Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Учение Фомы Аквинского об имущественных и хозяйственных отношениях Стецюра, Татьяна Дмитриевна

Учение Фомы Аквинского об имущественных и хозяйственных отношениях
<
Учение Фомы Аквинского об имущественных и хозяйственных отношениях Учение Фомы Аквинского об имущественных и хозяйственных отношениях Учение Фомы Аквинского об имущественных и хозяйственных отношениях Учение Фомы Аквинского об имущественных и хозяйственных отношениях Учение Фомы Аквинского об имущественных и хозяйственных отношениях Учение Фомы Аквинского об имущественных и хозяйственных отношениях Учение Фомы Аквинского об имущественных и хозяйственных отношениях Учение Фомы Аквинского об имущественных и хозяйственных отношениях Учение Фомы Аквинского об имущественных и хозяйственных отношениях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Стецюра, Татьяна Дмитриевна. Учение Фомы Аквинского об имущественных и хозяйственных отношениях : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03. - Москва, 2006. - 307 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ФОМА АКВИНСКИЙ: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО 71

ГЛАВА II. УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО ОБ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ

1. Представления о возникновении частного владения у предшественников и современников Фомы Аквинского 121

2. Учение Фомы Аквинского об «изначальном состоянии» человечества 138

3. Правовое обоснование раздельного владения имуществом в трудах Фомы Аквинского 140

4. Проблема справедливого распределения имущества 154

5. Объекты имущественных отношений 160

6. Земля и природные богатства.

Прочее недвижимое имущество 168

7.Основания приобретения владельческих прав 172

ГЛАВА III. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО О ТРУДЕ, ИЕРАРХИИ ЕГО ВИДОВ И СПРАВЕДЛИВОМ ВОЗНАГРАЖДЕНИИ

1. Воззрения предшественников Фомы Аквинского на трудовую деятельность 180

2.Представления Фомы Аквинского о труде: наказание, призвание или естественная необходимость? 186

3.Иерархия видов труда у Фомы Аквинского 204

4.Проблема справедливого вознаграждения 213

ГЛАВА IV. «СТЯЖАНИЕ НЕПРАВЕДНОЕ» И НОВЫЕ ВЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ

1. Торговля и торговая прибыль 218

2. Учение Фомы Аквинского о «справедливой цене» 233

3.Ростовщичество и банковское дело 242

4.Нажива на «бесчестныхудовольствиях» 259

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 273

БИБЛИОГРАФИЯ 280

Список сокращений 307

Введение к работе

§ 1. Цели и задачи исследования

В истории средневековой Европы XIII в. занимает особое место. Это период значительных изменений в экономике и духовной жизни общества, расцвета «высокой схоластики». Рост городов, развитие ремесла, торговли и банковского дела, эволюция мировосприятия, с одной стороны, и усвоение общественно-политических концепций античных, арабских и еврейских философов, с другой - все это способствовало активной разработке крупнейшими религиозными мыслителями конца XII - XIII в. вопросов, касающихся имущественных и хозяйственных отношений. Их различные стороны рассматривались Вильгельмом Овернским, Винцентом из Бове, Александром Гэльским, Альбертом Великим, Роджером Бэконом как составная часть их этических или государственно-правовых учений.

Наиболее законченное выражение хозяйственно-этические взгляды схоластов XIII в. получили в произведениях монаха-доминиканца Фомы Ак-винского (1225/1226-1274) - выдающегося богослова и философа Средневековья. Благодаря широчайшей эрудиции и незаурядному таланту систематизатора он создал всеобъемлющий свод знаний об окружающем мире и деятельности человека во всех ее проявлениях. Значительное внимание он уделял проблемам владения имуществом и хозяйствования (т. е. трудовых и экономических отношений, а в более широком значении, любой деятельности, дающей средства к существованию), рассматривая их правовые и нравственные аспекты. В своей морально-правовой доктрине Фома высказывал суждения о частном владении, труде, иерархии его видов и вознаграждении за него, а также о денежном обращении, торговой прибыли и ростовщичестве, дал оценку многим явлениям экономической жизни того времени.

