Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Кризис хашимидской монархии и обострение социально-экономических противоречий в Ираке после второй мировой войны 18
1. Возникновение политического кризиса в Ираке и становление оппозиционного движения в 20-х - первой половине 40-х гг. XX в. 18
2. Обострение социально-экономических и политических противоречий в Ираке после второй мировой войны 35
Глава II. Возникновение новодемократического движения и борьба политической оппозиции за новую парадигму в национальном развитии Ирака (1945 - январь 1948 гг.) 50
1. Подъем национально-освободительного движения в послевоенном Ираке: характер и движущие силы. Образование новых национальных партий (1945-начало 1946гг.) 50
2. Основные партии политической оппозиции: программы и идейно-организационная структура 63
3. Движение за демократическую альтернативу и деятельность национальных партий 81
4. Маневры иракского режима и парламентские выборы 1947 года. Народное восстание в январе 1948 года. 88
Глава III. Новодемократическое движение в Ираке (конец 40-х - первая половина 50-х гг.): проблемы и тенденции 104
1. Политическая обстановка в Ираке после январского восстания 1948 года. Стратегия и тактика иракского режима 104
2. Расстановка сил в политической оппозиции в период наступления иракской реакции (конец 40-х - начало 50-х годов XX в.) 115
3. Активизация новодемократического движения в начале 50-х гг. XX в.: ноябрьское восстание 1952 г. и деятельность национальных партий 133
4. Борьба иракской оппозиции против планов создания Багдадского пакта 1953-1955 гг. 152
Заключение 165
Список использованных источников и литературы 172
- Возникновение политического кризиса в Ираке и становление оппозиционного движения в 20-х - первой половине 40-х гг. XX в.
- Основные партии политической оппозиции: программы и идейно-организационная структура
- Расстановка сил в политической оппозиции в период наступления иракской реакции (конец 40-х - начало 50-х годов XX в.)
- Борьба иракской оппозиции против планов создания Багдадского пакта 1953-1955 гг.
Возникновение политического кризиса в Ираке и становление оппозиционного движения в 20-х - первой половине 40-х гг. XX в.
Ирак - одно из 22 государств Лиги арабских государств. В ходе первой мировой войны был оккупирован английскими войсками.
Оккупировав Ирак, Англия сделала все, чтобы навязать иракскому народу выгодный для себя политический режим. 20 апреля 1920 г. Англия юридически оформила свои "права" на управление Ираком через Лигу наций, получив от нее мандат. После этого была формально провозглашена независимость Ирака, а 23 августа 1921 г. королем нового государства был провозглашен Фейсал ибн Хусейн аль-Хашими, верный союзник Англии в годы первой мировой войны.1 Так на Ближнем Востоке возникло новое государство.
Англия стала строить свои отношения с новым государством через систему "союзных" договоров. 10 октября 1922 г. был заключен первый "союзный" англо-иракский договор, вслед за ним последовали другие акции, призванные укрепить монархический режим и колониальные позиции Англии.
"Союзные" договоры 1922-1930-х гг. позволил Англии сосредоточить в своих руках верховную власть. Но особую заботу Англия проявляла об иракской нефти. В 1925 г. монополия "Ирак Петролеум К0" (ИПК) получила концессию на разработку и эксплуатацию нефтяных ресурсов Ирака до конца XX века. Хашимидская монархия внешне была обставлена парламентом и конституцией. Парламент (Учредительное собрание), учрежденный еще в 1924 г., комплектовался недемократическим путем и состоял из двух палат: сената (совет знати) и палаты депутатов (национальный совет).
Члены сената назначались королем, а в палату депутатов выборы были непрямые, что давало режиму возможность для различных фальсификаций итогов парламентских выборов. Это отмечает арабский автор Абдар-Разак азЗахир: "В Ираке список депутатов первоначально согласовывался в министерстве внутренних дел, затем выборы демагогически заканчивались назначением их, но уже с отрубленными языком и руками".
