Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Реформа системы образования в Царстве Польском в 1862 г. как отправная точка для новых преобразований 52
1.1. Организация системы начального образования в Царстве Польском по реформе 1862 г 52
L2. Средние учебные заведения Царства Польского по Уставу 1862 г 63
1.3. Деятельность Н.А. Милютина в должности статс-секретаря по делам Царства Польского 78
Глава П. Реформы 1864-1866 гг.: этап существования «национальных школ» 89
П.1. Общетеоретические основы и официальное обоснование реформ 89
Н.2. Преобразование системы начального образования в Царстве Польском согласно реформе 1864 г 92
П.З. Реформы средних учебных заведений Царства Польского в 1864-1866 гг.: гимназии, прогимназии, педагогические курсы 108
Глава Ш. Реформирование системы начального и среднего образования Царства Польского в конце 1860-х-середине 1870-х гг 135
Ш.1. Открытие смешанных гимназий и образование Варшавского учебного округа (1867 г.) 135
Ш.2. Введение преподавания в средних учебных заведениях на русском языке (1868-1870 гг.) : 141
IIL3. Слияние школьной системы Царства Польского с общеимперской (начало 1870-х гг.) 150
ІП.4. От теории к практике: реализация реформ и ревизии школ Царства Польского в конце 1860-х- середине 1870-х гг 163
Глава IV. Практическая реализация реформ 1860-1870-х гг. в воспоминаниях современников 182
IV. 1. Переход от реформы А. Велепольского к системе Н.А. Милютина 182
IV.2. Персонал гимназий Царства Польского в воспоминаниях гимназистов 186
IV.3. Организация учебно-воспитательного процесса 194
IV.4. Русские учителя о своей работе в Царстве Польском 208
Заключение 214
Источники и историография 222
- Организация системы начального образования в Царстве Польском по реформе 1862 г
- Общетеоретические основы и официальное обоснование реформ
- Открытие смешанных гимназий и образование Варшавского учебного округа (1867 г.)
Введение к работе
Актуальность исследования
Проблема создания и функционирования системы образования национальных меньшинств была и остается актуальной для многонациональных государств. В 60-70-е гг. ХГХ века реформы системы образования проходили не только в Российской империи, но и в ряде европейских государств, в том числе в Германии (Пруссии) и Австрии (Австро-Венгрии), также сталкивавшихся с задачей интеграции польских земель. Данная работа посвящена процессу реформирования системы образования Царства Польского в 60s - середине 70-х гг. XIX века, когда в крае последовательно существовали три системы образования с различной национальной направленностью: польская, поделенная по национальному признаку и единая русскоязычная. В ходе исследования, таким образом, будет рассмотрена проблема путей интеграции данной провинции, лишенной автономных прав, в состав Российской империи.
Перемены в образовательной политике в Царстве Польском начались в 1861 г. Прежний курс, рекомендованный Александру II наместником М.Д. Горчаковым, предполагал приобретение начального и среднего образования «на месте», а высшего - в университетах империи1. Однако «перевоспитать» поляков таким образом не удалось. Правительство добилось лишь снижения уровня образованности среди поляков, но антиправительственные настроения не только не уменьшились, но и возросли. Оказалось, что малообразованная молодежь гораздо легче становилась жертвой революционной пропаганды . Таким образом, необходимость перемен в образовательной политике стала очевидной.
Здесь и далее в ряде случаев разделяется Царство Польское и остальная часть Российской империи.
2 Горизонтов Л.Е. Парадоксы имперской политики: поляки в России и русские в Польше. М. 1999. С. 49.
Проведение реформы системы образования было поручено маркизу Александру Велепольскому (1803-1877). Он занимал ряд ключевых постов, в том числе должности начальника гражданского управления в Царстве Польском и главы Правительственной комиссии духовных дел и народного просвещения (далее ПКДДиНП), образованной в 1861 г. Под руководством Велепольского был составлен проект, который лег в основу «Указа об общественном образовании», утвержденного императором 8 (20) мая 1862 г.
Реформа охватила все ступени системы и исходила из того, что школа для поляков должна быть польской на всех уровнях. Планировалось увеличение количества начальных и средних учебных заведений. Особое внимание уделялось средним повятовым (уездным) школам. Возрождалось высшее образование, его центром должна была стать Главная школа в Варшаве, единственный в Царстве Польском университет3. Хотя Велепольский выступал за обязательное образование, указ в окончательной редакции такового не предусматривал, и это было одной из главных уступок маркиза центральным властям в Петербурге4.
