Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Научное наследие в системе глобальных проблем цивилизации 15
1.1. Природа и культура: подход к проблеме в культурологических учениях представителей разных школ и направлений 15
1.2. Фшіософско-педагогические воззрения отечественных ученых на проблему экологического воспитания 23
Глава 2. Формирование новой культурно-экологической парадигмы 52
2.1. Образование как элемент культуры 52
2.2. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики 60
2.3. Система охраняемых природных территорий как сакральных пространств и воспитание экологической культуры 100
Заключение 124
Библиографический список 128
- Природа и культура: подход к проблеме в культурологических учениях представителей разных школ и направлений
- Фшіософско-педагогические воззрения отечественных ученых на проблему экологического воспитания
- Образование как элемент культуры
Введение к работе
В условиях нарастания кризиса современной технократической цивилизации несомненную актуальность приобретает проблема отношения человека к природе. В обществе назрела необходимость пересмотреть позицию потребительского использования природных богатств и перейти к разумному, ответственному, творческому взаимодействию с природой.
Положение, согласно которому природа и культура -
взаимодополнительные составляющие мира человеческого бытия, -влечет следующее: состояние природы на данном этапе развития человеческого общества напрямую связано с уровнем его духовного развития. Поэтому стратегически верным представляется проследить взаимосвязь кризиса цивилизации с усилением в современном обществе поляризации духовности и антидуховности. Причем, если деструктивные явления исследованы в научной литературе весьма подробно, то позитивная тенденция изучена еще недостаточно. Преображение природы зависит в том числе и от просветительской работы. Важной ее частью призваны быть соответствующие образовательные программы. Эти программы, наряду с такими факторами, как участие семьи, различных общественных организаций, включая церковь, - чье влияние на формирование ответственного самосознания личности трудно переоценить, - позволяют воспитать личность, обладающую нравственно ответственным самосознанием. Оно в свою очередь является источником «грамотного природопользования», при котором взаимодействие человека и природы получает поистине творческий характер, проявляясь как гармоническое взаимодействие, а не хищническое использование. С этой точки зрения, особую актуальность приобретает изучение наследия русской философии первой трети XX века. Именно ее представители впервые выдвинули
4 концепцию, которую можно отнести к компетенции современной философии культуры. Далеко не последнее место в работах этих авторов отводилось теме экологического сознания как проекции духовного состояния личности и общества.
Согласно отечественной философской традиции, отношение к
природе носит в культуре характер интенции. Оно напрямую связанно с
динамикой становления самосознания личности. Последнее
утверждение затрагивает и учебно-воспитательный процесс.
Актуальность формирования нравственно-экологического сознания можно рассматривать под углом зрения формирования общей культуры; либо анализировать конкретные методики, которые реализуются в рамках того или иного образовательного проекта. Среди таких методик -программа непрерывного гуманитарного (в том числе экологического) образования (проект ГАСК), особо выделенная в данной работе как составляющая объекта исследования.
Целью исследования является анализ экологических аспектов русских философско-педагогических концепций первой трети XX столетия в качестве методологического основания исследования проблемы формирования качеств экологически безопасной личности у подрастающих поколений. Анализ трудов русских мыслителей позволяет выделить черты личности, определяющие готовность человека к безопасному взаимодействию с окружающей средой: сострадание, способность проявлять терпимость к иному бытию и иному мнению, убежденность в необходимости экологической деятельности и др. Обзор философско-экологических и педагогических концепций дает возможность увидеть в них прообраз современных идей экологически безопасного преобразования природы и выявить, проанализировать взаимосвязи между экологией и культурой, культурой и воспитанием, раскрыть сущностные особенности человека в свете экологических представлений. Взаимовлияние природы и че-
5 ловека необходимо учитывать при организации воспитательного процесса. Исходя из этого поставлены задачи:
выявление особенностей русских философско-педагогических концепций;
раскрытие соотношения экологических ориентиров как в различных сферах, так и в процессе исторического развития русской культуры;
определение места и роли экологического мышления в структуре общественного и личностного сознания;
выявление места и значения экологической культуры в целостном взгляде на культуру;
характеристика роли экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности как приоритетного направления современного образования;
определение типичных модернизационных экологических проблем, связанных с организованным освоением и использованием социокультурного опыта, места нравственных идей в их решении;
освещение значимости применения концепции непрерывного гуманитарного образования при формировании культурно-экологического сознания;
выделение связей между культурно-экологическими запросами социума и нравственно-экологическим сознанием личности;
использование интеграционного подхода в методологии анализа проблемы и в характеристике динамики экокультурных навыков в хронологическом аспекте.