Характеризуя иракский режим, автор Л.С. Васильев указывает: "В 1921 г. Ирак был превращен в монархию во главе хашимидским (изгнанным французами из Сирии) эмиром Фейсалом, власть которого была ограничена составленной англичанами конституцией. Конституция и монархия обеспечили позиции Англии в экономике Ирака (контроль за нефтью и внешней торговлей) ."4 Более принципиальную оценку политическим изменениям в Ираке после первой мировой войны дала индийская газета "Тайме оф Индия". Она иронически писала: "... англичане дали иракцам и короля, и государство, но королю не разрешили создавать чего-либо большее, чем видимость представительного правительства".
Таким образом, смоделированная в Англии политическая система, без учета арабской специфики, целей и задач национально-освободительного движения, позволившая Англии сохранить за собой в Ираке верховную власть, постоянно вызывала массовое недовольство патриотических сил и стремление искать ей демократическую альтернативу.
Политическая система, насильственно навязанная иракскому народу в первой половине 20-х гг. XX в., оказалась в кризисном состоянии. Союзный договор от 13 января 1926 г. за английскими советниками в центре и на местах сохранил широкие полномочия. В таких условиях в Ирак усиленно проникал иностранный, в основном английский, капитал. Его положение в 30-50-х гг. продолжало укрепляться. Поэтому участники национально-освободительного движения, требуя отмены мандатного режима, выступили за создание демократическим путем национальной власти, способной защитить интересы страны и народа.
На волне национально-освободительного движения в Ираке стали возникать партии и общественные движения с целью положительно повлиять на характер иракского режима. В августе 1922 г. возникла партия "Хизб аль-Ватани аль-Ираки" (Национальная партия Ирака) во главе с Джафаром Абу-т-Тиманом.
В 20-х гг. XX в. стали возникать и др. национальные партии: "Хизб ан-нахд аль-Ираки" (Партия иракского возрождения) во главе с Мухаммедом ас-Садром"; "Хизб-аш-Шааб" (Народная партия) во главе с Ясином аль-Хашими"; "Хизб ат-Такаддум" (Партия прогресса) во главе с Абд аль-Мухсином ас-Саадуном; "Хизб ал-Ахд" (Партия иракского завета) во главе с Нури ас-Саидом2 и др.
Из-за недоступности необходимых источников и партийных материалов нет возможности дать подробный анализ их деятельности и программных положений. Однако ясно одно: они представляли интересы различных политических и социальных сил иракского общества, работали разрозненно, порой резко расходились в вопросах национального развития. Это обстоятельство не позволило им сплотиться в единый фронт и предпринять согласованные действия. Поэтому в 20-х - начале 30-х гг. вопрос о создании единой политической оппозиции и выглядел проблематично. Например, партии "Хизб-аль-Ахд" и "Хизб аль-Хуррия" придерживались роялистских позиций и защищали монархический (хашимидский) режим, наоборот, партия "Хизб аль-Шааб", являясь партией либерально настроенной интеллигенции, придерживалась центристской позиции, ближе к монархии.1 Что касается партии "Хизб ан-нахд аль-Ираки" и "Хизб аль-Ватани аль-Ираки", то они выступали с позиций антиколониализма, антибританизма и требовали осуществления социально-экономических и политических преобразований в интересах национального развития, хотя и не всегда последовательно. Еще одна существенная особенность становления политической оппозиции - это зарождение крестьянского и рабочего движения.
К началу 30-х гг. политический кризис вновь стал обостряться. На этот раз у него были и экономические корни, связанные с мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг. Так, к лету 1930 г. цены на иракскую экспортную продукцию снизились более чем на 40 % Такое положение сказывалось на государственных доходах и приводило к увольнению служащих, понижению зарплаты неквалифицированным рабочим, портовикам Басры, железнодорожникам Багдада и нефтяникам Киркука.3
Чтобы справиться со сложной ситуацией, по настоянию Англии 23 марта 1930 г. главой кабинета министров был назначен Нури ас-Сайд, преданный Англии арабский деятель. Н.ас-Саид поспешно 30 июня того же года подписал третий "союзный" договор с Англией. Этим договором Англия, формально отменив мандат и признав Ирак вновь "независимым королевством", фактически продлила свое господство в Ираке на 25 лет.
"Союзный" договор сохранил за Англией право держать на иракской территории свои войска, строить и иметь военно-воздушные базы, вооружать и обучать иракскую армию, контролировать внутреннюю и внешнюю политику Ирака.
