым условием развития общества, но и основным фактором, его обеспечивающим.
Информация стала не менее, а даже более важным фактором социального развития, чем вещество, энергия и другие ресурсы. Овладение нарастающими массивами и потоками информации при помощи новых специализированных технологий превратилось в конце XX века в широкомасштабный проект информатизации общества. Информатизация призвана стать основанием для масштабной трансформации жизни человека. Информационное общество призвано обеспечить социальные гарантии получения информации каждым членом общества, находящимся в любом месте и в любое время.
Основным признаком, свидетельствующим о начале информационного века, стало быстрое сокращение времени, необходимого для удвоения объёма накопленных знаний. Ещё одним немаловажным признаком, указывающим на грядущие изменения, считается превышение материальных затрат на хранение, переработку и передачу информации, аналогичных расходов на энергетику.
Методики перехода к информационному обществу в различных странах включают в себя:
-анализ истоков и причин развития информатизации;
-исследование сущности, политического, социально-экономического и культурного значения информатизации; -разработку стратегии перехода к информационному обществу.
Базовым межгосударственным документом в данной области является Окинавская Хартия глобального информационного общества, опубликованная 22 июля 2000 года. В ней заложены перспективы сотрудничества в сфере информационных технологий в целях эффективного развития информационного общества. Одними из приоритетных направлений, обозначенных хартией, являются разработка инновационных подходов в целях расширения технической помощи и создание сети государственных учреждений, способствующих информатизации населения [2.7.].
В Российской Федерации в последние годы все больше возрастает интерес к формированию инфраструктуры информационного пространства. Под понятием информационной инфраструктуры подразумевается совокупность информационных ресурсов и программно-аппаратных средств вычислительной и телекоммуникационной техники, информационных технологий и телекоммуникационных сетей. В сфере информатизации принят целый ряд нормативно-правовых документов, среди которых: Федеральные законы №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (от 20 февраля 1995 года, с изм. от 10 января 2003 г.), №85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (от 4 июля 1996 года, с изм. 30 июня 2003 года), Указ Президента РФ «О государственной политике по развитию и использованию сети Интернет в РФ», а также Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002-2010 годы».
Вышеперечисленные документы являются предпосылками для развития на территории России сети учреждений различного назначения,
отвечающих основным направлениям государственной политики в сфере информатизации, среди которых:
-создание условий для качественного и эффективного
информационного обеспечения граждан; -создание и развитие федеральной и региональной информационных систем и сетей, обеспечение их взаимодействия в информационном пространстве РФ; -формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий [2.4.]. При решении задач по обеспечению эффективного функционирования информационных систем и сетей, формирующих информационную среду, неизбежно возникает необходимость создания архитектурных объектов, им отвечающих. В этой ситуации особую актуальность приобретают исследования в области архитектурного формирования объектов, обеспечивающих информатизацию общества и адаптацию человека в информационной среде.
Отдельные объекты информационной среды существовали уже на ранних этапах развития человеческого общества. Этот тип архитектурных объектов, названных в настоящей работе «медиа-объектами», эволюционировал параллельно с развитием информационной среды, пройдя путь от зданий архивов Древнего мира до медиатек XXI века.
Медиа-объектами, наиболее близкими по своей социальной роли к заявленной теме, являются публичные библиотеки и музейно-выставочные комплексы. Различные аспекты их проектирования и строительства рассмотрены в работах отечественных и зарубежных исследователей. Так, исторический аспект проектирования библиотек широко рассмотрен в работах Б.Ф. Володина [1.7.] и У. Наумана [3.16.]. Развитию типологии
библиотечных зданий посвящены работы Ф.И. Пащенко [1.23, 1.6.], Д. Гаврецкого [1.6., 1.8.], А. Томсона [3.27.] и Н. Певзнера [3.19.]. Функциональным структурам медиа-объектов посвящены исследования А.Р. Зимоненко [1.11.] и В.В. Панова [1.22.], работы Ю.Н. Столярова [1.29.], О. Джорди [3.12.], А. Берри [3.33.], В.И. Ревякина [ «Музеи мира: архитектура», Москва, 1993]. Также значимыми для исследования являются теоретические концепции в области медиа-архитектуры японского архитектора Т. Ито [3.24.,3.3.].
