Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество как экзистенциальная основа антропологической концепции Н.А. Бердяева в контексте современной гуманитарной культуры Завгородняя Алена Леонидовна

Творчество как экзистенциальная основа антропологической концепции Н.А. Бердяева в контексте современной гуманитарной культуры
<
Творчество как экзистенциальная основа антропологической концепции Н.А. Бердяева в контексте современной гуманитарной культуры Творчество как экзистенциальная основа антропологической концепции Н.А. Бердяева в контексте современной гуманитарной культуры Творчество как экзистенциальная основа антропологической концепции Н.А. Бердяева в контексте современной гуманитарной культуры Творчество как экзистенциальная основа антропологической концепции Н.А. Бердяева в контексте современной гуманитарной культуры Творчество как экзистенциальная основа антропологической концепции Н.А. Бердяева в контексте современной гуманитарной культуры
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Завгородняя Алена Леонидовна. Творчество как экзистенциальная основа антропологической концепции Н.А. Бердяева в контексте современной гуманитарной культуры : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Завгородняя Алена Леонидовна; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов].- Санкт-Петербург, 2009.- 141 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-24/38

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На рубеже ХХ-ХХI веков мировая цивилизация переживает глобальные трансформации, связанные с радикальными изменениями в социальной, экономической, политической, духовной сферах человеческого бытия. Социальные катаклизмы, природные и техногенные катастрофы, психические потрясения сопровождаются распадом общественных связей, разрушением самой социальной ткани бытия человека, а также приводят к глубокой структурной перестройке человеческой субъективности. Наряду с позитивными, в развитии культуры нарастают деструктивные тенденции.

Современная цивилизация в определённом смысле достигла апогея в разрушении и обесценивании религиозных, нравственных, духовных ценностей. Коммерция и массовая культура, опираясь на небывалую мощь СМИ, возбуждает низменные инстинкты человека: жажду наживы любой ценой, агрессивность, жестокость, сексуальную распущенность. В полную силу заработал фрейдовский «принцип удовольствия». Глубокий кризис всего человечества ставит под угрозу как его физическое, так и его социальное и духовное существование. Насущной становится необходимость задействовать потенциалы гуманитарной культуры, обращённые к экзистенциально-энергетической основе человеческого бытия.

Актуальность обращения к заявленной теме обусловлена кризисом человекотворческих оснований культуры. На протяжении всего ХХ века мы наблюдаем небывалое нарастание творческой мощи человека (наука, инженерия, технические достижения, новые источники энергии, кинематограф, телевидение, Интернет). Вместе с тем многие процессы свидетельствуют о том, что креативная мощь человека приобрела деструктивный характер, осуществляется через каналы агрессии, вседозволенности, разрушения, дегуманизации. Всё более настоятельной становится универсальная задача создания «новой антропологической реальности», которая стала бы питательной средой для возникновения инновационных культурных моделей, способных направить творческий потенциал человечества в созидательно-гуманистическое русло. В ином контексте актуализируется традиционная проблема личности как творца культуры, а творчества как истинного смысла человеческого существования, осуществления его мирского предназначения. По-новому насущной становится проблема определения реального места личностного созидания в контексте социально-культурных процессов, его действительной роли в культурной динамике.

Феномен творчества широко изучается в современной культурологии, философии, психологии, физиологии, социологии, в том числе и в контексте современных социокультурных процессов. Вместе с тем, сегодня необходимы нетрадиционные подходы к традиционным, на первый взгляд, сюжетам. Насущно, в частности глубокое осмысление данного феномена именно с точки зрения культурологического подхода, как наиболее универсального, способного охватить исходные, базовые характеристики изучаемого предмета. Именно поэтому принципиально новое звучание приобретают идеи русской философско-культурологической мысли эпохи «русского духовного Ренессанса», утверждавшие духовно-творческую природу человека, созидательную сущность человеческого бытия, креативность как мощную силу, гуманизирующую универсум (Вл. Соловьёв, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, П. Флоренский, Б. Вышеславцев). Культурологическое прочтение идей этих мыслителей, становится важным фактором преодоления кризиса современной цивилизации.

