Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Трансформация деятельности и идеологии "Братьев мусульман" в XX в 20
1. Возникновение и становление Ассоциации 20
2. Политический и социальный аспекты деятельности "Братьев-мусульман" в 1980-90-х гг 35
3. Развитие политико-правовых концепций в идеологии Ассоциации 48
Глава II. «"Братья-мусульмане" в условиях конституционных реформ и подготовки к парламентским выборам 69
1. Программа реформ "Братьев-мусульман" 69
2. Участие "Братьев-мусульман" в парламентских выборах 2005 г 81
3. Работа парламентской группы Ассоциации "Братья-мусульмане" 100
4. Деятельность "Братьев-мусульман" в условиях обострения отношений с властью 110
Глава III. Развитие ассоциации в последние годы правления X. Мубарака и в переходный период 124
1. Изменение курса "Братьев-мусульман" в условиях внутренней борьбы в Ассоциации 124
2. Участие "Братьев-мусульман" в парламентских выборах 2010 г 142
3. "Братья-мусульмане" в контексте трансформации политического режима 152
Заключение 169
Список источников и литературы 180
- Политический и социальный аспекты деятельности "Братьев-мусульман" в 1980-90-х гг
- Программа реформ "Братьев-мусульман"
- Деятельность "Братьев-мусульман" в условиях обострения отношений с властью
- "Братья-мусульмане" в контексте трансформации политического режима
Введение к работе
Содержание научной проблемы и ее актуальность. В 2011-2012 гг. в ходе событий, которые получили в российской и западной историографии название «арабской весны», в ряде стран Ближнего Востока к власти пришли представители оппозиции – исламские партии. Не в последнюю очередь их приход к власти был связан с тем, что ограничения деятельности этих партий (законодательные и силовые), которые были установлены при прежних режимах, перестали действовать. Однако успех, который одержали исламские партии на парламентских выборах 2011-2012 гг., был обусловлен не только этой причиной. Каждая из этих партий имеет многолетний опыт функционирования, который показывает, что они были популярны и до событий «арабской весны». Анализ того, какие предпосылки, обусловленные историческим ходом развития этих партий, способствовали их приходу к власти на волне «арабской весны», представляется одной из актуальных задач исследований новейшей истории стран Ближнего Востока.
Ассоциация «Братья-мусульмане» (АБМ) в Египте – одно из наиболее известных исламских движений на Ближнем Востоке, которое имеет более чем 80-летнюю историю развития. После свержения Хосни Мубарака АБМ была легализована и превратилась в ведущего участника общественно-политической жизни в Египте. Созданная на ее основе Партия свободы и справедливости стала лидером парламентских выборов в начале 2012 г., а в июне того же года один из ее членов – Мухаммад Мурси – был избран президентом. Летом 2013 г. М. Мурси был отстранен от власти, а в сентябре того же года Ассоциации снова была запрещена. Однако «Братья-мусульмане» не покинули бесследно политическую арену и заявляют о намерении вернуться к власти. В настоящее время многочисленные сторонники АБМ представляют собой одну из наиболее активных общественных сил в Египте.
История развития АБМ имеет сходство с рядом других исламских партий Ближнего Востока. В этой связи, актуальность настоящего исследования заключается также в том, что оно может способствовать пониманию аналогичных процессов в Тунисе, Йемене и других государствах, где к власти также пришли исламские партии – разумеется, с учетом специфики каждой из этих стран.
Хронологическими рамками являются 1928–2012 гг. Нижняя граница настоящего исследования – год создания АБМ. Верхняя граница доведена до 2012 г., когда кандидат партии АБМ М. Мурси победил на президентских выборах; это позволило автору диссертации проследить и проанализировать динамику роли «Братьев-мусульман» в политическом процессе при старом режиме и в новых условиях. В 2012 г., после избрания М. Мурси президентом, начался принципиально новый этап в истории этого исламского движения. Особое внимание в настоящей работе уделяется новейшему периоду развития Ассоциации (2004-2012 гг.), который менее всего изучен в отечественной и западной науке.
Объектом исследования является историческое развитие государства и общества в Египте на рубеже ХХ – XXI вв., а предметом исследования – движение «Братья-мусульмане», деятельность которого, с одной стороны, оказывала влияние на общественные и политические процессы в этой стране на разных этапах, а с другой стороны, сама была подвержена влиянию этих процессов.
Цель исследования – определить факторы, которые способствовали приходу АБМ к власти в Египте в 2012 г. и были обусловлены ее историческим развитием в предыдущий период. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучено, какое влияние оказывали события внутри Египта, а также на региональной и международной арене на развитие движения «Братья-мусульмане» и его идеологии;
- проанализирован политический аспект деятельности АБМ на современном этапе и роль Ассоциации в политическом процессе;
- исследована трансформация деятельности «Братьев-мусульман» в условиях протестных волнений 2011 г. и переходного периода, завершившегося парламентскими выборами в начале 2012 г.
Теоретико-методологическая база. При написании работы был использован проблемно-хронологический метод исследования, с помощью которого рассмотрена эволюцию движения «Братьев-мусульман» в период с 1928 по 2012 гг. в едином комплексе исторических, политических и общественно-экономических условий. Хронологический метод также применялся при выявлении исторических особенностей динамики развития политического аспекта деятельности этой исламской организации. Ситуационный анализ использовался для анализа политической активности этого движения посредством анализа конкретных казусов. Для работы с источниками был применен метод источниковедческого синтеза, который помог выявить общее и особенное в трудах ранних и современных идеологов «Братьев-мусульман», проследить преемственность ряда идей или, напротив, отметить их переосмысление.
Историография проблемы. Существует значительное количество материалов, в которых освещались различные аспекты деятельности «Братьев-мусульман», и в том числе анализировались причины динамики их популярности в разные исторические периоды. Первым фундаментальным трудом на Западе, в котором исследовалось развитие АБМ начиная с ее основания и до 1950-х гг., стала книга американского историка Р. Митчелла «The Society of the Muslim Brothers». По мнению автора, Ассоциация возникла и развивалась в качестве ответной реакции на вестернизацию египетского общества, что и предопределило ее реакционный характер. Периоды взлетов падений АБМ исследователь связывает с объемом политических амбиций движения: чем больше были эти амбиции, тем более напряженными становились его отношения с властью, и это в итоге не раз приводило к запрету Ассоциации и ее уходу в подполье.
