Введение к работе
Актуальность темы исследования. Российская Федерация является многонациональным государством, в составе которого представлены основные этносы алтайской языковой семьи – это тюркоязычные народы Поволжья и Сибири, монголоязычные калмыки и буряты, малочисленные тунгусо-маньчжурские этносы Сибири и Дальнего Востока. Проживают в России и представители корейского народа. Поэтому вопросы формирования «алтайских» народов имеют не только научное академическое значение, но и должны учитываться при выработке национальной политики и в международной деятельности. Современный вектор геополитики России направлен на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где осуществляется стабильное экономическое развитие. В связи с этим исследования взаимных контактов в древности монгольских, тунгусо-маньчжурских и корейского этносов приобретают особенную актуальность.
Этнокультурная история эпохи древности и средневековья является важным периодом в сложении народов Центральной и Восточной Азии – монголов, тюрков, тунгусо-маньчжуров, корейцев. В этот период происходили процессы, приведшие к сложению основных этносов алтайской языковой семьи. В научной литературе проблема сложения алтайской общности до сего дня остается нерешенной и дискуссионной.
Большая часть современных монголоязычных народов занимает степные и лесостепные ландшафты Центральной Азии, где чаще всего непосредственно контактирует с близкими по культуре и общей истории тюркоязычными этносами. На протяжении многих веков в монгольских степях правили древнетюркские империи, в эти государства, несомненно, входили различные монголоязычные племена. Все это сделало практически неразрывной общность культуры монголов и тюрков.
Вместе с тем, углубленное изучение алтайских языков позволило целому ряду исследователей говорить о том, что близость тюркских и монгольских языков развилась в результате не генетического древнего единства, а обязана многотысячелетними контактами и взаимовлияниями. П.Б. Коновалов выдвинул концепцию двух ветвей монгольского этногенеза, и древнейшую эпоху сложения монгольских этносов и ту основу, тот очаг, где они сложились, называет «южноманьчжурским» или маньчжурско-восточномонгольским хуским этническим субстратом (Улан-Батор, 2002). Время, когда история монголоязычных народов соприкасалась с историей тунгусо-маньчжурского и корейского этносов, является одним из самых слабо разработанных периодов в алтаистике.
Решение проблем монголо-маньчжуро-корейского взаимодействия в эпоху древности на материалах разных наук сопряжено с большими трудностями, так как алтайские народы находились в постоянном языковом и культурном влиянии друг на друга.
Для того чтобы на современном научном уровне осветить сложную этническую историю монголоязычных народов, надо глубже осмыслить связь предков монголов с историей и культурой Восточной Азии. Для правильного понимания указанных проблем большую важность приобретают этнические процессы, происходившие в Маньчжурии и на севере Корейского полуострова, и уходящие в эпохи бронзового и раннего железного веков. В это время складывались крупные языковые общности алтайской группы, возникали этнокультурные особенности изучаемых народов. Культурное наследие древности получило дальнейшее продолжение и развитие в средневековую эпоху и является историческим достоянием современных народов изучаемого региона.
Степень изученности темы исследования. В российской науке всегда большое внимание уделялось изучению Монголии. Особо следует отметить роль Н.Я. Бичурина. Его работа «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» (М.; Л., 1950), сохраняет до сего дня непреходящую ценность для изучения древней истории «алтайских» (тюрков, монголов, тунгусо-маньчжуров) народов. Во введении и заключении Н.Я. Бичурин излагает свои взгляды на происхождение и раннюю историю монголов. Он пишет, что монголы находились под властью двух домов – хунну и дунху. Хунны господствовали в западной половине Монголии от Калгана к северу за Байкал, к западу до Тарбагатайских гор. Дунху господствовали в Восточной Монголии: владения простирались на запад до Калгана, на север до Хинганского хребта. Потомки хунну и дунху взаимно возвышались и приходили в упадок и, таким образом, в двух линиях попеременно господствовали в Монголии тринадцать столетий. Научные традиции изучения монгольских народов, заложенные Н.Я. Бичуриным, были продолжены в трудах академика В.П. Васильева (СПб., 1859). В.П. Васильев решил дать сведения о киданях и сменивших их чжурчженях, считая, что без истории этих народов нельзя понять причин появления Чингисхана и монгольского народа. В 1937 году в журнале «Советская этнография» была опубликована статья Е.М. Залкинда «Древние народы китайских хроник и эвенки (хун-ну, дун-ху, сянь-би, ши-вэй)». В статье анализируются труды восточных и европейских авторов по проблемам древней этнической истории тюрко-монгольских народов. В ней автор полагает, что китайские хроники фиксировали не названия племен и народов, а наименования государств, говоря современным термином – политонимы. Е.М. Залкинд пишет, что с лингвистической точки зрения, все увязки хунну с современными этническими образованиями слишком мало обоснованны. Хунну, судя по китайским источникам, ряд кочевых племен, спорадически объединявших в единую политическую организацию. Также Е.М. Залкинд полагает, что вряд ли есть основания разграничивать дун-ху от хун-ну. При постоянных столкновениях и дислокации отдельных племен, племена могли легко переходить из числа хунну в группу дунху. Это утверждается и в китайской литературе. В конце статьи ставятся исследовательские задачи: а) полный учет описаний составленных китайскими летописцами; б) углубление археологических исследований. Эти задачи являются актуальными и в настоящее время и также решаются в диссертационном исследовании.