Исключительное значение в этом плане приобретает концепция «творчества свободного духа» Н.А. Бердяева, в которой феномен креативности рассматривается в контексте таких понятий как «трансцендентность», «дух», «объективация», «свобода», «теургия», «антроподицея», «логос» и другие. Основной пафос философии Н.А. Бердяева – свобода человеческой личности, преодолевающая несвободу, Логос как альтернатива Хаосу, творческий процесс как мощная энергетика преобразования мира. Размышления Н.А. Бердяева – это попытка вскрыть и нащупать пути преодоления кризиса человека, разрешить коренные противоречия цивилизации и личности через глубокое осмысление её природы, понимания религиозно-экзистенциального смысла её существования. Это, в свою очередь, даст возможность заново осмыслить проблемы современного образования, по-новому поставить многие вопросы современной педагогики.

Проблемой диссертационного исследования является противоречие между глубиной и основательностью разработки проблемы творчества в культурно-антропологической концепции Н.А. Бердяева и степенью её осмысленности и освоенности гуманитарно-культурологической мыслью сегодняшней российской науки.

Обозначенная выше проблема определила цель исследования: с позиций культурологического подхода рассмотреть феномен творчества как экзистенциальной основы культурно-антропологической концепции Н.А. Бердяева и обосновать актуальность его фундаментального наследия в контексте современной гуманитарной культуры.

В соответствии с целью следования были определены следующие задачи:

  1. Выявить потребность современной гуманитарной культурологии в создании теоретического портрета «новой антропологической реальности» и места в ней творчески-энергетических потенций человеческой природы.

  2. Проанализировать идеи Н.А. Бердяева о природе творчества как Логоса, преодолевающего хаос реальности и выводящего человека за пределы повседневного существования.

  3. Рассмотреть и осмыслить категорию «творчество» у Н.А. Бердяева в контексте других его категорий, таких как «дух», «свобода», «теургия», « антроподицея», «объективация».

  4. Рассмотреть креативность в качестве социокультурного феномена, включенного в контекст многообразных связей и опосредований общественного бытия.

  5. Выявить актуальность и потенциальные возможности идей Н.А. Бердяева в современной культурной ситуации: показать первостепенную роль категорий «дух», «духовность», «свобода» в антропологических представлениях Н.А. Бердяева; продемонстрировать глубину и эвристическую насыщенность истолкования Н.А. Бердяевым духовного кризиса современной цивилизации, что должно способствовать более чёткому осознанию природы и опасности негативных тенденций в сегодняшнем российском социуме; определить возможное место и роль категории креативности в решении проблем современного российского образования.

Объектом исследования является культурно-антропологическая концепция Н.А. Бердяева в контексте современной гуманитарной культурологии.

Предмет исследования феномен творчества в философско-культурологической системе Н.А. Бердяева, его эвристический и критический потенциал в осознании и преодолении кризиса современной цивилизации.

Степень разработанности проблемы.

Литература, посвящённая изучению творческого наследия Н.А. Бердяева весьма обширна. Различным аспектам его теории, посвящены многотомные труды как российских, так и зарубежных авторов.

Критический анализ произведений Бердяева дан в многочисленных публикациях его современников. Среди них следует, прежде всего, назвать работы Н.Р. Антонова, А.А. Богданова, В.В. Вейдле, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, С.А. Левицкого, Н.О. Лосского, Н.П. Полторацкого, В.В. Розанова, Ф.А. Степуна, Е.Н. Трубецкого, Г.П. Федотова, Л. Шестова.

Стремление постигнуть суть воззрений философа в контексте культуры ХХ века и современности находит своё отражение в публикациях зарубежных авторов, таких как Е. Аллен, Дж. Вернгейм, В. Герберг, В. Дитрих, П. Клайн, О. Клемент, Ф. Коплстон, К. Мехельсон, М. Стежински, Г. Штерн, А. Ховард и др.