С середины 1970–х гг. «Братья-мусульмане» стали восстанавливать свои позиции, утраченные в годы правления Г.А. Насера, что стало одним из мотивов новой волны интереса исследователей к этой исламской организации. В отечественной арабистике того периода можно проследить две основные тенденции. С одной стороны, взгляд советской науки во многом совпадал с западным восприятием организации «Братьев-мусульман» как реакционной и консервативной силы, хотя эта реакционность связывалась уже не с ответом на вестернизацию Египта в условиях колониальной зависимости, а с особенностями внутреннего развития Арабской Республики Египет (АРЕ). Примером такой позиции служит работа российского исламоведа А.А. Игнатенко «Халифы без халифата». По мнению автора, радикализация в 1960-70-х гг. исламских движений, в том числе и «Братьев-мусульман», делала невозможной их функционирование в легальных условиях наравне с политическими партиями.
Статья другого российского ученого Д.В. Микульского – первая в отечественной науке серьезная попытка привлечь внимание к социально-политическим идеям «Братьев-мусульман», разрабатываемым их ключевыми идеологами. В то время как на Западе все исламские движения – и радикальные, и более умеренные – как правило, связывались с террористической активностью, Д.В. Микульский сделал вывод, что к началу 80-х гг. АБМ сделала выбор в пользу легальных методов борьбы и что это вполне соответствует идеологии движения.
События 11 сентября 2001 г. вызвали очередной и самый мощный всплеск интереса западных и отечественных исследователей к исламским движениям вообще и к организации «Братьев-мусульман» в частности. В историографии того времени было представлено несколько позиций относительно деятельности АБМ. Так, по мнению американских исследователей Дж. Эспозито и О. Волла, в конце ХХ в. исламские организации играли весомую роль в поддержке движения за религиозное возрождение, которое во многом стало реакцией на авторитарную политику светских властей. Говоря об Ассоциации «Братьев-мусульман» на современном этапе, исследователи характеризовали его как модернистское и противопоставляли его таким экстремистским течениям в АРЕ, как «ал-Гамаат ал-исламиййа» и «ат-Такфир ва-л-хиджра».
Примером иного подхода к оценке деятельности АБМ является сборник статей «The Muslim Brotherhood: The organization and policies of a global Islamist movement» под редакцией Б. Рубина. Основная идея собранных редактором материалов состояла в том, что в последние годы своего развития движение «Братьев-мусульман» довольно успешно сочетало в себе организационные способности, относительно модернистскую направленность курса и грамотную работу с электоратом. Однако, по мнению исследователей, «Братья-мусульмане» несли угрозу режиму, поскольку могли помешать процессу плавной передачи власти от Х. Мубарака к его сыну Гамалю.
Еще одна группа исследователей вообще ставила под вопрос совместимость исламских движений с принципами современности и демократии и, следовательно, их способность вписаться в текущий политический процесс. Характерными в этой связи являются работы французских исследователей Ж. Кепеля и О. Руа. Так, по мнению Ж. Кепеля, не исламские умеренные движения являются участниками демократических процессов, но напротив, демократизация их внутренней жизни и смягчение идеологии являются для них непременными условиями выживания. При этом французский исследователь связывал идеологию движения «Братьев-мусульман», которое стало, по его словам, «матрицей современного исламизма», преимущественно со взглядами С. Кутба, несмотря на то, что его наследие было во многом переосмыслено последующими поколениями идеологов Ассоциации. В России, где в 2004 г. появилось переведенное на русский язык издание книги Ж. Кепеля, этот подход также приобрел ряд сторонников, а тесная ассоциативная связь имени С. Кутба с АБМ до сих пор нередко становится причиной резко негативной оценки деятельности движения «Братьев-мусульман».
Для отечественной науки начала 2000-х гг. в целом был характерен более взвешенный подход к восприятию роли исламских движений вообще и «Братьев-мусульман» в частности. В 2004 г. в России вышло первое фундаментальное исследование, посвященное этой организации. Его автор, М.З. Ражбадинов, не только подробно рассмотрел этапы становления и исторической динамики «Братьев-мусульман», но и пришел к выводу, что в последние годы они превратились в группу прагматичных оппозиционных политиков, способных играть по современным правилам политической жизни. По мнению исследователя, АБМ является типичным представителем умеренного исламистского движения, поскольку использует легальные методы борьбы за власть.
В отдельную группу стоит выделить те работы, которые были изданы в 2011-2013 гг. Приход «Братьев-мусульман» к власти вызвал столь же резкий рост интереса исследователей к этому движению. Современные исследователи, как правило, видят в движении «Братьев-мусульман» силу, оказывавшую положительное влияние на политический процесс в АРЕ – как накануне событий «арабской весны», так и после начала активных волнений. Так, британская исследовательница М. Тадрос в своей работе исследовала эволюцию политической идеологии движения в ее связи с внешними изменениями и объяснила подобную гибкость стремлением исламистов включиться в современный либерально-демократический дискурс.
В отличие от западных авторов, которых интересовали прежде всего такие вопросы, как взаимоотношения «Братьев-мусульман» с египетской властью и совместимость исламистской идеологии с западными принципами либеральной демократии, арабские авторы значительное внимание уделяли внутриструктурной и идеологической трансформации этого движения. Такова, к примеру, работа родного брата основателя движения Г. ал-Банны, в которой он подробно описал первый этап становления идеологии «Братьев-мусульман» в свете общего развития исламской мысли. По мнению Г. ал-Банны, после смерти первого лидера движения в конце 1940-х гг. идеология «Братьев-мусульман» и вся исламская мысль переживали глубокий кризис, выход из которого до сих пор не найден.
Египетский исследователь Х. Таммам описал в своей монографии историю АБМ конца ХХ – начала XXI вв. как стадию ее упадка, считая, что она практически потеряла способность адекватно реагировать на вызовы современности. Другой египетский автор, Х. ал-Анани, осветил в своей работе события начала 2000-х гг., в частности участие движения в парламентских выборах в 2005 г. По его мнению, победа «Братьев-мусульман» во многом стала результатом умелого маневрирования исламистов в их отношениях с египетской властью. Обе названные работы содержат в себе значимый фактический материал – программные документы движения, а также данные о выборах различного уровня и участия в них «Братьев-мусульман».
Тематика диссертации разрабатывалась и другими учеными, однако работ, посвященных комплексному изучению причин прихода «Братьев-мусульман» к власти в 2012 г., которые были обусловлены историческим развитием движения в последние годы перед событиями «арабской весны», еще не было. Этот пробел и призвано восполнить настоящее исследование.