Важным вкладом в изучение истории алтайских народов является работа профессора Н.В. Кюнера «Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока». Ученым были внесены исправления и уточнения к переводам Н.Я. Бичурина и дан параллельный перевод текстов из других китайских сочинений. Особо следует отметить книгу Л.Л. Викторовой «Монголы. Происхождение народа и истоки культуры» (М., 1980). В этой весьма важной для нашей темы работе она критикует дальневосточную миграционную концепцию сложения монголов, высказанную Г.Е. Грумм-Гржимайло, Л.Р. Кызласовым, Л. Амбис. Слабой стороной автор считает недостаточную источниковедческую основу в области письменных источников и языкознания, исторической этнографии и археологии монгольских народов. Однако содержание монографии скорее подтверждает раннюю статью Л.Л. Викторовой «К вопросу о расселении монгольских племен на Дальнем Востоке». Тема формирования монгольских народов настолько сложна и противоречива, что даже крупные специалисты занимали двойственные противоречивые позиции по отношению к миграционной гипотезе сложения монголов. Источники по ранней истории монголов опубликованы Е.И. Кычановым в статье «Монголы в VI – первой половине XII в.». Е.И. Кычанов полагает, что монголы под именем «мэнью или мэнва» упоминаются среди племен шивэй и проживали в отрогах Малого Хингана и по реке Сунгари. Характеризуя территорию проживания ранних монголов, Е.И. Кычанов пишет: «…это был не только стык, смещение ареалов монгольских и тунгусо-маньчжурских языков, но и эпоха, когда эти языки могли быть не слишком разделены и иметь гораздо больше общего, чем позднее… Можно быть уверенным, что границы между монголоязычными шивэй и киданями и тунгусо-маньчжурскими мохэ, бохайцами и др. и в языковом отношении, и этнически были более стертыми, образуя массу переходных групп, по сравнению с более резкими границами между тюркоязычным и монгольским миром, хотя и здесь, наверное, были переходные группы племен, промежуточные по языку, этносу и культуре» (1980. С. 138, 139).
Целый массив китайских источников по истории и культуре монгольских и тюркских народов переведен и введен в научный оборот В.С. Таскиным. В работе «Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху» В.С. Таскин пишет: «огромный период, от выхода монголоязычных племен на историческую арену до создания империи Чингисхана, до сих пор остается недостаточно изученным» (1984. С. 5). Много внимания ранней истории монголов уделили монгольские ученые Г. Сухэбатор, Ц. Доржсурэн, Х. Пэрлээ, Ц. Хандсурэн, Д. Тумэн, Л. Билэгт.
Работы языковедов алтаистов (В.Л. Котвича, Л. Лигети, Дж. Клоусона, А.М. Щербака, В.И. Рассадина) дали новые материалы для понимания связей монгольского и тунгусо-маньчжурских языков. Е.Д. Поливанов и Г.И. Рамстедт на основании лексических и грамматических схождений включили в состав алтайской группы и корейский язык.
Статья А.П. Окладникова «Бурхотуйская культура железного века в Юго-Западном Забайкалье» впервые на археологических материалах показала оседлость речных су-монголов и их занятия земледелием и рыболовством. Здесь же была отмечена близость или даже родственность монголов с племенами Амурского края.
Оседлые корни ранних монголов исследовал Л.Р. Кызласов в работе «Ранние монголы (к проблеме истоков средневековой культуры)». Монгольский ученый Л. Билэгт и российские исследователи П.Б. Коновалов, Д.Д. Нимаев и Б.Р. Зориктуев не согласились с мнениями Л.Р. Кызласова и Е.И. Кычанова в том, что до X века монголов не было в самой Монголии, а переход к кочевому скотоводству относится к X-XII векам. Доводы Л. Билэгт, П.Б. Коновалова, Д.Д. Нимаева, Б.Р. Зориктуева в пользу того, что монголы вышли в степи гораздо раньше Х века, вполне аргументированы. Монголоязычные народы (еще не имевшие этнонима монгол) освоили степной образ жизни задолго до киданьского движения. Еще в дунхусский период своей жизни монголоязычные племена распространились до Центральной Монголии и Забайкалья. Б.Р. Зориктуев много внимания уделил выяснению вопроса локализации Эргунэ-кун на реке Аргуни (Улан-Удэ, 1996).