Высказывания Фомы Аквинского по различным экономическим и социальным вопросам в своей совокупности образуют стройное и обстоятельное учение, в котором идеи философов древности, христианских авторов поздней античности и Средневековья были обобщены и переосмыслены в соответствии с потребностями его эпохи. Оно оказало огромное воздействие на социальную мысль католической церкви последующих столетий и продолжает вызывать научные дискуссии в наши дни.

Анализ выработанной Фомой Аквинским концепции имущественных и хозяйственных отношений позволяет получить более полное представление о мировоззренческих установках схоласта, в которых отразилась иерархия ценностей, характерная для средневекового общественного сознания, а также дает возможность объяснить ряд особенностей развития торговли и кредита в Западной Европе XIII-XIV вв. Этим определяется наш интерес к данному аспекту религиозно-философской системы Аквината и выбор его в качестве предмета исследования.

Несмотря на наличие в мировой историографии большого числа работ, посвященных Фоме Аквинскому и его взглядам, многие стороны его социально-хозяйственного учения не были освещены в должной мере. Это обстоятельство придает теме работы новизну и особую актуальность.

Целью диссертации является исследование учения Фомы Аквинского об имущественных отношениях и хозяйствовании (то есть о трудовой и экономической деятельности) в системе его взглядов, во взаимосвязи с этическими и правовыми концепциями «высокой схоластики» и экономической жизнью XIII в.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: уточнить на основе источников спорные моменты биографии Фомы Аквинского; раскрыть влияние важнейших событий жизненного пути схоласта на формирование его воззрений; рассмотреть представления Фомы об имущественных отношениях, о труде, иерархии его видов, включая те занятия, которые воспринимались средневековыми авторами как «бесчестные», и о вознаграждении (в том числе, о торговой прибыли, о «справедливой цене» и ростовщическом проценте); выявить взаимосвязь этих представлений с мо ральной концепцией схоласта и хозяйственно-правовой практикой его времени.

Рассматриваемый в диссертации круг проблем, касающихся имущественных отношений и хозяйствования, определился в ходе работы с произведениями самого Фомы и других схоластов XIII в., а также с учетом посвященной творчеству Аквината историографии.

Хронологические рамки исследования охватывают годы жизни Аквината (1225/1226-1274) и последующий период вплоть до его канонизации в 1323 г., однако в тех случаях, когда требуется выявить истоки взглядов схоласта на общество и принятые в нем имущественные и хозяйственные отношения, а также проследить их дальнейшее усвоение и интерпретацию, эти временные границы могут быть расширены.

Объектом исследования служит религиозно-философская система Фомы Аквинского, а также социально-хозяйственные воззрения его предшественников - мыслителей древности, схоластов и правоведов XI-XIII вв.

Предметом исследования является учение Фомы об имущественных и хозяйственных отношениях.

Научная новизна исследования заключается в том, что учение Фомы Аквинского об имущественных отношениях и хозяйствовании впервые анализируется в неразрывной связи с важнейшими положениями его религиозно-философской системы, его моральным и общественно-политическим учением. Взгляды схоласта рассматриваются в контексте интеллектуальных исканий XIII в. и реалий экономической жизни той эпохи, в сравнении с концепциями современных ему богословов и правоведов, а также мыслителей предшествующих веков.

Методологической основой диссертации являются важнейшие принципы научной работы - историзм, стремление к объективности, системность, комплексное изучение источников, позволяющие рассматривать взгляды Фомы Аквинского на имущественные и хозяйственные отношения в истори ческом контексте его эпохи, в их становлении и последующем развитии. Тесная связь проблематики исследования с историей экономических учений, интеллектуальной историей, историей философии и культуры обусловливает его междисциплинарный характер. Для успешного решения поставленных целей и задач необходимо применить сравнительно-исторический подход, а в ряде случаев прибегнуть к источниковедческому подходу и терминологическому анализу.

Практическое значение исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в обобщающих трудах по истории Средних веков и по истории экономических учений, при подготовке учебных пособий, лекций и специальных курсов, посвященных культуре и общественной мысли XI-XIV вв., средневековой схоластике.