Объектом диссертационной работы является педагогический аспект философско-экологического сознания представителей современной русской культурологии, основы которым определили положения философии «всеединства» и нравственно-экологические идеи русских
космистов и других представителей русской философии начала XX в. Предметом исследования избраны совокупность положений русских философов, выделявших эколого-воспитательную проблему как отдельную тему в своих поисках и составивших теоретическую основу необходимости воспитания культурно-экологического сознания молодежи как формирования особых, эколого-нравственных аспектов ценностей.
Основу методологии составляет междисциплинарный и системный подходы, характеризующие культурологическое знание. Данный аспект анализа предполагает сочетание и интеграцию частных методологий культурологии, философии, психологии, педагогики и экологии. Наряду с этим, определение особенностей культурно-экологического воспитания в социокультурном пространственно требовало учета отдельных методов психологических наук.
При выявлении истоков и причин анализируемых феноменов был применен историко-генетический метод.
При разработке отдельных аспектов темы диссертант опирался на труды отечественных культурологов, философов, историков, экологов, психологов М.Н. Громова, И.К. Кучмаевой, А.С. Панарина, В.Н. Расторгуева, Л.А. Сугай, А.В. Сухарева, В.И. Шамшурина, А.В. Шестопала и других.
В структуру источниковедческой базы вошли в качестве основных источников труды Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, П.А. Флоренского, занимавшихся с конца XIX века, наряду с другими вопросами, выявлением духовно-нравственных корней экологических проблем, а также исследования философии второй половины XIX — первой трети XX века (включая советский период), — Г.П. Аксенова, Н.К. Анохиной, А.А. Галактионова, В.В. Зеньковского, В.П. Казначеева, М.А. Кузнецова, Б.В. Яковенко, А.Л. Яшнина, Ф.Т. Яншина и др. Особое место в
7 источниковедческой базе диссертанта занимают труды отечественных специалистов в данной области, опубликованные материалы докладов, конференций по данной теме, периодические издания 90-х гг. XX в.
Среди новейших исследований в данной области следует отметить труды Е.Д. Жуковой, А.В. Олексина, Г.В. Платонова, А.В. Толстоухова, М.М. Тяптиргянова, Ю.Р. Фурманова и др. (рассмотрение эколого-гуманистических регулятивов); С.Н. Глазачева, М.Н. Мамедова, Е.В. Никоноровой (разработка темы соотношения экологии и культуры); Н.А. Агаджаняна, В.П. Алексеева, В.А. Вронского, В.И. Торшина, И.Б. Ушакова (исследование экологии человека). Следует также выделить появление концепции непрерывного экологического образования в работах Л.И. Андреевой, А.А. Вербицкого, А.Т. Зверева, К.Г. Зверевой, В.М. Назаренко и др. Для данной работы представляет интерес публикация Л.А. Зятевой о философско-педагогических воззрениях отечественных ученых на проблему экологического воспитания. Особое внимание в них уделяется таким значимым понятиям, как "концепция экологической безопасности России", "воспитание экологически безопасной личности". На основе обобщения новых данных появляются теоретические разработки в области экологии в трудах В.И. Коробкина, Н.М. Мамедова, Д.П. Никитина, Л.В. Предельского, В.Н. Расторгуева, В.А. Ситарова, И.Т. Суравегиной. Необходимо выделить работу1 Д.С. Лихачева, где говорится об экологии как нравственной проблеме. Большую ценность также представляют исследования проблем глобальной экологии, проведенные Е.В. Большаковым, М.И. Будыко, Н.П. Ващекиным, В.И. Даниловым-Даниляном, О.Л. Кузнецовым, П.Г. Кузнецовым, К.С. Лосевым, Н.Н. Моисеевым, А. Неклесса, А.А.
