Введение к работе
Актуальность темы. Современная филологическая наука призвана к разработке новой концепции истории русской журналистики, которая учитывает православную традицию. Настоящая диссертация, посвященная изучению своеобразия художественного мира и поэтики произведений разных жанров, опубликованных в славянофильском журнале «Русская беседа», предполагает продолжение такого рода исследований, обладает научной значимостью в плане углубления и развития темы православия в публицистическом творчестве славянофилов, вносит свой вклад в развитие филологической науки. Актуальность исследования заключается также в комплексном подходе и концептуальном осмыслении славянофильского направления как особого явления в общественно-культурном и коммуникативном процессе середины XIX века, воплотившегося во всей полноте и многообразии в «Русской беседе».
Журналисты-славянофилы, объединившись в редакции «Русской беседы», создали особое направление, основанное на концепции духовного быта и бытия человека, изучение роли которого в общекультурном процессе является насущной необходимостью. Диссертация представляет целостное исследование славянофильского журнала «Русская беседа» как православного культурно-исторического явления эпохи.
Цель исследования - выявить коммуникативную стратегию славянофильского издания, проанализировать тематику и жанровое своеобразие публикаций «Русской беседы», уяснить признаки, характеризующие журнал как целостную коммуникативную систему, воплотившую религиозно-философские, политические, эстетические взгляды славянофилов.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
– определить идеологическое единство материалов «Русской беседы», соотнести его с общей философско-религиозной и эстетической концепцией славянофильского учения, мотивировать взгляд на славянофильский журнал как целостное явление;
– уяснить в связи с этим позиции издателей журнала по различным вопросам жизни русского общества с учетом специфики их философско-эстетических и мировоззренческих принципов;
– обосновать роль славянофильского духовно-религиозного направления в развитии русской журналистики, имеющего равноправное значение в коммуникативном процессе середины XIX века наряду с революционно-демократическим;
– осмыслить значение «Русской беседы» как энциклопедии славянофильства и одновременно как уникального явления общественно-культурной жизни России середины XIX века в целом;
– рассмотреть в историко-коммуникативном аспекте произведения авторов «Русской беседы», подчеркнув их значение в формировании славянофильского «положительного» направления, что дает возможность более полно воссоздать литературно-журнальную ситуацию 1856-х-1860-х гг;
– сформировать научно-репрезентативное представление о творчестве славянофилов в журнале «Русская беседа» как практическом воплощении их философско-религиозной, нравственно-этической и эстетической концепции;
– проанализировать проблематику и жанровую специфику публикаций журнала «Русская беседа», подчеркнув приоритеты их православных духовно-этических установок;
– уточнить место славянофильского издания в истории русской журналистики XIX века.
Комментарий и анализ материалов журнала будет носить жанрово-тематический характер. Этот подход представляется в научном плане более продуктивным, так как приоритет тех или иных тем и жанров особенно наглядно отражает общественно-политическую позицию журнала и всего направления в целом. Мы оставляем за пределами своего исследования те материалы «Русской беседы», которые уже опубликованы и проанализированы исследователями журналистики XIX века. В центре нашего внимания – менее изученные, менее известные авторы, ибо нет сомнения в том, что становление и развитие журналистики – это целостный процесс. Литературно-журналистскую атмосферу создают не только вершинные, но и второстепенные публикации. Голос каждого участника этого процесса важен в исторической перспективе. Комплексное изучение славянофильской журналистики во всей ее полноте и полифонии поможет воссоздать сложную и противоречивую картину общественно-литературной жизни России середины XIX века.
Методология диссертации продиктована спецификой предмета изучения. Она соединяет три подхода: философско-религиозный, текстуально-коммуникативный и историко-функциональный. Для издателей и авторов славянофильского журнала ключевым положением являлось православие, поэтому теоретической базой данной работы послужили труды Святых Отцов Русской православной церкви: Св. Иоанна Дамаскина, Свт. Игнатия Брянчанинова, Свт. Филарета Московского, Св. прав. Иоанна Кронштадтского, митрополита Иоанна Снычева, а также исследования христианских философов В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, А. Ф. Лосева, Н. А. Лосского, В. В. Розанова, Л. А. Тихомирова.