Отдельной темой стоит вопрос языковой принадлежности хунну. Его решали специалисты в области лингвистики, археологии, антропологии. В целом мнения разделялись: язык хунну относится к вымершим языкам; большинство считало их тюркоязычными; были и малочисленные сторонники монголоязычности хунну. Новые исследования П.Б. Коновалова, И.Л. Кызласова, Б.Б. Дашибалова вновь поднимают вопрос о монгольском происхождении хунну.
В работах Р.Ш. Джарылгасиновой, М.В. Воробьева, Э.В. Шавкунова Ю.М. Бутина намечены важные аспекты взаимодействия древних монголоязычных народов с тунгусо-маньчжурскими и корейским этносами.
Литературу на западных и корейском языках по теме диссертации можно разделить на несколько тематических групп. Много дискуссий вызывает вопрос неолитического населения Кореи и его связей с неолитическими культурами Сибири, возможными предками тунгусов (Ким Чжон Бэ, 1985; Сон Бо Ги, 1989; Choi Mong-Lyong, Kang In-Uk, 1998, S. Nelson, 1993). Корейские ученые в целом согласны с влиянием «алтайских» кочевников на формирование ранних корейских государств (Kim Jung Bae, 1978). Отмечается роль дунху в формировании Древнего Чосона, активное взаимодействие хунну, сяньби, мужунов с корейскими государствами Пуё, Когурё (Yi Jong-Ho, 2003, 2004; M. Riotto, 2009, Кан Ин Ук, 2001, 2009).
Обзор историографии вопроса позволяет прийти к выводу о том, что в научной литературе имеется достаточное количество исследовательских работ, посвященных различным вопросам изучаемой проблемы. Вместе с тем, приходится констатировать отсутствие обобщающего исследования, в центре внимания которого находилось бы комплексное исследование древних и ранних монголоязычных народов и их связей с населением Маньчжурии и Корейского полуострова.
Объект исследования - материальная и духовная культура древних и ранних монголов по письменным источникам, археологии, антропологии и этнологии и корреляция с материалами по генезису тунгусо-маньчжуров и предков корейцев.
Предмет исследования - этнокультурные процессы формирования монголоязычных этносов в древности и раннем средневековье и их взаимоотношения с народами Дальневосточного региона.
Территориальные рамки исследования охватывают территории древнего расселения монголоязычных, тунгусо-маньчжурских и корейского народов. Сюда входят территории Маньчжурии и Внутренней Монголии (КНР), КНДР, степные пространства Монголии, Забайкалье и российский Дальний Восток.
Хронологические рамки исследования связаны с периодом от I тысячелетия до н.э. – до Х-XI вв. н.э.
Целью диссертационного исследования является изучение истории и культуры древних и ранних монголоязычных народов и их связи с населением Маньчжурии и Корейского полуострова.
Из поставленной цели вытекают следующие основные задачи исследования:
- определить роль и значение дунху в сложении монголоязычных народов;
- выявить возможности решения этнического происхождения хунну;
- дать анализ современных решений «тунгусо-маньчжурской проблемы»;
- показать связи древних и ранних монголоязычных народов с генезисом тунгусо-маньчжурских и корейского этносов.
Методология и методика исследования. К основным методологическим принципам исследования относятся принцип историзма и принцип объективности. Исходя из принципа историзма была предпринята попытка рассмотреть процессы этногенеза и культурогенеза монгольских, тунгусо-маньчжурских и корейского этносов, а также создать на основе конкретного исторического материала сложную картину взаимных влияний и контактов рассматриваемых народов в древнюю эпоху.
Методологические принципы исследования сложились на теоретических трудах широкого круга отечественных и зарубежных историков, археологов, языковедов и антропологов. Особую значимость для понимания всей сложности этнической проблематики и неоднозначности подходов в ее решении имеют труды А.П. Окладникова, В.П. Алексеева, Л.Л. Викторовой, В.С. Таскина, С.А. Арутюнова, Н.Л. Жуковской, П.Б. Коновалова, Р.Ш. Джарылгасиновой, М.В. Воробьева.