Реформа Велепольского создала основу для развития повсеместного начального образования, которое, впрочем, носило «прикладной» характер5. Что же касается средних и особенно высших учебных заведений, то они были крайне необходимы для обеспечения Царства Польского собственными квалифицированными кадрами. В целом, система, созданная Велепольским, при полном ее осуществлении в основном соответствовала бы потребностям самих поляков. Однако реальных успехов удалось достичь только в области развития высших и средних учебных заведений, чего никак нельзя сказать о начальной школе, на которой особенно сказалось деструктивное воздействие восстания 1863-1864 гг.
3 Stankiewicz Z. Dzieje wielkosci і upadku Aleksandra Wielopolskiego. Warszawa. 1967. S. 196-
198.
4 Wroczynski R. Dzieje oswiaty polskiej. 1795-1945. Warszawa. 1980. S. 129.
5 Ibid. S. 131.
В период восстания официальным властям стала очевидной необходимость дальнейших преобразований в Царстве Польском, - как направленных на поддержание порядка и недопущение новых восстаний, так и на перемены в условиях повседневной жизни населения Царства. Главной целью властей стало ограничение политических прав поляков, лишение их власти на местах и русификация всех сфер общественной жизни. Рост национального самосознания поляков, проявившийся во время восстания, побудил правительство принять ответные меры: началась постепенная русификация системы образования Царства Польского6.
В первую очередь необходимо было ввести военно-полицейское управление, укрепить гражданскую администрацию и разрешить крестьянский вопрос. Все это были задачи насущные и требовавшие безотлагательного решения. В 1864 г. В Петербурге был учрежден особый Комитет по делам Царства Польского (работал до 1881 г.), состоявший из высших сановников империи и являвшийся последней инстанцией для обсуждения законопроектов. Координирующую роль в нем выполнял Н.А. Милютин. В Варшаве для текущего руководства реформами был образован Учредительный комитет под председательством наместника Ф.Ф. Берга (комитет закончил работу в 1871 г.)7.
Однако для достижения успеха правительству было необходимо каким-то образом склонить поляков к лояльности. Что касается простого народа, то здесь власти уповали на успехи крестьянской реформы и, соответственно, благодарность крестьян. Но крестьяне, составляя большинство населения, по-прежнему оставались самой инертной и тяжелой на подъем частью общества. Наибольшую опасность представляли образованные городские слои; среди них самым взрывоопасным материалом была учащаяся молодежь, легко увлекавшаяся радикальными идеями, в том числе и антиправительственными.
6 Фалькович СМ. Роль восстания 1863 г. в процессе складывания национального стереотипа
поляков в сознании русских // Polacy a Rosjanie. Warszawa. 2000. С. 167-168.
7 Западные окраины Российской империи. М. 2006. С. 189-190.
Поэтому наилучшим вариантом для правительства было бы появление целого поколения, с детства впитавшего уважение к российским властям. Надеяться, что поляки сами воспитают детей в таком духе, по понятным причинам не приходилось, и единственным орудием в руках властей оказывалась школа. Не Царству Польскому нужна была новая школа, - она была необходима Петербургу. В 1864 г. ПКДДиНП была реорганизована: религиозные вопросы были переданы в Правительственную комиссию внутренних дел. Правительственная комиссия народного просвещения (далее ПКНП) заведовала всеми учебными заведениями Царства Польского и контролировала проведение в жизнь новых реформ.
Интеграция Царства Польского в Российскую империю была необходима российским властям для удержания данной территории и обеспечения стабильности западной границы государства. Сама логика существования империи предполагает ее расширение и рост ее могущества, и Российская империя в этом смысле не отличалась от остальных держав - Англии, Пруссии и т.д. И чем полнее была бы интеграция, тем прочнее и сильнее империя: мировая история наглядно доказала, что государство прочнее, если оно едино, а различия в законодательстве и административном делении на местном уровне неизбежно ведут к сепаратизму, неважно, на национальной или региональной основе. Однако интеграция требует подчинения новой территории всем требованиям империи. Присоединенным, в нашем случае полякам, предписывается отказаться от тех элементов устройства (административного, законодательного, военного и т.д.), которые противоречат общеимперским.