В области теории, истории журналистики и транстекстуальной коммуникации мы опираемся на работы М. М. Бахтина, сформулировавшего концепцию «двуголосого» слова и диалогизма культурных явлений. А также Д. Н. Овсянико-Куликовского, М. М. Сухомлинова, А. И. Пыпина, В. Н. Турбина, В. Н. Катасонова, В. В. Кожинова, и труды ученых, осмысляющих искусство слова в православном аспекте, Е. А. Анненковой, В. Г. Воропаева, М. М. Дунаева, И. А. Есаулова, Т. А. Ильиной, Т. Ф. Пирожковой, А. М. Панченко.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Значение славянофильского направления в русской журналистике и общественной жизни возможно глубже понять и по достоинству оценить только с позиций христианского мировоззрения.
2. Религиозно-философские и литературно-эстетические взгляды издателей- редакторов и авторов «Русской беседы» всесторонне и полно отразились в публикациях журнала, который был уникальным явлением русской журналистики середины XIX века и своеобразной энциклопедией славянофильства.
3. Комплексное концептуальное осмысление разножанровых произведений, опубликованных в «Русской беседе», позволяет говорить об особом литературно-публицистическом направлении в коммуникативном процессе середины XIX века, объединявшем славянофильских журналистов и писателей в поисках «положительных» сторон русской жизни, религиозных основ русского национального характера, в отображении православного мира и православного менталитета.
4. Феномен религиозного типа художественного сознания является неотъемлемой частью историко-культурного процесса в России середины XIX века наряду с революционно-демократическим и социально-обличительным.
5. Изучение религиозно-нравственных аспектов творчества русских журналистов, выявление многообразных связей публицистических произведений с православной традицией, преодоление доминирования атеистически-гуманистического подхода к социально-культурной реальности является настоятельной необходимостью современной филологической науки. Данное исследование вносит свой вклад в развитие этого направления.
Методы исследования, применяемые в диссертации:
– культурно-исторический, позволяющий проследить этапы становления и функционирования «Русской беседы» в связи с философско-религиозной, нравственно-этической и социокультурной концепцией славянофилов;
– текстуально-коммуникативный предполагает возможность тщательно проанализировать специфику издательской политики редакции «Русской беседы»: широкую демократическую адресацию и энциклопедизм журнала;
– историко-функциональный метод с использованием опыта сравнительно-типологического и историко-литературного анализа позволяет исследовать славянофильский журнал как феномен русского философского и культурного соз-
нания эпохи, который не утратил своей актуальности и в XXI веке. Это обязывает рассматривать публикации журнала в их временном функционировании, учитывать жанрово-тематическое многообразие текстов, представляющих в то же время единое целое.
Научная новизна представленной диссертации заключается в уточнении дифференциации историко-журналистского процесса середины XIX века, в обосновании славянофильского направления как специфического общественно-культурного явления, в углубленном изучении философско-религиозных и этических исканий издателей-редакторов «Русской беседы», а также их демократической адресованности и энциклопедизма, в выявлении жанрово-тематического синтеза публикаций журнала.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации и полученные в ней результаты позволяют углубить и расширить представление о многообразии русского коммуникативного процесса середины XIX века. Основные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при подготовке вузовских курсов по истории русской журналистики XIX века, а также при разработке спецкурсов по творчеству славянофилов.
Апробация результатов исследования проходила на научно-практических конференциях и чтениях, таких как: международная научная конференция «Межкультурная коммуникация в современной славянском мире», ТвГУ, г. Тверь, 2005 г., Научная конференция «Проблемы духовно-нравственного становления личности», г. Тверь, Филиал гуманитарно-экономического института, 2006 г., Научная конференция «Русская религиозная философия о проблемах просвещения», ТвГУ, кафедра теологии, г. Тверь, 2006 г., «Кирилло-Мефодиевские чтения», ТвГУ, кафедра теологии, 2005, 2006 гг., Международные образовательные Рождественские чтения, г. Москва, 2007, 2008 г. По теме диссертации опубликовано 9 статей в научных журналах и сборниках научных трудов, в том числе две публикации в ведущих изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.