Источниковедческое основание диссертационного исследования. В ходе исследования были использованы источники на арабском, английском и русском языках. Их можно разделить на несколько групп.
Первую группу источников представляют работы идеологов «Братьев-мусульман». Прежде всего, это труды основателя движения Хасана ал-Банны, которые составляют идеологический фундамент его организации и на которые ссылались и продолжают ссылаться все последующие поколения Ассоциации. Поскольку наследие Х. ал-Банны весьма обширно, были отобраны те его работы, в которых освещаются ключевые принципы политического и правового устройства исламского государства. В работе «Ал-усул ал-ишрун» («Двадцать основ»), которая многократно комментировалась последователями основателя движения, а также арабскими и западными исследователями, перечисляются основные задачи исламской религиозно-политической деятельности. Основы государственного и правового устройства трактуются Х. ал-Банной с точки зрения ислама в следующих трудах: «Ан-низам ал-иктисади» («Экономический порядок»), «Низам ал-хукм» («Порядок власти») и «Мушкилатуна фи дау’ ан-низам ал-ислами» («Наша проблема в свете исламского порядка»). Работа «Дуат ла кудат» («Проповедники, а не судьи») (предположительно коллективного авторства, хотя и приписывается чаще всего второму лидеру «Братьев-мусульман» Хасану ал-Худайби) представляет собой попытку отразить отхода Ассоциации от радикальных идей, апологетом которых был С. Кутб. Из обилия работ современных мыслителей, близких к движению «Братья-мусульмане», в первую очередь, Мухаммада ал-Газали и Юсуфа ал-Кардави, были отобраны те, в которых отражены взгляды их авторов на политико-правовое устройство мусульманских государств и обществ.
Вторая группа источников – программы и документы «Братьев-мусульман», в которых излагались основные принципы, сформулированные в трудах идеологов движения в разные периоды его истории. Поскольку курс движения претерпевал определенные изменения во времени, это находило отражение и в его программных документах. Так, содержание документов, изданных АБМ в последние годы, в определенной степени отличается от более раннего документа – «Лаихат ан-низам ал-амм ад-дували ли-л-ихван ал-муслимин 1982» («Международный устав общего порядка “Братьев-мусульман” 1982»); последние программы можно охарактеризовать как более умеренные. В то же время и новые программы организации не во всем похожи. Программный документ под названием «Хаула ал-мабади` ал-‘амма ли-л-ислах: мабади` джамиат ал-ихван ал-муслимин ли-л-ислах ад-дахили фи миср» («Об основных принципах реформы: Основа внутренней реформы в Египте, представленная Ассоциацией «Братья-мусульмане») представляет собой их видение необходимых преобразований в стране. Предвыборная программа “Братьев-мусульман” 2005 г. во многом повторяет положения предыдущего документа, тогда как программа Партии “Братьев-мусульман” (2007) уже несет на себе отпечаток обострившихся отношений АБМ с властью и содержит положения, которые вызвали неприятие со стороны ряда представителей интеллигенции Египта и соседних с ним стран. Наконец, в Предвыборной программе “Братьев-мусульман” 2010 г. значительное место занимают перечисления результатов, достигнутых в ходе работы парламентского блока движения в 2005–2010 гг.
Третья группа источников – конституции и законы. Это прежде всего конституция 1971 г. Она действовала до марта 2011 г. и трижды подвергалась поправкам – в 1980, 2005 и 2007 гг. В ходе последнего этапа поправок в Конституцию было введено положение о недопустимости создания политических партий на религиозной основе. До 2007 г. оно было прописано только в законе «О политических партиях». Конституционная декларация 2011 г. сохранила это положение, что, впрочем, не стало препятствием для легализации партий исламского толка и их участия в выборах в Народное собрание АРЕ. Среди прочих законодательных актов, используемых в настоящей работе – закон «О профессиональных союзах», закон «О политических правах» и закон «Об организации ал-Азхара и включенных в него структур».
Четвертая группа источников представлена материалами различных электронных сайтов, среди которых стоит в первую очередь выделить арабоязычные и англоязычные интернет-ресурсы, принадлежащие «Братьям-мусульманам». Это сайт http://www.nowabikhwan.com, который послужил источником ценного материала о работе блока АБМ в Народном собрании 2005–2008 гг.; сайты http://www.ikhwanweb.com и http://www.muslimbrotherhood.co.uk, содержащие статьи, освещающие различные моменты жизнедеятельности движения на современном этапе. Обилие ссылок на интернет-ресурсы в данной работе объясняется спецификой ее тематики, которая имеет отношение к современному периоду развития движения «Братьев-мусульман». Отсутствие возможности проведения эмпирического или полевого исследования автором настоящего исследования было компенсировано за счет привлечения обширного материала интернет-источников на арабском языке и их критического анализа.
Наконец, пятую группу источников представляют блоги представителей молодого поколения «Братьев-мусульман». В условиях достаточно жесткой цензуры в АРЕ электронные блоги молодых представителей АБМ являются одним из важнейших ресурсов выражения настроений наиболее политически активной группы происламски настроенной молодежи. В то время как государственные средства массовой информации в годы правления Х. Мубарака подвергались прямому контролю со стороны властей, блогосфера была местом открытого выражения населением оппозиционных настроений. Вместе с тем в них нередко можно прочесть и недовольные отзывы элитарной замкнутостью руководящего звена и отсутствием кадровой лестницы внутри организации «Братьев-мусульман».
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-
В современной истории «Братьев-мусульман» были выделены три этапа развития: 1) 2004–2008 гг.: деятельность АБМ в условиях подготовки к парламентским выборам 2005 г. и конституционных реформ; 2) 2008-2010 гг.: реакция «Братьев-мусульман» на свертывание реформ и ужесточение политики властей в отношении Ассоциации, 3) 2011-2012 гг.: функционирование АБМ в легальных условиях. Это позволило автору исследования раскрыть связь между развитием государства и общества Египта, с одной стороны, и трансформацией стратегического курса и идеологии «Братьев-мусульман», с другой.
-
Подробно исследована деятельность парламентской группы «Братьев-мусульман» в Народном собрании Египта в 2005-2008 гг., когда АБМ впервые за свою историю завоевала столь большое количество голосов избирателей. Благодаря этому было установлено, что их деятельность в определенной степени оживила работу нижней палаты парламента. Анализ этой деятельности был проведен с привлечением значительного числа электронных источников на арабском языке.
