Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возвышенное в этнокультуре Дагестана Курбанова Альбина Магомедшапиевна

Возвышенное в этнокультуре Дагестана
<
Возвышенное в этнокультуре Дагестана Возвышенное в этнокультуре Дагестана Возвышенное в этнокультуре Дагестана Возвышенное в этнокультуре Дагестана Возвышенное в этнокультуре Дагестана Возвышенное в этнокультуре Дагестана Возвышенное в этнокультуре Дагестана Возвышенное в этнокультуре Дагестана Возвышенное в этнокультуре Дагестана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Курбанова Альбина Магомедшапиевна. Возвышенное в этнокультуре Дагестана : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 СПб., 2005 146 с. РГБ ОД, 61:05-9/407

Содержание к диссертации

Введение

1. Сущность и содержание возвышенного 9

1.1. Возвышенное в истории культурологической мысли 9

1.2. Возвышенное в системе эстетических категорий В

2. Проявление возвышенного в этнокультуре Дагестана lb

2.1. Особенности этнокультуры Дагестана 10

2.2. Возвышенное в литературе дагестанского этноса 91

2.3. Возвышенное в изобразительном искусстве Дагестана ПО

Заключение 128

Список литературы 137

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что культура отдельного народа характеризуется сочетанием общечеловеческого и этнического, что позволяет говорить об этнокультурах, обладающих самобытными чертами в рамках общечеловеческой культуры.

Важное место в формировании этнического самосознания в поликультурной системе занимают стереотипы поведения и восприятия, основанные на понимании и объяснении окружающей действительности, которые вместе с географическими и историческими границами образуют культуру этноса -этнокультуру.

В поликультурном пространстве Дагестана, где функционирует около 60-ти национальных языков, сосуществуют домонотеистические, монотеистические и инновационные верования, множество национальных традиций, обнаруживается единство в определении возвышенного некоторых этических и эстетических понятий.

Этнокультура, несмотря на унификацию техногенных ценностей, создание виртуальной реальности, сохраняет наряду с динамикой и принципы консервативности, позволяющие избежать резких скачков и отбрасывания всего накопленного опыта. В духовной жизни отдельных народов этнокультурные ценности при внешней динамичности сохраняют внутреннюю консервативность, обнаруживая синкретическое единство этического с эстетическим.

Возвышенное в этнокультуре связано с чувством восторга, радости, дополняемого чувством тревоги, страха. И в то же время возвышенное предполагает преодоление негативных эмоций, страха человека и утверждение силы духа и добра.

На сегодняшний день возвышенное наименее изучено. За последние десятилетия проблеме возвышенного были посвящены работы В. Малыгина, В. П. Крутоуса, В. В. Соколовой.

Выбор темы диссертационного исследования, связан с необходимостью выявления особенностей восприятия возвышенного в этнокультурном самосознании при глобализации современного мира, сохранения уникальности культуры малых этносов, при унификации культурных ценностей современности.

В настоящей диссертации нами предпринята попытка, на примере культуры Дагестана, показать, что возвышенное в этнокультуре остается актуальным, наряду с представлениями о добре, чести, нравственном долге, которые при любых обстоятельствах остаются значимыми. Состояние научной разработанности проблемы

Исследование и анализ возвышенного в трудах ведущих культурологов условно можно разделить на два блока.

Первый блок — это работы общетеоретического плана, в которых рассматривается ряд культурологических учений, ставших важнейшими вехами на пути теоретического осмысления возвышенного. Это работы В. П. Шеста-кова, Н. И. Крюковского, А. Ф. Лосева, Д. Д. Среднего, Ю. Б. Борева, В.Ф. Асмуса, И.Б. Астахова, В.В. Бычкова, Е. Г. Яковлева, А. В. Гулыги. В современной научной литературе это работы М.С. Кагана, Э. ГГ. Юровской, Н. Б. Маньковской.

Второй блок образуют исследования отечественной этнологии, выполненные Э.В. Бромлеем, Д. М. Магомедовым, М. А. Агларовым, P.M. Абака-ровой, а также работы дагестанских мыслителей, исследующих искусство Дагестана: С. X. Ахмедова, Ч. С. Юсуповой, Н. Ф. Мусаевой, М. И. Зульфу-каровой, Я. Д. Марковского.

