Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 7
Источники 8
Археологический материал 8
Эпиграфические памятники 9
Нарративные источники 9
Произведения корейской классической литературы 13
Историография 14
Труды российских исследователей 14
Исследования шаманизма корейскими учеными 17
Труды японских ученых 24
Труды западноевропейских ученых 25
Структура работы 26
Основное содержание введения, первой, второй, третьей, четвертой 26
глав
ГЛАВА I - Начальный период: Древний период, ранняя эпоха Трёх
государств
Общая характеристика политической и религиозной ситуации. 30
Корейский шаманизм в зеркале исторических источников
Шаманский пласт в древней корейской мифологии 40
ГЛАВА II - Роль шаманизма в социальной истории поздней эпохи Трёх государств и эпохи Объединенного Силла
Общая характеристика политической и религиозной ситуации 61
Особенности шаманизма в VI-X в. 65
Сакрализация власти вана 65
Учение хваранов 69
Шаманский ритуал в «Самгук юса» 75
Поклонение дракону 75
Культ Неба 83
Культ гор 86
Вера в духов-квисин 88
Некоторые итоги 89
ГЛАВА Ш Место шаманизма в социальной истории 91
государства Коре
Общая характеристика политической и религиозной ситуации 91
Буддизм эпохи правления династии Коре 91
Даосизм в эпоху Коре 92
Учение пхунсу-чири 94
Различные официальные религиозные церемонии эпохи Коре, их 95
связь с шаманизмом
Санчхондже 97
Культ предков 99
Киудже 98
Церемония Пхальгванхве 103
Ёндынхве (Праздник фонарей) 110
Некоторые аспекты шаманизма в «Корёса» и других источниках 116
Инструментарий корейского шаманизма, устройство шаманского места 118
для камлания
Соотношение полов в корейском шаманизме эпохи Коре 119
Отношение к шаманам в эпоху Коре 120
Шаманский пантеон в период правления династии Коре 123
Культ божества Неба 124
Культ предков 129
Культ гор в эпоху Коре 131
Культ дракона 136
Культ речных и морских божеств 144
Культ божеств ветра, молнии 145
Культ домашних животных 145
Основные функции шаманов в эпоху правления династии Коре 146
Устройство и проведение различных церемоний 146
Врачевательство 146
Гадания и предсказания 148
Вредоносная магия и шаманизм 149
Участие шаманов в нерелигиозных музыкально-танцевальных 151
церемониях
Выводы 152
ГЛАВА IV Судьбы шаманизма в эпоху правления династии Ли 154
и первой половине хх в.
Краткий исторический очерк 154
Общая характеристика религиозной ситуации 155
Неоконфуцианство 155
Буддизм в эпоху правления Династии Ли 157
Даосизм в эпоху династии Ли 158
Учение пхунсу 160
Христианский фактор 160
Новые религии во второй половине XIX- начале XX 161
Социальное положение шаманов 162
Структура взаимоотношений шамана с клиентами танголь 171
Процесс становления личности шамана 173
Немного терминологии 173
Процесс становления личности шамана, отраженный в исторических 174
источниках и этнографических трудах
Процесс шаманской болезни 177
Роль женщин и мужчин в корейском шаманизме 179
Различная ритуальная база мужского и женского вариантов шаманизма 181
Система шаманских имен в эпоху династии Ли 181
Численность шаманов в средневековой Корее 183
Различные официальные обряды, практиковавшиеся в период 184
правления династии Ли, их связь с шаманизмом
Культ гор и рек (санчхондже) 185
Обряды наре 191
Основные функции шаманства в корейском обществе в период 195
правления династии Ли
Промыслово-производственная функция шамана 196
Предсказания будущего и гадания 196
Лечение заболеваний 197
Очистительные функции шаманов 202
Черная магия 203
Роль шаманов в календарной обрядности 206
Шаманы и увеселения 210
Инструментарий корейского шаманизма 210
Шаманские танцы 219
Обрядовые шаманские песни муга 219
Особенности камлания корейских шаманов в конце XIX- начале 221
XX в.
