Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Гипертекст как объект исследования в мультимедийной среде интернет 19
1.1 Гипертекст в среде массовой коммуникации: понятие, структура и функционирование 19
1.1.1 Определения гипертекста: развитие понятия в синхронии 19
1.1.2 Развитие концепции гипертекста (диахронический аспект) 24
1.1.3 Характеристики, компоненты и типология гипертекстов 30
1.2 От гипертекста к гипертекстовому пространству медийной сфере глобальных информационных структур...42
1.2.1 «Гипертекстовое пространство». Гносеологический аспект 43
1.2.2 Пространственные характеристики информационных сетевых структур 44
1.3 Гипертекстовое пространство сети Интернет как медийная и образовательная среда 49
1.3.1 Медийный сегмент гипертекстового пространства 50
1.3.2 Гипертекст в новейших формах медиакоммуникаций - блогосфера 55
Выводы по первой главе 59
Глава 2 Методы исследования гипертекста в медиасреде 61
2.1 Обзор методов и подходов к исследованию гипертекста в медиасреде 61
2.1.1 Исследование гипертекста с точки зрения подходов пользовательской направленности 63
2.1.2 Гуманитарный подход к исследованию гипертекста...68
2.2 Гипертекст медиасреды: особый вид текстовой конструкции и объект анализа...71
2.2.1 Особенности проявления текстовых категорий в гипертексте...? 1
2.2.2 Вариантность текста (интертекст, метатекст, гипертекст как структурные варианты текстовой конструкции). 85
2.2.3 Семиотика медийных ресурсов.. ...93
2.3 Исследование осрбенностей восприятия гипертекста медиасреды (психолингвистический подход) ...107
2.3.1 Ассоциативный эксперимент как метод исследования восприятия нелинейного электронного текста ...116
2.3.2 Изучение восприятия гипертекста методом семантического дифференциала.
2.3.3 Метод построения семантических пространств при исследовании гипертекста 119
Выводы по второй главе... ...124
Глава 3 Структура и взаимодействие элементов гипертекста в среде мультимедийного гипертекстового пространства ...126
3.1 Выявление элементов гипертекстового пространства, их взаимодействие и целостное описание структуры.—-.126
3.1.1 Структура взаимосвязи элементов гипертекстового пространства (элементы моделирования) 126
3.2 Восприятие прликодовых и мрнокодовых гипертекстов в среде гипертекстового мультимедийного пространства ...131
3.2.1 Методика эксперимента. ...131
3.2.2 Описание эксперимента 141
3.2.3 Результаты 146
Выводы по третьей главе 152
Заключение 154
Список литературы 162
Список источников эмпирического материала 195
Указатель терминологических словоупотреблений 203
Приложения 206
- Определения гипертекста: развитие понятия в синхронии
- Развитие концепции гипертекста (диахронический аспект)
- Обзор методов и подходов к исследованию гипертекста в медиасреде
- Структура взаимосвязи элементов гипертекстового пространства (элементы моделирования)
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Вторая половина XX — начало XXI столетия характеризуются стремительным развитием новых информационных технологий и, как следствие, трансформацией процессов производства, переработки и трансляции информационных массивов. Эксплицитной характеристикой данных явлений становится утрата превалирующего положения традиционной формы представления текста в виде книг, журналов, газет и т.д. В первую очередь это связано с появлением мультимедиатехнологий1 и новых каналов коммуникации, самым крупным из которых является всемирная сеть Интернет.
Как зримое проявление новой информационной среды XXI века сетевые технологии породили социальную реальность нового типа — виртуальную, где языковое существование индивида реализуется преимущественно в форме сложноорганизованного нелинейного текста. Другими словами, в среде современных глобальных информационных сетей текст приобретает новое свойство интерактивности2 за счет технологий гипертекста3 и мультимедийности.
Это обстоятельство вводит в систему средств массовой коммуникации новые формы взаимодействия с аудиторией и новые
1 Мультимсдиатехнологин или мультимедийные технологии (multimedia, от англ. multi - много и media - носитель, среда) - интеграционная среда, объединяющая в себе все доступные формы представления информации (графику, текст, видео, аудио, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, звуковое сопровождение и т.д.).
Интсрактивность (от англ. interaction — взаимодействие) - режим диалога при непосредственном взаимодействия человека и компьютера. Простейший вариант проявления интерактивности — ссылки в электронном тексте, при нажатии на которые пользователь может перемещаться от одного документа к другому.
В данной работе под гипертекстом понимается знаковая конструкция (текст в широком смысле) с мультиформатным представлением информации (объединение текста, графики, видео, звука) в электронном виде в среде Интернет, где при помощи механизма гиперссылок возможна связь элементов (информационных единиц).
й- * fc #** t ЇЙ If tt4i^J F 1? Л* f TV iVd ibjb.i-t-AAtl*-*- 4i*4**U»'*t > С * д -fj * J,* *", s-4i> * )-^ f»J W j1 "^ AJV * tf **«sk *i*
средства массовой (а зачастую и глобальной) коммуникации, обладающие рядом преимуществ по сравнению с традиционными СМИ.
Информационные блоги, сетевые конференции, чаты, форумы;
интернет-дневники в настоящее время становятся полноправными
участниками массово-коммуникационного взаимодействия. Одной из
важнейших характеристик современного текста, особенно
журналистского, является тяготение к семиотически осложненным
формам: составным, визуально-вербальным, поликодовым,
креолизованным построениям - то есть, к образованию особой семиотико-лингвистической вариации массмедийного текста.
При достаточно высокой востребованности темы гипертекста в практике современных Интернет-изданий, информационных порталов и мультимедиа ресурсов степень изучения нелинейного электронного текста пока невелика, и вопрос о его филологическом статусе до настоящего момента все еще остается на стадии дискуссий.