Фома аквинский: жизнь и творчество

Развитие религиозно-философской системы Фомы Аквинского и его социально-хозяйственных взглядов невозможно представить вне исторического контекста эпохи «высокой схоластики», вне связи с судьбой мыслителя.

Главной трудностью, с которой сталкивается исследователь, пытающийся создать жизнеописание Аквината на основе его сочинений и документов XIII-XIV вв., является почти полное отсутствие в них прямых упоминаний самого Фомы о себе. Выражая ставшую типичной для всего Средневековья точку зрения на автобиографию, Фома Аквинский со ссылкой на Григория Великого писал в «Богословской сумме» о том, что восхвалять себя неподобающим образом значило бы впасть в грех гордыни1. Разъясняя текст второго послания апостола Павла к Коринфянам, он добавил: рассказ о своей жизни или самооправдание все же уместны, если человек понуждаем к этому злонамеренными противниками, должен сохранить свою репутацию и восстановить справедливость или желает «увлечь слушателей к истине»2. Как показывают сочинения Аквината, он строго придерживался данного правила. Вместе с тем, сведения, позволяющие понять особенности его взглядов, объясняющие мотивы многих его поступков и помогающие определить его ближайший круг общения, можно почерпнуть из адресованных студентам

«Вопросов о чем угодно», а также из писем, направляемых различным лицам и содержащих ответы (Responsiones) на заданные ими вопросы, из полемических трактатов. И все же основными источниками при написании биографии Фомы остаются документы аббатства Монте-Кассино, папской курии, доминиканского ордена и Парижского университета, житийная литература. Как отмечал еще М. Грабманн, содержащиеся в них данные нередко нуждаются в проверке1.

Этим объясняется наличие ряда спорных проблем в жизнеописании схоласта, которые мы попытаемся разрешить, опираясь в первую очередь на опубликованные источники и обобщая результаты многолетних архивных изысканий, предпринятых такими знатоками творчества «ангельского доктора», как Г. Денифле, П. Мандонне, М. Грабманн, И.А. Эндрес, К. Боймкер, Ф. Скандоне, Ф. Пельстер, Д. Прюммер, П.-А. Вальц, Дж.А. Уэйшейпл, Ж,-П. Торрелл. Мы постараемся более обстоятельно проанализировать и сопоставить сведения, содержащиеся в опубликованных трактатах Фомы, университетских и орденских распоряжениях, постановлениях папской курии, агиографических произведениях, материалах канонизационного процесса.

Источники не сохранили точную дату рождения Фомы Аквинского. Ее, как и многие другие вехи жизненного пути мыслителя, можно установить лишь по косвенным данным. Что касается дня рождения Аквината, то определить его вряд ли возможно. Вероятно, будущий святой появился на свет в конце декабря — начале января, ведь 21 декабря католики чтят память апостола Фомы, поэтому младенец, родившийся в течение 40 дней после этого, вполне мог получить при крещении имя Фома (Томмазо). Не исключено, что имя мальчику было выбрано заранее. В житии Фомы, созданном Вильгельмом Токко, упоминается о встрече его матери в замке Рокка-Секка с неким отшельником, который предсказал ей скорое рождение сына, которого следовало назвать Фомой, и его последующую судьбу. Как писал Вильгельм, при наречении имени ребенок проявил признаки радости (jocunditas) . Впрочем, никаких, даже косвенных указаний, позволяющих вычислить дату появления Фомы на свет, в тексте не содержится.

Кроме того, новорожденного могли назвать Фомой в честь его знаменитого деда, женатого на сестре императора Фридриха Барбароссы, но, думается, что и в таком случае родители или священник, крестивший дитя, все же ориентировались на церковный календарь. Впрочем, дискуссии в историографии ведутся лишь о годе рождения Аквината.