С этой политикой Англии в Ираке хорошо согласовывались попытки ее контролировать и деятельность национальных партий, общественных движений или создавать лояльных монархическому режиму партий и движений. Под особым вниманием колонизаторов находилась иракская пресса.1
До 30-х гг. XX в. вопросы о печати в Ираке регулировались законом, принятым еще в период Османской империи. В 1931 г. при активном участии английских экспертов был принят новый закон о печати. В 1933 г. был принят второй закон о печати № 57, затем в 1934 г. в этот закон были внесены исправления и дополнения. Опять же через два года, в 1936 г., в закон о печати были внесены новые изменения. Согласно этому закону, каждый, у кого власти обнаруживали материалы демократического содержания, подвергался аресту и наказанию. В таком виде закон действовал до 1954 г. В 1954 г. был принят другой закон о печати, самый суровый за всю историю монархического Ирака.2
В таких непростых условиях зародилась и работала демократическая пресса в Ираке. В 20-х гг. были открыты (подпольно) типографии и начали выпуск газет и журналов, оппозиционных существующему режиму, "Ас-Сакафы", "Аль-Уммаль", "Нида аль-Уммаль", "Аш-Шааб", "Ас-Самед" и др. Несмотря на небольшой тираж и короткое время издания они сыграли важную роль в разоблачении антиарабской сущности хашимидского режима и становлении оппозиционного движения.
Основные партии политической оппозиции: программы и идейно-организационная структура
Образование новых национальных партий стало существенной особенностью послевоенного национально-освободительного движения. Оно стало более целенаправленным и конкретным и позволило поставить проблему создания единого фронта на реальную основу. Массовые выступления 1945-1946 гг. требовали от партий разработки своих программных задач и тактической позиции в новодемократическом движении, чтобы успешнее направить его в направлении борьбы за демократическую альтернативу. Особенно это касалось НДП, которая в 1946 г. определилась как наиболее влиятельная партия политической оппозиции в Ираке.
В НДП объединилась большая часть демократических сил, примкнувших еще в 30-е годы к движению "Аль-Ахали". Первый съезд партии состоялся 28 ноября 1946 года в здании клуба аль-Фараби1. На съезде выступили руководители НДП аль-Чадержи, Мухаммед Хадид и др.
Камиль аль-Чадержи заявил: "Прошло короткое время от создания партии до открытия съезда, но оно было как вечность от богатства событий, происшедших не только в истории НДП, но и в демократической жизни страны. Эти события стали хорошим экзаменом для испытания твердости партии в ее борьбе против реакционного режима, произвола и террора". В материалах съезда, многочисленных письмах и докладах К. аль-Чадержи были сделаны попытки раскрыть философию партии НДП. Конечной целью в своей программе НДП провозглашала построение в Ираке социализма, но толковался он сугубо реформистски. НДП отрицала классовую борьбу, марксизм-ленинизм и диктатуру пролетариата; провозглашала политику сотрудничества всех социальных и политических сил, заинтересованных в прогрессивном демократическом развитии Ирака посредством осуществления реформ и введения буржуазно-демократического парламентаризма.
По социальному составу НДП была неоднородна. Она объединяла значительную часть патриотически настроенной интеллигенции, в том числе ее вестернизованную часть. В рядах НДП были писатели, поэты, адвокаты, ученые, журналисты, представители студенчества, мелкая и средняя буржуазия. Несмотря на принципиальные разногласия с другими национальными партиями и движениями, НДП выступила за их тесное сотрудничество в новодемократическом движении. В программных документах и решениях съездов важное место заняло осуществление реформ, призванных облегчить участь народа и страны, ликвидировать безработицу, сократить рабочий день, обуздать инфляцию, установить контроль за ценами и др.
В связи с этим интерес представляют некоторые высказывания Ками-ля аль-Чадержи: "Когда призываю партию к необходимости принятия твердой философии, на которую бы опиралась ее программа, я преследую цель только принятия философии британской рабочей партии, которая своим существованием доказала возможность представительства без спешки и провокации По правде говоря, эта партия не только для рабочих, хотя и называется рабочей - она представляет различные слои общества: интеллигенцию, свободомыслящих людей, ремесленников, мелкую буржуазию, крестьян и других. Члены этой партии принадлежат к различным классам, придерживаются единой философии - социал-демократии, которая верит в социализм на основах обеспечения жизнедеятельности страны, ее промышленности, улучшения жизни всех членов общества путем социальной справедливости, расширения демократических свобод, охраны партийной жизни и парламентского строя ."