1 Лихачев Д.С. Экология - проблема нравственная // Наше наследие. - 1991. - № 1. - С.З.
8 Никаноровым, И.Р. Пригожиным, А.Д. Урсулом, С.А. Ушаковым, Г.А. Ягодиным и др. Наряду с перечисленными авторами, нельзя не упомянуть таких ученых, как А.А. Алдашев, Г.В. Буковская, Р.А. Бурханов, Н.С. Дежникова, И.Д. Зверев, М. Калинникова, В.И. Медведев, З.И. Равкин, Г.С. Смирнов, Д.Л. Теплов, Е.В. Титов, Н.Е. Щуркова, посвятивших ряд трудов экологическому воспитанию и новым ценностным ориентирам. Особый интерес также представляют изыскания в данной сфере работников заповедников: В.Е. Борейко, В.В. Дежкина, Н.М. Забелиной, П.О. Завьялова, Н.А. Юдиной.
Комплексный анализ состояния окружающей среды привел специалистов разных областей знания к заключению о том, что экологический кризис, по сути своей, носит мировоззренческий, духовно-нравственный характер. Это означает, что и выход из него следует связывать, прежде всего, с искоренением у современной молодежи представлений о безмерных богатствах природы и о человеке как ее покорителе; с преодолением восприятия природы как исключительно утилитарной ценности. Сегодня важно донести до подрастающего поколения ту мысль, что каждый человек связан с природой незримой нитью и находится в полной зависимости от нее. Причем не только биологически, но и духовно. Он учится у нее гармонии, ритму, симметрии, целесообразности и т.п. Окружающий мир для людей — объект постоянной заботы, и за его благополучие каждый человек несет персональную ответственность.
Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые поставлена задача на основе установок русской философской мысли первой трети XX века обосновать конкретную образовательную программу в рамках культурологического проекта о непрерывном гуманитарном образовании ГАСК. Реализация данной программы открывает один из путей к возрождению российской культуры. Ее
9 аксиологическая база включает в себя, в том числе, идеи русских философов о сохранении «культурного слоя» жизни на Земле.
Предпринятый в диссертации анализ проблем образования на фоне глобальных проблем современной цивилизации, их соотнесение с ценностными ориентирами современной культуры актуализируют философское и педагогическое осмысление образовательных программ, а также разделов философии образования и культурологии образования (как относительно новых для России).
В исследовании показано, что формирование экологического сознания обусловлено духовно-нравственным уровнем подрастающего поколения, и в то же время призвано работать над тем, чтобы этот уровень постоянно поднимался.
В работе приводятся конкретные примеры эколого-воспитательных программ и методик, успешно применяемых в рамках образовательного проекта ГАСК. Анализ таких программ выявил ряд общих проблем, связанных с их практическим применением. В связи с этим особую актуальность получает рассмотренный в диссертации аспект взаимосвязи общих положений, сформулированных в русской философии, конкретных образовательных программ и методик, составленных на основе идей, а также действенная реализация данного комплекса в процессе реального освоения школьниками и студентами всего богатства культурных достижений современности.
Результаты исследования позволяют включить в систему современного непрерывного образования культурно-экологические программы получившие как теоретическое, философско-педагогическое, так и практическое обоснование.
Анализ интеграции философских, культурологических, экологических и психологических аспектов проблемы, предложенный автором диссертации, может быть использован при чтении спецкурса в рамках существующих программ.
10 Основные положения, выносимые на защиту:
Концепция экологического воспитания и образования опирается на научный анализ реальности и общие положения философского характера, которые формируются как результат обширных исследований специалистов самого разного профиля. В конце XIX — начале XX вв. в отечественной школе начал складываться прогрессивный опыт организации взаимодействия детей с природой и формирования бережного к ней отношения. Причем человек и природные явления воспринимались в русской педагогической и философской традиции как проявления единого начала, равноправные создания Творца. Данный подход становится все более определяющим и в современном экологическом образовании. Поэтому философско-педагогическое наследие конца XIX — начала XX вв. составило методологическую основу развития идей формирования экологически безопасной личности подростка.