Неоднозначным вопросом является и сама методология исследования гипертекста, тот комплекс методов, который позволяет лингвистам и филологам изучать его как определенный объект.
Отрицая новаторство гипертекста как феномена, принципиально трансформирующего галактику Гуттенберга, некоторые исследователи [Эко, 1999] воспринимают его изучение как естественное продолжение изучения принципов организации и понимания обычного текста. Но сложность и многоаспектность феномена гипертекста, находящегося в зоне междисциплинарности, выявляет недостатки в применении только текстуального подхода, особенно для понимания сути и формирования структуры реально действующих и развивающихся Интернет-СМИ.
Понятие «креолизованный текст» введено для обозначения текстов, фактура которых состоит из вербальной и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам) частей и впервые употреблено в работе «Креолизованные тексты и их коммуникативная функция» [Сорокин, Тарасов, 1990. - С. 180-181].
Поликодоврсть, крерлизованность5, мультимедийность современного медиатекста, проявляющаяся как взаимодействие языка с другими семиотическими системами, требует особых подходов. Эта проблема носит не только теоретический характер, но и имеет сугубо практическую направленность для массовой коммуникации. Именно мультимедиа-технологии в системе СМИ в настоящее время наиболее динамично развиваются и охватывают все большую аудиторию.
Интерактивный поликрдовый контент электронных периодических изданий разнопланрв: текстовый блок принадлежит сфере филологии, программное воплощение и представление текстовых конструкций в электронном нелинейном виде относится к сфере компьютерной коммуникации и информационных систем, а мультимедиа, как важная составляющая гипермедиа, относится к сфере интересов дизайнеров и медиа-специалистов, работающих с аудио- и видеоинформацией.
Таким образом, на первый план выдвигаются не только проблемы создания гипертекстового контента, но и проблемы исследовательского характера - поиск способов комплексного анализа мультиформатного представления текста.
В связи с этим своевременно выдвинуть положения о систематизации методологических подходов к изучению гипертекста как семиотико-лингвистической вариации массмедийного текста, поскольку это поможет создать целостное представление относительно многих практических аспектов данной проблемы, помочь создателям мультимедиаконтента в решении сугубо утилитарных задач.
Степень разработанности проблемы. Интерес к изучению гипертекста обозначился в середине XX века.
Подробно о соотношении вербального и визуального компонентов в пределах текстов печатных СМИ см.: Аписнмова, 2003; Бойко, 2006; Болыпишюва, 1986; Лазарева, Горина, 2003 и др.
Научное осмысление проблем структуризации нелинейных текстов формировалось в трудах ученых, имеющих различные взгляды на гипертекст. Если первые работы были посвящены проблемам создания механизмов, позволяющих представлять текст в нелинейной форме (Т. Беренс-тЛи, В. Буш, Д. Энгельбарт, Т. Нельсон, Д.А. Поспелов, М.М. Субботин)6, то последующие - совершенствованию методов разработки (А.В. Нестеров, М.М. Субботин, Г.Е. Узилевский, Л.В. Шуткин) , подходов к описанию гипертекста (А.Н. Агеев, А.Н. Баранов, Ю. Брейдо, А. Бурьяк, М. Визель, Р.С. Гиляревский, Е. Горный, Г.П. Грайс, О.В. Дедова, М.Г. Карымрва, И.Р. Купер, Дж. Конклин, В.В. Тарасенко, П.В. Фольц, Ю. Хартунг, У. Эко, В.Л. Эпштейн и др.)8. Особое место, ввиду слабой разработанности, занимают вопросы, связанные с сетевыми медийными ресурсами Интернет, интернет-журналистикой и блогосферой как специфической формой массмедийных ресурсов.
Вопросы исследования гипертекста как семиотикр-лингвистического варианта массмедийного текста, затрагиваемые в диссертации, представлены в работах зарубежных и отечественных исследователей: вопросы информационно-структурных характеристик текста и семиотических способов информационной компрессии [Валгина, 2004; Гальперин, 1981], вопросы коммуникативных особенностей гипертекста [Купер, 2000; Горошко, 2006, и др.], медиатизации современного общества [Деррида, 1998, 2001, 2007; Кастельс, 1999, 2004; Ferris, 1996; Эко 1999, 2007] и форм коммуникации, в том числе сетевых [Винер, 2004; Демьянков, 1989; Поспелов, 1981, 1989; Тьюринг, 2004; Шенрн, 1963; Berners-Lee, 1999], исследования видеовербального, составного, поликрдрвргр, креолизованного текста [Алексеев, 1999, 2001;
6 См.; Berners7Lce, 1999; Bush, 1945; Engclbart, 1968; Субботин, 1994 и др.
7 См.: Нестеров, 1995, 2000, 2002, 2005 (а, б), 2007; Узилевский, 1998; Шуткин Л,
1995 идр^
8 См.: Визель, 1999; Гране, 1995; Эпштейн, 1991; Conklin, 1987 и др.
Ворошилова, 2006, 2007; Махнин, 2004; Сонин, 2003, 2004, 2006], семиотические механизмы культуры и знаковые основы информационных ресурсов [Барт, 1989, 2001; Лотман, 2000 (а, б); Эко, 1999, 2004 (а, б), 2005], вопросы теории развития информационного общества, медиаэволюции [Маклюэн, 2003 (а, б); Кастельс, 1999, 2004; Тоффлер, 1999; Уэбстер, 2004; Луман, 2005], язык интернет-коммуникации [Какорина, 2007 и др.], вопросы конвергенции медиа и журналистики [Бакулев, 2008], вопросы художественного творчества в интерактивном мультимедиа [Дворко, 2005] и др.
