Введение к работе
Актуальность исследования. Таштыкские гравировки - сюжетные изображения в технике резьбы на деревянных и берестяных предметах, на скалах и курганных плитах. Они представляют изобразительную традицию населения Минусинской котловины на позднем этапе таштыкской культуры - в период строительства склепов, в V-начале VII вв. по периодизации Э.Б. Вадецкой. Таштыкские гравировки представляют новое художественное явление по сравнению с искусством предшествующей, тагарской эпохи, относительно хорошо изученным. Их стилистика, техника, сюжеты и реалии отражают новые традиции в культуре населения Минусинской котловины. Изображения в таштыкском стиле являются важным источником информации, не фиксируемой в других материалах. Они дают представление об облике носителей культуры и их современников, частично компенсируя недостаток сохранившихся следов «живой культуры». Обилие в гравировках подробно изображенных реалий дает возможность хронологического уточнения памятников этапа склепов и выявления компонентного состава их носителей - актуальных проблем изучения таштыкской культуры. Стилистика гравировок содержит скрытую информацию о формировании таштыкской культуры Среднего Енисея, а сюжеты рисунков и их композиционное решение при правильной расшифровке способны дать представление о назначении, «жанре» изображений, и даже, вероятно, некоторых сторонах мировосприятия создателей гравировок.
Таштыкские резные миниатюры, с одной стороны, только одна из составляющих таштыкского культурного комплекса. С другой стороны, по широте охватываемой проблематики это один из самых многообещающих и перспективных источников по разным вопросам культуры в целом. Несмотря на очевидную важность таштыкских гравировок как многопланового источника, они до сих пор не были объектом комплексного исследования. Важные, но немногочисленные статьи о них посвящены лишь отдельным аспектам изображений. Объективному изучению гравировок препятствовало и отсутствие введенных в научный оборот памятников наскального искусства - многочисленных и разнообразных, судя по отрывочным о них сведениям, но практически не изученных и не известных.
Объектом исследования является изобразительная традиция населения Минусинской котловины в период существования здесь таштыкской культуры, а также предметный комплекс этого времени, представленный в изображениях.
Предметом исследования являются сюжетные изображения в технике резьбы (гравировки) на деревянных и берестяных предметах из таштыкских склепов, наскальных
5 плоскостях и вертикальных камнях, состав- ляющих ограды могильников предшествующего (тагарского) времени. Все гравировки выполнены в специфической изобразительной манере, известной под названием «таштыкского стиля». Наиболее представительные - детальные и многофигурные композиции представлены на т.н. таштыкских планках - удлиненных деревянных плакетках, с обеих сторон покрытых изображениями, включая воинов в различных костюмах и с разнообразными предметами вооружения, а также животных -лошадей и диких копытных). Наскальные изображения, открытию и изучению которых автор посвятила три полевых сезона, в большинстве случаев выполняют роль дополнительных, фоновых материалов, однако иногда они выходят на первый план, будучи единственным источником информации при решении отдельных частных вопросов.
Цель исследования - анализ и интерпретация гравировок таштыкской культуры на основе их комплексного изучения как источников по широкой проблематике культуры в целом: вопросам ее компонентного состава, хронологии, исторических и культурных связей, этнографическому облику ее носителей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Создание систематизированного фонда источников по таштыкским гравировкам: полевой и архивный сбор материалов по наскальным изображения (важность которого определяется также продолжающимся разрушением памятников), уточнение и обобщение данных по изображениям из погребальных памятников.
Рассмотрение художественной специфики гравировок: выявление основных стилистических приемов и степени их каноничности; сопоставление стилистики гравировок из погребальных памятников и наскальных изображений; поиск вероятных прототипов наиболее характерных признаков таштыкского стиля; рассмотрение таштыкских петроглифов предшествующего времени с отдельными таштыкскими чертами для получения представления о сложении таштыкской традиции. Рассмотрение вопроса об индивидуальном стиле таштыкских миниатюр с разработкой соответствующей методики.
Систематизация изображений на миниатюрах в плане представленных реалий -предметов вооружения (саадачных наборов, стрел, доспехов, щитов) и деталей костюмов (головных уборов, причесок воинов) и их сопоставление с соответствующими категориями в таштыкских или иных памятниках; попытка атрибуции воинов изображенных групп и рассмотрение вопросов датировки таштыкских миниатюр.
Выявление основных сюжетов, особенностей их передачи и связанной с этим композиционной специфики миниатюр; обращение к вопросам о «жанре» различных сюжетов на миниатюрах и наскальных гравировках, а также о назначении миниатюр и веро-
ятном происхождении самих плакеток как носителей информации - деревянных дощечек специфической формы.
5. Реконструкция историко-культурной ситуации, соответствующей полученным выводам с учетом существующих интерпретаций письменных источников и имеющихся материалов.
Территориальные рамки исследования соответствуют ареалу распространения памятников таштыкской культуры - Минусинской котловине, т.е. современной Республике Хакасия и южным районам Красноярского края, включающим пространства степных котловин по обоим берегам Енисея в его среднем течении. Собранные в работе наскальные гравировки происходят в основном из северных и центральных районов Хакасии и правобережья Енисея в районе Тубинского залива.
Хронологические рамки исследования охватывают, главным образом, время существования в Минусинской котловине традиции таштыкских склепов, т.е. период раннего средневековья, с V по начало VII вв. согласно периодизации Э.Б. Вадецкой. Затрагиваются, однако, и памятники более раннего времени в связи с вопросом о сложении таштыкской изобразительной традиции и аналогиями ряду реалий, показанных на миниатюрах.
Источниками исследования являются все известные таштыкские гравировки, какие-либо сведения о которых имеются в литературе. Это, во-первых, уже получившие широкую известность две серии деревянных плакеток из склепа 1 Тепсея III и склепа 1 Таше-бинского чаатаса, состоящие соответственно из восьми и шести фрагментов с двусторонними гравировками. Во-вторых, единичные изображения на берестяной «сумке» из Койбальского склепа 4, стенке гробика из тепсейского склепа 2 и берестяном кошеле из кургана 5 грунтового могильника Черноозёрное П. Тепсейские изображения изучены автором в фондах Государственного Эрмитажа, где был уточнен ряд деталей и выявлены неопубликованные фрагменты миниатюр.
В-третьих, в работе использованы наскальные гравировки, включающие 84 сцены с 22-х местонахождений и 5 одиночных фигур, опубликованных без указания их происхождения. 59 композиций и одиночных фигур скопированы и изучены в полевых условиях. Из них 16 были обнаружены впервые в ходе исследований Южно-Сибирской экспедиции Государственного Эрмитажа под руководством автора в 2002-2004 гг. Важным ориентиром для выбора маршрутов исследований были консультации Н.В. Леонтьева; в работе учтены материалы из его личного архива. Сведения о ряде памятников и отдельных композициях получены от Е. А. Миклашевич и А.И. Готлиба. Проводниками к памятникам в разные годы были также Е.Д. Паульс, Н.А. Боковенко, О.С. Советова. Всем этим дру-
7 зьям и коллегам я приношу свою искрен- нюю благодарность.
Методика исследования. Основополагающим и общим является сравнительно-аналитический метод, определяемый источниковедческим подходом к изображениям, в большей степени археологическим, чем искусствоведческим. В главе 2, посвященной художественному своеобразию таштыкских гравировок, использованы отдельные приемы стилистического анализа. Здесь же разработана методика определения сравнительного авторства миниатюр из одного склепа.
Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первой сводной работой по таштыкским гравировкам, представляющей их комплексное исследование: в ней рассматривается художественное своеобразие, сюжеты и многочисленные реалии гравировок с привлечением широкого круга аналогий. При этом в научный оборот вводится значительный фонд неопубликованных материалов: в первую очередь наскальные изображения, изученные автором во время полевых исследований, а также оставшиеся неизданными фрагменты тепсейских плакеток из фондов Государственного Эрмитажа. Существенное увеличение источниковой базы позволяет параллельно рассматривать петроглифы и миниатюры по каждому из названных аспектов исследования.
Впервые проанализированы все реалии гравировок - предметы вооружения, детали костюма, изображения, связанные со средствами передвижения (колесо, седло). Проведено сопоставление представленных реалий с материалами из таштыкских погребений, а также из памятников иных культур и регионов со специальным разбором их датировки. Систематизация изображений на плакетках позволила рассмотреть вопросы атрибуции запечатленных воинов, выделить местную и пришлые группы, составить представление о комплексе вооружения и культурных особенностях таштыкцев и иноземцев, в том числе так называемых «ранних тюрков», о которых подобные сведения практически отсутствовали. В качестве аналогий реалиям названных групп воинов впервые широко привлечены материалы из памятников Восточного Туркестана. Систематизированы данные о датировке синьцзянских росписей, содержащих близкие таштыкским изображения доспехов и саадаков; эти материалы стали основой для датирования таштыкских изобразительных памятников, ранее с этих позиций не рассматривавшихся.
Анализ художественного своеобразия гравировок проведен на большом разнообразном материале, систематизированы основные особенности таштыкских изображений с точки зрения стиля и вероятных прототипов. Новизну представляет выявление «руки мастера» среди миниатюр, найденных в одном склепе, а также в локальных группах наскальных гравировок. В изображениях на миниатюрах и наскальных композициях выделены
8 устойчивые сюжетные «мотивы». Обобще- ны данные по изображениям, известным
только в петроглифах - котловидным сосудам и загадочным долгополым персонажам с
обоснованием принадлежности последних к числу таштыкских.
Полученные выводы и наблюдения сопоставлены с существующей интерпретацией письменных данных, касающихся Минусинской котловины и исторических контактов ее населения в рассматриваемый период.
Практическая значимость. Материалы и выводы диссертации представляют интерес для специалистов в области раннесредневековой археологии и истории Южной Сибири и Центральной Азии, а также специалистов по военному делу и изобразительному творчеству. Они могут быть использованы при проведении соответствующих исследований, написании обобщающих трудов, при подготовке учебных пособий и программ, разработке специальных учебных курсов, создании музейных экспозиций, посвященных древней истории Сибири и Центральной Азии на пороге раннего средневековья.
Апробация результатов работы. Отдельные положения диссертации изложены в статьях, две из которых опубликованы в рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК, а также представлены в виде докладов на конференциях регионального и международного уровня в Санкт-Петербурге, Абакане, Барнауле. Полевые исследования автора получили отражение в отчетах, рассмотренных ОПИ ИА РАН, серии статей, а также докладах на Отчетных сессиях Государственного Эрмитажа за 2002-2004 годы. Основные выводы работы представлены на рассмотрение и обсуждение специалистов в виде докладов на заседаниях Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа и Отдела Центральной Азии и Кавказа ИИМК РАН.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения. К диссертации прилагается альбом иллюстраций, включающий первичные источники, сопоставительные материалы и карты, а также справочные материалы и два приложения: описательный каталог таштыкских гравировок и аналитические таблицы к основным главам исследования.