-
Анализ типологий групп интересов внутри АБМ и результатов их противостояния позволил установить зависимость трансформации развития Ассоциации от динамики внутренней борьбы в конкретный период времени. В том числе было выявлено, что усиление влияния «консервативного» крыла внутри «Братьев-мусульман», с одной стороны, явилось закономерной реакцией на репрессии в отношении организации со стороны властей, а с другой – способствовало ужесточению ее риторики.
-
В научный оборот были введены ранее не исследованные отечественными учеными источники по истории и идеологии АБМ на арабском языке, что позволило автору исследования:
а) установить преемственность ключевых идеологических принципов АБМ в ходе ее исторического развития;
б) проследить изменение ряда идеологических принципов Ассоциации и их зависимость от конкретного исторического периода;
в) определить, что в 1970-80-е гг. идейное наследие С. Кутба было в основном пересмотрено новыми идеологами «Братьев-мусульман», что позволяет отнести современную АБМ к умеренным исламским движениям.
Научно-практическая значимость данной диссертационной работы обусловлена главным образом тем, что содержащийся в ней фактический материал и выводы могут использоваться в дальнейших научных исследованиях по анализу деятельности «Братьев-мусульман» в Египте на современном этапе. Результаты работы углубляют и дополняют понимание роли умеренных течений политического ислама в условиях трансформации социально-политической системы этой ближневосточной страны. Выводы настоящего исследования также могут быть учтены в практической работе государственных учреждений, национальных и международных организаций при анализе и оценке перспектив политических процессов в Египте и их влияния на российско-египетские отношения. Равным образом эти выводы могут быть использованы при подготовке курсов лекций по современным исламским движениям, политико-правовым системам арабских стран для студентов высших учебных заведений.
Апробация выводов, выносимых на защиту. Основные положения и выводы диссертации были представлены автором на следующих конференциях: «Мир ислама: история, общество, культура» (Москва, 2007; 2010); «Иерархия и власть в истории цивилизаций: Пятая международная конференция» (Москва, 2009); II международный симпозиум «Исламоведческие исследования в современной России и СНГ» (Казань, 2011); «Ислам в России и за ее пределами: история, общество, культура» (Магас, 2011); «Религия и гражданское общество: межконфессиональные и этнические конфликты в условиях геополитической конкуренции» (Ялта, Украина, 2012); Хакимовские чтения «Россия и арабский мир: история и современность» (Уфа, 2012); XXVII Международная конференция «Источниковедение и историография стран Азии и Африки. Локальное наследие и глобальная перспектива» (Санкт-Петербург, 2013). Содержание и выводы диссертации изложены в авторских публикациях, в том числе в журналах «Азия и Африка сегодня»; «Вестник РГГУ», а также в сборниках по итогам научных конференций и на сайте Института Ближнего Востока (www.iimes.ru).
Структура исследования: введение, в котором дается обоснование исследования, сформулированы цели и задачи, отмечена научная новизна; три главы, в которых решаются основные исследовательские задачи, заключение, дополненное списком использованных источников и литературы.
Политический и социальный аспекты деятельности "Братьев-мусульман" в 1980-90-х гг
После убийства А. Садата в 1981 г. был принят закон «О чрезвычайном положении», который позволил руководству страны провести репрессии и чистки в отношении экстремистских групп и движений. Одновременно новый президент Хосни Мубарак вынужден был решать проблему легитимации собственной власти в условиях, когда команда старого президента продолжала сохранять сильное влияние. Мубарак находился в поиске союзников - как для борьбы с радикальными исламскими движениями, так и для укрепления собственного авторитета и расширения базы своей поддержки внутри страны. Немногочисленные светские партии, которые в то время функционировали в АРЕ, не обладали соответствующим весом и влиянием. Единственным массовым движением, способным оказать поддержку новому президенту при решении двух вышеупомянутых задач, были «Братья-мусульмане».
My бараку были присущи неторопливость и осторожный прагматизм. Он достаточно быстро завоевал расположение «Братьев-мусульман» и представителей религиозного истеблишмента страны, а репрессии, инициированные правительством в отношении исламистов, первое время были направлены исключительно против террористических организаций. Многие видные деятели «Братьев-мусульман», оказавшиеся в тюрьмах на волне обострения отношений движения с Садатом, были выпущены на свободу практически сразу после смены руководящего лица в стране и среди них - будущий Генеральный наставник Мустафа Машхур. Власти позволили возобновить издание газет «Забастовка» (ал-иПтисам) и «Исламский избранник» (ал-мухтар ал-ислами), которые были тесно связаны с «Братьями-мусульманами».84
Одновременно X. Мубарак ставил целью создание в стране системы баланса политических сил, когда относительно лояльное отношение к режиму обеспечивалось бы как можно более широким кругом партий и движений. В этом смысле его благосклонный настрой к «Братьям-мусульманам» в первые годы правления не мог быть абсолютным. Чтобы уравновесить влияние умеренных исламистов, президент решился на легализацию одной из старейших политических партий — «Вафд», которая была запрещена в 1952 г. (с 1978 г. она была снова легализована и обрела название «Новый Вафд» - ал-вафд ал-джадид).
Однако требования АБМ о создании на базе движения собственной партии не были удовлетворены. Несмотря на то что организация еще в 1960-х гг. отказалась от методов насильственного свержения власти, многочисленные и не совсем прозрачные связи «Братьев-мусульман» с радикальными группировками в АРЕ и за ее пределами по-прежнему вызывали настороженность у властей. Появление внутри партийной системы, развитие которой начиная с 1970-х гг. строго контролировалось властями, независимой исламской партии могло расшатать и без того недостаточно устойчивую власть нового президента. Поэтому, несмотря на определенные шаги в сторону АБМ, власть предпочла оставить всех без исключения исламистов вне системы.
Демонстрация «Братьями-мусульманами» намерения сформировать партию знаменовала собой важный сдвиг в идеологии и стратегии движения в новых условиях. Как известно, X. ал-Банна резко выступал против многопартийной системы. В условиях политической жизни в АРЕ в 1930-40-х гг. тактика воздействия на власть посредством партии действительно казалась малоэффективной. Однако начиная с 1950-х гг. и вплоть до середины 1970-х гг. в стране вообще не существовало партий. Созданный в 1962 г. Г.А. Насером АСС был призван объединить все прогрессивные силы страны. «Братья-мусульмане», будучи разгромленными в середине 50-х гг., надолго были исключены из политической жизни страны. Создание в 1976 г. на базе АСС трех политических платформ - правой, левой и центристской, а затем легализация в 1978 г. партии «Новый Вафд» дали надежду на появление в стране иных методов общения власти с оппозицией помимо репрессивно-силового решения. В этих условиях формирование политической партии и участие в выборах представлялось руководству «Братьев-мусульман» подходящим способом не только заявить о своих позициях, но и начать влиять на внутриполитический процесс в стране. Несмотря на интенсивные дебаты по этому вопросу, У. ат-Тилмисани заявил, что активная включенность АБМ в политический процесс послужит еще одним способом распространения их идей, а заодно позволит движению получить опыт участия в органах государственной власти.
