Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семейные культы и ритуалы в Древнем Риме Клёнышева, Наталья Дмитриевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Клёнышева, Наталья Дмитриевна. Семейные культы и ритуалы в Древнем Риме : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Клёнышева Наталья Дмитриевна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2011.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 11-2/3727

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В диссертации рассматриваются древнеримские семейные обряды и ритуалы жизненного цикла в их комплексной взаимосвязи. Значимость такого рода религиозных институтов и традиций столь велика в любом социуме, что они не исчезают даже при изменении государственной религии, хотя и приспосабливаются к её нуждам. Римские обряды, относящиеся к детям (от их рождения до взросления), свадебные и погребальные церемонии сохранили множество архаичных черт, сложившихся ещё в догосударственный период италийской истории. Это объясняется тем, что указанные верования и ритуалы в целом самовоспроизводились социумом без оглядки на государственные религиозные установления. Обряды такого рода отражают самые древние пласты религиозного мировоззрения римлян, без учёта которых исследование римской религии представляется однобоким. Их реконструкция, фиксация и интерпретация на основе современных методов познания позволяет в дальнейшем рассматривать особенности соответствующих общеевропейских тенденций религиозного развития не только применительно к прошлому, но также к настоящему и будущему. Изучение семейной религии важно не только по отношению к древнеримской гражданской общине (civitas), но также и к современным обществам, так как соответствующие ритуалы в любом социуме гораздо более консервативны, чем официальная или же преобладающая в нем религия и (или) идеология, частью которой они всегда являются, корнями уходя в глубокую древность. Ритуалы такого типа воспринимаются не только как идентифицирующий элемент религии, отличающий ее от схожих «чужих» элементов и связанный с культурой народа, но и как обоснование «правильного национального образа жизни». Кроме того, исследование частной стороны римской религиозной сферы в ее взаимодействии с общественной вносит важный вклад в познание сути и специфических черт гражданской общины – уникального социально-политического феномена, изучение которого имеет ключевое значение для понимания античной цивилизации, являясь одной из самых сложных и актуальных задач современной историографии античности.

Объектом исследования является частная римская религия (sacra privatа) как органическая часть религии римской гражданской общины (civitas).

Предмет исследования – обряды и культы, связанные с рождением, взрослением, свадьбой и погребением, т.е. с повседневной жизнью римской семьи.

Хронологические рамки исследования охватывают период со II в. до н.э. по III в. н.э., что определяется состоянием источниковой базы. В этот период римская религия еще сохраняла свои специфические полисные черты, несмотря на изменения политического строя. Религиозный консерватизм особенно проявился в частном культе. Но уже с III в. н.э. все сферы римской религиозной жизни испытали масштабные изменения, огромное влияние стали оказывать иноземные культы и распространение христианства.

Источниковую базу составляют письменные источники разных видов, эпиграфические, этнологические и археологические данные. В римской нарративной традиции нет ни одного труда, в котором более или менее систематически излагались бы сведения о частных ритуалах (sacra privata). Поэтому для данной работы потребовалось использование всего массива сведений, которые содержатся в сочинениях республиканских авторов II – I в. до н.э. и поздних комментаторов-христиан вплоть до VIII в. В некоторых случаях больший интерес могут представлять не столько сами литературные, исторические и публицистические труды, сколько более поздние комментарии к ним, например, комментарии Сервия к «Энеиде». При этом любое сообщение, даже единичное, имеет научную ценность, если оно не противоречит всей античной традиции и римской культуре, и если оно имеет этнографические параллели.

