Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционное и инновационное в религиозной культуре Дагестана Абдулаева Ильмира Абдурагимовна

Традиционное и инновационное в религиозной культуре Дагестана
<
Традиционное и инновационное в религиозной культуре Дагестана Традиционное и инновационное в религиозной культуре Дагестана Традиционное и инновационное в религиозной культуре Дагестана Традиционное и инновационное в религиозной культуре Дагестана Традиционное и инновационное в религиозной культуре Дагестана Традиционное и инновационное в религиозной культуре Дагестана Традиционное и инновационное в религиозной культуре Дагестана Традиционное и инновационное в религиозной культуре Дагестана Традиционное и инновационное в религиозной культуре Дагестана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдулаева Ильмира Абдурагимовна. Традиционное и инновационное в религиозной культуре Дагестана : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : СПб., 2005 161 c. РГБ ОД, 61:05-9/264

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1.ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ.

І. Методологические особенности исследования религиозной культуры 14

2.Традиционные нравственно-религиозные ценности культуры 23

3.Нравственные ценности в авраамистических религиях 34

Глава II. ТРАНСФОРМАЦИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ИХ ТРАНСЛЯЦИЯ В ИННОВАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ 110

І. Трансформация нравственных ценностей христианской религиозной культуры (на материалах Дагестана) 110

2. Этико-ку л ьтуро логическая характеристика инновационного направления ислама (на материалах Дагестана) 130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143

Список используемой литературы 151

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема единства и многообразия нравственных принципов в религиозной культуре обусловлена религиозной ситуацией сложившейся во всем мире в целом и в многонациональном, многоконфессиональном Дагестане в частности. Нравственный аспект религиозной культуры в Дагестане занимает важнейшее место и играет огромную роль во взаимоотношениях людей разных верований, Это проблема межэтнических, культурных и бытовых отношений.

Общие нравственно-этические принципы, по сути, объединяют все религии идейно. Преимущественно из-за недопонимания, а порой и глубокого незнания религиозных принципов, которые исповедуют приверженцы той или иной конфессии, происходят разногласия вместо веротерпимости и ве-роуважения.

Актуальность проблемы объясняется тем, что не оставляет ни одного дагестанца равнодушным, так как каждый в глубине души понимает, что религиозная нынешняя ситуация может привести к катастрофе не только взаимоотношений, но и мира. Понимание и правильное растолкование религиозных проблем требует участия деятелей почти всех отраслей наук: религиоведов, культурологов, философов, социологов.

Было написано и пишется множество работ посвященных авраамисти-ческим религиям и новым конфессиям. Однако эта тема не исчерпана и требует глубокого изучения в связи с современной проблемой поиска диалога глобальных и узкоэтнических проблем.

Религиозные конфликты чреваты тем, что приводят к культурному, философскому и социальному кризисам, которые проникают вглубь общества и раскалывают его на множество частей.

Историческая и географическая особенность положения полиэтничного Дагестана и влияние арабо-мусульманских культурно-философских традиций, привели к трансформации, оседанию традиций, обычаев, обрядов, куль-

4 туры последних. Уникальный опыт сосуществования различных народов, национальностей дает нам возможность проследить за взаимодействием многих религий на территории Дагестана.

Снятие «железного занавеса» и информационная свобода привели к появлению и распространению в нашей стране не только традиционных религий, но и их инновационных течений, зачастую в экстремистской форме.

В XX веке происходила смена формаций, переустройство религиозного уклада жизни людей, запрет вероисповедания и опять возврат к открытому выбору религиозной морали, веры в Бога.

Степень разработанности проблемы. Исследование проблемы традиционных и религиозных инновационных течений на территории Дагестана имеет глубокое значение и является актуальной проблематикой для настоящего времени.

Проблема религии многогранна, она исследуется в различных аспектах и на разных уровнях, изучается многими науками и, прежде всего религиоведением, культурологией, философией, социологией. Причем каждая из них исследует один из аспектов, в соответствии со своим предметом, использует и разрабатывает специфические для данной науки методы, приемы и формы познания, обеспечивая, таким образом, достижение поставленных целей своего конкретного исследования. Религия играет важную роль в общественной жизни республики и оказывает влияние на межэтнические, межконфессиональные отношения.

В диссертации широко использован историко-этнографический материал, описывающий культуру всех народов Дагестана, а также научная литература по истории возникновения и распространения иудаизма, христианства, ислама. В этом направлении работали отечественные и зарубежные исследователи: Бартольд В.В., Гуревич П.С, Давыдов Ю.Н., Волков А.Н., Грю-небаум Г.Э фон, Еремеев Д.Е., Массе А., Мец А., Пиотровский М.Б., Айтбе-ров Т.М., Авшалумова Л.Х, Емелях А.,Виппер Р.Ю., Раввин Цви Маркович,

5 Флоренский П.А., Шихсаидов А.Р. Они посвящали свои работы различным аспектам культуры и быта.

На выбор направления диссертационного исследования оказали влияние такие первоисточники, как Талмуд, Библия и Коран, дающие нам знания о периоде сотворения мира, о происхождении человека, о религиозных, нравственных и законодательных догмах.

Существует прочная религиозная традиция рассматривать десять заповедей Моисея как первый по времени и один из важнейших по сути нравственных кодексов. В самом деле, в Десятисловии сказано самое важное из всего, что надо знать и практиковать человеку, что определяет человечность его бытия, его способность жить по законам, предначертанным Богом.