В отечественной практике проектирования и строительства медиа-объектов накопленный опыт систематизирован в следующих нормативных документах:
-Модельный стандарт деятельности Публичной библиотеки, выработанный специалистами Российской национальной библиотеки [1.15]; -Инструкция по проектированию библиотек (СН 548.82) [2.1]; -Московские городские строительные нормы - «Культурно-зрелищные учреждения» (МГСН 4.17-98) [2.2.]. Вопросы, затрагивающие размещение медиа-объектов в отечественной практике, рассмотрены на примере массовых библиотек в работе Ю.П. Обросова [1.33.,1.21.]. Перспективы применения медийного принципа организации городской среды оценены в теоретических работах японского архитектора К. Курокавы [4.14]. Принципы влияния информационной среды на архитектуру рассмотрены в исследовании Р. Курала [3.15.]. В настоящей работе использованы также материалы технического задания на проектирование медиатеки в Алабаме, составленного архитектором И. Кальвино на основе мировой практики проектирования медиа-центров [4.4].
Объектом исследования является новый тип медиа-объектов - «медиа-центр», возникший в конце XX - начале XXI веков на этапе перехода от
индустриального общества к информационному. Медиа-центр - это многофункциональный общественный комплекс, совмещающий в себе технологические функции медиа-объекта и социальные функции общественного здания. Главным назначением медиа-центра является осуществление взаимодействия информационных технологий и человека, адаптация человека в информационной среде.
Впервые подобные архитектурные объекты появились в индустриально развитых странах - США, Японии, государствах Западной Европы. Практика проектирования и строительства медиа-центров в этих странах отличается большим разнообразием программ, составом функций, объёмно-планировочных и архитектурных решений. Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время в архитектурной науке отсутствует систематизированная информация о медиа-центрах, их типах, функциональных структурах, пространственной локализации функций и композицонно-образных решениях, а также о размещении медиа-центров в планировочной структуре города. Накопленный за рубежом значительный проектный и практический опыт предоставляет достаточные возможности для проведения теоретического анализа и последующего применения его результатов в отечественной практике.
Предметом исследования являются: функциональная структура, объёмно-планировочная и архитектурно-образная организация медиа-центров и приёмы их размещения в планировочной структуре современного города.
Процесс зарождения и развития медиа-объектов рассматривается в соответствии с хронологией фаз информационного обмена - от устной фазы ( 2700 лет до Н.Э.) до электронной (начало XXI века).
Изучаемые медиа-объекты относятся к зарубежной практике проектирования и строительства последней четверти XX - начала XXI века, т.е. к электронной фазе информационного обмена.
В категории медиа-центров, выбранных в качестве объекта исследования, наибольшее внимание в работе уделяется медиа-центрам с открытым доступом пользователей к информации, как наиболее массовым и социально значимым.
Исследование не включает изучение особенностей инженерного наполнения технологических единиц системы информационного обслуживания пользователей.
Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование и построение модели архитектурной типологии медиа-центра. Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
-изучение процесса зарождения и развития медиа-объектов и определение места и значения медиа-центров в развитии социальных коммуникаций; -определение функциональной структуры и объёмно-планировочных характеристик медиа-центров; -установление основных тенденций изменения структуры функций медиа-центров и приёмов пространственной локализации их основных функций; -изучение приёмов и особенностей размещения медиа-центров в
планировочной структуре современного города; -выявление и анализ основных композиционно-образных типов медиа-центров и приёмов решения фасадов. Методика исследования включает:
-системный анализ исторических, научно-технических и социальных предпосылок возникновения и развития медиа-объектов; -изучение и систематизацию зарубежного опыта проектирования и строительства медиа-центров на основе литературных источников и натурного обследования;
-графо-аналитический способ сравнения функциональных структур и
объёмно-планировочных решений медиа-центров.
Основной массив архитектурных данных взят из зарубежной практики, поскольку в отечественной практике отсутствует опыт проектирования и строительства медиа-центров.
Научная новизна диссертации состоит:
-в теоретическом обосновании появления медиа-объекта нового типа -
«медиа-центра»;
-в установлении структуры функций медиа-центров в зависимости от
характера доступа пользователя к информации;
-в выявлении характерных особенностей объёмно-планировочных
решений медиа-центров и тенденций их развития;
-в определении основных приёмов размещения медиа-центров в
городской застройке;
-в установлении приёмов архитектурно-образного решения медиа-центров;
-в разработке предложений для проектирования системы медиа-центров
на территории России с учётом реализации государственной
программы по информатизации общества.