Впрочем, абсолютная унификация всего населения империи была бы не только невозможной, но даже ненужной: всегда существуют как различия, мешающие взаимопониманию и взаимодействию, так и просто черты, составляющие национальное или местное своеобразие и никак не влияющие на безопасность и функционирование государства. Проблема заключается в том,
t t
что в ряде случаев не существует единого мнения по поводу того, к какой группе относится та или иная сторона жизни присоединенных.
Если говорить о Российской империи, то среди историков давно существует мнение, что так называемую «русификацию» можно разделить на два типа: «культурную» и «административную». Под первым термином в этом случае понимаются меры по расширению сферы влияния русского языка и культуры за счет языков и культур других народов империи. Под вторым -меры, направленные на централизацию власти и ликвидацию (соответственно, по собственным законам и обычаям) самоуправления приграничных ііровинций8. Таким образом, налицо попытка отделить мероприятия, необходимые для нормального функционирования государства как единого организма, от грубого вторжения в культурную жизнь другого народа. В данном исследовании (за исключением упоминания в цитатах) русификация будет рассматриваться как комплекс мероприятий, направленных на интеграцию Царства Польского, в первую очередь его системы начального и среднего образования, в состав империи и подразумевающих введение использования русского языка в учреждениях Царства вообще и в учебных заведениях в частности.
В 1864-1866 гг. система начального и среднего образования в Царстве Польском претерпела ряд важных изменений, нацеленных как на ее унификацию с уже существовавшей в Российской империи, так и на ослабление влияния «польского элемента» в деле образования молодежи. Впрочем, эта реформа была не только реакцией на восстание, но и частью общеимперского процесса: определявшие систему начального и среднего образования на территории империи, вышли в 1864 г.
В 1864-1866 гг. начальные и средние заведения Царства Польского получили новые уставы (университет был реформирован только в 1869 г.).
8 О этом см.: Chimiak L. Gubematorzy rosyjscy w Krolestwie Polskim. Szkic do portretu zbiorowego. Wroclaw. 1999. S. 42-43.
Отдельные школы создавались для наиболее многочисленных групп населения, проживавших в крае: поляков, немцев, русинов-униатов, литовцев9. Впрочем, последние две группы получили по сути русифицированные школы. Что же касается евреев, их потребность в получении образования была использована как предлог для создания так называемых «смешанных» учебных заведений, т.е. школ с русским языком преподавания, куда принимали детей вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности.
Покушения Д. Каракозова и поляка с Волыни А. Березовского на жизнь императора в 1866 и 1867 гг. и отход от дел творца реформы 1864 г. Н.А. Милютина, противника русификации школ Царства, стали новым рубежом для школ края. Создание в 1867 г. «смешанных» школ и Варшавского учебного округа (далее ВУО), что с административной точки зрения включило Царство Польское в общероссийскую образовательную систему, стало лишь началом. В 1868-1869 гг. русский язык стал официальным языком преподавания в средних школах Царства, постепенно стал укреплять свои позиции и в начальном образовании. Наконец, в 1870-е гг. на Царство Польское были распространены общероссийские уставы средних учебных заведений (реформа министра народного просвещения Д.А. Толстого); среди преподавателей становилось все больше выходцев из Центральной России.
Организация системы начального образования в Царстве Польском по реформе 1862 г
Отдел I «Устава об общественном воспитании» (1862 г.) посвящен начальному обучению и начинается с указания на необходимость скорейшего развития нужной для этого базы. Согласно ст. 1, «пока начальное обучение в сельских и городских гминах не будет обширнее развито, дозволяется духовным настоятелям приходов, помещикам в своих имениях и управлениям малых городов открывать начальные училища, в которых дети обоего пола могли бы получать начальное обучение»1. Это были частные училища. Они могли быть одноклассными или двуклассными.
Казенных (тминных) начальных училищ «с течением времени должно быть столько, сколько есть гмин, так, чтобы в каждой гмине учреждено было по крайней мере одно училище, которое могли бы посещать все дети без исключения. В больших гминах могут быть учреждены два училища и более, по мере возможности и надобности» (ст. 12)2. Что касается двуклассных училищ, то они, согласно ст. 13, могли быть «открываемы и учреждаемы в больших деревнях и земледельческих местечках, а также в городах и местечках фабричных, промышленных и торговых, где представится надобность»3. Итак, в перспективе сеть казенных начальных училищ должна была охватывать всю территорию Царства Польского.