В начале 1980-х гг. власти в очередной раз отклонили заявку «Братьев-мусульман» на регистрацию собственной партии, сославшись на действие Закона «О политических партиях». Однако АБМ не отступила от своей стратегии, нацеленной на постепенное проникновение в государственную систему страны всеми доступными для этого легальными способами. В 1984 г. в АРЕ должны были состояться выборы - третьи после введения многопартийной системы в 1976 г. и первые после прихода к власти нового президента. Не имея возможности принять участие в выборах в качестве самостоятельной силы, «Братья-мусульмане» вошли в политический альянс с единственной оппозиционной партией того времени, которая могла рассчитывать на прохождение в египетский парламент — «Новым Вафдом». Несмотря на явный секуляристский уклон этой партии, она, по словам руководителей «Братьев-мусульман», не выступала против идеи шариатизации законов страны.86 Кроме того, в отличие от других политических сил, «Новый Вафд» не была замешана в репрессиях против АБМ. По результатам выборов в Народное собрание АРЕ вошли только две партии - правящая Национально-демократическая партия и «Новый Вафд». Восемь мест в 458-местном парламенте заняли прошедшие в него по спискам «Нового Вафда» «Братья-мусульмане».
Представительство депутатов от АБМ в египетском Народном собрании было скорее символическим.87 Однако деятельность «Братьев-мусульман» в парламенте была достаточно активной. Так, в конце 1970-х гг. они при негласной поддержке Садата выдвинули инициативу о признании шариата основным источником законодательства по конституции страны (до внесения соответствующих поправок шариат был назван «одним из источников законодательства», что уравнивало его с другими правовыми источниками). Благодаря активной работе «Братьев-мусульман» в Комитете защиты демократии, который был создан оппозиционными силами накануне выборов 1984 г., вопрос о шариатизации законодательной системы страны вышел на уровень широкой общественной дискуссии. В 1985 г. в египетском парламенте велись интенсивные слушания по этому вопросу. И хотя требование депутатов АБМ о немедленной шариатизации законодательства не было удовлетворено, не в последнюю очередь благодаря именно их усилиям общественная дискуссия завершилась принятием конкретных шагов: большинство членов Народного собрания проголосовало за «постепенный и научно обоснованный» пересмотр законов, противоречащих шариату.88
В 1987 г. в стране должны были состояться очередные парламентские выборы. «Братья-мусульмане» выразили намерение не только принять в них участие, но и увеличить свое присутствие в Народном собрании. Союз с партией «Новый Вафд» был недолгим: практически сразу же после прохождения в парламент немногочисленная группа депутатов от «Братьев-мусульман» стала претендовать на лидирующие позиции внутри политического блока, образованного со светской оппозицией, в результате чего между двумя силами произошел раскол. Поэтому в рамках подготовки к выборам 1987 г. АБМ вынуждена была искать новых союзников среди официальных партий.
Выбор у «Братьев-мусульман» был небольшой. Помимо НДП и «Нового Вафда» в стране существовало еще несколько политических партий, однако практически все они были настолько мелкими, что пройти в их составе в Народное собрание было весьма трудно. Наиболее перспективной среди этого числа небольших партий казалась Социалистическая партия труда (хизб ал-Памал ал-иштираки), которая к тому же идеологически была ближе остальных к «Братьям-мусульманам». Подобно АБМ, СПТ критиковала садатовскую политику «инфитаха», выступала в защиту госсектора, за приоритетное развитие производственных отраслей экономики, социальную справедливость, нравственную чистоту в обществе и демократизацию политической системы страны. Кроме того, СПТ отошла от первоначальной поддержки Кэмп-Дэвидских соглашений и внешнеполитического курса Садата.89 Для участия в выборах «Братья-мусульмане» и СПТ образовали Исламский альянс, куда также вошла еще одна партия - Либерально-социалистическая (хизб ал-ахрар ал-иштиракиййин). Идеологически ЛСП была дальше от взглядов АБМ, чем СПТ. Так, либерал-социалисты открыто поддерживали Кэмп-Дэвидские соглашения. Их вхождение в Исламский альянс диктовалось, скорее, необходимостью политического выживания в условиях крайне низкой поддержки среди населения.
Программа реформ "Братьев-мусульман"
В начале XXI в. стало ясно, что в Египте давно назрели реформы - как экономического, так и политического характера. Однако власть не спешила объявлять о начале преобразований. В 2005 г. предполагалось провести очередные президентские и парламентские выборы, поэтому правящий режим нуждался в хорошо продуманной стратегии, чтобы, с одной стороны, удовлетворить потребности страны в преобразованиях, а с другой, обеспечить спокойные выборы, которые сохранили бы статус-кво правящей Национально-демократической партии и лично президента X. Мубарака.
В этих условиях оппозиция в лице «Братьев-мусульман» решила взять на себя инициативу и выдвинуть собственный проект реформ. Его основные положения были сформулированы в документе под названием «Об основных принципах реформы: принципы внутренней реформы в Египте, предлагаемые Ассоциацией "Братьев-мусульман"» (далее - «Принципы реформы»). Документ был обнародован в начале 2004 г. и стал одним из этапов подготовки АБМ к парламентским выборам, которые должны были состояться в конце 2005 г.
В «Принципах реформы» организация выделила четыре ключевых принципа:
противодействие любым попыткам иностранной гегемонии в Египте или в какой-либо другой стране арабского или мусульманского мира;
проведение полномасштабной реформы, которая обеспечит свободную жизнь граждан, всеобъемлющее процветание государства и общества, а также будет способствовать воплощению таких принципов, как справедливость, равенство и совещательность (шура);
политическая реформа должна стать началом преобразований во всех остальных сферах государства и общества;
реформа должна быть всеобъемлющей, в ней должны участвовать все партии и политические силы страны.149
В программе также было сказано, что организация готова оказать правительству X. Мубарака помощь в проведении реформ. Обнародование этого документа совпало по времени с активным обсуждением в арабском мире американского проекта «Большого Ближнего Востока». По мнению египетского исследователя X. Таммама, программа «Принципы реформы» стала ответом «Братьев-мусульман» на предложенный американцами план демократизации. Руководители организации также неоднократно подчеркивали, что проект США по демократизации Египта и других стран Ближнего Востока является «неприемлемым» и что реформирование внутренней жизни Египта должно происходить только «в соответствии с мусульманским законом».