Структура шаманского святилища синдан 224
Шаманский пантеон корейцев эпохи правления династии Ли 226
Культ Небесного владыки 228
Сонхвансин 234
Духи героев-ёнунрён 239
Культ предков 242
Культ предков-шаманов 245
Горный дух 246
Близнечная мифология 251
Дух земли 253
Культ Дракона 254
Культ Чхоёна 259
Культ солярного стрелка 262
Властелин подземного мира Ямараджа 262
Духи-хранители дома 265
Дух домашнего очага 267
Чован 268
Коллип 269
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 271
Введение к работе
Проблема места корейского шаманизма в социальной истории корейского общества пока еще не была предметом специальных исследований.
Прежде чем перейти к обоснованию выбора темы данного диссертационного исследования, нам бы хотелось определить его границы. Под термином «религия» в наше время обычно понимают общественный институт, занимающий в современном обществе отведенную ему социальную нишу определённой идеологической силы. Однако в прошлом роль религии в социуме была намного более важной: религия выполняла функции регулятора как на макробщественном уровне - направление внутренней и внешней политики отдельного государства и человеческого сообщества в целом, так и на микрообщественном уровне — регуляция семейных отношений и судьбы отдельного индивидуума. Все это в полной мере относится и к шаманизму вообще, выступавшем в качестве основной религии в некоторых обществах прошлого.
Отличительной особенностью шаманизма как религии является «применение методов экстатического общения со сверхъестественным миром и в связи с этим выделение особых лиц, которым приписывается способность такого общения» [Токарев, 1984, с. 270]. Отечественными учеными отстаивается та точка зрения, согласно которой этот феномен религиозной жизни подвержен всем тем «болезням роста», что и все остальные религии, иными словами, он последовательно развивается от низшей стадии к более высоким своим формам, уступая место, в конечном итоге, более «продвинутым» формам религиозного сознания [Токарев, 1984, с. 271- 291].
Шаманизм это не только сам шаман и все, что с ним связано (духи-помощники, стиль его поведения, инструментарий), но также и все остальные стороны жизни общества: обряды, мифы и нормы поведения, которые на первый взгляд возможно и не имеют прямого отношения к шаманизму. Поэтому в эпоху, когда шаманизм был низведен до уровня народной религии, приверженцы других религий и культов стремились выхолостить всю шаманскую подоплеку из различных религиозных обрядов, казавшихся вполне официальными. История
трансформации корейского шаманизма представляет из себя пример взаимодействия древнейшего корейского шаманского комплекса воззрений на мир с постоянно наслаивавшимися на него другими религиями и религиозными учениями.
В данной работе нашей целью является исследование на конкретных примерах форм взаимоотношений, складывавшихся в разные исторические эпохи, между корейским обществом и корейским шаманизмом.
Представляется несомненным актуальность изучения истории корейского шаманизма, как древнейшего и сложнейшего комплекса религиозных воззрений корейцев, комплекса сохранявшего свои значительные позиции, испытывая огромное влияние как со стороны мировой религии - буддизма, а также со стороны конфуцианства, даосизма, а в новое время и «новых религий», на протяжении тысячелетий. Актуальность изучения истории трансформации корейского шаманизма, его взаимодействия с иными общественными институтами определяется и тем, что в наши дни многие корейские исследователи истории, культуры (прежде всего, Республики Корея) определяют своеобразие корейского этноса именно наличием такого неординарного для современного общества явления как корейский шаманизм. В известной мере, корейский шаманизм, его история и формы бытования входят в этническое самосознание корейского народа.
Как известно, в мировой науке последние десятилетия отмечены возросшим интересом к изучению шаманизма у различных народов мира. В этом контексте изучение истории взаимодействия корейского шаманизма с иными формами общественного бытия, рассмотрение его судеб на протяжении тысячелетий должно открыть новые пути и направления для широких компаративистских сопоставлений, для изучения теории шаманизма как мирового явления. Это обстоятельство также определяет актуальность данного исследования.