Кроме того, за сельскими владельцами и городскими гминами оставлялось право основать свою школу, «если они предложат помещение для такой школы и жалованье для другого при ней учителя» (ст. 14)4.
Таким образом, беря на себя задачу обеспечения Царства начальными школами, власти одновременно давали дорогу инициативам «снизу».
Все начальные училища (кроме школ при педагогических уездных училищах, о которых речь пойдет ниже) подлежали попечению и заведованию местных училищных дозоров. Училищный дозор должен был состоять из тминного войта, приходского священника и двух выборных членов (ст. 20)5, то есть непосредственный контроль осуществлялся на местном уровне. Помимо этого, наблюдение за начальными училищами должны были осуществлять уездные советы, которым следовало заботиться как о «хорошем устройстве» школ, так и об увеличении их числа, и ежегодно представлять отчеты в ПКДДиНП (ст. 8, 20)6. Наконец, третьей инстанцией, которой подчинялись училища, было губернское правление (ст. 20)7, которому также полагалось немедленно сообщать об основании частных училищ (ст. 1) . Губернское правление могло командировать чиновников для ревизии начальных училищ «всякий раз, когда признает это нужным» (ст. 20)9.
Правом избирать и назначать учителей обладали «приходские священники вместе с тминными войтами, земские владельцы вместе с приходскими священниками, правления городов, также при содействии приходских священников», однако для этого учителя должны были иметь «надлежащие свидетельства, выданные им училищным начальством, на основании особых правил, какие изданы будут Правительственной комиссией духовных дел и народного просвещения» (ст. 3) . Таким образом, дети должны были быть ограждены от случайных, неквалифицированых наставников; в то же время вторым «фильтром» служили местные должностные лица и представители духовенства. Частные училища содержались за счет основателей (ст. 4)11.
Особо оговаривалось право немецких общин в городах и селениях основывать такие же училища. Они должны были содержаться за счет основателей (ст. б)12. Начальные училища других исповеданий уравнивались в правах с католическими (ст. 29)13. При этом духовные училища «евангелическо-аугсбургского и реформатского исповеданий» оставлялись в ведении их консисторий (ст. ЗІ)14. Детям евреев разрешалось посещать общие начальные училища (ст. 32)15; кроме того, для них существовали как духовные училища -хедеры, так и казенные. Духовные училища разделялись на низшие и высшие; в низших детей 4-7 лет обучали читать по-еврейски и понимать Пятикнижие Моисея, в высших детям постарше объясняли Талмуд «и другие раввинские книги»16. Религиозная составляющая образования была важна как фактор, объединяющий евреев. Однако духовные училища не давали никаких практически полезных знаний, обучение сводилось к заучиванию кусков религиозных текстов. Не получив профессиональных знаний и одновременно упустив время, которое можно было бы употребить на обучение в общих училищах, дети евреев были вынуждены заниматься в основном торговлей17.
Вернемся к общим училищам. В одноклассные училища дети должны были поступать не раньше 7 лет; полный курс занимал 4-5 Лет (ст.23)18. По мере необходимости предполагалось учреждать в городах при начальных училищах приготовительные классы, которые могли быть и-частными (ст. 33, 36-37)19; плата за обучение составляла не более 1 руб. в месяц с ученика в казенном училище и не более 1 руб. 50 коп. в частном (ст.39)20.
Предметы преподавания для одноклассного училища, согласно ст. 22, полагались следующие:
1) молитвы и обучение катехизису соответствующего вероисповедания, с рассказами из Священной истории;
2) «разговоры, рассказы и объяснения разных предметов, для ознакомления детей с самыми необходимыми для них сведениями.и для образования их ума и сердца»;
3) «чтение по-польски, не только по печатным- книгам, но и по писанному»;
4) «письмо по-польски, с возможным соблюдением правописания»;
5) «четыре первые арифметические действия на классной доске и в особенности умственные вычисления, с понятием о местных мерах, весах и деньгах, и решением задач с именованными числами- с применением к потребностям ежедневной жизни учащихся»;
6) «церковное пение»21.