Далее К. Чадержи продолжает: "Многие посчитали меня революционером по натуре и предположили, что я коммунист. Другие же в реальности посчитали, что я призываю к революции, и утверждали, что это одна из моих основных целей. Вопросы, которых я хотел коснуться, - это допустимость или недопустимость продолжения использования силы против деспотического строя, который лишил народ его конституционных прав и допустимость или недопустимость продолжения использования силы для достижения основной цели - построения социализма. Мы, придерживаясь социал-демократии, намереваемся строить социализм только демократическими методами. Но если для народа будут закрыты все демократические пути, то необходимо прибегнуть к использованию силы. Однако я считаю, что использование силы должно прекратиться, когда осуществится демократия, т.е. когда народ вернет себе все конституционные права"1.
Важнейшей задачей НДП до и после съезда оставалось создание партийных организаций вне Багдада. НДП требовала свободы партийной деятельности. Но правительство аль-Умари, а позднее и Н. ас-Саида открыто препятствовало этому. Это противоречило конституции и обещаниям, данным ас-Саидом, соблюдать свободу партийной деятельности. В .1946 году НДП обрела большую популярность, в ее рядах уже насчитывалось около 7 тыс.человек. Печатным органом ее стала газета "Саут аль-Ахали" (Голос народа), которая сыграла значительную роль в распространении в Ираке идей демократии, прогресса и социализма. В деятельности НДП возникли серьезные проблемы и трудности, но об этом речь пойдет в следующих разделах диссертации.
События 1946 года стали также серьезным испытанием и для иракской компартии, которая оказалась в отличной от 1942-1945-х гг. политической обстановке, когда она разрабатывала свои программные документы. Теперь ей крайне необходимо было дополнить, пересмотреть некоторые стратегические положения с учетом новых политических реалий.
Это в первую очередь касалось вопроса об отношении ИКП к тем социальным и классовым силам, которые вместе с рабочим классом принимали активное участие в ново демократическом движении в 1946 г. В Хартии и Уставе ИКП (принят в 1944-1945-х гг.) только рабочий класс был обозначен (определен) как подлинная социальная и политическая сила национально-освободительного движения, что несколько не соответствовало историческим реалиям массовых выступлений 1946 года. В этих условиях ИКП старалась выработать новую тактическую линию, чтобы не оказаться в стороне от активных событий и внести свой вклад в мобилизацию широких масс крестьянства, студенчества и др. в революционные выступления против антинародного режима и иностранного засилья.
Лишенной мандата на легальную деятельность ИКП приходилось работать через разветвленную сеть ячеек и вспомогательных объединений и движений, в частности через ЛСС (Лига сопротивления сионизму), друзей крестьянских общин, студенческую федерацию, постоянный комитет рабочих профсоюзов и Партию Национальной свободы и др.
Как показали события 1946 года, ИКП особое внимание стала уделять селу и крестьянству, хотя сама состояла в основном из горожан. По инициативе партии было создано Общество друзей крестьян с целью информировать феллахов об их правах и интересах, давать полезные советы.
Феллахи в лице ИКП нашли свою защитницу, что подтвердилось во время конфликта в деревне Арбат в провинции Сулеймания. ИКП выступила в защиту феллахов против произвола шейха Латифа. События в Арбате наглядно показали, что иракские власти совершенно равнодушны к бедственному положению иракских феллахов. Вскоре по инициативе ИКП был создан комитет земельного урегулирования. Успешно дела ИКП шли в провинциях Басры, Кут, Диала, Амара, Мунтафик, население которых в основном составляли шииты, в солдатской и сержантской среде в частях иракской армии. С того времени феллахи стали вступать в ряды ИКП.