Научная новизна исследования заключается как в самой постановке проблемы, так и в конкретном ее решении.
Так, впервые:
систематизированы методы изучения гипертекста как объекта исследования в системе массовой коммуникации;
уточнено понятие гипертекста как семиотико-лингвистической вариации массмедийного текста; '
определено место гипертекста в системе языка массовой коммуникации; разграничены понятия «гипертекст» и «гипертекстовое пространство»;
выработано и обосновано понятие гипертекстового пространства как среды существования гипертекста в системе массовой коммуникации;
в русле междисциплинарного подхода осуществлен теоретико-экпериментальный анализ феномена гипертекста;
разработан план семиотического анализа поликодовых объектов;
выявлены основные характеристики гипертекстовых последовательностей (отдельных гипертекстов) и высказано предположение о структуре гипертекстового пространства;
исследована специфика восприятия поликодовых и монокодовых
гипертекстов, и выявлены основные особенности.
Объектом исследования является гипертекстовое пространство сети Интернет.
Предметом исследования являются методы изучения гипертекста, восприятие монокодовых и поликодовых гипертекстов, пересечение и границы взаимодействия семантических пространств элементов гипертекста в сети Интернет.
Предлагаемая диссертационная работа представляет опыт комплексного теоретико-экспериментального исследования гипертекста и гипертекстового пространства, поэтому цель исследования состоит в систематизации методов изучения гипертекста в мультимедийной среде сети Интернет, выявлении и системном изучении структуры гипертекстового пространства, взаимодействия его элементов, восприятия монокодовых и поликодовых электронных текстов в среде гипертекстового пространства как медийной сфере глобальных информационных структур.
Эта цель предполагает решение ряда задач:
проанализировать, систематизировать и обобщить исследования гипертекста и гипертекстового пространства;
уточнить понятие гипертекста применительно к теме исследования;
выявить элементы гипертекста, виды и типы их взаимодействия в среде Интернет и дать целостное описание его структурных особенностей как семиотико-лингвистической вариации массмедийного текста, определить место гипертекста среди других способов межтекстового взаимодействия;
ввести в рамках данной работы определение гипертекстового пространства, выявить его элементы и типологические свойства как медийной сферы глобальных информационных структур;
рассмотреть существующие методы анализа гипертекста и обосновать приоритетные;
выделить семиотические особенности гипертекста как лингвистической вариации массмедийного текста;
исследовать особенности восприятия монокодовых и поликодовых гипертекстовых построений;
определить границы пересечения семантических пространств элементов гипертекста в системе глобальных информационных структур.
Гипотезы исследования:
гипертекстовые медиаресурсы являются семиотико-лингвистической вариацией массмедийных текстов;
гипертекстовое построение — сложный семиотический объект, в котором гетерогенные составляющие определяют специфику восприятия. Прагматические установки воздействия на испытуемых семиотически разнородными элементами зависят от функциональной значимости элементов гипертекста, где интеграция текстовой и графической информации в информационной единице9 предполагает привлечение дополнительных когнитивных ресурсов;
в гипертексте связь между первичной информационной единицей (ИЕ) и его индексальными объектами (отдаленными
9 Информационная единица (далее - ИЕ) — это основной структурообразующий элемент гипертекста, некий информационный континуум, отграниченный рамками экранного представления. В широкой интерпретации под понятие ИЕ может подпадать книга, представленная полностью в одном окне браузера, любой документ или его раздел, часть документа, графический объект или фрагмент изображения, анимированный ролик объединенный или связанный «электронной кнопкой» (гиперссылкой) в гипертекстовом пространстве.
вложениями) утрачивается, если отсутствует кольцевая структура элемента гипертекстового пространства (гипертекстовой цепочки); 4. гипертекстовая последовательность может сохранять свойства структурного элемента системы только до момента сохранения семантического единства. При утрате семантического единства гипертекстовой последовательности можно говорить о переходе одного гипертекстового кластера10 в другой, но не о распаде системы, целостность которой обеспечивается пересечением семантических пространств элементов гипертекста (гипертекстовых цепочек). Критерием целостности в данном случае будет взаимодействие и взаимообусловленность элементов.
Основные результаты исследования формулируются как положения, выносимые на защиту:
сеть Интернет является современным медиаресурсом;
текст в мультимедийной среде Интернет - это особая семиотико-лингвистическая вариация массмедийного текста, реализуемая в виде гипертекста;
гипертекст продолжает оставаться текстом в традиционной трактовке с лингвистической и филологической точек зрения, соответственно гипертекстовые медиаресурсы являются семиотико-лингвистической вариацией массмедийных текстов;
изменение способов коммуникации и особая знаковая репрезентация существенно влияют на языковую ситуацию в целом и способствуют формированию новых стилистических особенностей, обнаруживаемых в особого типа дискурсивной практике - гипертекстовой беседе;
Гипертекстовый кластер (в понимании диссертанта) - это гипертекстовая последовательность в пределах одной предметной области.
гипертекстовое пространство - это электронная среда сети Интернет, выступающая в качестве медиатора между автором и массовой аудиторией;
приоритетными методами анализа гипертекста как семиотико-лингвистической вариации массмедийного текста являются психолингвистика и семиотика.
Методология исследования избрана с учетом реализации поставленной цели. Диссертантом использовались общенаучные методы, к которым относятся системно-структурный подход (с целью анализа структуры и закономерностей организации гипертекста и гипертекстового пространства), метод научного эксперимента (психрлингвистические методы), описательно-сопоставительные методы качественного и количественного анализа данных, наблюдение, методы сплошной выборки, семиотический анализ. Также в работе использовались элементы компонентного анализа, метод систематизации материала путем составления таблиц и схем.
Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения и выводы диссертации имеют значимость для изучения гипертекстов в мультимедийной среде Интернет и иных мультимедийных средах, его семиотических особенностей в связи с трансформацией подходов к изучению текстовых построений как результата прогрессивного развития информационных технологий.
Выход за рамки анализа линейного текста, который является на данном этапе исследований пока традиционным и собственно лингвистическим, позволил разработать план семиотического анализа, применимого к монркрдрвым и поликодовым гипертекстовым построениям. На основе результатов теоретико-экспериментального исследования, которое дополняет исследование по структуре, свойствам гипертекста и гипертекстового пространства, стало возможным
определение места гипертекста среди мультимедийных и массовокоммуникационных информационных структурах в сети Интернет.
Положения и выводы диссертации могут быть использованы в преподавании основного курса семиотики, теории коммуникации, теории интернет-СМИ, в разработке структуры мультимедийного контента авторами и создателями различных интерактивных Интернет-ресурсов. Материалы исследования позволяют объединить положения языкознания, семиотики, социологии, психологии для реализации прагматических задач специалистов в области современных информационных технологий и новых электронных СМИ в области гипертекста и гипертекстовой деятельности.
Результаты, полученные диссертантом, могут найти применение в
дальнейших исследованиях семиотико-лингвистических и
филологических проблем развития гипертекста и семиотики мультимедиа.
Эмпирическую базу диссертационной работы составил анализ массмедииных ресурсов сети Интернет. При исследовании структурных особенностей гипертекстовых построений было рассмотрено около 500 гипертекстовых построений (примерно 2800 информационных единиц). При отборе примеров был использован метод сплошной выборки и метод наблюдения.
На предварительном этапе исследования был проведен проблемно-поисковый анализ существующих медиаресурсов сети Интернет. В поисковую строку русскоязычного портала Яндекс было введено «СМИ в интернете». Из 1500 сайтов, отсортированных по релевантности и выданных системой, было выбрано 100 с доверительной вероятностью 95% и доверительным интервалом 9,47%. Использовалась случайная пропорциональная выборка. Из 100 сайтов интернет-СМИ было
отобрано 10. Каждый десятый сайт был исследован на наличие гипертекстовых последовательностей и их структуры.
В экспериментальном этапе исследования оценивалось восприятие гипертекстовых последовательностей информантами в электронной среде Интернет и распечатанные варианты гипертекстов (на примере материалов интернет-СМИ: , , и т.д., а также на примере электронных версий традиционных СМИ: «Хакер», «Интеллектуальные игры», «Ом», «Независимая газета» и т.д.). В эксперименте участвовало 138 испытуемых: студенты дневного отделения 3-5 курсов специальностей «журналистика», «реклама», «связи с общественностью» факультета Культуры и Искусства Ульяновского Государственного университета в возрасте от 18 до 21 года (средний возраст - 19 лет 6 месяцев).
Понятийно-терминологический инструментарии. В работе используются термины, соответствующие целям и задачам исследования. В приложении приводится краткий терминологический словарь, используемых в работе терминов и понятий, связанных с сетью Интернет и особенностями топологии.
Апробация работы. Основные положения и результаты работы исследования использовались в лекционных курсах по дисциплинам «Семиотика», «Лингвистические основы информационных технологий», «Информационные технологии в рекламе», «Социология СМК», обсуждались на заседаниях кафедр филологии и журналистики Ульяновского государственного университета, кафедры журналистики и массовой коммуникации ИПК ТР РВ, а также отражены в публикациях по теме исследования. Результаты работы оформились в виде статей в том числе в журнале из перечня ВАК (см. Ильина И.А. Семиотика как метод исследования виртуальной реальности. (Semiotics as a method of research of a virtual reality.) II Вестник Адыгейского университета.
Сер. Филология и искусствоведение. - Майкоп: изд-во АГУ, 2008. — Вып. 10 (38). - С. 42-46. - 0,4 п.л.) По теме диссертации было опубликовано 6 работ общим объемом 4,7 п.л.
Структура работы определяется поставленными задачами и логикой развития основной темы исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, списка источников эмпирического материала, списка условных сокращений и словаря терминов, используемых в работе, а также приложений. Объем основного текста диссертации - 160 машинописных листов.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях, общий объем которых составил 4,7 п.л.:
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах:
1. Ильина И.А. Семиотика как метод исследования виртуальной
реальности. (Semiotics as a method of research of a virtual reality.) II
Вестник Адыгейского университета. Сер. Филология и
искусствоведение. — Майкоп: изд-во АГУ, 2008. - Вып. 10 (38). - С.
42 - 46. - 0,4 п.л.
Публикации в других научных изданиях:
Ильина И.А. Образы гипертекстового пространства в современной науке. // Объединенный научный журнал (The Integrated Scientific Journal). - M., 2007. - №10 (198). - С. 35 - 41. - 0,6 п.л.
Ильина И.А. Структурная вариантность текста. // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - Курск, 2007. - №9. - Сентябрь. -С. 138-141.-0,4 п.л.
4. Ильина И.А. Семиотика виртуальной коммуникации. // Язык.
Культура. Коммуникация. Материалы Международной заочной научно-
практической конференции, г. Ульяновск, март 2008 г. / Отв. ред. Проф.
С.А. Борисова. - Ульяновск, 2008. - С 282 - 285. - 0,3 п.л.
5. Ильина И.А. Особенности проявления текстовых категорий в
гипертексте. // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-
журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств - Электрон, журн.