Особое значение имеют исследования, рассматривающие антропологическое наследие Бердяева в контексте современной российской гуманитарной культурологии. Историко – философский анализ творческого наследия Н.А. Бердяева занимает значительное место в исследованиях А.Л.Андреева, А.В. Вадимова, О.Г. Волкогоновой, Е. Голльбах, И.И. Евлампиева, Н.П. Ильина, И.И. Ионова, А.Ф. Лосева, В.К. Кантора, В.Д. Курчанской, С.А. Левицкого, А.В. Мотрошиловой, Ю.Ю. Черных, С.С. Хоружего.

Социально-антропологические аспекты теории Н.А. Бердяева анализируются в работах Е.Г. Барабановой, А. Гулыги, А.А. Ермичева, Ю.П. Ивонина, К. Ковалёва, В.А. Котельникова, Е.Н. Некрасовой, А. Панкова. Проблемам личности, свободы, творчества в антропологической концепции Бердяева посвящены публикации Л.И. Бородина, О.В. Вишняковой, Т.А. Двуречинской, И.И. Евлампиева, А.А. Ермичева, Н.В. Мотрошиловой, Л. Новиковой, И.Н. Сиземской, М.В. Силантьевой и др.

Различных аспекты наследия Бердяева отражены в исследованиях Н.П. Шевцова (аксиология); А. Меня, О. Николаевой, Т. Кочеткова (религиозное сознание); Л.И.Новиковой, И.Н. Сиземской (антропология); М.В.Силантьева (этика творчества); А. Либиэра (философия творчества), а также в диссертациях К. Литгфилд (свобода человека), Н.В. Плетнёва (добро и зло), С.А. Титарина (теория познания), О.С. Гагариной (творчество личности), Климова Л.Е. (культура как творчество личности).

Идею творчества, как сущностной характеристики личности, основы постижения и созидания бытия включают в себя современные концепции гуманитарной культурологии, гуманитарного образования и творческой педагогики (К.А.Альбуханова-Славская, Ш.А. Амонашвили, В.С. Бибилер,Бирженюк Г.М., Т.А. Богатырёва, А.С. Запесоцкий, С.Н. Иконникова, М.К.Мамардашвили, А.П. Марков, Д.С. Лихачёв, А.А. Пелипенко, Г.А. Праздников, Ю.М. Шор.)

Тем не менее, фундаментальных исследований, которые бы рассматривали концепцию творчества как экзистенциального ядра культуры у Н.А. Бердяева в контексте современной гуманитарной культуры и образования, явно недостаточно. В указанных выше работах отражены лишь отдельные аспекты данной проблематики, не достаёт цельного анализа, раскрывающего энергетический и эвристический потенциал концепции «творчества свободного духа». Таким образом, вышеуказанные работы, явившиеся теоретической базой данного исследования, созвучны нашей работе более по объекту, нежели по предмету, целям и задачам исследования.

Гипотеза исследования: Предварительное изучение материала по теме диссертации, позволило сформулировать гипотезу исследования.

1. Глубина и содержательная насыщенность истолкования Н.А. Бердяевым кризиса современной цивилизации, его понимание места и роли творческого начала в структуре реальности, видение творческого акта в качестве Логоса преодолевающего Хаос, красота, эстетичность, смысловая насыщенность бердяевской модели – всё это позволяет ей не только быть адекватной современной ситуации, но и делает её способной предложить инновационные формулы в решении насущных проблем современной российской культуры.

2. Концепция Н.А. Бердяева, обладает высоким эвристическим потенциалом, богатым ресурсом актуализации в ценностно-смысловом поле современной культуры. Эта актуализация может осуществляться через интерпретацию и развитие данных идей с учётом особенностей современной культуры, связанных с её новым историческим этапом, социальной и технической революцией, психологическим и духовным состоянием современного общества.