Впервые введено в научный оборот понятие - «медиа-центр», а также впервые использованы публикации зарубежных исследователей, ранее не нашедшие отражения в трудах отечественных авторов.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности применения основных результатов работы в отечественной практике проектирования и строительства медиа-центров.
Научные и технические предпосылки зарождения информационного общества
Компьютерный этап электронной фазы информационного обмена стал предвестником перехода от индустриального общества к информационному обществу.
Основным признаком, свидетельствующим о начале информационного века, стало быстрое сокращение времени, необходимого для удвоения объема накопленных научных знаний. Так, с начала Новой эры для удвоения научных знаний потребовалось 1750 лет, к 1900 году произошло повторное удвоение, третье последовало уже к 1950 году. За последние 50 лет объем информации увеличился более чем в 30 раз.[1.19.] Еще одним немаловажным признаком, указывающим на грядущие изменения, считается превышение материальных затрат на хранение, переработку и передачу информации аналогичных расходов на энергетику.
Во второй половине XX века человечество пришло к выводу, что информация не менее, а даже более важный фактор социального развития, чем вещество, энергия и другие ресурсы. Овладение нарастающими массивами и потоками информации при помощи новых специализированных технологий превратилось в широкомасштабный проект информатизации общества. Информатизация призвана стать основанием для масштабной трансформации жизни человека. Информационное общество должно обеспечить социальные гарантии получения информации каждым членом общества, находящимся в любом месте и в любое время. [1.19.]
Процесс информатизации можно разделить на три основных составляющих: -медиатизациию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации; -компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации; -интеллектуализацию - повышение способности восприятия и порождения информации. В современной философии и социальных науках выделяются два основных теоретико-методологических подхода к причинам информатизации общества: -социально-экономический; -технократический.
Социально-экономический подход сложился в 50-е - 70е годы XX века. Он базируется на работах ученых-экономистов, объясняющих переход от индустриальной ориентации развития экономики к информационной через возникновение транснациональных экономических структур и телекоммуникационных систем.
Технократический подход базируется на ведущей роли научно-технического прогресса в информатизации общества. Попытка представить его в хронологическом порядке была предпринята Михаэлем Къюбо (Michael Kubo) и Хайяме Салазаром (Jaime Salazar) в работе «Краткая история информационного века». Ключевыми этапами процесса информатизации авторы видят зарождение кибернетики, изобретение первой электронной вычислительной машины, создание Глобальной Мировой Сети. [3.14.]
Вместе с тем, не следует однозначно принимать либо технократические, либо социально-экономические объяснения причин многократного ускорения процесса информатизации общества. Изменения в экономической и технической сферах, развивавшихся параллельно, претерпели масштабное взаимное влияние. И только за счет феномена этого взаимодействия стали возможны структурные изменения в обществе.
На процесс информатизации общества в XX веке оказали влияние открытия ученых и инженеров в различных областях науки и техники. Важнейшим среди них можно назвать демонстрацию русским ученым Александром Поповым в 1895 году аппарата передачи радио сигнала на большие расстояния. Аппарат был способен передавать знаки азбуки Морзе в форме звуковых сигналов разной продолжительности [4.24.]. Параллельно с А. Поповым подобное открытие сделал итальянец Гульельмо Маркони. Новое изобретение получило название -«радиотелеграф».
Следующим крупным открытием в области распространения информации стало телевидение. Точную дату его изобретения определить сложно, но конструкцией, наиболее близкой по структуре к современной, была катодная трубка Б.Л. Розинга, изобретенная в 1907 году. В 1929-1931 годах в ведущих странах мира началось опытное телевещание с механической системой развертки. [1.35.]
В 1937 году инженер Клод Шеннон (Claude Shannon) в своей работе «Символический анализ переключений и кругооборотов реле» продемонстрировал возможности комплекса электрических машин повторять логические операции человеческого мозга.
В процессе работы над развитием автоматических искателей диапазона Норберт Винер (Norbert Wiener) и Джулиан Биджелоу (Julian Н. Bigelow) в 1940 году открывают феномен использования анализа предшествующих действий сервомеханизмами для определения событий, происходящих в реальном времени. Они обнаружили замкнутый цикл - «закрытую петлю, позволяющую оценивать эффект действий и адаптации будущего поведения, основанный на анализе прошлых действий», и назвали его -«обратная связь».
Работы Норберта Винера и Джулиана Биджелоу привлекли внимание ученого невролога Уоррена Маккалоча (Warren McCulloch). Проведя совместные исследования, они убедились в математической природе нервных процессов, происходящих в человеческом мозге. Успех этих исследований был развит в 1942 году серией научных конференций, проецировавших результаты исследований на такие науки, как социология, политология, антропология и экономика.