- М.: МГУКИ, 2008 - № гос. регистрации 0420600016. - Режим доступа:
URL: , свободный - Загл. с
экрана. — 0,6 п.л.
6. Семиотика для журналистов. Методические материалы.
[Электронный ресурс]. Ульяновск.: Кафедра журналистики., 2004. - 2,4
п.л.
Определения гипертекста: развитие понятия в синхронии
В качестве основной типологической характеристики гипертекста многие исследователи выделяют - быстрый и удобный доступ к различным текстовым фрагментам при помощи гиперссылок. Данное понимание феномена гипертекста не проясняет его лингвистическую сущность. Существует множество определений, которые характеризуют данный феномен как «развивающееся понятие» [Новиков, 2007: 64].
В настоящее время нелинейная организация является основным способом реализации связи документов в виртуальной электронной мультимедийной среде Интернет. Эта связь может объединять как документы одного информационного типа, например, текстовые конструкты, так и разнородные информационные ресурсы (тексты, видео- и аудиозаписи, тексты и графические изображения и т.д.), что предполагает применение мультимедийных технологии — информационно-технологического воплощения гипертекста, а нелинейность и интерактивностъ выступают основными характеристиками этого коммуникативного пространства.
При всем многообразии определений можно выявить те позиции, в которых практически все исследователи единодушно характеризуют гипертекст как информационный массив (новый специфический вид текстовой конструкции) с гибкой структурой, подчиняющийся иерархическим законам, объединенный механизмами связи (ссылками) и существующий в электронной среде.
В рамках современной научной парадигмы понятие гипертекста, в зависимости от ставящихся задач, трактуется исследователями:
а) как специфическое текстовое построение [Громов, 1992, 1993; Субботин, 1993, 1994 (а, б); Хартунг, Брейдо, 1996; Визель, 1999; Деррида, 2000 (а, б); Купер, 2000; Барт, 2001; Дедова, 2003; Калмыков, Коханова, 2005 и др.], где акцент делается на текстовой составляющей гипертекста. Так, например, Теодор Нельсон, впервые предложивший научному сообществу в 1965 году на конференции ACM (Association of Computing Machinery) термины гипертекст (hypertext) и гипермедиа (hypermedia) [Nelson, 1965], рассматривает гипертекст как непоследовательное письмо, то есть комбинацию текстового массива, реализованного в электронной компьютерной среде при помощи интерактивности, где главной «движущей силой» является динамика связи нелинейного текста в виде гиперссылок, а сам нелинейный текст невозможно напечатать традиционным способом на традиционной бумаге. Данное описание однозначно определяет гипертекст как специфическую текстовую конструкцию, которая принадлежит сфере электронной коммуникации. Это подтверждается мнением А.Н. Баранова о гипертексте как новом виде текста, свойства которого противопоставлены обычному тексту, сформированному в гуттенберговской традиции книгопечатания [Баранов, 2001: 32]. В.П. Руднев представляет гипертекст как иерархию текстов, одновременно составляющую единство и множество текстов [Руднев, 2001: 95].
б) как особый сетевой метод представления информации [Conklin, 1987; Субботин, 1993; Ованесбеков, 1993; Агеев, 1994; Шуткин, 1995(a), 1995(6),1 995(B); Foltz, 1996; Визель, 1999; Чардин, 1999; Рябов, 2001; Узилевский, 1998, 1999 и др.], что подразумевает широкую трактовку гипертекста. Согласно данной позиции, исследователи рассматривают гипертекст как многомерную сеть, в которой любая точка «здесь увязана с любой точкой где угодно» [Эко, 1999], как способ представления информации в виде «связанной (linked) сети гнезд (nodes)» [Визель, 1999].
в) как системно-структурная конструкция [Агеев, 2002; Нестеров, 1995; Поликахин, Савин, 1993; Эко, 1999; Потапова, 2005], в рамках которой главенствующая роль отводится математическим описаниям структурных особенностей и технических реализаций в информационной системе, то есть гипертекст - это взаимосвязь и взаимообусловленность системы гиперзаписи с широким классом интеллектуальных систем, базирующихся на знаниях и позволяющих интегрировать современные процессы их передачи с наиболее передовыми техническими достижениями, связанными с комплексным использованием всех существующих средств информационной техники [Агеев, 2002: 144].
Одно из немногих определений гипертекста, направленное на описание скорее общекультурной значимости гипертекста, принадлежит С.З. Агранович и И.В. Саморуковой. Исследователи рассматривают феномен гипертекста как нечленимое пространство всех знаковых структур, приобретших в ходе развития человечества значение художественного базиса, коллективной основы, совокупности традиций [Агранович, Саморукова, 1997: 106]. Данный подход к определению гипертекста имеет право на существование и оправдывается тем, что нелинейная структура или нелинейность -свойство не только электронных текстов. Расположение материала в виде текстов с многочисленными ссылками по принципу гипертекстовой структуры является методом изложения религиозных, мистических, художественных, философских текстов, в которых используются комментарии, сноски, ссылки и т.д.
Таким образом, можно сказать, что идея гипертекста не является современным изобретением. Но следует заметить, что к текстам на традиционных (бумажных) носителях термин «гипертекст» можно применять с большими ограничениями. Примерами условно-гипертекстовых информационных массивов11 (или текстов с имманентными гипертекстуальными характеристиками ) могут быть нелинейные тексты: а) с изначально не заданным направлением чтения. Это, как правило, энциклопедии, картотеки, словари, состоящие из расположенных в определенном логическом порядке фрагментов текста и внутренних корреляционных ссылок.