Вплоть до второй половины XIX в. авторы жизнеописаний Фомы, не обращаясь к источникам, приводили лишь приблизительные даты рождения и смерти Фомы, а также его вступления в доминиканский орден. Так, на страницах вышедшей в 1858-1859 гг. двухтомной работы «Святой Фома Ак-винский» К. Вернера говорится о том, что будущий святой родился в 1224 или 1226 гг., а умер 12 марта 1274 г.3 В появившейся четырнадцатью годами ранее книге «Жизнеописания святых, отцов и мучеников» временем появления Аквината на свет назван конец 1226 г., его уход к доминиканцам датировался 1243 г. (отец Фомы, по словам автора, в ту пору еще был жив), а относительно последнего периода преподавательской деятельности схоласта сказано, что с 6 декабря 1268 г. он больше ничего не говорил и не писал (как в таком случае Фома мог читать лекции в Парижском университете в 1269-1272 гг., не объясняется)4.

Представления о возникновении частного владения у предшественников и современников Фомы Аквинского

Учение Фомы Аквинского об имущественных отношениях, которое является важной частью его религиозно-этической системы, привлекает внимание исследователей около полутора столетий. Еще в конце XIX в. оно стало предметом оживленных историографических споров, возобновившихся в наши дни.

Повышению интереса к общественно-экономическим воззрениям Ак-вината немало способствовали выступления папы Льва XIII (1878-1903), в энциклике «Aeterni Patris» (1879) провозгласившего доктрину Фомы официальной философией католической церкви. В другом послании понтифика, «Rerum novarum» (1891), а также в энциклике «Quod Apostolici Muneris» (1878) содержится выдвинутое в противовес марксизму утверждение о незыблемости и неприкосновенности частной собственности1. «Справедливо род человеческий... уже в законе самой природы видел основание для раздела благ и извечным обычаем (выделено нами. - Т.С.) освятил личную собственность», - читаем в «Rerum novarum»2.

Следуя принципам, изложенным в документах Святого Престола, некоторые авторы конца XIX - первой половины XX в., в частности, С. Деплуаж, Ф. Вальтер, И. Бидерлак, М. Мауренбрехер, О. Шиллинг, А. Хорват, Дж. Спельц, М.-И. Ле Клер стремились представить Фому сторонником раздельного владения вещами и сближали позицию великого доминиканца с либерализмом XIX в. Такого рода рассуждения можно обнаружить и на страницах книги В. Зомбарта «Буржуа». Зомбарт сводил суть хозяйственного учения Фомы к идее рационализации, которая, по его убеждению, оказала «существенное содействие капиталистическому мышлению», и к похвале мещанским добродетелям2.

Напротив, Э. Шрайбер подчеркивал традиционализм схоласта, тесную связь его взглядов на имущественные отношения не только с хозяйственной практикой Средневековья, но и с наследием отцов Церкви. Шрайбер полагал, что Фома «не создал ничего нового» по сравнению с теологами XI - первой половины XIII вв. Сходные высказывания можно обнаружить и в работе Г. Эйкена «История и система средневекового миросозерцания»4. Данная точка зрения сохраняет свое влияние вплоть до наших дней. «Преданным учеником церкви», опиравшимся не столько на труды Аристотеля, сколько на патристику, считает Фому современный португальский исследователь Жоан Сезар даш Невеш1.

«Дозволенным является то, что человек владеет личным имуществом (propria)» . Иначе звучит другой отрывок из того же сочинения: «В состоянии невинности нравы у людей были такими, что без опасения всякого рода раздоров они сообща пользовались... благами, находившимися в их власти»3. В полемическом трактате «Против вредоносного учения тех, кто отвращает людей от вступления в монашество» Аквинат настаивал на необходимости полного отказа от имущества для достижения вершин совершенства христианской жизни . В чем причина столь неодинаковых суждений Фомы Аквин-ского о владении имуществом? Сущность и своеобразие созданной Аквинатом концепции имущественных отношений можно понять лишь в контексте его религиозно-философской системы, в сравнении со взглядами его предшественников и ближайших современников.

Историки, анализировавшие социальные и экономические воззрения схоластов, неоднократно указывали на то, что их высказывания о различных сторонах хозяйственной жизни общества были крайне разрозненными и, не образуя некой обособленной, детально разработанной системы, вплетались либо в этическое, либо в государственно-правовое учение. Более того, «эти-зацию» социальной доктрины они считали одной из главных отличительных черт средневекового мировоззрения5. Впрочем, подобный подход к данной проблеме был характерен как для древнегреческих и древнеримских философов, так и для отцов Церкви (опиравшихся, в значительной степени, на Платона, Аристотеля, Цицерона и стоиков).