3. Современное гуманитарное образование в России, испытывая дефицит конструктивных антропологических идей в поиске моделей обновления, может и должно использовать богатый опыт отечественной антропологической философии конца ХIX - начала ХХ века, в частности философско-антропологические идеи Н.А. Бердяева.

Методологическую основу диссертационного исследования составили: во-первых, структурно-функциональный, системный, формально-логический, аксиологический (теоретико-ценностный), культурно-исторический (диахронический) метод анализа; принципы историзма, объективности и контекстуальности; во-вторых, фундаментальная культурологическая, психологическая и историко-философская традиция западноевропейской и отечественной мысли, трактующая феномен творчества как базовый элемент социокультурного развития человечества. В рамках этой традиции творчество, представленное во всём многообразии своих форм и смыслов, утверждается как сущностная характеристика личности человека и способ его бытия, реализации своего «Я» в объективном мире. Культурологический подход в сочетании с системным (включение проблемы творчества в культурную парадигму современности), аксиологическим (значение и роль творчества в смыслообразовании личности) и онтологическим (в определении природы и структуры феномена творчества).

Организация и методика исследования: исследования проводилось на протяжении пяти лет по трём основным этапам:

Первый этап (2003-2005) – предварительное изучение проблемы и определение методологической базы исследования. Формулирование целей и задач, гипотезы и проблемы исследования.

Второй этап (2005-2007) – разработка теоретической базы поставленной проблемы, анализ концепции Н.А. Бердяева, изучения критической литературы. Апробация предварительных результатов исследования.

Третий этап (2007-2009) –уточнялись итоговые выводы и положения, выносимые на защиту, сопоставлялись цели и задачи, гипотеза и результаты исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём проведен культурологический анализ феномена творчества в концепции Н.А. Бердяева, выделены и теоретически осмысленны ценностно-смысловые потенции в контексте проблем кризиса современной российской цивилизации. В диссертации:

проанализирована и культурологически осмыслена концепция творчества в наследии Н.А. Бердяева;

проведён теоретический анализ категориальной структуры бердяевской концепции с выделением в ней таких категорий как «дух», «свобода», «творение», «логос», «трансцендентность» и определено место в ней феномена творчества

показано, что категория «творчество» выступает как экзистенциальная основа, база, внутренний нерв культур-антропологии мыслителя;

выявлен эстетизм, внутренняя красота, стройность концептуальной модели Н.А. Бердяева, направленная на раскрытие великой миссии человека в современном мире и в то же время его противоречивой, парадоксальной ситуации пребывания между обществом, космосом и Богом;

рассмотрено значение и роль творчества в пространстве современной постклассической цивилизации, проанализирована его кризисная ситуация в массовой, рыночной культуре, вычленены неблагоприятные, противоречивые тенденции;

проанализированы возможные программы оптимизации творческо-созидательной деятельности личности в контексте проблем и противоречий современного российского образования.

На защиту выносится:

1. Культурологическое обоснование концепции творчества в философском наследии Н.А. Бердяева как фундаментального энергетического ресурса реальности, её экзистенциального «эпицентра». Концепция Н.А. Бердяева трактуется как грандиозная духовная Вселенная, стройная система, опирающаяся на глубокие социокультурные прозрения и интуиции, обладающая эстетической гармонией и художественной выразительностью. Творчество выступает в данной концепции в качестве внутреннего вектора и креативной составляющей Универсума; как Логос, преодолевающий Хаос; как манифестация свободы, осуществляющей себя в качестве созидательной силы бытия.

2. Обоснование места и роли категории «творчества» среди других категорий бердяевской концепции, таких как «объективация», «потенциальность», «дух», «трансцендентность», «свобода», «созерцание». Дан теоретический анализ категорий духа и духовного начала у Н.А. Бердяева как творческой силы, понятой и в качестве объективной, и в качестве субъективной реальности, представляющей собой сложный, внутренне – противоречивый феномен, вбирающий в себя и безличные структуры объективации, и индивидуальную активность, и процессы межличностного взаимодействия. В диссертации показано, что дух не просто несёт в себе творческие характеристики, он сам - непрерывное творчество, обновление, трансформация, созидание; он – субстанция креативности; дух противоречив, парадоксален, он и Божественен и свободен, он - манифестация высшего и одновременно прорыв низшего, бытие, равное небытию; дух не прагматичен, не утилитарен, реализуясь и «опредмечиваясь» в толще жизненного процесса, он преодолевает эту толщу, «парит» над ней, возносится над жизнью в качестве «царства высших целей».