Первая часть программы реформ «Братьев-мусульман» посвящена «строительству личности египтянина» (бина ал-инсан ал-мисри). Исходя из того, что «человек является центром мироздания и созданием Всевышнего Господа» и что именно человек несет ответственность за «развитие, процветание и рост, что и отличает его от всех иных созданий», АБМ выдвинула следующие предложения:
гарантия уважения постоянных величин (савабит), характерных для мусульманской уммы - это вера в Бога, Его Писание, Его пророка и Его закон;
разработка теоретических и практических основ воспитания молодежи в соответствии с принципами веры и морали;
свобода религиозного призыва (да ва), разъясняющего принципы ислама, его сущность и основные черты, ибо ислам пронизывает все сферы жизни;
настоятельный призыв человека к максимально возможному соблюдению религиозных обязанностей ( ибадат), приверженности нормам морали и этики, а также гражданского права (му амалат);
очищение средств массовой информации от всего, что противоречит нормам ислама и этическим принципам.
Второе направление реформы - политическое. Здесь «Братья-мусульмане» подтвердили свою «приверженность республиканскому, парламентскому, конституционному и демократическому строю в границах принципов ислама {фи нитак мабади ал-ислам)». Они также призвали все политические партии и силы Египта солидаризироваться с их следующими предложениями по достижению демократизации:
признать народ в качестве источника всей полноты власти, чтобы никакая партия, группа или организация не могла монополизировать право на власть и на продолжительное нахождение у власти;
уважение и применение принципа ротации власти;
гарантия свободы выражения индивидуальных убеждений;
гарантия свободы выражения религиозных чувств для представителей всех признанных авраамических религий (адйан самавиййа);
право голоса;
свобода формирования политических партий, недопущение того, чтобы какой-либо государственный орган препятствовал осуществлению этого права; обеспечение независимости судебной власти;
свобода организации массовых общественных акций {иджтима am джамахириййа амма);
свобода мирных демонстраций;
право народа иметь своих представителей в свободно избираемом парламенте;
право каждого гражданина и каждой гражданки участвовать в парламентских выборах, за исключением случаев, предусмотренных законом;
право каждого гражданина и каждой гражданки быть избранным в парламент, за исключением случаев, предусмотренных законом;
неучастие армии и военных в политике;
ограничение власти президента; он должен представлять всех египтян, но не должен состоять ни в какой политической партии; президент не может избираться более чем на два срока подряд;
отмена закона «О чрезвычайном положении», закона «О политических партиях» и ряда других законодательных актов;
освобождение политических заключенных;
запрет осуществления пыток сотрудниками полиции и органами безопасности, реализация принципа «полиция на службе у народа»;
отмена законов, сковывающих функционирование профсоюзов.
Следующее, третье приоритетное направление в программе «Братьев мусульман» - реформа судебной системы, которая, по мнению авторов документа, должна заключаться в предоставлении полной независимости судам, а также в реализации принципа разделения ветвей власти. Кроме этого, АБМ предложила «внести поправки в законы, кодифицировать их в соответствии с принципами мусульманского шариата, который, согласно ст. 2 конституции, является основным источником законодательства». Четвертое направление - реформа избирательной системы, которая должна заключаться в следующем:
невмешательство власти и служб безопасности в избирательный процесс;
создание специального комитета или органа из верховных судей (куда ), ответственного за избирательный процесс, начиная с утверждения списка избирателей и заканчивая проведением выборов и подсчетом голосов; формированием такого комитета должен заниматься Высший судебный совет (маджлис ал-куда ал-а ла);
все кандидаты должны иметь доступ к средствам массовой информации и право беспрепятственно проводить предвыборные кампании.
Представления «Братьев-мусульман» об основах функционирования национальной экономики изложены в пятом разделе «Принципы реформы». В нем говорится: «Мы верим в такую экономическую систему, которая исходит из нашего ислама (мин исламина) как религии и как всеобъемлющего и совершенного образа жизни, который гарантирует свободу экономической деятельности и участие в ней каждого индивида. Это также подразумевает уважение к разнообразным формам собственности (мулкиййа мутаЪддида), основной из которых является частная собственность (при условии что она приносит общественную пользу) и которая также включает в себя и государственную собственность (инфраструктура, а также другие жизненно важные объекты)».
Деятельность "Братьев-мусульман" в условиях обострения отношений с властью
После выборов в Народное собрание 2005 г. «Братья-мусульмане» столкнулись с дилеммой: продолжать развивать свой политический успех и добиваться легализации или же оставить все как есть. Вопрос об официальном признании движения на государственном уровне не раз поднимался внутри руководства движения на протяжении последних десятилетии. Обсуждения касались двух основных вопросов: нужен ли движению официальный статус (харака) или же стоит создать на его основе самостоятельную партию (хизб)? В разное время руководство организации по-разному отвечало на эти вопросы. После возрождения движения в период правления А. Садата АБМ не скрывала намерения получить официальное признание со стороны властей. Это должно было стать для организации гарантией того, что репрессии, подобные тем, что осуществлялись при Г.А. Насере, не повторятся. Однако вопрос о формировании партии стал причиной серьезных расхождений внутри движения. Если Генеральный наставник У. ат-Тилмисани поддержал эту идею, то его будущий преемник М. Акиф, который занимал в то время пост генерального директора по делам молодежи, считал, что идея партийности (хизбиййа) противоречит идеологии движения. Он ссылался на основателя «Братьев-мусульман» X. ал-Банну, который говорил, что хизбиййа является источником раскола в обществе. У. ат-Тилмисани пришлось уступить перед аргументами М. Акифа. Однако легализация «Братьев-мусульман» в любом виде - как движения или как партии - не входила в интересы А. Садата, стремившегося построить партийную жизнь в стране по своему усмотрению и исключить из нее все возможные риски.
Одним из таких рисков была неконтролируемая активность исламистов. Поэтому АБМ было отказано в какой бы то ни было легализации деятельности, однако и без этого в 1970-х гг. «Братья-мусульмане» имели достаточно инструментов для расширения своего влияния.