1 Авшалумова Л. X. Критика иудаизма и сионизма. Махачкала: Дагкнигиз-дат, 1986. - С. 66. Айтберов Т. М. Древний хунзах и хунзахцы. Махачкала, 1969 - С. 81. Бартольд В. В. Ислам и культура мусульманства. М ,; Изд. МГТУ, 1992. Волков А. Н. Проблемы духовной философии. М.: Док , 1995. Т. 1, Виппер Р. Ю. Возникновение христианской литературы. - М.-Л. 1946. - С. 18-32. Гуревич. П. С. Философия культуры. М., 1994 - С. 314. Грюнеба-ум Г.Э. фон. Классический ислам. (600-1258). М., 1986. Давыдов Ю. Н. Культура- природа- традиция. // Традиция в истории культуры. М., 1978. -С. 51. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990. Емелях Л. И. Христианские таинства. Л., 1997. - С. 31, 104. Массэ А. Ислам. Очерк истории М., 1961. - С. 78-80. Мец А. Мусульманский ренессанс. Пер. с нем. М.: Наука, 1996. -С. 265. Пиотровский М. Б. Исторические судьбы мусульманского представления о власти. // Социально- политические представления в исламе. История и современность. - М., 1987. -С. 10. Шихсаидов А. Р. Ислам в средневековом Дагестане. Махачкала, 1969. Флоренский П. А. Культовая религия, культура. // Богословские труды. М., 1877. - С. 102. Раввин Цви Маркович. Путями веры. Иерусалим. 1979. - С. 17-41, 75.

Переход от законодательства Моисея к учению Христа означал переход от жестких внешних форм «управления» человеком к внутренним формам самовоспитания, самосовершенствования, обращения к человеческому духу. Иисус переворачивает сложившийся порядок ценностей, провозглашает некое высшее начало, божественное, которое означает, что человеку всегда есть к чему стремиться духовно, и в этом стремлении дух бесконечен. Этика Христа и Мухаммеда есть этика любви. Мысль о том, что любовь вообще есть испытание человека, есть его высшее предназначение, была подхвачена философами XX столетия. Об этом много писал Фромм Э. «Любовь — главное содержание личности продуктивной ориентации, в отличие от типов непродуктивной ориентации».1

Крупнейшие религии мира - христианство и ислам были и есть носители культурных ценностей, созданных народами в течение веков. С этими ценностями связан образ жизни народов Дагестана, их хозяйственная этика, их обычаи, правовые представления. Исследователь социологии религии Вебер М. писал об особенностях хозяйственной этики мировых религий, о роли религиозных ценностей в жизни семьи, в системе воспитания детей.2

Талмуд, Библия и Коран представляют собой глубокое знание, которое включает в себя все науки, имеющие отношение к жизни, душевному состоянию людей.

Цели и задачи диссертационного исследования. Общей целью диссертационной работы является выявление и раскрытие единства нравственных ценностей в многообразии традиционных религий и философско-культурологический анализ инновационных течений.

Задача данной работы - исследовать основные догмы, единые для классических религий, накладывающие определенные обязательства на верую-

1 Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - С. 85-97.

Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. // Работы М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 1. М.: АНСССР. 1991.

7 щих Дагестана, где самым важным является признание Бога и Его единственности; нравственные основы религии, её ценности для людей, её историческое формирование на протяжении всей истории, её влияние на этнопсихологию, поведение людей, стиль их жизни, на формирование обрядов, обычаев, традиций.

Кроме того, диссертационная работа посвящена исследованиям и анализу системы нравственно—этических представлений и традиционных норм поведения дагестанцев. Рассматриваются все религиозные ценности. Их анализ проводится на примере иудаизма, христианства и ислама. Достижение данной цели требует:

  1. исследовать традиционные верования дагестанцев и выявить нравственные основополагающие принципы;

  2. показать роль верований в традиционной жизни дагестанцев, указать культурно-воспитательное значение религии в формировании ментальности;

  1. выявить специфику и содержание религиозных ценностей в традиционной жизни;

    рассмотреть "в традиционности религиозной культуры систему социокультурного явления и обозначить ее роль в этнокультуре;

    определить место и значение традиции в религиозной культуре и обыденной жизни дагестанского народа;

    Традиционная (классическая) религия представляет собой феномен социального, обыденного сознания. Там, где существует общество, должна существовать культура, имеющая свои традиции и мораль.

    Религиозный традиционализм представляет собой духовно-эмоциональный поведенческий комплекс, где главное место занимает приверженность традиции.

    Объектом исследования в данной работе является анализ генезиса нравственной культуры в традиционных и инновационных верованиях народов Дагестана.

    Предметом исследования являются традиционные и инновационные формы религий дагестанцев и их методы реализации, охватывающие хронологические рамки исследования с древнейших времен до начала XXI века.

    Диссертационная работа посвящена исследованиям и анализу системы нравственно-этических представлений и традиционных норм поведения дагестанцев. Рассматриваются все религиозные ценности. Их анализ проводится на примере иудаизма, христианства и ислама.

    Достижение данной цели требует:

    1) исследовать традиционные верования дагестанцев и выявить нрав
    ственные основополагающие принципы;

    1. показать роль верований в традиционной жизни дагестанцев, указать культурно-воспитательное значение религии в формировании ментальности;

    2. выявить специфику и содержание религиозных ценностей в традиционной жизни дагестанцев;

    3. рассмотреть в традиционности религиозной культуры Дагестана систему социокультурного явления и обозначить ее роль в этнокультуре;

    4. определить место и значение традиции в религиозной культуре и обыденной жизни дагестанского народа.