1945 год ознаменовался созданием первого цифрового компьютера -Электронного числового интегратора - калькулятора. Один из его создателей - математик Джон фон Нойман (John von Neumann)- определил основную задачу, решенную данной машиной, как возможность постановки задач приближенно к человеческому мыслительному процессу.
Медиа-объекты электронной фазы информационного обмена
Создание целостного представления об архитектурных объектах нового типа - медиа-центрах, невозможно без определения основных отличий последних от медиа-объектов, характерных для предшествующих периодов. Для этого целесообразно рассмотреть механизм влияния технологий информационного обмена на функциональное наполнение медиа-объектов.
Как отмечалось ранее, информационный обмен является одной из основных форм социальных коммуникаций. В структуре информационного обмена, с точки зрения технологии процесса, можно выделить следующие функции: -создание информации; -хранение информации; -передача и получение информации; -потребление информации. Участие человека в информационных процессах замыкает на себя все звенья этой структуры. В Таблицах 1.4-1.5. представлена схема, позволяющая продемонстрировать, как возможные комбинации технологических функций находят отражения в определенных архитектурных типах медиа-объектов.
До наступления компьютерного этапа электронной фазы информационного обмена структура медиа-объектов единовременно включала в себя не более двух звеньев технологической цепи информационной технологии. Так, первой функциональной задачей информационной технологии стал ответ на потребность в хранении информации. Решением данной задачи стало появление архива. (Табл. 1.4) Архив можно считать простейшей формой медиа-объекта с монофункциональной схемой.
Следующей ступенью стало появление библиотеки, как ответа на потребность в потреблении информации в дополнение к функции хранения. Здесь мы видим первый пример блокирования различных технологических функций в функциональной структуре одного здания. Социальная значимость данного типа архитектурных объектов была значительно выше значимости монофункционального архива. Библиотека и музей стали сочетать в себе функции хранения и распространения научных знаний (Табл. 1.4).
В XX веке вследствие развития коммуникационных технологий наблюдался скачок в развитии медиа-объектов, функциональными задачами которых стали создание и последующая передача контента. Блокирование функций создания и передачи контента стало возможно только с изобретением средств связи. Результатом данного процесса стала реализация до тех пор невозможного единовременного получения информации потребителем в разных точках планеты. Именно эта функциональная характеристика, как уже упоминалось ранее, позволила говорить о формировании информационного общества, в котором информация является основным ресурсом. К объектам, отвечающим данной технологической цепочке, можно отнести телецентры, радиостудии, редакционно-издательские комплексы, конференц-центры. (Табл. 1.5.)
Другой вариант блокирования технологических функций привел к ситуации, когда функции передачи и хранения информации к концу XX века обрели нематериальную (виртуальную) форму. Ученые подсчитали, что в случае единовременной потери всех научных знаний, хранимых в печатной форме, человечество, благодаря наличию электронных форм хранения информации, безвозвратно утеряет только 20% от общего объема знаний [3.6.].
Таким образом, можно видеть, как в процессе развития медиа-объектов монофункции уступают место мультифункциям, и возникает новый многофункциональный тип, который впервые соединяет в себе всю технологическую цепочку информационного процесса: от хранения и потребления информации, до ее создания и передачи. Данную группу можно объединить под общим названием - медиа-центры. Таким образом, если до появления медиа-центров структура «интеллектуальных» общественных центров в терминологии Б. Эдвардса представляла собой треугольник, вершины которого занимали: библиотека, музей и выставочная галерея, то медиа-центры позволяют нам превратить данную диаграмму в круг за счет интеграции всех функций в новой архитектурной типологии (Табл. 1.6).
Первые смелые прогнозы, относительно будущих функциональных трансформаций библиотек, принадлежат Ф.Н. Пащенко - специалисту, работавшему над теорией и практикой проектирования и строительства библиотечных зданий в СССР в 40-е годы XX века. Начиная с 1967 г. он предсказывал неизбежность слияния библиотек, центров информации, музеев, архивов, выставок в новом типе учреждения — информационно-библиотечном центре. По его мнению, «единая сеть таких центров охватит всю страну и обеспечит высокий уровень и оперативность распространения информации.
Функциональные структуры медиа-центров
В структуре функций медиа-центров можно выделить три основных элемента: медиа-ядро, блок сопутствующих функций и блок привлеченных функций.
Основой в структуре функций является медиа-ядро, включающее весь спектр функций информационного обмена (хранение, получение, передача и создание информации). Вокруг ключевого элемента - медиа-ядра, сгруппированы сопутствующие и привлеченные функции. Под сопутствующими функциями подразумеваются функциональные блоки, ориентированные на обеспечение внутренних нужд медиа-центра. Так, к ним можно отнести: административный блок, кафе, автомобильные стоянки, жилье для приглашенных специалистов и т.п. Под привлеченными функциями имеется в виду весь спектр коммерческих функций, имеющих потребность в размещении в зоне оперативного информационного обмена.
В настоящей работе проанализированы функциональные структуры медиа-центров различных типов доступа. За критерий оценки принято соотношение площадей, отведенных под различные функции. Были проанализированы следующие объекты открытого типа доступа: медиатека в Сендаи, публичная библиотека Сиэтла, медиатеки в Орлеане, Лионе, Тройе, Резе (Табл.2.1-2.3). Для медиатек усредненным показателем является следующее пропорциональное деление: медиа ядро занимает 89% от общей площади центра, 6% относится к сопутствующим функциям и 5% отведено под коммерческие функции. Подобное соотношение во многом определено доминированием социальных задач в назначении медиатек.
Для определения функциональной структуры медиа-центров ограниченного доступа были взяты следующие объекты: Международный центр культуры и информации в Фукуоке, проект медиа-порта Гамбурга, Информационный центр в Шанхае, проект Кибер-порта в ГонКонге. С большой долей уверенности можно говорить о следующем пропорциональном соотношении: медиа-ядро занимает приблизительно 33% от общей площади, под привлеченные (коммерческие) функции отводится около 63%, 4% занимают сопутствующие функции. В проекте Медиа-Сити в Москве схожее соотношение площадей функциональных блоков: 28% занимает медиа-ядро, 57% занимает блок коммерческих функций, и оставшиеся 15% отведены под сопутствующие функции. Доминирование площадей коммерческого назначения обусловлено целями и задачами данного типа медиа-центров, сфокусированными на извлечение прибыли. Функциональная структура медиа-центров со специализированным доступом рассмотрена на следующих примерах: Центр распространения информации - Медиа Лаборатории в Кембридже, Центр электронной информации и действительного искусства Политехнического
Университета Ренсиллер в Нью-Йорке, Центр Медиа, Информации и Коммуникаций в Коттбасе, Мультимедийно-образовательный центр Университета в Ванкувере. В результате рассмотрения можно сделать вывод о структурном сходстве объектов этого типа с объектами открытого доступа в части доминирования в функциональной структуре медиа-ядра, занимающего около 86% от общей площади. Сопутствующие функции занимают около 14% площади, что обусловлено технологическим наполнением информационно-образовательных исследовательских центров. В отличие от медиа-центров открытого доступа здесь наблюдается практически полное отсутствие коммерческой функции, что является следствием ограничения потребителей коммерческих функций рамками научного сообщества.
Для определения динамики развития функций рассмотрим более подробно структуру медиа-ядра медиа-центров открытого типа доступа, как имеющих наиболее широкое распространение. Среди них: медиатека в Лионе, спроектированная Домиником Перро, медиатека в Сендай Тойо Ито, медиа библиотека в Орлеане архитектурного бюро Дю-Бессе-Лиона, медиатека в Лионе архитектора Жана-Луи Гудивье и Публичная библиотека Сиэтла, спроектированная Рэмом Кулхаасом. При оценке баланса площадей вышеперечисленных объектов было выявлено следующее: для функции традиционной книжной библиотеки в них отведено в среднем 26% от общей площади комплекса (в медиатеке в Сендай эта зона занимает 22%, в Орлеанской медиатеке - 28%, в Лионе -24,5%, в Публичной библиотеке Сиэтла 32%). Тематическое и возрастное разделение внутри данного сектора различно. Так, детская библиотека в медиа-центре в Сендай занимает 1,5% от общей площади, а в Сиеттле -8,1%.
Архитектурно-образное решение медиа-центров
Медиа-центры с точки зрения объемно-пространственного решения можно разделить на монообъемные и полиобъемные. В первом случае функциональная структура размещается внутри единой пространственной формы и воспринимается извне как цельный объем. Монообъем характерен для медиа-центров открытого и специализированного типов доступа, которые, как правило, имеют лапидарные геометрические формы с ограниченной пластикой фасадных плоскостей. Полиобъемный медиа-центр - это комплекс зданий, объединенных единым композиционным и образным решением. Данное решение характерно для медиа-центров ограниченного типа доступа, получивших широкое распространение в Юго-восточной Азии.