В формировании авторской концептуальной схемы особую роль сыграли работы Аристотеля, Канта, М.С. Кагана.

Цель и основные задачи исследования. Целью диссертационной работы является раскрытие сущности и основного содержания возвышенного в разные исторические периоды развития культуры, для выявление синкрети-

ческого единства возвышенного с этическими понятиями в этнокультуре. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

обозначить философско-культурологическое понимание ключевых понятий диссертационного проекта: возвышенное, этнос, этническое самосознание, эстетическое самосознание этноса и др.;

сформулировать методологические принципы исследования, приемлемые для исследования возвышенного, позволяющие адекватно реконструировать в теории реальное многообразие интерпретации возвышенного, его взаимосвязи с эстетическими категориями;

выявить особенности функционирования возвышенного в этнокультурном пространстве Дагестана;

определить философско-культурологическое содержание возвышенного сквозь призму специфических особенностей этнического самосознания дагестанцев;

раскрыть и проанализировать возвышенное в живописи, скульптуре, литературе в поликультурном пространстве Дагестана;

показать синкретическое единство этического и эстетического в определении и выражении возвышенного в духовной культуре Дагестана.

Означенные задачи решаются на основе анализа структуры возвышенного, что позволяет обобщить все характерные особенности исследуемого объекта, более адекватно представить внутреннюю логику строения и развития возвышенного и его проявления в этнокультуре Дагестана.

Объектом исследования диссертационной работы выступает возвышенное

Предметом диссертационного исследования особенности проявления возвышенного в этнокультуре Дагестана.

Источниковедческая база исследования. При написании диссертации был использован разнообразный круг источников, что диктовалось сформулированными целью и задачами. Условно источниковедческую базу можно разделить на несколько групп. В первую включен классический для европейской

философской мысли блок текстов, без которых невозможно обойтись при анализе концептуальных и методологических установок исследования возвышенного. Он представлен работами Платона, Аристотеля, Дж. Бруно, К. Гельвеция, К.-В.-Ф. Зольгера, И. Канта, Г. Гегеля,ф. Шиллера, Ф. Шеллинга.

Во вторую группу входят источники и авторы, которые так или иначе затрагивали проблему возвышенного (они представлены в разделе «Состояние научной разработанности темы»).

Следующий блок образуют работы мыслителей из области гуманитарных знаний в последние пятьдесят лет. В их работах опубликованы иные, обычно именуемые постклассическими, методологические научно-познавательные принципы, необходимые для прояснения тех аспектов возвышенного, которые ускользали от внимания представителей классической рефлексии. Это работы Т. Ад орно, Ф. Лиотара, М. Маньковской, В. М. Диановой.

И, наконец, последний блок включает работы отечественных ученых, придавших общим контурам исследования законченную форму, В. Малыгина, В. П. Крутоуса, В. В. Соколовой.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных философов, культурологов, а также суждения и выводы авторов классических текстов, используемых в качестве источниковедческой базы.

Методологической основой исследования стали историко-диалектические методы и принципы системного и сравнительного анализа в совокупности с этнографическим и информационным методами. Использование синтеза структурного и эволюционного подходов, метода причинно-следственных связей позволило применить позитивные аспекты различных подходов для комплексного анализа возвышенного. Синергетический подход способствовал рассмотрению этнического самосознания дагестанского народа в динамическом единстве материальной и духовной и художественной жизни этноса.

Научная новизна работы определяется как совокупностью поставленных задач, так и предлагаемым способом их решения:

осуществлен историко-философский и этно-культурологический анализ возвышенного, что позволило дополнить его понимание рядом новых смысловых оттенков. Для этих целей был привлечен культурно-этнический ареал Дагестана и обширный этнографический, фольклорный и иной материал;

определены методологический аппарат: принципы, подходы, интерпретации, соотнесения частно-научных техник с общей методологией гуманитарных наук, ориентированный на исследования этно-культурной специфики выявления возвышенного в поликультурном сообществе;

даны определения: этнос, менталитет, этическое, эстетическое самосознание, в контексте специфических особенностей проявления возвышенного в этнокультуре Дагестана;

обоснована необходимость единства героического и трагического для зарождения и обнаружения возвышенного в поэзии, скульптуре и живописи;

обнаружено синкретическое единство этического с эстетическим в восприятии возвышенного в этнокультурном самосознании Дагестана.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы диссертации и полученные результаты позволяют лучше понять сущность и основное содержание возвышенного в период от античности до современности его проявления в этнокультуре Дагестана. Результаты исследования, а также использованный в нем фактический материал могут быть использованы при изучении теории и истории культуры. Отдельные положения диссертации могут быть включены в учебные пособия и спецкурсы по названной дисциплине.

Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации опубликованы в материалах научно-практических конференциях проводимых в рамках учебных заведений Махачкалы, а так же в материалах международной научно-практической конференции «Поликультурное образова-

ниє на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы» (30-31 мая

  1. г., Махачкала-Пятигорск), Межвузовской научно-практической конференции «Гуманитарные науки и новые технологии образования» (17-18 мая

  2. г., Махачкала), Всероссийской конференции «Интеграция культур в смыслосозидающем образовании» (26-28 февраля 2002 г., Махачкала), Региональной научно-практической конференции «Гуманитарные науки: новые технологии образования»(20-21 мая 2004 г., Махачкала).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и списка литературы, включающего 184 источника. Объем текста диссертации — 146 страниц.

Возвышенное в истории культурологической мысли

Категории эстетики, которые существуют сейчас, и те, которые выпали из современного языка, не являются застывшими и устоявшимися. Значение одной и той же категории в зависимости от эпохи существенно меняется, изменяется её содержание. Категории эстетики отражают специфическое для каждой исторической эпохи понимание искусства, его социальной роли, природы эстетического восприятия, характера отдельных эстетических модификаций комического, возвышенного и т. д.

По мнению А.Ф. Лосева, в определенной системе эстетических категорий, в определенном понятийном языке культуры «фиксируется исторически определенный тип эстетического восприятия»1. Так, в эпоху античности мыслители рассматривали возвышенное еще синкретически. Возвышенное мы находим в античных текстах у Гомера в «Одиссее» и «Илиаде».

Возвышенным у Гомера является образ Одиссея, характеризуемый им как «хитроумный», «многострадальный», «постоянный в бедах», «богоравный». Сами боги у него тоже возвышенны. Так, олицетворением бури у Гомера является «лазурно кудрявый» Посейдон, «мчавшийся по бескрайнему простору моря на колеснице, запряженной морскими конями - гиппокампами и ударами своего трезубца вздымающий огромные волны» . Возвышенны у него и домашняя утварь, изображения на знаменитом щите Ахилла и медный топор с двумя лезвиями. Так, например, Гомер описывает кубок:

Кубок красивый поставила, из дому взятый Нелидом,

Окрест гвоздями златыми покрытый; на нем рукояток

Было четыре высоких, и две голубицы на каждой

Будто клевали, златые; и был он внутри двоедонный Тяжкий сей кубок иной не легко приподнял бы с трапезы

Полный вином; но легко подымал его старец пилосский1. Гомер также очень подробно описывает знаменитый щит Ахилла. И в начале работал он щит и огромный и крепкий,

Белый, блестящий, тройной; и приделал ремень серебристый.

Там представил он землю, представил и небо; и море . Интересно и то, что Гомер «возвышенное» использует для того, чтобы подчеркнуть статность юношей:

С самых тех пор, как Цирцея дала им волшебного зелья: Прежний свой вид возвратив, во мгновенье все стали моложе, Силами крепче, красивей лицом и возвышенней станом3. Яркий представитель античной философской мысли Платон уделил немало внимания возвышенному. Первоначально возвышенное он использует для обозначения «высоких» мест на земле, гор или пригорков, «высоких» деревьев или небесной высоты: «Никогда не найдется наиболее общих для всего человечества кумиров, воздвигнутых в столь отличных местах, величающихся чистотой, величавостью и вообще жизненностью, чем небесные тела»4.

Но у Платона возвышенна не только природа, у него возвышенны и че 4 ловек, космос, загробный мир, учение о государстве. Среди людей, по его

мнению, заслуживает Сократ уважения и восхищения. Созданию возвышенного образа Сократа Платон посвящает целые главы: «Апология», «Кретон» или «Федон». В этом образе он сочетает возвышенное и благородство, которые выступают как равнозначные понятия, содержащие один и тот же смысл. Благородство у Платона — это «добродетель возвышенного нрава; восприимчивость души к словам и делам»1.