Приход к власти X. Мубарака дал «Братьям-мусульманам» надежду на получение официального признания, тем более что новый президент часто подчеркивал, что намерен править в четком соответствии с буквой и духом закона. Однако в стране продолжал действовать закон «О политических партиях», запрещавший формирование политических партий на религиозной основе, и это служило серьезным препятствием для АБМ к созданию своей партии и ее легализации. Поэтому руководство организации приняло решение добиваться легализации движения (харака) в целом, после чего можно было бы говорить и о создании партии. Чтобы продемонстрировать открытость и серьезность своих намерений, «Братья-мусульмане» изменили стратегию и стали принимать участие в парламентских выборах. Между тем власти по-прежнему не доверяли исламистам, а начиная с 1990-х гг. и вовсе перестали проводить различие между умеренными и радикальными движениями, в связи с чем АБМ в условиях репрессий постоянно приходилось доказывать свою непричастность к террористической деятельности. В этих условиях о создании и легализации партии на основе движения речи идти не могло. Лишь в 1996 г. выделившаяся из организации группа молодых активистов во главе с Абу ал-Ила Мади заявила о создании независимой политической партии «ал-Васат» («Центр»), которая, впрочем, так и не получила признания со стороны властей или широкой поддержки со стороны населения.
В 2007 г. движение «Братьев-мусульман» предприняло очередную попытку создать политическую партию на своей платформе. В январе того года Генеральный наставник М. Акиф заявил, что «Братья-мусульмане» планируют создать партию и получить ее официальное признание со стороны властей. Эта новость стала достаточно неожиданной, ведь еще совсем недавно руководство движения открыто противилось этой идее, как, впрочем, и сам М. Акиф. В 2005 г., когда независимые кандидаты от «Братьев-мусульман» заняли почти одну пятую мест в Народном собрании, он заявил, что организация не намерена превращаться в политическую партию до тех пор, пока существует Комитет по политическим партиям, который уже не раз отказывал движению в легализации его статуса.
Однако накануне начала священного для мусульман месяца рамадан в конце августа 2007 г. на электронном сайте «IslamOnline.com» появилась предварительная версия «Программы партии "Братьев-мусульман"». Кроме того, около 50 печатных экземпляров этой программы было разослано представителям местной и интеллектуальной элиты. В том же месяце в египетских газетах стали появляться сообщения о том, что «Братья-мусульмане» все-таки будут пытаться добиться от властей официального разрешения на участие в политической жизни страны, однако это должно произойти после того, как бюро по разработке директив организации утвердит окончательный вариант программы. Предполагалось, что это случится в середине октября 2007 г.258 Несколько позже руководство «Братьев-мусульман» объявило, что окончательный вариант программы партии будет представлен и утвержден после согласования всех неточностей и противоречий внутри организации.
Эксперт Амр Хамзави выделил четыре основных мотива, побудивших АБМ обнародовать эту программу. Во-первых, постоянные репрессии и обвинения в адрес «Братьев-мусульман» требовали некоторой разрядки в их отношениях с властями, которые осложнились после обнародования ими их «Принципов реформы». В египетских СМИ организация упоминалась преимущественно в контексте постоянных преследований и арестов ее членов, что негативно отражалось на образе организации как внутри страны, так и за ее пределами. Появление программы партии должно было переключить внимание общественности на позитивную стратегию нового курса организации. Во-вторых, ее обнародование являлось попыткой руководства движения обратить внимание на проблему отношения гражданского общества к демократии. В-третьих, необходимо было также вновь акцентировать внимание на том, что «Братья-мусульмане» не изменили своего отношения к роли религии в государстве, что они представляют собой не только политическое, но и миссионерское движение. Именно этот посыл, как считает А. Хамзави, и привел к тому, что программа носила весьма противоречивый характер. И, наконец, программа партии «Братьев-мусульман» представляла собой попытку зарекомендовать себя в качестве национального египетского «мозгового центра», в котором разрабатываются стратегии будущего развития и реформирования страны.260
Программа была построена на тех же принципах, которые были сформулированы в их «Принципах реформы» и в предвыборной программе 2005 г. Однако в тексте программы появились и другие, «слишком радикальные», по словам критиков, черты.
Так, общий смысл оценок оппонентов и критиков программы сводился к тому, что АБМ свернула в более радикальную сторону и выдвинула те принципы, которые «несовместимы с такими понятиями, как демократия и гражданское общество» (хотя в программе эти два общих принципа рассматриваются как ключевые). Среди оппонентов программы партии выступили видные представители египетской интеллектуальной элиты: директор Центра политических и стратегических исследований «ал-Ахрам» в Каире Абд ал-МунПим Сайид, исследователь того же Центра У мар аш-Шубаки, главный редактор египетской ежедневной газеты «ал-Гумхурийа», член Консультативного совета Мухаммад Али Ибрахим, а также известный руководитель исламистского движения Туниса «ан-Нахда» шейх Рашид ал-Ганнуши и Генеральный наставник сирийского отделения организации «Братья-мусульмане» Али Садр ад-Дин ал-Байануни.261
Особое недовольство критиков вызвали следующие положения программы партии.
1. Согласно ей, законодательный орган должен «обращаться за консультациями» к специальной структуре, которая состоит из крупных религиозных деятелей уммы, избирается прямым и свободным голосованием из числа религиозных ученых и является абсолютно независимой от исполнительной власти».262 Как считают критики, «Братья-мусульмане» выступают за воплощение элементов иранской модели государства в Египте, что абсолютно неприемлемо в египетских условиях и противоречит принципу демократизации, а также всеобщим правам и свободам, о которых также говорится в программе. «Эта структура не имеет ничего общего с принципом равенства, который является краеугольным камнем в гражданском обществе, поскольку подразумевается, что ее члены должны выбираться не из всего народа, и, конечно же, она лишает возможности быть избранным в нее представителей других религий...
"Братья-мусульмане" в контексте трансформации политического режима
В начале 2011 г. в Египте началось протестное движение. 25 января оно охватило все крупные города страны. Наиболее яркой и активной точкой протеста стала площадь Тахрир в Каире. По мере нарастания уличного протестного движения демонстранты выдвинули требование пересмотра результатов последних парламентских выборов и отставки президента. Под давлением обстановки X. Мубарак в итоге вынужден был покинуть свой пост. Власть временно взяли в свои руки военные во главе с Высшим советом военных сил (ВСВС); правящая Национально-демократическая партия была распущена. Военные объявили о начале переходного периода, который должен был завершиться через несколько месяцев выборами нового парламента и принятием новой конституции. К участию в этом процессе приглашались все существующие политические силы, включая и исламистов, которые долгие десятилетия находились под запретом.