Развитие концепции гипертекста (диахронический аспект)
Нелинейность как основа современного мышления [Субботин, 1993: 36] воплотилась в современном электронном тексте в виде самостоятельной и фундаментальной системы письма. Пионерами-разработчиками в области создания «нового» способа фиксации, хранения и передачи информации в нелинейной форме были В. Буш, Т. Нельсон, Д. Энгельбарт. Исследователи искали пути наилучшего воплощения своих идей, не все из которых были реализованы, но имеют большой вес в теоретическом плане развития данного феномена.
Первые разработки компьютерных технологий для работы с текстовыми массивами - «расширители памяти» [Bush, 1945], «расширители возможностей ума», «расширенная мастерская знаний» (augmented knowledge workshop), фантастическое место обитания литературы [Engelbart, 1963] - это попытки увеличения эффективности индивидуальной работы с информацией, ориентированные на активную работу с текстом в нелинейной форме.
Так, например, идея Метех (англ., MEMory Extension - «расширение памяти») - проект, выдвинутый в 1945 году В. Бушем, - задумывалась как система индивидуального пользования (Приложение А), в рамках которой предоставлялась возможность хранить книги с собственными записями и заметками, самостоятельно организовывать документы в структуры, соответствующие личным представлениям пользователя. В статье «Как мы могли бы думать?» («As We May Think?») исследователь обосновал важность создания системы, обеспечивающей ассоциативное связывание текстов (и это еще до появления первых компьютеров и тем более гипертекстов и гипертекстовых систем) [Bush, 1945]. Принцип работы системы индивидуального пользования «Метех», основанный на возможности перехода от одного текста к другому при помощи механических рычагов (в настоящее время — нажатие на клавишу мыши), получил развитие после создания персональных компьютеров.
Появление электронно-вычислительных машин в 1960-е годы XX века позволило воплотить идею использования компьютера для оптимизации электронных хранилищ данных. В 1960 году ассоциацией графических коммуникаций (Graphic Communication Association) был запущен проект GenCode для формального описания структуры и способа представления иерархически организованных документов.
В 1963 году Дуглас Энгельбарт [Engelbart, 1962, 1963, 1968], возглавлявший центр развития человеческих способностей в Стэндфордском исследовательском институте, выдвинул идею интерактивности, реализацией которой стал проект «Augmenting human intellect» («расширение возможностей ума») или «intelligence amplification» (усилитель умственных способностей). Данный проект воплощал идею о том, что именно компьютерная система сможет стать главным помощником в увеличении эффективности работы с информацией. Система H-LAM/T (Human using Language, Artifacts, and Methodology in which he is Trained), которая собственно и была, по мнению исследователя, усилителем умственных способностей, включала два динамичных элемента: с одной стороны — это человек, с другой — компьютерная техника. Большую конкретику проект Д. Энгельбарта приобрел в 1968 году при реализации системы NLS (on Line System), которая позволяла, помимо хранения различной документации, общаться при помощи компьютерной техники.
В отличие от прочих попыток, «Ксанаду» Теодора Нельсона стал успешным шагом на пути к созданию универсального изменяемого документа, при этом компьютерная техника использовалась как колоссальная совокупность электронных публикаций. Название для своей системы Т. Нельсон почерпнул из поэмы С. Кольрнджа «Кубла Хан, или Видение во сне». Ксанад - это воображаемая страна, в которой Кубла Хан построил дворец в центре плодородного Оазиса, окруженного оградой стен и башен [Кольридж, 1974: 78]. Вероятнее всего, именно так представлял Т. Нельсон свою систему, где существуют вместе литература и гипертекст, а своеобразной оградой служат рамки электронного существования. Особенностью данного проекта был специфичный принцип работы с документами в виде копий [Nelson, 1993], который напоминал работу с книжным вариантом текстового документа, нежели электронным, так как при неизменяемости непосредственно текста пометки в новом документе сохранялись (Приложение Б). Авторская диаграмма связей меоісду текстами. [Nelson, 1972]). Возможно, такая система явилась прародителем современных сетевых «Свободных энциклопедий»13 (например, http://wikipedia.org, http://ru.wikipedia.org/wiki). Т. Нельсон четко разделил пользовательский интерфейс и систему поддержки баз данных, тем самым обеспечивая неизменность оригинала и хранение вновь созданного документа. Информационный массив, хранящийся в памяти компьютера, рассматривается исследователем как система взаимосвязанных произведений, как литература в общем смысле [Nelson, 1993], а компьютерная система должна облегчить работу с этим массивом [Nelson, 1974].
Первым полноценным гипертекстовым приложением стала система Hypertext Edition System для майнфреймов IBM/360, созданная в 1967 году Т. Нельсоном и Эндрнсом Ван Дамом, возглавлявшим исследовательский коллектив в Браунском университете. Год спустя Э. Ван Дам создал первую коммерческую гипертекстовую систему FRESS (File Retrieval and Editing System), которая эксплуатировалась компанией Philips на протяжении двадцати лет. В 1969 году под руководством сотрудника IBM Чарльза Гольдфарба был создан первый язык разметки документов Generalized Markup Language (GML), в котором была реализована концепция «документа» как формально определенного шаблона вложенных друг в друга структур. В 1978 году, работая уже в ANCI, он описал язык SGML, а 1987 год стал годом первой международной конференции по гипертексту «Hypertext 87». В этом же году сотрудник Apple Computers Билл Аткинсон представил свою систему HyperCard.
Обзор методов и подходов к исследованию гипертекста в медиасреде
Методология предполагает упорядочивание существующих методов и подходов при четкой характеристике изучаемого объекта. В основе современной методологии лежат философско-психологическая теория деятельности, системный анализ (системотехника), теория науки (гносеология и семиотика), этика и эстетика деятельности.1 [Новиков, 2007: 20-28].