Если в образе Сократа Платон сочетает возвышенное и благородство, то в создании потустороннего мира (Аида) возвышенное связано с чувством страха и ужаса. Как пишет А. Ф. Лосев, «Платон рисует разного рода страшные картины, поражающие своей ...выразительностью»2, причем эта выразительность одинаково относится и к ужасному, и к страшному, и к возвышенному . Например, изображая человеческие страсти и стремясь подчеркнуть грандиозность этой ужасной картины человеческого падения, Платон изображает большое и страшное многовидное животное, в котором берут верх черты зверя - особенно льва или змея... «возникает подробно разработанная мифологическая картина, совмещающая в себе черты возвышенного, безобразного и ужасного» .

Особенности этнокультуры Дагестана

Под этнокультурой рассматривают культуру определенного этноса. Как отмечает P.M. Абакарова, «этнос очерчивается географическими и историческими границами, но наиболее значимым при этом является определенный стереотип поведения, или ментальность»1. К компонентам этноса автор относит экологические условия, особенности политической истории этноса, эт-ногенетические процессы. Особенность этнокультуры обнаруживается через единичное, особенное и всеобщее. Единичным, по мнению P.M. Абакаровой, в этнокультуре выступает национальный язык; особенным - мировосприятие мира, космоса, самосознания и др.; всеобщим нравственные нормы как форма общечеловеческих ценностей.

Каждый этнос создает свой уникальный и универсальный жизненный мир. Уникальность, по мнению P.M. Абакаровой, определяется непохожестью с жизненными мирами других этносов, а универсальность дает решение всех жизненных проблем этноса. «Жизненный мир - это один из логически непротиворечивых «возможных миров» человечества, основанный на преемственности традиции, который координирует жизнедеятельность посредством регуляции межличностных отношений, построенных на принципах эле-ментарных норм нравственности» . Этническая общность образуется этническим сознанием и самосознанием. Этническое сознание и самосознание «выступают как код культуры... в которой отражены географические, исторические и ментальные особенности этноса»3. Менталитет этнокультуры включает в себя определенный образ поведения этноса, «обусловленный определенным стереотипом поведения человеком - темпераментом... и индивидуаль 71

ным социальным опытом» . Ментальность дагестанцев во много определила специфическое восприятие возвышенного, которое выражено в эстетическом самосознании дагестанцев. По мнению М.А. Агларова, под самосознанием этнокультуры необходимо понимать «сознание своего единства и в тоже время сознание своего отличия от всех других подобных сущностей»2.

Эстетическое самосознание - одна из форм общественного самосознания, выступающая отражением действительности и её оценкой с позиции общественного идеала, имеющая взаимопроникающие и взаимодополняющие друг друга виды (эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждение и др.). Объектом отражения эстетического самосознания является природная и социальная действительность, переработанная социально-культурным опытом.

Эстетические чувства, с одной стороны, сочетают в себе эстетические переживания (радость при соприкосновении с прекрасным, волнение при соприкосновении с возвышенным и т. д.), с другой - выступают как способность, подчеркивает Л. А. Рытикова, к эстетическим переживаниям. Поскольку эстетические чувства являются способностью переживать эстетически значимые явления действительности, они выступают показателем эстетического уровня развития человека.

В эстетическом созерцании проявляется способность человека найти предмет своего созерцания, в процессе которого он осознает его эстетическую ценность и получает наслаждение от самого процесса созерцания.

Эстетическое восприятие раскрывает эстетическую ценность произведения искусства, сопровождается эстетическим переживанием.

Эстетическое суждение выступает показателем культуры личности, а также закрепленного в системе эстетических норм, идеалов и других ценностных ориентиров совокупного человеческого опыта, накопленного в течение всей эстетической деятельности человека.

Необходимым условием существования эстетического самосознания является способность индивидуального видения неповторимости, уникальности явлений чувственно воспринимаемого мира, в котором человек не только не теряет себя в предметном мире, но и осознает свое место в этом мире благодаря способности созерцать его своеобразие и красоту.