Экологическое воспитание следует рассматривать в рамках социокультурного контекста, ибо характер взаимодействия человека с окружающей его природой и социальной средой всегда отражает тот тип культуры, носителем которого он является. Поэтому без изменения в культуре природопользования нельзя надеяться на позитивные изменения в экосфере. Культура — это та область человеческого бьггия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в ее основании лежат смыслообразующие ценности.
Развивая идеи непрерьгоного гуманитарного образования в плане введения в его структуру экологического компонента, необходимо четко обозначить роль и место экологического
воспитания как неотъемлемой части формирования духовно и нравственно здоровой социально активной личности.
Основные результаты и некоторые частные вопросы диссертационного исследования опубликованы в статьях, а также представлены в выступлении с тезисами по теме «Экологическое сознание как проблема современной социологии (традиции русского космизма contra постмодернизм)» на «круглом столе» «Социология постмодерна» на II Всероссийском социологическом конгрессе, проходившем 2 октября 2003 года. Отдельные положения работы составили основу спецкурса «Цивилизация, культура, экология», который автор диссертации читает студентам факультета культурологии.
Ряд материалов, представленных в диссертации, активно используются в образовательном процессе. Основываясь на концепцию Государственной академии славянской культуры о непрерывном гуманитарном образовании (проект ГАСК), была разработана программа проведения культурно-экологических практик с учащимися Московской средней общеобразовательной школы № 1316 с этнокультурным русским компонентом образования при ГАСК и студентами ГАСК совместно с Государственными заповедниками Российской Федерации.
1999 г. Проведение летней культурно-экологической практики совместно с Дарвинским заповедником;
2000 г. Проведение летней культурно-экологической практики совместно с Приокско-Террасным заповедником;
2000 г. Проведение зимней культурно-экологической практики совместно с Звенигородской биостанцией МГУ;
2001 г. Проведение летней культурно-экологической практики совместно с Беломорской биологической станцией им. Н.А. Перцова (ББС) Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ);
2002 г. Проведение летней культурно-экологической практики совместно с Центрально-лесным государственным природным биосферным заповедником;
2003 г. Проведение летней культурно-экологической практики совместно с Государственным заповедником «Денежкин Камень».
В соответствии с целью, объектом и предметом диссертационного исследования определены его объем и структура. Диссертация состоит из введения; двух глав, в которых разработаны основные положения исследования; заключения; библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект и предмет, цель и задачи исследования, анализируется степень научной разработанности проблемы. Сформулированы основные положения, выносимые на защиту, критерии научной новизны и научно-практической значимости работы.
В первой главе "Научное наследие в системе глобальных проблем цивилизации " подчеркнуто, что наибольшую остроту проблема экологического сознания приобрела к середине XX в. Большую роль в этом сыграл научно-технический прогресс и в первую очередь его топливно-энергетическая составляющая. Это привело к невиданному ранее вмешательству человека в окружающий мир, к нарушению сложившихся экологических связей. Появились признаки глобальных изменений в природе, способствовавшие консолидации коллективного экологического сознания. Первыми судьбой человечества обеспокоились ученые, деятели культуры и наиболее передовая часть общества.
Во второй главе "Формирование новой культурно-экологической парадигмы" подчеркнуто, что духовное возрождение традиций отечественной культуры и просвещения предполагает осознание значимости роли образования как неотъемлемой части культуры,
13 фактора её развития и обогащения. Обычно под «образованием» принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений и навыков, а также способами мышления, необходимыми для его полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенной профессиональной функции. Между тем, разрушение многих культурных ценностей и каналов трансляции культуры привело к резкому ухудшению состояния культурной среды в российском обществе. Система образования, являясь одной из подсистем общества, отражает, в том числе эти специфические современные черты. Например, все более остро в сфере образования проявляются социокультурные противоречия. С этим связаны такие негативные социальные тенденции, как низкая общая культура выпускников школ, бездуховность и нравственно-эмоциональная разобщенность молодежи.