Особое значение для изучения римской частной религии имеют труды Марка Теренция Варрона ( – гг. до н. э.) и Веррия Флакка (55 до н.э. – 20 н.э.), самых известных представителей антикварного направления. Эти источники дают интересные сведения обо всех семейных ритуалах и тех божествах, без «влияния» которых не обходилась семейная жизнь. Помогает дополнить картину «Естественная история» Плиния Старшего (23 г. н. э. – 79 г. н. э), в которой есть сведения о народных верованиях и повседневном римском быте. Важны для данной работы также поэмы Вергилия (70 г. до н.э. – 19 г. н.э.) и Овидия (43 до н.э. – 17/18 н.э.), эпиграммы Марциала (40 – 104 г. н.э.), комедии Плавта (254 – 184 до н.э.). Одним из основных источников по рассматриваемой в диссертации проблематике комментариях к «Энеидае» Вергилия, написанных грамматиком и ритором Сервием (IV в.). Важная информация содержится в «Фастах» Овидия, где он довольно подробно (по сравнению с другими авторами) рассказывает о римских общественных и частных праздниках с января до июня. Интересные сведения содержатся в сочинениях Плутарха (45 – 127 г.), в особенности в «Римских вопросах». Ещё один ценный источник – письма Марка Туллия Цицерона (106–43 до н.э.) и его трактаты «О дивинации» и «О законах». Для изучения и реконструкции свадебных обрядов ценны стихи LXI и LXII Катулла (87 – 54 до н.э.). Оба они структурированы вокруг определенных этапов брачного ритуала. Сведения римских историков Тацита (56 – 117 н.э.) и Светония (75 – 160 н.э.) также имеют некоторое значение для исследования, хотя и в меньшей степени, чем указанные выше. Весьма важную информацию можно почерпнуть из юридических источников, в частности из «Институций» Гая и Дигест. Изучение погребальных обрядов невозможно без учета археологических данных. Поэтому для исследования были использованы монографии «Италийская арехеология погребений» Ф. фон Дуна, «Ранний Рим: гробницы» Эйнара Гьерстада и «Римская вилла и позднеримское детское кладбище: раскопки в Поджо Граминьяно Луньяно в Терволине» Девида и Ноэла Сорен.

Степень разработанности темы. В антиковедении существует множество трудов, посвященных римской религии в целом, однако их авторов интересовала главным образом общественная религия, а частная в лучшем случае рассматривалась как один из ее элементов. Монографий, посвященных исключительно семейным праздникам и обрядам, существует крайне мало, что, в первую очередь, объясняется состоянием источниковой базы. Особую роль для развития исследований по данной проблематике сыграла монография Й. Марквардта и А. Мау «Частная жизнь римлян», вышедшая в 1879 году в Лейпциге. Авторы стремились показать, насколько возможно, быт римской семьи, так как именно эта немаловажная часть жизни оставалась за рамками исследований в их время. В монографии есть главы, посвященные браку, детям и их воспитанию, рабам, ксенам, клиентам и вольноотпущенникам, дому, повседневной жизни и погребению. Главную задачу авторы видели в изложении имеющихся фактов, а не в их трактовке (за исключением главы о браке). Позже появились такие труды общего характера (различные по размеру и значимости), как «Молоко в культе греков и римлян» Карла Висса, «Об употреблении шерсти в античных ритуалах» Й. Плея, «Ритуальное значение жёлтого цвета у римлян» Ф.М. Дэйна, «Сивиллины книги» Г. Дильса, а также статьи, например, «Дверной порог в римской религии и фольклоре» M.Б. Оля и «Пережитки магии в римской религии» Э. Барриса. Интерес к данной теме возрос, чем было вызвано появление ряда научно-популярных работ, написанных историками-антиковедами.

Другим весьма значимым для данной темы исследованием стало двухтомное издание Аттилио Де-Марки «Частный культ древнего Рима», вышедшее в 1896 – 1903 гг. В ней рассмотрены все аспекты частного культа. Первый том посвящен собственно семейной религии, а во втором рассматривается религия родов и коллегий. В целом, А. Де-Марки следует за Марквардтом: он не предлагает какую-либо новую концепцию, а последовательно излагает ту фактуру, которая была накоплена в антиковедении к тому времени, как он взялся за свой труд. Итальянский исследователь использовал не только данные письменной традиции, но и материалы раскопок (в частности, из Нарче недалеко от Фалерий в Неми). Кроме того, из общих трудов следует назвать монографию Эрнста Замтера «Семейные праздники греков и римлян», вышедшую в 1901 году. В ней автор рассматривает брачные церемонии и обряды рождения, привлекая богатый этнографический материал. Э. Замтер, в отличие от Й. Марквардта и А. Де-Марки, стремился объяснить смысл того или иного римского или греческого ритуала.