Волнения января-февраля 2011 г. привели к складыванию совершенно новой для Египта ситуации, когда при отсутствии главной сдерживающей силы - авторитарного режима и правящей партии - остальные политические игроки были формально уравнены в своих возможностях. Для «Братьев-мусульман», как и для других исламистов, это означало, что они получили реальный шанс прийти к власти.
Однако в ходе революционных волнений, еще до отставки X. Мубарака, «Братья-мусульмане» проявляли крайнюю осторожность, не стремясь с первых дней присоединяться к протестам. Движущей революционной силой была египетская молодежь, из которой позднее выделился представительный орган из 14 человек под названием «Революционный совет молодежи». В целом революционные массы были весьма разнородными по составу. Известно, что с первых дней особо активное участие в протестах принимали такие молодежные движения Египта, как «Движение 6 апреля» и «Кифайа». К протестующим примкнули также партии: Демократический фронт, «Карама», «Новый Вафд», партия «Гад ас-Саура» (образована бывшим членом партии «ал-Гад» А. Нуром), а также сторонники М. эль-Барадеи, объединенные в группу под названием «Национальный фронт за перемены». Существуют указания на то, что молодежное крыло «Братьев-мусульман», действуя фактически автономно от головной организации, с первых дней протестов примкнуло к демонстрациям и даже вошло в коалицию со светским по сути «Национальным фронтом за перемены».
Однако руководство АБМ не спешило вливаться в революционную волну. По мнению ряда исследователей, причина заключалась в том, что происходящее на центральных улицах Каира и других египетских городов оказалось для «Братьев-мусульман» такой же неожиданностью, как и для правящего режима. Об этом пишут в том числе в своих статьях по итогам первой революционной волны в Египте исследователи М.З. Ражбадинов и М. Халиль.361
Действительно, реакция руководства АБМ на события первых дней была относительно сдержанной. Лишь к концу первой недели выступлений появились сообщения о том, что члены движения начали организовывать комитеты народного самоуправления, или независимые группы по поддержанию порядка в наиболее горячих районах.362 Примечательно, что требованиями первых дней со стороны «Братьев-мусульман» были -инициирование реформ, либерализация внутренней политики, амнистия заключенным членам Ассоциации и др., и ни слова не говорилось о том, что президент X. Мубарак должен покинуть свой пост. Лишь к началу второй недели волнений стали появляться осторожные прогнозы некоторых активистов «Братьев-мусульман» о том, что X. Мубарак вскоре сложит с себя полномочия. Однако ультимативное и жесткое требование к президенту покинуть пост прозвучало из уст духовного лидера организации и видного представителя умеренного течения в современной исламской мысли Юсуфа ал-Кардави. Хотя Ю. ал-Кардави не занимает никаких официальных постов в АБМ, его мнение признается авторитетным не только «Братьями-мусульманами», но и многими египтянами, а также мусульманами по всему миру. Поддержка Юсуфом ал-Кардави революционной египетской толпы могла быть расценена как знак того, что умеренный исламизм также выступает против тирании старых режимов и солидарен с революционной молодежью.
Несмотря на нарастающие протестные настроения, X. Мубарак проявлял решимость и не собирался никуда уходить. В этих условиях власть предприняла попытку договориться с оппозицией, инициировав с ней переговоры. 6 февраля на встречу с вице-президентом Омаром Сулейманом помимо представителей официально действующих политических партий были приглашены также и «Братья-мусульмане». Это был первый за последние десятилетия случай официальных переговоров между АБМ и властью. Почувствовав уверенность в своих силах, «Братья-мусульмане» накануне встречи заявили, что примут участие в переговорах только если власть поддержит их требования: 1) немедленная отставка президента; 2) отмена закона «О чрезвычайном положении»; 3) роспуск парламента; 4) освобождение всех политических заключенных. Однако позже АБМ вынуждены были смягчить свою позицию и принять участие в переговорах, несмотря на то, что их первоначальные требования так и не были выполнены. По окончании встречи на арабоязычном сайте организации появилась информация, относительно каких пунктов исламистам удалось достигнуть консенсуса с властью:
1. народное движение, начавшееся 25 января 2011 г., объявляется честным национальным движением {харака ватаниййа шарифа);
2. гарантия безопасности жизни демонстрантов и признание их абсолютного права на проведение мирных демонстраций в любое время;
3. отмена чрезвычайного положения сразу же после того, как будет достигнут необходимый уровень безопасности, но до проведения выборов
4. принятие поправок к статьям 76, 77 и 88 конституции страны, а также к ряду других статей с целью обеспечения мирной передачи власти конституционным путем;
5. создание специальной комиссии из представителей судебной власти и политиков для внесения предложений о поправках в конституцию, а также в дополняющие ее законы, если это будет необходимо; работа комиссии должна завершиться к концу первой недели марта этого года;
6. судебное преследование лиц, уличенных в коррупции, и выявление ответственных за установление ситуации беззакония в стране;
7. предоставление свободы средствам массовой информации и средствам связи и снятие всех ограничений на осуществление их деятельности и работы;
8. создание национальной комиссии по расследованиям, членами которой должны быть независимые граждане, а также представители народных движений. Цель работы комиссии - контроль над добросовестным выполнением всех достигнутых на переговорах соглашений.
«По ряду других вопросов, которые обсуждались на встрече, возникли разногласия, - говорилось в заявлении АБМ. - Однако мы солидарны с мнением народа, и последнее слово должно быть за ним».364
Приглашение принять участие в переговорах существенно укрепило позиции Ассоциации внутри Египта: фактически власть признавала, что исламисты являются активными участниками политических процессов внутри страны. Одновременно и власть теряла свои позиции и остро нуждалась в союзниках. Однако по мере усиления противостояния между демонстрантами и сторонниками X. Мубарака и увеличения количества жертв, «Братья-мусульмане» еще больше ужесточали свою риторику. Так, 8 февраля один из активистов Ассоциации Ашраф Абд ал-Гаффар призвал демонстрантов продолжать выступления до тех пор, пока X. Мубарак не покинет свой пост. Судя по всему, относительно мягкая критика власти вначале была связана с выжиданием исламистами того, как развернутся события, тогда как более жесткие заявления были сделаны, когда уход X. Мубарака был практически предрешен. «Когда стало очевидным, что ситуация необратимо развивается в сторону свержения режима в условиях растущего хаоса и массовых общественных выступлений, Ассоциация сделала окончательный выбор в пользу поддержки требований отставки X. Мубарака», - отмечает в этой связи М.З. Ражбадинов.365