Образование является одним из действенных каналов трансляции культурных ценностей и фактором дальнейшего развития культуры. Проблема возвращения ему культурообразующего статуса, усиления его культурной направленности и культурно-гуманистической функции представляет сегодня несомненную научно-теоретическую и практическую значимость. Экологическое воспитание по праву должно занять свое место среди базисных идей современного образования. Ответственность человека за природу вырастает из понимания и признания того, что человек должен выполнить в мире какую-то определенную задачу, осуществить определенное служение, имеющее самое прямое отношение к судьбам природного бытия. Концентрация внимания учащихся на этом простом и в то же время важном факте требует не только декларативных усилий. Она предполагает развернутое теоретическое обоснование и вдумчивое применение на практике основных идей современной экологии.
14 В заключении суммированы и обобщены результаты диссертационной работы.
Природа и культура: подход к проблеме в культурологических учениях представителей разных школ и направлений
Природа и культура - с позиции современного понимания феномена культуры - антонимы, противоположные, но и взаимодополнительные составляющие мира человеческого бытия. Биосоциальный дуализм сущности самого человека не мог не привести и к такого же рода дуальности организации среды обитания людей (пространственной, временной, интеллектуальной, символической и прочим), совмещая в ней естественные природные компоненты, обеспечивающие витальный аспект человеческого существования (солнечное излучение, атмосфера, вода, продукты питания, минеральные ресурсы), и мир искусственных порядков (в виде материальных объектов, символов, идей социальных структур, языков коммуницирования и т.д.). Мир искусственных порядков как результат целенаправленной человеческой деятельности принято определять в качестве культуры, противопоставляя его природе. С подобных позиций культура нередко характеризуется как совокупность элементов природы, переработанных людьми в своих интересах (при этом в число элементов природы включают и самого человека, в частности его мозг и способность к познанию). Иначе говоря, природа - это все, что еще не культура, а культура - это все, что уже не природа.
С другой стороны, многие специалисты (культурологи, философы, социологи) согласны с тем, что культура обладает специфичным свойством - ненаследуемостью социального опыта генетически - и обеспечивает освоение его следующими поколениями только методом обучения и подражания. По всей видимости, именно здесь, в вопросе о механизме накопления, обобщения и трансляции опыта жизнедеятельности, пролегает основная грань между природой и культурой. Культура, таким образом, может рассматриваться как качественная характеристика отношения к природе.
Следует отметить и еще один важный аспект соотнесенности природы и культуры. Это, с одной стороны, культура природопользования (экологическая культура), а с другой - культура физического воспроизводства и реабилитации самого человека как биологического существа. По мере развития технических средств и роста эффективности технологий переработки материалов природы в человеческих нуждах все острее становится вопрос о нарушении баланса воспроизводства природных экосистем, разрушении жизнеобеспечивающих возможностей ландшафтов, вмешательстве в естественный отбор, поддерживающий «биологическое качество» человеческой популяции. Хотя эта проблема встала «в полный рост» только во второй половине 20 века, на самом деле разрушительное вмешательство в природную среду имело место и в далеком прошлом (верхнепалеотический продовольственный кризис связи с массовым истреблением мамонтов и других крупных животных; деградация ландшафтов, вызванная масштабным скотоводством, - гибель лесов в Греции, молодая поросль которых поедалась многочисленными козами, опесчанивание Сахары и ряда районов Евразийской степи как результат кочевого скотоводства номадов; изменение ландшафтов Европы и Китая в связи с массовой распашкой, вырубкой и выжиганием лесов под земледельческие нужды и тому подобное). Таким образом, проблема культуры природопользования - это обобщение исторического опыта в данной сфере и выработка принципов эксплуатации ландшафтов, не разрушающей их. По существу, в развитии экологической культуры присутствуют «вечные» вопросы бытия человека на Земле, и в т.ч. основания норм его социокультурного функционирования, - вопросы, пока еще не нашедшие окончательного решения. Одна из сторон этой проблемы - мера допустимости искусственного (культурного) вмешательства в биологическую природу самого человека, лишение его жизни или каких либо частных природных свойств, да и вообще «оборотная сторона» медицины, препятствующей природной «выбраковке» нежизнеспособных особей (аборты, эвтаназия, смертная казнь, стерилизация, трансплантация органов или замена их искусственными, генная инженерия, зачатие в состоянии интоксикации и прочее). Все это вопросы не только социальные, но и прямо связанные с соотнесенностью природы и культуры в самом человеке.