Общетеоретические основы и официальное обоснование реформ
Принципы, изложенные Милютиным в записках к Александру П, легли в основу югенхеймских указов 1864 г. Рескрипт Александра II, адресованный наместнику в Царстве Польском Ф.Ф. Бергу, представляет собой своего рода официальное обоснование издания указов. В нем император так оценивал «Устав об общественном воспитании»: «Устав, утвержденный Мною 8/20 Мая 1862 года, положил уже в основание всех тамошних учебных заведений нравственно-религиозное образование; для училищ высшего разряда принял преимущественно общее классическое обучение, не исключающее, впрочем, развития специальных познаний; доступ во все вообще учебные заведения открыл лицам всех состояний и вероисповеданий; наконец, значительно распространил число и состав училищ, особенно средних и высших, и обеспечил им, большею частию, достаточные для существования средства»1. Итак, основными достоинствами системы 1862 г. признавались распространение сети учебных заведений и их доступность для населения Царства.
Однако Александр II, как следует из рескрипта, полагал, что «никакая отрасль государственной деятельности не требует, для достижения предположенной цели, столь продолжительных и настойчивых усилий, как дело общественного воспитания» . Поэтому сразу после подавления восстания император счел необходимым «возобновить прерванные смутами попечения [...] о лучшем и правильнейшем устройстве учебной части в Царстве» . Таким образом, реформы, проводимые начиная с 1864 г., представлялись как логическое продолжение преобразований 1862 г., что подтверждается следующими словами рескрипта: «Коренные основания Устава 1862 года должны быть сохранены в точности и на будущее время» и их следует принимать «за неизменную исходную точку»4. Речь, однако, идет лишь об основных моментах, перечисленных выше, а они сформулированы так, что с ними трудно спорить. Действительно, для ХГХ века нравственно-религиозное образование было нормой, как и классическое обучение в высших учебных заведениях; общедоступность образования также не может вызвать нареканий. Что же касается польского духа, которым была проникнута вся система Велепольского, то о ней император не упоминал.
Особого внимания был удостоен вопрос о целях и задачах школ в целом: «При устройстве учебных заведений, особенно средних и высших, собственно в отношении педагогическом, главною заботою Правительства должно быть распространение в юношестве здравых познаний и развитие в нем любви к дельному труду и основательному научному образованию. Не дозволяя ни себе, ни кому бы то ни было, превращать рассадники науки в орудия для достижения политических целей, учебные начальства, должны иметь в виду одно лишь бескорыстное служение просвещению, постоянно улучшая- систему общественного воспитания в Царстве и возвышая в нем уровень преподавания»5.
Любые преобразования, проводимые властью, теоретически должны проходить во имя блага народа. Система Велепольского была создана для большинства населения Царства - поляков и в их интересах. Поэтому изменения, вносимые властью, могли быть положительно восприняты поляками только в том случае, если бы они улучшали или хотя бы не ухудшали существующее положение вещей. Рескрипт, однако, заменил преобладание польского элемента принципом национального и религиозного равноправия: «Предоставляя Польскому юношеству возможность обучаться на его природном языке, надлежит, вместе с тем, принять во внимание, что население Царства состоит из лиц, принадлежащих к разным племенам и вероисповеданиям. Каждое из них должно быть ограждено от всякого насильственного посягательства, и в этих видах необходимо, между прочим, озаботиться об образовании отдельных для каждой народности училищ, а в школах общих, особенно же низших, ввести обучение на природном языке большинства населения, т.е. или на польском, или на русском, или на немецком, или же на литовском, смотря по местности и происхождению жителей. Задача России в отношении к Царству Польскому должна заключаться в полном беспристрастии ко всем составным стихиям тамошнего населения»6.
Начальное образование, а также обучение женщин считались приоритетными областями развития учебного дела, и указы на сей счет последовали в первую очередь, как, впрочем, и распоряжения относительно Русской гимназии и Немецкого евангелического училища в Варшаве. Первостепенной была также задача изменения системы управления и контроля учебных заведений, - для этого были созданы учебные дирекции. В дальнейшем следовало немедленно переходить к реформам в области подготовки учителей (педагогические курсы), средней школы (преобразование существующих училищ в классические и реальные гимназии) и высшего образования (преобразование Главной школы в Варшавский университет)7.
Открытие смешанных гимназий и образование Варшавского учебного округа (1867 г.)
Официально основной идеей реформ 1864-1866 гг. было образование молодежи Царства Польского «в духе единения с Россией и служения общим пользам края нераздельно с пользами империи»1. В 1866 г. эта идея уже воспринималась не так, как в начале реформ. Вопреки предостережениям Милютина, российские власти предприняли наступление на польское образование в Царстве.