    Традиционная религия представляет собой феномен социального, обыденного сознания, Там, где существует общество, должна существовать культура, имеющая свои традиции и мораль.

    Религиозный традиционализм в Дагестане представляет собой духовно-эмоциональный поведенческий комплекс, где главное место занимает приверженность традиции.

    Объектом исследования в данной работе является анализ генезиса нравственной культуры в традиционных и инновационных верованиях народов Дагестана.

    Предметом исследования являются традиционные и инновационные формы религий дагестанцев и их методы реализации, охватывающие хронологические рамки исследование с древнейших времен^до начала XXI века.

    Теоретико-методологическую базу исследования составили работы культурологов Кагана М.С., Анисимова С.Ф., Иконникова С.Н.'

    Психологический аспект религиозного сознания и вопросы происхож-дения религии освещены в работе Фрейда 3.

    Для раскрытия и понимания религиозного, традиционного, философского сознания использовались труды: Абу ал-Аля ал-Маудуди, Таранова Л., Мамардашвили М.К., Байрона Г., Иэрхарта Г, Яблокова И.Н. и др. 3

    Что касается непосредственно дагестанских авторов, которые занимались этой проблемой (Авшалумова Л.Х. Булатова А.Г., Магомедов P.M., Саидов ТТ.), то они выдвигают свои наблюдения, характеризующие культуру и уклад дагестанцев в целом. 4

    1 Каган М. С. Культура - философия - искусство, М., 1988. Анисимов С.Ф.
    Мораль и поведение. М., 1985. Иконникова С.Н. Методология и методы ис
    следования культуры. Л., 1984.

    2 Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. / Под ред.
    ДодольцеваР.Ф. М., 1993.-С. 173.

    3Абу ал-Аля ал-Маудуди. Ислам сегодня. М., 1992. - С. 19. Байрон Г., Иэрхарт. Религиозные традиции мира. Мл Крон-Пресс, 1996. Т.1. Мамардашвили М. К. Мысль. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. / Под ред. Додольцева Р.Ф. М., 1993.-С. 173. Яблоков И.Н. История религии. М., 2002. Т. ЦП.

    4 Авшалумова Л. X. Критика иудаизма и сионизма. Махачкала: Дагкнигиздат, 1986. - С.66. Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в 19 - н. 20вв. - Л., 1989. Магомедов Р. М. Адаты дагестанских горцев как исторический очерк. - М., 1960. Саидов Т. Г. Традиции народов творят человека. Махачкала, 1994.

    По домонотеистической проблематике существуют работы философов, историков: Булатов А.О., Бутинова М.С., Гаджиев Г. А., Рыбаков Б,А., Тимирязев В. А.1

    Большой вклад в разработку и изучение инновационных течений внесли работы: Арестова В.Н., Белова А.В., Катунского А.Е., Привалова К. которые позволили определиться с принципами и методами инновационных течений. Этой проблематике также посвящено множество публикаций, авторами которых являются: Беляев А.В., Коровиков А.В., Гольдциер И., Малашенко А., Цветков П., Шихсаидов А.Р. В этих трудах раскрывается истинное значение инновационных общин для человечества, осмысливается стиль жизни, поведение.

    Однако при всём многообразии исследований нет литературы, которая бы провела параллель и показала взаимосвязь классических религий (иуда-

    1 Булатов А.О. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана
    в XIX - начале XX в. Махачкала, 1990. - С. 210, 254, 265. Бутинова М. С.
    Как возникла религия. М., 1997. - С. 140. Гаджиев Г. А. Доисламские ве
    рования и обряды народов Нагорного Дагестана. М., 1991. - С. 95-112. Ры
    баков Б. А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1998. Тимирязев В.А. Рели
    гиозные верования с древнейших времен до наших дней. - СПб, 1900.

    2 Арестов В.Н. Религиозный экстремизм. — Харьков, 1987. -С. 145-148. Белов
    А.В. Секты, сектанство, сектанты. - М.: Наука, 1978.-С.151. Катунский А.Е.
    Старообрядчество. - М., 1972. -С.120. Привалов К.Б. Секты. - М., 1982.

    3 Беляев А.Е. Мусульманское сектанство,- М.,1957. Гольдциер И.Культ свя
    тых в исламе. - С. 61 -65. -Т.4.-С.58.Коровиков А.В. Исламский экстремизм в
    арабских странах.- М.,1990.Малашенко А.В. Мусульманский мир в СНГ. -
    М.,1996. Цветков П. Исламизм. Ислам и его секты. - Ашхабад, 1913. -Т.4. -
    С.58. Шихсаидов А.Р.Ислам в Дагестане.//Центральная Азия и Кавказ. 1999.
    № 4,5.

    1] изма, христианства, ислама) в их культурном, традиционном и религиозном аспектах.

    Методологические и теоретические основы диссертационного исследования. В традиционной культуре Дагестана выявлены три основных типа мышления: мифологическое, религиозное и научное мышление. В чистом виде ни один из этих типов в современном обществе не присутствует. Становится понятным, что в противоположность большинству существующих концепций о происхождении мифологии и мировоззрения дагестанских народов, у которых появление мифологической системы связывается с обозначением и обожествлением сил природы, происходящем параллельно с их персонификацией, первые мифологические и мировоззренческие конструкты связывались с актами творения и сотворения.