С позиций современной культурологии все существующие в мире культуры можно разделить на три основные типа: подчиняющие человека природе; подчиняющие природу человеку; стремящиеся к гармонии между ними.
В мировой литературе трудно отыскать однозначное определение природы. Она мыслится как нечто вполне очевидное и понятное, как то, что существовало до человека и окружает нас сегодня, то есть как не рукотворный, а первозданный мир. Этот мир трудно поддается определению и потому, что он воспринимается как некий хаос. Так, во всяком случае, оценивалась природа в древних мифах. Под хаосом здесь понимается изначальное, беспорядочное и бесформенное состояние мира. У древнегреческого поэта Гесиода, жившего на рубеже VIII - VII вв. до н. э., хаос означает пустое неизмеримое пространство, которое существовало до возникновения всех вещей.
Что же представляет собой культура? Отдалился ли «мир культуры» от природы или, наоборот, сделал шаг навстречу «объективной», то есть привносимой им самим в природу упорядоченности? Ученые чаще всего отвечают на этот вопрос так: когда человек начал возводить собственный человеческий мир, он, по существу, сделал первый шаг к разрыву с природой. И тем не менее, связь между ними существует, и притом самая тесная.
Внутренняя принадлежность человека к миру природы и миру культуры свидетельствует о том, что в основе отношений между природой и культурой лежит их различие. Оно может быть истолковано как противоречие. Тогда культура будет рассматриваться как «поглощающая», «преобразующая» природу. В то же время, различие между природой и культурой может быть изучено и как такое противостояние, при котором они соотносятся по принципу дополнительности. Тогда культура - это природа, которую пересоздает человек, утверждая, таким образом, и самого себя в качестве человека.
Философы обычно относят к культуре «рукотворное». Человек, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу», пространство культуры. Однако в подобном подходе при внимательном рассмотрении обнаруживается противоречие. А именно: культура не несет простое «удвоение» природы - иначе между ними трудно было бы установить границу. Но такая граница есть. Её наличие указывает на специфику культуры, на её несводимость к природе, и в то же время на их «генетически обусловленную» взаимосвязь и взаимозависимость.
Фшіософско-педагогические воззрения отечественных ученых на проблему экологического воспитания
В «Концепции экологической безопасности России» понятие «экологическая безопасность» трактуется как состояние защищенности личности, общества, государства и окружающей природной среды от реальных или потенциальных угроз антропогенного или естественного происхождения, воздействующих на биосферу. Видится, что такая трактовка подразумевает обращение к проблеме личности. Это имеет принципиальное значение, так как в наше время достаточно распространен взгляд, при котором глобальные проблемы рассматриваются лишь как результат взаимовлияния экономики и техники, а человек — как жертва их развития. И все же сегодня уже довольно многие специалисты в области экологии сходятся во мнении, что судьба мира в конечном счете зависит от человека, его личностных качеств, ценностных ориентации, отношения к природе и способов поведения в ней. По утверждению Н.Ф. Реймерса, смысл закона ноосферы состоит в том, что люди будут управлять не природой, а прежде всего собой.
Однако, в то время как деятельность человека вносит все более глубокие изменения в окружающий мир, он сам не успевает адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. А.И. Субетто фиксирует отставание в понимании человеком как самого себя, своей природы, своего интеллекта, так и законов становления ноосферы. В прямой связи с этим, по его мнению, растет запаздывание реакции со стороны человека на происходящие катастрофические изменения в природе в целом и во внутренней природе человеческого организма, что в свою очередь позволяет говорить об увеличивающемся космопланетарном инфантилизме, связанном с кризисом ответственности. Неготовность человечества к вызовам ближайшего будущего обусловлена формированием человека, «неадекватного своему бытию»2.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо признать первоочередность вопроса воспитания человека, способного безопасно и счастливо жить в будущем мире, непрерывно совершенствуя его, но при этом не подрывая основ жизни и развития других живых существ и следующих поколений людей; готового заменить традиционную борьбу за пользование благами и преимуществами партнерством и объединением усилий в поддержании гармоничной экосферы. То есть речь идет о человеке, имеющем активную жизненную позицию в отношении самоподдерживающего развития цивилизации. Думается, что указанные качества характеризуют личность, компетентную в вопросах как собственной безопасности, так и окружающей среды. Формирование такой личности рассматривается в качестве приоритетного направления современного образования.
Воспитание экологически безопасной личности нельзя понимать упрощенно, рассматривать его лишь как набор отдельных методик, направленных на формирование конкретных личностных качеств. В этом процессе необходимо опираться на живительные источники многообразной человеческой культуры. Поскольку каждая нация имеет собственную оригинальную концепцию воспитания, отражающую особенности жизни и менталитета, особая роль, несомненно, должна быть отведена культуре отечественной, этнической, поскольку каждая нация имеет собственную оригинальную концепцию воспитания, отражающую особенности жизни и менталитета.
В связи с этим представляется чрезвычайно важным обращение к русским философско-педагогическим концепциям конца XIX -первой трети XX столетия — периода стремительного развития отечественной научной мысли. Новый взгляд на личность и ее взаимоотношение с миром природы разработан в учениях представителей русской философии «всеединства» и «космизма» -B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и др. Человек впервые рассматривался ими не только как микрокосм мироздания. Взаимоотношения человека и природы, возникающие в результате целенаправленного воспитания личности, воспринимались как основа сохранения космического единства и гармонии.
Тем самым были заложены теоретико-методологические основы коэволюции - как протекающих совместно эволюции природы и общества без нанесения взаимного ущерба. Природа может нанести вред культуре, если созидание общества будет осуществляться без учета законов природы. Но и общество должно строить собственную деятельность с оглядкой на природу. Между миром и человеком возможна гармония. В таком контексте одушевление и очеловечивание природы посредством человеческой деятельности понимались как цель мирового процесса.
Необычайно глубоко этические проблемы русского космизма представлены в работах B.C. Соловьева. Осмысливая характер взаимодействия человека и природы, философ использует понятие всеединства. Человека B.C. Соловьев считал частью природы, причем лучшей ее частью. По его мнению, процесс творения имеет две тесно связанные между собой цели: общую и особенную. «Общая есть воплощение реальной идеи... в различных формах природной красоты; особенная же цель есть создание человека, т.е. той формы, которая вместе с наибольшей телесной красотой представляет и высшее внутреннее потенцирование света и жизни, называемое самосознанием»3. Именно благодаря самосознанию человек получает возможность постичь цель действия космических начал и осмысленно принять участие в этом действии. Таким образом, личность становится «не только целью природного процесса, но и средством для обратного, более глубокого и полного воздействия на природу со стороны космического начала»4. Поэтому на нее возлагается ответственность за судьбу всего мира и природы как составной его части. Спасая природу от омертвления, человек спасает себя от нравственного распада, от смерти. Без нравственного отношения к природе не может быть гуманного отношения к человечеству.
Образование как элемент культуры
В любом обществе, заботящемся о самосохранении, а, следовательно, о сохранении потенциала своей культуры, необходимо воспитание новых поколений в культурной традиции, и связанная с ним работа по сохранению профессиональных групп. Оценивая современное состояние культуры в нашей стране, следует охарактеризовать его как катастрофическое. При этом отчетливо прослеживается влияние нескольких мощных факторов, разрушающих сложившийся культурный тип. Среди них затянувшийся экономический и социальный кризисы, а также кризис духовной культуры. Одновременное воздействие всех указанных факторов, безусловно, влияет на культуру разрушающе. Затянувшиеся экономический и социальный кризисы породили кризис культуры, который много глубже и опаснее, поскольку именно культурная среда обитания формирует духовный мир людей, питает созидательные силы общества.
Духовный мир людей формирует культурную среду обитания, питает созидательные силы общества. Детство, отрочество, юность — определяющие периоды в развитии личности человека. С другой стороны, это время её наименьшей защищенности от разрушительных внешних влияний. Вот почему резонанс всех вышеуказанных кризисов оказывает наиболее негативное воздействие на новое поколение, отчуждая его от культуры, размывая культурно-нравственные понятия, представления, смыслы и идеалы.
Образование, являясь феноменом культуры, служит не только каналом её трансляции, но и фактором развития. Оно не сводимо лишь к интеллектуальным усилиям, а выступает общекультурным условием формирования человека как личности, развивая его духовные силы и способности. Образованность представляет собой важный элемент в процессе формирования действительно культурного способа бытия личности, выбора достойного пути жизни.
Не вдаваясь во все многообразие подразумеваемых смыслов понятия «образование», зафиксируем основные: а) в качестве идеала современное образование соотносится с процессом формирования, раскрытия, использования потенциально безграничных способностей и возможностей человека, внутренних резервов личности; б) понятие «образование» в современной культуре употребляется совершенно в другом контексте, который не менее важен чем первый. А именно, образование предстает как один из социальных институтов общества, осуществляющий учебно-воспитательную деятельность в установленных рамках, со своими специфическими средствами и содержанием. Углубляющаяся связь этого института с другими, влияние его на все сферы жизни и культуру в целом имеет свою специфику, связанную как с исторически преемственными формами его развития, так и с происходящими современными культурными инновациями.
В целом роль образования в обществе заключается в социализации и инкультзфации его членов, то есть приобщении к культуре. Оно должно обеспечивать передачу тех видов знаний и опыта, ценностных отношений, которые будут служить опорой новому поколению в последующей социокультурной жизни. Образование также участвует и в осуществлении других функций культуры, а именно познавательной и коммуникативной. Именно в процессе образования молодой человек открывает для себя законы развития природы, общества, человеческой личности. Коммуникативная функция культуры без образования вряд ли выполнялась бы эффективно, ибо коммуникация через образование осуществляется более целенаправленно, нежели через искусство или средства массовой информации.
Методологическим ориентиром для изучения и раскрытия проблемы взаимообусловленности образования и культуры может служить понимание последней как специфического способа организации и развитии человеческой жизнедеятельности, представленного в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Так же как культура представляет собой деятельность (процесс), способы её реализации и результаты, т.е. содержание и форму, образование, как один из элементов культуры, является не только способом распространения знаний, но и средством приобщения к образу жизни и действия общества, к его культуре в широком смысле слова.
Сложные задачи возрождения прогрессивных традиций культуры обусловливают необходимость для образования взять на себя миссию воспитания человека культуры и через человека - сохранения, возрождения и развития культуры как среды, «растящей и питающей личность» (П.Флоренский), как «целостного явления, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения - народом, нацией» (Д.Лихачев); диалога прошлых, настоящих и будущих культур. Образование должно наполниться культурными смыслами, которые по своей сути и есть его человеческие смыслы.
Что может и должно дать современное образование человеку? Чтобы ответить на данный сложный вопрос, необходимо переосмыслить само содержание понятия образования, рассмотреть его в контексте культуры, как проблему развития культуры и человека в культуре, провести содержательный анализ педагогического наследия, осуществить концептуализацию инновационной образовательной деятельности с позиций личностно-ориектированного образования. Начало обсуждению и научному поиску концептуально обоснованных путей решения данных проблем в теории и практике образования уже положено. Главное, что удалось, сделать в результате межнаучных усилий - это проблематизировать человеческие смыслы образования. Началось обоснование новой методологии образовательной деятельности, исходным моментом которой является ценностный подход к образованию. В качестве основных гуманистических ценностей личностноориентированного образования представлены: человек культуры как цель образования и предмет воспитания; культура как среда, растящая и питающая личность; творчество как способ развития человека в культуре и др.