Во исполнение указа Александра II от 29 июля (10 августа) 1866 г. о преобразовании средних учебных заведений Учредительный комитет в Царстве Польском постановил2:
1) Преобразовать в семиклассную классическую гимназию второе Варшавское уездное училище, существовавшее под именем 4-й Варшавской гимназии и пользовавшееся отчасти штатом не открытой еще Щебжешинской гимназии (открытие которой вообще отменялось).
2) Преобразовать в семиклассные реальные гимназии специальные уездные училища: одно в Варшаве, другое во Влоцлавке (ст. 2) .
3) Уездные училища: одно Варшавское и Велюнское преобразовать в прогимназии классические, а одно Варшавское же и Конинское в прогимназии реальные (ст. 9)4.
Эта часть постановления касалась процесса преобразования прежних уездных училищ для поляков в польские же гимназии и прогимназии. При этом пункт 2 предусматривал повышение уровня двух учебных заведений: из уездных училищ они были преобразованы не в прогимназии, а в гимназии.
Следующие положения касались учебных заведений в местностях, где проживало литовское (пункты 4-5) и униатское (пункты 6-8) население.
4) Преобразовать в семиклассную классическую гимназию Мариампольское уездное училище, причем преподавание отныне производить на русском языке, а для желающих ввести обучение литовскому языку (ст. I)5.
5) «Ввести преподавание на русском языке всех учебных предметов в существующие в городе Сувалках гимназии мужскую и женскую, с тем, чтобы в них преподаваем был для желающих и литовский язык» (ст. 7).
6) Русскую Вельскую пятиклассную прогимназию преобразовать в русскую семиклассную классическую гимназию, и учредить в г. Беле «русские педагогические курсы для греко-униатского населения по примеру таковых же курсов в городе Холме» (ст. 3).
7) Седлецкую гимназию преобразовать в русскую классическую, а также учредить в Седльцах четырехклассную Русскую женскую прогимназию, с возможностью дальнейшего преобразования последней, «в случае надобности», в шестиклассную женскую гимназию (ст. 4).
8) Учредить Русскую мужскую классическую прогимназию в Замостье, а уездное училище в Грубешове преобразовать в Русскую классическую прогимназию (ст. 5, б)6.
Таким образом, ни для литовского, ни для униатского населения национальной средней школы как таковой не предусматривалось, однако их образовательные возможности все же возрастали с увеличением числа близлежащих школ. Для обеих указанных групп населения языком преподавания был сделан общегосударственный русский, что должно было сблизить их с русским населением империи7. Посещение ими таких школ означало, что они смирились с данным фактом. Впрочем, ранее единственной для них возможностью получить среднее образование было поступление в польские средние школы. Таким образом, реформы 1864-1866 гг. означали для литовцев и униатов лишь смену чужого языка преподавания с польского на русский.
Что касается перспективы получения высшего образования, то постановлением учреждались 10 стипендий в русских университетах империи, из казны Царства «для воспитанников Сувалкской и Мариампольской гимназий из природных литвинов, с особенным успехом занимавшихся изучением русского и литовского языков и готовящихся к ученой или учебной деятельности»8. Позднее, по высочайшему повелению, 20 апреля (2 мая) 1867 г. Учредительным комитетом было дано также 30 стипендий для воспитанников русских и смешанных гимназий, из православного и униатского исповеданий9. Таким образом, наиболее одаренные получали возможность обучаться в русских университетах, а не в польской Главной школе. Кроме того, обучение на государственном языке давало представителям национальных меньшинств
Царства Польского те же возможности в карьере как в крае, так и по всей Российской империи, что и лицам, принадлежавшим к этим народам, но проживавшим в других провинциях империи и также обучавшимся на русском языке.
Теперь обратимся к главному, на наш взгляд, пункту рассматриваемого постановления — к вопросу о смешанных гимназиях.
Проект постановления о средних учебных заведениях, ввиду важности вопроса, был рассмотрен в Комитете по делам Царства Польского. Комитет, «разделяя мысль о необходимости устройства таких средних учебных заведений, в которых еврейское юношество могло бы образовываться согласно своим потребностям и в духе сближения с Россией, принял на вид, что так как учебные заведения сего рода не должны быть закрыты и для детей прочих, не еврейского исповедания лиц, то за сим название еврейских училищ было бы для них не совсем свойственно, и что правильнее было бы таковые училища называть смешанными»10. Так появилось название - «смешанные гимназии и прогимназии» - и, по постановлению, сами учебные заведения: