Введение к работе
Актуальность темы исследования. Мелкая пластика относится к одним из наиболее информативных археологических источников. Анализируя результаты работы коропластов, исследователи в большинстве случаев сталкиваются с необходимостью использования не только исторических методов, но и методов культурологического анализа, а также других областей знания, так как именно терракота является важнейшим источником при реконструкции системы мировоззрения древних майя.
Терракотовые статуэтки майя классического периода по праву могут считаться одним из самых интереснейших источников. При этом в своем большинстве они являются не только археологическими артефактами, но и высокохудожественными произведениями искусства. Анализ предметов мелкой пластики майя позволяет существенно расширить наши представления о данной цивилизации. Терракоты служат источником для изучения социального устройства общества майя I тыс. н.э., экономических, общественных и межличностных отношений. В предметах мелкой пластики отражены сюжеты повседневности, а также особенности религиозно-мифологических представлений. Большое внимание коропласты уделяли и отражению отношения майя к окружающему их животному и растительному миру. В целом, терракотовые статуэтки предоставляют исследователю возможность понять не только отношение майя к окружающему миру во всем многообразии его проявлений и форм, но и реконструировать элементы их мировоззрения.
Несмотря на значительный потенциал для историко-культурного анализа, терракотовые статуэтки майя классического периода длительное время рассматриваются исследователями как дополнительный и второстепенный источник информации.
Чаще всего терракотовые статуэтки анализировались вместе с другими видами керамического материала. Поэтому, несмотря на длительный период исследования данного вида источника, не было выработано единой и универсальной типологии. Терракотовый материал использовался очень выборочно и, как правило, в локальных географических рамках.
Созданные в 40-е – 60-е гг. прошлого века принципы типологии основаны в большинстве своем на характеристике внешних признаков статуэток. Их появление было обусловлено необходимостью первичной обработки накопившегося материала. До сих пор отсутствует единая схема анализа терракот, которая необходима для всестороннего исследования статуэток майя классического периода.
По этой причине вопросы типологии, и последующего иконографического и семантического анализа терракотовых статуэток являются одними из наиболее актуальных и приоритетных направлений в современной майянистике.
Объектом настоящего исследования является совокупность иконографических и семантических особенностей и традиций коропластики майя классического периода.
Предмет исследования – комплекс терракотовых статуэток объединенных в систематический каталог и раскрывающий иконографические особенности и традиции коропластики майя классического периода.
Цель исследования заключается в создании единой базы терракотовых статуэток майя классического периода в форме сводного каталога и выделении типов мелкой пластики, а также определении их основных иконографических и семантических особенностей.
Поставленная цель определяет комплекс задач диссертационного исследования:
– создать единую базу терракотовых статуэток майя классического периода в форме сводного каталога;
– разработать основания для типологии терракотовых статуэток майя классического периода;
– выработать открытую типологию терракотового материала, которая без нарушения ее структуры, при необходимости, может быть дополнена и расширена;
– на основании морфологического анализа терракот выделить основные статуарные типы;
– на основании иконографического анализа представленной выборки терракот выделить основные сюжеты и образы;
– на основании анализа сюжетов и образов определить их основные группы;
– выделить в терракотовых статуэтках отдельные компоненты семантического анализа;
– выделить устойчивые группы семантически значимых мотивов, представленных в терракотовых статуэтках;
– на основании типологического, иконографического и семантического анализов определить ряд особенностей развития традиций коропластики.
Географические рамки исследования включают в себя территорию, занимаемую цивилизацией майя в 300-900 гг.н.э., и охватывает полуостров Юкатан, штаты Кампече, Кинтана-Роо, Табаско, Чияпас, государство Белиз, а так же Гватемала и часть Гондураса.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 300 по 900 года н.э., который в майянистике общепринято называть классическим периодом развития этой цивилизации. В ряде случаев хронологические рамки могут быть расширены и время классического периода определяться – 250 – 900/1000 годами. Внутри классического периода выделяются три основные фазы: ранняя (250–600 гг. н. э.), поздняя (600–830 гг. н. э.) и терминальная (830–900/1000 гг. н. э.).
Основную источниковую базу исследования составляют изображения терракотовых статуэток майя, опубликованные по результатам археологических раскопок более чем 30 археологических памятников. В качестве вторичного источника использованы копии статуэток классического периода, представленные в коллекции музейного центра РГГУ. Также использованы изображения из фондов Национального музея Американского Индейца (NMAI, DC), размещенные на официальном сайте музея, плюс – фотографии терракотовых статуэток сделанные Дж. Керром и выложенные на научном сайте FAMSI (Foundation for the Advancement on Mesoamerican Studies). ().
В качестве дополнительных источников привлекались изображения на стелах и монументах данного региона соответствующего хронологического периода, опубликованные в многотомном издании «Corpus of Maya hieroglyphic inscriptions», и изображения на расписной полихромной керамики, опубликованные в сборниках «The Maya Vase Book», изданных Дж. Керром (The Maya Vase Book, 1989-1997). Для иконографического анализа привлечены некоторые иероглифические рукописи (кодексы) майя, обстоятельно исследованные Ю.В. Кнорозовым и некоторые сюжеты майяских мифов и легенд.
Методика исследования предполагает использование комплексного подхода к анализу данного вида археологического источника. В ходе исследования использовались методы типологии, применялся сравнительно-исторический и картографический анализ. В ряде случаев привлекалась элементы описательной статистики. При характеристике морфологии терракот использовались принципы описания статуэток, разработанные В.И. Балабиной для зооморфных фигурок Кукутени-Триполья (Балабина, 1998). Комплексное применение указанных методов позволило выделить традиционные для коропластики иконографические и семантические характеристики терракотовых статуэток майя классического периода.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые в единый каталог был собран материал терракотовой пластики, накопленный в результате систематических раскопок данного региона начиная с 60-х гг. XX века.
Впервые был проведен полноценный источниковедческий анализ большой группы терракотовых статуэток классического периода, состоящей из 635 экземпляров.
Применительно к фигуркам майя классического периода впервые были разработаны критерии типологии, на основании которых определены основные типы статуэток. Вводится ранее не использованное в майянистике понятие статуарных типов и дается их развернутая характеристика.
Впервые в единой системе иконографического и семантического анализа рассматриваются широко представленные в терракотовых статуэтках сюжеты и образы. Также определяются критерии группировки данных сюжетов и образов. Впервые на примере терракотового материала выделены устойчивые группы мотивов, использованные при декорировании терракотовых статуэток. Впервые проведен комплексный типологический, морфологический, иконографический и семантический анализ терракотовых статуэток майя классического периода.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. На основании подробной характеристики материалов каталога выделяются 9 базовых принципов группировки терракот I тыс. н.э., которые характеризуют вид изображения, характер изображения, технология изготовления, цвет изделия, размер, количество изображенных субъектов, конструкцию изделия, метод изготовления статуэток, и их функциональное назначение.
2. На основании данных принципов статуэтки поделены на соответствующие группы, типы и подтипы.
3. В результате подробного морфологического анализа терракот данной выборки выделяются три статуарных типа, которые отличаются универсальностью и встречаются в различных регионах.
4. На основании иконографического анализа определяются сюжеты и образы, представленные в терракоте, их группы и виды. Раскрываются их характерные черты и особенности.
5. В качестве отдельных компонентов семантического анализа были выделены отдельные части терракот: детали и декор элементов одежды, татуировки, скарификация (шрамирование), накладные щеки, украшения.
6. При проработке элементов костюма и декорирования сопровождающего персонаж набора предметов, майяские коропласты использовали одинаковый набор приемов, несших в себе определенную семантическую нагрузку.
7. Независимо от места расположения элемента декора на статуэтке и их большое видовое разнообразие, выделены группы мотивов, которые отражают мифологические представления майя.
8. На основании комплексного анализа предметов мелкой пластики прослеживаются основные этапы развития традиций коропластики майя I тыс.н.э. Для первого этапа характерно активное развитие технологий изготовления и декорирования статуэток, которые отличались высокой степенью реалистичности. Для второго этапа свойственно большее внимание к деталям декора при общем схематизме образа. Окончательно сформировавшиеся к середине классического периода статуарные типы остаются неизменными. Семантическое значение терракот остается стабильным и гармонично вписывается в традиционные майяские каноны искусства, мифологии и религии.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что сформулированные в нем положения и выводы уточняют и расширяют объем научной информации об отдельных аспектах общественного, социального, культурного и экономического развития цивилизации майя. Информации полученная в результате анализа терракотовых статуэток классического периода может быть использована при изучении археологии, истории и культуры майя. Материалы и выводы диссертации могут привлекаться научными учреждениями и отдельными специалистами при разработке проблематики межкультурного взаимодействия. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе для разработки лекционных курсов, спецкурсов, спецсеминаров для студентов исторических факультетов ВУЗов.
Апробация результатов исследования Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в 11 опубликованных работах общим объемом 4,1 печатных листа, в том числе 3 в периодических изданиях, рекомендованных ВАК России для публикации основных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
Апробация результатов исследования проводилась на 8 конференциях и чтениях различного уровня (международного, всероссийского и регионального), в том числе XIV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2007» 11-14 апреля 2007 г. Секция «История» МГУ им. М.В.Ломоносова; V Кнорозовские чтения 7-8 ноября 2008 г. РГГУ; XVI Сергеевские чтения 28-30 января 2009 г. Секция «История Мезоамерики» МГУ им. М.В.Ломоносова; V Международная научная конференция "Иерархия и власть в истории цивилизаций" 23-26 июня 2009 г. Секция «Формы социальной стратификации и институты власти в вождествах и государственных обществах Южной Америки и Мезоамерики» Институт Африки РАН, РГГУ; Международная научная конференции, посвященная памяти Эдвина Арвидовича Грантовского и Дмитрия Сергеевича Раевского. Древность: историческое знание и специфика источника. 14–16 декабря 2009. ИВ РАН; XVII Сергеевские чтения 02-04 февраля 2011 г. Секция «История Мезоамерики» МГУ им. М.В. Ломоносова.
Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и шести приложений.
Приложение №1 включает в себя карты, Приложение №2 – сплошную опись исследуемого материала, Приложение №3 состоит из каталога изображений и их описаний. Каталог составлен с учетом комбинации двух видов описаний: пронумерованных строк и описания в виде сплошного текста. Список признаков частично пронумерован, отличается полнотой и открытостью.
Приложение №4 включает в себя таблицы, Приложение №5 – схемы, Приложение №6 – диаграммы.