Среди специальных работ, посвященных проблематике данного исследования, следует отметить монографию Томаса Кёвес-Цулауфа «Римские ритуалы рождения детей», а также ряд статей, рассматривавших вопросы детства и его восприятия в древнем Риме. Тема римского брака стала отдельной научной проблемой ещё в середине XIX в., когда вышла в свет монография Августа Россбаха «Исследование римского брака». Написанная в лучших традициях немецкой историографии, эта книга суммировала весь корпус известных на тот момент источников о римском браке. Но А. Россбаха юридический аспект свадеб интересовал куда в большей степени, чем ритуальный. Долгое время это была единственная работа, посвященная не только правовым особенностям, но и религиозным церемониям бракосочетания. Недавно вышла монография Карен Херш «Римская свадьба: ритуал и (его) смысл в античности» (август 2010 г.), в которой автор рассматривает ритуальные аспекты римского брака. Свадебный ритуал как таковой без попыток перейти через него к юридическим или социальным аспектам исследователей занимал мало. Вероятно, одним из первых к нему обратился Варде Фоулер в своей работе «Конфарреация: изучение патрицианской традиции». Погребальная практика рассматривается в монографии Джослин Тойнби «Смерть и погребение в римском мире», где автор описала погребальные обряды на основе сведений античной традиции и археологических данных. В монографии речь идёт преимущественно о погребениях богачей или политических деятелей (на основе материала гробниц и мавзолеев), но похороны бедняков почти не рассматриваются. Следует назвать также труд немецкого исследователя Стефана Шрумпфа «Похороны и похоронное дело в Римской империи. Процесс, социальный размах и экономическое значение заботы об умерших на латинском Западе», где автор через исследование ритуалов выясняет, насколько значима была прагматическая составляющая, а также рассматривает римский похоронный инвентарь и деятельность соответствующих «специалистов» и сообществ как элемент экономики и вид организации граждан. Все же разные аспекты семейных культов, и в особенности погребальные обычаи, привлекали внимание исследователей не столько в религиозном, сколько в социальном или юридическом контексте. В российском же антиковедении частная религия практически не изучается. В исследованиях, так или иначе касающихся религиозной сферы, явно преобладает интерес к религиозным институтам, связанным с жизнью общества в целом.

Цель исследования. Согласно определению Феста, «частные священнодействия… это те, которые осуществляются ради отдельных людей, семей и родов». Таким образом, термин sacra privatа включает и родовые священнодействия, будучи существенно шире, чем понятие «семейные культы». Кроме того, к sacra privatа относятся ритуалы, связанные с хозяйственной деятельностью и здоровьем. Целью же данной работы является рассмотреть и при необходимости реконструировать ту часть римской религиозной сферы, которая относится к семейным обрядам и культам, дать её комплексный анализ.

Задачи исследования. Первой исследовательской задачей стало изучение совокупности церемоний, сопровождавших появление ребёнка на свет, включение его в семью, обеспечивавших нормальное развитие в младенческий период и переход из юношества в разряд взрослых. Отдельную часть представляют обряды защитного характера, призванные уберечь детей от сверхъестественных злых сил. Вторая задача – рассмотреть блок свадебных ритуалов, начиная с видов римского брака (которые изучаются данном случае не с правовой, а только с обрядовой стороны), помолвки, оптимального времени для бракосочетания, свадебных ауспиций, одежды и заканчивая собственно заключением брака. Третья задача – исследовать комплекс погребальных обычаев, который включает подготовку тела к похоронам, похоронные процессии и их значение, виды погребений (ингумация и кремация) и их особенности, а также поминальные обряды.

Методологическая основа диссертации. В основе исследования лежит принцип историзма, который позволяет рассматривать явление в его развитии. Поскольку работа посвящена изучению и реконструкции церемоний и ритуалов рождения, взросления, свадьбы и погребения, исследование невозможно без связи с другими дисциплинами, в частности, использовалась специальная методика для анализа археологических и этнографических данных. Были применены также герменевтические процедуры (понимание и объяснение), которые дают возможность познать реальность, оставшуюся «за текстом» и её истолковать даже в том контексте, который автор изначально не вкладывал в свой труд. Для освещения эпох, от которых не сохранилось синхронных нарративных данных, применялся ретроспективный анализ на основе источников, относящихся к более поздним периодам римской истории. С целью прояснения отдельных обрядовых элементов применялся (насколько это возможно для ограниченного круга источников) контент-анализ слов, благодаря которому прослеживается частотность их употребления и связанные с этим особенности понятий. Для объяснения смысла тех или иных верований, обрядов и культов применен сравнительно-исторический метод, который позволяет выявить общее и различное в соответствующих римских и прочих обрядах. Важное значение имеет историко-типологическое сравнение, так как на основе него выявляются общие черты разнородных обрядовых элементов, благодаря чему можно выяснить цель того или иного ритуала даже в том случае, когда она была туманной для самих римлян. Основной методологической основой при использовании этнологических данных послужила теория А. ван Геннепа об «обрядах перехода», имеющих три стадии: отделение (прелиминарные), промежуточные (лиминарные) и включение (постлиминарные). Его теория позволяет понять сущность тех или иных культовых действий, оставаясь в рамках рассмотрения семейной религиозной жизни и не выходя на социологический уровень. С конкретно-методологической точки зрения интересны также труды К. Гирца, Дж. Фрэзера и С.А. Токарева. В частности, для данного исследования важна мысль Клиффорда Гирца о том, что «с социологической точки зрения религия интересна не потому, что… она описывает социальный порядок (что она делает не только очень косвенно, но и очень несовершенно), но потому, что… она его формирует». В римских семейных обрядах данная особенность проявилась во взаимодействии общественной и частной религии, в их обоюдном влиянии, которое касалось распределения социальных ролей.

Научная новизна. Семейные римские ритуалы да настоящего времени в отечественной науке не являлись предметом специального исследования. Римская религия изучалась и изучается сейчас в той мере, в какой она связана с политикой и правом. Это касается и российской, и зарубежной историографии. Однако такой подход представляется неполным, так как религия любого общества включает общественную и частную составляющую, и понять особенности религии конкретного социума невозможно, не обратившись к частным культам, обслуживавшим повседневную жизнь семьи. Данная работа заполняет имеющуюся лакуну в исследовании римской религии. В ней дан комплексный анализ обрядов и ритуалов, связанных с детьми, сакральных сторон свадебной и погребальной процедуры, их реконструкция, интерпретация и объяснение. Научная новизна исследования определяется следующими положениями и выводами:

  1. Физическое и «общественное» рождение были разными актами и сопровождались различными обрядами; «включение» младенца в социум оформлялось ритуалами «дня очищения» (dies lustricus), который позже праздновали как день рождения (dies natalis); ритуалы, связанные с детьми, в основном были «восходящими» (сложившимися в ходе вековой ритуальной практики, но не установленными государством); ритуалы родовспоможения были в большей степени направлены на мать, чем на ребёнка; инициационные обряды для мальчиков были отдельными церемониями, а для девочек они входили в свадебный церемониал.

  2. Свадебные религиозные ритуалы не рассматривались как правовые акты, за исключением конфарреации; государство не вмешивалось в детали свадебной обрядности, так что они также представляли собой «восходящие» церемонии; единственное исключение – конфарреация, регулировавшаяся государством («нисходящими», т.е. обязательными элементами); главными среди свадебных ритуалов были обряды перехода, часто объединённые с ритуалами, защищающими новую семью от бесплодия.

  3. Из всех семейных ритуалов погребальные больше всего контролировались государством; они нередко были «нисходящими», т.е. юридически установленными нормами прагматического и религиозного характера; римляне стремились одновременно и дистанцироваться от мертвецов как таковых, и сохранить их как членов общины; погребальные обряды были двояко направленными: на самого покойника (проводы) и на его семью (очищение);

  4. В целом семейные культы включали больше архаичных магических черт, чем общественные, а сама семейная религия была более консервативна, чем государственная.

Практическая значимость работы. Материал, содержащийся в диссертации, может быть использован при разработке специальных курсов по истории римской религии и частной жизни, а также по этнографии.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены в докладах на семи всероссийских и международных конференциях:

– XV и XVI Сергеевские чтения (Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007, 2009 гг.);

– конференциях молодых ученых «Новый век: человек, общество, история глазами молодых» (Саратов: СГУ, 2007, 2008, 2009 гг.);

– V международной конференции «Россия, Запад и Восток: традиции, взаимодействия, новации» (Владимир: ВГГУ, 2009);

– VII международная научная конференция «Социогуманитарные науки в трансформирующемся обществе» (Липецк: ЛГТУ, 2009).