Многоаспектное описание гипертекста, при выделении в данном феномене предметов изучения, согласно ракурсам различных научных областей и последующем синтезе результатов разнопредметности исследуемого объекта, позволило систематизировать методы и подходы к изучению сущностных особенностей гипертекстовых построений.
Исследование гипертекста с точки зрения системно-деятельного подхода открывает перспективу рассмотрения группы методов, с помощью которых гипертекст может быть описан как совокупность взаимодействующих компонентов. Гипертекстовое пространство - среда - существования гипертекстов представляет собой систему по отношению к составляющим ее компонентам: построениям в виде своеобразных гипертекстовых кластеров. Гипертекстовые кластеры так же состоят из компонентов: информационных единиц (ИЕ), ссылок (И), идентифицирующих референцию по отношению к индексальным объектам (ИО), являющимся по сути ИЕ второго порядка.
Необходимость в комплексном изучении деятельности, общения, диалога, знаково-символических систем требует междисциплинарного подхода при параллельном рассмотрении онтогенеза и филогенеза деятельности (т.е. следует объединить чисто деятельностный и чисто знаковый подходы) [Залевская, 1999: 37-38]. Теория деятельности является продуктивной для психолингвистического подхода и оправдывает себя при изучении процессов восприятия (в том числе -построения образа), памяти, мышления, речи, развития психики в онтогенезе, трудовой деятельности [Залевская, 1990, 1999, 2007; Смирнов, Давыдов 1993: 30-31].
Философско-психологическая позиция исследования деятельности человека в среде гипертекстового пространства основывается на том, что коммуникативная основа этой деятельности в гипермедиа среде обусловлена законами виртуальной реальности.
Анализ исследовательских проектов и общетеоретических работ, посвященных гипертексту и гипертекстовым системам, позволяет выделить двухуровневую проблематику гипертекста - теоретическую и техническую, т.е. анализ, фрагментацию и описание текстовых конструкций с последующим техническим воплощением обработанных текстовых элементов [Карымова, 2002; Купер, 2000; Ованесбеков, 1993 и ДР-]:
Существуют концепции, использующие строгие интеллектуальные процедуры, алгоритмы, правила для анализа информации, содержащейся в гипертексте. В данной связи можно выделить направления, реализующие программное воплощение гипертекста, поисковые механизмы и языковые способы взаимодействия человека и машины и т.д. Данные подходы можно охарактеризовать как «подходы пользовательской направленности».
Более мягкие критерии анализа используются при гуманитарном подходе (лингвистическом, семиотическом, философском, социологическом, психологическом) к анализу гипертекста и его информационного наполнения, функционирования в социуме и т.д. С точки зрения подходов пользовательской направленности можно выделить; проектирование языков человеко-машинного взаимодействия; программную реализацию и функционирование гипертекстовой системы. Программная реализация и функционирование гипертекстовой системы направлены на оптимизацию поисковых механизмов. Можно выделить метод логико-смыслового моделирования (ЛЫС), тензорный и паттерновый подходы, которые разрабатывались\ для построения систем электронных баз данных [Бурьяк, 2005; Тупчиенко-Кадырова, 1998; Эпштейн, 1991]. Особенностью данных подходов является то, что все они «используют понятие гипертекст» [Купер, 1997], но имеют различные точки зрения на построение гипертекстовых систем.
Так метод логико-смыслового моделирования (далее - метод ЛСМ) разрабатывался в нашей стране на базе ЦШШИАСС М.М. Субботиным [Субботин, 1988, 1999] и Д.А. Поспеловым [Поспелов, 1981, 1994] как логико-лингвистический подход к принятию решений для управленческих задач. Этот метод предполагает анализ информации с применением автоматизированных методов в опоре на критерий семантической близости элементов информации (высказываний на естественном языке). Представление логико-смысловой модели в виде связного неориентированного графа, где вершины соответствуют высказываниям, а ребра смысловым связям между ними, позволяет реализовывать функцию анализа некоторой предметной области, определяемой совокупностью текстов на естественном языке.
Специфика и смысл метода состоят в том, что он отображает явление или объект в форме, позволяющей осуществлять операциональный анализ этого отображения с точки зрения его концептуальности (целостного отображения объекта вокруг общей идеи). ЛСМ выдает результаты в виде графических схем и связных текстов [Поспелов, 1981, 1989].
Развитие метода ЛСМ происходит в двух направлениях. В задачи первого направления входит выделение некоторых элементов, относящихся к заданной тематике, из общей системы логико-смысловой сети. Это направление находит практическое применение при создании гипертекстовых систем. В рамках второго направления выполняется декомпозиция исходной системы на отдельные подсистемы, охватывающие определенный блок задач, и устанавливаются взаимосвязи подсистем.
По мнению авторов, преимущества гипертекста проявляются тогда, когда читатель устанавливает подходящие навигационные маршруты, т.е. фрагменты представляют некую целостность. К тому же это уменьшает риск «потеряться» в гипертекстовом пространстве.
Тензорный (категорийно-фасетный) подход [Нестеров, 1995, 2000; Петров, 1985] в анализе гипертекста подразумевает разложение документов на фасеты и тензоры нескольких уровней [Нестеров, 2000]. В простейшем случае тензорный метод представляет собой многоаспектный и многосвязный подход к анализу объектов, но, по мнению разработчиков, является наиболее подходящим методологическим инструментом при исследовании систем [Нестеров, 1995, 2000, 2002]. В основе такого подхода лежит система с трехэлементной структурой, в которую входят: а) объекты (текст, факт, комментарий); б) связи {прямые — между узлами; косвенные -между узлами через факты; ансамблевые - между узлами через комментарии); в) операции (над объектами, связями и операциями). Гипертекстовые записи (нелинейно связанные тексты) в такой системе хранятся, перемещаются и используются в форме двоичных кодов, а сама система определяется как компьютерно-коммуникационная среда, предназначенная для интерактивного взаимодействия.
Теория Паттерн как «математическое ядро для многих практических приложений» [Шуткин, 2001: 9], отображающая общие свойства структур компьютерных гипертекстов, была разработана была Ульфом Гренандером. Исследователь, делая акцент на понятиях «образ», «прототип», «класс», рассматривает данные с точки зрения математической теории обработки регулярных структур (моделей, образов, т.е. паттернов) [Гренандер, 1979, 1981, 1983]. Формальный аппарат данной теории, позволяет преобразовывать подобия логических объектов, моделировать связи, соединения и может применяться в системах, обладающих памятью.
В России формальные методы общей теории паттернов были адаптированы «к решению задач моделирования и проектирования гипертекстов и иных компьютерных информационных систем, состоящих из модульных объектов» [Шуткин, 1994, 1995 (а, б, в), 1996, 2001]. Прикладная теория паттернов дает возможность построения ассоциированных, абстрактных и конкретных паттерновых сетей и применения к решению конкретных практических задач в различных областях знаний, например, в обучении, при построении гипертекстов (электронных учебников, электронных учебных курсов, Web страниц, Web документов и т.д.) баз данных, нейронных сетей и т.д. [Шуткин, 2001], когда существует регулярное (одно) условие отношения связей. Недостатком такого подхода является то, что теория паттернов использует довольно сложный математический аппарат описания структуры гипертекста, при этом описывается заранее размеченный текст, а содержание узлов не рассматривается.
Структура взаимосвязи элементов гипертекстового пространства (элементы моделирования)
Некоторые исследователи [Дедова, 2001, 2003; Масалова, 2003] утверждают, что в основе структуры гипертекста лежат два элемента: 1) текст - информационная единица (ИЕ); 2) ссылка - механическое средство перехода - индекс (И). Таким образом, получается модель гипертекста:
Под такую модель может подпадать любое интертекстуальное или метатекстуальное построение, любые тексты с семиотической точки зрения: вербализованные тексты, а также тексты, построенные средствами знаковых систем и их «языком», отличным от естественного (произведения изобразительного искусства, архитектуры, музыки, театра, кинематографа).
Например: «... Тиффож повиновался и с этой минуты, как маленький ребенок, слушался направляюгцга рук и коленей Звездоносца. Не успел он пройти и десяти шагов, как им преградила путь группа русских солдат, наставивших автоматы на странную пару. Однако пронзительный голосок Эфраима, крикнувшего: «Война капут! Фращузскгі солдаті», заставил их расступиться, дав дорогу Дитя Несугцему...» [Турнье, 2000: 476].
При помощи метафоры «Дитя Несугцему» образуется мотивная связь, знак-метка в семиотическом смысле (по Т. Гоббсу), отсылающая «к внеположному контексту» (Р. Барт), которым в данном случае является баллада И.В. Гете [Гете, 1977: 72]. Здесь реализуется двухэлементная модель: ИЕ (Т) — Индекс.
Пример метатекста: «Рисуя Ветей на холмах, Моне передает на картине весеннее настроение природы в долине Сены (1880). Произведение, на котором местами проглядывает холст, покрыто тонким слоем ярких и светлых красок, передающих прозрачность воздуха и легких облаков. Дерево с едва распустившимися почками напоминает цветущий миндаль с японских эстампов и символизирует возрождение природы. После тяжелой зимы художник с радостью встречает приход теплых дней...» [Патен, 2003: 77].
Данный метатекст к картине К. Моне «Сад художника в Ветее» (1881), во-первых, отсылает непосредственно к изображению самого сада, во-вторых, образует мотивную связь с японской культурой любования цветением сакуры. Здесь нет прямых ссылок на какие-то конкретные тексты, есть только мысленная связь, которая может возникнуть при условии, что читатель имеет представление о японских традиционных праздниках (о празднике цветения сакуры, в частности), не говоря уже о том, что видел саму картину К. Моне, о которой идет речь в тексте. Здесь также реализуется двухэлементная модель: ИЕ (Т) - Индекс, где метатекст является информационной единицей, в которой наличествуют Индексы:
Как было отмечено ранее, в гипертексте присутствуют два типа объектов, представляющих информацию - это узлы (ИЕ) и дуги (средства реализации механизмов смысловых и структурных связей) [Эпштейн, 2000]. Принимая позицию А.В. Нестерова в понимании системы и ее свойств [Нестеров (а), 2005: 4], мы рассматриваем системность гипертекстовых построений как взаимодействие элементов без потери ими принадлежности к своим универсам при продуцировании нового свойства, отсутствующего у каждого элемента в отдельности. Таким свойством будет принадлежность к гипертекстовой цепочке.
Итак, применительно к гипертексту следует вести речь не о двухэлементной структуре, а о двух типах объектов, при взаимодействии которых реализуется переход от ИЕ посредством И в новую ИЕ. Способность к физическому перемещению от одной ИЕ к другой при помощи ссылки и есть то новое свойство, которого нет у интертекста и метатекста (как формальных текстовых конструкций).
Такое свойство обеспечивается открытостью структуры при отсутствии организационного центра [Нестеров, 2005 (б)]. Есть основание полагать, что гипертекстовая структура, базирующаяся на двух типах объектов, включает в себя трехэлементное построение: 1) текст — информационная единица (ИЕ); 2) ссылка - механическое средство перехода, индекс (И); 3) индексальный объект, в котором реализуется переход (ИО).