    Данное диссертационное исследование, имеющее предметом сложный системный объект, потребовало разработки соответствующей ее целям методологии. В работе использован феноменологический метод для рассмотрения и описания культуры и традиции как духовной основы, сохраняющей религиозно-нравственные верования горских народов. Синергетический метод способствует рассмотрению традиционной культуры в динамическом единстве моральной и духовной жизни дагестанских народов. Аспекты диалектического метода использовались для раскрытия взаимосвязи монотеистических религий (иудаизма, христианства, ислама) и их общих исторических корней. Принципы структурно-функционального метода способствуют выявлению основных функций религиозной культуры: регуляции, трансформации и оседания политеистических верований в классических религиях и трансляции их духовного опыта в инновационных христианских и исламских течениях. В качестве методологических ориентиров диссертация включает в себя исследования специалистов по культуре, религии, философии, истории, в которых были проанализированы и схематизированы важнейшие проблемы развития религиозно-традиционных отношений.

    12 Теоретико-методологическая база данного диссертационного исследования, имеющего предметом сложный системный объект, потребовала разработки соответствующей ее целям методологии- В работе использован феноменологический метод для рассмотрения и описания культуры и традиции как духовной основы, сохраняющей религиозно-нравственные верования горских народов. Синергетический метод способствует рассмотрению традиционной культуры в динамическом единстве моральной и духовной жизни дагестанских народов. Аспекты диалектического метода использовались для раскрытия взаимосвязи монотеистических религий (иудаизма, христианства, ислама) и их общих исторических корней. Принципы структурно-функционального метода способствуют выявлению основных функций религиозной культуры: регуляции, трансформации и оседанию политеистических верований в классических религиях и трансляции их духовного опыта в инновационных христианских и исламских течениях. В качестве методологических ориентиров диссертация включает в себя исследования специалистов по культуре, религии, философии, истории, в которых были проанализированы и схематизированы важнейшие проблемы развития религиозно-традиционных отношений.

    Научная новизна исследования. Научная новизна диссертации заключается в том, что она является той работой, которая посвящена генетическому, нравственному, этическому и обрядовому анализу религиозных традиционных и инновационных течений в Дагестане.

    Диссертация основана на исследованиях религий, выступающих в многообразии форм культурных, бытовых, обрядовых предписаний, установок и практик и составляющих ядро оценок и восприятия поведенческих стереотипов в традиционной культуре Дагестана.

    В традиционных религиях и сейчас проявляются элементы политеизма, а вот инновационные религии почти отошли от политеизма. Несмотря на изо-обилие научных работ по отдельным религиозным течениям, тем не менее,

    13 нет комплексного исследования, посвященного проведению и нахождению общих черт, догм в культурных традициях народов Дагестана и их роль в жизни дагестанского народа.

    В данной диссертации религиозные традиции рассмотрены по-новому: выявлены общечеловеческие, религиозные ценности и их традиционное своеобразие. Нравственность рассматривается как фундамент религиозного традиционализма, который объединяет дагестанский народ в единое целое.

    X Научно-практическая значимость исследования. Полученные в итоге проведенного диссертационного исследования результаты могут служить теоретической и методологической основой при изучении проблемы традиционных инновационных течений в Дагестане. Особый интерес диссертация представляет также для разного рода культурологических, религиоведческих и философских исследований сравнительного характера. Кроме того, материалы диссертации можно использовать при подготовке и чтении базовых и специальных курсов по культурологии, философии, религиоведению. Они имеют научно-практическое значение для политиков и преподавателей.

    Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на международной научно-практической конференции «Поликультурное образование на Северном Кавказе: Проблемы, тенденции, перспективы». 30 — 31 мая 2000г. Махачкала-Пятигорск. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории культуры ДГУ (протокол № 2 от 16 ноября 2004 г.) Основные результаты исследования отражены в 5 научных публикациях.

    Методологические особенности исследования религиозной культуры

    В качестве одной из характерных моделей человеческого поведения и способа мышления религиозная культура Дагестана представляет собой традицию, которая передается из поколения в поколение, двигаясь сквозь время, и отличается непрерывной самотождественностью, не теряя при этом способности к самообновлению и трансформации.

    Для изучения какой-либо самостоятельной религии необходимо получить информацию как минимум трех видов: во-первых, о событиях ее истории, во-вторых, об особенностях ее внутренней системы и, в-третьих, о способах ее функционирования.

    Изучение истории религиозной культуры, как и любого другого явления, помогает ответить на вопрос: когда была основанна религиозная культура, кто был основатель религиозной культуры, как ему удалось это сделать и, следовательно, какой путь прошла данная религиозная культура. Исторические исследования раскрывают также такие вопросы, как формирование религиозной культуры, происходившие в ней перемены и крупные трансформации, изменившие ее.

    Существует два противоположных понимания роли религиозной культуры в развитии общества и цивилизации: 1.В ней видят источник общественного развития; 2.Само общество в процессе своего развития обновляет религиозную культуру.

    В первом случае конечной причиной цивилизованного процесса считается божественное начало, потусторонний мир, сакральные ценности, которые воздействуют по руслу религиозного сознания на все сферы культуры, а за 15 тем и на общество в целом.

    В понимании Гегеля «образ божественного - это духовная субъективность, которая является основным определением; природная сила сама по себе уже не имеет значения чего-то существенного. Однако она является одной из особенностей и в качестве самой непосредственной она есть первая, через снятие которой, впервые возникают другие духовные силы.