Претворяя новую тактику, ИКП старалась также найти точку опоры в студенческой среде. Численность, образовательный уровень, близость к экономическому и социальному положению рабочих превращали студентов в настоящих носителей демократических и прогрессивных идей. Поэтому в 1946-1947 годах ИКП прилагает немало усилий, чтобы привлечь как можно больше студентов в новодемократическое движение. "Держать студентов вне политики означало держать их в стороне от существующего порядка, лишать их гражданского права", - отмечает Батату Ханна1.
С целью вовлечения студентов в политическую борьбу были учреждены "культурные комитеты" в большинстве вузов и колледжей. Естественно, особое внимание ИКП в 1946 г. обращала на работу среди различных отрядов иракского пролетариата: железнодорожников, нефтяников, портовых рабочих и др.
Расстановка сил в политической оппозиции в период наступления иракской реакции (конец 40-х - начало 50-х годов XX в.)
Сложившаяся политическая обстановка после поражения январского восстания 1948 г. требовала от национальных партий ускорения разработки программных и уставных документов, конкретизации тактической линии с учетом новой ситуации.
У НДП обсуждение программных и уставных вопросов продолжалось с конца 1947 года. Они были изложены в письмах и рекомендациях председателя партии К.аль-Чадержи. Только в октябре-ноябре 1947 г. состоялось 10 заседаний ЦК НДП, на которых шла острая дискуссия вокруг программных и уставных вопросов. Дискуссии продолжались и в 1948, и в 1949 гг.
На первом заседании 8 октября 1947 г. Хусейн Джалиль заявил, что, пока социализм не провозглашен философией НДП, пока партия не выполнит более общие вопросы из своей программы, в программе должно быть отражено стремление к социализму. Выступивший затем Заки Абд ал-Вахаб подчеркнул, что социализм не соответствует потребностям общества, так как общество отсталое и изучение социализма - дело преждевременное. На этом заседании Мухаммед Хадид предложил слово "социализм" заменить провозглашением 3-х принципов: "признание частной собственности, парламентская работа конституционными методами и борьба со всеми видами дикта-туры (в том числе и с классовой)" .
На заседании от 11 октября Раджаб Али ас-Саффар поддержал это предложение Мухаммеда Хадида. X. Джалиль предупредил руководство НДП, что провозглашение социализма оттолкнет от НДП умеренные элементы, особенно в провинциях, так как они не понимают социализм. Абд аль-Вахаб главным врагом считал англичан, а не правящий режим. М. Хадид подтвердил, что революция - единственный способ избавиться от империализма в Ираке.
На заседании от 13 октября X. Джалиль предупредил руководство НДП о том, что в партию вступают члены других партий, не принимающие ее программных принципов.1 М. Хадид повторил свои предупреждающие высказывания о том, что если не предоставить конституционных прав иракскому народу, то он может получить их и другими методами .
Назим Хамид на очередном заседании также высказал свое несогласие с провозглашением социализма основным принципом НДП. Он предложил объяснить программу новым членам партии в свете философии социал-демократизма, а также одного из демократических прав народа - самозащиты парламентскими и другими средствами.
На заседании 15, 18, 20 октября 1947 г. значительное внимание было уделено контактам НДП с другими партиями: Национальный союз, Народная партия, ИКП, "Аль-Ахрар", "Истикляль" и др. М. Хадид 15 октября выразил озабоченность действиями правительства Музахима аль-Пачачи по свертыванию партийной деятельности. Он предложил снять вопрос об объединении НДП с Национальным союзом и Народной партией в связи с невозможностью принятия их марксистской теории3, хотя в действительности заподозрить их в приверженности к марксизму оснований не было. Поэтому X. Джалиль предложил не проявлять строгости при принятии в НДП молодых членов в надежде на то, что они изменят свои взгляды. В противном случае они могли бы пойти в ИКП 18 октября на заседании ЦК остро стоял вопрос об отношении к правящему классу. X. Джалиль, возражая Талаату аш-Шайбани, подчеркнул, что среди правящего класса есть люди, с которыми НДП может сотрудничать в определенных вопросах. Мухаммед Хадид поднял вопрос о сотрудничестве НДП только с двумя партиями: Партией Свободных и "Истикляль".