Каждая медийная функция имеет свои объемно-пространственные характеристики, обусловленные технологической составляющей её реализации. Так, пространство конференц-залов, аудиторий и театральных залов требует большой высоты и значительного пролета. В читальном зале необходимо учитывать зонирование пространства по специализации и возрастным группам, с целью разделения различных категорий пользователей. Экспозиционные пространства по своим характеристикам делятся на две группы: постоянная экспозиция и сменная экспозиция. Если для постоянной экспозиции не требуется трансформация пространства, то помещения для сменной экспозиции должны быть максимально гибкими. К аудио-визуальным студиям и графическим лабораториям применима характеристика изолированных пространств для небольшого количества единовременных пользователей. Организация технологических и инженерных связей между функциональными блоками в свою очередь вызывает необходимость создания специальных пространств.
Медиа-центр является сложной пространственной системой, состоящей из различных объемов - функциональных блоков и связывающего их интегрального медиа пространства. Существенными характеристиками этого пространства, проистекающими из его функционального назначения (интегральная медиа функция), должны быть гибкость и приспособляемость.
Как показывает анализ мировой практики проектирования и строительства медиа-центров, наиболее распространенным объемно-пространственным решением является монообъемный тип. Если обратиться к результатам, полученным во второй главе настоящего исследования, где медиа-центры были определены как мультифункциональные структуры, то возникает вопрос: почему в проектных решениях предпочтение не было отдано полиобъемному типу. Полиобъемный тип позволяет учесть объемно-пространственные и технологические требования отдельных функциональных блоков и, в тоже время, собрать их в единый комплекс. Одной из причин, объясняющих этот феномен, может быть инновационный подход авторов проектов к локализации функций в пространстве, и, в первую очередь, интегральной медиа функции. Прежние формы пространственной локализации функций, для которых было характерно полиобъемное решение, встречаются все реже и реже. В тоже время пространственная организация интегральной медиа функции в монообъемном типе формы позволяет обеспечить взаимную интегрированность функциональных блоков и максимально увеличить их взаимодействие. Сочетание сложного мультифункционального наполнения и лапидарной формы можно считать инновационным в рамках монообъемного решения.
Различия в объемно-пространственных решениях медиа-центров связаны также с их площадью. В большинстве случаев размеры площади медиа-центров открытого и специализированного типов доступа существенно уступают аналогичным показателям медиа-центров ограниченного типа доступа. Этот факт объясняет, почему решение первых двух типов медиа-центров чаще всего осуществляется в рамках монообъёмного типа формы. Вместе с тем нужно заметить, что решения медиа-центров ограниченного типа доступа со схожими принципами формообразования также существуют. Один из них - высотный медиа-центр в Шанхае (Shanghai Information Town), спроектированный архитектурной группой Архитектоника.
Одной из важнейших характеристик медиа-центра является его архитектурно-образное решение. Анализ практики строительства медиа-центров показывает, что эти архитектурные объекты всегда выделяются на фоне окружающей застройки. В этой связи можно выделить ряд характерных приемов архитектурно-образного решения медиа-центров, способствующих закреплению за ними этой доминирующей роли. Среди них важно отметить основные: -транспарентность внутренней структуры - транспарентный фасад; -активное колористическое решение - цвето-фасад; - проекции и экраны на фасадных плоскостях - медиа-фасад; - динамически изменяемый фасад.
Характерно, что транспарентный фасад в архитектурно-образном решении медиа-центров получил не свойственную для него раннее социальную нагрузку. По мнению Брайана Эдвардса [3.6.], ключ к структурным трансформациям лежит в новом применении принципа «прозрачности». В первую очередь этот принцип образно подчеркивает открытость и доступность информации. Другой значительной задачей, получившей свое решение благодаря использованию принципа прозрачности, стало вовлечение людей, находящихся вне медиа-центра, в информационные процессы, происходящие в нем. Результатом такого решения является отсутствие визуальных границ между внутренним пространством медиа-центра и окружающей средой. Автор медиатеки в Лионе, Жан Луи Гудивье, отметил важность подобного подхода, как позволяющего «обеспечить максимальное отображение медийных процессов, происходящих внутри здания, в его форме». [3.15.]