    Аристотель высказал мысль, что только человеческая организация является образом духовного; тем самым он указал на недостаток учения о переселении душ, согласно которому телесная организация человека есть лишь нечто случайное».1

    Многие сохранившиеся до начала XX в, религиозные поверья и обрядовые действия возникли в отдаленные времена. В ходе исторического и общественного развития, с изменением условий жизни народов Дагестана, появились новые верования, но обширный круг старых воззрений продолжал существовать, видоизменяясь и переплетаясь с новыми. Ф.Энгельс отмечал что, раз возникнув, религия всегда сохраняет известный запас представлений, унаследованных от прежних времен, так как во всех почти областях идеологии традиция является консервативной великой силой,2

    Ансельм Кентерберийский говорил: «Господи, Ты еси то именно, во что мы веруем. Веруем же мы, что Ты нечто, более чего нельзя ничего помыслить»3.

    Религиозная культура затрагивает такие области культурной жизни как: установленные обряды, обязательные церемонии, иконы, храмы и монастыри, клерикальные организации и духовные школы, богословские факультеты в университетах.

    Знаменитый древнеримский мыслитель Цицерон поясняет, что латинское слово «relegere» является сложным словом и состоит из двух отдельных

    1 Гегель Г. Ф. Философия религии. М., 1977. Т.2. - С.146. 2Маркс К. Энгельс Ф.Соч. 2-еизд. Т.21. - С.З.

    Таранов П. С. Звезды мировой философии. М., 1998. -С. 32. слов «ре» и «легере» что, значит, перечитать снова, чтобы запомнить или исследовать священные книги, в которых содержится религиозная наука, обдумывать. Таким образом, по словам Цицерона «религия—это набожное почитание Бога».

    В словарях можно обнаружить несколько вариантов перевода латинского слова «religio":

    1) благочестие, набожность, святыня, предмет культа;

    2) восстановление или воспроизводство связи.

    Когда же религия возникла в человеческом обществе? Ответ на этот вопрос написан в самой древней книге на земле, о которой знаменитый русский критик Белинский В. Г. сказал:

    «Есть книга, в которой все сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, святая книга вечной жизни, вечной истины»,2

    Сын Бога Иисус Христос о Библии сказал так: «Слово твое есть истина».

    Габриэль Марсэль соединил философию с религией, уповает на Бога, считает, что жертвенность, милосердие, смирение, надежда, всепрощающая любовь, основанны на осознании каждым человеком того, что он грешен и необходимы для осуществление пропагандируемой им интерсубъективности.

    Религиозная культура выражается определенными традициями, представляющими собой социальное и культурное наследие, передающемися

    1 Балагушкин Е. Г. Культурологический словарь. СПб. 1997. С. 481.

    2 Белинский В.Г. / Собр. соч. М., 1948. Т. 1. - С. 408.

    3 Евангелие от Иоанна 17:17.

    4 Чистов К.В. Традиция. Традиционное общество и проблема варьированья. // Советская этнография. М., 1981. № 2. -С.106. от поколения к поколению и воспроизводящимися в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции присущи самым разным областям культуры. Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность традиций, усваивает их в готовом виде. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое.

    Религиозная традиция дагестанского народа выступает как фундамент для появления разного рода религий: естественная (результат зависимости человека от природы), духовно-человеческая (в ее основе лежит зависимость человека от общества или другого человека). Следовательно, религиозная традиция выступает средством укрепления значимости ценностей религии для дагестанца. А для того, чтобы религия укрепила свои позиции в обществе, она переплетается с традициями,

    Традиция в Дагестане как система связей настоящего с прошлым рассматривается как духовное ядро и стержень религиозно-нравственной культуры, сохраняющей коллективную культурную память дагестанского народа, и помогает совершению определенного отбора, стереотипизации опыта и передачи стереотипов, которые затем опять воспроизводятся.

    Существует три подхода к традиции:

    а) функциональный: в центре интереса оказывается передача из поколения в поколение духовных ценностей данной общности;

    б) объективный - связь с перемещением внимания исследователя с того, каковы эти ценности, что именно подлежит передаче;

    в) субъективный: на первом плане находится отношение данного поколения к прошлому. Его согласие на наследование или же протест против него.

    Трансформация нравственных ценностей христианской религиозной культуры (на материалах Дагестана)

    В Библии освящены основы христианских учений, которые являются основными руководящими принципами для любого христианина. Они также предупреждают верующих о том, что лжеучения неизбежны, и что они будут проникать в церковь. Господь Иисус Христос предостерегает в отношении лжепророков, которые, по сути, являются «волками в овечьих шкурах».1 Апостол Павел предупреждает, что эти лжеучителя восстанут из среды самой церкви и станут причиной разделений и заблуждений. В Новом Завете излагаются основы исповедания веры.4 И все-таки в христианстве произошел раскол, и кроме традиционного классического христианства появилось множество религиозных сект.

    Сектантство (от латинского направление, школа) представляет собой совокупность самостоятельных религиозных групп и объединений, которые возникают на почве расхождения с официальными доктринами и политическими установками господствующей религии. Секты называют еще и культовыми группами, отличительной особенностью которых является следование за каким-то руководящим религиозным авторитетом, мнение которого ставят на один уровень со Священным Писанием, исповедуют всевозможные разновидности учений о спасении посредством добрых дел и зачастую отвергают библейское учение о Троице.

    На сегодняшний день на территории России и в частности в Дагестане существует несколько протестантских групп.