Возвышенное в литературе дагестанского этноса

В Дагестане наиболее яркую окраску возвышенное приобретает в литературе, чем в изобразительном искусстве Дагестана, так как живопись, скульптура возникли несколько позднее. Художественное восприятие горцев основывалось на традиционных формах искусства и литературы, на привычной и устоявшейся условности в искусстве. Поэтому произведения нового искусства (скульптура, живопись) вызывали недоверие и неприятие. Только после Октябрьской революции оба вида нового искусства начинают постепенно развиваться, когда вековой запрет стал терять свою силу.

Дагестанская литература образует единое целое входящих в нее национальных литератур, которые, несмотря на свое многообразие, не заслоняют особенности художественного мышления каждого дагестанского народа. «Художественное своеобразие эстетических традиций и яркая палитра красок и есть тот инструмент, с помощью которого общественно-индивидуальная жизнь отдельной народности неразрывно связана с общей сущностью исторической жизни всех народов Дагестана»1. Представление о возвышенном в дагестанской культуре зародилось давно. Причем возвышенное и героическое в художественной дагестанской культуре совпадают. Такое доминирующее значение «в художественной практике и в общественном мнении было предопределено своеобразием национальной действительности в совокупности всех составляющих ее компонентов: историко-социальных, природно-географических, общественной практики, а также трудовой деятельности, которой свойственен целеполагающий характер»2.

Возвышенность образа героя выражается в добре, чести, справедливости, в пожертвовании своей собственной жизнью ради блага всего дагестанского народа, т. е. в синкретизме этического с эстетическим. Представление о возвышенном в литературе дагестанского этноса аналогично представлению о возвышенном в человеке И. Канта, М.С. Кагана.

Восприятие возвышенного дагестанскими писателями включало следующие особенности: 1. влияние фольклорных традиций; 2. национально-освободительные движения (революция, ВОВ и т. д.) способствовали раскрытию возвышенного во взаимосвязи с категориями героического, трагического; возвышенное в эти годы выражалось в патриотизме, мужестве, отваге горцев; 3. влияние русской и восточной культуры способствовало созданию возвышенных образов горянок, горцев, преданных своему делу, своей стране, Родине.

По мнению М. С. Кагана, литературу нельзя рассматривать только как художественную. С этим нельзя не согласиться, так как сама художественная литература включает в себя устную и письменную. Устное творчество получило в Дагестане широкое развитие. По мнению Натальи Капиевой, «устная песня входила в письменную поэзию, украшала, обогащала ее... древнее устное поэтическое слово, изменяясь, становясь словом современности, оставалось живой, плодоносящей нивой»1.

Так, цикл песен, созданных О. Батыраем, лучший образец эпической поэзии Дагестана. В своих песнях Батырай воспевает мужество, отважность, непримиримость к врагам, любовь к Родине и готовность идти на смерть за ее свободу. Возвышенным у Омарла Батырая выступает его любовь к своей возлюбленной. Эпические выражения: «в летнюю жаркую погоду берег реки льдом бы покрылся», «в самые сильные морозы поляны покрылись бы зеле-ной травой» и т. д. подчеркивают силу чувств, которые испытывает Омарла Батырая к своей возлюбленной. Аналогичное восприятие возвышенного, выраженное в любви, мы встречаем у Франческо Петрарки. Закономерным стало обращение дагестанских писателей к художественному наследию, к близким и понятным народам Дагестана героическим, возвышенным образам прошлого. Героические, возвышенные образы прошлого воплотились в эпосе, фольклоре. В. В. Виноградов писал: «Героический эпос и историческая поэзия живут с нами как ценность, созданная творческим гением народа. Образы древнего эпоса, воплотившие высокие идеи, глубокие чувства народа, его историческое самопознание, полны живой жизни, живой поэзии и для нас. Героика подвигов народа, раскрытая эпосом прошлых времен, выходит за хронологические пределы ушедших веков и превращается в активное достояние современности и будущего»1. «Фольклорное наследие помогает современнику почувствовать сопричастность историческому ходу времени, обострить чувство родины, ощутить свою ответ-ственность перед прошлым, настоящим и будущим» . «Фольклорные традиции во многом выступают как воплощение национальной эстетики, как выражение национального стилевого многообразия и как фактор модулирования литературного жанра у данного народа»3.