Межпартийные взаимоотношения обсуждались и 20 октября. X. Джалиль предложил вести разговор с каждой партией отдельно и указал, что не следует ставить знак равенства между англичанами, работающими в Ираке, и британским правительством и лейбористской партией.1 Иракское правительство не представляет народ, а правящий класс в Ираке делится на запятнанных и чистых. На этом заседании М. Хадид отметил, что надо определить позицию НДП по отношению к коммунистам. Уничтожение британского влияния в Ираке не должно вызвать враждебности к британским левым партиям. На этом заседании было особо указано, что НДП поддерживает социал-демократию, не приемлет капитализма и диктатуры, которые приветст-вуют в Советском Союзе. Эту позицию поддержал Раджаб ас-Саффар.
X. Джалиль выступает против антисоветизма, т.к. это усиливает империалистическую позицию в Ираке. На этом же заседании М. Хадид отметил, что НДП должна выразить свое несогласие по поводу наличия двух военных группировок (империалистической и социалистической) и вообще каких-либо блоков помимо ООН.
На заседании от 29 октября Заки Абд ал-Вахаб отметил, что хотя в программе НДП указано, что она стремится осуществить свои цели демократическими методами, но она не должна препятствовать использованию и других методов для освобождения страны от британского влияния, выступив против разделения англичан на местных (иракских) и английского правительства и лейбористской партии. НДП должна занять мудрую позицию на международной арене и не заявлять о своем предпочтении социал-демократии советскому строю. Талаат аш-Шайбани поддержал позицию За-ки Абд ал-Вахаба.
Подводя предварительные итоги обсуждения, К.аль-Чадержи 1 ноября на заседании ПК вновь разъяснил свое понимание социал-демократизма как стремления к демократическому обществу, в котором все имеют равные гарантии для развития своих возможностей и использования их на благо обществу на основе взаимного сотрудничества, не попирая ни коллективных, ни индивидуальных свобод. Он объяснил, почему в программу НДП не включено понятие "демократический социализм", и что это не причина для того, чтобы считать ее не народной.
К. аль-Чадержи предложил определить дискуссии (о демократическом социализме или социал-демократии), провозгласив философию НДП. В заключение он заявил о том, что наиболее подходящая для НДП философия социал-демократии и что она отличает партию от ИКП и других партий и организаций1. М. Хадид, X. Джалиль, Назим Хамид, Раджаб ас-Сафар подчеркнули, что НДП должна иметь особый характер, отличающий ее от других партий и организаций и выражающийся в борьбе против британского империализма. Неконкретность и отсутствие ясности в таком исключительно важном вопросе, как вопрос о философии, создавали большие трудности в идейно-организационном становлении не только НДП, но и всей политической оппозиции на столь ответственном этапе национально-освободительного движения, как 1947-1949 гг. Оппозиция была поддержана Заки Абд ал-Вахабом и Талаат аш-Шайбани.
Ситуация с обсуждением Программы НДП вновь заставила К. аль-Чадержи обратиться к участникам дискуссии и объявить о социал-демократическом характере НДП. Он даже отметил, что если партийные интересы требуют того, то об этом следует заявить за пределами Ирака. В случае, если НДП сохранится в прежнем виде без серьезных изменений, она недолго будет существовать1.
Обсуждение программного вопроса состоялось и на 10 заседании ЦК. Заки Абд ал-Вахаб спросил, достигли ли взаимопонимания по программному вопросу о философии НДП, на что Мухаммед Хадид ответил: "ЦК достиг согласия в том, что партия не будет коммунистической". После этого были заданы вопросы председателю НДП:
1. Гарантирует ли партия демократические свободы для всех?
2. Гарантирует ли партия осуществление своих целей парламентским путем?
3. Выступает ли партия против всех видов диктатуры, в том числе и диктатуры рабочего класса?
4. Основывается ли работа партии на классовой основе?
На первые три вопроса ответы были положительные. Были разъяснены правила приема в НДП. На этом обсуждение философии партии завершилось. Недовольный этим, Камиль аль-Чадержи подал заявление об отставке с поста председателя НДП. Обсуждение его заявления приняло затяжной характер2. Таково было положение в НДП, главной партии иракской оппозиции в 1948-1949 гг., в период, наиболее ответственный и тяжелый для новодемократического движения иракского народа.
Борьба иракской оппозиции против планов создания Багдадского пакта 1953-1955 гг.