Воззрения предшественников Фомы Аквинского на трудовую деятельность

Учение Фомы Аквинского о трудовой деятельности и справедливом вознаграждении - один из важнейших аспектов его социально-экономической концепции. Наряду с учением схоласта об имущественных отношениях оно на протяжении длительного времени вызывает споры среди исследователей. Большинство авторов XIX-XX вв., анализировавших социальные воззрения мыслителя, старалось представить его сторонником всеобщей обязанности трудиться. Стремясь использовать высказывания Фомы для решения «рабочего вопроса», католические историки (А. Хорват, Г. Манзер, С.-М. Киллин, Ч. Стшешевский, Ю. Майка) подчеркивали, что он признавал достойным источником человеческого благополучия и счастья любой труд, в том числе физический. По убеждению Ю. Майки, «Фома провозглашает обязательность труда для всех», ему «не чужда идея профессии как общественного призвания, развитая позднее протестантами»1. Подобные суждения содержатся в работе В. Зомбарта «Буржуа», исследованиях М. Оссовской и Т.Б. Коваль2.

Сходным образом интерпретировали воззрения Фомы отечественные историки философии. В работе О.В. Трахтенберга «Очерки по истории западноевропейской средневековой философии» высказано мнение, что Фома «не считал труд позорным для свободного человека, хотя и резко разграничивал труд физический, черный, и труд умственный, благородный»1. В.В.Соколов полагал, что, согласно Фоме, «большинство... обязано заниматься различными разновидностями физического труда, а меньшинство призвано к умственному труду и управлению.. .»2.

Еще дальше шли представители историко-экономической школы -С. Хагенауер, Э. Салин, А. Фанфани, утверждавшие, что труд воспринимался Фомой как главный источник благосостояния людей и основание для вознаграждения, а также, наряду с производственными издержками (labor et expensae), являлся в его концепции важнейшим фактором образования «справедливой цены» (justum pretium)3. «Зачаток позднейших политэкономических теорий» видел в размышлениях Фомы об общественном значении трудовой деятельности А. Крузе4.

В то же время вышедшие в конце XIX - начале XX в. работы В. Брантса, И. Жмавка, И.-Ю. Бауманна, Ф. Вальтера, О. Шиллинга, Э. Шрайбера, в которых обстоятельно проанализированы многие аспекты социально-хозяйственных и общественно-политических воззрений Фомы Ак-винского, а также некоторые обобщающие исследования по истории средневековой мысли, в частности, монография Г. Эйкена «История и система средневекового миросозерцания», содержат более осторожные оценки . По мнению их авторов, Фома видел в труде не столько стимул к накоплению имущества, сколько средство против искушений.

Сторонники данной точки зрения также находят подтверждение своих взглядов в трактатах Фомы Аквинского. На страницах «Богословской суммы» не только физический, но и умственный труд назван, наряду с постом и молитвой, среди самых полезных для монахов занятий, препятствующих дурным и соблазнительным помыслам, искореняющих сребролюбие1. В свою очередь, «тот, кто имеет средства для жизни, приобретенные дозволенным путем, не обязан работать руками», - добавляет мыслитель в «Вопросах о чем угодно»2.

Вместе с тем, как показывают источники, рассуждения Фомы отнюдь не сводились к вопросу об обязательности труда. Гораздо важнее для Фомы было определить, в чем смысл и назначение трудовой деятельности, какие ее виды следует признать достойными, как должно устанавливаться вознаграждение за нее. Эти проблемы волновали «ангельского доктора» не случайно.

Несмотря на реабилитацию труда в раннем христианстве, его оценка церковными авторами оставалась весьма низкой3. Рассматривая труд не только как средство для обеспечения нужд семейства и благотворительности, «чтобы было из чего уделять нуждающемуся»4, но и как действенный способ устранения праздности, обуздания вожделений, и, равным образом, происходящих от них пороков, церковные писатели первых веков и родоначальники западноевропейской схоластики видели в нем наказание за первородный грех. Сказанное относится, в первую очередь, к тяжелой физической работе.