    Одним из первых и быстро распространяющимся течением в России и, в частности, в Дагестане стали Свидетели Иеговы. Само это течение было основано Чарльзом Тейз Расселом в XIX веке. Он организовал кружок из 6 человек по изучению Библии. Впоследствии Рассел стал выпускать журнал «Сионская Сторожевая Башня» и вестник «Присутствия Христа». Это издание стало провозвестником современной «Сторожевой Башни», возвещающей Царство Иеговы.

    В 1884 году «Свидетели Иеговы» зарегистрировались в штате Пенсильвания под названием « Издательское общество Сторожевой башни Сиона». Какое-то время его последователи назывались «Русселитами». Сегодняшнее название «Свидетели Иеговы» - официально закреплено за ними с 1931 года.

    Все общины Свидетелей Иеговы находятся под контролем общества «Сторожевая Башня». Свою организацию они считают теократической, то есть руководимой Богом через Иисуса Христа. Мировым духовно-административным центром Свидетелей Иеговы является Руководящая корпорация. Руководящий центр организации «Свидетели Иеговы» в нашей стране находится в поселке «Солнечное» около города Санкт-Петербург.

    Каждый Свидетель Иеговы является членом определенного собрания, насчитывающего около 100 человек. Все старейшины собрания входят в совет старейшин. Трое из них образуют Служебный Комитет, в который входят: председательствующий надзиратель (старейшина), секретарь собрания, который отвечает за составление общего отчета и переписку и служебный надзиратель, ответственный за организацию миссионерского служения. Много усилий от старейшин требует пастырская работа.

    Каждый Свидетель Иеговы - возвещатель и добровольный проповедник. Особая категория Свидетелей Иеговы - пионеры (проповедуют не менее 70 часов в месяц), специальные пионеры (не менее 140 часов в месяц).

    Свидетели Иеговы выпускают журналы, различную религиозную литературу. «Сторожевая Башня»- основное издание Свидетелей, выпускается с 1879года. Журнал «возвещает Царство Иеговы», учит верующих, как жить в соответствии с библейскими принципами и подготовиться к наступлению Царства Иеговы. На еженедельных собраниях Свидетели во всем мире практически одновременно изучают одну и ту же статью из «Сторожевой Башни».

    Журнал «Пробудитесь!» - предназначен для семейного чтения, сообщает новости, рассказывает о народах многих стран, рассматривает вопросы религии и науки.1

    С начала 80х годов XIX века устраиваются ежегодные конгрессы, программы которых готовятся Руководящим Советом. Конгрессы включают речи, обсуждения, демонстрацию оценок из жизни. Целью своего учения считают благовествование: «...слушают нас или нет, мы должны донести весть Бога до каждого человека ».2

    Законопослушность Свидетелей основывается на библейских принци-пах: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» и «Всякая душа да будет покорна высшим властям».4 Они считают правомерным существование армии, полиции и других вооруженных законных формирований, необходимых для поддержания порядка в обществе. Об этом говорится и в Библии: «начальник есть Божий слуга, тебе на добро.,, Он не напрасно носит меч: он

    1 Иваненко С. О людях, никогда не расстающихся с Библией. М., Арт Бизнес. Центр. 1999. С. 16.

    2 Там же. - С. 47.Евангелие от Матфея, 22; 21. 4Деяния Святых апостолов, 5:29.

    Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое».1 Но сами они не служат в армии, так как твердо убеждены, что им необходимо «перековать мечи свои на орала и не учиться боле, воевать», не принимают участия в войнах и в политической жизни (не вступают в политические партии и не голосуют на выборах).

    Свидетели Иеговы получили свое название по имени Бога - Иегова, и именно этим именем надо пользоваться, обращаясь к нему. На еврейском языке, на котором была написана первая часть Библии — Ветхий Завет, имя

    Свидетели Иеговы получили свое название по имени Бога - Иегова, и именно этим именем надо пользоваться, обращаясь к нему. На еврейском языке, на котором была написана первая часть Библии - Ветхий Завет, имя Бога встречается почти 7 тысяч раз. Это имя изображается четырьмя буквами еврейского алфавита и произносится иудеями как Яхве, а в христианской традиции оно звучит как Иегова. В буквальном переводе имя Иегова означает «Он дает становиться». Иудеи избегают произносить имя Бога вслух, руководствуясь третьей заповедью: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».2 Только первосвященник один раз в году во время празднования Пасхи осмеливался произносить вслух имя Бога в Иерусалимском храме.

    Свидетели Иеговы верят, что мы живем в эпоху, когда на небе уже нет Сатаны и его демонов, и безраздельно властвуют Иегова и Иисус, но на земле с усиленной яростью действует дьявол, изгнанный с неба. Они считают современную эпоху «последними днями», в течение которых на земле происходит отделение одних людей от других.

    По мнению Свидетелей Иеговы завершит нашу эпоху Армагеддон, великая битва, когда Бог, по словам пророка Даниила « сокрушит и разрушит все царства».

    Послание к Римлянам, 13:4. Книга пророка Исайи. 2:3, 4.

    3Книга пророка Даниила, 2:44.