3. Обоснование экзистенциальной природы человека, реализующего свои потенции прежде всего на индивидуально- личностном уровне, задействующем базовые структуры человеческой субъективности. В диссертации даётся характеристика человека в антропологии Н.А. Бердяева как творческого существа, реализующего потаённую созидательную сущность бытия, его креативные возможности, вместе с тем существа глубоко противоречивого, парадоксального принадлежащего «миру природы» и « миру свободы», «царству Духа» и «царству Кесаря».

4. Характеристика сущностной противоречивости культурного пространства современной цивилизации, в которой соседствуют тенденции массовизации, стандартизации, технократизации социальной жизни, подавляющие и обесценивающие креативные возможности человека и противостоящие им богатейшие возможности индивидуального выбора, свободы, творчества, полноценной реализации человеческой субъективности, задействования психо-духовного потенциала личности.

5. Культурологическое истолкование современных теорий образования, обоснование их сущностной взаимосвязи с идеями Н.А. Бердяева о творческой сущности человеческой личности, направленными на утверждение необходимости включения субъективного фактора и свободной воли человека в качестве динамических элементов современной культуры.

6.. Теоретическая трактовка противоречий современного российского образования, вытекающих из драматически-парадоксальной природы цивилизации ХХ – начала ХХI веков, несущей в себе взаимоисключающие конструктивные и деструктивные тенденции.

Теоретическая значимость. Результаты настоящей диссертационной работы дополняют и развивают существующие исследования в области философско-культурологического анализа фундаментального наследия Н.А. Бердяева, обосновывают высокую степень актуальности его идей о творчестве, что позволяет говорить о возможности и необходимости выявления механизмов их реализации в современной российской гуманитарной культуре и образовании. Основные концептуальные идеи и выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшей разработке темы духовно-творческого потенциала антропологических идей Н.А. Бердяева.

Практическая значимость диссертационной работы заключается, с одной стороны, в возможности использования выводов и материалов исследования в научной, методической и практической педагогической деятельности, в преподавании базовых курсов и спецкурсов по философии, педагогике, социологии, эстетике, теории культуры, при проведении семинаров по вышеуказанным дисциплинам. С другой стороны, выводы настоящего исследования об актуальности антропологической концепции Н.А. Бердяева, возможности и необходимости творческого прочтения его идей с учётом особенностей современной культуры, могут найти своё применение в социально-культурной и политической сфере жизни современного российского общества. Большинство идей Н.А. Бердяева о предназначении и смысле творчества, о человекотворческих потенциалах культуры в приспособленном к современным условиям виде могут быть использованы при выработке государственной политики в сфере образования, идеологического воспитания, массовых коммуникаций; в работе существующих антикризисных служб; при разработке стратегии развития культурного будущего России.

Апробация работы. Предварительные научные результаты, полученные в ходе работы над диссертацией докладывались, межвузовской научной конференции «Проблемы современного образования» (Анапа, октябрь 2006), VI Всероссийской научно-практической конференции «Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития» (февраль 2009) Основные результаты диссертационного исследования изложены в 4 научных публикациях (в том числе 2, в изданиях рекомендованных ВАК России), нашли своё отражение в учебно-методической литературе, в учебных курсах «Основы культурологии», «История мировой культуры», «Искусство и литература», «История рекламы».

Структура диссертации включает в себя Введение, две главы (шесть параграфов), заключение, библиографический список. (187 наименования)

Похожие диссертации на Творчество как экзистенциальная основа антропологической концепции Н.А. Бердяева в контексте современной гуманитарной культуры