Подавив народное восстание в ноябре 1952 г., реакционный режим продолжал подготовку условий для еще большего сближения Ирака с англоамериканским империализмом. Эта работа активно стала вестись уже при первом кабинете Джамиля аль-Мадфаи с 29 января по 5 мая 1953 г.1 В это время в Ираке продолжало действовать военное положение, введенное еще в ноябре 1952 г. В стране были запрещены деятельность политических партий и оппозиционная пресса Правительство аль-Мадфаи проводило массовые аресты участников восстания. Террор охватил и заключенных тюрем и лагерей. Многих политзаключенных за распространение демократических идей среди осужденных переводили в концлагерь "Нугрет ас-Салман", где 18 июня 1953 г. погибло 8 человек в результате огня, открытого полицией. В тюрьме г.Кут в результате такого же случая погибли 9 человек и десятки бы-ли ранены 14 августа. Случай повторился и 2 сентября 1953 г.
Такие акты властей вызвали широкие протесты среди демократической оппозиции. Иракская газета "Дафаа" (Защита) на своих страницах осудила акты террора и насилия властей, и поэтому она была закрыта осенью 1953 г. Известный прогрессивный поэт ал-Джавахир в газете "Общественное мнение" писал, что "закрытие газеты "Защита" является доказательством виновности правительства аль-Мадфаи в пролитии крови невинных людей" .
От лица демократической оппозиции Камиль аль-Чадержи направил специальное письмо премьер-министру аль-Мадфаи, в котором он писал, что иракский народ шокирован событиями в Багдадской тюрьме 18 июня 1953 г., когда было убито 8 политзаключенных по официальной версии (фактически же было убито намного больше) НДП осуждает этот бесчеловечный акт и требует справедливого расследования в присутствии представителя профсоюза и адвокатов Аналогичное письмо К. аль-Чадержи отправил и по поводу событий в тюрьме города ал-Куб. В письме указывалось, что политика террора и репрессий поставила Ирак в один ряд с самыми реакционными странами, в которых нарушаются права человека2.
НДП, партия "Истикляль" и др. отправили несколько обращений также королю Фейсалу II (Фейсал II короновался в мае 1953 г.) с требованием отменить законы военного времени и разрешить деятельность политических партий и выпуск газет и журналов. НДП предложила создать специальный комитет из юристов для подготовки законов о профсоюзах и печати для об-суждения этого вопроса в парламенте Эти требования оппозиции были опубликованы на страницах газет "Голос народа", "Лива аль-Истикляль" и других в сентябре 1953 г.
Правительство аль-Мадфаи не только не удовлетворила эти справедливые требования, но даже усилило преследования и террор. Закрыло еще 9 газет за публикацию сведений о забастовках портовых рабочих Басры. Специальный суд приговорил Аббаса Хасана Джумаа5 к 6 месяцам тюремного заключения или штрафу в 500 динаров, редактора газеты "Борьба народов" Али Мухаммеда ар-Рашида к 8 месяцам заключения.6
В этих условиях набрала авторитет и влияние партия Баас. В 1954 г. Баас оформилась в самостоятельную партию с национальным руководством. В партии преобладали студенты высших учебных заведений, офицеры иракской армии, государственные служащие. По своей сути Баас являлась лево-националистической партией1.
Для выхода из политического кризиса монархический режим 13 сентября 1953 г. отправил второй кабинет Дж. аль-Мадфаи в отставку, 17 сентября новое правительство сформировал Фадиль Джамаля. Новый премьер придерживался проамериканской ориентации.
Кабинет Ф. Джамаля начал широкую агитацию за присоединение Ирака к западному лагерю якобы с целью обеспечения безопасности страны. Одновременно усилились террор и преследования демократической оппозиции, осуждавшей курс режима по сближению Ирака с США и Англией. В этих условиях кабинет Ф. Джамали из тактических соображений 5 октября 1953 г. отменил чрезвычайное положение в Ираке2.
Внешнеполитический курс кабинета встретил решительное сопротивление со стороны широких демократических слоев: рабочих, крестьян, учащихся, молодежи, национальной буржуазии и др. По инициативе Национального комитета сторонников мира по всему Ираку развернулась кампания сбора подписей под петицией правительству, в которой выдвигалось требование осуществления политики неучастия в военных блоках. В ноябре 1953 г. под петицией поставили свои подписи свыше 100 тыс. человек.