    Основное, что изучается на собраниях - Библия и библейская литература. Встречи открываются и заканчиваются молитвой и исполнением духовных песнопений. Еще одна встреча еженедельно проводится небольшими группами (около 10 человек) в квартире кого-то из верующих. Она посвящена изучению Библии с помощью какой-либо публикации на библейскую тему.г

    У Свидетелей Иеговы есть разногласия с другими ветвями христианства. Они считают ложным учение о Троице, бессмертии души и вечном наказании, учат, что спасение можно заслужить добрыми делами и точным исполнением воли Бога Иеговы через переданное им учение Иисуса Христа Сына Бога. Ведь, в Слове своем Иегова проявляет Себя Богом любви. Поэтому, учение о геенне огненной является оскорблением Его личности и обвинением в невообразимо ужасной жестокости. «Бог есть любовь».1 Еще они отвергают божественность Иисуса Христа, Его телесное вознесение и второе пришествие, не отмечают Рождество, отвергают чистилище, молитву за усопших, поклонение иконам, кресту, изображение святых, использование четок. Также они не отмечают дни рождения, считают честность и выполнение требований закона одним из важнейших качеств христианина. Аргументация, которая приводится в пользу этой позиции, звучит так: Библия называет только один день, который следует отмечать ежегодно - это Вечеря Господня, или вечер воспоминания смерти Иисуса Христа. Устанавливая этот праздник, Иисус повелел своим последователям: «Сие творите в Мое воспо-минание». Свидетели Иеговы отвергают переливание крови.

    Этико-культуро логическая характеристика инновационного направления ислама (на материалах Дагестана)

    С конца 80-х годов в Дагестане, помимо традиционных форм религии появились и реформационные инновационные мусульманские институты. Салафизм является довольно новым направлением в дагестанском исламе, что позволяет называть его "нетрадиционным" исламом. Именно к нему с начала 1990-х гг. перешла роль гонимого и преследуемого неофициального ислама.

    Историю ваххабизма в Дагестане можно разделить на три этапа: просветительская и благотворительная деятельность ваххабитских организаций Дагестана (конец 80х гг.-1991г.); расширение и упрочение самих ваххабитских организаций, тренировка и воспитание ее членов (1991-1997гг.); призыв к джихаду (с 1998г. по сей день). Одним из регионов Дагестана, где активно действовала большая ваххабитская община, являлась Кадарская зона Буйнакского района (с. Карамахи, Чабанмахи,Чанкурбе, Кадф)нователь религиозного и общественно-политического течения в Аравии, названного ваххабизмом, родился в Аяйне в 170304г. Его отец Абд ал-Ваххаб ибн Сулейман был мусульманским судьей (кади). Его брат Сулейман Абд ал-Ваххаб рассказывал летописцу ибн Ганнаму, что в детстве основатель новой мусульманской секты проявлял большие способности, выучил Коран, не достигнув и 10 лет. Первым учителем Мухаммеда был его отец. Мальчик хорошо освоил толкование Корана (тафрис) и предания о жизни пророка (ха-дисы). В 12 лет Мухаммед уже достиг зрелости, начал молиться с мусульманской общиной и Абд ал-Ваххаб женил его.

    После женитьбы будущий вероучитель с разрешения отца совершил паломничество в Мекку, затем два месяца пробыл в Медине. Он много путешествовал, побывал несколько раз в Хиджазе и Басре. Затем жил в Хасе. Когда ибн Абд ал-Ваххаб находился в Басре, он впервые обратился с призывом вернуться к нормам «истинного единобожия» в исламе, но был изгнан.2. Затем Мухаммед отправился в Хураймилю, оазис в Неджде, где он прожил несколько лет. Здесь вероучитель начал проповедовать свои идеи с новой энергией, и в этот период им была создана « Книга единобожия». Дело шейха прославилось по всему Ариду - в Аяйне, Дерийе, Манфухе. Люди разделились на его врагов и друзей.

    В 1740 - 41г. после смерти отца Ваххаб становится судьей. Но, проповеди вероучителя вызвали недовольство части жителей оазиса.

    В европейской востоковедческой литературе широкое распространение получили сообщения о путешествии ибн Абд ал-Ваххаба в Дамаск, Багдад и некоторые города Ирана. Эти сведения отражаются в международном издании «Энциклопедия ислама».3

    Долгие путешествия ал-Ваххаба и упорные занятия богословием оказали решающее значение на его мировоззрение. За эти годы он имел возможность познакомиться с культами и верованиями Аравии и соседних стран, и это помогло определить своё к ним отношение, изучить богословские науки, толкование Корана, хадисы и их комментарии и почерпнуть из них аргументы для создания своего учения.

    Осман и Абдаллах ибн Бишр. Хроника. Символ сдавы в истории Неджда. XIX в. Ч.І. -С. 8.

    Аш-Шахрастани М. Книга о религиях и сектах. Пер. с армянского. М., 1981. -С. 153.

    Ваххабизм - крайняя форма ханбализма. Последователи ханбализма считали, что с точки зрения религиозной практики только то «законно», что предписано Кораном и сунной, и только в таком виде, как это предписано. Ваххабиты выступали против всякого вида «новшеств» (бид а). Такими «новшествами», по их мнению, были хадисы, предания о жизни и деятельности Пророка, а так же культ святых. Культ святых в исламе в основном местного, доисламского происхождения. Но прежних божков или христианских святых заменили исламские проповедники, сподвижники пророка, выдающиеся теологи.