В работе использованы общенаучные принципы познания, методы периодизации, логического анализа, сравнительно-исторический и описательный методы.
Источниковедческая база диссертационной работы представлена такими основными типами: письменными и археологическими материалами, а также данными лингвистики. Основополагающими источниками являются китайские династийные хроники: Ши цзи «Исторические записки»; Цянь Хань-шу «История ранней династии Хань»; Хоу Хань-шу «История поздней династии Хань»; Сань-го чжи «История трех государств»; Вэй-шу «История династии Вэй»; Суй-шу «История династии Суй»; Бэй-ши «История Северных династий»; Цзю Тан-шу «Старая история династии Тан»; Синь Тан-шу «Новая история династии Тан»; Цидань го цзи «Описание государства киданей»; Мэн-да бэй-лу «Полное описание монголо-татар». Эти сочинения представлены в переводах Н.Я. Бичурина (1950), Н.В. Кюнера (1961), Н.Ц. Мункуева (1975), В.С. Таскина (1968, 1973, 1979, 1984, 1992), Е.И. Кычанова (1980). Корейские письменные памятники представлены Самгук саги «Исторические записи трех государств» в переводах М.Н. Пака (1995, 2001, 2002 ) и Р.Ш. Джарылгасиновой (2002), Л.Р. Концевича (2002), С.В. Волкова (2002), В.М. Тихонова (2002), А.В. Соловьева (2002), А.Ф. Троцевич (2002). Много информации о монголах имеется в труде Рашид ад-дина «Сборник летописей» (перевод Л.А. Хетагурова). Из монгольской историографии используются «Сокровенное сказание» и «Алтан тобчи» в переводах С.А. Козина и П.Б. Балданжапова. Интересные свидетельства содержатся в книгах европейских путешественников Марко Поло и Г. Рубрука, П. Карпини (М., 1997).
Археологические источники представлены работами А.П. Окладникова, А.В. Давыдовой, П.Б. Коновалова, И.И. Кириллова, Е.В. Ковычева, С.С. Миняева, С.В. Данилова, А.Д. Цыбиктарова, Н.В. Именохоева и других археологов.
Также используются результаты лингвистических исследований Л. Лигети, А. Рона-Таш, А.М. Щербака, В.И. Рассадина и другие работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации впервые производится историческое обобщение этнокультурной истории древних и ранних монголоязычных этносов.
Новизна исследования заключается в демонстрации более тесного взаимодействия и близости в древности монголоязычных этносов с народами Маньчжурии и Корейского полуострова. Выявлено, что Южную Маньчжурию в древности следует рассматривать как центр монголо-маньчжуро-корейского этногенеза и культурогенеза. В диссертации показано, что монгольские народы еще в древности первыми из этносов южноманьчжурского культурного центра переселились в центральноазиатские степи, и с этого времени стали переходить к кочевничеству. Активно привлечены новые данные по археологии хунну и ранних монголов, полученные экспедиционными исследованиями при непосредственном участии автора.
Данные, полученные археологами, подкреплены историческими и лингвистическими материалами. В диссертации показано, что оседлые традиции долго сохранялись в культуре хунну и дальневосточном ареале расселения ранних монголов. Автор ввел в научный оборот новые материалы, что расширило степень изученности темы, в частности собственные переводы исследований корейских и западноевропейских ученых по археологии и древней истории изучаемого региона.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретические результаты исследования используются при подготовке учебных занятий по всеобщей истории, древней и средневековой истории Кореи в Бурятском государственном университете. Материалы диссертационной работы могут быть востребованы при подготовке учебных курсов по древней и средневековой истории Монголии, этнологии и культурологии. Настоящее исследование помимо научной значимости имеет практическое значение. Изучение этнокультурных процессов древности и средневековья в Азиатско-Тихоокеанском регионе может быть важным для выработки современных концепций взаимоотношений со странами Центральной Азии и Дальнего Востока.
Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены на 7 региональных и международных конференциях: «Традиционные культуры и общества Северной Азии (с древности до современности)» (Кемерово, 2004), «Культуры и общества Северной Азии в историческом прошлом и современности» (Иркутск, 2005), «Международный конгресс корееведческих исследований» (Сеул, 2006), «Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность» (Улан-Удэ, 2007), «Актуальные исследования Байкальской Азии» (Улан-Удэ, 2010), «Научная конференция Бурятского госуниверситета» (Улан-Удэ, 2009, 2011) и отражены в 9 публикациях.
Материалы диссертации прошли апробацию в лекционных курсах по истории Кореи, преподаваемых в Бурятском государственном университете на кафедре истории, археологии и этнографии.