С октября 1953 по май 1954 гг. была разрешена деятельность политических партий.3 Пользуясь этим, 6 ноября 1953 г. НДП созвала свой шестой съезд4. Съезд обсудил политическое положение в Ираке, сложившееся после ноябрьского восстания 1952 г. Председатель партии К.аль-Чадержи заявил, что существующий режим ведет Ирак к катастрофе, поэтому необходимо сплотить все партии и массовые организации в единый патриотический фронт, способный противостоять такому курсу. К. аль-Чадержи подверг критике внешнюю политику кабинета Ф. Джамаля, охарактеризовав ее как проамериканскую и проанглийскую.
Такому курсу внешней политики противостояла оппозиция из рядов представителей правящего класса. Так, в статье "Союз с западным лагерем означает рабство для арабов" в газете "Защита" председатель комиссии по иностранным делам парламента Садык Бассам писал: "Если бы руководители Ирака оценили те "выгоды", которые арабы получили от своего союза с Западом со времен первой мировой войны, они бы не выступали так рьяно в защиту этого союза".
Активизация новодемократического движения в 1953 г. вызвала тревогу в правящих кругах Англии и США. В ноябре из Англии в Ирак была направлена "торговая миссия" для оказания помощи в реконструкции и развитии сельского хозяйства и промышленности. Руководитель американский миссии в Ираке Харт решил также заняться изучением экономического и социального положения, разработкой мероприятий по борьбе с коммунизмом.
О том, как были приняты эти посланцы империализма в Ираке, свидетельствует публикация в официальном лондонском еженедельнике "Средний Восток", где указывалось, что даже в экономических вопросах торговая миссия натолкнулась на "подчеркнутую антипатию иракцев в отношении Англии и США"2.
Контакт иракского режима с Англией и США по вопросам создания "регионального оборонительного блока", победа египетской революции 1952 г. под руководством организации "Свободные офицеры" и поражение ноябрьского восстания в Ираке 1952 г. ускорили также формирование в стране своей организации "Свободных офицеров", подобной египетской. Инициатива создания организации в Ираке принадлежала инженер-майору Рифаат ал-Хадж Сирри. Еще в сентябре 1952 г. в лагере "Ар-Рашидия", Ри-фаат ал-Хадж Сирри и Абд ал-Маджид согласились начать подпольную работу в армии, чтобы повторить опыт египетской революции. Ливанский автор Б. Ханна в своей работе "Старые социальные классы и начало революционного движения в Ираке" приводит несколько важных источников по истории организации "Свободные офицеры" - это воспоминания Абд ас-Салама Арефа, напечатанные в египетском журнале "Роза аль-Юсеф"; воспоминания полковника, члена Верховного комитета организации "Свободные офицеры" Сабиха Али Талиба, опубликованные в 1968 г., и мемуары Раджаба Абд ал-Маджида, секретаря Верховного комитета, опубликованные в 1959 г.1 в Англии. Абд ал-Маджид в 1953 г. смог завербовать майора Сабиха Али Талиба, помощника военного атташе в иракском посольстве в Лондоне.
В 1953-1954 гг. дела у инициаторов движения "Свободные офицеры" шли медленно. Перелом наступил в 1955-1956 гг. Под воздействием таких событий, как подписание Багдадского пакта, начало поставок советского оружия в Египет, которое намного превосходило английское вооружение, поставляемое в Ирак на более кабальных условиях, и суэцкая авантюра Англии, Франции и Израиля против Египта в 1956 г. Под влиянием этих и других факторов дела у "Свободных офицеров" быстро пошли вверх. Вскоре удалось создать ячейки на базах: ар-Рашид, ал-Вашшиш, ал-Мусаиб и др. Тогда же было решено создать руководящий орган движения - Верховный комитет. В него вошли: Муху эд-Дин Абд ал-Хамид, Наджи Талеб, Абд ал-Ваххаб Амин, Мусхин Хусейн ал-Хабиб, Тахер Яхъя, Раджаб Абд ал-Маджид, Абд ал-Керим Фархан, Васфи Сабих Али Талиб, Мухаммед Саб.