    Важнейшая идея, над которой работал мозг Мухаммеда доктрина строгого таухида - единобожия, которая рассматривалась как главная ось ислама. По его мнению, единобожие, это убеждение в том, что Аллах один Творец, он его господин, он дает ему законы. Из сотворенного им нет ничего и никого равного ему. Однако исламский мир отошел от истинных принципов единобожия. Люди придаются «новшествам». Они наделяют творения Аллаха его способностями и атрибутами. Например, они совершают паломничество к мусульманским святым, дают им обеты, приносят жертвы, просят их о помощи. Люди придают атрибуты Аллаха даже растениям и камням. По мнению ваххабитов, это не может совмещаться с истинным единобожием. Можно приносить жертвы только Аллаху, утверждают ваххабиты. Нельзя взывать о помощи ни к кому, кроме Аллаха.

    Особое отношение было у ваххабитов к Мухаммеду. Они считали его обыкновенным человеком, которого Аллах выбрал для пророческой миссии. Ему не следует поклоняться, его не следует обожествлять, у него ничего нельзя просить, нельзя поклоняться его могиле, нельзя взывать о помощи. Однако в Судный день он может выступить заступником перед Аллахом за мусульман. Места, связанные с жизнью Мухаммеда нельзя превращать в мечети. Все виды поклонений и верования, противоречащие этим установкам, считаются «ширком», то есть многобожием. Свою систему доводов, яростную атаку на культ святых, на «новшества» ваххабиты заимствовали у известного богослова и суфия XIV века Ибн Таймийи и Ибн ал-Кайима, при этом, не углубляясь в сложные религиозно-философские проблемы, как это делал Ибн Таймийя. Ваххаб призывал бороться против магии, колдовства, прорицателей, осуждал древние пережитки (заклинания, амулеты). Ваххабиты воспевали культ бедности и проповедовали «братство» мусульман и их единение под знаменем своего учения.

    Возрождая в исламе линию крайней непримиримости, выработанную ханбалитами, их идейные наследники, - ваххабиты - призывали вернуться к Корану и «неповрежденной» Сунне, очистить первоначальную «истинную» религию от последующих. Они признавали четырех имамов - основателей правоверных школ суннизма, одновременно отвергали теорию и практику других поколений. Ал-Ваххаб требовал от знати справедливого отношения к их подданным, учил людей быть добрыми, осмотрительными, твердо выполнять свои обещания, не лгать, помогать слепым.

    Противопоставляя ваххабитов всем мусульманам, учение Абд ал-Ваххаба превращало их в сплоченную секту, разжигало фанатизм. Необходимость священной войны против «многобожников», провозглашенной в учении, делало ее знамением завоевательных войн и набегов.

    Для практического осуществления догматов ваххабизма, они принялись уничтожать местные святилища. Прежде всего, ал-Ваххаб собственноручно срубил дерево, которое в той местности почиталось священным деревом. Затем настала очередь могилы одного из сподвижников пророка (сахаба) — Зей-да ибн ал-Хаттаба, захороненного в местечке Джубайле. Это было местное святилище, куда стекались паломники. Надгробие разрушил сам ал-Ваххаб.1 Даже почитание Черного камня было принято не без некоторого протеста. Омару в этом отношении приписывается следующее изречение, обращенное к Черному камню: «Я знаю хорошо, что только почитание тебя одного не может ни принести пользы, ни сделать вреда, и если бы я не видел, что тебя целовал пророк, то я никогда бы не стал целовать тебя».2

    Ваххабизм заявил о намерении проводить в жизнь свои принципы не только путем пропаганды, разрушения памятников, но и с помощью террора, рассчитанной жестокости.

    Успех ваххабисткому учению обеспечил союз Мухаммеда ибн Абд ал-Ваххаба с представителями рода Саудидов - правителями недждийского княжества Даръийя (Центральная Аравия) в 1744г. Учение ал-Ваххаба стало идейной платформой борьбы за объединение Аравии под эгидой Саудидов, а впоследствии официальной доктриной первого Саудидского государства.

    Ваххабитское учение основано на следующих основополагающих принципах:

    1 .Аллах-существо материальное, имеет телесные органы, руки, лицо, и другие части тела, чем-то напоминает христианское учение об «Отце, Сыне, Духе»;

    2. запрет на «тавассул» (просьбы к Аллаху через Пророка, шейхов, ус-тазов и праведных мусульман);

    3. запрещается зиярат и утверждается неверным обращение верующего с молитвой к Пророку и его сподвижникам;

    4.Коран истолковывается по своему собственному усмотрению;

    5.игнорируются толкования ученых Алимов, высказывания сподвиж Османибн Абдаллахибн Бишр. Хроник символ славы в истории Неджда.ХІХ в. Ч.І. -С.9-Ю. Книга«I.Goldziher. ib. 358». // Мусульманская цивилизацияников пророка. Запрещается, приносит жертвоприношения первым сподвижникам пророка;

    б.считается вероотступничеством следование учениям четырех общепризнанных мазхабов, кроме учения ваххабизма;

    7.отрицается получение пользы покойниками от чтения Корана живыми, которые дарят то вознаграждение, которое обещанно им шариатом, душам покойников;

    8. отрицал заступничество (шафаат) Пророка и праведных мусульман в Судный день. Суннитские ученые делят новшества на 4 категории: обязательные (обучение грамоте, изучение Корана, шариатской юриспруденции; желательные (строительство минаретов,медресе, больниц, издание книг,брошур по изучению ислама); нежелательные (разукрашивание мечетей за счет средств вакуфа); запретные ( отпускание бороды в течении 40 дней по случаю смерти родствееников, ношение женщинами черной траурной одежды, ношение траурной одежды: мужчинам -больше Зх дней, вдове -больше 130 дней ; отмечать 40, 52 дня, годовщину смерти